ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА К ВОСПИТАНИЮ ГУМАННОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
С. С. Быкова, старший преподаватель кафедры педагогики Вятского государственного гуманитарного университета
Статья посвящена рассмотрению интегративного подхода к воспитанию гуманности у младших школьников. Актуальность проблемы обосновывается, с одной стороны, потребностью общества в воспитании гуманности у школьников, а с другой — необходимостью противостоять практицизму и относительной жестокости современного общества, что ведет к дефициту добра и чуткости в отношениях людей.
В настоящее время наблюдается усиление внимания к проблемам формирования личности человека с учетом его индивидуальных особенностей. Важным условием максимальной индивидуализации личности служат складывающиеся гуманные отношения между учителем и учеником. Такие отношения Л. А. Байкова считает «первым уровнем структурно-иерархической модели» гуманистической педагогической системы. «Модель характеризуется субъект-субъект-ным взаимодействием, диалогическим общением, саморегуляцией субъектов, основанной на собственном достоинстве и на взаимном уважении»1. Идея поликультурности, представленная А. А. Сы-родеевой, дополняет гуманные отношения между учителем и учеником взаимным уважением разных культур как социальной реальностью в свете глобальной интеграции.
Самоактуализация каждой личности в рамках процесса гуманизации образования происходит в процессе ее стимулирования с целью усвоения «определенных культурных норм» (М. Н. Берулава), в частности, такими традиционно русскими мировоззренческими принципами, как гуманизм, духовность и нравственность.
Подход к личности как к целостной структуре предполагает решение задачи главного системообразующего качества личности. Таким базовым качеством личности является нравственность; гуманность выступает ее составляющей. В рамках данной проблемы правомерно характеризовать личность как системное образование, приобретаемое индивидом в предметной деятельности, в общении и характеризующее его вклю-
ченность в социальные отношения. Это подчеркивает необходимость рассмотрения гуманности через интеграцию качеств.
Процесс формирования и интеграции качеств у младшего школьника является постепенным и осуществляется в направлении усложнения как структурных, так и содержательных компонентов. По мнению В. Т. Чепикова, этот процесс имеет следующие закономерности:
1) формирование сложных нравственных качеств происходит на основе сформированных менее сложных;
2) количество нравственных качеств, которые необходимо воспитать, имеет тенденцию уменьшаться из года в год;
3) родственные по содержанию нравственные качества объединяются.
Данное положение имеет большое значение для организации воспитания гуманности у младших школьников. Прежде чем начать работу по воспитанию гуманности как нравственного качества, учителю необходимо определить его структурные составляющие и направить педагогические усилия на их формирование и интеграцию.
Гуманность рассматривается нами как отдельное нравственное качество, которое является сложным интегративным психическим образованием, включающим осознание и понимание норм морали, наличие гуманных чувств (доброты, сочувствия, сопереживания, милосердия, справедливости, чуткости, отзывчивости, жалости) и повседневное нравственное поведение. Таким образом, структура гуманности представлена познавательным, эмоциональным и поведенческим компонентами.
© С. С. Быкова, 2005
С нашей точки зрения, основополагающей категорией воспитания гуманности является понятие «гуманные чувства». Как и всякие другие, гуманные чувства могут рассматриваться в двух смыслах. Во-первых, они проявляются в переживаниях. Переживание — это начальный этап в изменении эмоциональной сферы. Чтобы стать чувством, т. е. относительно устойчивым эмоциональным отношением, оно должно повторяться, становиться значительным для личности. Во-вторых, выделяясь среди многих переживаний, гуманные переживания преобразуются в устойчивые психологические состояния и выступают как отношение, черта личности. Таким образом, гуманные чувства превращаются в побудительное начало действий, поступков, становятся мотивом поведения.
Нас интересуют гуманные чувства, которые являются составной частью нравственных, неразрывно связанных с формированием нравственного сознания, поведения человека. В них выявляется доброжелательное и чуткое отношение человека к человеку, а эмоциональной формой этого отношения становятся чувства жалости, сострадания, симпатии и др.
На основании исследования трудов ученых (Т. П. Гаврилова, В. А. Сухом-линский, М. Г. Яновская и др.) мы выделили гуманные чувства, такие как доброта, эмпатия, справедливость, отзывчивость, жалость, милосердие, которые характеризуют содержательную сторону гуманности как интегративного качества личности младшего школьника.
При рассмотрении проблемы воспитания гуманности мы придерживаемся интегративного подхода (В. М. Коротов, Б. Т. Лихачев, И. С. Марьенко,
И. Ф. Харламов). Его аспектами являются, во-первых, единство обучения и воспитания; во-вторых, использование межпредметных связей в процессе обучения и воспитания; в-третьих, опора на принцип преемственности в знаниях; в-чет-вертых, успешная реализация функций учителя начальных классов.
Для выработки педагогических основ в воспитании гуманности мы опирались на положения о единстве и взаимо-
связи учебной и внеклассной работы, разработанные в трудах Ю. К. Бабанского, B.C. Ильина, В. А. Караковского, В. М. Коротова, Б. Т. Лихачева, Г. А. Победоносцева, В. А. Сластенина и др.
Единство и взаимосвязь обучения и воспитания составляют содержательную сторону педагогического процесса. Основой обеспечения обучения и воспитания выступает органическое единство содержания обучения и воспитания, методов и форм, результата. Органическое единство целей и задач состоит в том, что воспитание и обучение дают единую систему взглядов, убеждений, идеалов, знаний, умений и навыков, определяющих поведение личности. Ю. К. Бабанский, Г. А. Победоносцев совершенно верно отмечают, что «подход, при котором выбор содержания, организационных форм и методов работы подчинен решению комплекса воспитательных задач, обеспечивает более тесное взаимодействие обучения и воспитания школьников»2.
Таким образом, образование и воспитание взаимодополняют друг друга. Содержание внеучебной воспитательной деятельности должно быть компенсирующим и синтезирующим знания, полученные по разным предметам.
В рамках рассмотрения единства и взаимосвязи учебной и воспитательной работы необходимо остановиться на межпредметных связях как принципе обучения (Н. А. Лошкарева). Сущность принципа состоит в «органическом объединении наиболее крупных идей, фактов, обобщений смежных и родственных наук в едином учебном предмете»3. Опираясь на это, можно сказать, что любой изучаемый в школе предмет при условии интегрированного обучения может дать положительный результат.
Принцип преемственности используется как взаимодействие историко-педагогического опыта и современных знаний в целях сохранения и развития лучших педагогических традиций и как связь теории и практики учебно-воспитательного процесса.
Эффективность воспитания гуманности младших школьников во многом зависит от педагогического мастерства
учителя, его методических умении и навыков. Педагогическая деятельность учителя реализуется в определенных ситуациях через выполнение следующих функций: диагностирующей, ориентационно-прогностической, компенсаторной, конструктивно-проектировочной, организаторской, интегрирующей, коммуника-тивно-стимулирующей, эмоциональной, аналитико-оценочной (Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, А. И. Щербаков). Реализация этих функций способна обеспечить целостность учебно-воспитательно-го процесса.
3. И. Равкин подчеркивает, что, применяя методы стимулирования, педагог отходит от авторитарной позиции и становится побудителем и вдохновителем (фасилитационная функция). Действенным фактором эффективности воспитания личности выступает педагогическое стимулирование, которое позволяет воздействовать на воспитанника как побудитель его нравственного развития. Оно способно косвенно направлять чувства посредством деятельности, в которой они проявляются и развиваются. Как положительные, так и отрицательные эмоции могут сыграть свою роль в воспитании гуманности (Р. С. Немов).
Воспитанию гуманности, осуществляющемуся в процессе деятельности и общения, способствуют методы стимулирования, в частности эмоциональные (игра, соревнование, проблемно-поиско-вый, эмоционально-образный и общественно-оценочный стимулы), которые соответствуют возрастным особенностям младших школьников (3. И. Равкин, М. Г. Яновская).
Применение эмоциональных стимулов требует от учителя достаточно высокого уровня научно-педагогической подготовки, методического мастерства, проявления широкой творческой инициативы и самостоятельности в решении как теоретических, так и практических вопросов стимулирования, личностного подхода и такта во взаимоотношениях с учащимися, терпения к проявлениям с их стороны инициативы и самостоятельности.
Таким образом, воспитание гуманности как интегративного качества лично-
сти младших школьников будет более эффективным, если используется интегративный подход в учебно-воспитательной деятельности.
Экспериментальной площадкой по изучению состояния уровня воспитанности гуманности у младших школьников служили средние школы №2 17 и 33 г. Кирова. В основу оценки уровня воспитанности гуманности нами было положено определение уровня сформированное™ когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов. Для этого использовались специальные диагностики, составленные на основе методик О. С. Богдановой, С. Г. Вершловского, И. Я. Кап-лунович, Т. А. Пушкиной, М. М. Фридмана, М. И. Шиловой.
Исходя из данных констатирующего эксперимента мы сделали вывод о том, что организация воспитания гуманности в младших классах требует целенаправленной работы со стороны педагогов. Выявленный недостаток в их деятельности позволил сформулировать цель эксперимента — воспитать гуманность как интегративное качество через отношение к себе, людям, природе. На этапе формирующего эксперимента проводились тренинговые занятия для учителей и курс «Я — житель третьего тысячелетия» для младших школьников.
В ходе опытно-экспериментальной работы учитывались результаты проведенного констатирующего эксперимента, где были выделены три группы учащихся с разным уровнем воспитанности гуманности. Вариативность использования методов и форм осуществлялась с учетом особенностей учащихся с высоким, средним и низким уровнем воспитанности гуманности.
Обогащение практического опыта поведения учащихся младших классов происходило через реализацию принципов активизации эмоциональной сферы: синтеза взаимопроникающих видов деятельности, эмоционально-ценностного «наполнения» образовательного процесса^ сотрудничества-сотворчества, которые обеспечили стимулирующее влияние на применение полученных гуманных знаний в практической деятельности школь-
ников (М. Г. Яновская), В нашей опытно-экспериментальной работе мы применяли проблемно-поисковые ситуации, предлагали поручения по оказанию поддержки и помощи одноклассникам, близким и родным людям (игра «Великаны и карлики»), организовывали совместную эмоционально-ценностную деятельность, творческие дела (конкурс «Я и мои поступки», викторина «Край родной — земля Вятская», стенгазета), интеллектуальные и спортивные соревнования.
Полученные результаты опытно-экс-периментальной работы свидетельствуют о положительном сдвиге в воспитании гуманности, позволяют проследить изменения в уровнях развития экспериментальных и контрольных классов, а также найти зависимость уровня воспитанности от года обучения. Динамика воспитанности гуманности у младших школьников в экспериментальных и контрольных классах показана в нижеприведенной таблице.
Динамика воспитанности гуманности у младших школьников,
Группа Нравственные знания Гуманные чувства Нравственные поступки
До эксперимента После экспери- мента До эксперимента После экспери- мента До экспери- мента После экспе- римента
1 -й экспериментальный класс 38 52 39 48 41 50
1-й контрольный класс 40 47 40 45 41 49
2-й экспериментальный класс 45 82 46 85 48 78
2-й контрольный класс 39 42 42 43 43 45
3-й экспериментальныйкласс 46 88 52 83 50 91
3-й контрольный класс 44 46 47 52 49 50
Как видим, в контрольных классах существенных изменений не произошло. В экспериментальных же увеличилось количество учащихся с высоким уровнем и снизилось количество учащихся с низким уровнем воспитанности гуманности. Дети, прошедшие через компенсаторную работу, повысили свой уровень понимания, осознания себя как гуманной личности и оказались значительно более способными к нравственному поведению в ситуациях, требующих проявления гуманности. Полученные изменения проявились и в повседневных отношениях. Учителя отмечали, что дети стали добрее, справедливее, научились самостоятельно разрешать многие конфликтные ситуации.
Таким образом, специально организованная учебно-воспитательная дея-
тельность с использованием интегративного подхода, диагностика уровней воспитанности гуманности и практическая реализация гуманности как интегративного качества личности младшего школьника позволяют получить положительный результат в воспитании данного качества.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Байкова Л. А. Теоретико-методологические основы гуманизации педагогической системы образовательного учреждения | JL А. Байкова : ав-тореф, дис. Д-ра пед. наук. М., 2001. С. 12.
* Бабанский Ю. К. Комплексный подход к воспитанию школьников / Ю. К. Бабанский, Г. А. Победоносцев. М., 1980. 8.
1Лихачев Б. Т. Педагогический курс лекций / Б. Т. Лихачев. М., 1992. С. 329.
Поступила 30.11.04.