Научная статья на тему 'Особенности интересов подростков, занимающих различные социальные позиции в группе'

Особенности интересов подростков, занимающих различные социальные позиции в группе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2179
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ЛИДЕРСТВО / ИНТЕРЕСЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Куминская Е.А.

В статье представлено исследование своеобразия интересов в подростковом возрасте и их различия в зависимости от занимаемой подростком социальной позиции. Рассмотрены различия в выраженности интересов в младшем и старшем подростковом возрасте. Показано, что для подростков, занимающих различные социальные позиции в группе (лидерскую, среднестатусную и низкостатусную), характерны различия в интересах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности интересов подростков, занимающих различные социальные позиции в группе»

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРЕСОВ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХ РАЗЛИЧНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПОЗИЦИИ В ГРУППЕ

Е.А. КУМИНСКАЯ* ФГНУ «Психологический институт» РАО, Москва

В статье представлено исследование своеобразия интересов в подростковом возрасте и их различия в зависимости от занимаемой подростком социальной позиции. Рассмотрены различия в выраженности интересов в младшем и старшем подростковом возрасте. Показано, что для подростков, занимающих различные социальные позиции в группе (лидерскую, среднестатусную и низкостатусную), характерны различия в интересах.

Ключевые слова: подростковый возраст, лидерство, интересы, социальная позиция, социальный статус.

Введение

Среди исследователей большой интерес вызывает проблема лидерства. Не все вопросы получили однозначное решение. Например, была опровергнута гипотеза о личностных характеристиках, специфичных для лидера, поскольку лишь 5% обнаруженных черт являются для них универсальными [1].

В то же время эта проблема изучена недостаточно. Особый интерес представляет вопрос о лидерстве в подростковом возрасте, так как этот возраст считается сен-зитивным для формирования лидерских качеств [2]. В вопросе изучения подросткового лидерства мы исходим из положения Л.С. Выготского о том, что «ключом ко всей проблеме психологического развития подростка является проблема интересов в переходном возрасте». Он отмечал, что психологические функции человека развиваются не хаотично, а «направляются определенными стремлениями», к которым, в том числе, относятся и интересы. Но сама

© Куминская Е.А., 2016,

* Для корреспонденции:

Куминская Евгения Андреевна научный сотрудник ФГНУ ПИ РАО 125009 Москва, ул. Моховая, 9, стр. 4 E-mail: j-aquarius@bk.ru

новая «деятельность также создает новый интерес» [3].

В подростковом возрасте с интересами подростка тесно связана учебная мотивация. С точки зрения Д.Б. Эльконина, именно подростковый возраст является сензи-тивным для формирования интересов, поскольку в этом возрасте резко возрастает познавательная активность и любознательность, которая, согласно Н.Б. Шумаковой и О.А. Богпомочевой, напрямую связана с образом мира человека. Поэтому можно сказать, что интересы находятся в прямой связи с образом мира подростка [6].

В то же время Н.Н. Толстых и А.М. Прихожан отмечают, что подростковые интересы нельзя назвать собственно интересами, а скорее некоторой основой для поиска и формирования интересов подлинных, которые приобретут для школьника личностный смысл, войдут в его чувство взрослости. При этом одной из специфичных особенностей подростковых интересов является то, что они «обслуживают потребность в общении со сверстниками», а также являются средством вхождения подростка в желаемую компанию. Если подросток хочет с кем-то подружиться, то он начинает интересоваться или изображать повышенное внимание к тому, что интересно в желаемой компании [6].

Однако вопрос о связи интересов в подростковом возрасте со статусом подростка в группе остается неизученным. В настоящей работе мы предположили, что у подростков, занимающих различные социальные позиции в ученической группе (лидеры, среднестатус-ные и низкостатусные подростки), интересы различны. В связи с этим целью исследования является найти своеобразие интересов подростков, занимающих различную социальную позицию в ученической группе.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

1. Определить интересы в подростковом возрасте.

2. Выявить возрастные различия в интересах младших и старших подростков.

3. Обнаружить различия в интересах у подростков, имеющих различный социальный статус.

Методика

Выборка исследования

В нашем исследовании приняли участие 185 учащихся школ г. Москвы младшего и старшего подросткового возраста, из которых 72 учащихся - интеллектуально одаренные школьники. В исследовании участвовало 115 учащихся младшего подросткового возраста, остальные - старшего подросткового возраста.

Методы исследования На основании методики диагностики функционального лидерства в малых груп-

пах [5] мы выявили реальную социометрическую позицию подростков. Таким образом, у нас выделилось 36 лидеров и 35 учащихся, занимающих аутсайдерскую позицию.

Для выявления интересов подростков нами был использован тест «Структура интересов» Хеннинга. Этот тест включает в себя 136 вопросов, которые относятся к 17 областям интересов.

Для выявления статистических различий нами использовался ^критерий Стью-дента.

Результаты

Интересы в подростковом возрасте

На рисунке 1 изображены данные об интересах в подростковом возрасте, полученные при помощи теста «Структура интересов» Хеннинга. Результаты нашего исследования показали, что наименьший интерес у подростков отмечается к классической музыке (р<0,01). Скорее не интересны подросткам экономика, хореография, физика, литература, политика, география, спорт и техника. Скорее интересны - биология и мораль. Наиболее интересны учащимся путешествия, психология и популярная музыка (р<0,05).

В таблице 1 представлены различия в интересах в младшем и старшем подростковом возрасте. Наши данные демонстрируют, что старшим подросткам более интересны мораль, искусство кино (р<0,05) и психология (р<0,01) по сравнению с младшими подростками.

Рис. 1. Структура интересов в подростковом возрасте (по тесту Хеннинга)

Таблица 1

Структура интересов учащихся младшего и старшего подросткового возраста

(по тесту Хеннинга)

география физика биология техника политика мораль* экономика философия * * « и г о л о х и с с литература популярная музыка классическая музыка мода хореография искусство кино* путешествия спорт

1-П 4 7 0 1-П 0 8 9 9 9 5 8 3 0 4

Младший подростковый возраст 1-П ^ оо 1-П о 1-П 1 о 4!0 о со 1 оо

40 00 и~1 00 40 О о ю съ

со 3 3 3 3 3 3 3 3 3 4 3 3 3 4 3 3

Старший подростковый возраст 37,86 36,04 8 со о" 4 38,03 37,99 41,04 35,88 36,70 43,61 36,94 42,72 32,83 36,30 35,87 43,74 41,12 37,14

Примечание: * р<0,05, ** р<0,01

Интересы у подростков, имеющих различный социальный статус в группе

В таблице 2 обобщены данные об интересах в группах лидеров и среднестатусных подростков. Было найдено, что между этими группами имеются статистически значимые различия (р<0,05) в интересах к биологии. Лидерам эта область гораздо интереснее.

В таблице 3 приведены данные об интересах среднестатусных и низкостатусных подростков. Здесь также имеются межгрупповые статистически значимые различия в интересах (р<0,05): у среднестатусных учащихся, в отличие от низкостатусных, выше интерес к политике, литературе и классической музыке.

география физика биология* техника политика мораль экономика философия психология литература популярная музыка классическая музыка мода хореография искусство кино путешествия спорт

Среднестатусные 36,85 35,93 38,75 38,25 36,73 39,65 35,04 2 со ю 3 41,11 36,58 41,60 32,14 35,24 35,36 42,39 40,14 37,78

Лидеры 38,25 38,00 42,86 39,75 38,89 42,17 36,47 38,14 42,92 39,11 44,25 32,97 38,36 38,78 43,42 42,86 3 со 00 3

Примечание: * р<0,05

Таблица 2

Структура интересов подростков, занимающих лидерские и среднестатусные позиции

(по тесту Хеннинга)

Примечание: * р<0,05

Таблица 4

Структура интересов подростков, занимающих лидерские и низкостатусные позиции

(по тесту Хеннинга)

Таблица 3

Структура интересов у подростков, занимающих среднестатусные и низкостатусные позиции

(по тесту Хеннинга)

география физика биология техника политика* мораль* экономика философия психология литература* популярная музыка класс. музыка* мода хореография искусство кино путешествия спорт

Низкостатусные 35,94 32,69 36,74 34,94 33,20 35,69 31,97 32,43 37,86 33,09 38,09 28,20 33,51 32,91 39,86 38,14 35,83

Среднестатусные 36,85 35,93 38,75 38,25 36,73 39,65 35,04 2 со Ю 3 41,11 36,58 0 41 32,14 35,24 35,36 42,39 40,14 37,78

География физика* * * я и г о л о и б техника* политика** * * ь л а р о 2 экономика* * * и ф о с о л и психология* литература** популярная музыка** классическая музыка мода хореография искусство кино путешествия* спорт

4 9 4 4 0 9 7 3 6 9 9 0 6 4 3

Низкостатусные <м ю 00 о о <м 00 00

ю <м чо со ю ^ <м со 00 00 со <м 00 ю

3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 2 3 3 3 3 3

Лидеры 38,25 38,00 42,86 5 3 38,89 42,17 36,47 38,14 42,92 39,11 44,25 32,97 38,36 8 00 3 43,42 42,86 3 со 00 3

Примечание: * р<0,05, ** р<0,01

В таблице 4 сгруппированы данные об интересах подростков, занимающих лидерскую и низкостатусную позицию. Здесь имеются межгрупповые статистически значимые различия: у лидеров более выраженный интерес к физике, технике, экономике, психологии, путешествиям (р<0,05), а также к биологии, политике, морали, философии, литературе и популярной музыке (р<0,01).

Анализ данных, представленных в таблицах 2 и 4, дает возможность отметить, что для лидеров характерны более высокие показатели интереса ко всем областям, по сравнению с среднестатусными и низкостатусными учащимися. То есть можно сказать, что лидеры обнаруживают более высокий интерес к окружающему миру по сравнению с остальными подростками, проявляют большую заинтересованность.

Обсуждение

Выполненное нами исследование позволяет выявить характерный круг интересов у подростков. Анализ полученных данных показал, что интересы подростков, имеющих различный социальный статус, обнаруживают ряд значимых особенностей.

При рассмотрении интересов подростков констатируется повышенный интерес к психологии, путешествиям и популярной музыке. Мы предполагаем, что интерес к психологии можно связать со спецификой подросткового возраста: подростки анализируют и пытаются понять себя и других. Также стоит отметить, что интересы к предметам, преподающимся в школе (физике, географии, литературе), скорее низкий. Исключение составляет биология, которая попала в категорию «скорее интересно». Такое распределение может объяснять сниженную мотивацию к учебе, часто отмечающуюся у учащихся в подростковом возрасте.

Сравнивая выраженность интересов младших и старших подростков, можно отметить значимые различия в интересах к таким областям, как психология, кино и мораль. Старшие подростки проявляют к ним более высокий интерес.

Сравнение полученных результатов у подростков, имеющих различный социальный статус в учебной группе, позволяет говорить о ряде значимых различий в интересах. Мы обнаружили, что лидеры отличаются повышенным интересом к биологии по сравнению с остальными учащимися. Возможно, это связано со спецификой подросткового возраста - тело подростка меняется, и биология способна объяснить эти изменения.

Низкостатусные подростки (аутсайдеры) отличаются от среднестатусных более низким интересом к политике, классической музыке, морали и литературе. Мы предполагаем, что сниженный интерес к морали может отражать особые взаимо-

отношения в группе - аутсайдеры не интересуются и не признают тех моральных принципов, которые главенствуют в группе, что, возможно, способствует их определенной изоляции в группе. На это может влиять и то, что для них литература менее интересна, чем для среднестатусных и высокостатусных участников группы. Это тем более становится понятно, поскольку литература может являться значимой в качестве иллюстрации к желаемому поведению, образу мышления, ценностям людей в группе.

Наиболее интересны, на наш взгляд, различия между лидерами и низкостатусными учащимися. Лидеры больше интересуются физикой, техникой, экономикой, популярной музыкой, биологией, моралью, философией, литературой, психологией, политикой и путешествиями. То есть, лидеры больше хотят знать об основных сферах человеческого бытия: физического и психологического. Этот интерес также специфичен для подросткового возраста. И лидеры проявляют большую заинтересованность в этих вопросах, чем аутсайдеры. Возможно, это помогает им лучше разбираться в различных вопросах, способствует признанию их лидерской позиции в среде сверстников.

Важно подчеркнуть также, что у лидеров значительно больше выражен интерес ко всем областям, по сравнению со сред-нестатусными учащимися и аутсайдерами: независимо от статистической значимости, показатели выраженности интересов лидеров выше, чем у остальных учащихся. Возможно, это связано с тем, что лидер является носителем интересов группы и должен лучше разбираться в том, что для группы важно. Кроме того, эта тенденция говорит о социальной ориентированности лидеров. Они - знатоки во всех сферах деятельности по долгу занимаемой социальной позиции. И для того чтобы оставаться в этой же позиции, им требуется больше знать и проявлять больше интереса во всех сферах деятельности.

Связывая полученные данные с нашей гипотезой исследования, можно отметить, что обнаружены различия в интересах подростков с различным социальным статусом в учебной группе. Полученные данные свидетельствуют в пользу выдвинутой нами гипотезы. У подростков, имеющих различный социальный статус, выявляются различия в интересах. Кроме того, для лидеров характерна широта интересов и высокий уровень вовлеченности в различные сферы деятельности.

Заключение

Таким образом, наша гипотеза о том, что у подростков, занимающих различные социальные позиции в ученической группе (лидеры, среднестатусные и низкостатусные подростки), интересы различны, подтвердилась. Так, при сравнении лидеров со среднестатусными учащимися, статистически значимые различия найдены только в интересе к биологии. Но при сравнении лидеров и аутсайдеров различия проявляются практически по всем интересам. Кроме того, лидеры характеризуются широтой интересов и высоким уровнем вовлеченности в различные сферы деятельности.

В ходе исследования нами были получены следующие результаты:

1. Подростки отличаются выраженным интересом к психологии, путешествиям и популярной музыке. Наименьший интерес подростки обнаруживают к классической музыке.

2. У старших подростков, в отличие от младших, отмечается более высокий интерес к кино, морали и психологии.

3. Лидеры отличаются от среднестатусных учащихся большим интересом к биологии.

4. Аутсайдеры отличаются от среднестатусных меньшим интересом к политике, морали, литературе и классической музыке.

5. Для лидеров, в отличие от аутсайдеров, характерен более высокий интерес к

физике, технике, экономике, психологии, путешествиям, биологии, политике, морали, философии, литературе и популярной музыке.

Литература

1. Андриянченко Е.Г. Теоретический анализ проблемы лидерства в зарубежной социальной психологии // Молодой ученый. -2012. - № 10. - С. 256-261.

2. Беспалов Д.В. Влияние организованности группы на лидерство и его эффективность в напряженных ситуациях совместной деятельности: На примере учебных групп подростков и юношей. Курск: диссертация дис. ... канд. психол. наук. Курский. гос. университет. - Курск., 2005. - 159 л.

3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. -432 с, ил. - (Акад. пед. наук СССР).

4. Толстых Н.Н., Прихожан А.М. Психология подросткового возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата. - М.: Издательство Юрайт. - 2016. - 406 с.

5. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая лиагностика развития личности и малых групп. - М.: Издательство Института психотерапии, 2002. - 339 с.

6. Шумакова Н.Б., Богпомочева О.А. Роль исследовательской активности в становлении образа мира у одаренных подростков // Вопросы психологии. - 2015. - № 3. - С. 30-38.

References

1. Andriyanchenko YG. Teoreticheskiy analiz problemy liderstva v zarubezhnoy sotsial'noy psikhologii. Molodoy uchenyy 2012; 10:256261 (in Russian).

2. Bespalov DV. Vliyaniye organizovannosti gruppy na liderstvo i yego effektivnost' v na-pryazhennykh situatsiyakh sovmestnoy deya-tel'nosti: Na primere uchebnykh grupp po-drostkov i yunoshey. Kursk: dissertatsiya dis. ... kand. psikhol. nauk. Kurskiy. gos. universi-tet. Kursk 2005: 159 (in Russian).

3. Vygotskiy LS. Sobraniye sochineniy: V 6-ti t. T. 4. Detskaya psikhologiya. Pod red DB

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

El'konina. Moscow: Pedagogika 1984: 432 (Akad ped nauk SSSR) (in Russian).

4. Tolstykh NN, Prikhozhan AM. Psikhologiya podrostkovogo vozrasta: uchebnik i praktikum dlya akademicheskogo bakalavriata. Moscow: Izdatel'stvo Yurayt 2016: 406 (in Russian).

5. Fetiskin NP, Kozlov VV, Manuylov GM. Sotsi-al'no-psikhologicheskaya liagnostika razvitiya

lichnosti i malykh grupp. Moscow: Izdatel'st-vo Instituta psikhoterapii 2002: 339 (in Russian).

6. Shumakova NB, Bogpomocheva OA. Rol' issledovatel'skoy aktivnosti v stanovlenii obraza mira u odarennykh podrostkov. Vo-prosy psikhologii 2015; 3:30-38 (in Russian).

PECULIARITIES OF INTERESTS OF TEENAGERS OCCUPYING DIFFERENT SOCIAL POSITIONS IN THE GROUP

E.A. KUMINSKAYA Psychological Institute RAE, Moscow

The article presents a study of identity of interests in adolescence and their differences depending on the social position occupied by a teenager. The differences in the expression of interest in the younger and older teens are considered. It is shown that teens, occupying different social positions in the group (leadership, medium status and low status), are characterized by differences in interests.

Keywords: adolescence, leadership, interests, social position, social status.

Address:

Kuminskaya E.

Research associate of Psychological institute RAE

9-4 Mokhovaya str., Moscow, 125009, Russia

E-mail: j-aquarius@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.