Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СТРАН БРИКС'

ОСОБЕННОСТИ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СТРАН БРИКС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРИКС / Новый банк развития / зоны свободной торговли / Меморандум о сотрудничестве / Пул условных валютных резервов БРИКС / Фонд облигаций в национальных валютах / наднациональная валюта / BRICS / New Development Bank / free trade areas / Memorandum of Cooperation / BRICS Contingent Reserve Arrangement / bond fund in national currency / supranational currency

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Д.А. Панова

В текущей статье предложены основные направления институционализации отношений между странами БРИКС в различных сферах, в первую очередь в экономике, торговле и валютно-финансовом секторе. Также изложены важнейшие предпосылки и обозначены причины, обуславливающие необходимость создания исследуемых институтов. Представлено описание проблем, которые стали препятствием для формирования институтов БРИКС, и на основе статистических данных изложены возможные сценарии развития отдельных направлений совместной деятельности союза на основе указанных институтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE INSTITUTIONALIZATION OF FINANCIAL AND ECONOMIC COOPERATION BETWEEN THE BRICS COUNTRIES

The current article proposes the main directions of institutionalization of relations between the BRICS countries in various spheres, primarily in the economy, trade and monetary and financial sectors. It also outlines the most important prerequisites and reasons for the need to create the investigated institutions. There are the problems that have hindered the formation of BRICS institutions and, based on statistical data, outlines possible scenarios for the development of certain areas of joint activities of the BRICS on the basis of these institutions.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СТРАН БРИКС»

ОСОБЕННОСТИ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СТРАН БРИКС

Д.А. Панова, студент

Финансовый университет при Правительстве РФ (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-4-3-14-17

Аннотация. В текущей статье предложены основные направления институционали-зации отношений между странами БРИКС в различных сферах, в первую очередь в экономике, торговле и валютно-финансовом секторе. Также изложены важнейшие предпосылки и обозначены причины, обуславливающие необходимость создания исследуемых институтов. Представлено описание проблем, которые стали препятствием для формирования институтов БРИКС, и на основе статистических данных изложены возможные сценарии развития отдельных направлений совместной деятельности союза на основе указанных институтов.

Ключевые слова: БРИКС, Новый банк развития, зоны свободной торговли, Меморандум о сотрудничестве, Пул условных валютных резервов БРИКС, Фонд облигаций в национальных валютах, наднациональная валюта.

Процесс институционализации подразумевает трансформацию каких-либо отношений между субъектами, в рассматриваемом случае странами-участниками БРИКС, в институты, регламентированные правилами и нормами, а также отличающиеся саморегуляцией.

Так на пути развития БРИКС было предпринято множество мер по созданию конкретных институциональных единиц, которые поспособствовали регламентации и конкретизации принципов и взглядов БРИКС на различные сферы экономической и финансовой деятельности.

Так, по направлению к институциона-лизации были предприняты следующие меры:

1. Создание Нового банка развития БРИКС [1]. Деятельность Банка подразумевает финансирование проектов, к 2023 году число которых достигло 98 единиц на сумму 32,8 млрд долл., для сравнения МВФ располагает ресурсами около 476 млрд СДР, что в переводе в денежный эквивалент равно 641 млрд. долл. США.

Проекты НБИ направлены на следующие сферы:

- развитие зелёной энергетики и энергосберегательных технологий. Руководство НБР в первую очередь поставило задачу

финансирования зеленой энергетики. Всего 8 одобренных проектов;

- модернизация транспортной инфраструктуры и строительство дорог: в 2023 году НБР предоставил Китаю и Индии суммарно больше 1,1 млрд долл. США с целью модернизации путей сообщения, строительства новых дорог, а также способствованию развития логистической инфраструктуры в этих странах. Всего насчитывается 32 одобренных проекта в сфере транспорта;

- защита окружающей среды от загрязнений и снижение влияния антропогенных факторов: за все время существования НБР было предложено 5 проектов по охране окружающей среды во всех странах БРИКС, кроме Индии, 4 из которых одобрены - суммарно на 800 млн. долл. США;

- развитие социальной инфраструктуры: всего предложено 4 проекта, три из которых в России (2/3 согласованы и 1 отклонен) на сумму 760 млн. долл. США и один в Бразилии - на 50 млн. долл. США;

- вода и санитария: насчитывается 14 одобренных проектов, 50% из которых - в Индии, что обусловлено высоким уровнем загрязнения водных источников в этой стране и необходимостью помощи в реализации стратегии по снабжению населе-

ния и производств источниками чистой воды;

- разработка и распространение цифровых технологий: в данной отрасли предложен и одобрен только один проект - в России на сумму 300 млн долл. США направленный на модернизацию телекоммуникационных связей внутри страны [1].

НБР также активно занимается размещением облигаций, вырученные средства от которых идут на финансирование проектов в области устойчивого развития регионов [2].

Программа НБР на период 2022-2026 гг. выдвинула целью становление НБР как лидера в предложении «решений в области инфраструктуры и устойчивого развития странам с формирующейся рыночной экономикой и развивающимся странам» [3].

2. Создание обширных зон свободной торговли (ЗСТ). По примеру удачного опыта создания свободной зоны торговли стран ЕАЭС, БРИКС также движется по пути создания обширных зон свободной торговли. Страны БРИКС в общей сложности создали к настоящему времени различные ЗСТ, включающие в себя более 40 стран и предусматривающие минимальные ограничения в торговле. Наиболее перспективным считается создание таких зон между ЕАЭС и БРИКС.

Основной проблемой в формировании зон свободной торговли между упомянутыми странами является разница в законодательной базе: большинство участников БРИКС и ЕАЭС имеют строгую законодательную базу стандартов и требований к продукции, нормам ее транспортировки и т.д. [4].

3. Подписание Меморандума о сотрудничестве. Меморандум был подписан в 2015 году между Правительствами 5-ти стран участников БРИКС и регламентировал несколько основополагающих целей существования БРИКС, среди которых:

- содействие решению глобальных и региональных социально-экономических проблем и вызовов в странах участниках за счет взаимной помощи и использования опыта друг друга;

- сотрудничество в направлении создания совместных инновационных и техно-

логичных продуктов с использованием соответствующих механизмов финансирования;

- сотрудничество участников БРИКС с другими партнерами из развивающихся стран с целью развития науки, технологий и получения нового опыта.

Также в меморандуме описаны механизмы и формы сотрудничества, и включены программы краткосрочного обмена квалифицированными кадрами, организацию практических семинаров и конференций в научных целях, проведение совместных конкурсов и специальных программ обучения.

Так в рамках Меморандума был создан Сетевой университет БРИКС [5], объединивший ведущие учреждения высшего образования стран-участников. В настоящее время в систему Сетевой университета БРИКС входит 56 ведущих вузов [6].

4. Создание Пула условных валютных резервов БРИКС [7]. Соглашение о валютных резервах союзников подразумевало создание резерва объемом 100 млрд долл. с целью поддержки платежных балансов стран. Так, каждый участник внес равную долю - 18 млрд долл. США, Китай внес 41 млрд долл. США, а ЮАР - 5 млрд долл. США. В случае необходимости нуждающаяся страна может обратиться к участникам Пула с просьбой предоставить денежные средства в соответствии с оговоренным регламентом: с учетом мультипликатора на долю вложенных средств.

Положения Пула также схожи с основными идеями об экономической и финансовой независимости, а также направлены на расширение сферы влияния союза на мировом рынке и снижения уровня незащищенности активов стран от санкций и заморозки золотовалютных резервов [8].

5. Создание Фонда облигаций в национальных валютах. В настоящий момент проект был отложен на неопределенный срок, так как практическая реализация оказалась невозможной на момент планируемого запуска программы в 2019 году. Идея подразумевает одновременный запуск во всех странах-участниках местных фондов облигаций и одного общего фонда. Проблема реализации оказалась в несоответ-

ствующих юридических условиях во всех странах БРИКС, а запуск фонда должен обязательно произойти единовременно при совместной работе всех его участников и при условии их финансовой готовности и соответствующего спроса на локальных финансовых рынках.

Несмотря на то, что идея создания фонда не была реализована, БРИКС неоднократно прибегал к эмиссии облигаций с целью экстренной помощи: облигации стали выпускаться в период пандемии СОУГО-19 и к 2022 году было проведено 7 программ выпуска облигаций НБР, что позволило своевременно обеспечить финансовую устойчивость нуждающихся стран-участников [9].

6. Создание альтернативной наднациональной валюты на основе корзины БРИКС. Для осуществления задуманной идеи необходимо обеспечить наращение доли расчетов в национальных валютах. Несмотря на то, что доля взаиморасчетов России и Китая в национальных валютах превысила 90%; а в сумме доля расчетов РФ в национальных валютах со всеми странами объединения составляет 85%, общие запасы валют союзных государств в странах участниках недостаточная для реализации проекта, направленного на дедолларизацию. Так, например, валютные резервы России по состоянию на 2022 год на 33% состояли из евро, на 21,5% из золота, на 17,1% из юаня и 10,9% из доллара. Валюты остальных участников БРИКС вовсе не использовались. Следовательно, идея создания единой валюты БРИКС настолько сложная в исполнении, насколько перспективная.

Динамическая модель подсчета долей

лют стоится следующим образом: на произведении курсов национальных валют к доллару на долю страны БРИКС в совокупном экспорте во все остальные страны участники. Основным минусом модели является ее ограниченность и погрешность, так как статистические данные за прошедшие годы появляются через определенный период времени и требуют актуализации, что также говорит о том, что доли в корзине будут фиксированными, это может не устроить отдельных участников, а также следует учитывать, что список стран БРИКС постоянно расширяется и, следовательно, необходимо пересчитывать доли с учетом новых стран. Иными словами, идея создания корзины требует доработки и поиск оптимального подхода к определению долей участников. По мнению автора текущей статьи, наиболее рациональным являлся бы подход, основанный на выделении фиксированного процента от среднего ВВП каждой страны-участника, в течение 3-5 лет.

Таким образом, в современных геополитических условиях БРИКС достиг определенных экономических успехов и даже обогнал Большую семерку по ряду показателей формирования мировой экономики, однако, к сожалению, пока не может соревноваться с западными финансовыми институтами, что также свидетельствует о необходимости развития отношений в первую очередь между странами-союзниками для достижения самостоятельности и независимости от доллара. На практике России и Китая очевидно, что тенденции к дедолларизации и полицентризму стали ведущими в политиках развивающихся стран.

стран БРИКС в корзине национальных ва-

Библиографический список

1. Официальный сайт Нового банка развития: NDB's General Strategy for 2022-2026. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ndb.int/ (дата обращения: 15.04.2024).

2. Костарев А.Д. Новый банк развития БРИКС как международный инструмент экономической поддержки инфраструктурных проектов / А.Д. Костарев // Глобальная экономика в XXI веке: роль биотехнологий и цифровых технологий : сб. науч. статей по итогам работы пятого круглого стола с международным участием (15-16 июля 2020 г.) / Высшая школа МВА IntegraL. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью «КОНВЕРТ», 2020. - С. 137-138.

3. Далдеган В. Концепция развития БРИКС: Анализ проектов, финансируемых НБР / В. Далдеган, В. де Борба // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. - 2023. - №4.

4. Карпылаева Н.С. Особенности систем нетарифного регулирования в странах ЕАЭС и БРИКС // Экономические отношения. - 2022. - №1. - С. 69-84.

5. Официальный сайт университета БРИКС. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://unibrics.ru/ob-universitete/ (дата обращения: 16.04.2024).

6. Черников С.Ю. Возможности сетевого университета БРИКС как образовательной платформы инновационного сотрудничества // Вестник РУДН. Серия: Экономика. - 2021. - №1. - С. 76-87.

7. Договор о создании Пула условных валютных резервов стран БРИКС от 15 июля 2014 года [ратифицирован Федеральным законом от 2 мая 2015 г. № 107-ФЗ с заявлением, вступил в силу для Российской Федерации 30 июля 2015 года]. - Форталеза, Бразилия. -2019. - 30 с.

8. Горбунова М.Л. Пул условных валютных резервов БРИКС в системе режимов многостороннего управления мировыми финансами / Е.Ю. Ливанова, Н.К. Елизарова, В.Н. Овчинников // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2017. - №4 (48). - С. 7-18.

9. Киртон Д.Д. БРИКС. Первые 15 лет сотрудничества / Д.Д. Киртон, М.В. Ларионова // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. - 2022. -№ 2. - С. 7-30.

FEATURES OF THE INSTITUTIONALIZATION OF FINANCIAL AND ECONOMIC COOPERATION BETWEEN THE BRICS COUNTRIES

D.A. Panova, Student

Financial University under the Government of the Russian Federation (Russia, Moscow)

Abstract. The current article proposes the main directions of institutionalization of relations between the BRICS countries in various spheres, primarily in the economy, trade and monetary and financial sectors. It also outlines the most important prerequisites and reasons for the need to create the investigated institutions. There are the problems that have hindered the formation of BRICS institutions and, based on statistical data, outlines possible scenarios for the development of certain areas of joint activities of the BRICS on the basis of these institutions.

Keywords: BRICS, New Development Bank, free trade areas, Memorandum of Cooperation,

BRICS Contingent Reserve Arrangement, bond fund in national currency, supranational currency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.