Научная статья на тему 'Особенности инновационной деятельности нефтяной отрасли'

Особенности инновационной деятельности нефтяной отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
482
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / НЕФТЬ / ОТРАСЛЬ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ПРОЦЕСС / БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гелашвили Вахтанг Владимирович

В современном мире особую важность имеют вопросы инновационного совершенствования для нефтяной отрасли, которая оснащает большую часть доходов федерального бюджета, вероятность социально-экономического совершенствования страны в целом и экономический базис преобразований в других сферах. Под инновациями в нефтяной промышленности принято понимать результаты функционирования, направленной на совершенствование технологии геологоразведки, добычи и переработки сырой нефти, глубины ее переработки, увеличение дебита скважин, снижения энергозатрат и износа оборудования, утилизации и использования попутного добываемого с нефтью сырья с использованием новейшего, высокотехнологичного оборудования с целью поддержания конкурентоспособности производимой продукции и прироста объемов добычи с соблюдением международных экологических норм. Нефтяная отрасль является типичным представителем использования базисных инноваций, возникших на базе крупных изобретений и дающих начало ранее неизвестным технологическим продуктам или процессам. Указанные нововведения в нефтяной промышленности требуют наилучших инвестиций, а их коммерциализация приводит к появлению новых технологических укладов. Инновационное развитие нефтяной отрасли может быть обеспечено только на основание усовершенствования организации функционирования всех членов инновационного процесса, дающий возможность: в наибольшей степени полно использовать уже существующие начало инноваций в изменяющейся внешней среде, принимать во внимание экономические особенности предприятий отрасли, вероятность связь крупного и малого бизнеса с точки зрения сужения рисков, распределять ограниченный объём инвестиционных ресурсов на инновации между субъектами рынка с целью выявления максимального действия. Разработке этой актуальной проблемы управления инновациями в нефтяной отрасли и посвящена данная статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гелашвили Вахтанг Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности инновационной деятельности нефтяной отрасли»

Особенности инновационной деятельности нефтяной отрасли

Гелашвили Вахтанг Владимирович

аспирант, Кубанский государственный университет, [email protected]

В современном мире особую важность имеют вопросы инновационного совершенствования для нефтяной отрасли, которая оснащает большую часть доходов федерального бюджета, вероятность социально-экономического совершенствования страны в целом и экономический базис преобразований в других сферах. Под инновациями в нефтяной промышленности принято понимать результаты функционирования, направленной на совершенствование технологии геологоразведки, добычи и переработки сырой нефти, глубины ее переработки, увеличение дебита скважин, снижения энергозатрат и износа оборудования, утилизации и использования попутного добываемого с нефтью сырья с использованием новейшего, высокотехнологичного оборудования с целью поддержания конкурентоспособности производимой продукции и прироста объемов добычи с соблюдением международных экологических норм. Нефтяная отрасль является типичным представителем использования базисных инноваций, возникших на базе крупных изобретений и дающих начало ранее неизвестным технологическим продуктам или процессам. Указанные нововведения в нефтяной промышленности требуют наилучших инвестиций, а их коммерциализация приводит к появлению новых технологических укладов. Инновационное развитие нефтяной отрасли может быть обеспечено только на основание усовершенствования организации функционирования всех членов инновационного процесса, дающий возможность: в наибольшей степени полно использовать уже существующие начало инноваций в изменяющейся внешней среде, принимать во внимание экономические особенности предприятий отрасли, вероятность связь крупного и малого бизнеса с точки зрения сужения рисков, распределять ограниченный объём инвестиционных ресурсов на инновации между субъектами рынка с целью выявления максимального действия. Разработке этой актуальной проблемы управления инновациями в нефтяной отрасли и посвящена данная статья.

Ключевые слова: Инновации, нефть, отрасль, промышленность, процесс, бизнес.

Под инновациями в нефтяной промышленности принято понимать результаты функционирования, направленной на совершенствование технологии геологоразведки, добычи и переработки сырой нефти, глубины ее переработки, увеличение дебита скважин, снижения энергозатрат и износа оборудования, утилизации и использования попутного добываемого с нефтью сырья с использованием новейшего, высокотехнологичного оборудования с целью поддержания конкурентоспособности производимой продукции и прироста объемов добычи с соблюдением международных экологических норм.

Целью данной статьи является рассмотрение основных источников инноваций в нефтедобывающей отрасли.

Задача:

-Проанализировать современное состояние развития инноваций в России.

-Раскрыть особенности наиболее применяемых инноваций.

-разработать предложения по совершенствованию инновационных процессов применяемых в современной нефтедобывающей отрасли.

Известный специалист в области управления П. Друкер выделил семь основных источников инноваций:

1. неожиданное событие (успех, неудача, событие во внешней среде);

2. несоответствие или несовпадение между реальностью и ее отражением в наших мнениях и оценках;

3. потребности производственного процесса;

4. изменение в структуре отрасли и рынка, «захватившее всех врасплох»;

5. демографические мадификации;

6. мадификации в восприятии и настроениях потребителей;

7. новое знание (научное и ненаучное).

Иной взгляд на начало инноваций представляет В.В.Ольховский, считающий, что источниками инноваций является интеллектуальная (осуществленная на знаниях), творческая деятельность людей, активизированная научно-техническим прогрессом. Стимулами является создание и использование научно-технической новизны исходящая из приоритета социально-экономических интересов государства и рыночных условий хозяйствования.

С практических позиций целесообразно рассматривать в качестве источников инноваций отдельные структурные элементы отрасли и ее внешней среды. По нашему мнению, инновации представляют собой их реакцию на потребность в новшествах и мадификациих, то есть стимулом является желаемый (требуемый) результат.

Нефтяная отрасль является типичным представителем использования базисных инноваций, возникших на базе крупных изобретений и дающих начало ранее неизвестным технологическим продуктам или процессам. Указанные нововведения в нефтяной промышленности требуют наилучших инвестиций, а их коммерциализация приводит к появлению новых технологических укладов.

В силу того, что стремление на мировых рынках нефти и нефтепродуктов развиваются относительно медленно, основными источниками инноваций для нефтяной промышленности являются потребности производственного процесса, что было показано ранее, и в несколько меньшей мере конкурентная ситуация на указанных рынках.

Задача прироста технологического уровня требует от нефтяных компаний формирования новой научно-технической политики, которая должна основываться на следующих принципах:

- ориентация на крупномасштабное внедрение высоко действенных технологий мирового класса;

- стремление к комплексности внедрения новых технологий и технических средств в строительстве скважин, добыче нефти, обустройстве месторождений, строительстве трубопроводных систем и в других производствах, гарантирующих в совокупности устойчивую добычу нефти;

- сочетание закупок передовых зарубежных технологий с максимальным использованием потенциала российских технологических и технических разработок мирового уровня;

- содействие НИОКР, проектным разработкам (с целью адаптации этих технологий

О £

Я

3

V

2 а

6

(S

es

сч

£

Б

2 ©

к условиям компании) и широкому внедрению наукоемких видов технико-технологической продукции.

В жизненном цикле инновации-продукта принято выделять следующие стадии: исследования, производства и потребления. Каждая из этих стадий клю-чает несколько обязательных этапов (табл. 1). Технология становится продуктом, готовым к продаже, после полного завершения первой стадии и формирования полного комплекта конструкторс-ко-технологической документации. Внедрение технологии может происходить параллельно на нескольких предприятиях, как с участием, так и без интереса компании-разработчика. В процессе внедрения при необходимости выполняется адаптация технологии к условиям конкретного предприятия. Завершения эксплуатации технологии предполагает ее замещение технологией нового поколения, либо прекращение функционирования предприятия.

По отношению к общему уровню научно-технического прогресса выделяют пять типов технологий:

- новейшая технология - новая технология, имеющая наивысший потенциал;

- передовая технология - достаточно новая технология, хорошо зарекомендовала себя, но еще не имеющая большого распространения;

- современная технология - признанная технология, являющаяся стандартом и пользующаяся наибольшим спросом;

- не новая технология - полезная технология, которая продолжает эксплуатироваться в условиях существования более новой технологии;

- устаревшая технология - технология, не позволяющая действияивно делать продукцию, отвечающую современным требованиям качества и подлежащая совершенствованию или замене на более новую.

В ходе данного исследования мной было предложено несколько методов построения инновационных решений, применяемыми зарубежными компании и довольно успешно.

- метод открытых инноваций. При использовании этой модели источником инноваций и конструкциям отбора проектов является сотрудничество с внешними партнерами. Модель открытых инноваций, имеющая большой потенциал с точки зрения прироста доходов нефтяных компаний, порождает проблемы, связанные с патентной защитой технологий.

Таблица 1

Содержание стадий жизненного цикла технологии и продукта

Стадия/Этап i. Исследования

1.1 Фундаментальные исследования

1.2 Прикладные исследования и экспериментальные модели

1.3 определение технических параметров, проектирование, изготовление, испытание издели й (разработка технологических документации)

Содержание Технология

стади и/Этапа

_11роду кт

Зарубежные исследования специализированные отраслевые, науч ные организации

Зарубежные исследования специализированные научные организации. Научные подразделения крупных компаний_

Зарубежные исследования специализированные научные организации

Специальные отраслевые научные организации, ко не тру к торс ко-технологические подразделения крупных компаний

Зарубежные исследования специализированные научные организации. Научные подразделения компаний.

Отраслевые организации . научные подразделения . крупных компаний, конструкторско-технологичеекис подразделения компаний

2. изготовление

2.1 Первичное освоение и подготовка производства

2.2 Запуск и управление освоенным изготовление м

Освоение к пилотных производственных подразделениях крупных компаний, и освоение малых компаний.

Запуск в компаниях

Освоение в пилотных производственных подразделен и ях кру пн ых компаний, и освоение малых компаний.

Запуск в компаниях

3.1 Поставка продукта на рынок и его потребление

11 рог (ажа комплекса документации разработчиком_

3 ^послепродажное обслуживание

3.3 утилизация продукта после использования.

3. потребление

Сопровождение разработчиком освоения и запуска в компании покупателя Возможно сопровождение разработчиком._

1 Еродажа пн рынке производителем

Возможно участие организации-продавца.

- метод творческого поиска новаторских идей. Использование этого метода предполагает рассмотрение предложений с позиций творческого эргономического мышления, не скованного стереотипами;

- метод корпоративных венчурных построений и бизнес-инкубаторы. Данный подход предполагает выделение небольших групп инициативных сотрудников построения и производства новых товаров и услуг.

Из числа проанализированных выше источников инноваций, используемых в зарубежной практике, для российских компаний представляются необходимыми и доступными с точки зрения формирования и использования следующие:

- образованием ассоциаций для решения конкретных проблем технологи-

ческого характера. в наибольшей степени полезен такой подход для предприятий малого и среднего бизнеса. Полезным вектором функционирования ассоциаций может стать проведение открытых конкурсов перспективных идей;

- развитие партнерских отношений с научно-исследовательскими организациями и университетами по всем стадиям жизненного цикла технологий и продуктов. Партнерство с университетами позволит в значительной мере решить проблему инженерных и управленческих кадров в отрасли;

- разработка внутренних конструкций отбора перспективных инновационных идей в крупных компаниях. Такие конструкции должны создаваться с учетом действующих в компаниях систем управления, поэтому необходимо заметить, что

конструкции типа GameChanger действи-яивны в условиях дивизиональной структуры компании;

- использование возможностей Интернет для усиления сбора идей и открытости инновационного процесса.

Таким образом, в результате проведенных исследований получены следующие выводы.

1. Что в России имеется достаточный потенциал для проведения на высоком научном уровне полного цикла инноваций - от фундаментальных исследований до сопровождения работ по их внедрению и построения мероприятий по коммерциализации.

2. Форме открытых акционерных обществ, как правило, существуют научные организации, созданные в период активного освоения российских нефтяных запасов. Имеются научно-инженерные центры, созданные крупными компаниями в постсоветский период.

3. В рамках инновационного алгоритма совершенствования нефтяной промышленности может быть использован широкий спектр источников инноваций, и в наибольшей степени ответственную значение с точки зрения достижения целей инновационного процесса играют взаимоотношения, организаций с другими субъектами инновационного процесса.

Литература

1. Свиридов А. Партнерство во имя

инноваций. А. Свиридов // БОСС: Бизнес: организация, стратегия, системы. 2005. № 5. С. 85-89

2. Сафонова Т.Ю. Нефтяные компа-

нии и стратегия диверсификации: зарубежный опыт: Российское предпринимательство. 2012. № 09 (207). с. 92-97.

3. Некрасов В. И. О комплексе мер по

увеличению производства высококачественной продукции нефтепереработки: Промышленная политика в Российской Федерации. 2007. № 10. с. 20-34.

4. Мурадвердиева Л.А. Инновацион-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ные вызовы развития нефтяной промышленности: Креативная экономика. 2012. № 12 (72). с. 8287.

5. Коржубаев А.Г., Эдер Л.В. Нефтя-

ная промышленность России: итоги 2009 годов // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2010, №3 с.48-57.

6. Колсанов Е.Е. Информационные управленческие инновации как фактор экономического потенциала нефтяной компании: Альманах современной науки и образования. 2014. № 3 (82). С. 85-88.

7. Мельников А.В. Факторы активи-

зации инновационного развития нефтяной отрасли в условиях неблагоприятных изменений внешней среды. // Инновации и инвестиции. 2014. №11. с.14-17

8. Александровская Ю.П., Филиппова

Н.К. Анализ инвестиционных про-

ектов модернизации нефтеперерабатывающих предприятий. // Инновации и инвестиции. 2015. №10. с.38-41

9. Гончаренко И.А. Правовое регули-

рование налогообложения разработки месторождений нефти и газа в Российской Федерации и зарубежных странах : учебное пособие : проект сотрудничества МГИМО-БиПи / И.А. Гончаренко Московский гос. ин-т междунар отношений (ун-т) МИД России Междунар.-правовой фак., Каф административного и финансового права. Москва, 2009

10. Гончаренко И.А. Налогообложение топливно-энергетического комплекса в Норвегии // Газовая промышленность. 2009. № 7. С. 2427.

11. Перепелица Д.Г. Оценка природных месторождений с применением реальных опционов // Бурение и нефть. 2009. № 4. С. 24-25.

12. Углеводородная экономика / Телегина Е.А., Студеникина Л.А., Жуков С.В., Зенкина Е.В., Сорокин В.П., Еремин С.В., Халова Г.О., Пусенкова Н.Н., Пусенкова Н.Н., Козеняшева М.М., Афанасьева М.В. Москва, 2013. Том 2

13. Попова Е.В. Актуальные направления инновационной стратегии России // Инновации. 2012. № 6 (164). С. 5-8.

Features of innovative activities of the oil industry

Gelashvili V.V.

Kuban State University

In the modern world questions of innovative enhancement for the oil industry which equips the most part of the income of the federal budget, probability of social and economic enhancement of the country in general and economic basis of transformations in other spheres are of special importance. In the oil industry it is accepted to understand as innovations results of functioning, the technology of geological exploration, production and conversion of crude oil, depth of its conversion directed to enhancement, increase in an output of wells, decrease in energy costs and depreciation of the equipment, utilization and use of the passing raw materials extracted with oil with use of the latest, high-technology equipment for the purpose of maintenance of competitiveness of the made products and a surplus of amounts of production with respect for the international environmental standards. The oil industry is the typical representative of use of the basic innovations which arose based on large inventions and giving rise to earlier unknown technological products or processes. The specified innovations in the oil industry require the best investments, and their commercialization leads to emergence of new technological ways. Innovative development of the oil industry can be provided only on the basis of enhancement of the organization of functioning of all members of innovative process, giving the chance: it is most full to use already existing the beginning of innovations in the changing

external environment, to take into account economic features of the entities of an industry, probability communication of large and small business from the point of view of narrowing of risks, to distribute limited amount of investment resources on an innovation between subjects of the market for the purpose of identification of the maximum action. This article is also devoted to development of this urgent problem of innovation management in the oil industry.

Keywords: Innovations, oil, industry, industry, process, business.

References

1. Sviridov A. Partnership for the sake of

innovation. A Sviridov // BOSS: Business: Organization, Strategy, Systems. 2005. № 5. P. 85-89

2. Safonova T.Yu. Oil companies and

diversification strategy: foreign experience: Russian

entrepreneurship. 2012. No. 09 (207). c. 92-97.

3. Nekrasov VI On a complex of measures

to increase the production of high-quality refined products: Industrial policy in the Russian Federation. 2007. № 10. p. 20-34.

4. Muradverdieva LA Innovative Challenges in the Development of the Oil Industry: The Creative Economy. 2012. No. 12 (72). c. 8287.

5. Korzhubaev AG, Eder L.V. The Russian

oil industry: the results of 2009 / / Mineral resources of Russia. Economics and Management. 2010, №3 p.48-57.

6. Kolsanov E.E. Information management innovations as a factor of the economic potential of the oil company: Almanac of modern science and education. 2014. No. 3 (82). Pp. 85-88.

7. Melnikov A.V. Factors of activation of

innovative development of the oil industry in conditions of unfavorable changes in the external environment. // Innovations and investments. 2014. № 11. p.14-17

8. Aleksandrovskaya Yu.P., Filippova

N.K. Analysis of investment projects for the modernization of oil refineries. // Innovations and investments. 2015. №10. p.38-41

9. Goncharenko I.A. Legal regulation of

the taxation of the development of oil and gas fields in the Russian Federation and foreign countries: a tutorial: a project of cooperation between MGIMO-BP and IA Goncharenko; Moscow State University. Institute of Intern. relations (un-t) of the Ministry of Foreign Affairs of Russia Intern.-Legal Fact., Kaf. administrative and financial law. Moscow, 2009

10. Goncharenko I.A The taxation of the fuel and energy complex in Norway // The gas industry. 2009. № 7. P. 24-27.

11. Perepelitsa D.G. Evaluation of natural deposits using real options // Drilling and oil. 2009. № 4. With. 24-25.

12. Hydrocarbon economy / Telegina EA Studenikina LA Zhukov SV, Zenkina EV, Sorokin VP, Eremin SV, Khalova GO, Pusenkova N. N., Pusenkova NN, Kozenyasheva M. M., Afanasyeva M.V. Moscow, 2013. Volume 2

13. Popova E.V. Actual directions of Russia's innovation strategy // Innovations. 2012. No. 6 (164). Pp. 5-8.

О

3

В

s

v

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.