УДК 338.46:001.895 DOI: 10.12737/6466
I ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИЙ В СФЕРЕ УСЛУГ I (НА ПРИМЕРЕ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА)
I Похомчикова Елена Олеговна, аспирант,
I преподаватель кафедры «Менеджмент и сервис», [email protected],
ФГБОУ ВПО «Байкальский государственный университет экономики и права», г. Иркутск, Российская Федерация
Статья посвящена проблематике инноваций в сфере услуг, в частности в индустрии гостеприимства. Актуальность исследования обусловливается несформированностью методологических аспектов исследования индустрии гостеприимства; а также отсутствием в российской научной литературе классификаций инноваций с учетом сервисного характера деятельности данных предприятий. В статье проанализирована публикационная активность по вопросам исследования сервисных инноваций; представлены отличительные характеристики инновационной деятельности предприятий сферы услуг; описаны ассимиляционный и разграничительный подходы к определению методологии инноваций в сфере услуг и их соотнесением с производственными; в качестве наиболее приемлемого в современных условиях «сервисизации» сферы материального производства и «индустриализации» сферы услуг предложен синтетический подход, который соединяет в себе оба вышеописанных и при этом признает значимость услуг и сервисных секторов для всех отраслей экономики; предложены направления развития инноваций предприятиями индустрии гостеприимства.
Ключевые слова: сервисные инновации, методология инноваций, ассимиляционный подход, разграничительный подходы, синтетический подход, предприятия сферы гостеприимства
В последнее время много говорят о важности инноваций для развития и совершенствования российских компаний. Не являются исключением и предприятия индустрии гостеприимства.
Изучение проблематики индустрии гостеприимства является особо актуальным ввиду относительной новизны данного понятия для российской практики, а также имеющегося у нашей страны потенциала для развития этой индустрии. Неудивительно, что ученые постепенно начинают выбирать индустрию гостеприимства в качестве объекта своих исследований. Однако, по нашему мнению, методологические аспекты исследования индустрии гостеприимства не до конца сформированы: в частности, не сложилось четкого понимания отличительных характеристик индустрии гостеприимства, затруднительным остается выделение ее структуры. Неразрешенность этих проблем значительно осложняет дальнейшее исследование, в частности изучение вопросов инновационной деятельности в индустрии гостеприимства.
На наш взгляд, главной отличительной особенностью инноваций в индустрии гостеприимства является их сервисный характер.
Неслучайно в работах зарубежных авторов, кроме выделения различных видов инновации в соответствии с определенными критериями, существует их разделение в более широком смысле на сервисные и производственные. Такая группировка, с методологической точки зрения, обоснованно должна иметь первостепенный характер.
Действительно, при анализе существующих классификаций инноваций, можно прийти к выводу, что большинство из них ориентировано на фиксацию отдельных видов новшеств на предприятиях сферы материального производства. Для сервисных же компаний многие из выделенных критериев классификации неприменимы, а иногда проявляют и вовсе противоположный характер. Так, Р. Баррас показал, что «продуктовые инновации в сфере услуг имеют «обратный жизненный цикл»: он начинается с использования новых технологий с целью повышения эффективности производства, а завершается созданием новых услуг — в противоположность циклу, характерному для материального производства, в котором сначала создаются новые продукты улучшенного качества (дизайна) и лишь затем инновацион-
45
СЕРВИС
ная активность сосредотачивается на повышении эффективности производства и удешевлении продукции» [16, с. 163].
Вплоть до 90-х гг. прошлого века ученые обращали мало внимания на сервисные инновации1 в большинстве секторов сферы услуг. Инновации ассоциировались исключительно с технологическими новшествами, которые генерируются преимущественно обрабатывающей промышленностью. Так, по данным ресурса Publish or Perish, в 1975—1989 гг. словосочетание «сервисные инновации» встречалось в заголовках всего восьми статей. В период с 1990 по 1999 гг. таких работ было 24, а с 2000 по 2009 гг. — около 5002. Безусловно, эти данные не вполне корректны, так как они охватывают лишь англоязычные публикации; к тому же имеются исследования, в заголовках которых не содержится прямого указания на сервисные инновации. Тем не менее, вышеописанная публикационная тенденция весьма показательна. На наш взгляд, «взрывной» характер изучения сервисных инноваций был обусловлен повышенным интересом к исследованию сервисной индустрии как сектора экономики, существенно отличающегося от сферы материального производства.
Большой вклад по вопросам систематизации знаний относительно сервисных инноваций внес Майлз Йен Дуглас. Данный ученый полагает, что большинство исследователей сферы услуг по вопросам особенностей инноваций разделились на два лагеря. Первые не вводят разграничений между сервисными и производственными инновациями и предлагают применять для изучения инновационных процессов в сфере услуг те же подходы и методологию, что и к производству товаров. Сторонники второго подхода, напротив, настаивают на том, что услуги качественно отличаются от товаров, и как следствие, подчеркивают необходимость введения специальных мето-
1 Понятие «сервисные инновации» пришло из зарубежной литературы, в которой в качестве сервисных обозначаются инновации в сфере услуг. В отечественной литературе данный термин не нашел распространения, что, по мнению автора, является существенным упущением. Полагаем, что для идентификации инноваций, сопряженных с услу-говой деятельностью, следует использовать термин «сервисные инновации».
2 Harzing A.W. (2010) Publish or Perish. Version 3.0.3883 (18 August). http://www.harzing.com/pop.htm.
дов оценки и инструментов политики применительно к сервисным инновациям [5, с. 4]. Действительно, каждый из рассмотренных подходов имеет свое логическое обоснование. Так, сторонники ассимиляционного подхода настаивают на том, что основные свойства промышленных продуктов и услуг совпадают: сфера услуг — такой же сектор экономики, как и прочие, лишь с той разницей, что ее продукция, в отличие от сырья, материалов и обычных товаров, носит нематериальный характер; имеющиеся различия носят, по их мнению, не качественный, а количественный характер. Таким образом, теории и концепции, разработанные применительно к сфере материального производства, могут быть напрямую приложены к инновациям в сфере услуг. Названного подхода в основном придерживаются исследователи в области инноваций, которые начали свою деятельность с изучения отраслей материального производства, а затем переключились на сферу услуг. Приверженцы разграничительного подхода утверждают, что как сама сфера услуг, так и осуществляемая в ней деятельность носит специфический характер. Основной тезис этих исследователей состоит в том, что анализ сервисных инноваций требует особого инструментария и новых теорий.
Проанализировав практику применения инноваций предприятиями сферы услуг, можно прийти к выводу, что сервисные инновации отличаются от производственных. В частности, можно выделить ряд особенностей инновационной деятельности предприятий сферы услуг.
1. Большинство компаний сферы услуг почти не занимаются исследованиями и разработками (НИОКР), поэтому осуществление сервисных инноваций, как правило, не требует (больших) затрат на НИОКР.
2. Для сервисных предприятий менее характерно использование радикально новых инноваций.
3. Организации сферы услуг в меньшей степени тяготеют к приобретению основных фондов для осуществления инноваций, нежели предприятия сферы материального производства.
4. Сервисные организации, как правило, затрачивают меньше средств на покупку патентов и лицензий, чем предприятия материальной сферы.
5. В сервисном секторе меньший процент доходов компаний направляется на осуществление инноваций.
46
научный журнал СЕРВИС PLUS Том 8. 2014 / № 4
Особенности инноваций в сфере услуг (на примере индустрии гостеприимства)
6. Сервисные инновации легче копируются.
7. Большое значение при осуществлении сервисных инноваций отводится стратегии управления человеческими ресурсами. Как следствие, недостаток квалифицированных сотрудников в сфере услуг является главным барьером для осуществления успешной инновационной деятельности. Для производственных предприятий данный показатель не является определяющим.
8. Сервисные инновации имеют более широкий, по сравнению с производственными, спектр направлений развития. Если производственные инновации направлены в основном на совершенствование характеристик продукции, сервисные могут распространяться непосредственно как на сами услуги, так и на процесс взаимодействия поставщика и потребителя услуг.
9. Интерактивное взаимодействие поставщика и потребителя оказывает существенное влияние на сервисные инновации. Фактически оно может быть нацелено на создание инноваций, предполагающих установление новых взаимосвязей, отношений, каналов совместной деятельности. Рассмотрим, например, ведение систем самообслуживания и оказания услуг в режиме онлайн. Такие сервисные инновации способствуют обучению и изменению поведенческих характеристик как производителя, так и потребителя услуг [5, с. 8].
10. Известно, что инновации делятся на продуктовые (направленные на изменение или создание новых характеристик продукции) и процессные (направленные на совершенствование технологии производства). Указанное разделение вполне закономерно в контексте его применения для сферы материального производства. В сфере услуг, напротив, границы между продуктовыми и процессными инновациями размыты вследствие вовлечения потребителя в процесс оказания самой услуги (одновременности производства и потребления услуг).
11. Для сервисных организаций большое значение имеет материальная «обстановка» самой фирмы: ее расположение, интерьер, дизайн помещений, это нужно учитывать при планировании инновационной деятельности.
12. Запросы и предпочтения потребителей в сфере услуг являются одним из важнейших источником инноваций. Именно поэтому в процессе инновационной деятельности важ-
ную роль отводят маркетингу как инструменту, позволяющему выявить существующие потребности на этапе разработки инноваций, а также отслеживать соответствие существующих инноваций запросам потребителей на этапе их осуществления.
Приведенный перечень отличительных характеристик сервисных инноваций, безусловно, не является исчерпывающим; однако он может быть полезен для дальнейшего исследования инноваций сферы услуг. Стоит также учесть, что часть приведенных особенностей инновационной деятельности не характерна для некоторых предприятий сферы услуг. Например, для таких техноемких услуг, как сотовая связь и другие телекоммуникации не всегда характерны пункты 1, 2, 3, 4, 5. Однако приведенный пример скорее исключение из правил.
В отечественной литературе, несмотря на наличие многочисленных исследований по вопросам отличия сферы услуг от материального производства, практически отсутствуют публикации, затрагивающие проблематику специфики инновационной деятельности сервисных предприятий.
С большой вероятностью можно утверждать, что отечественные ученые, занимающиеся изучением инноваций в сфере услуг, тяготеют к ассимиляционному подходу. Так, представленные ими классификации инноваций в основном составлены по критериям, выделенным ранее другими учеными, занимающимися вопросами материального производства (то есть использована методология материального производства). Следствием такого положения дел, вероятно, является сохранившийся в российской экономике со времен бывшего СССР примат материального производства. С другой стороны, в так называемой новой экономике, экономике знаний, сфера услуг является ведущим, активно развивающимся сектором, существенно отличающимся от материального производства. Однако нельзя отрицать тот факт, что само материальное производство становится все более услугооказывающим. Материальная продукция начала предоставляться вкупе с сопровождающими ее услугами, иногда «сер-висизация» (от англ. servicisation) проявляется в продвижении продукта с помощью различных услуг, а именно: страховых, финансовых, программного обеспечения, технической поддержки и т. д. Кроме того, и сами услуги становятся более техноемкими, а их производство приоб-
47
СЕРВИС
ретает «индустриальный» характер. Часто происходит слияние материального производства и сферы услуг [17].
Ввиду того, что многие промышленные компании приобретают черты сервисных, а производство ряда услуг все больше напоминает индустриальное, применение в полной мере ассимиляционного и разграничительных подходов становится не совсем корректным. Ряд авторитетных авторов (F. Gallouj, R. Coombs,
I. Miles) полагают, что разумным в данной ситуации будет поиск синтеза, то есть объединение этих двух противоположных подходов. При этом синтетический подход не будет чем-то «средним», наоборот, будет совмещать достоинства каждого из подходов. Синтетический подход поможет проанализировать внутренние и внешние различия инноваций в материальном производстве и в сфере услуг, изучить производство услуг промышленными компаниями и производство товаров сервисными предприятиями. Для сферы услуг станет возможным применять существующую методологию инноваций в сфере материального производства, корректируя ее с учетом особенностей характера той или иной сервисной деятельности. Он также позволит сформировать общую платформу для разработки интегральных программ подготовки кадров, формирования комплексной инновационной политики и т. п.
Индустрия гостеприимства — сектор сферы услуг, тесно связанный с индустрией туризма, объединяющий многочисленные предприятия разной направленности, основанных на принципе гостеприимства обслуживания туристов, путешественников, а также местного населения и организации их отдыха и досуга.
На наш взгляд, можно выделить следующие направления развития инноваций предприятиями сферы гостеприимства.
1. Технико-технологические параметры. Очевидно, сервисные инновации возможны и без технологических новшеств, однако техникотехнологические инновации зачастую являются поддерживающими, служащими основой для разработки и осуществления других видов инноваций.
Одним из наиболее сильно влияющих на производственный процесс в гостиничном бизнесе явлений стал прогресс инновационных технологий. Гостиничная деятельность по ряду своих специфических особенностей одна из первых в полной мере адаптировала к своим
потребностям достижения в сфере телекоммуникаций и автоматизированных систем обработки информации. Автоматизация позволила гостиничным предприятиям увеличить эффективность деятельности за счет автоматизированных и интернет-систем, обеспечить максимальное присутствие на потребительских рынках, максимально приблизившись к своим потенциальным клиентам [3].
2. Сервисная концепция включает в себя совокупность всех существующих на предприятиях индустрии гостеприимства услуг. В процессе оценки существующей сервисной концепции на предприятии проводится бенчмаркинг, то есть сравнительный анализ собственных услуг и услуг других предприятий; в результате которого делается вывод о необходимости совершенствования существующих или внедрения новых услуг. Например, в последнее время широко внедряется в гостиничном бизнесе использование оздоровительных центров, СПА-услуг. Идея этих услуг заимствована из кос-метологической индустрии (СПА-центров). Предоставление многофункциональных услуг, в частности оборудование гостиничных номеров модернизированными развлекательными системами, является еще одним направлением инновационной деятельности гостиниц (заимствованным у индустрии развлечений).
3. Система обслуживания (клиентский интерфейс) является центральным звеном инновационной деятельности предприятий индустрии гостеприимства. Ввиду вовлеченности потребителей в процесс оказания услуг, а также клиентоориентированного характера деятельности предприятий индустрии гостеприимства становится возможным говорить о том, что потребители услуг часто являются инициаторами инноваций. Примером таких инноваций может являться возможность осуществления бронирования номеров гостиницы самим клиентом через Интернет, что позволяет говорить о том, что клиенты играют все большую роль в процессе производства самих услуг. В ресторанном бизнесе примером инноваций этого типа является создание заведений общественного питания, в которых посетитель сам (прибегая к помощи повара, следящего за процессом приготовления) готовит еду, используя заранее заготовленные для этого ингредиенты.
Система обслуживания должна быть «настроена» на максимально простое и быстрое решение любых вопросов и запросов клиен-
48
научный журнал СЕРВИС PLUS Том 8. 2014 / № 4
Особенности инноваций в сфере услуг (на примере индустрии гостеприимства)
тов. Например, гостиничная сеть St. Regis предлагает своим постояльцам новую услугу: беспроводную связь с обслуживающим персоналом. Личные дворецкие в сети встречают и провожают гостей в аэропорту, заказывают столик в ресторане, кресло в театре или зал для деловой встречи, помогают разобрать или собрать вещи, следят за выполнением всех особых пожеланий гостей и т. д. [7, с. 20].
4. Концепция заведения в некоторых случаях также может представлять собой инновацию. Так, необычный формат заведений, дизайн, планировка, а также нестандартный ассортимент услуг позволяют предприятию выгодно выделиться среди конкурентов. На наш взгляд, указанное направление инновационной деятельности представляет особый интерес для
управляющих российскими предприятиями индустрии гостеприимства, ведь уровень конкурентоспособности отечественных предприятий значительно ниже зарубежного; в то время как использование концептуальных инноваций позволит создать неповторимый стиль и тем самым привлечь дополнительных клиентов.
Б.Л. Немковский в статье «Инновации: способность предложить новое качество» предлагает следующие направления концептуальных инноваций для предприятий гостиничного и ресторанного бизнеса (см. табл. 1).3
3 Предприятия гостиничного и ресторанного
бизнеса, по мнению многих зарубежных и отечественных исследователей, составляют основу индустрии гостеприимства.
Таблица 1
Примеры концептуальных инноваций, осуществляемых на предприятиях гостиничного ____________________________и ресторанного бизнеса_________________________________
Концептуальная инновация Пример
ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС
Гостиничные цепи Появились в США в 30-х годах, в России — в конце 90-х ХХ в. Старейшим и наиболее известным сетевым брендом, ставшим в 1949 году международным, является Hilton Hotels. Среди мировых гостиничных цепей: Holiday Inn, Marriott, Kempinski, Sheraton, Hyatt, Hilton, Ritz-Carlton, Utell Hotels & Resorts, Radisson Blu Hotels & Resorts (SAS), Crowne Plaza и др. Среди российских гостиничных сетей: AMAKS Grand Hotels, Best Eurasian hotels, AZIMUT Hotels, HELIOPARK Hotels & Resorts.
Минигостиницы, гостиницы капсульного типа, гостиницы квартирного типа, хостелы Capsule Inn, Япония. Капсульная гостиница в Токио предлагает хорошие капсулы вместо комнат. Гостиница предоставляет общественные гостиные и ванные, однако посетители живут и спят в капсулах, которые сделаны из переработанного пластика и оборудованы всеми необходимыми удобствами: телевизором, радио, светом и будильником. Хостел (англ. Hostel — общежитие) — европейская система размещения, предоставляющая своим постояльцам на короткий или длительный срок жилье, представляющее собой, как правило, спальное место без дополнительных удобств в комнате4; как правило, в одной комнате проживают несколько людей.
Гостиницы необычного архитектурного исполнения Отель Aurora Express — шикарный поезд-отель, представляет собой состав вагонов, ходившиx по железным дорогам США более чем полвека назад. Большая часть купе декорирована в соответствии с интерьерной модой начала века. Отель Aurora Ice Museum — уникальный ледовый дворец, построенный на Аляске. В отеле гости могут посетить бар, в котором напитки наливают прямо в бокалы изо льда; отдохнуть в купальне, подпитываемой горячими источниками. Отель Benesse House построен на южной оконечности острова Наомиша. Главный архитектор Ладао Адо так сформулировал основную цель проекта: «Полное слияние природы, архитектуры и искусства». Здание гостиницы, выполненное из камня, стекла, бетона и стали, расположено таким образом, что из окон номеров открывается потрясающий вид на прилегающую к отелю территорию, также являющуюся частью экспозиции.
4- По данным сайта Wikipedia.ru. URL : www.wikipedia.ru.
49
СЕРВИС
Продолжение табл. 7
Концептуальная инновация Пример Отель Fur and Feathers Rainforest Tree Houses (Отель на дереве «Мех и перья», Австралия) представляет уникальное сочетание роскоши, уединения и дикой природы. Расположенный на берегу посреди густого леса, он неоднократно был признан лучшим в категории «Экологический туризм». Высокие окна в небольших домиках, поднятых на несколько метров над землей, позволяют наблюдать за жизнью леса, не выходя из собственных апартаментов. Отель Jules Undersea Lodge 4* — подводный дом, главной достопримечательностью которого являются огромные метровые окна в каждом номере, из которых можно наблюдать за подводной жизнью. Отель Propeller Island City Lodge 4* (Берлин). В отеле — 45 комнат, и у каждой неповторимый стиль. Например, номер с кроватью, парящей в воздухе; апартаменты с бесчисленным количеством зеркал, в которых причудливо отражается огромная софа черно-белого цвета, которая является единственным предметом мебели в этой комнате. Номер «вверх тормашками»: на потолке со вкусом расставлена мебель, а внизу набор мебели представлен в минимальном варианте. Датская гостиница Den Gamic Arrest разместилась на месте бывшей тюрьмы. Апартаменты гостиницы выдержаны в соответствующем стиле.
Гостиницы класса «люкс», конгресс-отели В номере гостиницы для миллионеров «Эксельсиор» в Риме стоимостью в $10 тыс. в сутки имеется: огромнейшая спальная комната с крытой террасой, шесть дополнительных комнат, рабочий кабинет, столовая с выходом на еще одну террасу, тренажерный зал, мини-кинозал, бассейн с гидромассажем, сауна, ее одна терраса, еще одна спальная комната, мраморная лестница и отдельный лифт. А в винном погребе, встроенном в стену столовой, хранятся 160 бутылок отборных французских, итальянских, испанских, калифорнийских вин. Общая площадь номера - 1100 квадратных метров.
РЕСТОРАННЫЙ БИЗНЕС
Новые форматы предприятий
Кейтеринг Кейтеринг (англ. catering от cater — «поставлять провизию») — отрасль общественного питания, связанная с оказанием услуг на удаленных точках, включающая все предприятия и службы, оказывающие подрядные услуги по организации питания сотрудников компаний и частных лиц в помещении и на выездном обслуживании, а также осуществляющих обслуживание мероприятий различного назначения и розничную продажу готовой кулинарной продукции. На практике под кейтерингом подразумевается не только приготовление пищи и доставка, но и обслуживание, сервировка, оформление и тому подобные услуги.5
Формат free flow Основные особенности: - предприятие питания организовано по принципу самообслуживания, но без использования линии раздачи. Блюда отпускаются в отдельных зонах раздачи; - часть блюд доготавливают в зале раздачи; - отказ от использования замороженных или иным способом консервированных полуфабрикатов. Все блюда готовятся исключительно из свежих продуктов (принципиальное отличие от формата fast food); - демократичные цены; - большой выбор блюд (не менее ста позиций в отличие от fast food); - уютный интерьер, индивидуальность и атмосфера.
Формат quick&casual Цены и недостаток времени не позволяют массовому потребителю ежедневно питаться в классических ресторанах, но уровень фаст-фуда его не устраивает. Именно поэтому возник формат «quick&casual».
5 По данным сайта Wikipedia.ru. URL : www.wikipedia.ru.
50
научный журнал СЕРВИС PLUS Том 8. 2014 / № 4
Особенности инноваций в сфере услуг (на примере индустрии гостеприимства)
Окончание табл. 1
Концептуальная инновация Пример
Ресторан молекулярной кухни Молекулярная кухня использует научные достижения для создания невероятных, фантастических блюд и вкусовых сочетаний. Поэтому молекулярную гастрономию часто называют научной или современной кулинарией — modernist cuisine. Для получения блюд удивительной формы, цвета, консистенции и вкуса используются сверхвысокие или сверхнизкие температуры, давление и специальное оборудование. Это позволяет удивлять посетителей лучших ресторанов планеты съедобными меню, жидким хлебом и вином в газообразном состоянии6.
Привлечение потребителей в процесс приготовления блюд Ресторан с производством продукции клиентами «Recipease» появился в Великобритании. Его клиенты сами готовят выбранные блюда, пользуясь заранее подготовленными продуктами, кухонной утварью и помощью персонала заведения.
Новые модные тенденции в ресторанном бизнесе
Новая кулинарная мода — жидкая еда (liquid food) В Нью-Йорке и Лондоне открылись первые бары супов и бары соков, был изобретен напиток, ставший основой новой тенденции, — смузи (smoothier); появилось новое направление — жидкая еда (супы, коктейли, велюте и авангардные напитки).
Оснащение помещения новыми технологичными гаджетами В Нюрнберге открылся полностью автоматизированный ресторан. Еда в нем заказывается с помощью электронной панели, а прибывает и убывает к столику посетителя по специальным рельсам. В период ожидания заказа посетители могут отправить SMS или электронное письмо при помощи того же сенсорного экрана.
Источник: составлено на основе: [7, с. 19—21].
Литература
1. Бездудный Ф.Ф., Смирнова Г.А., Нечаева О.Д. Сущность понятия инновация и его классификация // Инновации. 1998. №2-3. С. 3-13.
2. Зорин И.В., Квартальное Б.А. Энциклопедия туризма: Справочник. Рос. междунар. акад. туризма. М.: Финансы и статистика, 2003. 364 с.
3. Кобяк М.В., Лайко М.Ю. Технологический прогресс как фактор инноваций в гостиничном бизнесе // Российское предпринимательство (электронный журнал). 2012. №18 (240). URL: http://www.creativeconomy.ru/ articles/29797/ (дата обращения: 19.08.2014).
4. Лесникова О.В. Управление инновациями на предприятиях индустрии гостеприимства: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. М., 2009. 173 с.
5. Майлс Й. Сервисные инновации в XXI веке // Форсайт. 2011. №2. С. 4-15.
6. МалаховаН.Н., УшаковД.С. Инновации в туризме и сервисе: Учебное пособие для вузов. 2-е изд., доп. и пере-раб. Ростов н/Д: МарТ, 2010. 244 с.
7. Немковский Б.Л. Инновации: способность предложить новое качество // Отель. 2010. №7. С. 17-22.
8. ЕлкановаД.И. [и др.]. Основы индустрии гостеприимства: Учебное пособие. М.: Дашков и Ко, 2009. 248 с.
9. Пашигорева Г.И. Проблемы организации инновационной деятельности в сфере услуг // Проблемы современной экономики (электронный журнал). 2006. №1-2. URL : http://www.m-economy.ru (дата обращения: 18.09.2014).
10. Похомчикова Е.О. Инновации как фактор повышения конкурентоспособности предприятий индустрии гостеприимства // Актуальные проблемы современной экономики и менеджмента: материалы заоч. международ. науч. конф., Иркутск, 19 апр. 2013 г. / под науч. ред. Т.Д. Бурменко. Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2013. С. 155-162.
11. Похомчикова Е.О. К вопросу о специфике индустрии гостеприимства // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права) (электронный журнал). 2014. №1. URL: http://eizvestia.isea.ru/reader/article.aspx?id=18742 (дата обращения: 18.09.2014).
6 Техники молекулярной кухни. Сайт Futurefood. URl : http://www.future-food.ru.
51
СЕРВИС
12. Скобкин С.С. Есть ли у нас индустрия гостеприимства? // Парад отелей. 2000. №4. С. 1—6.
13. СкульмовскаяЛ.Г., Кудинова О.С. Концептуально-методологические подходы к изучению инноваций в гостиничном сервисе // Современные исследования социальных проблем (электронный журнал). 2012. №3. URL: http://sisp.nkras.rU/e-ru/issues/2012/3/kudinova.pdf. (дата обращения: 18.09.2014).
14. Тлехурай-Бергезова Л.Т. Особенности инновационных процессов в современной сфере услуг // Вестник адыгейского государственного университета. Сер. 5: Экономика (электронный журнал). 2011. №2. URL: http://cyberleninka.rU/article/n/osobennosti-innovatsionnyh-protsessov-v-sovremennoy-sfere-uslug. (дата обращения: 18.09.2014).
15. ФатхутдиновР.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 5-е изд., испр. и доп. СПб.: Питер, 2005. 447 с.
16. BarrasR. Towards a Theory of Innovation in Services // Research Policy. 1986. №15. P. 161—173.
17. Miles I. Services in the New Industrial Economy // Futures. 1993. №25 (6). P 653—672.
PECULIARITIES OF INNOVATIONS IN HUMAN SERVICES (ON THE EXAMPLE OF THE HOSPITALITY INDUSTRY)
Pokhomchikova Elena Olegovna, postgraduate student, lecturer of the Management and Service Studies Department, [email protected],
Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, Russian Federation
The article highlights the problems of innovations in the sphere of service industry and particularly in the hospitality industry. The research is topical due to the lack of development of methodological aspects of the hospitality industry and due to the lack of innovation classifications in Russian scientific literature with allowance for service type of business of these companies. The article analyzes publication activity in the sphere of service innovations researches and presents the peculiarities of innovative activity of services sphere companies, describes the assimilating and differentiating approaches to the definition of methodology of innovations in the services sphere and their correlation with industry, proposes the synthetic approach as the most acceptable in modern conditions of“servicization" ofproduction sphere and “industrialization" of services sphere — the approach which combines both above described approaches and admits the importance of services and service sectors for all branches of economy, proposes directions of innovative development of hospitality industry companies.
Keywords: service innovations, methodology of innovations, assimilative approach, differentiating approach, synthetic approach, enterprises of hospitality
References
1. Bezdudnyi, F.F., Smirnova, G.A., Nechaeva, O.D. Sushchnost’ poniatiia innovatsiia i ego klassifikatsiia [The essence of the notion of innovation and its classification]. Innovatsii [Innovations]. 1998. №2—3. pp. 3—13.
2. Zorin, I.V., Kvartal’nov, V.A. Entsiklopediia turizma: Spravochnik. Ros. mezhdunar. akad. Turizma [Tourism encyclopaedia: a reference book. Russian International Academy for Tourism]. Moscow: Finansy i statistika Publ., 2003. 364 p.
3. Kobiak, M.V., Laiko, M.Iu. Tekhnologicheskii progress kak faktor innovatsii v gostinichnom biznese [Technical progress as an innovative factor in hotel industry] Rossiiskoe predprinimatel’stvo (elektronnyi zhurnal) [Russian entrepreneurship (electronic journal)]. 2012. №18 (240). Retrieved on August, 19, 2014 from http://www. creativeconomy.ru/articles/29797/.
4. Lesnikova, O.V Upravlenie innovatsiiami na predpriiatiiakh industrii gostepriimstva [Management of innovations in hospitality industry companies]. Thesis of Candidate of Economic Sciences. Moscow, 2009. 173 p.
5. Mails, I. Servisnye innovatsii v XXI veke [Service innovations in the 20th century]. Forsait. 2011. №2. pp. 4—15.
6. Malakhova, N.N., Ushakov, D.S. Innovatsii v turizme i servise: Uchebnoe posobie dlia vuzov. [Innovations in tourism and service: a manual for universities]. 2nd issue, revised and enlarged. Rostov-on-Don: MarT Publ., 2010. 244 p.
52
научный журнал СЕРВИС PLUS Том 8. 2014 / № 4