Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИЙ В СФЕРЕ ИТ-УСЛУГ'

ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИЙ В СФЕРЕ ИТ-УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

804
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИТ-услуги / особенности инноваций / инновации / информационные технологии / ИТ. / IT services / features of innovation / innovation / information technology / IT.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Храмушина Виктория Алексеевна

Одной из отличительных особенностей общемирового развития в начале XXI века является динамичность происходящих в нем экономических процессов. Значительные достижения в области научно-технического прогресса, выразившиеся, среди прочего, в появлении информационных технологий (ИТ), привели к трансформации мирохозяйственной системы и формированию новых отраслей экономики, в числе которых можно выделить отрасль информационных технологий. Стремительное развитие ИТ отрасли, ставшее результатом широкого распространения и активного использования информационных технологий всеми участниками экономических отношений, во многом стало определяющим фактором инновационного развития многих государств. Наряду с этим ИТ – отрасль стала рассматриваться не только с точки зрения ее влияния на инновационные процессы, но и непосредственно с точки зрения объекта исследования. Динамичность инновационных процессов является характерной чертой для всех сегментов ИТ – отрасли, причем особый интерес вызывает рынок ИТ – услуг. Понимание взаимосвязи сферы услуг и инноваций пришло относительно недавно. Традиционно инновации в основном ассоциировались с производственным процессом, научно-исследовательскими и конструкторскими работами. Во многом это обусловлено специфическими особенностями услуги как экономической категории. Тем не менее, более детальный анализ сферы услуг, в том числе ИТ – услуг, позволяет выявить инновационные процессы и в данном секторе экономики, что определило актуальность выбранной темы. В рамках данной статьи уточняется определение инноваций в сфере ИТ – услуг (ИТ-сервисных инноваций). На основе различных подходов дается их классификация в зависимости от масштаба, воздействия на экономику, по объекту применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF INNOVATIONS IN THE IT SERVICES

One of the distinctive features of global development at the beginning of the XXI century is the dynamism of the economic processes taking place in it. Significant advances in the field of scientific and technical progress achieved, among other things, the emergence of information technology (IT), led to the transformation of the world economy system and formation of new industries, among which we can highlight the information technology industry. The rapid development of the IT industry, which has become the result of the widespread and active use of information technologies by all participants in economic relations, has largely become a determining factor in the innovative development of many States. At the same time, the IT industry began to be considered not only from the point of view of its impact on innovation processes, but also directly from the point of view of the object of research. The dynamism of innovation processes is a characteristic feature for all segments of the IT industry, and the IT services market is of particular interest. Understanding the relationship between services and innovation has come relatively recently. Traditionally, innovation was mainly associated with the production process, research and development work. This is largely due to the specific features of the service as an economic category. Nevertheless, a more detailed analysis of the service sector, including IT services, allows us to identify innovative processes in this sector of the economy, which determined the relevance of the chosen topic. This article clarifies the definition of innovation in the field of IT services (IT service innovations). On the basis of various approaches, their classification is given depending on the scale, impact on the economy, and the object of application.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИЙ В СФЕРЕ ИТ-УСЛУГ»

«Новые импульсы развития: вопросы научных исследований» УДК 338.462; 001.895

Храмушина Виктория Алексеевна Khramushina Victoria Alekseevna

Магистрант Student

Саратовский национальный исследовательский государственный университет

имени Н.Г. Чернышевского Saratov State University

ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИЙ В СФЕРЕ ИТ-УСЛУГ THE FEATURES OF INNOVATIONS IN THE IT SERVICES

Аннотация. Одной из отличительных особенностей общемирового развития в начале XXI века является динамичность происходящих в нем экономических процессов. Значительные достижения в области научно-технического прогресса, выразившиеся, среди прочего, в появлении информационных технологий (ИТ), привели к трансформации мирохозяйственной системы и формированию новых отраслей экономики, в числе которых можно выделить отрасль информационных технологий. Стремительное развитие ИТ -отрасли, ставшее результатом широкого распространения и активного использования информационных технологий всеми участниками экономических отношений, во многом стало определяющим фактором инновационного развития многих государств. Наряду с этим ИТ -отрасль стала рассматриваться не только с точки зрения ее влияния на инновационные процессы, но и непосредственно с точки зрения объекта исследования.

Динамичность инновационных процессов является характерной чертой для всех сегментов ИТ - отрасли, причем особый интерес вызывает рынок ИТ - услуг. Понимание взаимосвязи сферы услуг и инноваций пришло относительно недавно. Традиционно инновации в основном ассоциировались с производственным процессом, научно-исследовательскими и конструкторскими работами. Во многом это обусловлено специфическими особенностями услуги как экономической категории. Тем не менее, более детальный анализ сферы услуг, в том числе ИТ - услуг, позволяет выявить инновационные процессы и в данном секторе экономики, что определило актуальность выбранной темы.

В рамках данной статьи уточняется определение инноваций в сфере ИТ - услуг (ИТ-сервисных инноваций). На основе различных подходов дается их классификация в зависимости от масштаба, воздействия на экономику, по объекту применения.

VII Международная научно-практическая конференция

Abstract. One of the distinctive features of global development at the beginning of the XXI century is the dynamism of the economic processes taking place in it. Significant advances in the field of scientific and technical progress achieved, among other things, the emergence of information technology (IT), led to the transformation of the world economy system and formation of new industries, among which we can highlight the information technology industry. The rapid development of the IT industry, which has become the result of the widespread and active use of information technologies by all participants in economic relations, has largely become a determining factor in the innovative development of many States. At the same time, the IT industry began to be considered not only from the point of view of its impact on innovation processes, but also directly from the point of view of the object of research.

The dynamism of innovation processes is a characteristic feature for all segments of the IT industry, and the IT services market is of particular interest. Understanding the relationship between services and innovation has come relatively recently. Traditionally, innovation was mainly associated with the production process, research and development work. This is largely due to the specific features of the service as an economic category. Nevertheless, a more detailed analysis of the service sector, including IT services, allows us to identify innovative processes in this sector of the economy, which determined the relevance of the chosen topic.

This article clarifies the definition of innovation in the field of IT services (IT service innovations). On the basis of various approaches, their classification is given depending on the scale, impact on the economy, and the object of application.

Ключевые слова: ИТ-услуги, особенности инноваций, инновации, информационные технологии, ИТ.

Keywords: IT services, features of innovation, innovation, information technology, IT.

В современных условиях хозяйствования ИТ - отрасль играют одну из решающих ролей. Данный тезис находит свое подтверждение на практике: ИТ является решающим фактором повышения эффективности производственного процесса, а их доля в ВВП многих развитых и развивающихся стран из года в год неуклонно возрастает. В результате развития элементов электронного обмена информацией и электронной торговли ИТ воздействуют на сокращение производственного цикла и транзакционных издержек, за счет чего происходит повышение эффективности производства. Кроме того, информационные технологии выступают одним из важнейших факторов развития финансового

«Новые импульсы развития: вопросы научных исследований» сектора, сектора НИОКР, формирования облика системы образования, медицины и социального обеспечения во многих странах.

Отличительной чертой ИТ - сферы, является динамичность происходящих в ней инновационных процессов. В современных условиях использование передовых технологий в области ИТ обеспечивает стратегические преимущества для развития бизнеса, повышает его эффективность и конкурентоспособность, что обуславливает возникновение новых ИТ - продуктов и ИТ - услуг.

Несмотря на то, что ИТ-инновации стали условием развития и характерной чертой современной экономики, понятийный аппарат данного явления недостаточно развит. ИТ - инновации представляют собой конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде принципиально нового или усовершенствованного ИТ - продукта (информационной системы, программного продукта, ИТ - услуги, информационной технологии), который продвигается в форме товара или услуги на рынок или внедряется на предприятии собственными силами [2]. Как можно увидеть из приведенного определения, ИТ - инноваций могут осуществляться в виде информационных систем, программных продуктов, ИТ-услуг и информационных технологий.

В свою очередь понятие инноваций в сфере ИТ - услуг (ИТ - сервисных инноваций) будет формироваться на стыке понятий «ИТ-инновации» и «инновации в сфере услуг». В сфере услуг в качестве инновации выступает сервисный продукт, технология или ее отдельные элементы, новая организация сервисной деятельности, которые способны более эффективно удовлетворять общественные потребности. Иными словами, инновация в сфере услуг — это новшество в самой услуге, в ее производстве, предоставлении и потреблении, поведении работников [3, с. 121].

На основе приведенных определений, учитывая особенности ИТ - услуг, сформулируем понятие инноваций в сфере ИТ - услуг как конечный результат инновационной деятельности, выраженный в форме сервисного продукта, новой организации и технологии предоставления ИТ - услуги, которые способны более эффективно удовлетворять общественные потребности.

VII Международная научно-практическая конференция ИТ - услуги не существую в отрыве от информационных и программных

продуктов, поэтому инновационное развитие ИТ - услуг происходит непрерывно

и в своём большинстве сильно взаимосвязано с идеями и предложениями,

поступающими из сферы производства, сбыта, потребления информационных

технологий. Процесс нововведений целиком подчинён общественным

потребностям, формируется платежеспособным спросом и ограничивается

возможностями технологического потенциала той системы, в рамках которой он

происходит.

В научной литературе существует несколько подходов к классификации инноваций (табл. 1) [4, с 58-60]. На основе них рассмотрим особенности ИТ -сервисных инноваций.

Таблица 1. Классификация инноваций

Признак Виды инноваций

По масштабу Глобальные, национальные, отраслевые, межотраслевые, региональные, в рамках предприятия (фирмы)

По степени воздействия на экономику Радикальная (базисная), эволюционная (улучшающая), модификационная (частная), псевдоинновационная

По объекту применения • продуктовые инновации, ориентированные на производство и использование новых продуктов, услуг, материалов, полуфабрикатов, комплектующих; • технологические инновации, нацеленные на создание и применение новой технологии; • процессные инновации, ориентированные на создание и функционирование новых организационных структур, как внутри фирмы, так и на межфирменном уровне; • комплексные инновации, представляющие собой сочетание различных инноваций.

Деление ИТ- сервисных инноваций на классы в зависимости от степени (масштаба) их влияния на экономическое пространство можно осуществить следующим образом [4]:

- глобальные ИТ - сервисные инновации - это инновации, повлиявшие на мировую экономику в целом. В первую очередь такого рода инновации связаны

«Новые импульсы развития: вопросы научных исследований» с распространением Интернета и интернет- технологиями. Если до

возникновения и распространения Интернета ИТ - услуги в основном

представляли собой услуги поддержке и сопровождению вычислительной

техники, то после - появилось множество различных видов ИТ - услуг, которые

оказываются с использованием Интернета, а также различных видов и форм

информационных технологий, которые распространяются с использованием

интернет - технологий, давшие в свою очередь дало толчок к развитию

соответствующих видов ИТ - услуг, к примеру, облачных;

- отраслевые ИТ - сервисные инновации связаны со спецификой различных отраслей экономики. Примером таких инноваций могут послужить инновации в сфере банковского ИТ - консалтинга на основе краудсорсинга;

- локальные ИТ-инновации, то есть инновации, внедряемые на одном или группе родственных предприятий, фирм, организаций либо на уровне отдела компании или одного, или нескольких взаимосвязанных процессов между отделами компании.

По характеру проявления ИТ-сервисные инновации могут быть революционными (радикальными) и эволюционными. Саймон Смит Кузнец в своих работах для обозначения переворотов, которые происходят раз в несколько столетий, приводят к глубочайшим трансформациям и знаменуют переход к новому технологическому или экономическому способу производства, ввёл понятие «эпохальные инновации» - «основные прорывы в развитии человеческого знания, те, которые явились главным источником долгосрочного роста и широко распространились в мире» [4].

Радикальные нововведения подразделяются на эпохальные и базисные инновации. Базисные совершенствуют разные стороны сервисной деятельности, сокращают время оказания услуг, создают удобства для потребителей. Это новшества в организации оказания услуг и обслуживании клиентов, трансформирующие организацию сервисной деятельности. Примером такого рода инноваций являются новые способы хранения и передачи данных, использование облачных вычислений. Базисные инновации в свою очередь

VII Международная научно-практическая конференция подразделяются на системные и прикладные. Системны инновации в сфере ИТ -

услуг обеспечивают появление и распространение прикладных ИТ - инноваций.

В качестве примера системных инноваций в ИТ - сервисной сфере можно

привести использование новых протоколов передачи данных по каналам связи,

языков программирования, операционных систем. Они в первую очередь дают

возможность использовать новую компьютерную технику, применять новые

методы обработки и хранения информации, внедрять новые информационные

технологии, в следствие чего способствует внедрению базисных инноваций.

Прикладные инновации в сфере ИТ - услуг появляются циклически вслед за

системными (новые поколения поколений вычислительной техники и языков

программирования).

Отличительной чертой эволюционных инноваций является их непрерывность. Так, в большинстве компаний основные ИТ-сервисы функционируют уже давно, и фундамент для управления ими выстроен. Их развитие по большому счету идёт планомерно и без резких переходов. К примеру, многие компании сейчас активно встраивают в существующий ИТ-ландшафт инновационные решения (чат-боты, алгоритмы искусственного интеллекта и машинного обучения, различные подходы к монетизации данных). Данные инновации делают ИТ-услуги более привлекательными для конечного пользователя и эффективными для ИТ-организации.

Различают также продуктовые, процессные, маркетинговые и организационные инновации. Для сферы ИТ - услуг продуктовые инновации включают в себя:

- разработку и внедрение принципиально новых ИТ - услуг. Примером тому могут служить появление облачных услуг, модели предоставления услуг «все как сервис» (Saas, IaaS, PaaS);

- совершенствование существующих ИТ - услуг путем добавления новых функций или характеристик. Примером является расширение модулей ERP-систем;

«Новые импульсы развития: вопросы научных исследований» - значительные улучшения в обеспечении ИТ - услугами (например, с

точки зрения их эффективности или скорости).

Процессные инновации охватывают разработку и внедрение новых или

значительно усовершенствованных методов производства и предоставления ИТ

- услуг. Ярким примером является ИТ - аутсорсинг (вид услуг,

подразумевающий передачу заказчиком своих текущих функций по поддержке

ИТ- систем в специализированную ИТ- компанию, при котором исполнитель

гарантирует выполнение обозначенных в договоре функций в соответствии с

утвержденным уровнем сервиса) и его дальнейшее развитие. К примеру, в

настоящее время получил развитие новый поход к ИТ-аутсорсингу, Liquid

Application Management, который построен на управлении бизнес-приложениями

заказчика согласно бизнес-KPI, предусматривает предотвращение или

проактивное устранение инцидентов, а также их автоматическое разрешение (с

помощью RPA (Robotic process automation), искусственного интеллекта, чат-

ботов) [5]. Он направлен на трансформацию существующих систем клиентов,

добавляя им возможности открытой архитектуры и интеграции, максимальной

автоматизации рутинных операций.

Стоит сказать, что существует мнение, согласно которому строгое деление

на инновации-продукты и инновации-процессы, как это принято в других

отраслях, в данном случае не совсем оправдано. Связано это в первую очередь с

тем, что информационные технологии, программные продукты и ИТ - услуги не

существуют отдельно друг от друга. Так, новые информационные технологии

всегда воплощаются через специально разработанный программный продукт

или автоматизированную систему, а новые ИТ-сервисы всегда сопровождаются

программными продуктами [2].

Наряду с продуктовыми и процессными инновациями существуют

организационные и маркетинговые инновации. Маркетинговые инновации в

сфере ИТ - услуг связаны с улучшением предложения ИТ - услуг для

существующих клиентов или возможностью входа на новые рынки, как внутри

страны, так и за рубежом.

VII Международная научно-практическая конференция Организационные инновации в сфере ИТ - услуг связанны с более эффективными формами обслуживания, ориентированные на совершенствование внутренних и внешних связей организации, использующие методы и формы менеджмента. Инновации в области управления подразумевают принятие новых принципов и политик по управлению человеческими ресурсами, технологиями, финансовыми потоками и информацией.

Еще один из важнейших типов инноваций в сфере ИТ - услуг - изменение бизнес-моделей. Бизнес-модель - важнейшая основа бизнеса любой компании, определяющая, как и что компания будет делать на рынке и каким образом она собирается извлекать прибыли, поэтому постоянный пересмотр и обновление бизнес-моделей просто необходим, ибо в них заложена формула экономического успеха компании в долгосрочной перспективе. К примеру, использованию гибких методов разработки, в частности Agile, практик DevOps, а также внедрению непрерывного тестирования (continuous testing), которое направлено на обеспечение качества в условиях повышенных скоростей.

Таким образом, инновации в сфере ИТ - услуг представляют собой конечный результат инновационной деятельности, выраженный в форме сервисного продукта, новой организации и технологии предоставления ИТ -услуги, которые способны более эффективно удовлетворять общественные потребности. Они могут быть классифицированы на глобальные, отраслевые и локальные, радикальные и эволюционные, базисные и улучшающие, а также продуктовые, процессные, маркетинговые и организационные инновации.

Отличительной чертой ИТ - сервисных инноваций является их неразрывная взаимосвязь с инновациями аппаратного и программного обеспечения. В своём большинстве они сильно взаимосвязано с идеями и предложениями, поступающими из сферы производства, сбыта, потребления информационных технологий.

«Новые импульсы развития: вопросы научных исследований» Библиографический список:

1. Полякова Н.В., Поляков В.В., Обухова А.А. ИТ-услуга: определение, свойства, структура // Известия Байкальского государственного университета. -2013 г. - № 5 (91). - С. 62-68.

2. Швакин В.Ю., Куликова Л.Л. О некоторых аспектах инвестиционно-инновационных процессов в сфере информационных технологий [Электронный ресурс]/ Швакин В.Ю., Куликова Л.Л. // Вестник ИрГТУ»: электрон. науч. журн. - 2013. - №5. - Режим доступа: https://vestnik.utmn.ru/upload/iblock/2fb/2_Tokareva _No 11_ekonomika_2012-2.pdf (дата обращения 18.10.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Инновационный менеджмент: учеб. пособие/ Маховикова Г.А., Ефимова Н.Ф. - М.: Эксмо, 2010. - 208 с.

4. Лобанов Е.В. Инновационная деятельность компаний в сфере информационных технологий [Электронный ресурс] / Лобанов Е.В. // Ползуновский альманах. 2010. №3. - Режим доступа: http://masters.donntu.org/2012/iem/bailo/library /ar1.pdf (дата обращения 08.10.2020).

5. Инновационное развитие сферы услуг в национальной экономике [Текст] : [монография] / [кол. авт.] ; науч. ред. Я. П. Силин ; [отв. за вып. Н. Ю. Власова] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. гос. экон. ун-т. -Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2016. - 340 с.

6. Кузнец С.С. Современный экономический рост: результаты исследований и размышлений. Нобелевская лекции // Нобелевские лауреаты по экономике: взгляд из России. СПб.: Гуманистика, 2003.

7. ИТ-аутсорсинг будущего - помощь в цифровой трансформации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.iksmedia.ru/articles/5655402-ITautsorsing-budushhego-pomoshh-v.html (дата обращения 07.10.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.