КУЛЬТУРА И МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ОБРАЗОВ В ТВОРЧЕСТВЕ У. БЛЕЙКА
Т. М. НИКОЛЬСКАЯ
В данной статье рассматривается творчество У. Блейка, а именно его иллюстрации к различным произведениям современников. Рассказывается и об особом методе, разработанном Блейком для гравировки своих работ. Внимания заслуживают акварели, выполненные в уникальной манере, иллюстрирующие «Божественную комедию» Данте. Здесь приводятся в пример две их них, на основе которых делается вывод о неповторимости творческого восприятия автора данного произведения, заключающемся в символичности и метафоричности его мировоззрения. Кроме того, говорится о фантазийном, чувственном и визуализированном отражении его видения литературных произведений, которое позволяло ему соединять два вида искусства и передавать это при помощи создаваемых образов.
Ключевые слова: художник, акварель, гравюры, образы, символика, иллюстрации, Данте, «Божественная комедия», собственная интерпретация, воображение.
«Воображение - мой мир» У. Блейк
У. Блейк является одним из величайших английских поэтов и художников. Все его творчество пронизано тягой к лучшему, воплощенному в созданных образах.
Карьера Блейка в изобразительном искусстве началась в глубоком детстве, где его наклонности поддерживались родителями. Его отдали в школу рисования, где он учился копировать гравюры, позже, у другого мастера, он овладел традиционной техникой резцовой гравюры. Но особое место в его обучении сыграла зарисовка надгробий Вестминстерского аббатства, где увиденные готические скульптуры оставили глубокий след во всем его последующем творчестве в качестве форм и содержания, а также его пристрастия к волнистым линиям и композиционной симметрии.
Блейк учился и совершенствовался в течение всей жизни: он посещал школу Королевской Академии художеств, а также участвовал с 1780 г. в регулярных летних выставках, обращаясь неоднократно к истории.
Но уже в его исторических полотнах проявляется сочетание образов, собственное видение событий.
Для многих своих современников, личность Блейка оставалась загадкой. Он, вопреки вкусам и
видениям английского общества, отстаивал право на художественную независимость.
Создает Блейк и ряд произведений на темы творчества У. Шекспира, гравирует работы Г. Фюс-ли, тяготеющему к готическим кошмарам и сверхъестественному. Эти работы не просто иллюстрации, они с текстом представляют единое целое. Здесь, впервые, Блейк применяет несколько иную технику, другой способ. «Он наносил линии рисунка на металлическую пластину с помощью кислотоупорного раствора, а затем погружал ее в кислоту. На получившийся рельеф наносилась краска, причем можно было использовать одну и ту же доску для печатания различным цветом» [1].
Это открытие Блейк приписывал своему горячо любимому брату Роберту, который очень рано умер. Блейк был сильно опечален смертью брата, о чем говорит его рассказ о видении во сне Роберта, объяснившему ему принцип нового метода печати. Подробности открытия так и остаются неясными, но оно имело для Блейка огромное значение не только в художественном плане.
В конце XVIII в. Блейк иллюстрирует издание «Жалоб, или Ночных размышлений о жизни, смерти и бессмертии» Э. Юнга, к которому создает более пяти сотен акварелей, но напечатан был только первый том. Эти работы еще раз показали собственное, целиком аллегорическое, прочтение текста Блейком. Эта тенденция собственного прочтения, интерпретации, а не только иллюстрации, будет проходить на протяжении всего творчества
Блейка, а это - «процесс творческий, показывающий степень разностороннего восприятия материала» [5].
Еще при жизни, Блейк был известен как иллюстратор сборников мистической поэзии. Это не только уже упомянутый сборник Юнга, еще и сборник «Стихи» Томаса Грея (1790), «Могила» Р. Блейра. Сборники помогали ему проникнуть в самую суть авторских мыслей, вступить с ним в спор, несмотря на восхищение, которое автор мог испытывать к великим поэтам. «Иллюстрируя литературные произведения, он возлагал на себя право освобождать их авторов от груза ошибок и заблуждений, указать им путь к спасению [1, с. 157].
Особого внимания заслуживают работы, иллюстрирующие «Божественную комедию» А. Данте. Эти работы представляют собой вершину творческой карьеры Блейка-иллюстратора. По заказу известного художника Дж. Линнелла, Блейк создает сто две акварели крупного размера: семьдесят две к «Аду» («Infemo»), двадцать к «Чистилищу» («Purgatorio») и десять к «Раю» («Paradiso»), с которых потом предполагалось сделать гравюры. Но художник приступил к гравированию лишь семи сюжетов. Над этими, последними, он работал уже лежа в постели.
Фон этих иллюстраций очень нетипичен для Блейка, он пейзажный, а художник считал природу частью падшего мироздания. Но здесь этот фон символичный и метафоричный, являясь выражением двусмысленности образов автора, его собственной интерпретации понимания этого художественного произведения.
Возьмем, например, работу «Надпись над вратами ада» (1824-1827).
В «Божественной комедии» Данте ад описан как некая воронка, представленная как пропасть, сужающаяся к центру кругами. Вход в нее закрыт вратами, перед которыми остановились Данте и Вергилий.
За мною - мир страданий и мучений,
За мною - скорбь и слезы без конца,
Мир падших душ, печальных привидений.
Я - правосудье высшее Творца,
Могущества и воли осознанье,
Творение Небесного Отца.
Воздвигнутое раньше мирозданья.
Бесстрастно я гляжу столетьям вслед.
Ни гнева нет во мне, ни состраданья.
За мной ни для кого надежды нет!...
Вот надпись, что над входом в Ад чернела.
Я страшные слова прочел. «Поэт,
Смысл этих слов - воскликнул я несмело, Наводит страх!» Вергилий понял вдруг,
Что у меня душа оледенела.
«Страх неуместен, - он ответил. - Друг,
Мы подошли к обители печали Тех падших душ (ты погляди вокруг),
Что всякий день безумием встречали».
И крепко руку сжал мою поэт.
И вместе с ним мы подошли вначале К обители ужасной вечной бед,
Где из густого мрака доносились Людские вопли - им названья нет. [2]
Блейк облачил центральные образы в одежду разного цвета: Данте - в пурпурные, а Вергилия -в синие одежды. Таким образом, Данте для Блейка становится воплощением чувственного, живого начала, воплощением силы, уверенности и решимости. А Вергилий - воплощением глубины, преданности, некой недосягаемости, воплощением правосудия, постоянства и преданности, то есть воплощением творческого воображения.
Интересна и сама изобразительная трактовка сюжета: в расступившемся лесу, образующем арку над головами двух путников, явно прослеживаются черты воронки Ада, по которой им придется пройти. Цвет, используемый Блейком для воронки - черный, обозначающий смерть, пустоту, в которую путникам придется окунуться. Вергилий успокаивает Данте, прочитавшего надпись над вратами. Он поворачивается к Данте со спокойным лицом, то же спокойствие сквозит во всех линиях, очерчивающих фигуру Вергилия. Его жест также полон мягкости, как бы отодвигает все страхи Данте и говорит о том, что Данте пройдет весь путь.
Интересна по своей трактовке сюжета и акварель «Деревья самоубийц и гарпии» (1824-1827).
Здесь изображены Данте и Вергилий в терновой чаще:
С поэтом мы вступили в темный лес,
Что мне дремучей чащей показался.
В нем не было тропинки ни одной,
И он волной зеленой не плескался:
Его листва казалась жестяной,
Чернеющие ветви кривы были,
И не плоды, светясь в глуши лесной,
Нам радовали взор, - но тускло гнили Растенья ядовитые везде,
Мы хуже места верно б не открыли...
Тот страшный лес, где путь наш обрывался, Заполнен злыми гарпиями был,
Что со Строфад троян изгнали. Сжался.
.То здесь, то там я слышал плач и стон,
От коих тут же разум цепенеет.
Нет никого - лишь крик со всех сторон.
И, вслушиваясь, я остановился,
Стенаньями глухими потрясен.
.Он прошептал: «Чтоб в голове твоей Мысль приняла другое направленье,
Сломай в лесу любую из ветвей».
И, я найдя колючее растенье,
Проросшее в сухом трухлявом пне,
Сломал его, горя от нетерпенья.
И пень воскликнул в жуткой тишине: «Пришелец глупый, что тебе я сделал?
Иль в самом деле у людей ко мне Нет жалости?» Дрожа древесным телом, Налившись черной кровью, он вопил:
«Да, здесь я - пень! Но там, на свете белом,
В земных пределах я когда-то был Таким же человеком.» [2, с. 118]
Попадая в чащу, Данте слышит голоса и останавливается в изумлении, так как никого не видит, на что Вергилий указывает на стоящие кру-
гом деревья, в которых сокрыты души умерших, закончивших жизнь самоубийством. Блейк это показывает в своих акварельных рисунках при помощи лиц, которые лишь очерчены на деревьях, как бы проглядывая из-под коры. Эти лица полны скорби и боли, а гарпии, сидящие на ветвях, следят за их мучениями. Данте, надломив ветку, причиняет невероятную боль душам: из веток течет кровь, а не просто сок деревьев. Человеческий облик напоминают не только лица, выглядывающие из деревьев, но и сам изгиб линий, обрисовывающий деревья: он напоминает движения человеческого тела. Поза Данте, а также его лицо выражают неимоверное сострадание и жалость, которые он испытывает по отношению к душам самоубийц. Это видно и в выражении его глаз, и в положении рук и в том, как он стоит -как бы извиняясь за содеянное. «Смерть души, смерть духа не просто обессмысливает жизнь физическую, она перечеркивает ее» [4].
Приглушенный тон всего рисунка тоже говорит о скорбном состоянии всей ситуации. Определенный ритм композиции подтверждает изначальную идею Данте о планомерном спуске по кругам ада - та же планомерность присутствует и в частоте расположения деревьев.
Работы Блейка по иллюстрированию Данте, выполненные в его особой манере, заключаются в движении линий, прорисовке образов, а также в тональной монохромности, составляющей особое, чувственное прочтение произведения. Особый ракурс, который избирает Блейк для выражения собственного понимания образов, является особым способом восприятия художником литературного произведения. Его произведение «возбуждает в одно и то же время глубочайшие переживания, подобные переживаниям реальных событий, и эстетическое наслаждение, проистекающее из его восприятия именно как произведения искусства, как созданной человеком модели жизни» [3].
Эта манера, способ взаимодействия двух видов искусства очень долго считались непонятыми. Публику смущало фантазийное, визуализированное отражение мыслей и чувств автора.
И лишь с 60-хх гг. XIX в., познакомившись с творчеством Блейка, многие художники стали обращаться к его наследию. Особо привлекала черта передавать духовное через телесное, открывавшая неограниченные возможности для художника.
«Начиная с самых первых рецензий, критики пытаются увязать технические достижения художника с необычностью и даже непонятностью его произведений. Тем не менее, на протяжении его творческой карьеры вполне прослеживается разви-
тие идей, основанных на традиционных принципах, которые Блейк впитывал, оспаривал, перерабатывал и применял к своей теории искусства, в центре которой - ряд тщательно обдуманных, хоть и не всегда ясных и последовательных убеждений, художественных и духовных. Как отмечал сам Блейк, «Этот мир - мир воображений и видений. но каждый видит его по-своему» [1, с. 23].
Литература
1. Блейк У. и британские визионеры. Каталог выставки. М., 2012. С. 31.
2. Данте А. Божественная комедия / пер. с итал. Д. Минаева. М., 2013. С. 54.
3. Лавринова Н. Н. Видовое многообразие искусства // Аналитика культурологии. М., 2010. № 16. С. 162-171.
4. Нарбекова О. В. Концепт «живое» в рассказе Т. Толстой «Чистый лист» // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2010. № 4. С.156-158.
5. Никольская Т. М. Формирование навыков анализа произведений искусства посредством их восприятия // Научное обозрение. М., 2009. № 1. С. 128-129.
* * *
FEATURES OF INTERPRETATION OF IMAGES IN W. BLAKE'S CREATIVITY
T. M. Nikolskaya
In this article W. Blake's creativity, especially his illustrations of various works of contemporaries is considered. It is also told about the special method developed by Blake for an engraving of the works. Attention is paid to the water colours executed in a unique manner, illustrating Dante's «Divine comedy». Here two of them are cited as an example on the basis of which the conclusion about originality of creative perception of the author of this work, consisting in symbolical character and metaphoric of his outlook is drawn. Besides, it is spoken about the fantasy, sensual and visualized reflection of its vision of literary works which allowed him to connect two art forms and to transfer it by means of created images.
Key words: artist, water colour, engravings, images, symbolic, illustrations, Dante, «Divine comedy», own interpretation, imagination.