Научная статья на тему 'Особенности Интернет-мемов в современной российской политической коммуникации'

Особенности Интернет-мемов в современной российской политической коммуникации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

19
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Мем / Интернет / Интернет-мем / политические коммуникации / политический процесс / информационные технологии / интернет-пространство / информационное общество / информация / средства массовой коммуникации / Meme / Internet / Internet meme / political communications / political process / information Technology / Internet space / Information society / information / mass media

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кудряшова Екатерина Викторовна, Мурзалиева Венера Асленбековна

Интернет-мемы – это новое явление, характерное для интернет-пространства. Мемы приобретают свою узнаваемость благодаря анонимности, серийности, актуальности, юмору, эмоциональности и т.д. В современном информационном обществе люди ищут альтернативу традиционным способам выражения протеста или высказывания своего мнения, которое не повлечет за собой наказания. Идеальным инструментом в данном случае выступают интернет-мемы. Мемы – отличный способ, который можно использовать для улучшения своего имиджа, особенно среди молодого поколения. Так, в последние годы в России оппозиционная стороны довольно часто использует мемы как инструмент для общения с аудиторией и создания, таким образом, определенного образа. Кроме того, в России политические мемы – новое явление, получившее распространение не так давно. Основными источниками вдохновения для создания мемов выступают первые лица государства. Довольно часто используются разные фотографии Президента РФ и его известные фразы, которые привлекают внимание не только российских граждан, но и аудиторию из других стран. Помимо Президента довольно часто можно встретить фразы и выражения Д. Медведева, с которыми также создается большое количество интернет-мемов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Internet Memes in Modern Russian Political Communication

Internet memes are a new phenomenon characteristic of the Internet space. Memes gain their recognition due to anonymity, seriality, relevance, humor, emotionality, etc. In the modern information society, people are looking for an alternative to traditional ways of expressing protest or expressing their opinions, which will not entail punishment. Internet memes are an ideal tool in this case. Memes are a great way that you can use to improve your image, especially among the younger generation. Thus, in recent years in Russia, the opposition side has quite often used memes as a tool for communicating with the audience and thus creating a certain image. In addition, in Russia, political memes are a new phenomenon that has become widespread not so long ago. The main sources of inspiration for creating memes are the top officials of the state. Quite often, various photographs of the President of the Russian Federation and his famous phrases are used, which attract the attention of not only Russian citizens, but also audiences from other countries. In addition to the President, you can often find phrases and expressions from D. Medvedev, with which a large number of Internet memes are also created

Текст научной работы на тему «Особенности Интернет-мемов в современной российской политической коммуникации»

Карнавальная политическая культура | doi: 10.46539/elit.v4i4.173

Features of Internet Memes in Modern Russian Political Communication

(a) Ekaterina V. Kudryashova, (b) Venera A. Murzalieva

(a) Astrakhan State University named after. V.N. Tatishcheva, Astrakhan, Russia E-mail: eafanasova[at]mail.ru ORCID 0000-0002-9943-6394

(b) Astrakhan State University named after. V.N. Tatishcheva, Astrakhan, Russia E-mail: veneramurzalieva11[at]mail.ru

Abstract

Internet memes are a new phenomenon characteristic of the Internet space. Memes gain their recognition due to anonymity, seriality, relevance, humor, emotionality, etc. In the modern information society, people are looking for an alternative to traditional ways of expressing protest or expressing their opinions, which will not entail punishment. Internet memes are an ideal tool in this case.

Memes are a great way that you can use to improve your image, especially among the younger generation. Thus, in recent years in Russia, the opposition side has quite often used memes as a tool for communicating with the audience and thus creating a certain image. In addition, in Russia, political memes are a new phenomenon that has become widespread not so long ago. The main sources of inspiration for creating memes are the top officials of the state. Quite often, various photographs of the President of the Russian Federation and his famous phrases are used, which attract the attention of not only Russian citizens, but also audiences from other countries. In addition to the President, you can often find phrases and expressions from D. Medvedev, with which a large number of Internet memes are also created

Keywords

Meme; Internet; Internet meme; political communications; political process; information Technology; Internet space; Information society; information; mass media.

icensed under a Creative Commons «Attribution» 4.0 International License

Issues in Elitology. 2023. No 4 | ISSN: 2712-8415 Carnaval Political Culture | doi: 10.46539/elit.v4i4.173

Особенности Интернет-мемов в современной российской политической коммуникации

(а) Кудряшова Екатерина Викторовна, (b) Мурзалиева Венера Асленбековна

(a)Астраханский государственный университет им. В.Н. Татищева, Астрахань, Россия E-mail: eafanasova[at]mail.ru ORCID 0000-0002-9943-6394

(b) Астраханский государственный университет им. В.Н. Татищева, Астрахань, Россия E-mail: veneramurzalieva11[at]mail.ru

Аннотация

Интернет-мемы - это новое явление, характерное для интернет-пространства. Мемы приобретают свою узнаваемость благодаря анонимности, серийности, актуальности, юмору, эмоциональности и т.д. В современном информационном обществе люди ищут альтернативу традиционным способам выражения протеста или высказывания своего мнения, которое не повлечет за собой наказания. Идеальным инструментом в данном случае выступают интернет-мемы.

Мемы - отличный способ, который можно использовать для улучшения своего имиджа, особенно среди молодого поколения. Так, в последние годы в России оппозиционная стороны довольно часто использует мемы как инструмент для общения с аудиторией и создания, таким образом, определенного образа. Кроме того, в России политические мемы - новое явление, получившее распространение не так давно. Основными источниками вдохновения для создания мемов выступают первые лица государства. Довольно часто используются разные фотографии Президента РФ и его известные фразы, которые привлекают внимание не только российских граждан, но и аудиторию из других стран. Помимо Президента довольно часто можно встретить фразы и выражения Д. Медведева, с которыми также создается большое количество интернет-мемов.

Ключевые слова

Мем; Интернет; Интернет-мем; политические коммуникации; политический процесс; информационные технологии; интернет-пространство; информационное общество; информация; средства массовой коммуникации.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution » («Атрибуция») 4.0 Всемирная

Введение

XXI век, ставший периодом активного развития и внедрения новых информационных технологий во все сферы жизни, привел к изменению процесса коммуникации, играющей одну из первостепенных ролей в существовании и развития любого общества.

Основные преобразования, происходящие в современном мире, связанны с развитием Интернета и большого количества новых пользователей, благодаря чему, осуществление процесса получения и обмена информацией стало гораздо быстрее и проще. Однако это явилось причиной потери доверия населения к средствам массовой информации, до этого выступавшим основным источником получения информации для широкой общественности. На сегодняшний день наибольшее доверие люди отдают неформальным средствам коммуникации, среди которых чаще используются интернет-мемы.

Конкретный материал относительно доверия к СМИ можно предложить, опираясь на результаты социологического исследования «Определение уровня доверия граждан к социально-политическим институтам и органам власти как элемента общественно-политических процессов, происходящих под воздействием глубоких глобальных трансформационных процессов в социально-политической сфере», проведенного учеными Астраханского государственного университет имени В.Н. Татищева. В качестве объекта исследования выступили г. Астрахань и Астраханская область.В исследовании, которое проводилось в сентябре-ноябре 2022 года, было опрошено 600 человек.

В ходе опроса был сделан замер уровня доверия тем или иным социально-политическим институтам, в том числе и СМИ. Результаты исследования нашли отражение в монографии «Политическое доверие эпохи «воюющих демократий».

Приходится констатировать удручающее положение с показателями у СМИ, у которых самая низкая степень полного доверия - 4,2 %, т.е. последнее 13 место среди всех социальных институтов, самая высокая степень полного недоверия - 36,3 % (тоже 13 место), предпоследнее 12 место по индексу доверия (-42,7 %). Зато первое место по степени недоверия в целом (62,9 %). Но радости от этого первого места нет и быть не может.

Еще более удручающе выглядит ситуация у политических партий. Предпоследнее 12 место по степени полного доверия - 4,9% и последнее по степени доверия с оговоркой «скорее» - 12,6%.

Как видим, институтами, пользующимися наименьшей степенью доверия, являются СМИ и политические партии.

Обратим внимание на некоторые аспекты деятельности СМИ в самом общем виде. В XX они стали одним из основных институтов социализации и идеологии, одним из важнейших источников формирования общественного сознания и мнения. В наши дни СМИ представляют собой субъект политики,

Issues in Elitology. 2023. No 4 | ISSN: 2712-8415 Carnaval Political Culture | doi: 10.46539/elit.v4i4.173

один из важнейших инструментов управления политическим процессом. Обращаясь к большинству общества напрямую, они способны обеспечить поддержкой масс и политического лидера, и политическую партию, и ее политический курс. Хорошо известно мнение, что для удержания страны под контролем, достаточно контролировать ее ведущие телеканалы и печатные издания. Поэтому СМИ и называют «четвертой ветвью власти» - после законодательной, исполнительной и судебной.

Следует заметить, что СМИ, с одной стороны, формируют общественное мнение и направляют его, помогают политикам заручиться поддержкой широких общественных групп, а с другой стороны, способны создать в обществе напряженность, подорвать доверие к властям. Это может быть сделано, если, к примеру, достаточно долго публиковать материалы определенного характера. В то же время, СМИ могут перенаправить недовольство властными элитами, указывая обществу другую мишень для негодования. СМИ могут обеспечить правительство и другие властные структуры поддержкой населения, а могут, наоборот, обеспечить общественное неодобрение их действий.

Важно подчеркнуть, что СМИ отнюдь не представляют собой зеркала, способного давать точное отражение действительности. Предоставляемая ими широкой общественности информация всегда пропускается через своеобразную систему фильтров. Еще на один аспект важно обратить внимание: СМИ - это инструмент, который используют в своих интересах определенные социальные силы. Как раз, будучи таким инструментом, СМИ и способны манипулировать общественным сознанием, навязывать гражданам решения, основанные не на разуме, а на эмоциях.

Нельзя упускать из виду и следующее обстоятельство. В современных условиях СМИ представляют собой важное, но далеко не единственное средство формирования общественного сознания и предоставления информации. К тому же, практически все крупные СМИ по всем вопросам и проблемам призваны выражать официальную точку зрения, которая может подвергаться корректировке/искажению другими источниками информации.

Так, в последнее время все больше усиливается влияние на общественное сознание народной журналистики, так называемых, блогеров. Текстовые блоги и видеоблоги создаются гражданами или объединениями граждан и пользуются в обществе все большим авторитетом, оспаривая его крупных СМИ.

И даже если их (блогеров) положения/утверждения, аргументы и выводы не являются истиной в последней инстанции, а могут сознательно или несознательно искажать эту истину, то они, в определенной мере, непременно подрывают степень доверия к официальным СМИ. К тому же, порой они оперативнее выдают информацию по тому или иному вопросу, и эта первичная информация «оседает» в сознании людей, формируя к событию определенное отношение, которое официальным СМИ приходится потом опровергать, подвергать пересмотру, что не всегда бывает успешным. Можно

сказать, что срабатывает принцип: первое слово дороже второго (Карабущенко et al, 2023, с. 140-143).

В последнее время все чаще именно мемы стали восприниматься не просто в качестве смешной картинки, а полноценного инструмента коммуникации, используемого пользователями Интернета для высказывания своего мнения относительно событий, происходящих как внутри страны, так и за ее пределами. Так же они применяются для выражения поддержки или протеста в сторону политических лидеров государства, их политики, имиджа; высмеивания программы кандидата в процессе выборов.

Активное внедрение данного феномена в политическую деятельность привлекло внимание специалистов в данной сфере, которые стали использовать интернет-мемы для выстраивания положительного имиджа политика во время предвыборных кампаний; дискредитации оппонента, высмеивания его действий, неудач и предлагаемой программы, а также для более близкой коммуникации кандидатов со своими избирателями для увеличения их доверия и более лояльного отношения.

Использование интернет-мемов также дает возможность гражданам разных стран быть вовлеченными в политические процесс, происходящий в той или иной стране. Та идея, ценность и посыл, который закладывается в мем, может оказать сильной воздействие на международное общество, к примеру, изменив его отношение к стране, ее лидеру и гражданам. Следовательно, благодаря мемам, общество не только информируется относительно событий, но и получает возможность сформировать относительно их свое мнение.

Методология

Первым ученым, использовавшим термин «мем» в своей работе «The Selfish Gene» (в переводе на русский:«Эгоистичный ген»), был Р. Докинз. Однако еще в 1904 г. немецкий зоолог Р.Земон использовал термин «миме-тика» (с греч. mimetes - притворщик, переговорщик). Позже в 1921 г. работа Р. Земона была переведена на английский язык и получила название «The Mneme». Уже в 1976 г. всем хорошо известный термин «мем», произошедший от греческого «миметика», был употреблен английским эволюционным биологом, Р. Докинзом.

В своей работе, занимаясь описанием теории мемов, Р.Докинз сравнивает их с генами - генетической передачей информации, заключающейся в трансляции одним человеком определенной информации и копированием этой же информации другим. Исследователь писал: «Точно так же, как гены распространяются в генофонде, переходя из одного тела в другое с помощью сперматозоидов или яйцеклеток, мемы распространяются в том же смысле, переходя из одного мозга в другой с помощью процесса, который в широком смысле можно назвать имитацией» (Докинз, 2013, стр. 126). Таким образом, по мнению

Issues in Elitology. 2023. No 4 | ISSN: 2712-8415 Carnaval Political Culture | doi: 10.46539/elit.v4i4.173

Р.Докинза, долговечность, плодовитость и точность копирования - главнее качества мемов.

В конце XX в. появляются новые работы, которыми занимались С. Блэкмур, Р. Броуди, Д. Хофштадтер. Новые исследования были посвящены полному изучению мемов: особенностям, их природе, возможности к самовоспроизводству и, самое главное, - анализу влияния, оказываемого ими на общество и политические процессы.

Одним из таких исследователей, занимавшимся изучением данного понятия, является Д.Рашкофф, сравнившиймем с вирусом, распространяющимся по организму животных. Впоследствии идеи такого формата были названы им «медиавирусами». По его мнению, медиавирусы - мемы и мемо-плексы, распространяющиеся в информационном пространстве и изменяющие понимание событий, происходящих на местах или в мире (Рашкофф, 2003, стр. 155).

Говоря об отечественных исследователях, занимавшихся изучением данного термина, можно назвать С.А. Шомову, доктора политических наук, профессора департамента медиа НИУ ВШЭ. Использование мема в политической сфере - основное направление работы С. Шомовой. По ее мнению: политический интернет-мем - особенный жанр, используемый для общения в Интернете. Примером могут послужить сообщения-реакции пользователей Сети на определенные события, происходящие в политической сфере (Шомова, 2015, стр. 39). Этот исследователь также утверждает, что зарубежная политическая наука занимается активным изучением роли мемов в процессе выборов, если же говорить об отечественных исследованиях, то данный термин и его потенциал изучены не до конца.

Еще одним отечественным исследователем в данном направлении считается И. Ксенофонтова, которая определила мемы как распространение определенной информации в Интернете любыми способами. Однако, она подчеркивает, что не каждая информация является мемом (Ксенофонтова, 2009, стр. 289). Таким образом, можно считать, что основной задачей для интернет-пользователей является обмен информационным продуктом, т.е. мемом.

Большая заинтересованность в данном феномене заставляет исследователей заниматься активным его изучение: проводить исследования, связанные с определением характеристик мемов, а также созданием классификаций, которые смогли бы охватить всевозможные аспекты.

Политические Интернет-мемы в России

Сильная вовлеченность интернет-мемов в политическую сферу наделяет их особенностями, отличающими их от мемов, относящимся к другим сферам. Основным источником политических мемов являются фразы, фотографии политиков (чаще всего неудачные); фрагменты видео, где показаны неловкие моменты, происходящие с политиком.

В качестве текстовыхмемов, как правило, выступают слова и фразы без визуального и звукового сопровождения. Примером может послужить всем известная фраза Д.А. Медведева «Денег нет, но вы держитесь» (Просто денег нет сейчас. Найдем деньги - сделаем индексацию. Вы держитесь здесь, всего доброго, хорошего настроения и здоровья), которую он произнес во время встречи с пенсионерами в Крыму.

Memepedia отмечает, что выражение, ставшее популярным в сети, используется гражданами России для демонстрации недостатков в разных сферах жизни: здравоохранение, пенсии, дороги и т.д. Фраза быстро распространилась и стала популярной среди пользователей. В декабре 2016 г. являлась одной из самых запрашиваемых в категории «мемы года». Фраза Д.Медведева использовалась не только пользователями Интернета, но также, к примеру, она была применена компанией Tele2 для рекламы своих сотовых услуг: «Конкуренты, вы держитесь там! Хорошего вам настроения, здоровья!» («Денег нет, но вы держитесь», 2017) . Позже без каких-либо объяснений рекламный слоган был удален.

Другим примером выражения, ставшего мемом, можно назвать фразу «Спасибо, что проголосовали за пакет поправок в Конституцию». Выражение стало популярным после того, как было объявлено, что граждане некоторых регионов России могут выразить свое отношение к предложению о внесении поправок в Конституции РФ, выдвинутых Президентом страны, на сайте Госуслуг. Информация в короткие сроки распространилась по социальным сетям, вызвав массовую реакцию. Пользователи обсуждали большую вероятность фальсификации результатов, причиной которой должно было стать онлайн-голосование.

Как отмечает О. Волкова, пост одного из пользователей, опубликованный в Twitter (запрещенная в России социальная сеть), в котором был получен положительный ответ на вопрос о необходимости покупки пакета (Волкова, 2022, стр. 186), начал набирать популярность, стал вирусным, запустив волну по созданию мемов, относящихся к данной теме.

В качестве еще одного примера может послужить фраза Президента РФ: «Нравится - не нравится, терпи, моя красавица!», сказанная им во время встречи с Президентом Франции Э. Макроном во время обсуждения вопросов, касающихся выполнения украинской стороной Минских договоренностей. Выражение, сказанное Президентом РФ, быстро распространилось по Сети и вызвало бурную реакцию у многих пользователей, а также стало причиной создания множества мемов с изображенным на них Президентом Украины В. Зеленским (Пул N3, 2022) .

Визуальная группа мемов, включает в себя фотожабы, мемы-изображения, а также видеомемы (медиамемы). Примером может послужить мем, получивший название «Длинный стол Путина», или «Путин за длинным столом». Данный мем стал распространяться по Интернету после встречи Президента РФ В.В.Путина и Президента Франции И.Макрона, состоявшаяся в феврале

Issues in Elitology. 2023. No 4 | ISSN: 2712-8415 Carnaval Political Culture | doi: 10.46539/elit.v4i4.173

2022 г. («Переговоры длились 5 часов из-за большого стола»..., 2022). Переговоры между двумя лидерам проходили за длинным столом, который сразу же привлек внимание общественности, а особенно пользователей Интернета. Опубликованные фотографии моментально стали источником для создания мемов-фотожаб, создавая которые авторы растягивали стол или размещали за ним разных персонажей.

Позднее ситуация с длинным столом повторялись вновь во время встречи Президента с главой МИД и министром обороны. Для проведения встречи выбрали еще более длинный стол, что запустило новую волну мемов (Рыцари длинного стола, 2022).

Однако, уже 15 февраля после встречи В. Путина с канцлером ФРГ О. Шольцом, которая проходила за тем же столом, который использовался во время встречи с И.Макроном, ситуация перестала вызывать смех у пользователей Интернета.

Еще одним примером данной группы мемов можно считать падение министра иностранных дел России С. Лаврова, произошедшее в 2018 г. на форуме «Россия - страна возможностей». Поднимаясь на платформу, глава МИД споткнулся и упал прямо на сцене, тем самым вызвав бурную реакцию общественности и став мемов, отражающим положение дел в стране.

Несмотря на то, что фото было почти сразу удалено после его публикации, оно уже распространилось по многим социальным сетям. Стоит отметить, что пользователи большее внимание уделили не самому факту падения главы МИДа, а названию мероприятия, на котором это произошло. Таким образом, мем, получивший название «Россия поднимается с колен», создавался пользователями для освещения имеющихся в стране проблем и не только (Андреева, 2018).

И наконец, последняя группа, креолизованные мемы (вербально-визуальные), которая чаще используются аудиторией, что делает ее наиболее популярной в Интернет. Основными видами третьей группы выступают как видеомемы, так и статичные изображения.

Для политической коммуникации, осуществляемой как в реальной, так и в виртуальной среде, характерна фраза «Я вне политики» или «Я политикой не интересуюсь» («Я политикой не интересуюсь, Я вне политики», 2022) . Сложившаяся на международной арене обстановка, носившая негативный характер, побудила людей сохранять, а иногда даже увеличивать свою аполитичность. Такой позиции придерживалось большое количество людей, что вызывало раздражение у некоторых слое общества и стало причиной создания мемов на данную тему.

Рассматривая креолизованные мемы, стоит добавить, что И. Кудашев и Е. Спирин, занимающиеся изучением сферы политической коммуникации, обратили внимание на образ Президента РФ В. Путина, который часто используется в качестве основы для мемов (Кудашов, & Спирин, 2016). В связи с этим, специалистами было выделено несколько типажей Президента РФ.

К первому типажу авторы относят «настоящего мужчины», показывающего В. Путина как человека в хорошей физической форме, умеющего пользоваться оружием и управлять транспортом разного вида. Наиболее популярным является мем «Путин с голым торсом», который начал распространяться по интернет-пространству после отдыха Президента в 2009 г. Фотография стала вирусной не только в России, где из нее создавались фотожабы, но и на Западе, где он приобрел популярность в средствах массовой информации, а также стал частью массовой культуры. К этому же виду можно отнести мем «Путин и голубь», который по сей день является популярным во многих социальных сетях. Причиной создания данного мема является неожиданное приветствие Президента с голубем, произошедшее во время его визита в 2017 г., когда он посетил некоторые храмы Рогожского культурного центра. После такого действия в российском интернет-пространстве завирусилось видео, созданное пользователем, на котором запечатлено, как голубь отвечает на приветствие главы государства.

«Образ политика», является вторым и показывает В. Путина с двух сторон. С одной стороны, он - мировой лидер, который способен приниматься все решения самостоятельно без оглядки на западную элиту, с другой стороны, рассматривающей внутреннюю политику, В. Путин - глава государства, руководитель, в руках которого сосредоточена вся власть. Наиболее часто используемыми фотографиями, выступающими в качестве шаблона для мемов, являются изображение улыбающегося Президента РФ с небольшим прищуром, с кулаком, а также плачущего. Стоит также отметить, что в апреле 2022 г. популярность набрала фотография, сделанная во время встречи Президента с министром обороны С. Шойгу. Особое внимание пользователи обратили на позу В. Путина, которая стала причиной для создания разнообразных мемов.

В том числе, люди вспомнили про длинный стол, за которым Президент не раз проводил свои встреч в феврале и марте 2022 г. По итогу, фото стало распространяться по Сети и вируситься, люди комментировали, делились им, а также создавали мемы (Mememaste, 2022).

Последний образ - «Путин-чекист» (Кудашов & Спирин, 2016). Третий типаж, представляющий Президента как агента спецслужб, наиболее распространен на Западе, где Россия - страна, вызывающая страх у населения, а В. Путин - таинственный, скрытый и загадочный лидер, бывший служащий советской разведки.

Рассматривая образ Президента В.В. Путина, изображения и выражения которого достаточно часто используют в качестве шаблона для создания интернет-мемов, можно выделить события 2020 г., связанные с внесением поправок об обнулении президентских сроков. Для создания мемов на данную тему за основу был взят мем «Наташ, вставай!», который стал популярным в интернете в декабре 2019 г.

Изначальный шаблон был помещен в политическую ситуацию - внесение поправок об обнулении президентских сроков, т.е. его визуальная часть оста-

Issues in Elitology. 2023. No 4 | ISSN: 2712-8415 Carnaval Political Culture | doi: 10.46539/elit.v4i4.173

лась прежней, в том время как вербальная была изменена: имя Наташа было заменено на Володя, а также были добавлены некоторые реплики: первый срок, второй срок, 3-й и 4-й срок и т.д.

В качестве еще одного примера можно использовать мем «Проветрили и хватит!». Фраза была взята из вступления поэмы «Медный всадник» А.С. Пушкина. Визуальная часть данного мема состоит из изображений исторических деятелей Росси. Для создания одного из видов такого мема были использованы изображения Петра I и В. Путина. Созданный мем был подписан следующим образом: «Открыл окно в Европу - Закрыл окно в Европу», и как итог -общая фраза «Проветрили и хватит!», которая показывает сложных отношений, складывающихся между Евросоюзом и Российской Федерацией.

Следует обратить внимание на следующее обстоятельство - в последние десятилетия в России интернет-мемы стали важной частью политической коммуникации: выражении своего мнения относительно политических событий, позиций, протеста, а также высмеивании кандидатом своего оппонента и т.д. Особенно сильно процесс внедрения интернет-мемов стал заметен в 2019 г., ставшим годом протестных акций на территории Российской Федерации. М.В.Милованова и У.В.Терентьева, опираясь на данный факт, выделили рейтинг интернет-мемов, демонстрирующих отношение общественности к протестам, а также проанализировали оказываемое ими влияние на сознание людей (Милованова & Терентьева, 2022, стр.60).

В 2019 г. согласно данным мониторинга Медиалогии, форма протестной акции «Я/Мы Иван Голунов», созданная по примеру «Je suis Charlie, #metoo, набрало наибольшую популярность в Интернете. Началось все с поддержки в отношении журналиста «Я/Мы Иван Голунов», выраженной такими известными изданиями, как «Ведомости», «Коммерсант» и «РБК». Это действия стало причиной для массовых протестов в стране. Многими исследователями было отмечено, что такой прием стал Интернет-мемом, который позднее был применен и к другим акциям протеста. Шаблон «Я/Мы (....)» стал браться за основу для проведения акции в поддержку кого-либо. Так, к примеру, М.Мило-ванова и Е.Терентьева отмечают, что данный шаблон был использован как минимум в двух случаях: в процессе «московского дела» и в деле ареста бывшего губернатора Хабаровского края (Милованова & Терентьева, 2022, стр.60).

В 2021 г. одним из самых популярных считался мем «Вы продаете рыбов?», который представляет собой фотографию, на которой изображены коты, смотрящие на рыбу. Смотря на данное изображение, складывается ощущение, что коты и продавцы рыбы ведут диалог. Данное фото, используемое пользователями в качестве шаблона для мемов, впервые появилось в интернете в 2014 г. и выступало основой для разного вида мемов, но именно в 2021 г. изображение стало набирать большую популярность, став трендом («Вы продаете рыбов?», 2021). Важно отметить, что причиной вирусности стало не само фото, а сопро-

вождаемые его надписи. Как отмечено на сайте Memepedia, все началось с «диалога»:

- Здравствуйте а вы продаете лобстеров?

- нет только рыбов.

Позднее содержание мема было видоизменено. К тому же стоит заметить, что специально были допущены ошибки. В новом варианте коты спрашивали не про лобстеров, а про «рыбов»:

- вы продоёте рыбов?

- нет просто показываю

- красиво....

Таким образом, новый вариант мема стал распространяться по Сети и набирать еще большую популярность. При этом допущенные ошибки сохранялись и выступали в качестве шаблона. В начале 2022 г. из-за произошедших событий, данный мем стал еще более актуальным (Там же). Пользователи изменили его, подстроив под политические, экономические реалии того периода:

- вы продаете газов?

- только за рубли

- красивое...

Новый адаптированный под политические события 2022 г. мем, вызвал положительную реакцию у пользователей, которые начали создавать свои варианты, связанные с разными политическими моментами: рост доллара, события, валютой и другое (Милованова & Терентьева, 2022, стр.63).

Использование Интернет-мемов российской оппозицией

Довольно часто российская оппозиция, а также политики, которые на протяжении долгого времени борются за власть, попадают под критику пользователей российского интернет-пространства. Наиболее частыми героями мемов выступают Г.Явлинский, которого чаще всего высмеивают и критикуют за отрицательную результативность и длительность его участия в борьбе за место президента страны; мемы про К. Собчак чаще всего иллюстрируют особенности ее внешности. Если же рассматривают еще одного известного политика В.Жириновского, то его чаще всего показывают как человека скандального, известного своими кричащими фразами и выражениями и склонного к провокационным действиям.

Issues in Elitology. 2023. No 4 | ISSN: 2712-8415 Carnaval Political Culture | doi: 10.46539/elit.v4i4.173

При этом необходимо отдельно выделить самого известного оппозиционера и героя мемов в последние годы, А. Навального4. По мнению одного из основателей сайта Memepedia А. Кривеца, А. Навальный - яркий пример человека-мема, который отлично разбирается в них и целенаправленно делится ими со своей аудиторией. Поскольку основная часть его последователей - молодые граждане, проводящие большое количество своего времени в Сети, его тактика использования мема для коммуникации с ними работает (Шомова, 2019, стр.36).

А. Навальный, деятельность которого в самом начале яростно продвигали и поддерживали разные интернет-издания и блоги, на сегодняшний день достаточно сильно потерял эту поддержку. Как отмечает С. Шомова, часто можно встретить мемы про А. Навального, в которых используются эрративы (намеренные искажения слов), что связано с желанием создателей переложить ответственность и вину на кого-то другого (Шомова, 2019, стр.37).

К примеру, фраза «Все было хорошо, пока не пришел Навальный», или «И тогда пришел Навальный», произнесенная Е.Винокуровой в видеообращении к сторонникам оппозиционера, записанном после митинга, с которого Навального «вышвырнули», по его словам. Произнесенная журналистом фраза рассмешила пользователей Сети и стала использоваться как сторонниками, которые показывают реальную позицию человек, так и противниками оппозиционера, которые таким способом пытались задеть или высмеять Навального, показывая его главным виновником всех проблем в стране (Mememaster, 2017).

Заключение

Большая вовлеченность пользователей интернета в интернет-пространство говорит о том, что интернет-мем, роль которых в последнее время значительно возросла, оказывает на аудиторию определенное психологическое воздействие. Но, несмотря на это, все зависит от умонастроения самого «потребителя». Для человека со здоровой психикой и критическим мышлением мемы не представляют никакой опасности, наоборот, в большинстве случаев, вызывают лишь положительные эмоции: смех, радость, улыбку и т.д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако не стоит забывать, что во многие политические мемы бывают заложены: призыв к активным действиям, агрессия, направленная на определенные политические структуры или лица. В таком случае, публикация и дальнейшее распространение таких мемов может привести к негативным последствиям как для отдельного человека, или группы людей, так и для всего общества в целом.

Отдельно необходимо отметить, что создание мемов на политическую тему способно сильно исказить «реальность» произошедших событий, изменяют настоящий образ политика, его имидж и оказываемое им влияние.

4 Признан экстремистом в РФ

Следовательно, интернет-мемы могут полностью исказить и «перевернуть» историческую память общества в будущем.

Список литературы

Brodie, R. (1996). Virus of the Mind: The New Science of the Meme. Integral Press.

Hofstadter, D.R. (1996). Metamagical Themas: Questing for the Essence of Mind and Pattern. Basic Books.

«Переговоры длились 5 часов из-за большого стола»: Соцсети заполонили мемы о встрече

Путина и Макрона. (2022, февраль 9). Получено из БезФормата website: https://krasno-yarsk.bezformata.com/listnews/memi-o-vstreche-putina-i-makrona/102330253/

Андреева М. (2018). Россияне высмеяли упавшего на сцене Сергея Лаврова. Получено из Ваш город website: https://vashgorod.ru/post103735

Волкова, О. И. (2022). Интернет-мемы как инструмент политической коммуникации в

современной России. РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ И ПРОЦЕССОВ: ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ сборник научных трудов XIII Международной научно-практической конференции. Омск, 2022, 184-191. Омск: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского.

Всё было хорошо, пока не появился Навальный**. (2017, май 15). Получено из Memepedia website: https://memepedia.ru/vsyo-bylo-xorosho/

Вы продаете рыбов? Нет просто показываю - происхождение мема. (2021, июль 29). Получено из Memepedia website: https://memepedia.ru/vy-prodaete-rybov/

Денег нет, но вы держитесь—Дмитрий Медведев. (2017, май 24). Получено из Memepedia website: https://memepedia.ru/deneg-net-no-vy-derzhites/

Докинз, Р. (2013). Эгоистичный ген. Москва: ACT:CORPUS.

Карабущенко, П.Л., Усманов, Р.Х., Оськина, О.И., Подвойский, Л.Я., Григорьев, А.В., Кудряшова, Е.В., & Рогов, А.В. (2023). Политическое доверие эпохи «воюющих демократий». «КДУ», «Добросвет», doi: 10.31453/kdu.ru.978-5-7913-1312

Ксенофонтова, И.В. (2009). Специфика коммуникации в условиях анонимности: меметика,

имиджборды, троллинг. В А.С. Каргин (ред.), Интернет и фольклор. (сс. 285- 293.) ГРЦРФ.

Кудашов, И. В., & Спирин, Е. В. (2016). Креолизация образа В.В. Путина через интернет-мемы. В Е. С. Меер (Ред.), ИСТОРИЯ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ: ВОСПРИЯТИЕ, ОБРАЗ, РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ВЛАСТИ материалы IX Всероссийской научной конференции. Ответственный редактор Е.С. Меер. 2016. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева.

Милованова, М. В., & Терентьева, Е. В. (2022). Интернет-мемы как актуальный феномен политической интернет-коммуникации в России. Гуманитарные и социальные науки, 93(4), 5866. doi: 10.18522/2070-1403-2022-93-4-58-66

Наташ, ты спишь? Вставай, мы там все уронили. (2022). Memepedia. https://memepedia.ru/ natash-my-tam-vsyo-uronili /

Пул N3. (2022, февраль 10). И назвал красавицей. Получено из Telegram website: https://t.me/ dimsmirnov175/29400

Путин вцепился в стол на встрече с Шойгу и попал в мемы. (2022, апрель 21). Получено из Memepedia website: https://memepedia.ru/putin-vcepilsya-v-stol/

Issues in Elitology. 2023. No 4 | ISSN: 2712-8415 Carnaval Political Culture | doi: 10.46539/elit.v4i4.173

Рашкофф, Д. (2003). Медиавирус: Как поп-культура тайно воздействует на наше сознание. Ультра-культура

Рыцари длинного стола (2022). Получено из Amic.ru website: https://www.amic.ru/news/

politika/rycari-dlinnogo-stola-v-seti-vnov-obsuzhdayut-distanciyu-vladimira-putina-na-vstrechah-497606

Терентьева, Е. В., & Милованова, М. В. (2022). Политические интернет-мемы в современной

российской интернет-коммуникации. Мир науки, культуры, образования, (4), 306-309. doi: 10.24412/1991-5497-2022-495-306-309

Шомова, С.А. (2015). Политический Интернет-мем: сущность, специфика, разновидности. Бизнес. Общество. Власть, (22), 28-41.

Шомова, С.В. (2019). Развлекать или властвовать: образы российской власти и оппозиции в

Интернет-мемах. Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика, (3), 2343.

Я политикой не интересуюсь, Я вне политики. (2022, март 14). Получено из Memepedia website: https://memepedia.ru/ya-politikoj-ne-interesuyus/

** Признан экстремистом в РФ

References

"The talks lasted 5 hours from behind a big table": Social networks flooded with memes about Putin and Macron's meeting. (2022, February 9). Retrieved from BezFormata website: https://kras-noyarsk.bezformata.com/listnews/memi-o-vstreche-putina-i-makrona/102330253/ (In Russian).

Andreeva, M. (2018). Russians mocked Sergey Lavrov who fell on stage. Retrieved from Your city website: https://vashgorod.ru/post103735 (In Russian).

Are you selling fish? No just showing - the origin of the meme. (2021, July 29). Retrieved from Meme-pedia website: https://memepedia.ru/vy-prodaete-rybov/ (In Russian).

Brodie, R. (1996). Virus of the Mind: The New Science of the Meme. Integral Press.

Dawkins, R. (2013). The selfish gene. AST:CORPUS (In Russian).

Everything was fine until Navalny** appeared. (2017, May 15). Retrieved from Memepedia website: https://memepedia.ru/vsyo-bylo-xorosho/ (In Russian).

Hofstadter, D.R. (1996). Metamagical Themas: Questing for the Essence of Mind and Pattern. Basic Books.

I am not interested in politics, I am out of politics. (2022, March 14). Retrieved from Memepedia website: https://memepedia.ru/ya-politikoj-ne-interesuyus/ (In Russian).

Karabushchenko, P.L., Usmanov, R.H., Oskina, O.I., Podvoysky, L.Y., Grigoriev, A.V., Kudryashova, E.V., & Rogov, A.V. (2023). Political trust in the era of "warring democracies". "KDU," Dobrosvet, doi: 10.31453/kdu.ru.978-5-7913-1312 (In Russian).

Knights of the long table (2022). Retrieved from Amic.ru website: https://www.amic.ru/news/poli-tika/rycari-dlinnogo-stola-v-seti-vnov-obsuzhdayut-distanciyu-vladimira-putina-na-vstrechah-497606. (In Russian).

Ksenofontova, I.V. (2009). Specificity of communication in conditions of anonymity: memetics, imageboards, trolling. In A.S. Kargin (Ed.), Internet and folklore. (pp. 285- 293.) GRCRF (In Russian).

Kudashov, I. V., & Spirin, E. V. (2016). Creolization of the image of V.V. Putin through internet memes. In E. S. Meer (Ed.), HISTORY OF WORLD CIVILIZATIONS: PERCEPTION, REPRESENTATION, REPRESENTATION OF GOVERNMENT: Proceedings of the IX All-Russian Scientific Conference. 2016. Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev. (In Russian).

Milovanova, M. V., & Terentyeva, E. V. (2022). Internet memes as a topical phenomenon of political Internet communication in Russia. Humanities and Social Sciences, 93(4), 58-66. doi: 10.18522/2070-1403-2022-93-4-58-66 (In Russian).

Natasha, are you asleep? Get up, we dropped everything in there. (2022). Memepedia. https: //meme-pedia.ru/natash-my-tam-vsyo-uronili/. (In Russian).

No money, but you hang in there-Dmitry Medvedev. (2017, May 24). Retrieved from Memepedia website: https://memepedia.ru/deneg-net-no-vy-derzhites/ (In Russian).

Pool N3. (2022, February 10). And called a beauty. Retrieved from Telegram website: https://t.me/ dimsmirnov175/29400 (In Russian).

Putin clutched onto the table at his meeting with Shoigu and got into memes. (2022, April 21).

Retrieved from Memepedia website: https://memepedia.ru/putin-vcepilsya-v-stol/ (In Russian).

Rushkoff, D. (2003). Media Virus: How pop culture secretly influences our consciousness. Ultra-culture (In Russian).

Shomova, S.A. (2015). Political Internet meme: essence, specificity, varieties. Business. Obshchestvo. Vlast, (22), 28-41. (In Russian).

Shomova, S.V. (2019). To entertain or to rule: images of Russian power and opposition in Internet memes. Vestnik of Moscow University. Series 10. Journalism, (3), 23-43 (In Russian).

Terentyeva, E. V., & Milovanova, M. V. (2022). Political Internet memes in contemporary Russian Internet communication. The world of science, culture, education, (4), 306-309. doi: 10.24412/1991-5497-2022-495-306-309 (In Russian).

Volkova, O. I. (2022). Internet memes as a tool of political communication in modern Russia. DEVELOPMENT OF POLITICAL INSTITUTES AND PROCESSES: INTERNATIONAL AND DOMESTIC EXPERIENCE Collection of scientific papers of the XIII International Scientific and Practical Conference. Omsk, 2022, 184-191. Omsk: Omsk State University named after F.M. Dostoevsky. (In Russian).

** Recognized as an extremist in the Russian Federation (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.