• превосходное качество (товаров, сопутствующих услуг, обслуживания);
• удовлетворение функциональных и психологических потребностей;
• гедонизм, удовольствие (от владения и процесса покупки);
• эксклюзивность, уникальность, редкость;
• излишество, полное отсутствие функциональной обязательности;
• легкая идентификация, обеспечивающая демонстративность;
• восприятие в качестве символов успеха, богатства, высшего класса;
• эстетика, чувственность, изысканность;
• престиж.
Полученные 10 атрибутов определяют роскошь в целом как категорию и дают возможность классифицировать товары на роскошь и не роскошь.
Литература:
1. Дробо К. Секреты сильного бренда: Как добиться коммерческой уникальности / Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
- 276 с.
2. Джексон Т., Шоу Д. Индустрия моды: Пер. с англ. - Киев Баланс Бизнес Букс, 2011 - 400 с.
3. Тангейт М. Построение бренда в сфере моды: от Armani до Zara / Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 292 с.
4. Хайнс Т., Брюс М. Маркетинг в индустрии моды: комплекс-
ное исследование для специалистов отрасли / Пер. с англ. - Минс-к:ГревцовБукс, 2011. - 416 с.
5. Самоторова А. Без понятия о роскоши, опубликовано на <http://www.rbcdaily.ru/2007/06/25/focus/281071>
6. Alleres, Danielle.Specificites et strategies marketing des differentsunivers du luxe / Revue Francaise du Marketing, 132/33, 1991, p.71-95
7. Christodoulides George, Michaelidou Nina, Li ChingHsing, Measuring perceived brandluxury and evaluation of the BLI scale / Journal of Brand Management, 16 (5-6), 2009, p. 395-405
8. Dubois B. Consumerrapport to luxury: analyzing complex and ambivalent attitudes. Working paper 736 / Dubois B., Laurent G., Czellar
S. - HEC School of management, France. - 2001.
9. HagtvededHenrik and Vanessa Patrick, The broad embrace of luxury: hedonic potential as a driver of brand extendibility / Journal of Consumer Psychology, 19, 2009, p. 608-619
10. Kapferer, Jean-Noel,Managing luxury brands / Journal of Brand Management, 4 (4), 1997, p. 251-260
11. Kemp, Simon. Perceiving Luxury and Necessity, Journal of Economic Psychology, 19, 1998, p. 591-606
12. Peter Wiedmann, Nadine Hennings, Astrid Siebels, Measuring consumers’ luxury value perception: A cross-cultural framework / Academy of Marketing Science Review, 7(7), 2007, p. 333-361
13. Phau Ian and Gerard Prendergast, Consuming luxury brands: the relevance of the ‘Rarity Principle’, Brand Management, 8 (2), 2000, p. 122-138.
ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ульрих И.В., ^искатель РГСУ факультета социального страхования, экономики и социологии труда
Данная статья посвящена сравнительному анализу инновационного процесса в нефтеперерабатывающей отрасли РФ. Рассмотрены крупнейшие технологические схемы в рамках динамики экспорта светлых нефтепродуктов, рентабельности переработки нефти на НПЗ России, изменения мощностей вторичной переработки нефти крупнейших НПЗ. С целью анализа инновационного процесса в нефтепереработке были проанализированы планы по модернизации НПЗ ВИНК, реализуемые в рамках принятых до .заключения четырехстороннего соглашения стратегий развития.
Ключевые слова:инновационный процесс, инновационная деятельность, нефтеперерабатывающие предприятия, производственные мощности по нефтепереработке, проблемы нефтепереработки.
FEATURES OF THE INNOVATION PROCESS IN THE REFINING INDUSTRY IN THE RUSSIAN FEDERATION
Ulrich I., The competitor, RSSU Department of Social Security, the economy and the sociology of work
This article is devoted to a comparative analysis of the innovation process in the petroleum industry of Russia. Considered major technological schemes under the export dynamics light oil refining margins to Russian refineries, changing capacities recycling largest oil refinery. In order to analyze the innovation process in the refinery were analyzed plans to modernize the refinery VICs implemented under adopted before the conclusion of the Quadripartite Agreement of development strategies.
Keywords: innovation process, innovation, oil refineries, production facilities for refining, refining problems.
Согласно данным Росстата, производство нефтепродуктов является одним из самых инновационных среди всех отраслей реального сектора экономики, так по данным 2010 года более 30% предприятий внедряли новые способы производства, что в 2 раза выше аналогичного показателя отраслей металлургии, и в 3 раза выше значений легкой промышленности.
Однако при этом нововведения не носят системный характер, так, только около 7% продукции является инновационной, что существенно ниже показателей других отраслей промышленности.
Основной проблемой нефтепереработки Российской Федерации применение технологий, не позволяющих осуществлять глубокую переработку нефти. На недостаточно высокий уровень качества нефтепродуктов может указывать снижающаяся динамика экспорта авиакеросина и высокооктановых бензинов при устойчивом спросе на сырую нефть. Так, согласно данным ФТС, с 2007 года экспорт авиакеросина сократился на 33% , высокооктановых бензинов - на 42%.
При этом рентабельность переработки нефти на НПЗ (рис. 4) по данным Минэнерго России существенно варьируется, что говорит о неустойчивости показателей экономической эффективности
данного вида производства.
Современные технологические схемы, включающие такие процессы как каталитический крекинг и риформинг, гидрокрекинг и гидроочистку дизельного топлива в настоящее время при производстве нефтепродуктов используются в недостаточной степени. При том из-за аварий и технологических остановок фактически мощность установок осуществляющих данные операции по данным 2011 года в отдельные месяцы существенно сокращалась (рис.5).
Согласно отчету Минэнерго России, планы по модернизации на 2011 год выполнены, при этом объем производственных мощностей по первичной переработке нефти существенно увеличился
- с 2210 тыс. тонн в 1 квартале до 7050 тонн в 4 квартале.
В ходе данного инновационного процесса реконструировано 5 установок по вторичной переработке нефти, при этом на 2012 год запланировано завершение реконструкции 8 установок, а также ввод в эксплуатацию 9 новых установок по вторичной переработке нефти.
С целью анализа инновационного процесса в нефтепереработке проанализируем планы по модернизации НПЗ ВИНК, реа-
2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Рис.1 (Источник данных - Росстат) 1
лизуемые в рамках принятых до заключения четырехстороннего соглашения стратегий развития.
В состав ВИНК НК «Роснефть» входят семь крупных НПЗ: Комсомольский, Туапсинский, Новокуйбышевский, Куйбышевский, Сызранский, Ачинский НПЗ и Ангарская нефтехимическая компания, суммарная мощность которых составляет 50,9 млн т (372 млн барр.) нефти в год, а также 4 мини-НПЗ в Западной и Восточной Сибири, Тимано-Печоре и на юге европейской части России суммарной мощностью 0,5 млн т (4 млн барр.) нефти в год, а также 50%-ная доля в Стрежевском мини-НПЗ в Западной Сибири5.
Согласно разработанной в 2008 году программе модернизации перерабатывающих мощностей ОАО НК «Роснефть» предполагается решение следующих задач:
• обеспечение соответствия качества моторных топлив тре-
бованиям Технического регламента
• улучшение структуры выпуска продукции
• повышение эффективности НПЗ путем сокращения расходов и потерь
Программа включает строительство 30 новых и реконструкцию более 20 имеющихся установок на 7 НПЗ НК «Роснефть». Основными среди строящихся и модернизируемых установок являются установки риформинга, изомеризации и алкилирования для производства высокооктановых компонентов бензина; установки каталитического крекинга для производства высококачественных компонентов бензинов и увеличения глубины переработки нефти; установки гидрокрекинга для производства высококачественных компонентов дизельного топлива, авиационного топлива и увеличения глубины переработки нефти; установки гидроочистки для выпол-
2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Рис.2 (Источник данных - Росстат)2
2004 г. 2005 г. 2006 Г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Рис. 3 3
Рис. 4
нения требований Технического регламента по содержанию в продукции серы.
Целью программы является увеличение мощности по первичной переработке на 7 млн т, мощности конверсионных процессов на 17,7 млн. т, облагораживающих процессов - на 30 млн. т. При этом выход светлых нефтепродуктов вырастет с 56% в 2010 г. до почти 80% в 2015 г., средний индекс сложности Нельсона увеличится с 4 до более чем 7.
В состав ОАО «Газпромнефть» входит три крупных НПЗ, два из которых - Ярославский НПЗ и Московский НПЗ расположены в Центральном федеральном округе.
ОАО «Газпром нефть» с 2007 года осуществляло разработку плана по формированию инновационного процесса по совершенствованию производственного процесса на ОАО «Московский НПЗ» с 2007 года, при этом реконструкция началась только в 2011 году, объем инвестиций составим 7 млрд рублей, в 2012 году планиру-
Рис. 5
1 Официальный сайт Росстата http://gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/enterprise/science/#
2 Официальный сайт Росстата http://gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/enterprise/science/#
3 Текущая ситуация на внутреннем рынке нефтепродуктов. Анализ исполнения нефтяными компаниями 4-х сторонних соглашений / / Минэнерго России
4 Текущая ситуация на внутреннем рынке нефтепродуктов. Анализ исполнения нефтяными компаниями 4-х сторонних соглашений / / Минэнерго России
5 Официальный сайт ОАО «Роснефть» http://www.rosneft.ru/about/
ется инвестировать 20 млрд рублей, всего до 2010 года - 66 млрд рублей. До 2015 года будут реализованы проекты по строительству новых закрытых механических очистных сооружений, установок изомеризации легкой нафты, гидрооблагораживания бензина каталитического крекинга6.
В состав ОАО АНК «Башнефть» входят три НПЗ , расположенные в республике Башкортостан. Активное перевооружение производственных процессов началось в 2009 году - за счет введения установки замедленного коксования на НПЗ ОАО «Уфанефтехим» мощностью 1,2 млн тонн в год глубина переработки углеводородного сырья была увеличена до уровня 94-96% (в зависимости от загрузки), что более чем на 20% выше средних показателей других производителей нефтепродуктов в России7. В 2010 году инновационные процессы были проведены на ОАО «Новойл» -внедрена технология низкотемпературной изомеризации, что позволило повысить эффективность работы и получить дополнительное количество высокооктановых компонентов автобензина.
В 2012-2015 на данном НПЗ планируется строительство комплекса сернокислотного алкилирования, водородной установки и комплекса гидрокрекинга с целью увеличения глубины переработки нефти увеличить глубину переработки, устранить дефицит водорода и сбалансировать мощности по переработке вакуумного газойля на всех нефтеперерабатывающих предприятиях ОАО АНК «Башнефть».
В 2009-2010 г.г. на ОАО «Уфимский нефтеперерабатывающий завод» проведена реконструкция установки гидроочистки вакуумного газойля, что позволило снизить содержание серы в товарны-хавтобензинах до норматива, предусмотренного международным стандартом Евро-4, увеличить объем переработки сырья, долю бензина и дизельного топлива в выпускаемой продукции. До 2014 года планируется строительство установки замедленного коксования гидроочистки бензина каталитического крекинга.
В состав холдинга ТНК-ВР входит 4 нефтеперерабатывающих предприятия в Рязани, Саратове, Нягани и Нижневартовске8.
Согласно данным ТНК-ВР, компания существенно повысила
эффективность операционной деятельности в 2010 году за счет введения на Рязанском НПЗ оптимизации топливной схемы и технологических режимов установок, реализации программы энергоэффективности и сокращения потерь, на производственных мощностях в Саратове - мероприятий по оптимизации технологических потоков.
Таким образом, современный этап инновационного процесса в нефтепереработки можно охарактеризовать следующим образом:
Основные производственные мощности по нефтепереработке в России были запущены в 1950-1980 г.г., при этом формирование ВИНК, осуществляющих самостоятельно добычу, переработку и реализацию нефтепродуктов в 2000-2005 г.г. не привело к повышению эффективности нефтепереработки, основные методы по техническому перевооружению и инновациях были начаты в 2009 году, частично реализованы в 2011 году, после заключения четырехстороннего соглашения. К причинами сложившейся ситуации можно отнести низкие экономические показатели нефтепереработки - согласно данным на 19 января 2011 года по сравнению с экспортной альтернативой реализовывать бензин на внутреннем рынке менее эффективно, чем на внешнем на 1437 рублей с тонны АИ-92 по данным Московского НПЗ и на 694 рубля с тонны АИ-92 по данным группы предприятий НПЗ ОАО «Башнефть». Следовательно, необходимо для повышения эффективности инновационной деятельности в области нефтепереработки, использовать управленческие механизмы повышения эффективности инновационной деятельности.
Литература:
1. Официальный сайт ОАО «Газпромнефть» http:// www.gazprom-neft.ru/company/strategy.php
2. Официальный сайт ОАО «Башнефть» http:// www.bashneft.ru/company/innovations/
3. Официальный сайт ТНК-ВР http://www.tnk-bp.ru/ production/enterprises/russia/
4. Официальный сайт ОАО «Роснефть» http://www.rosneft.ru/ about
6 Официальный сайт ОАО «Газпромнефть» http://www.gazprom-neft.ru/company/strategy.php
7 Официальный сайт ОАО «Башнефть» http://www.bashneft.ru/company/innovations/
8 Официальный сайт ТНК-ВР http://www.tnk-bp.ru/production/enterprises/russia/