Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИИ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ ВУЗА'

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИИ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательная среда / китайские студенты / интеграция / адаптация / образовательное сотрудничество / коммуникация / межкультурное пространство / психолого-педагогическое сопровождение / educational environment / Chinese students / integration / adaptation / educational cooperation / communication / intercultural space / psychological and pedagogical support

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Капиева Кнарик Робертовна, Ольшанская Светлана Алексеевна

Целью статьи является рассмотрение проблемы интеграции иностранных студентов из КНР в российское образовательное пространство. Следуя из этого целеполагания, задачи статьи сформулированы следующим образом: изучить факторы, определяющие особенности интеграции китайских студентов в вузе; осуществить теоретический анализ научных работ и рассмотреть феномены «интеграция» и «психолого-педагогическое сопровождение; провести эмпирическое исследование по определению уровня интеграции китайских студентов. Актуальность рассмотрения представленных вопросов обоснована глубинными социально-экономическими и политическими процессами в современном мире, динамикой российско-китайских партнёрских отношений в области науки и образования. На основе проведенного исследования были выделены ключевые проблемы интеграции (языковой барьер, низкая информированность о реализации адаптационных программ в вузе, слабая включенность студентов из КНР в деятельность внеучебных студенческих объединений). Практическая значимость заключается в использовании эмпирических результатов в педагогической организации интеграционных процессов в образовательную среду вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The purpose of the article is to consider the problem of integrating foreign students from the PRC into the Russian educational space. Following from this goal setting, the objectives of the article are formulated as follows: to study the factors that determine the features of the integration of Chinese students in the university; carry out a theoretical analysis of scientific works and consider the phenomena of "integration" and "psychological and pedagogical support; to conduct an empirical study to determine the level of integration of Chinese students. The relevance of the consideration of the presented issues is justified by the deep socioeconomic and political processes in the modern world, the dynamics of Russian-Chinese partnerships in the field of science and education. Based on the study, key integration problems were identified (language barrier, low awareness of the implementation of adaptation programs at the university, poor inclusion of students from the PRC in the activities of extracurricular student associations). Practical significance lies in the use of empirical results in the pedagogical organization of integration processes into the educational environment of the university.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИИ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ ВУЗА»

7. ПТПКурское: сайт. - URL: skvk.ru/filial/kurskoy/pressroom/news/5119/ (дата обращения: 15.04.2024)

8. Оборонэнерго. сайт. - URL: https://oboronenergo.su/company/halloffame/dynasties/ (дата обращения: 15.04.2024)

9. Россия страна возможностей: сайт. - URL: https://rsv.ru/ (дата обращения: 16.04.2024)

10. Иванова, Е.Ю. Профессиональные династии как социальный ресурс и социально-культурный капитал: направления исследования / Е.Ю. Иванова // Россия реформирующаяся. - 2022. - № 20. - С. 149-175

Педагогика

УДК 378.2

кандидат психологических наук, доцент Капиева Кнарик Робертовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар); кандидат психологических наук, доцент Ольшанская Светлана Алексеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар)

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИИ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ ВУЗА

Аннотация. Целью статьи является рассмотрение проблемы интеграции иностранных студентов из КНР в российское образовательное пространство. Следуя из этого целеполагания, задачи статьи сформулированы следующим образом: изучить факторы, определяющие особенности интеграции китайских студентов в вузе; осуществить теоретический анализ научных работ и рассмотреть феномены «интеграция» и «психолого-педагогическое сопровождение; провести эмпирическое исследование по определению уровня интеграции китайских студентов. Актуальность рассмотрения представленных вопросов обоснована глубинными социально-экономическими и политическими процессами в современном мире, динамикой российско-китайских партнёрских отношений в области науки и образования. На основе проведенного исследования были выделены ключевые проблемы интеграции (языковой барьер, низкая информированность о реализации адаптационных программ в вузе, слабая включенность студентов из КНР в деятельность внеучебных студенческих объединений). Практическая значимость заключается в использовании эмпирических результатов в педагогической организации интеграционных процессов в образовательную среду вуза.

Ключевые слова: образовательная среда, китайские студенты, интеграция, адаптация, образовательное сотрудничество, коммуникация, межкультурное пространство, психолого-педагогическое сопровождение.

Annotation. The purpose of the article is to consider the problem of integrating foreign students from the PRC into the Russian educational space. Following from this goal setting, the objectives of the article are formulated as follows: to study the factors that determine the features of the integration of Chinese students in the university; carry out a theoretical analysis of scientific works and consider the phenomena of "integration" and "psychological and pedagogical support; to conduct an empirical study to determine the level of integration of Chinese students. The relevance of the consideration of the presented issues is justified by the deep socioeconomic and political processes in the modern world, the dynamics of Russian-Chinese partnerships in the field of science and education. Based on the study, key integration problems were identified (language barrier, low awareness of the implementation of adaptation programs at the university, poor inclusion of students from the PRC in the activities of extracurricular student associations). Practical significance lies in the use of empirical results in the pedagogical organization of integration processes into the educational environment of the university.

Key words: educational environment, Chinese students, integration, adaptation, educational cooperation, communication, intercultural space, psychological and pedagogical support.

Введение. В современной социокультурной среде мы являемся свидетелями динамично развивающихся российско-китайских партнёрских отношений как в сфере политики, экономики так и культуры. Особо важное место занимает научное и образовательное сотрудничество. Образовательное партнёрство направлено на интеграцию взаимодействия двух культур: российской и китайской. Интеграция как педагогическое явление, по мнению С.В.Омельченко, являет собой процесс взаимосвязи, взаимопроникновения не только различных знаний, так и способов деятельности [5, С. 3]. Проблема интеграции иностранных студентов из КНР в российское образовательное пространство является актуальной и перспективной в изучении. Историография иностранных студентов берёт начало 5 февраля 1960 года, основанием Университета им. Патриса Лумумбы, с началом функционирования в том же году курсов русского языка для иностранных студентов. Впоследствии на протяжении многих лет в России, благодаря ее высокому академическому уровню, учились и выпустились из лучших российских вузов многие иностранцы. Министерство образования России ежегодно выделяет целевые учебные места для иностранных студентов с финансированием их образования правительством России. Актуальность интеграции китайских студентов подтверждается возрастающими потребностями в качественном российском образовании. Такая тенденция определяет проблемы реализации высшей школы в обеспечении педагогических условий организации интеграционного процесса через реализацию форм, методов и технологий, обеспечивающих достойный уровень подготовки будущих китайских специалистов. Современная общественная, социально-политическая ситуация в нашей стране в преддверии реформирования системы образования предполагает активизировать педагогические ресурсы для обеспечения благоприятных условий интеграции иностранных студентов в вузах. Российские вузы как визитная карточка нашего государства выполняют важные социально-культурные задачи в обеспечении иностранных студентов не только образовательным контентом, но и созданием условий психологической безопасности, введением в наш многонациональный мир культуры. Особая роль в этом отведена таким образовательным вузам, как например, Краснодарский государственный институт культуры, в котором обучается более 200 иностранных граждан, из них китайских студентов большинство - 85. Актуальность изучаемого вопроса, помимо сказанного, определена изучением трудностей и условий, обучающихся в вузе иностранных студентов. Целью статьи является представление результатов исследования особенностей интеграции китайских студентов в гуманитарном вузе культуры и обоснование программы психолого- педагогического сопровождения в период интеграции в межкультурное пространство.

Изложение основного материала статьи. Развитие межкультурной коммуникации в контексте расширения интеграционного процесса является активно обсуждаемой темой в образовательном сообществе учёных.

Для реализации цели исследования обратимся к краткому теоретическому обзору по выбранной для изучения проблеме. Выявлено, что в основе исследований лежит представление об интеграции как многогранном феномене, рассматривается степень согласованности позиций, мнений, сфера взаимосвязей. Автор работ по этой проблеме А.И. Гребенникова понимает интеграцию как социальное и педагогическое явление в контексте образовательной среды

[1, С. 6]. Однако, нами замечено, что проблематичными являются вопросы изучения интеграции китайских студентов к социокультурной интеграции на уровне учебной студенческой группы. И.М. Белоусова в своём диссертационном исследовании пишет о трудности китайских студентов в интеграционном процессе за счёт слабой коммуникации в ситуации культурного взаимодействия [7]. В докторской диссертации И.Е. Бобрышевой указывается , что процесс интеграции включает адаптацию и аккультурацию как способность принять ментальность, нормы и традиции новой социальной среды [7, С. 9]. Анализ теоретических исследований А.И. Гребенниковой, А.И. Позднякова по изучаемой нами теме «особенности интеграции китайских студентов в образовательную среду вуза», исследования о теориях межкультурной коммуникации позволил нам выявить особенности аккультурации как процесса вхождения в другую социальную среду, другую культуру [1; 6]. К стратегии взаимодействия культур учёные относят ассимиляцию, адаптацию, интеграцию. По мнению A.C. Романова интеграция способствует развитию культурной идентификации на основе сохранения собственной культурной принадлежности [7]. В результате интеграции доминирующая культура в условиях межкультурного взаимодействия формирует условия для реализации потребностей иностранных студентов, в результате чего возможна самореализация в новом социуме.

Ознакомившись и изучив основные теоретические работы по обсуждаемой теме, определив различные её аспекты и выявив противоречия, нами уточнена основная педагогическая идея, положенная в основу настоящего исследования: обоснование программы психолого-педагогического сопровождения китайских студентов в вузе культуры в интеграционном процессе.

Применительно к проблеме психолого-педагогического сопровождения уместно уделить внимание работам, посвящённым созданию условий для благоприятной интеграции китайских студентов в вузе. Например, выявлено, что A.B. Брушлинский понимал психолого-педагогическое сопровождение студента в адаптационный период как создание необходимых условий для саморазвития и самоорганизации. По его мнению должна быть организована система педагогических мероприятий, направленных на обучение студентов навыкам владения психотехникой, развитие личностных психических качеств: мотивации, рефлексии, эмоциональной сферы [3]. В современном подходе к исследованию психолого-педагогического сопровождения студентов в вузе автор Л.А. Петровская акцентирует внимание на психологическом аспекте этой проблемы и продолжая положения, высказанные A.B. Брушлинским, считает необходимым ориентировать студентов на самопознание, диагностику личностных качеств [6]. Анализируя теоретические работы и анализируя результаты ответов респондентов по теме исследования мы установили, что процесс адаптации иностранных студентов в вузе культуры носит субъективно глубокий характер.

В ходе разработки программы и её обосновании мы опирались на такие методологические теории: а) это положения личностно-ориентированной педагогической парадигмы (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская и др.);

б) принцип ведущей роли самостоятельной активности личности в процессе ее развития (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев);

в) понимание педагогического процесса как целенаправленно организованного, опирающегося на некоторую систему социальных, психолого-педагогических и научных воззрений, (В.И. Загвязинский, Л.А. Левшина и др.);

г) понимание коммуникации (в форматах общения и диалога) как базовой формы деятельности, стимулирующей психическое развитие и становление личности на различных этапах ее онтогенеза (A.B. Запорожец, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Д.Б. Эльконин и др.) [4, С. 28].

Целью реализации сконструированной программы является психолого-педагогическое обеспечение благополучной интеграции китайских студентов в вузе культуры. Предлагаемая нами программа психолого-педагогического сопровождения на этот период состоит из нескольких этапов: диагностический ( организация комплекса диагностических процедур для выявления уровня и состояния адаптационных механизмов у иностранных студентов). Второй этап-организационный, который предполагает создание профилактической программы ( определение цели, задач и направления работы по формированию материалов и мероприятий, стимулирующих процесс адаптации). Следующий этап -формирующий, состоит в реализации мероприятий психолого-педагогической поддержки. Заключительный этап -контрольно-аналитический, который выполняет завершающий этап, анализ повторного диагностического замера, выявление удовлетворённостью студентами программных мероприятий.

В содержание программы психолого-педагогического сопровождения включены мероприятия, посвящённые различным национальным праздникам и традициям; спортивные мероприятия ( опыт организации национальных игр); праздничные традиции (Китайский Новый год); конкурсы для иностранных студентов по различным номинациям (как адаптационная практика) ; организация фотовыставок «Мой далёкий дом, моя страна, мои увлечения» и т.д; видеопроекты «Культура Китая»; « Традиции и обычаи Китая», обучающий семинар с презентацией и видеоматериалом по основам межкультурного взаимодействия, тренинги невербального общения и др.

Для изучения проблем социальной интеграции иностранных студентов использовались следующие методы: беседы со студентами, наблюдение, интервью, проективные методики «моя семья», «мои друзья», авторская анкета, изучение педагогического опыта в других вузах страны по материалам научных и методических работ.

Результаты являются основанием для составления и обоснования программы психолого-педагогического сопровождения студентов на период интеграции к образовательной среде вуза. Перейдём к обсуждению полученных результатов на этапе констатирующей части исследования.

Наблюдение и анкетирование проводилось в течение 2023-2024 учебного года. Интервью с китайскими студентами осуществлялось через переводчика (по специальной программе в телефоне).

В результате наблюдения, интервью и обработки анкетирования выявлены такие особенности. На вопрос « Как вы воспринимаете географическую и образовательную среду КГИК?» ответы студентов были такими: 53% из числа опрошенных заявили, что очень нравится и климат, и красивая территория института ( большая и ухоженная), удобные и хорошо оснащённые аудитории для занятий; 20% испытуемых ответили, что холодно и неуютно; 27% опрошенных ответили нейтрально, равнодушно, заметили, что в библиотеке нет книг на китайском языке.

Следующий вопрос о комфорте и условиях проживания в общежитии.

На это 48% респондентов ответили, что довольны, всё устраивает, отношение к ним со стороны русских студентов дружелюбное, они подружились. Однако, 23% из опрошенных сделали замечание о том, что в общежитии нет информации на их родном языке о происходящих мероприятиях в институте, нет инструкций к правилам проживания в общежитии на родном языке, трудности с питанием. Из числа опрошенных 29% ответили, что чувствуют себя неуютно, скучают по дому, с однокурсниками нет контакта. На вопрос о владении русским языком и коммуникацией с другими ответы были удручающие: 90% ответили, что испытывают большие трудности с освоением русского языка, только с переводчиком в телефоне, поэтому контакты с русскими затруднены. Однако, поскольку это студенты консерватории, они уточнили, что

выручает язык музыки, нот, слух и элементы невербального общения. 10% испытуемых владеют русским языком, неуверенно, но достаточно для понимания других и объяснений с педагогами.

Вопрос о понимании учебного материала на лекциях и практических занятиях вызвал сдержанный эмоциональный отклик: они испытывают трудности в понимании контекста учебного материала. Не всегда преподаватели используют наглядные средства, чтобы мы могли лучше усвоить материал, особенно гуманитарных дисциплин . Анализ анкетирования выявил: 60% опрошенных ответили, что в некоторых случаях преподаватели ограничивают общение с иностранными студентами; 40% положительно оценили коммуникативные контакты с педагогами, заметили, что преподаватели терпеливы и настойчивы в объяснении материала.

Мы обратились к студентам с вопросом о восприятии и отношении к многонациональной культуре народов РФ, обучающихся в КГИК, об участии иностранных студентов в праздниках, концертах и других мероприятиях. В ответах 60% испытуемых пояснили, что очень рады были знакомству с культурой казачества, коллективом Кубанского казачьего хора, его песенным репертуаром, культурой адыгейцев, армян, абхазов, и других народностей, обучающихся в КГИК. Однако, остальные 40% ответили, что их редко приглашают на такие встречи и концерты, отсутствие информации на родном языке делает ограниченным социально-коммуникативные связи.

Отвечая на вопрос: « На каких занятиях вы чувствуете себя комфортно?» Все 100% отвечающих сказали, что это все специальные предметы в консерватории и ещё предмет физическая культура (он не требует вербального общения и педагоги очень интересно проводят практические занятия).

Завершая интервью со студентами, мы спросили о том, что было бы полезным в улучшении адаптации иностранных студентов к среде вуза. Поступили предложения: 72% хотели бы увеличить аудиторное время для занятий русским языком; 18% пожелали, чтобы преподаватели и сотрудники общежития владели и общались, например, на английском языке; 10% пожелали, чтобы на начальном этапе знакомства с вузом их сопровождали студенты волонтёры.

Таким образом, кратко обобщая анализ фрагмента исследования в начале учебного года, добавим, что выявленные проблемы адаптации иностранцев при обучении в вузе типичны для многих российских вузов и совпадают исследованиями A.B. Лапшовой, О.И. Вагановой, А.Д. Бухалко. и др. [5, С. 23]. Но зададимся вопросом: в чём особенности адаптации китайских студентов в вузе культуры? Исходя из интервью, наблюдений, анализа и интерпретации проективных методик, реальной педагогической практики можно отметить следующее.

Комфортным для проживания иностранных студентов являются климатические условия в Краснодаре, дружеское и гостеприимное отношение местных студентов и населения, благоустроенная большая закрытая территория вуза с меняющимся ландшафтным оформлением, хорошо оснащённые современным оборудованием аудитории и учебные классы для индивидуальных занятий, современный концертный зал, педагоги часто практикующие музыканты, что также привлекательно для студентов. Исходя из этого считаем, что вуз культуры обладает большими ресурсами для успешной интеграции студентов, даже в аспекте концертной деятельности, но, к сожалению, не все возможности образовательной среды КГИК используются.

На наш взгляд, при оценке исследования необходимо учитывать следующие проблемы:

1. Есть необходимость ориентирования на потребности иностранных студентов не только в удовлетворении образовательной платформы в учебной сфере, но и в социальной. Следовательно, вне занятий активизировать участие иностранных студентов в социально-коммуникативной деятельности, создавать лучшие условия для интеграции в студенческое сообщество и тогда процесс адаптации будет более успешным.

2. Проблемность в изучении русского языка. Педагогу следует учитывать учебные потребности иностранных студентов, использовать разнообразные дидактические ресурсы, общаться по возможности на двух языках, предлагать учебники не только на русском языке.

3. Для более эффективной коммуникации студенты предлагают создавать творческие совместные группы китайских и российских студентов для совместного прослушивания музыкальных произведений, пения, показа иностранцами культурных традиций своего народа. Такие программы будут способствовать более эффективной интеграции иностранных студентов.

Обобщив материал опытно-экспериментальной работы, осуществим попытку использовать его для обоснования программы психолого-педагогического сопровождения китайских студентов в вузе культуры.

Здесь нам хочется обратить внимание на положение учёных о том, что психолого-педагогическое сопровождение, педагогически целесообразное, мы будем рассматривать как часть деятельности, обеспечивающей сопровождение китайских студентов к интеграции в новой для них социокультурной среде. Учитывая изложенное, психолого-педагогическое сопровождение как феномен представляет собой интегративное понятие и включает развитие мотивационных, когнитивных и ценностных личностных характеристик, которые обеспечивают адаптационный механизм субъекта своими ресурсами.

Предполагаем, что в результате реализации программы психолого-педагогического сопровождения у китайских студентов должен укрепиться социальный статус в новой культурно-образовательной среде, сформироваться более устойчивая мотивация к освоению знаний и профессионального становления, возникнет новый импульс для расширения коммуникативного взаимодействия при изучении русского языка и развитию навыков общения.

Выводы. Проведенная работа подтвердила важность применения полученных результатов. Возможно продолжение исследования проблем у иностранных студентов, процесса их интеграции, потребностей в учебной и внеучебной деятельности; создание спецкурсов для занятий русским языком, библиотек, содержащих книги не только на русском, но и на других иностранных языках, инновационных технологий для качественного и вместе с тем комфортного образования.

Предложения:

1. Создание волонтёрской группы наших студентов для улучшения межкультурного взаимодействия с иностранными студентами, оказание им кураторской дружеской помощи для преодоления культурно-языкового барьера.

2. Учитывая, что студенты из КНР не стремятся быстро интегрироваться в студенческое российское общество, понимая, что они достаточно локализованы и закрыты в своей среде, считаем возможным влиять на улучшение адаптационного периода к поликультурной образовательной среде вуза через обращение к национальным чувствам, национальным обычаям и традициям китайского народа, демонстрацией студентами его основных видов.

3.Вовлечение студентов-иностранцев в активную студенческую жизнь, проведение спортивных и культурно-массовых мероприятий, организацию различных экскурсий по историческим и культурным местам города Краснодара и Краснодарского края. Цель культурно-экскурсионной программы - сформировать положительный образ города Краснодара в целом, познакомить студентов иностранцев с достопримечательностями, историей казачества на примере этнографического казачьего комплекса «Атамань».

Литература:

1. Гребенникова, А.И. Адаптация иностранных студентов: Механизмы и факторы / А.И. Гребенникова. - Текст: непосредственный // Журнал «Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке». - 2011. -С. 98-100

2. Кравцов, A.B. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов к высшей школе России: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / A.B. Кравцов / ГУП. - Москва, 2008. - 130 с. - Текст: непосредственный.

3. Лебедева, А.О. Проблемы и трудности адаптации иностранных студентов-первокурсников к условиям жизни и обучения в России / А.О. Лебедева. - Текст: непосредственный // Сборник материалов международной научно-практической конференции «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения», 35-1. -Новосибирск: ООО «Центр развития научного сотрудничества, 2014. - С. 92-98

4. Ложечкина, А.Д. Сопровождение и интеграция в полиэтническую общность учащихся / А.Д. Ложечкина // Психология XXI века: Материалы Международной научно- практической конференции молодых ученых «Психология XXI века» 21-23 апреля 2011 года. Санкт-Петербург / Под науч. ред.О.Ю. Щелковой. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. - 2011. -С. 66-68

5,Омельченко, C.B. Интеграция как педагогическое явление / C.B. Омельченко // Международный журнал экспериментального образования. -2015. -№ 11-2. - С. 302-303. - URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8412 (дата обращения: 22.05.2024)

6. Поздняков, А.И. Социально-психологический анализ проблем пребывания и обучения иностранных студентов в российских вузах / А.И. Поздняков. - Текст: непосредственный // Научно-практический журнал «Вестник психотерапии. -2019.-№40.-С. 63-78

7. Романов, A.C. Теоретические основы программы психологического сопровождения иностранных студентов вуза / A.C. Романов. - Текст: непосредственный // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. - 2014. -№ 5. - С. 114-117

Педагогика

УДК 37.025

кандидат искусствоведения, доцент Карнаухова Вероника Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Ковкина Инна Вульфовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Молофеева Анастасия Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Авторы статьи обращаются к опыту театральной педагогики и процессу театральной деятельности школьников, рассматривая их как потенциал, помогающий развивать различные способности детей. В статье подчеркивается, что, несмотря на признание очевидной ценности этого потенциала, современная жизнь школы показывает, что на деле он не всегда полностью востребован. Между тем, школьный театр и иные формы театрального творчества, внедренные в учебный процесс, играют ведущую роль в формировании личности и развитии интеллекта, а также творческих способностей детей. Это обстоятельство обусловило актуальность заявленной темы. Цель статьи: анализ механизмов и специфики формирования творческих способностей обучающихся в процессе театральной деятельности. Анализируя проблему, авторы обращаются к трудам российских ученых, изучавших влияние театрального творчества на развитие ребёнка и рассматривающих это влияние в разных аспектах. Среди них - работы Г.Д. Стаунэ, Я.Н. Губановой, В.И Козловского и др., подчеркивающих благотворное действие театра в школе. Среди факторов, способствующих театральному творчеству школьников, ученые называют определенные действия со стороны педагога, предполагающие преодоление директивного стиля общения, собственную готовность к творчеству и самопознанию. В статье отмечается, что, помимо организации в школе театральных студий, школьного театра, театрального кружка эффективным может стать внедрение отдельных методов и упражнений непосредственно в учебный процесс. Авторы приводят примеры применения театрализованных форм обучения на различных уроках гуманитарного цикла - литературы, истории и др. Отдельное внимание уделяется непосредственно организации школьного театра. В статье предлагается программа развития творческих способностей обучающихся. Она формируется таким образом, что не только обуславливает развитие творческого потенциала, но и воздействует на взаимоотношения детей и педагога. Среди занятий - те, которые посвящены дыхательной, фонационной, артикуляционной гимнастике, упражнениям на дикцию, тренинги по сценической речи и интонации, а также инсценировки. В заключение авторы приходят к выводу, что представленные меры в комплексе создадут нового, творчески мыслящего человека, соответствующего современному социуму.

Ключевые слова: творчество, потенциал, способности, театральная педагогика, образовательный процесс, программа, общество.

Annotation. The authors of the article turn to the experience of theater pedagogy and the process of theater activities of schoolchildren, considering them as a potential that helps develop the various abilities of children. The article emphasizes that, despite the recognition of the obvious value of this potential, the modern life of the school shows that in reality it is not always fully in demand. Meanwhile, school theater and other forms of theatrical creativity are introduced into the educational process, play a leading role in the formation of personality and the development of intelligence, as well as the creative abilities of children. This circumstance determined the relevance of the stated topic. The purpose of the article: to analyze the mechanisms and specifics of the formation of students' creative abilities in the process of theatrical activity. Analyzing the problem, the authors turn to the works of Russian scientists who have studied the influence of theatrical creativity on the development of a child and consider this influence in different aspects. Among them are the works of G.D. Staune, Ya.N. Gubanova, V.I. Kozlovsky and others, emphasizing the beneficial effects of theater in school. Among the factors contributing to the theatrical creativity of schoolchildren, scientists name certain actions on the part of the teacher, which involve overcoming the directive style of communication, one's own readiness for creativity and self-knowledge. The article notes that, in addition to organizing theater studios, a school theater, and a theater club at

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.