Научная статья на тему 'Особенности инновационной логистики и ее применение в сфере железнодорожного транспорта'

Особенности инновационной логистики и ее применение в сфере железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
363
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голоскоков В. Н.

Инновационная логистика дает возможность разрабатывать конструктивную стратегическую программу развития компании, нацеленную на оптимальную организацию потоковых процессов и долговременный успех на рынке, определив тем самым структурно-функциональный (процессный) состав будущей фирмы и задав ориентиры для базовой логистики. Это означает, что не только состав внутрифирменных подразделений, но и сама миссия фирмы в обозримом будущем становятся производными от решений инновационной логистики в её интеграционном варианте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности инновационной логистики и ее применение в сфере железнодорожного транспорта»

«вешние воды...»

особенности инновационной логистики и ее применение в сфере

железнодорожного транспорта

Инновационная логистика дает возможность разрабатывать конструктивную стратегическую программу развития компании, нацеленную на оптимальную организацию потоковых процессов и долговременный успех на рынке, определив тем самым структурно-функциональный (процессный) состав будущей фирмы и задав ориентиры для базовой логистики. Это означает, что не только состав внутрифирменных подразделений, но и сама миссия фирмы в обозримом будущем становятся производными от решений инновационной логистики в её интеграционном варианте.

Инновационную логистику можно рассматривать как совокупность научных знаний, методов и навыков по изучению и рациональной оптимальной организации любых потоковых процессов с целью повышения эффективности их конечных результатов за счет выявления и использования дополнительных, как правило, скрытых резервов управления.

Услуги инновационной логистики предлагается рассматривать как услуги в области управления. То есть из их состава следует исключить традиционную рутинную деятельность по экономике и организации поставок (логистике поставок), а именно: физические операции с элементами потоков в сфере товарно-материального движения (рис. 1) Инновационный аспект придает единой методологии логистики полноту и логи-

Голоскоков В.Н.

канд. экон. наук, начальник Северо-Кавказской железной дороги

* Ьо

о о

о\

Базовая

логистика

Синтез базовой и инновационной логистики

Инновационная логистика

Объекты управления

Материально-вещественные ценности

Материальные и сопутствующие им финансовые и информационные

потоки

Любые потоковые процессы

Формы и методы управления

Необходимые для обеспечения допустимого уровня управления данной структурой

Необходимые для рационального (оптимального) управления поставками товаров

Необходимые для рационального (оптимального) управления любыми потоковыми процессами

Рис.1

Базовая и инновационная логистика

ческую законченность. Все управленчес- _

кие решения в деятельности предприятия, _

связанные с заготовительным, складским, _

транспортным, сервисным и распределительным процессами, в соответствии

с логистической концепцией должны _

приниматься с учетом рационализации _

всего потокового процесса. Это требует _

предварительного исследования (анализа, прогноза, моделирования) собственно коммерческих процессов в оптовом _

звене и обеспечивает наилучшую реализацию общеэкономических функций сферы _

товарного обращения.

Базовая и инновационная логистика допол- _

няют друг друга, но в тоже время между ними _

существует определенное противоречие. _

Сегодня отечественные структуры нуждают- _

ся в тотальной, конструктивной и последовательной программе логистизации с целью создания в них целостных логистических систем, позволяющих решать задачи стратегического уровня. Однако любые логис- _

тические преобразования сопровождаются _

значительными затратами, и поэтому требу- _

ют реализации последовательной и развернутой в пространстве и времени программе _

мероприятий, которые одновременно являются комплексом необходимых социально-экономических, организационно-технических, информационных, правовых, кадровых

и др. предпосылок создания полноценного _

логистического обеспечения действующих структур.

Такой многошаговый и по существу инновационный процесс, требующий затяжно- _

го и достаточно дорогого экспериментирования, позволяет, с одной стороны, осу- _

ществлять сравнительно

равномерное и поэтому инновационный аспект

доступное инвестирова-

ние капитала в процесс придает единой методологии

логистизации, с другой - _

получать нарастающие логистики полноту величины годового эффек-

та от прошлых и текущих и логическую законченность

__т:

ии и

базовая и инновационная

логистика дополняют

между ними существует

определенное противоречие

мероприятий логистизации и сопоставлять их с произведенными затратами. Только решение всего комплекса взаимосвязанных тактических и стратегических задач управления в требуемом режиме времени на базе использования потенциала всей логистической системы позволяет достигать поставленные цели. Поэтому только логистическая система, охватывающая максимальное число операций (процессов) и уровней, создающая системный (синергетический эффект), способна окупить издержки логис-тизации и обеспечить высокую эффектив-

В этих условиях внедрение отдельных эле-тов и фрагментов современной логистики не позволяет добиться желаемого эффекта, приводя в тоже время к неадекватно большим затратам. Даже применение отдельных огистических задач и методов требует для их успешной реализации глубоких и дорогостоящих преобразований. Причем затраты на их осуществление чаще всего не окупаются эффектом логистизации. С иругий стирины, российская экономика с многочисленными дефектами рынка, институциональными деформациями и пробелами неподготовлена к непосредственному использованию логистики в полной мере. Поэтому, как показывает опыт эволюционного развития маркетинга в России — от простых форм к более сложным — отечественными бизнес-структурами процесс логистизации, скорее всего, будет востребован методом «малых дел» — с целью создания работоспособных логистических систем разного профиля и уровня, и приобретения на их основе необходимого логистического опыта для дальнейшего развития. При этом пойдет процесс постепенного усложнения комплекса взаимосвязанных логистических функций оперативного и стра-

тоже время

1,2007, № 6

тегического характера по оптимизации поставок. В этом случае, хотя развитие логистических методов и начнется с самых примитивных форм организации товарных и информационных потоков, сам ход эволюции будет осуществляться под надзором «креативного кода» инновационной логистики.

Это позволит, во-первых, сделать процесс логистизации управляемым (путем заимствования передовых достижений западных стран и отбраковывания эволюционно тупиковых, нежизнеспособных схем). В то же время появится возможность вносить корректировки в программу логистизации тех или иных отраслей с учетом состояния отечественных институтов и сложившейся структуры национального рынка.

Во-вторых, это даст возможность минимизировать неизбежные издержки (технологические и организационные барьеры входа, риски при освоении новых технологий) при вхождении на рынок логистических услуг. Поначалу логистические затраты российских субъектов рынка - пионеров на рынке логистических инноваций - окажутся неадекватно большими, а результаты скромными.

Однако освоение маркетинговой концепции бизнеса, модернизация производства, появление на рынке адекватной по количеству и качеству товарной массы приведут к исчерпанию резервов эффективности непосредственно в сфере производства и поиску новых источников роста в сфере товарообмена. Лидеры рынка, как показала практика западных стран второй половины прошлого века, все больше будут «выталкиваться» в область оптимизации сферы обращения и станут искать конкурентных преимуществ в системах закупок и распределения.

даже применение отдельных логистических задач

и методов требует

для их успешной реализации

глубоких и дорогостоящих

преобразований

поначалу логистические

затраты российских субъектов

рынка - пионеров на рынке

логистических инноваций

окажутся неадекватно

большими, а результаты -скромными

Отсюда следует, что целесообразность использования инновационной логистики определяется: • возможностью разработки более широкой и содержательной программы логистизации путем создания сквозной аналитико-оптими-зационной организации управления совокупностью материальных и сервисных потоковых процессов (интегрированной логистики) в нескольких звеньях цепи (сети) поставок продукции (услуг) на базе общего информационного пространства с целью выявления и использования дополнительных резервов управления;

• решением логистических (информационных и оптимизационных) задач в различных звеньях логистической цепи с целью опре-

еления зон взаимной выгоды и перспективного компромисса для нескольких собс-'венников или сопряженных логистических систем;

• формированием инструмента контроля и механизмов взаимной ответственности участников логистических цепей в части гарантирования приоритета их общего интереса в поддержании устойчивости и оптимизации этих цепей перед интересами каждого участка в отдельности;

• возможностью оказания услуг на системной основе в области логистического реинжиниринга, организационного проектирования, «управление изменениями»;

• установлением более четкого и продуктивного взаимодействия между всеми функциональными подразделения фирмы в рамках интегральной парадигмы логистики как инструмента корпоративного менеджмента с позиции единого целого как системы;

• разработкой достаточно объективных и надежных критериев общественной и

, 2007,№ 6

рыночной эффективности программ логис-тизации, ее отдельных мероприятий. Основными принципами разработки организационно-экономического механизма управления инновационной логистикой являются:

• детализация генеральной цели логистического проекта на составные подцели;

• выбор организационной структуры управления, обладающей наиболее высоким уровнем инновационной восприимчивости (матричная, «сетевая», с использованием временных рабочих групп и др.);

• формирование модели гибкого развития предприятия в условиях нестабильности внешней среды;

• обеспечение достижения цели логистического проекта с учетом потенциала функциональных систем - на «пересечении» целей проекта и задач функциональных систем;

• межфункциональная координация всех систем на основе логистического подхода и ориентации фирмы на активное формирование спроса (стратегический маркетинг);

• формирование в структурных подразделениях фирмы центров финансовой ответственности (центры затрат, прибыли, инвестиций);

• создание эффективной системы контроллинга и управленческого учета;

• создание новой модели управления персоналом, ориентированной на коллективное участие работников в инновационном логистическом процессе, преодоление мотивации «сопротивления переменам». В современных условиях важным элементом деятельности логистических инновационных систем становятся управление нововведениями и оценка инвестиционных проектов, а также логистическая координация в

в современных условиях

важным элементом

деятельности логистических

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

инновационных систем

становятся управление нововведениями и оценка

инвестиционных проектов

процессе выработки решений, касающихся продуктовых или процессных инноваций. А объектами логистизации являются способы выполнения проекта, последовательность, методика анализа, ноу-хау управления структурой, способы согласования управленческих решений с подразделениями организации.

__БА

в Р

Шз •

Литература

1. Бауэрсокс Д.Дж., Клосс Д. Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок: Пер. с англ.

- М.: Олимп-Бизнес, 2001. - 640 с.

2. Джеймс Р.Сток, Дуглас М. Ламберт. Стратегическое управление логистикой. Под ред. В. Сергеева. Пер. с англ. - М:ИНФРА-М:2005, 797с.

ниел О»Лири. ERP-системы. Современное планирование и управление ресурсами пред-ятия. - М.: «Вершина»,2004.

4. Зырянов. М Глава «Альфа-Интегратор -БААН Евразия» об особенностях внедрения в России систем ERP. - Computerworld, №167, 2000.

5. Некрасов А.Г.Инновационные стратегии равления результативностью транспортно-

логистических цепей.// Железнодорожный транспорт,№1, 2005, с.48

6. Некрасов А.Г., Атаев К.И. Методы логистического аудита и оценки в железнодорожном комплексе// Железнодорожный транс-порт,№7, 2005, с.33

7. Некрасов А.Г. Взаимодействие информационных ресурсов в логистических цепочках поставок (на примере транспортной отрасли): Монография / Под редакцией Л.Б. Миротина.

- М.: Техполиграфцентр, 2002. - 205с.

8. Питеркин С.В., Оладов Н.А., Исаев Д.В. Точно вовремя для России. Практика применения ERP-систем. - М.: «Альпина Бизнес Букс»,2005.

, 2007,№ 6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.