Научная статья на тему 'Особенности Интернет-коммуникации: определение и свойства'

Особенности Интернет-коммуникации: определение и свойства Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
48848
4532
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / СЕТЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ВИРТУАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / КОМПЬЮТЕРНЫЙ ДИСКУРС / ЭЛЕКТРОННЫЙ ДИСКУРС / INTERNET COMMUNICATION / NETWORK COMMUNICATION / VIRTUAL COMMUNICATION / COMPUTER / ELECTRONIC DISCOURSE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Морозова О. Н.

В статье дается обзор направлений в исследовании Интернет-коммуникации. Анализируются определения данного феномена, представленные в работах по разным областям современной науки: социологии, психологии, лингвистики. Выделяются и описываются основные признаки данного вида коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article provides an overview of the trends in the study of Internet communication. It analyzes the definitions of this phenomenon, presented in research papers on various areas of modern science: sociology, psychology, linguistics. It distinguishes and described the main features of this type of communication.

Текст научной работы на тему «Особенности Интернет-коммуникации: определение и свойства»

ОБЗОРЫ И СООБЩЕНИЯ

УДК 81:004.738.5

О. И. Морозова

Особенности Интернет-коммуникации: определение и свойства

В статье дается обзор направлений в исследовании Интернет-коммуникации. Анализируются определения данного феномена, представленные в работах по разным областям современной науки: социологии, психологии, лингвистики. Выделяются и описываются основные признаки данного вида коммуникации.

The article provides an overview of the trends in the study of Internet communication. It analyzes the definitions of this phenomenon, presented in research papers on various areas of modern science: sociology, psychology, linguistics. It distinguishes and described the main features of this type of communication.

Ключевые слова: Интернет-коммуникация, сетевая коммуникация, виртуальная коммуникация, компьютерный дискурс, электронный дискурс.

Key words: Internet communication, network communication, virtual communication, computer, electronic discourse.

Интернет-коммуникация - достаточно новое явление современного общества. «Началом становления мировой компьютерной сети Интернет принято считать 1986 г., когда Национальный научный фонд создал научную компьютерную сеть и объединил ее с АРПАНЕТ. С тех пор ее популярность постоянно растет, из средства передачи электронных посланий Интернет превратился сегодня в место для встреч, полное людей и идей, стал киберпространством, миром коммуникаций, информации и развлечений, в котором не существует понятия "расстояние"» [1]. Интернет представляет собой техническое новшество, стремительно распространившееся и ставшее частью жизни миллионов человек. В наши дни все большее

число видов деятельности выполняется людьми с помощью компьютеров и компьютерных сетей.

Само сочетание этих двух терминов - «интернет» и «коммуникация» вызывает некоторые сомнения. Так как Интернет представляет собой среду, а коммуникация является сутью этой среды. Однако правомерность такого использования этих терминов оправдывается тем, что до недавнего времени основная функция Интернета была связана лишь с получением и хранением информации, но на сегодняшний день она перестает быть ведущей. Все больше Интернет берет на себя роль канала коммуникации, стимулируя «новые социокультурные процессы [11, с. 53]. Интернет становится особой средой общения, играющей все более важную роль практически во всех сферах деятельности современного общества. Такая широкая популярность, и повышающаяся доступность Интернет-технологий способствует появлению, как новых возможностей, так и перспективных способов коммуникации, которые формируют особую сферу информационного взаимодействия, приводят к возникновению инновационных типов общественных отношений.

По Б.М. Гаспарову, коммуникативное пространство обозначает «мысленно представляемую среду», необходимую для воспроизведения и восприятия высказывания в процессе коммуникации [7, с. 69], которая накладывает свой отпечаток на этот процесс. Изменение коммуникативного пространства, таким образом, ведет к изменениям и самого процесса. И.И. Шабшин, еще больше расширяя границы Интернета, определяет его как «метасреду» для коммуникации, среду для реализации бизнес-технологий, среду для существования и работы СМИ, среду для хранения и обработки информации и т. д. [13]. Таким образом, Интернет предоставляет новую когнитивную среду, в которой происходит самоорганизация нового знания, как фрагмента реальности и, следовательно, продукта различных социальных и культурных традиций, установления по-нимательной связи между коммуникантами. Тем самым Интернет представляет собой уникальный социальный феномен, образующий новую познавательную систему, систему ценностно-ориентированных установок.

Многогранность этого феномена, который можно определить как перцептивно-лингвистическую коммуникацию, сопряженную с актами познания и создания механизмов когерентности личности смыслообразующих систем, проявляется в целом наборе принципов, а именно:

• диалоговости и коммуникативности;

• зрительно-перцептивным аспекте (наблюдательность);

• межличностной коммуникации;

• инструмента кросскультурного диалога;

• лингвистический компоненту, с. 110-111].

Технологизированность коммуникативного пространства, конечно же, нисколько не уменьшает значения языка, который в данной среде выступает «не столько как "форма выражения" готовых мыслей, сколько как способ содержательной организации и представления знаний. Этот способ первичен, универсален, возникает с самим зарождением человеческого интеллекта и служит надежным инструментом его развития» [8, с. 5]. Новая среда способна использовать традиционные формы выражения, она лишь расширяет эти возможности, соединяет в одно пространство различные формы общения в различных областях социальной деятельности.

Основные функции языка - познавательная, выразительная, коммуникативная и манипулятивная - полностью находят свое выражение в новых условиях. Функционирование языка в этих особых коммуникативных средах при опосредовании передачи информации электронными каналами, несомненно, ведет к проблеме пересмотра методологии лингвистических исследований [15], требует изучения языка как относительно среды, в которой он функционирует, так и «носителя» этого языка. Это является реальным стимулом к перестройке лингвистической теории в целом во многих аспектах и ведет к все более широкому привлечению других областей научных знаний для лингвистического анализа.

О том, что явление, хоть уже и достаточно устоявшееся в современном обществе, все же находится в стадии развития и изучения с различных точек зрения, говорит тот факт, что пока нет единого термина для его определения как в отечественной, так и в

зарубежной науке. Так британский исследователь Д. Кристал пишет: "We need a name for this new media, and over a dozen have been pro-posed, such as "computer mediated communication" and electronic discourse" («Нам необходимо название для этой новой среды, и было предложено более дюжины, такие, например, как "computer mediated communication" and electronic discourse") [14, с. 12]. В российской науке используются такие термины, как электронная коммуникация, виртуальная коммуникация, компьютерная коммуникация, сетевая коммуникация, Интернет-коммуникация, а также компьютерный или электронный дискурс.

На современном этапе большинство ученых указывает на необходимость междисциплинарного подхода в изучении данного сложного явления. Так, например, М.Б. Бергельсон отмечает такие значимые аспекты этого явления, как социальные, когнитивные, технологические и этические [3]. А.Е. Войскунский в статье «Исследования Интернета в психологии» подчеркивает, что «Интернет почти с самого своего появления и оформления является предметом междисциплинарных исследований, в которых объединены усилия специалистов в таких областях преимущественно гуманитарного знания, как социология, культурология, философия, "взаимодействие человека с компьютером" (Human-Computer Interaction), лингвистика, этнография, психология, педагогика, политология, библиотековедение, а также (бесспорно, в первую очередь по объему исследований) "communication science"» [5].

Е.И. Горошко, представив в своей статье «Лингвистика Интернета: формирование дисциплинарной парадигмы» очень подробный анализ существующих подходов в исследовании Интернет-коммуникации, подчеркивает необходимость использования «направления интегративного типа», которое должно соединять подходы и методологию различных лингвистических дисциплин: социолингвистики, психолингвистики, лингвистики текста, при этом формируя и свой собственный исследовательский инструментарий. Посредством проведенного анализа методологии лингвистических исследований Интернета автор Е.И. Горошко убедительно показывает что среда, в которой функционирует язык, накладывает свои

требования к изучению объекта исследования. Это вызывает необходимость, наряду с традиционным исследовательским инструментарием, использовать методики, модифицированные к среде (автоматический количественный анализ электронного текста через веб-среду), способы анализа визуальной информации (изучение способов слияния аватара с ником, когда графическая сторона образа исследуется одновременно с его словесным обозначением) и новые методологии анализа данных: создание программ парсинга веб-страниц, специального софтвера для исследования графического размещения текста на экране, изучения текстовой разметки (layout); проводить эксперименты с «движущимся по экрану» текстом, а исследование речевой коммуникации в блогосфере Интернета осуществлять с помощью теории фракталов и многое другое. Подводя итог, Е.И. Горошко высказывает вполне закономерное предположение, что «такие изменения в методологии могут привести к ещё одному направлению в языкознании» [9].

Кроме того, Интернет как пространство межкультурного общения требует к себе пристального внимания со стороны всего комплекса наук о человеке, который стоит в центре этого феномена, являясь как его создателем, так и его пользователем. Антропоцентризм, несомненно, является одним из важнейших направлений в изучении специфики интернет коммуникации. «Интернет - это не только и не столько взаимосвязанные компьютеры и компьютерные сети, сколько взаимосвязанные и активно действующие в этой среде люди вместе с продуктами их активности - сообщениями, вебстраницами, каталогами и архивами данных, навигационными маршрутами, компьютерными вирусами т. п.» [4].

Сложная и многослойная структура Интернет-коммуникации определяет большой набор признаков, предлагаемых в современной научной литературе для описания этого феномена. Являясь продуктом технического прогресса, многие из них связаны именно с описанием канала связи, а именно, электронный или цифровой канал передачи сигнала.

Важнейшими качественными характеристиками новой виртуальной коммуникации чаще всего называют ее глобальность и ин-

терактивность. Первое из них связано с отсутствием каких-либо границ и возможностью установить контакт с любым пользователем сети независимо от его географического места расположения. С другой стороны такая характеристика позволяет выделить такие признаки, как дистантность, т. е. разделенность в пространстве и во времени и опосредованность, связь осуществляется с помощью технического средства без прямого контакта коммуникантов.

Вторая характеристика, интерактивность, позволяет:

а) вступать в прямой диалог с аудиторией, получать от нее обратную связь в режиме реального времени;

б) общения представителей данной аудитории между собой [13].

Интерактивность подчеркивает диалоговую природу общения, и

обычно определяется через понятие гипертекстуальности, которое полностью меняет или крайне видоизменяет порождение и восприятие текста, передавая информацию в различных режимах. Например, возможность гиперссылочного аппарата позволяет читателю не только следовать авторскому развертыванию текста, но и осуществлять собственную навигацию, обладая высокой степенью проницаемости [6]. Кроме того, такой диалог в сети Интернет характеризуется отсутствием посредников: Интернет дает возможность прямого доступа адресанта к адресату.

Специфика среды Интернет-коммуникации характеризуется таким свойством, как виртуальность, которое подчеркивает, что условия, в которых происходит общение, существенно отличаются от условий реального общения. К таким условиям можно отнести - ограниченный сенсорный опыт, анонимность [10], физическая непредставленность [13]. Эти признаки приводят в определенной степени к равноправию участников по таким характеристикам, как статус, возраст, образование, материальное положение, физические и внешние данные, национальность и т. п. Что, в свою очередь, способствует де-формализации общения. «Стиль опПпе-общения имеет тенденцию меняется с течением времени от более формального к менее формальному. Это можно назвать сокращением психологической дистанции. <...> встреча "в реале" может ускорить сокращение психологической дистанции» [13]. Внешними маркерами такой динами-

ки являются: формальные речевые обороты, большое количество сниженной разговорной лексики, упрощенный синтаксис и т. п.

Существует еще одна техническая деталь, свойственная как самой сети в целом, так и всем подсистемам, образовавшимся в ней. По характеру обмена информацией все они являются открытыми. Исходя из этого, можно выделить еще один признак Интернет-коммуникации - это открытость системы.

К техническим возможностям Интернет-коммуникации можно отнести и такие признаки, как мультимедийность, распределенность ресурсов, автоматизированность генерации текста, которые расширяют атрибутивные возможности Интернет-коммуникации и облегчают процесс получения информации и ее обработки.

Однако техническая сторона Интернет-коммуникации является лишь частью этого сложного социального явления. Определение категориальных признаков не представляется возможным без упоминания основного признака, а именно, дихотомичности. С одной стороны, Интернет имеет чисто техническое происхождение, а с другой - можно констатировать, что его наполнение - основной контент, формирует язык, как знаковая система. Это и является основой изначальной двойственности Сети. И с этой точки зрения Интернет-коммуникация характеризуется целым рядом, как общих, так и специфических признаков, к ним можно отнести, например, полифоничность, то способность объединить в себе громадное количество различных типов дискурса и речевых практик; устно-письменный характер коммуникации; креолизованность компьютерных текстов; передача эмоций, мимики, чувств с помощью «смайликов»; специфическая компьютерная этика [6]; устно-письменный характер коммуникации; иллокутивность [12] и некоторые другие.

Этот список может быть продолжен, так как Интернет-коммуникация постоянно развивается и находится сейчас в центре научных интересов, разные подходы к изучению контента Интернета и его возможностей выделяют все новые и новые свойства и признаки данного феномена. Надо также сказать, что все эти свойства, так или иначе, являются потенциальными. То есть они потенциаль-

но присущи Интернет-коммуникации в целом, но не обязательно используются в каждом отдельно взятом объекте.

Список литературы

1. Акопов Г.Л. Глобальные проблемы и опасности сетевой политики. 2004 // URL: http://problem.politnet.ru/oglavlen.html.

2. Аршинов В.И. Методология сетевого мышления: феномен самоорганизации / В.И. Аршинов, Ю.А. Данилов, В.В. Тарасенко // Онтология и эпистемология синергетики.-М.: ИФРАН, 1997.-С. 101-119.

3. Бергельсон М.Б. Языковые аспекты виртуальной коммуникации // Вестник МГУ. Сер. 19. № 1. Лингвистика и межкультурная коммуникация: сб. науч. тр. -М., 2002. - С. 55-67.

4. Войскунский А.Е. Интернет - новая область исследований в психологической науке // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. - М.: Смысл, 2002. - Вып. 1. - С. 82-101 // URL: http://www.relarn.ru:8080/human/vae03.html

5. Войскунский А.Е. Исследования Интернета в психологии. - 2003 // URL: http://banderus2.narod.ru/80014.html

6. Галичкина Е. Н. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках: дис. ... канд. филол. наук. - Астрахань, 2001. -212 с.

7. Гаспаров Б.М. Язык. Память. Образ. Лингвистика языкового существования. - М.: Новое литературное обозрение. 1996. - 362 с.

8. Городецкий Б.Ю. Компьютерная лингвистика: моделирование языкового общения // Новое в зарубежной лингвистике: Вып. XXIV. Компьютерная лингвистика: пер. с англ. / сост., ред. и вступ. ст. Б.Ю. Городецкого. - М.: Прогресс, 1989. -432 с.

9. Горошко Е.И. Лингвистика Интернета: формирование дисциплинарной парадигмы // URL: http://www.textology.ru/article.aspx?ald=76

10. Жичкина А.Е. Социально-психологические аспекты виртуальной коммуникации. 2003// URL: http://flogiston.ru/articles/netpsy/refinf.

11. Иванов В.Е. Интернет в формировании диалогического пространства в социокультурной среде // Мир психологии. - 2000. - №2. - С. 52-56.

12. Касумова М.Ю. Компьютерный дискурс как полиаспектная разновидность речи. 2008// URL: http://rusistica.ru/articles.php?article_id=5&rowstart=1

13. Шабшин И.И. Психологические особенности и феномены коммуникации в Интернете. 2005// URL: http://zhurnal.lib.rU/s/shabshin_i_i/internet.shtml.

14. Crystal, D., Language and the Internet. - Cambridge: Cambridge University Press, 2001.-272 p.

15. Herring S.C. Foreword // S. Kelsey and K.St. Amant (Eds.). Handbook of Research on Computer Mediated Communication. Idea Group. Inc. 2008 // URL: http://ella.slis.indiana.edu/~herring/foreword.CMC.hb.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.