Научная статья на тему 'Особенности интеграции свободного по в учебный процесс'

Особенности интеграции свободного по в учебный процесс Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
122
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Озерова Марина Игоревна

В статье представлен анализ необходимости и возможности перевода учебного процесса ВУЗа на СПО. Приведен краткий анализ свободного ПО, применяемого в учебном процессе кафедры ИКГ ВлГУ. Показаны возможности использования свободного ПО в процессе преподавания ряда специальных дисциплин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности интеграции свободного по в учебный процесс»

Особенности интеграции свободного ПО в учебный процесс

М.И. Озерова, Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, доцент кафедры «Инженерная и компьютерная графика», ozerovam@rambler.ru

В статье представлен анализ необходимости и возможности перевода учебного процесса ВУЗа на СПО. Приведен краткий анализ свободного ПО, применяемого в учебном процессе кафедры ИКГ ВлГУ. Показаны возможности использования свободного ПО в процессе преподавания ряда специальных дисциплин

Совершенствование государственных стандартов в подготовки IT-специалистов, обуславливают расширение использования свободного ПО в учебном процессе высших учебных заведений. В настоящее время при подготовке специалистов по «Геометрическое моделирование», «Компьютерная графика», Системы Автоматизированного Проектирования (САПР) и др., предусматривает выполнение работ в среде 3DStudio MAX., AutoCAD, Компас и др. В настоящее время переход на свободное и открытое программное обеспечение (СПО) является насущной необходимостью, так как наблюдается активный рост использования такого ПО, что подтверждается процессами, происходящими в крупных компаниях, выпускающих проприетарное ПО, таких как Microsoft, Adobe, Autodesk. В рамках национального проекта образования тоже был выбран курс на постепенный отказ от закрытого ПО и переход на СПО.

В конце декабря 2010 года Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин подписал распоряжение о переходе государственных бюджетных организаций, а также органов федеральной исполнительной власти на свободное программное обеспечение (СПО). Данный переход планируется завершить к 2015 году[1]. В настоящее время переход на свободное и открытое программное обеспечение (СПО) является не только "идеей" и методом экономии денежных средств, но и насущной необходимостью.

Пожалуй самым известным представителем СПО является операционная система (ОС) Linux. Работа в операционной системе Linux с точки зрения пользователя не многим отличается от работы в операционной системе Windows. Таким образом если студент научится работать в ОС Linux, то он без труда сможет работать и с ОС MS Windows. В современном мире существует большое количество различных дистрибутивов ОС Linux, развиваемых как сообществами (коммьюнити) разработ-

чиков, так и различными компаниями и организациями. Преимущество использование операционной системы GNU/Linux:

• бесплатность;

• свобода рапрос транения;

• безопасность (вирусов почти нет, а те, что есть можно скомпилировать и запустить под гоо^ом);

• быстрый выпуск обновлений безопасности (1-2 дня);

• стабильность;

• все железо распознается "из коробки";

• простота в настройках;

• дистрибутивы включают в себя множество прикладного ПО;

• свобода изменения.

Но СПО — это не только Linux. Существует огромное количество прикладных программ, в том числе и кросс-платформенных (т.е. одинаково функционирующих и под Windows и под Linux). Наиболее известным можно считать офисный пакет OpenOffice.org, получивший мировое признание как хорошая альтернатива дорогим, и далеко не всегда используемым на все 100% коммерческим решениям. В состав этого пакета входят следующие программы: текстовый редактор Writer, по своим потребительским характеристикам не уступающий текстовому редактору MS Word, табличный процессор Calc вполне конкурентоспособный с MS Excel, программу подготовки презентаций Impress, не уступающую по своим характеристикам своему аналогу из Ms Office, Math - программу для создания и редактирования математических формул, тоже вполне конкурентоспособную со своим аналогом из Ms Office, систему управления базами данных Base, к сожалению очень слабую и несравнимую со своим аналогом MS Access, а также векторный графический редактор Draw, аналога которому в MS Office просто нет, а по своим функциональным возможностям этот графический редактор вполне сравним с Corel Draw пятой версии. Кроме вышеперечисленных офисных программ для операционной системы Linux создан, и постоянно обновляется пакет программ KOffice, в состав которого входит система управления базами данных, несколько превышающая возможности СУБД Base, входящей в Open Office.

Кроме офисных программ для учебного процесса необходимы прикладные программы, аналогичные Photoshop, 3DSMax, AutoCAD, Corel Draw и др. Например, растровый графический редактор GIMP по своим функциональным возможностям приближающийся к всем известному Photoshop, векторный графический редактор Inkscape, который близок по своим функциональным возможностям к графическому редактору Xapa X, хотя и несколько уступает ему. Программа Blender дает возможность для моделирования, визуализации и анимации трехмерных

объектов и является далеко не полным аналогом хорошо известного редактор трехмерной графики 3Б8Мах.

Конечно, переход системы образования на совершенно новую операционную систему, мера будет скорее вынужденная, чем необходимая: проприетарное (частное) программное обеспечение требует немалых финансовых затрат[2]. Для решения поставленной задачи необходимо волевое принятие решения о переходе на СПО большей части государственных структур и в определенных временных рамках. Непосредственно сам переход должен осуществляться по строго определенной методике, основано й на стандартных принципах разработки и модернизации. Методика перехода предложена[2], основные этапы определены.

Планирование миграции на примере кафедра ИКГ ВлГУ представлено на рисунке 1 обозначенные этапы могут проходить параллельно, но с сначала надо определить методическую группу, которая и будет осуществлять и корректировать переход на другое программное обеспечение с учетом конкретных учебных планов, уровня подготовки преподавательского состава и специфики дисциплин. Основные этапы:

6. Организация учебно-методической группы поддержки перехода на СПО. Обучения преподавательского состава и ключевых сотрудников, заинтересованных в использовании новых технологий. Подготовка методической литературы.

7. Анализ существующего ПО. Определение необходимой конфигурации ПО под нужды учебного процесса.

8. Определение необходимого уровня перехода на СПО - 30%, 50% или 100%.

9. Интеграция СПО в учебный процесс. Разработка поэтапного плана перевода учебного процесса на на СПО. Необходимо предусмотреть установку отдельных серверов для репозиториев, обновлений и копий образов мастер-дисков или профилей установки, обеспечить подключения к интернету сервера обновлений для поддержки системы в актуальном состоянии по безопасности.

10. Сопровожление. Техническая поддержка по установке и настройке СПО. Разработка учебно-методического комплекса по дисциплинам использующих программные приложения.

1.Организация учебно-методической группы поддержки перехода на СПО.

Рис.1 Планирование миграции

Например, в процессе обучения студентов по направлению 230400 «Информационные системы и технологии» процент применения лицензионного программного продукта велик. Мы только привыкли работать на проприетарном программном обеспечении, приобрели лицензионное, достаточно дорогое программное обеспечение (Photoshop, Corel Drow, Adobe Flash, AutoCAD, Компас, 3DMAX и др.), разработали методический материал, как надо переходить на другой программный продукт.

На кафедре был проведен эксперимент: в одном компьютерном классе на 12 ПК был установлен пакет СПО необходимый для лабораторный работ по дисциплинам «Геометрическое моделирование» и «Компьютерная графика» . В растровом графическом редактор GIMP выполнялись лабораторные работы по обработке изображений, используя адаптированный методический материал по работе в среде Photoshop, аналогично и по дисциплине «Геометрическое моделирование» лабораторные работы для 3DSMax выполнялись в среде Blender. Были сделаны следующие выводы:

• необходима адаптация методических указаний к лабораторным ра-

• с учетом иных возможностей программного обеспечения;

• ограниченное использование полученных результатов для дальнейшей работы;

• невостребованность специалистов, обладающих навыками работы в данных программных продуктах;

• необходимость переподготовки преподавательского состава. Следует учитывать и условия рынка труда, когда работодатель хочет, что бы выпускники уже имели навыки работы в конкректых про-

ботам

граммах, ему не надо заниматься обучением. Уже на стадии составления резюме, выпускники указывают пакет программного продукта, в котором могут работать. Умение работать в таких программах, как 3 DSMax ,Adobe Flash, AutoCAD дают возможность работать параллельно с учебным процессом, выпускники более востребованы на рынке труда.

Использования проприетарного (закрытого и в основном платного) программного обеспечения конечно приводит к решению проблемы лицензионной чистоты учебного ПО, но несет за собой массу дополнительных затрат и ограничений. В свою очередь СПО снижает материальные траты на покупку лицензий, но несет за собой некоторые другие проблемы, которые стоит учесть при переходе на данный вид программного обеспечения[3].

Внедрение свободного программного обеспечения практически ничем не отличается от внедрения проприетарных программных продуктов. Это означает, что и в случае масштабного перехода ОУ на использование СПО, должны соблюдаться все этапы проекта. Пропускать стандартные этапы внедрения невозможно, так как это ведет к рискам незавершения начатого проекта. В соответствии с Распоряжение от 17 декабря 2010 г. №2299-р[1], апробация пакета базового свободного программного обеспечения в пилотных организациях пройдет уже во II квартале 2012года, следовательно интеграцию СПО можно считать открытой.

Однако наиболее важным для сферы образования является решение проблем миграции унаследованных приложений, в частности, обучающих мультимедийных программ и интерактивных электронных образовательных ресурсов, для поддержки которых существуют оригинальные программные оболочки. В рамках решения этой проблемы следует, прежде всего, выявить унаследованные учебные приложения, затрудняющие миграцию на СПО и нуждающиеся в приоритетной адаптации или разработке свободно распространяемого аналога [4]. Не менее острой будет проблема разработки и апробации обновленных методик работы с унаследованными приложениями.

Следует отметить еще несколько проблем, которые должны быть учтены:

• разработка общих требование для информационно-технологической поддержки образовательного процесса при интеграции СПО;

• разработка критериев оценки результатов интеграции СПО в учебный процесс;

• обеспечение совместимости СПО с имеющейся аппаратной частью и периферийными устройствами;

• стимулирование процессов внедрения и освоения СПО.

К сожалению выполнения всех рекомендаций недостаточно, так как сегодня 80% программного обеспечения работает с проприетарными программными продуктами, нет острой, практической необходимости перехода на СПО.

Литература

1. Распоряжение от 17 декабря 2010 г. №2299-р «О плане перехода федеральных органов исполнительной власти и федеральных бюджетных учреждений на использование свободного программного обеспечения (2011 - 2015 годы )» Приложение к Распоряжению от 17 декабря 2010 г. №2299-р

2. Методические рекомендации по внедрению и использованию свободного программного обеспечения в образовательных учреждениях Российской Федерации- М: Минобрнауки России, 2010 - 656 с.: ил.

3. Шестая конференция. Свободное программное обеспечение в высшей школе.: Тезисы докладов / Переславль, 29-30 января 2011 года. М.: Альт Ли-нукс, 2011. _ 94 с. ISBN 978-5-905167-03-4

4. Методика развертывания свободного и открытого программного обеспечения в рамках высшего учебного заведения Казанцев А.С. http://www.ict.edu.ru/vconf/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.