Научная статья на тему 'Особенности институционализации публичных услуг в современном российском обществе'

Особенности институционализации публичных услуг в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
92
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ / PUBLIC POWER / ПУБЛИЧНАЯ УСЛУГА / PUBLIC SERVICE / ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПУБЛИЧНЫХ УСЛУГ / INSTITUTIONALIZATION OF PUBLIC SERVICES / СЕРВИСНОЕ ГОСУДАРСТВО / SERVICE STATE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мурзина Ирина Александровна

Статья посвящена социально-институциональным проблемам трансформации взаимоотношений государства и гражданина. В этой связи рассматриваются процессы становления института публичных услуг в современном российском обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Мурзина Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES INSTITUTIONALIZATION PUBLIC SERVICES IN CONTEMPORARY RUSSIAN SOCIETY

This article is devoted to social-institutional problems of transformation of relations between state and citizen. Processes of formation of public services institution in modern Russian society are considered.

Текст научной работы на тему «Особенности институционализации публичных услуг в современном российском обществе»

УДК 316.33:321; 316.77

ОСОБЕННОСТИ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ ПУБЛИЧНЫХ УСЛУГ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

И. А. Мурзина

FEATURES INSTITUTIONALIZATION PUBLIC SERVICES IN CONTEMPORARY RUSSIAN SOCIETY

I. A. Murzina

Аннотация. Статья посвящена социально-институциональным проблемам трансформации взаимоотношений государства и гражданина. В этой связи рассматриваются процессы становления института публичных услуг в современном российском обществе.

Ключевые слова: публичная власть, публичная услуга, институционализация публичных услуг, сервисное государство.

Abstract. This article is devoted to social-institutional problems of transformation of relations between state and citizen. Processes of formation of public services institution in modern Russian society are considered.

Key words: public power, public service, institutionalization of public services, service state.

Последние десятилетия XX в. и начало XXI в. - время фундаментальных перемен в самих основах отношений гражданина и государственных институтов. Однако как масштабы, так и последствия этого процесса пока осознаются далеко не в полной мере. В то же время вызовы современности обусловливают необходимость адекватного развития общей концепции власти в современном российском обществе, поиска нового статуса государства и прежде всего - осмысления нового характера его взаимоотношений с гражданским обществом. Эта потребность связана прежде всего с транзитивным состоянием отечественной государственности, что делает необходимым переосмысление принципов и приоритетов развития государственного управления. Наиболее остро стоит проблема прогнозирования и регулирования социальных процессов, эффективной реализации общественных интересов и потребностей. При этом социокультурное измерение заявленной проблемы не менее важно для ее понимания и адекватного решения, чем политическое, правовое или организационно-управленческое. Характерно, что в современной общественной литературе публикации социологов по данной проблематике занимают все более заметное место.

В современном социально-гуманитарном знании имеют место разные парадигмальные модели совершенствования институтов государства, его назначения и деятельности. Одной из наиболее популярных и весьма активно развивающихся теорий в настоящее время стала концепция модернизации государственно-правовой организации, основанная на идее сервисного публичного управления, осуществляемого как государственными органами и структурами, так и местным самоуправлением. Данное направление оптими-

зации социального взаимодействия общества и государства в немалой степени основывается на эффективном предоставлении публичных услуг населению [1, с. 7].

Научные дискуссии относительно понятия публичной услуги, как правило, связаны с тем или иным вариантом сервисной концепции самого государства, получившей широкое распространение в США и ряде стран Западной Европы в 80-90-х гг. прошлого века. Согласно этой концепции, смысл и назначение государства заключаются в служении индивиду, и при ее буквальном толковании практически любая деятельность государства по взаимодействию с индивидом оказывается государственной услугой. Теоретики сервисного государства утверждают, что государственное управление по предоставлению публичных услуг - это комплексное политическое, экономическое, правовое и социальное явление, органично вписывающееся в представления о либеральном правовом государстве [2, с. 45].

В то же время как в отечественной, так и в зарубежной литературе не сформировался единый подход к определению понятий «сервисное государство», «публичные услуги». Обобщая различные концептуальные наработки, можно отметить, что «сервисное государство» - это особая политическая форма организации публичной власти, располагающая специальным аппаратом управления, направленным на оказание публичных услуг индивидам, а также система социально-правовых гарантий достойного жизнеобеспечения человека, его прав и свобод [2, с. 46].

Что касается непосредственно термина «публичные услуги», то удачная, по нашему мнению, попытка определиться с содержанием данного понятия была предпринята А.Е. Шаститко. Под публичной услугой он понимает частные (индивидуализированные) блага, предоставляемые органами государственной власти и управления гражданам и организациям (физическим и юридическим лицам) [2]. Заметим, что в данном определении публичная услуга связывается лишь с государственными органами, в то время как в реальности такие услуги могут оказываться и органами местного самоуправления, и теми субъектами, которым эта функция была делегирована конкретным институтом публичной власти. В соответствии с таким вариантом определения ключевыми признаками для идентификации услуг как публичных являются:

- связанность с выполнением властных функций;

- непосредственное взаимодействие с гражданами.

Последняя характеристика несколько сужает объем понятия «публичная услуга», которое используется в ряде зарубежных социально-политических концепций. В принципе, можно сказать, что публичная власть предназначена для того, чтобы «оказывать услуги» обществу, но в таком утверждении слишком много идеологического преувеличения: на самом деле любое государство, в том числе и либеральное, обладает свойством определенной отчужденности от общества, что и делает его важным орудием упорядочения конфликта частных интересов. Соответственно, в нашем понимании под публичной услугой можно понимать лишь те блага, которые предоставляются не обществу в целом, а его отдельным гражданам и ассоциациям. При этом важно, чтобы данный вид услуг не превращал публичную власть в

игрока, который играет на стороне отдельного гражданина или ассоциации против других граждан или ассоциаций (на непубличные услуги, как известно, последнее правило не распространяется).

Публичная услуга, понятая таким образом, становится важным социальным институтом, функционирование которого выходит далеко за рамки политики, во многом определяя содержание повседневной жизни на микросоциальном уровне, и, следовательно, она является феноменом, нуждающимся именно в социологическом осмыслении [3].

Вопрос об объеме понятия «публичная услуга» пока еще остается дискуссионным, однако при любой трактовке данного понятия очевидно, что важнейшими элементами системы публичных услуг являются именно государственные и муниципальные услуги.

Деятельность по оказанию и повышению эффективности, доступности публичных услуг требует достаточно сложного правового регулирования, основанного на использовании нормативных и других средств упорядочения общественного взаимодействия. Этот момент, рассматриваемый в большинстве публикаций по правовой и управленческой проблематике, порой мешает осознать простой факт: если система публичных услуг существует как особый социальный (а не просто юридический) институт, то успех ее функционирования определяется не только организационно-правовыми, но и социокультурными факторами. С этой точки зрения, социологу недостаточно рассматривать лишь качество законодательства и менеджмента в данной сфере. Пристальное внимание должно быть уделено тем социальным установкам, которые (и на формальном, и на неформальном уровнях) регулируют процесс взаимодействия социальных субъектов при оказании публичных услуг.

При этом речь не должна вестись лишь о мониторинге степени удовлетворенности получателей услуг или об особенностях реально действующих этических норм, характерных для чиновничьей среды. В процессе социального взаимодействия, как известно, участвуют две стороны; соответственно, от культурных ориентаций граждан тоже в немалой степени зависит становление и воспроизводство нового, равноправного («сервисного») стиля взаимодействия представителей общества и публичной власти, а именно такой стиль зафиксирован в самом понятии публичных услуг. В этом плане следует особое внимание обратить на уровень социального патернализма, носителями которого являются современные россияне, и на то, насколько этот патернализм мешает подлинной институционализации системы публичных услуг в нашем обществе.

Список литературы

1. Оболонский, А. В. Гражданин и государство: новая парадигма взаимоотношений и шаги по ее институционализации / А. В. Оболонский // Государственное и муниципальное управление. - 2011. - № 1. - С. 5-16.

2. Шаститко, А. Е. Организационные рамки предоставления публичных услуг / А. Е. Шаститко // Вопросы экономики. - 2004. - № 7. - С. 150-155.

3. Коженко, Я. Сервисное государство: проблемы теории и практики реализации / Я. Коженко, А. Мамычев // Власть. - 2010. - № 3. - С. 44-46.

Мурзина Ирина Александровна кандидат социологических наук, доцент, кафедра государственного управления и социологии региона, Пензенский государственный университет E-mail: miriall 1 @mail.ru

Murzina Irina Aleksandrovna candidate of sociological sciences, associate professor,

sub-department of public administration and sociology of the region, Penza State University

УДК 316.33:321; 316.77 Мурзина, И. А.

Особенности институционализации публичных услуг в современном российском обществе / И. А. Мурзина // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2014. - № 2 (10). - С. 267-270.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.