Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-СМИ КР'

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-СМИ КР Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
39
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архонт
Ключевые слова
интерактивность / интернет-СМИ / интернет-журнали­стика / мультимедиа / персонализация / interactivity / internet mass-media / Internet journalism / multimedia / personalization

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Болотбекова К. Б.

в статье рассмотрены основные отличительные черты средств массовой информации в сети Интернет. Даны основные определения, выделены ключевые особенности, рассмотрена роль интернет-СМИ в современном обществе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE INTERNET MEDIA OF THE KR

The main distinctive features of mass media on the Internet are considered in article. The main definitions are given, key features are marked out, the role of internet mass-media in modern society is considered.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-СМИ КР»

МАСС-МЕДИА И ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОММУНИКАЦИИ

Болотбекова К.Б.

старший преподаватель кафедры журналистики и связей с общественностью БГУ им. К. Карасаева, Кыргызстан, г. Бишкек

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-СМИ КР

Аннотация: в статье рассмотрены основные отличительные черты средств массовой информации в сети Интернет. Даны основные определения, выделены ключевые особенности, рассмотрена роль интернет-СМИ в современном обществе.

Ключевые слова: интерактивность, интернет-СМИ, интернет-журнали-стика, мультимедиа, персонализация

В наш информационный век в СМИ появилась и совершенствуется интернет-журналистика как новая разновидность журналистики, поскольку с течением времени возможности Интернета развиваются. На сегодняшний день каждый, кто пользуется персональным компьютером, может создавать средства массовой информации, доступные для других пользователей, так как при этом нет необходимости задействовать особое техническое оборудование. Этот способ передачи информации представляет собой качественно новое культурное явление, которое формирует информационное пространство каждого человека.

Интернет-СМИ в наше время обладают огромной аудиторией, а также широкими возможностями влияния на нее. Именно в этой связи изучение их особенностей остается весьма актуальной и злободневной темой. Прежде всего, нам следует обратиться к определению интернет-СМИ. Изучив различные трактовки данного понятия, можно прийти к выводу, что единого определения данный термин не имеет, как и многие другие, он различным образом интерпретируется, подвергаясь субъективной оценке конкретного автора. Таким образом, представляется возможным сформулировать определение этого понятия, исходя из собственного его понимания.

Интернет-журналистика Кыргызстана сегодняшнего дня имеет свои особенности в сравнении с традиционной работой в газетах, на телевидении и на радио. Восприятие информации в глобальной сети находится в прямой зависимости от технических особенностей ее отображения. Любой монитор, хоть компьютерный, хоть экран смартфона, ограничивается размером, техническими и визуальными возможностями. Все это роднит Интернет с телевидением. Но в случае Интернета есть большое преимущество: количество сайтов в сети несравнимо с количеством каналов на ТВ. Это делает Интернет более предпочтительным вариантом в подаче журналистской информации для адресата.

В своей работе телевидение использует визуальный и звуковой способы донесения информации. интернет-СМИ предлагают то же самое (видеоролики), при этом добавляя текстовую и иллюстративную информацию, что роднит сетевые с СМИ с печатными аналогами. Это обстоятельство говорит о том, что СМИ из интернета ориентированы на более интеллектуальную и разноплановую аудиторию, нежели ТВ. Таким образом, многие интернет-СМИ представляют собой своего рода «глянцевые таблоиды», которые готовы также предоставить потребителю информации методы телевизионной журналистики. Преимуществом видеоряда в Интернете является то, что пользователи в известной мере сами определяют его содержимое посредством более эффективной обратной связи, чем на телевидении. Из-за особенностей человеческого восприятия наиболее естественным способом просмотра информации является считывание данных сверху-вниз. Этот факт создает непривычность восприятия горизонтальной прокрутки экрана. Данное ограничение,

в свою очередь, обуславливает отказ от традиционной для печатных медиа колоночной верстки и сокращает число колонок. Для интернет-СМИ характерно большое количество иллюстраций, мест для рекламы и инфографики, что значительно усложняет привычную верстку.

Особенности восприятия данных в Интернете ведут сетевую журналистику к необходимости сокращения объемов текста. Появилась необходимость в более детальной структуризации текста и внедрении ярких и красочных элементов, которые способны стимулировать читателя. Это является спецификой подачи информации в глобальной сети. Этот факт обусловливает провал на рынке интернет-СМИ электронных версий тех традиционных газет, которые отличаются объемными текстами, и ведет к обособлению интернет-пространства как совершенно отдельного места для журналистики [4]. Одним из явных преимуществ интернет-журналистики в сравнении с традиционной является наличие очень сильной обратной связи, которое реализуется в гораздо меньшей степени в печатных.

Интернет-СМИ называют некие сайты, которые посещают относительно большое количество людей, эти сайты постоянно обновляются, они предоставляют своему читателю и / или зрителю именно ту информацию, которую считают социально значимой [5, с. 6].

Это определение подтверждает и О.И. Молчанова, она пишет: «Интернет-СМИ — это большие сайты, посещаемые относительно большим количеством людей, которые обновляются по несколько раз в сутки и предоставляют именно ту журналистскую продукцию, которая социально значима» [2].

Персонализация, другими словами, сеть Интернет поставляет необходимую информацию на различных уровнях заинтересованности отдельных личностей, либо групп людей. То есть доставка некой информации обеспечивается согласно предпочтениям пользователя через различные источники персонализированного поиска, подписку на рассылку осведомлений об обновлениях по электронной почте, а также в соответствии с подпиской на различные каналы кабельного телевидения.

Отсутствие посредников связанно с тем, что пользователи Интернета могут напрямую обратиться к той или иной личности без какого-либо вмешательства и/или манипуляции средств массовой информации.

Что касается стилистических особенностей интернет-СМИ можно выделить также ряд существенных отличий от традиционных видов журналистики. К ним следует отнести различия по жанру, размеры и стиль статьи и заголовка, гипертекстуальность, повторное использование информации [3].

Различия по жанру: интернет-СМИ классифицируются в соответствии со своей принадлежностью к тому или иному жанру на аналитические издания, информационные и, используемые крайне редко, художественно-публицистические.

Размеры и стиль статьи и заголовка: интернет-СМИ для привлечения и удержания внимания пользователя используют короткие тексты, с максимально насыщенным содержанием, при этом заголовок является самой нагруженной, с точки зрения смысла, частью статьи.

Гипертекстуальность: интернет-СМИ обладают возможностью применения гиперссылок — ссылок на какие-либо другие документы и / или источники, размещенные в сети.

Повторное использование информации: интернет-СМИ отличаются от традиционных форм средств массовой информации возможностью обратиться к ним в любое время суток.

Помимо вышеперечисленных особенностей интернет-СМИ обладают также следующими отличительными чертами, не требующими расшифровки и дополнительного объяснения функциональности. К ним следует отнести: доступность, неограниченный объем

выпусков издания, оперативность, возможность создания архивов, неограниченный географический охват, а также их низкая себестоимость.

СМИ (письма читателей) и на радио и телевидении (звонки в студию). Интернет в этом плане гораздо более технически развит, так что наличие обратной связи является очень важным элементом интернет-журналистики. Очень часто именно отзывы на статью, написанные пользователями, делают рейтинг для статьи [5, с.4]. Если сравнить кыргызские и ЦА сетевые-СМИ, то можно прийти к выводу, что они появлялись при помощи совершенно разных механизмов. Можно говорить о создании практически всех западных интернет-СМИ по инициативе «сверху», по желанию руководства издания либо по инициативе крупного инвестора, в то время как в КР их формирование почти всегда шло «снизу», по инициативе частных лиц. Это и является принципиальной разницей между отечественными и западными интернет-СМИ. Западные СМИ сразу же начали использовать технические возможности глобальной сети интернет. Наличие удаленных корреспондентов, работающих через интернет на различные издания, изначально было гораздо выше на Западе, нежели в КР.

Специфика восприятия журналистского текста в интернете заключается в том, что адресат воспринимает не линейный текст, а большой объем расширенной информации. В распоряжении интернет-СМИ имеются следующие способы передачи информации: сам текст, фото (передают наглядно зафиксированные детали событий), звук (служит эмоциональным усилением для текста и фото), видео (информация, представленная в фото, может быть представлена и в видео-варианте) и анимация [1].

В заключение стоит подчеркнуть, что интернет стал неотъемлемой частью жизни большинства людей, что в свою очередь обусловило появление СМИ в глобальной сети. Процессы внедрения и адаптации медиа в новую среду заняли определенное время и отличались друг от друга в зависимости от страны, в которой они происходили. Кыргызская история конвергенции СМИ отличается от западной тем, что она происходила медленнее и имела свои особенности. Также стоит отметить, что существуют различные классификации интернет-СМИ. Посредством интерактивности и обратной связи, сетевая журналистика, по сути, трансформировала СМИ в СМК. Интернет-журналистика внесла некоторые коррективы в принципы работы журналиста: изменился способ доставки контента адресату, возник процесс упрощения журналистских материалов и оперативность подачи информации стала еще более ценной. Технические возможности гаджетов в сочетании с доступом в сеть сместили акцент с самого журналистского текста на визуальные способы подачи информации. Тем не менее, широкий доступ в Интернет породил большое количество дезинформации, плагиата и рекламы.

Литература:

1. Амзин А.А. 140 правил интернет-журналиста. - М.: АСТ, 2020. - 400 с.

2. Баранова Е.А. Процесс конвергенции СМИ и журналистское образование// Медиаскоп. Электронный научный журнал факультета журналистики МГУ, 2010. № 1. С. 4.

3. Вартанова Е.Л. Конвергенция как неизбежность. О роли технологического фактора в трансформации современных медиасистем// От книги до Интернета; под ред. Я.Н. Засурского и Е.Л. Вартановой. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2019. - 208 с.

4. Градюшко А.А. Основы интернет-журналистики: веб-журналистика. - Минск: БГУ, 2012. - 152 с.

5. Торалиева Г.Д. Международные стандарты он-лайн-журналистики. - Бишкек, 2006. -60 с.

References:

1. Amzin A.A. 140 pravil internet-zhurnalista. - M.: AST, 2020. - 400 s.

2. Baranova E.A. Process konvergencii SMI i zhurnalistskoe obrazovanie// Mediaskop. Elektronnyj nauchnyj zhurnal fakul'teta zhurnalistiki MGU, 2010. № 1. S. 4.

3. Vartanova E.L. Konvergenciya kak neizbezhnost'. O roli tekhnologicheskogo faktora v transformacii sovremennyh mediasistem// Ot knigi do Interneta; pod red. YA.N. Zasurskogo i E.L. Vartanovoj. - M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 2019. - 208 s.

4. Gradyushko A.A. Osnovy internet-zhurnalistiki: veb-zhurnalistika. - Minsk: BGU, 2012. -152 c.

5. Toralieva G.D. Mezhdunarodnye standarty on-lajn-zhurnalistiki. - Bishkek, 2006. - 60 s.

FEATURES OF THE INTERNET MEDIA OF THE KR

Bolotbekova K.B.

Senior Lecturer, Department of Journalism and Public Relations, K. Karasaev BSU, Kyrgyzstan, Bishkek

Abstract: The main distinctive features of mass media on the Internet are considered in article. The main definitions are given, key features are marked out, the role of internet mass-media in modern society is considered.

Keywords: interactivity, internet mass-media, Internet journalism, multimedia, personalization

Для цитирования: Болотбекова К.Б. Особенности Интернет-СМИ КР// Архонт, 2024. № 3(42). С. 41-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.