Научная статья на тему 'Особенности интеллектуально-рефлексивного управления в ЖКХ'

Особенности интеллектуально-рефлексивного управления в ЖКХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
139
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ И РЕФЛЕКСИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ЖКХ / ПРИЧИНЫ НЕРЕШАЕМОСТИ ПРОБЛЕМ В ЖКХ / ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ / ЛОГИКА УПРАВЛЕНЦЕВ-НАБЛЮДАТЕЛЕЙ И УПРАВЛЕНЦЕВ-КОНСТРУКТОРОВ / ПОЛЕЗНОСТЬ РЕФЛЕКСИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ / INTELLECTUAL AND REFLEXIVE CONTROL IN THE HOUSING / INSOLUBILITY CAUSES PROBLEMS IN THE HOUSING / UNITS OF MEASUREMENT / LOGIC MANAGERS SUPERVISORS AND MANAGERS / DESIGNERS / USEFULNESS OF REFLEXIVE CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевченко Милана Викторовна, Фролов Дмитрий Викторович

Доказана необходимость интеллектуально-рефлексивного управления в ЖКХ, нацеленого: 1) не на рост потребления продаваемых коммунальных ресурсов, а на экономное их использование; 2) не на латание дыр, а на стратегию развития и контроллинг распределения ресурсов; 3) не на тавтологию, а на научный подход к делу; 4) не на адаптацию случайных людей к работе, а на обучение специалистов «проектологов ЖКХ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intelligent features reflexive management housing

The necessity of intellectually reflexive control in housing aimed : 1) is not sold on the growth of consumption of utility resources, and their prudent use; 2) not for patching holes, and on the development strategy and controlling the allocation of resources ; 3) not a tautology, and a scientific approach to business ; 4) is not the adaptation of random people to work, and for training of specialists " proektologov Housing."

Текст научной работы на тему «Особенности интеллектуально-рефлексивного управления в ЖКХ»

смотря на то, что и вода одна и та же, и трубопроводы одни и те же, стоимость оплаты просто воды и тепла отличается в 32-40 раз.

Канон со "зрелищным компромиссом" можно заметить на пользовании трубопроводов. Аренду за старые трубопроводы собственники жилья оплачивают муниципалитету. За прокладку новых веток и восстановление старых -дважды: раз - водоканалу за работу и материалы, а второй раз - за аренду тому же муниципалитету. Аналогичная ситуация с очищенной питьевой водой и отводной (канализационной). Для собственника жилья разница в стоимости одного куба доставляемой чистой воды и отводом грязной воды составляет 2-3 рубля.

Выводы. Канонизации управленческих процедур в ЖКХ мешают работники управляющих компаний - человековеники, тщательно заметающие следы своих действий и перемещающиеся в другую среду для продолжения работы. По этой причине деятельность УК не может быть идентифицирована в виде завершенного целого. Первичный и поверхностный смысл завершения заключается в стандартизации и типизации работы. Универсально-понятийный тип социальных проблем в ЖКХ рассчитан на включение в каноны только теоретически оформленных управленческих процедур с чёт-

ко отмеченными границами и автономными свойствами. Завершенный продукт в управлении ЖКХ - это целостность, обладающая внутренней логикой и автоматизированной системой управления (АСУ ЖКХ). Требуется теоретическое обоснование того, что унификация и стандартизация в управлении бытом россиян принципиально завершима хотя бы в первом приближении, далее последуют углубления и поиски. Важнейшим условием завершения является наличие центра законной ответственности. В ЖКХ работают такие государственные законы бытия общества, которые нельзя ни модифицировать, ни изменять. Быт - уклад повседневной жизни, оказывающий непосредственное влияние не только на труд, настроение и поведение людей, традиции, обычаи, обряды, но и на национальные особенности и общественные противоречия, могущие оказывать отрицательное влияние на государственное устройство.

Литература:

1. Фролов Д.В., Шевченко М.В. Жилищно-коммунальное хозяйство в объятиях бизнеса // KANT. - Ставрополь: Ставролит, 2013.- № 3(9).- С. 9-14.

2. Шевченко М.В., Фролов Д.В. Проблемы реформ в жилищнокоммунальной системе и альтернативы перемен // KANT. -Ставрополь: Ставролит, 2013. - № 1 (7). - С. 24-31.

О

гч

г

2

гч

Он

\

I

17

INTELLIGENT FEATURES - REFLEXIVEMANAGEMENTHOUSING

Shevchenko Milana Viktorovna, PhD of Economics, Associate Professor, Chair of Logistics and Management of Transport Systems, Rostov State University of Communications (GUPS), Rostov-on-Don E-mail: [email protected]

Frolov Dmitry Viktorovich, PhD of Economics, Chief Specialist, Department of Consumer Market and Services, Sochi Administration, Sochi E-mail: [email protected]

Thenecessity ofintellectually-reflexive control in housing aimed :1)isnot sold on the growth ofconsumptionofutility resources, and their prudent use; 2) not for patching holes, and on the development strategy and controlling the allocation of re-sources ;3) not a tautology, and a scientific approach to business; 4) is nottheadap-tation of random people to work, and for training of specialists "proektologov Hous-ing".

Keywords: intellectual and reflexive control in the housing; insolubility causes problems in the housing; units of measurement; logic managers supervisors and managers, designers; usefulness of reflexive con trol.

ОСОБЕННОСТИИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-РЕФЛЕКСИВНОГО УДК 336.221 УПРАВЛЕНИЯ В ЖКХ

Доказана необходимост ь интеллектуально-рефлексивного управления в ЖКХ, на-целеного: 1) не на рост потребленияпродаваемыхкоммунальныхресурсов, а наэко-номное их использование; 2) не на латание дыр, а на стратегию развития и контроллинг распределения ресурсов; 3) нена тавтологию, а на научный подходкделу; 4) не на адаптацию случайныхлюдей кработе, а на обучение специалистов "проектологов ЖКХ".

Ключевые слова: интеллектуальное и рефлексивноеуправление в ЖКХ; причины нерешаемости проблем в ЖКХ; единицы измерения;логика управленцев-наблюда-телей иуправленцев-конструкторов; полезность рефлексивного управления.

© ШевченкоМ.В.,2014 © ФроловД.В.,2014

18

ШЕВЧЕНКО Милана Викторовна, кандидат экономическихнаук, доцент, кафедраЛогистики и управления транспортными системами, Ростовский государст в енный университет путей сообщения (РГУПС), Ростов-на-Дону [email protected]

ФРОЛОВ Дмитрий Викторович, кандидат экономическихнаук, главный специалист, Управление потребительскогорынка иуслуг, Администрации города Сочи, Сочи [email protected]

Количество проблем управления в жилищно-коммунальном хозяйстве монотонно увеличивается. В обычной практике управленцы сталкиваются с множеством недостаточно изученных факторов, в том числе субъективных. Это связано с определением того, что принято называть интеллектуальной деятельностью, которая далее зависит от степени понимания задачи наблюдателем. Когда метод решения ясен до конца, то об интеллектуальности не вспоминают. Если же метод решения проблемы или задачи становится непонятым, то приходит ощущение страха, неотвратимых потерь, отсутствия интеллекта, ищут и появляются обоснования и доказательства нерешаемости.

На самом деле причиной нерешаемости проблем и задач в ЖКХ являются:

1) неспособность управляющих разделять проблемы на задачи, задачи на алгоритмы, алгоритмы на программы, программы на мероприятия. При этом обучаться, накапливая, записывая, материализуя опыт;

2) трудности в сохранении и дальнейшем совершенствовании приобретённого опыта на длительное время, развивая умственные способности за счёт расширения поля (контура) управленческой деятельности;

3) ограниченность быстрого и правильного реагирования на ситуацию, сопровождающуюся новизной технологий и инновациями;

4) неумение рассуждать при решении проблем любой сложности, выбирая образ действий с учётом корней и причин, породивших её функционирование;

5) позволение произвола в понимании существа проблемы;

6) неспособность организовать воспринимаемые данные в упорядоченные информационные комплексы и оперировать с ними в форме запрос-ответ при принятии управленческих решений;

7) неумение устанавливать прямые и обратные связи со средой и приспосабливаться к её изменениям. Управленческие решения, не поддающиеся адаптации в жилищно-коммунальное хозяйство, не являются разумными;

8) неумение предвидеть изменения внешней среды, готовиться к ним. Управление подвергает себя опасностям в силу инерционности своего функционирования и может стать неадекватным самой системе жилищно-коммунального хозяйства, нецелесообразным недальновидным видом деятельности.

В управлении жилищно-коммунальным хозяйством просматриваются три чётко разграниченные, не мимоходом решаемые, уровня задач: 1) принципиальной возможности; 2) технической реализуемости; 3) практической целесообразности. В ЖКХ, например, проблематичными являются такие решения, как: оценка состояния управляемого объекта; чего добиваться при существующем положении дел, если цель не изучена основательно; какое воздействие на процесс оказывает внешняя среда; что следует предпринять в первую очередь; когда делать (совмещать ремонт дорог и прокладку трубопровода); каким должен быть порядок принятия решений (предпочтение люди - имущество или имущество - люди); какую стратегию считать наилучшей (ремонт, восстановление или установка новой сети трубопроводов, совмещать ли параллельные трубопроводы в жгут); как нужно действовать для достижения целей и с чего начать; насколько хорошо спланирован управленческий процесс.

Абстрактные механизмы поведения управляющих функционально подобны. Это выдвигает ряд новых проблем, поскольку требует

жизненных связей со средой, находящейся в состоянии динамического равновесия, а все виды управления в ЖКХ направлены лишь на сохранение этого равновесия (не стало бы хуже). Отсюда следует необходимость развития научной теории и общего языка в организации жилищно-коммунального хозяйства, в противовес имеющейся, подчас легковесной практике, во многом основанной только на интуиции. Даже в области, которая не имеет никакого отношения к развитию научной теории, можно заметить множество значений одного и того же слова. Например: корень растения в ботанике, корень слова в грамматике, корень зуба, корень в алгебре; гипербола литературоведа и гипербола в математике. Язык общения должен быть пригодным для всех специалистов в ЖКХ. Это язык измерительной процедуры. Когда существует измерительный прибор, то в некоторых ситуациях конфликт определяется отсчётом на шкале или на шкалах измерительных приборов. Последовательное применение этого принципа исключает множество недоразумений с неоднозначным толкованием и пониманием слов.

В ЖКХ имеются величины, которым не соответствует никакая единица измерения, а некоторые величины оцениваются разными приборами (с разными названиями) и разными единицами измерения. Когда понятие ЖКХ ещё не существовало, а проблему уже решали У.Р. Эшби, Дж.К. Максвелл, Г. Крон, Р.О. ди Бартини. Решили принять кинематическую систему физических величин, которая использует в качестве основных размерных величин только длину L и время T. Все остальные физические величины, включая массу, считаются производными от этих двух основных и представляются в виде произведений. Например: скорость - (L /T), массовый расход тока - (L3 /T3), площадь (L2 T0), объём (L3 T0), давление (L2 T-4), расход объёмный (L3T-1). Японские исследователи С. Окада и Р. Онодера предложили считать все величины безразмерными, примерно, как показатели в экономике. В самом понятии показателя заложено время: отчёт (за квартал, год); металлические трубы (погонный метр L T0), доски (кубометры L3 T0). В ЖКХ единицы измерения играют такую же роль, как и картинная логика (иероглифы) в движении пешеходов и всех видов транспорта.

В управлении ЖКХ кроется ещё одна интеллектуальная проблема. Суть её заключается в том, что управленцы - наблюдатели, а не конструкторы решений, выдаваемых ими в контур управления. Деление управленцев в ЖКХ на

наблюдателей и конструкторов достаточно условное, но можно наблюдать крайности. Наблюдатель представляет собой первую крайность: он стремится уяснить закономерность наблюдаемого явления и боится что-либо предпринять, чтобы не исказить её. Далее наблюдатель управляет процессом лишь в пределах понятой закономерности, не выходя за её пределы. Например, управляющие в ЖКХ, как наблюдатели, однажды выяснили, что: горячая вода поступает в квартиры по трубопроводам; тепло поступает в квартиры по трубопроводам; водоотвод - по трубопроводам; оплата за горячую воду оформляется раздельно от тепла; количество тепла, потребленное каждым собственником жилья, измеряется гигабайтами - числом с девятью знаками (нулями). В течение более 20 лет управленцы-наблюдатели продолжали взимать плату с собственников жилья при непрерывном росте тарифов на коммунальные ресурсы именно по такой схеме. Они не задумывались о том, что в жилых домах от ТЭЦ горячая вода поступает в квартиры по одной и той же трубе, а, значит, её стоимость не может отличаться на два порядка. Логика управленцев-наблюдателей в ЖКХ - логика объяснений "так нужно". Управленцы-конструкторы в ЖКХ не преследуют цель открывать новые законы, но они конструируют новые идеи и инварианты известных законов, находят инженерные решения, минимизируют занимаемое пространство в жилых домах и количество "железок" для удовлетворения той или иной потребности. Им присуща логика конструирования, воплощения, физической реализации. Управленец-конструктор начинает работу с идеи и заканчивает её материальным воплощением в ранее работающей конструкции (идея может и не подойти), управленцы-исследователи сначала внедрят конструкцию, понаблюдают её в действии, а затем оформляют идею. Этим различным по своему характеру приёмам соответствуют две философские концепции: от природы к идее и от идеи к природе. Синтез обеих концепций, сохраняющий достоинства каждой и лишённый их недостатков, находит своё выражение в утверждении, что эта задача состоит не только в объяснении происходящего в ЖКХ, но и в перестройке самой системы жилищно-коммунального хозяйства. Следует различать турбулентно возрастающие потребности и ламинар-но возрастающие возможности (рост производительности труда).

Если интеллект характеризует мыслительную способность на основе умственного на-

О

гч

г

2

гч

Он

\

I

19

Ip—. X

r

0

«=;

n

C

C

О

fcQ

20

чала человека, а рефлекс - его непроизвольную реакцию на внешнее раздражение, то общим понятием для интеллекта и рефлекса является ум как основа сознательной жизни. Сам по себе ум непроизводительный. Производительность ума зависит от отображения в нём реальных информационных порций, моделей, знаний, которые, находясь в режиме ожидания, готовы включиться в производительный процесс и выдать многовариантный результат. Однако, если порция информации поступила, а ум не обладает соответствующими знаниями, то решение по аналогии или интуиции, построенное на слабых переменных или недостаточном количестве информации, может оказаться неверным и даже антагонистическим. В управлении знания - всему голова, поскольку именно знания позволяют отличить ложную информацию от истинных исходных данных. Если какую-то часть мыслительного процесса можно абстрагировать, то именно эту часть реализуют с помощью технических средств. Так, в ЖКХ применена теория графов для транспортировки воды, тепла, газа сетью трубопроводов, электроэнергии - ЛЭП в квартиры собственников жилья.

В жилищно-коммунальном хозяйстве чётко выражены рефлексивные особенности. В то время, как производители товаров и услуг стремятся тщательным образом находить рынки, сегментировать потребителей,работники ЖКХ акцентируют свою деятельность на экономии коммунальных ресурсов собственниками жилья (хотя им это и не выгодно). Производители и поставщики подбирают посредников для сбытовой деятельности, в управление ЖКХ же любыми путями проникают коммерческие посредники в виде управляющих компаний. Они придумывают рефлексогенные ситуации в управляемой среде, возбуждающие непроизвольную физиологическую реакцию собственников жилья в многоквартирных домах. По придуманным УК схемам им удаётся продать собственникам жилья большее количество коммунальных ресурсов (на 3-4%), чем поставлено в регион от электростанций и выработано чистой воды, тепла и газа предприятиями региона. Простота схемы - игра с фактором "время". Показания квартирных счётчиков снимают на 7-8 дней раньше, чем показания общедомовых приборов регистрации расхода. Разница между суммарным потреблением электроэнергии собственниками жилья в многоквартирных домах и показанием общедомового счётчика соотносится с занимаемой площадью квартир. Если некоторые собственники

жилья или жильцы квартир по муниципальному найму по какой-то причине не успели своевременно внести оплату за потребленные коммунальные ресурсы в текущем месяце, то и их расходы включают в общедомовые расходы. Таким образом, один раз оплата осуществится всеми жителями дома, а второй раз оплатит сам потребитель-задолжник. Задолжников в многоквартирном жилом доме не только не стало, но от их скрытого существования управляющие компании стали получать доход. А поскольку оплата за потребленные коммунальные ресурсы проходит через банковские счета УК, то "навар зависает на их банковских счетах" как раз после расчётов управляющих компаний с поставщиками коммунальных ресурсов (также посредников). Такие моменты в управлении ЖКХ и возбуждают рефлекс как непроизвольную физиологическую реакцию собственников жилья в многоквартирных домах. Из-за таких схем население рефлексивно терпит страх и унижения со стороны соотечественников. Одна и та же электроэнергия, потребляемая лифтами, оплачивается дважды; тариф услуги лифта умножается на площадь занимаемой квартиры плательщиком; лифтовые услуги оплачивают жильцы первых этажей; квартиранты по муниципальному найму, как и собственники жилья, оплачивают техническое содержание чердаков, подвалов, не являющихся их собственностью.

Особенностью рефлексивного управления в ЖКХ является то, что в динамически неустойчивых ситуациях результат взаимодействия управляющих компаний и собственников жилья зависит не от главных структурных элементов потенциала (Министерства и Департамента ЖКХ), а от "факторов слабого влияния", которыми в более стабильных условиях можно было бы пренебречь.

В ЖКХ рефлексивный подход особо значим в тех случаях, когда проблемная ситуация вызревает, а интегральная результирующая реакция всей системы жилищно-коммунального хозяйства на одновременное воздействие множества факторов даже не прогнозируется.

В ЖКХ прочно зафиксированы в порочном круге неурядиц и ограничений такие факторы, как: техническая изношенность; прогрессирующая система неплатежей собственников жилья управляющим компаниям, а управляющих компаний поставщикам жилищно-коммунальных ресурсов; финансовая несостоятельность, которая гораздо опаснее финансовой неустойчивости; приватизационная ограниченность по причине отрицательной мотива-

ции; инвестиционная непривлекательность и безысходность самофинансирования; социальная напряжённость тарифов; опасность жизнедеятельности из-за роста цен на жилищно-коммунальные ресурсы.

В ЖКХ визуализировались следующие источники хищений:

1) бюджетные средства, которые выделяются на развитие сферы жилищно-коммунального комплекса;

2) коммунальных платежей собственников жилых помещений, которые вовлекаются заинтересованными лицами из органов местного самоуправления в различные схемы перечисления через счета специально созданных "аккумулирующих посредников". Таким образом, создаются условия для краткосрочного коммерческого кредитования и получения дополнительной прибыли,замедляются расчёты с реальными подрядчиками и уменьшаются возможные суммы оплаты по контрактам;

3) имущество собственников жилья в многоквартирных домах в случае большой задолженности по оплате коммунальных услуг;

4) необоснованные списания технических средств;

5) использование иностранных рабочих из стран СНГ с целью фиктивного увеличения расходов и исключения возможности нахождения свидетелей реальных выплат и обстоятельств их оформления;

6) усложнения порядка формирования управляющих компаний в ЖКХ.

Высокий уровень изношенности инфраструктуры препятствует приходу в ЖКХ эффективных управленцев. Доказательством тому является задолженность управляющих компаний поставщикам коммунальных ресурсов за один только год в следующих размерах: по котельням - 54,5%; коммунальным сетям - 65,3%; водоотводу и канализации - 62,5%; теплосети - 62,5%; электрическим сетям - 58,1 %; водопроводным насосным станциям - 65,1%; канализационным насосным станциям - 57,1%; очистным сооружениям водопровода - 53,9%; очистным сооружениям канализации - 56,2%.

Какова полезность рефлексивного (условного и безусловного) управления жилищнокоммунальным хозяйством?

Во-первых, сам факт перехода на что-то новое в управлении заставит разработать новую стратегию регионального развития. В процесс разработки стратегии выявятся новые резервы сокращения потерь, затрат, полезных и бесполезных расходов и издержек, заставят считать себестоимость производства одного

кубического метра холодной, горячей, отводимой воды, себестоимость гигакалории тепла, себестоимость киловатта электроэнергии, себестоимость каждой коммунальной услуги в отдельности, себестоимость каждого коммунального ресурса, используемого на общедо- О мовые нужды в многоквартирных домах.

Во-вторых, рефлексивное управление настроит общество, государственную и муници- 2

пальную администрацию на неотложность и X

неизбежность принятия крупных стратегичес- ^_

ких решений, вместо латания дыр, порождённых ушедшей в небытие социалистической ^ формы государственного управления. ^

В-третьих, в силу социальной значимости

ЖКХ рефлексивное поведение участников |-------

жизнеобеспечения решений города может и ^ должно сформировать многоканальную мо- <г~ дель финансовой поддержки реформ в ЖКХ. —

В-четвёртых, пересмотр отношений с реги-^-^ ональным бюджетом в рамках изменений в на- '

лотовой политике, новых льгот социальной защиты населения.

В-пятых, цели развития управления в ЖКХ зависят от того, какой потенциал развития управляющих компаний, а также от того, какие цели ставят перед собой собственники жилья.

Цели управляющих компаний сводятся преимущественно к получению прибыли. Разница в их целях только в том, в какой форме они хотят её получить: 1) сверхвысокой прибыли "здесь и сейчас" (в настоящее время преобладает); 2) стабильной прибыли в течение длительного времени (редкостное явление).

Поскольку само понятие "рефлексивное управление" изначально введено А. Лафевром (1936 г.) для обозначения способов управления сознанием "противника при конфронтационном взаимодействии", то оно как раз применимо в среде ЖКХ. Российские собственники жилья в многоквартирных домах, получив это "богатство" в наследство по признаку "государственного дарения", не научились управлять недвижимостью, не преодолели рефлекс "отнимут". Они безмерно рады собственности, однако каждое повышение тарифов лишь настраивает на необходимость защиты собственного жилья.

Таким образом, в управлении жилищнокоммунальным хозяйством требуются новые идеи разработки финансовой стратегии и тактической формы управления. Требуется введение различий в подготовке менеджеров-на-блюдателей за управляемой предметной областью, менеджеров конструкторов идей в заданной предметной области, менеджеров

I

21

Ip—. X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

r

0

«=;

ГП

n

C

C

О

fcQ

22

исследователей, внедряющих идеи в предметную область. Экономическая и техническая возможности ЖКХ не являются тождественными.

Рекомендуется разработка научной дисциплины "Проектология ЖКХ" - науки о проектировании будущего жилищно-коммунального хозяйства, которая покажет и экономически обоснует необходимость управления семьями и отдельными личностями в совокупности с недвижимым имуществом, имеющимся в их собственности, по долгосрочной стратегии, как генеральной программе действий в реальном масштабе времени. Развитие проектологии может быть успешным, если все элементы можно

будет отождествлять с национальными характером, правом и единицами измерения количества и качества. Без науки и научных исследований никогда не осуществлялся ни один социально значимый шаг человечества вперёд, тем более в национальном хозяйстве.

Литература:

1. Шевченко М.В., Фролов Д.В. Контроллинг оплаты комму-нальныхуслуг в ЖКХ // KANT. - Ставрополь: Ставролит, 2012. - № 3(6). - С. 89-92.

2. Шевченко М.В., Фролов Д.В. Проблемы реформ в жилищно-коммуналь-ной системе и альтернатива перемен // KANT. -Ставрополь: Ставролит, 2013. - № 1(7). - С. 24-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.