УДК 658. 879
Усманова З.И. доцент кафедра маркетинга Самаркандский институт экономики и сервиса
Наркулова Ш.Ш. ассистент кафедра маркетинга Самаркандский институт экономики и сервиса
ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГА В СФЕРЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
Аннотация: Благодаря «интернет-паутине» стал доступен такой способ торговли, как электронная торговля посредством интернет-магазинов. В статье рассмотрены основные направления развития интернет-маркетинга в сфере розничной торговли, определяется набор инструментов электронной торговли, оказывающих существенное влияние на реализацию функций маркетинга. Подробно анализируются элементы 4P маркетинга применительно к интернет-торговле.
Ключевые слова: маркетинг; электронная торговля; интернет-магазины; розничная торговля; товар; цена; место продаж; продвижение; реклама; конкуренция; потребители.
Usmanova Z.I. docent
department of marketing Samarkand Institute of Economics and Service
Narkulova Sh.Sh. assistant department of marketing Samarkand Institute of Economics and Service
FEATURES OF INTERNET MARKETING IN THE SPHERE OF
RETAIL TRADE
Abstract: Thanks to the «internet-web», became known fora such a way of trading as ecommerce through online stores. The article reviews the main directions of development of internet-marketing in sphere of retail trade, it is determind e-commerce tolls, that have a significant impact to the implemention of marketing functions. It detailed analysis the elements 4P marketing - mix for internet commerce.
Keywords: marketing; e-commerce; online store; retail trade; product; price; place of sale; promotion; advertising; competition.
В современных экономических реалиях наблюдается тенденция быстрого роста интернет-торговли. Российский интернет-рынок относительно молод, но сегодня мы уже можем отметить его значительный рост. Совсем недавно российские потребители не могли совершать покупки в Интернете, а сегодня это становится привычным действием. Обширные сетевые возможности способствуют изменениям в маркетинге. Развитие услуг, предоставляемых через электронную сеть, вносит существенные изменения в технологии продаж, в продвижении товаров конечным пользователям. Сегодня розничная торговля является одним из наиболее быстрорастущих секторов российской экономики. Она открыта для инноваций, и поэтому многие предприятия, работающие в этой области, проявляют особый интерес к инновационным решениям.
В основе рыночной экономики, в том числе в розничной торговле, основная движущая сила эволюции и взаимодействия субъектов рынка -это конкуренция. Именно то предприятие считается наиболее успешным, которое способно противостоять конкуренции не только путём сохранения, но и путём расширения своих позиций на рынке. Наиболее перспективным направлением инноваций в таких конкурентных условиях является создание интернет-услуг, поскольку сегодня глобальная сеть предлагает множество инновационных инструментов, применимых в розничном секторе. Сегодня многие крупные и средние реальные магазины имеют свои собственные сайты, которые являются для них одним из основных каналов распространения информации о товаре, цене и других характеристиках. В то же время предприятия могут использовать интернет-технологии для различных целей:
• для распространения коммерческой рекламы;
• как средство общения с клиентами;
• для создания собственной информационной сети
• в качестве средства связи с его филиалами и подразделениями и также с поставщиками и клиентами.
Ежедневно растёт число обычных клиентов, предпочитающих интернет-магазины. Осуществляя покупки через электронные каналы, потребитель тем самым значительно уменьшает бесполезные усилия, с которыми он сталкивается при совершении покупок в реальных магазинах.
21 век - это век информационных технологий, и сегодня создание интернет-магазина доступно практически для всех. С каждым годом число интернет-магазинов растет. Владельцы магазинов должны понимать, что создание сайта не предвещает высокой прибыли и успешного ведения бизнеса в Интернете. Любой созданный интернет-магазин нужно
продвигать, используя различные инструменты для привлечения и последующего удержания клиентской аудитории.
В этой связи большую роль для успешного ведения бизнеса и продвижения товаров в Интернете играет проведение компетентного интернет-маркетинга, который позволит донести всю необходимую информацию о товарах до потребителя. Создание дополнительных каналов для информирования потребителей не только повлияет на их выбор, но и позволит компании увеличить продажи и увеличить прибыль.
На сегодняшний день значительный рост продаж через электронную сеть приобретает такие предметы, как одежда, обувь и аксессуары. По данным национального рынка электронной коммерции, доля продаж одежды через интернет-магазин составляет 62% от общего объема одежды, проданной в 2021 году, обувь - 25%, а аксессуаров - 13%. Меньшая доля продаж обуви в онлайн-режиме объясняется сложностью размеров, а также характеристиками индивидуального удобства обуви. В результате процент возвратов для обуви традиционно выше, чем для одежды.
Как говорит теория управления: «стратегия лучших цен» может принести пользу только одной компании на этом рынке. И в число таких компаний чаще всего входят крупные магазины, что типично в области электронной торговли. Однако, устанавливая цены на определённом уровне один раз, не стоит отказываться от «ценового» фактора для последних позиций, нужно отслеживать и регулярно сравнивать цены конкурентов и в традиционной сфере, и электронной коммерции.
В настоящее время дизайн и визуализация сайта являются наиболее актуальными и имеют определяющее значение. Инфографика и регулярная модернизация электронных платформ являются частью визуальной революции, которую мы сейчас переживаем. Такие сайты, как Instagram, Facebook, Twitter, пользуются наибольшей популярностью, потому что они позволяют привлекать больше пользователей благодаря визуализации, и предоставляют большие возможности для коммуникации. Размещение интернет-магазинов и их реклама в социальных сетях имеют поразительный успех.
Актуальным на данном этапе развития розничной торговли является использование такого делового формата электронной коммерции, как многоканальные фирмы. Особенностью многоканальных продавцов является сочетание онлайновых и оффлайновых каналов продаж, что характерно для традиционных розничных компаний с долгосрочным и хорошо построенным розничным бизнесом. Для таких фирм электронные каналы сбыта являются дополнительными к традиционным.
Продвижение и реклама - это сочетание методов продвижения продукта, веб-сайта и интернет-магазина в целом в Интернете. Этот набор мер включает поисковый маркетинг, контекстную, баннерную рекламу, e-
mail маркетинг, вирусный и скрытый маркетинг, а также работу с блогами и социальными сетями.
В заключение, стоит отметить: открыть интернет-магазин не представляет сложности, гораздо сложнее выбрать грамотную маркетинговую стратегию для того, чтобы привлечь и удержать клиентов, а также проводить эффективную работу в целях дальнейшего продвижения интернет-магазина. Знание потребностей аудитории, её особенностей и размер, изучение рынка и основных конкурентов - всё это позволяет эффективно продвигать продукт конечным пользователям через Интернет. Ключом к успешному бизнесу в условиях полной информатизации общества и быстрого развития электронной коммерции является знание ее потребителя.
Использованные источники:
1. Гнатченко Д. О. Интернет как двигатель розничной торговли // Научные записки молодых исследователей. - 2014. - №2. С. 25-28
2. Евсина И. Ю. Интернет маркетинг. Сегментация рынка интернет торговли товарами моды // Новая наука: опыт, традиции, инновации. -2019. - №1-1 (59). - С. 104-106
3. Савинов Ю. А. Конюхова Ю. А., Эффективность международного маркетинга в сети Интернет // Российский внешнеэкономический вестник. - 2008. - №12. - С. 51-62
5. Islamovna U. Z., Kerimbergenovich A. A. Modern Features of Development of Tourist and Recreational Services in Uzbekistan //European Journal of Life Safety and Stability (2660-9630). - 2022. - Т. 15. - С. 148153.
6. Usmanova Z. I. Peculiarities and trends of tourist and recreational services development in Uzbekistan. - 2018.
7. Islamovna U. Z. Prospects for the development of the tourist and recreation complex as an effective lever for the restoration of the tourist industry in Uzbekistan after the pandemic //Academicia Globe: Inderscience Research. -2021. - Т. 2. - №. 05. - С. 408-421.
8. Мурадова Н. У. Специфика рынка лизинговых услуг и используемых в них маркетинговых инструментов //Глобальные проблемы модернизации национальной экономики. - 2019. - с. 493-499.
9. Boyjigitov, S. . (2022). Opportunities to Increase the Effectiveness of Marketing Activities in the Enterprise. Middle European Scientific Bulletin, 21, 82-87.