_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №5/2015 ISSN 2411-7161_
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Будаева Галина Олеговна
магистрант НГТУ им. Р.Е. Алексеева, г. Н.Новгород, РФ
E-mail: [email protected] Котоврасов Максим Юрьевич магистрант НГТУ им. Р.Е. Алексеева, г. Н.Новгород, РФ
Федоров Олег Васильевич д.т.н., проф. НГТУ им. Р.Е. Алексеева, г. Н.Новгород, РФ
ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИЙ В АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ
Аннотация
Приводится динамика перевозок различными видами транспорта и дается сравнительная оценка этих видов транспорта по ряду критериев, на основании которых рассматриваются инновации в деятельности автомобильного транспорта.
Ключевые слова
Виды транспорта, логистика, автомобильный транспорт, совершенствование перевозок, инновации.
Для России транспорт, безусловно, представляет нечто большее, нежели одну из отраслей экономики. Развитие транспортной системы на всех этапах отечественной истории предопределяло социально-экономическое и территориальное развитие нашей страны, обеспечивало сохранение ее территориальной целостности и рост международного влияния.
Транспортный рынок в настоящее время представляет собой совокупность самостоятельных организаций - перевозчиков и посредников, с выраженным преобладанием частного капитала. Предприятиями негосударственных форм собственности выполняется на автомобильном транспорте 93 % перевозок грузов, на морском - 99 %, речном - 94 %, воздушном - 73 %. В результате процессов приватизации и демонополизации транспортного комплекса на рынке действуют свыше 550 тыс. перевозчиков, большая часть из которых составляют индивидуальные предприниматели и предприятия со смешенной формой собственности. В табл. 1 представлены объемы перевозимых грузов по видам транспорта.
Таблица 1
Объемы перевозок грузов по видам транспорта, млн. т
Наименование показателей По состоянию на конец соответствующего года
1990 1995 2000 2005 2010 2015
Транспорт, всего 19265 8813,6 7906,8 9166,8 9450 9492,1
в том числе:
железнодорожный 2140 1028 1047 1273 1345 1351
автомобильный 15347 6786 5878 6685 6861 6840
трубопроводный 1101 783 829 1048 1062 1072
морской 112 71 35 26 28 37
внутренний водный 562 145 117 134 153 191
воздушный 3 0,6 0,8 0,8 1,0 1,1
На автомобильном транспорте за последние годы возросла роль грузового автотранспорта (самосвалы, фургоны, рефрижераторы). В 2014 г. на его долю приходилось около 90 % от всего объема перевозок (табл. 2). В перевозках грузов, выполняемых предприятиями автотранспорта общего пользования, наибольший удельный вес занимают крупные и средние автопредприятия. Эти перевозки осуществляют, главным образом, доставку массовых грузов на короткие расстояния. В отличие от них, малые предприятия и индивидуальные автовладельцы выполняют в основном дальнепробежные грузоперевозки. У малых
_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №5/2015 ISSN 2411-7161_
предприятий и индивидуальных автовладельцев средняя дальность перевозок в 5 раз превышает показатель крупных и средних автопредприятий.
Таким образом, развитая сеть автомобильных дорог является важнейшим звеном транспортной системы государства, обеспечивает успешное социально-экономическое развитие как страны в целом, так и отдельных регионов.
Техническое состояние дорожной сети и степень ее загрузки движением напрямую влияют на состояние трудового (кадрового) потенциала экономики. Неудовлетворительное состояние дорог и недостатки в организации движения приводят к многочисленным дорожно-транспортным происшествиям (ДТП), сопровождаемым гибелью людей и увечьями.
Таблица 2
Перевозка грузов грузовыми автомобилями крупных и средних предприятий
Федеральные округа Объем, тыс. т В % к январю-сентябрю 2014 г.
Российская Федерация 1177597,4 97,3
Центральный федеральный округ 208303,2 100,5
Северо-Западный федеральный округ 104096,1 97,2
Южный федеральный округ 109490,6 103,9
Северо-Кавказский федеральный округ 26990,9 99,6
Приволжский федеральный округ 197280,0 97,3
Уральский федеральный округ 183071,2 92,6
Сибирский федеральный округ 259780,8 95,8
Дальневосточный федеральный округ 88584,6 96,0
В условиях социально-экономических преобразований значимость автомобильного транспорта в транспортной системе страны возрастает. Быстрыми темпами растет его вклад в обеспечение мобильности населения. Повседневное массовое использование личных автомобилей является одним из главных факторов формирования нового образа жизни. Развитие рынков товаров и услуг, малого и среднего бизнеса объективно расширяет сферу применения грузового автомобильного транспорта, что обусловлено его высокой адаптивностью к рыночным условиям. Темпы наращивания парка личных и коммерческих автомобилей позволяют говорить о массовой автомобилизации страны, которая носит необратимый характер.
Процесс автомобилизации противоречив. Обеспечивая новое качество жизни людей, и способствуя развитию рыночной экономики, автомобилизация сопровождается и негативными последствиями, связанными с ущербами от дорожно-транспортных происшествий, загрязнением окружающей среды, перегрузкой дорог и городских улиц, проблемами развития городской среды, дестабилизацией работы наземного пассажирского общественного транспорта, проблемой утилизации автотранспортных средств и рядом других факторов.
В области совершенствования перевозочных технологий необходимо учитывать реализацию информационного и телекоммуникационного обеспечения автомобильных перевозок, в том числе с использованием спутниковых систем ГЛОНАСС.
За период с 2010 г. по 2014 г. общий объем инвестирования в спутниковую систему ГЛОНАСС возрос более, чем в четыре раза и к 2014 г. составил 124 млрд евро. На долю транспорта приходится около 10 % из всех возможных приложений использования этой навигационной системы.
На Нижегородском рынке информационных услуг появляется все больше интересных предложений по системам GPS/ГЛОНАСС-мониторинга, которые являются одними из самых эффективных средств повышения рентабельности бизнеса, связанного с использованием коммерческого транспорта. Одной из таких компаний является Региональный диспетчерский центр «Глобальная Новейшая Навигационная Спутниковая Система» - РДЦ «ГЛОНАСС».
Нижегородская компания «ГЛОНАСС» предлагает своим клиентам комплекс услуг по разработке, адаптации, внедрению, сопровождению и усовершенствованию систем навигации и транспортного мониторинга, которые основаны как на российской навигационной системе ГЛОНАСС, так и на
НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №5/2015 ISSN 2411-7161
американской GPS. Помимо спутниковой навигации ГЛОНАСС и GPS, РДЦ «ГЛОНАСС» использует в своей работе сотовую связь GPS, спутниковую связь Inmarsat, УКВ-связь, Интернет (Web-, WAP- и LBS-сервисы) и другие передовые информационно-телекоммуникационные технологии.
Использование системы спутникового мониторинга и специальных датчиков Нижегородской компании «ГЛОНАСС» позволяет решать целый комплекс важнейших транспортно-логистических задач. Прежде всего, благодаря этой системе можно в режиме реального времени определить местоположение автомобиля в любой точке мира и спланировать наиболее выгодный маршрут. Специальные датчики позволяют определить состояние различных видов транспорта (включение зажигания, открытие дверей и люков, срабатывание сигнализации, работу навесного и дополнительного оборудования, измерение температурного режима, уровень жидкостей в баках и резервуарах и т.д.).
Внедрение системы мониторинга «ГЛОНАСС» позволяет транспортному предприятию значительно сократить расходы топлива (до 30 %) на обслуживание и техническую поддержку, а также за счет прекращения несанкционированного использования любого вида транспорта.
Стратегия реформирования дорожного хозяйства предусматривает достижение соответствия между спросом и предложением пропускной способности дорожной сети в условиях роста парка транспортных средств исходя из перспективного уровня автомобилизации страны - около 300 автомобилей на 1000 жителей.
Учитывая специфику сети автомобильных РФ, строительство платных дорог в настоящее время может быть осуществлено лишь на наиболее загруженных участках автомобильных магистралей на подходах к крупным городам с интенсивностью движения не менее 25 тыс. автомобилей в сутки.
Основу опорой сети РФ составляют федеральные автомобильные дороги, которые находятся во взаимосвязи с дорогами субъектов Федерации и муниципальными дорогами, обеспечивающие решение стратегических задач Российской Федерации, формирование и перераспределение транспортных потоков между основными районами.
Список использованной литературы
1. Троицкая Н. А. Единая транспортная система. Учебник/4-е изд., М.: Академия, 2008. -239 с.
2. Дорожное хозяйство России: Цифры и факты. -М.: ФДА, 2012.
3. Каримов Б. Б, Мирзаянц Т. П., Уралов Б. К.. Управление дорожными отраслями. Учебное пособие. -М.:Интрансдор наука, 2010, -320 с.
©Будаева Г. О., Котоврасов М. Ю., Федоров О. В.,2015
Волобуева Анна Александровна
студент ЮЗГУ, г.Курск, РФ E-mail: [email protected]
ВЗАИМОСВЯЗЬ ИННОВАЦИЙ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ И БИЗНЕСА НА ОСНОВЕ
ИНТЕГРАЦИИ
Аннотация
Актуальность.
Современная экономика, в которой происходит переход мирового хозяйства к преимуществам прогрессивных технологических укладов, имеет необходимость в модернизации. Все большую значимость обретает создание динамично формирующихся инноваций в системе образования и бизнеса. Цель.
Главная цель модернизации - сорганизовать инновационные процессы в образовании и бизнесе.