ПРОБЛЕМЫ МИРОХОЗЯЙСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИЙ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕЛОВЫХ УСЛУГ
Е.Д. Фролова
Уральский федеральный университет им. Первого Президента РФ Б.Н. Ельцина (УрФУ) ул. Мира, 19, Екатеринбург, Россия, 620078
И.А. Родионова
Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
М.Ю. Шишминцев
Уральский федеральный университет им. Первого Президента РФ Б.Н. Ельцина (УрФУ) ул. Мира, 19, Екатеринбург, Россия, 620078
На международном рынке услуг представлены практически все государства мира. В статье анализируются особенности функционирования сферы услуг в условиях глобализации мировой экономики. Представлена характеристика отдельных аспектов интернационализации деятельности многофункциональных аудиторских компаний, лидирующих в сфере оказания профессиональных деловых услуг. Отражены особенности и перспективы их деятельности в России. Отмечается, что рост мирового экспорта услуг за последние пять лет составил 30%. Регионами — лидерами по экспорту услуг являются Европа и Северная Америка, но все более динамично развивается деятельность крупнейших аудиторских компаний в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Компании «большой четверки» вышли практически на рынки всех стран, где существует потребность в деловых услугах. Осуществляют они свою успешную деятельность и на территории России.
Ключевые слова: интернационализация деятельности, экспорт услуг, профессиональные деловые услуги, многофункциональные компании, регионы присутствия.
В ХХ! в. уровень интернационализации мировой экономики достиг небывалого масштаба. По данным Всемирной торговой организации (ВТО), темпы роста иностранных инвестиций и мировой торговли превышают рост мирового ВВП, что отражает растущую степень переплетения и взаимозависимости национальных экономик [1]. Одним из наиболее существенных сдвигов в системе общественного воспроизводства является быстро возрастающая роль сферы услуг. На меж-
дународном рынке услуг имеются представители практически всех государств мира. Во втором квартале 2011 г. рост экспорта услуг составил 16% по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. [2]. Россия представлена на этом рынке слабо, и для активизации ее интеграции в мировой рынок услуг необходимо всестороннее изучение международного опыта.
Цель данного исследования — охарактеризовать изменения в секторе услуг, выявить временные и пространственные особенности деятельности компаний, лидирующих в сфере оказания профессиональных деловых услуг.
Роль сферы услуг в мировой экономике
Развитие экономики в постиндустриальном обществе характеризуется не только количественными, но и качественными изменениями. Современные технологии оказывают колоссальное влияния на все отрасли экономики, особенно информационно-коммуникационные. Еще одним важным фактором, способствовавшим усилению роли сферы услуг и ее интернационализации, помимо информационной революции, стал перелом в устойчивой стагнации производительности труда, во многих странах наблюдается растущий вклад услуг в общехозяйственный индекс роста производительности рабочей силы [3]. На протяжении длительного времени сфера услуг занимает существенное место в ВВП развитых стран, потеснив при этом и промышленность, и сельское хозяйство (табл. 1). Это можно объяснить, в частности, тем фактом, что значительная часть производственных мощностей была вынесена в развивающиеся страны с относительно невысокой стоимостью рабочей силы [4].
Таблица 1
Удельный вес основных секторов экономики в ВВП ряда стран (%)
Страна Сельское хозяйство Индустрия Услуги
1985 г. 1995 г. 2010 г. 1985 г. 1995 г. 2010 г. 1985 г. 1995 г. 2010 г.
США 2 2 1,2 31 26 22,1 67 72 76,7
Великобритания 2 2 0,7 35 27 21,6 63 67 77,7
Германия 1 1 0,8 35 31 28,1 64 67 71,0
Франция 4 2 1,7 31 27 18,5 66 71 79,8
Италия 5 2 1,9 35 32 25,2 60 66 72,9
Испания 6 2 3,3 37 33 25,8 57 64 70,9
Япония 3 2 1,4 41 38 24,0 56 65 74,6
Канада 3 2 1,9 32 31 27,1 66 66 71,0
Швеция 3 2 1,8 31 28 26,9 66 67 71,3
Норвегия 3 2 2,7 29 30 38,3 67 68 59,0
Корея 13 7 3,0 41 44 39,4 47 52 67,6
Польша 4 3,4 33,6 57 63,0
Чехия 3 2,2 40 38,7 57 59,0
Среднее значение 4 3 2 34 32 28 62 64 70
Источник: Составлено по: [3; 5].
Анализ данных табл. 1 позволяет выделить общую направленность развития экономики группы развитых стран в сторону сферы услуг, причем данные о сокращении числа занятых во вторичном секторе экономики и снижении его доли в создании ВВП даже позволили ученым выдвинуть тезис о «деиндустриализации» высокоразвитых стран. Сокращается не только удельный вес сельского хозяйства, но и доля промышленности в создании мирового ВВП и в структуре занятости
населения планеты. В данное время уже около 65% добавленной стоимости мирового ВВП приходится на сферу услуг, а удельный вес занятых в этой сфере экономики уже превышает 40% [4; 6].
Особенности торговли услугами
В настоящее время торговля услугами получила такое же широкое распространение, как и международная торговля товарами. При этом в силу «неосязаемости» и «невидимости» торговлю отдельными видами услуг иногда называют невидимым экспортом (или импортом). Экспорт товаров в мировой экономике ежегодно растет (за исключением спада в посткризисный 2009 г.). На фоне стабильного роста экспорта товаров динамика экспорта услуг выглядит не менее впечатляющей (табл. 2).
Таблица 2
Мировой экспорт услуг в 2006—2010 гг. по видам услуг (млрд долл. США)
Вид услуг Год Изменение 2010 к 2006, %
2010 2009 2008 2007 2006
Транспорт 785 684 890 767 637 23
Туризм 938 866 954 868 754 24
Услуги связи 83 91 96 82 71 18
Строительство 95 95 106 83 66 43
Страхование 84 84 87 76 62 36
Финансовые услуги 266 250 296 296 223 19
Компьютерные 215 190 201 161 131 65
и информационные услуги
Роялти и лицензионные 245 222 224 194 163 50
платежи
Прочие деловые услуги 937 867 947 839 687 36
Частные, культурные 43 38 42 41 37 18
и рекреационные услуги
Всего, мир: 3 693 3 386 3 843 3 408 2 831 30
Источник: Составлено по: [7].
По данным ВТО, экспорт услуг в 2010 г. составил примерно 3,7 трлн долл. США [2]. При сопоставлении объема экспорта товаров и экспорта услуг мы видим, что экспорт товаров превышает экспорт услуг почти в 4 раза. Однако рост экспорта услуг в относительных величинах с каждым годом растет значительно быстрее, чем экспорт товаров. Даже в 2009 г. падение было не таким стремительным, как при экспорте товаров. Так, экспорт услуг с 2004 по 2010 г. вырос почти на 70%. Если прежняя динамика сохранится, то объем экспорта услуг возрастет в ближайшее время минимум в 2 раза. На мировом рынке услуг лидирует комплекс деловых услуг: маркетинг и реклама, лизинговые операции, деятельность научно-исследовательских фирм, услуги по охране и обслуживанию помещений, инженерно-строительные и архитектурные услуги, размножение документации, бухгалтерские, аудиторские операции и т.д. Наиболее быстрыми темпами развиваются компьютерные услуги, формирующие базовые черты новой экономики и в конечном счете определяющие уровень конкурентоспособности той или страны на мировом рынке [6].
Масштабы интернационализации сферы услуг характеризует пространственный аспект их деятельности, а именно экспорт услуг по регионам мира (табл. 3).
Таблица 3
Экспорт услуг в 2004—2010 гг. по регионам мира (млрд долл. США)
Страна Год Изменение 2010 к 2004, %
2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004
Северная Америка 603 551 597 546 470 423 386 56
Центральная и Южная Америка 112 100 108 94 79 70 57 95
Европа 1 743 1 696 1 975 1 766 1 460 1 302 1 178 48
СНГ 79 71 86 68 51 41 35 126
Африка 85 77 85 74 62 56 52 62
Ближний Восток 97 94 96 89 78 64 51 90
Азия 975 798 896 772 629 539 470 107
Всего, мир: 3 693 3 386 3 842 3 408 2 831 2 496 2 230 66
Источник: Составлено по: [7].
Для экспорта услуг характерны следующие особенности:
— основным регионом — лидером по экспорту услуг на протяжении всего рассматриваемого периода является Европа;
— значительную часть экспорта услуг в целом представляют высокоинтеллектуальные профессиональные услуги (деловые услуги), такие как, например, финансовое, налоговое, юридическое консультирование, аудит и т.д.;
— по мере развития научно-технического процесса качественная составляющая услуг претерпевает изменения. Услуги, особенно в области финансов, становятся более сложными.
Кроме того, среди особенностей развития мы можем выделить специализацию различных стран на определенные виды услуг. Так, преобладающими в развитых странах, таких как США, Великобритания, Франция, Швейцария, Германия, являются финансовые, телекоммуникационные, информационные и большинство отраслей деловых услуг, а развивающиеся страны характеризуются в большей степени специализацией на транспортных услугах (табл. 4).
Таблица 4
Крупнейшие страны — экспортеры финансовых услуг за 2006—2010 гг. (млн долл. США)
Страна Год Изменение 2010 к 2006, %
2010 2009 2008 2007 2006
США 58 003 55 446 60 798 61 034 47 882 21
Великобритания 47 143 52 707 69 139 71 839 51 704 -9
Люксембург 43 084 35 435 42 575 42 957 32 783 31
Швейцария 15 817 16 183 19 273 19 328 15 625 1
Гонг Конг 12 608 11 285 11 998 12 440 9 268 36
Сингапур 12 168 9 302 9 979 9 571 6 404 90
Германия 11 223 11 666 13 418 11 918 8 599 31
Индия 6 003 3 662 4 291 3 379 2 357 155
Испания 4 800 4 536 5 698 5 883 3 970 21
Япония 3 606 4 804 5 445 6 207 6 151 -41
Кипр 3 458 2 511 2 749 723 312 1 008
Канада 3 312 2 530 3 076 3 218 2 581 28
Франция 2 433 2 116 1 961 1 796 1 342 81
Италия 2 387 2 128 3 013 3 838 1 972 21
Бразилия 2 073 1 570 1 238 1 090 738 181
Окончание
Страна Год Изменение 2010 к 2006, %
2010 2009 2008 2007 2006
Нидерланды 1 564 1 565 1 649 1 709 1 451 8
Китай 1 331 437 315 230 145 818
Австрия 1 131 1 061 1 570 1 484 798 42
Россия 1 053 1 032 1 320 1 174 589 79
Всего, мир 266 000 249 600 295 700 296 400 223 400 19
Источник: Составлено по: [7].
В международных отчетах ВТО сфера услуг ранее подразделялась на три сектора: услуги транспортировки товаров, туризм (в том числе услуги международных пассажирских перевозок) и прочие услуги, в которые входили строительство, страхование, финансы и др. В настоящее время статистические данные ВТО стали более детальными. В Классификаторе ГАТС услуги сгруппированы по 12 последовательно пронумерованным секторам. Первыми из таких секторов являются: «Деловые услуги» (сектор, который, в свою очередь, разделяется на следующие подразделы: «А. Профессиональные услуги», «В. Компьютерные и связные услуги», «С. Услуги по исследованиям и разработкам», «D. Услуги в сфере недвижимости», «E. Услуги по аренде и лизингу», «F. Прочие деловые услуги»). Подраздел «А. Профессиональные услуги» состоит из 11 видов, и включает в том числе: a) юридические услуги; b) подготовку финансовой отчетности, аудиторские и бухгалтерские услуги; c) услуги по налогообложению.
Масштабы деятельности компаний «большой четверки»
Одними из лидеров в области предоставления профессиональных деловых услуг в области составления бухгалтерской отчетности, аудита, налогового и юридического консультирования являются компании «большой четверки» или «big 4»: «ПрайсуотерхаусКуперс» (PricewaterhouseCoopers, PwC) — крупнейшая в мире международная сеть компаний, предлагающих профессиональные услуги в области консалтинга и аудита; «Эрнст энд Янг» (Ernst & Young, E&Y); КПМГ (KPMG) и «Делойт Туш Томацу Лимитед» (Deloitte Touche Tohmatsu Ltd, в России используется бренд «Делойто/Deloitte) [8—11]. Данные компании предоставляют широкий перечень деловых услуг, поэтому назовем их многофункциональными аудиторскими или МФА-компаниями, хотя именно аудиторские услуги позволили этим компаниям завоевать существенную долю рынка по всему миру. Крупнейших фирм когда-то было восемь («большая восьмерка»). В 1989 г. произошло слияние Deloitte, Haskins and Sells и Touche Ross (объединенная фирма стала называться Deloitte & Touche), а также слияние Ernst & Whinney и Arthur Young (Ernst & Young). Количество крупнейших компаний вновь сократилось в 1998 г. после слияния Price Waterhouse и Coopers & Lybrand (в результате возникла PricewaterhouseCoopers). Наконец, «большая пятерка» стала «четверкой» в 2002 г. после массового ухода клиентов от Arthur Andersen.
В настоящее время компании «большой четверки» используют единый подход к классификации своих основных услуг: аудиторские услуги, консультационные услуги, услуги в области налогообложения. Однако помимо трех указанных,
каждая компания дополнительно выделяет другие профессиональные услуги. Например, компания Deloitte выделяет в отдельную категорию финансовое консультирование, а компания EY — консультационные услуги по сделкам (transaction service).
Компании «большой четверки» представляют собой классический пример горизонтально интегрированных ТНК, т.е. компании не объединены в руках одного собственника — это сети компаний. Компании в данных сетях являются независимыми организациями, но для компаний одной сети характерны общие корпоративные стандарты. Стратегическое управление осуществляется головной компанией, которая фактически не оказывает услуг конечным потребителям. Офисы компаний состоят из сети независимых компаний объединенных по географическому принципу.
Доходы этих компаний от предоставления деловых услуг исчисляются многомиллиардными суммами, а офисы открыты по всему миру (табл. 5).
Таблица 5
Выручка компаний «большой четверки» по основным видам профессиональных услуг (млрд долл. США)
Компания Аудиторские Консультаци- Услуги в области Итого
услуги онные услуги налогообложения
2011 г.
PwC 14,1 7,5 7,6 29,2
E&Y 10,1 5,5 5,7 21,3
KPMG 10,5 7,5 4,7 22,7
Deloitte 12,3 10,9 5,6 28,8
Суммарно: 47,0 31,4 23,6 102,0
2010 г.
PwC 13,3 6,2 7,1 26,6
E&Y 10,1 5,5 5,7 21,3
KPMG 9,9 6,6 4,2 20,6
Deloitte 11,7 9,5 5,4 26,6
Суммарно: 45,0 27,8 22,4 95,1
Изменение 2011 к 2010, % 6% 16% 7% 9%
Источник: Составлено по: [12; 13].
Уровень интернационализации компаний таков, что они широко представлены на всех континентах. Так, филиальная сеть компании PwC распространена на 158 стран по всему миру, т.е. практически нет возможностей расширять сеть вширь. Единственным способом увеличения присутствия компаний на мировом рынке является расширение филиальной сети вглубь.
Для компаний наибольшее значение в плане получения доходов играют регионы Европа и Америка. Однако наиболее динамично развивается Азиатско-Тихоокеанский регион: прирост выручки в этом регионе в 2011 г. составил 15% [12; 13]. Данные показатели объясняются уверенным ростом экономики данного региона, в том числе таких стран, как Китай. Азиатско-Тихоокеанский регион крайне интересен для продвижения профессиональных деловых услуг, поэтому новый глава сети KPMG Майкл Эндрю, назначенный на эту должность в октябре 2011 г.,
в настоящее время работает в Гонконге [9]. Для отрасли по предоставлению деловых услуг вообще характерен рост деятельности на развивающихся рынках. На таких рынках происходит постепенное расширение филиальной сети и привлечение новых партнеров и клиентов. Например, в России начале 2000-х гг. имел место стремительный рост, который сейчас также наблюдается в Бразилии и Индии. Выход на сформированный и устоявшийся рынок осложнен тем, что рынок поделен между существующими участниками бизнеса, и расширение собственного влияния возможно только путем конкурентной борьбы и расширения клиентской базы за счет других участников рынка.
Как было отмечено, основными потребителями деловых услуг являются западноевропейские развитые страны и США. Так, на долю этих стран в 2011 г. у компании PwC приходится более половины мировых доходов компании, тогда как доля стран Центральной и Восточной Европы, в т.ч. СНГ, в 2011 г. составила всего 3% [12].
Представители компаний «большой четверки» заявляют, что глобализация является одной из определяющих тенденций в наше время. Необходимо трансформировать компанию для того, чтобы учитывать меняющиеся потребности клиентов и сотрудников фирмы. Клиентам необходимы интегрированные международные услуги на высоком качественном уровне. Сотрудники компании в свою очередь желают использовать все возможности развития своей карьеры, которые открыты для них в глобальной корпорации [8—11].
Интернационализация данных компаний достигла небывалого уровня. В настоящее время компании оперируют в большинстве стран мира (табл. 7).
Таблица 7
Масштабы деятельности компаний «большой четверки» в мире
Компания Название Штаб-квартира Количество Количество Число
международной офисов стран сотрудников,
сети в мире присутствия человек
PwC PwC International Limited Нью-Йорк (США) 771 158 169 000
E&Y Ernst &Young Global Limited Лондон (Великобритания) 709 140 152000
KPMG KPMG International Cooperative Амстердам- Амстелвен (Нидерланды) 678 150 138 000
Deloitte Deloitte Touch Tohmatsu Limited Нью-Йорк (США) 667 153 182 000
Источник: Составлено по данным официальных сайтов компаний [8—11].
В среднем в одной стране присутствия располагается примерно пять офисов каждой компании. Данное разделение весьма условно, так как, например, KPMG имеет 82 офиса в США и 24 офиса в Великобритании, а в большинстве стран с невысоким уровнем экономического развития — всего 1—2 офиса.
Деятельность компаний «большой четверки» в России
В настоящее время компании по предоставлению профессиональных деловых услуг в России (аудиторская и схожие виды деятельности в частности или ауди-
торско-консалтинговая деятельность) идут по пути, который был пройден в недавнем прошлом развитыми странами, прежде всего странами Европы и США. В России данное направление появилось лишь в конце 1980 — начале 1990-х гг. Чтобы в обозримом будущем стать полноправным членом мирового рынка аудиторских услуг, России необходимо пройти весь путь развития аудиторско-консал-тинговой деятельности, который в Европе занял более ста лет, но за более короткие сроки. Это невозможно без использования опыта наших зарубежных коллег. В Российской Федерации ранее данная деятельность регулировалась государством в лице Министерства финансов РФ, но с 1 января 2009 г. введен институт саморегулирования. Доля индивидуальных аудиторов как на мировом рынке аудиторских услуг, так и в России незначительна. Объясняется это тем, что крупные ТНК, как основные заказчики аудиторских услуг, не заинтересованы в привлечении индивидуальных аудиторов. Вполне закономерным является тот факт, что клиентами крупнейших компаний являются достаточно крупные организации.
В 2009 г. доля 50 крупнейших аудиторских компаний, по данным Минфина России, в общем объеме проведенных аудиторских проверок составила 58% (табл. 8).
Таблица 8
Сравнение показателей деятельности международных компаний «большой четверки» с российскими компаниями (%)
Показатель «Большая четверка» Остальные 46 организаций
Доля в объеме оказанных аудиторских услуг 34,9 23,1
Доля в объеме оказанных услуг по проведению аудита 27 23
Доля в общем количестве клиентов, отчетность которых проаудирована 1,2 8,7
Доля в общем количестве аудиторов, работающих в аудиторских организациях 1,9 6,2
Источник: Составлено по: [14].
В 2010 г. КПМГ признана компанией номер один на рынке аудиторских услуг в России по версии журналов «Коммерсант-Деньги» и «Финанс», агентства «Эксперт РА».
Сотрудничество Минфина России на международной арене в рамках ауди-торско-консалтинговой деятельности осуществляется с различными надзорными институтами Европы и других стран. РФ постоянно принимает участие как на международных форумах, так и в рамках двухсторонних отношений. Вопросы регулирования аудиторской деятельности вставали на рабочих встречах Россия — ЕС и других форумах. Выход государственных органов, регулирующих аудиторскую деятельность, на международный уровень, взаимодействие с международными организациями, такими, как «Международная федерация бухгалтеров», свидетельствует об интеграции России в международный рынок профессиональных деловых услуг. Продолжается сотрудничество со странами ближнего зарубежья в рамках Координационного совета по бухгалтерскому учету в СНГ.
В заключение отметим следующее. США вносят самый значительный вклад в мировую торговлю услугами. Можно также сделать вывод о том, что основные потребители деловых услуг находятся в развитых странах. Однако все наиболее динамично развивается деятельность компаний сферы услуг в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В государствах с высокой финансовой активностью размещается значительное количество финансовых институтов, коммерческих фирм и других потенциальных потребителей деловых услуг. В развивающихся странах с недорогой рабочей силой эффективнее развивать прежде всего производство, поэтому там спрос на деловые услуги значительно ниже. Наиболее благоприятными условиями для развития туристических услуг являются благоприятный климат и наличие уникальных исторических, архитектурных и прочих объектов. Однако это совсем не означает, что в таких странах не стоит развивать рынок деловых услуг.
Интернационализация бизнеса компаний «большой четверки» продолжается. Данные компании вышли практически на рынки всех стран, где существует потребность в деловых услугах. Осуществляют они свою деятельность и на территории России. В одном из докладов Министерства финансов РФ было отмечено, что «к 2009 году независимый аудит стал важным институтом рыночной экономики в Российской Федерации и что в целом завершилось формирование рынка аудиторских услуг» [14]. Однако на основании анализа рынка аудиторских услуг, а также принимая во внимание все те изменения в законодательстве, которые существенно повлияли на специфику рынка аудиторско-консалтинговых услуг в России, можно сделать вывод, что процесс формирования рынка аудиторских услуг еще далек от завершения. Рынок все еще остается нестабильным и неоднородным, но у рынка деловых услуг в России определенно есть потенциал для развития.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Международные экономические отношения в контексте глобализации: Учеб. пособие / Под ред. Ю.П. Дусь. — Омск: Наука-Омск, 2003.
[2] WTO [Электронный ресурс]. — URL: http://www.wto.org
[3] Услуги в современной экономике / Отв. ред. Л.С. Демидова, В.Б. Кондратьев. — М.: ИМЭМО РАН, 2010.
[4] Родионова И.А. Мировая промышленность: структурные сдвиги и тенденции развития (вторая половина ХХ — начало XXI вв.): Монография. — М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2009.
[5] The World Factbook [Электронный ресурс]. — URL: http://www.cia.gov
[6] Родионова И.А. Мировая экономика: индустриальный сектор. — М.: Изд-во РУДН, 2010.
[7] WTO, International trade statistics, 2011. [Электронный ресурс]. — URL: http://stat.wto.org/ StatisticalProgram/WSDBViewData.aspx?Language=E
[8] Официальный сайт аудиторско-консалтинговой группы ЗАО Делойт Туш Томацу [Электронный ресурс]. — URL: http://www.deloitte.com/view/ru_RU/ru/7562/index.htm
[9] Официальный сайт аудиторско-консалтинговой группы ЗАО КПМГ [Электронный ресурс]. — URL: http://www.kpmg.com/ru/ru/whatwedo/Pages/default.aspx
[ 10] Официальный сайт аудиторско-консалтинговой группы ООО ПрайсвотерхаусКуперс [Электронный ресурс]. — URL: http://www.pwc.ru/ru/services/index.jhtml
[11] Официальный сайт аудиторско-консалтинговой группы ООО Эрнст энд Янг [Электронный ресурс]. — URL: http://www.ey.com/RU/ru/Services
[12] Talent to succeed: Global Annual Review 2011 / PWC, Routers. URL: http://www.reuters.com/ article/2011/10/03/us-ernst-revenues-idUSTRE7925LC20111003
[13] A Borderless Network: Deloitte 2011 Annual Review / Deloitte. — URL: http://www.kpmg.com/ Global/en/IssuesAndInsights/ArticlesPublications/Press-releases/Pages/fy2011-revenues.aspx
[14] Доклад Минфина России «О состоянии рынка аудиторских услуг в Российской Федерации в 2009 году», 2010.
INTERNATIONALIZATION PECULIARITIES OF THE COMPANY'S ACTIVITIES IN THE SECTOR OF PROFESSIONAL BUSINESS SERVICES
E. Frolova
Ural State Federal University named after the first President of Russia B.N. Yelsin World Str., 19, Ekaterinburg, Russia, 620078
I. Rodionova
Peoples' Friendship University of Russia
Miklukho-Maklaya Str., 6, Moscow, Russia, 117198
M. Shishmintsev
Ural State Federal University named after the first President of Russia B.N. Yelsin
World Str., 19, Ekaterinburg, Russia, 620078
There are representatives from all countries at the international service market. This article analyses the peculiarities of the service sector functioning at the globalization stage of the world economy development. The internationalization features of the auditing company's activities leading in the professional business service sector are presented. Peculiarities and perspectives of auditing company's activities in Russia are also shown. It is shown that the growth of the world service export is about 30% during the last 5 years. Europe and Norht America are The regions-leaders in service export and the Asian-Pacific Region is dynamically developing but the specialization of different countries for definite kinds of services is observed. The companies of «big 4» came to market of all countries, where the exigency of professional business services are presented. They are conduct successful business in Russia too.
Key words: internationalization of the activities, global multi-functional companies, export of services, professional business services, regions of location.