Научная статья на тему 'Особенности инновационного подхода в формировании региональной промышленной политики'

Особенности инновационного подхода в формировании региональной промышленной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
промышленная политика / региональная политика / инновационная деятельность / нематериальные активы / объекты интеллектуальной собственности / конкурентоспособность / реализация управленческих решений / industrial policy / regional policy / innovation / innovative activity / intangible assets / intellectual property / competitiveness / implementation of management decisions

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Миронова Елена Александровна, Алексей Витальевич Добрусин

В статье фокусируется внимание на феномене размывания границ между отраслями экономики, происходит слияние различных стадий и функций в рамках производственного процесса, что представляет собой отличительную черту современного экономического развития. Авторы обращают внимание на дисбаланс в распределении капитала: в условиях избытка финансовых ресурсов в масштабах национальной экономики, отмечается дефицит средств, выделенных на инновационные проекты. Ключевым аспектом данной проблемы является отсутствие у экономических субъектов долгосрочной перспективы и стратегии развития. Обосновывается, что недостаточное внимание к разработке и реализации стратегий управления рисками приводит к недооценке ценности инноваций с долгосрочной перспективой, и для эффективного преодоления инновационной недальновидности необходимо разработать комплексный подход, включающий улучшение корпоративной культуры, развитие инфраструктуры инноваций и улучшение правового и регуляторного окружения. Рассмотрено понятие инновационной недальновидности, которая отражает недооценку будущих выгод и сужение горизонта планирования экономических агентов. Акцентируется внимание на том, что государственная политика и регулирование также могут оказывать значительное влияние на инновационную активность, несовершенная правовая база в области интеллектуальной собственности или непредсказуемость налоговой политики создают неопределенность для предпринимателей и инвесторов, что может отпугнуть инвестиции в инновационные проекты. Аргументируется, что в контексте формирования промышленной политики наиболее значимыми аспектами являются установление и поддержка экономических субъектов. Подчеркивается, что промышленная политика должна быть сосредоточена на стимулировании первичных звеньев производства, она может быть направлена на обеспечение развития высокотехнологичных секторов экономики, которые могут стать движущей силой инновационного роста и повышения конкурентоспособности национальных производителей на мировых рынках. В контексте инвестиционного процесса особое внимание уделяется выработке требований к использованию методов, способствующих внедрению объектов интеллектуальной собственности в экономическое обращение, учитывая прогнозируемый жизненный цикл продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Миронова Елена Александровна, Алексей Витальевич Добрусин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the innovative approach in the formation of regional industrial policy

the article is considering the phenomenon of blurring boundaries between economic sectors, the merging of various stages and functions within the production process occurs, which is a distinctive feature of modern economic development. The authors emphasize imbalance in the distribution of capital: in conditions of excess financial resources throughout the national economy, there is a shortage of funds allocated for innovative projects. A key aspect of this problem is the lack of a long-term perspective and development strategy among economic entities. It is substantiated that insufficient attention to the development and implementation of risk management strategies leads to underestimation of the value of innovations with a long-term perspective, and in order to effectively overcome innovation shortsightedness, necessary an integrated approach that includes not only improving corporate culture and developing innovation infrastructure, but also improving legal and regulatory environment. The concept of innovative short-sightedness is considered, which reflects the underestimation of future benefits and the narrowing of the planning horizon of economic agents. Attention is focused on the fact that government policy and regulation can also have a significant impact on innovation activity; an imperfect legal framework in the field of intellectual property or unpredictability of tax policy creates uncertainty for entrepreneurs and investors, which can discourage investment in innovative projects. It is argued that in the context of industrial policy formation, the most significant aspects are the establishment and support of economic entities. It is emphasized that industrial policy should be focused on stimulating the primary links of production; it can be aimed at ensuring the development of high-tech sectors of the economy, which can become the driving force of innovative growth and increasing the competitiveness of national producers in world markets. In the realm of investment strategies, significant attention is directed towards crafting standards for utilizing approaches that simplify the integration of intellectual assets into economic systems, all while considering the expected duration of product viability.

Текст научной работы на тему «Особенности инновационного подхода в формировании региональной промышленной политики»

Вестник Самарского университета. Экономика и управление. 2024. Т. 15. № 2. С. 150-159 doi: 10.18287/2542-0461-2024-15-2-150-159 ISSN: 2782-3008(online), ISSN 2542-0461 (print)

УДК 338.2

Особенности инновационного подхода в формировании региональной промышленной политики

Е.А. Миронова1, A.B. Добрусин2

1 Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П.

Королева, Россия, 443086, Самара, ул. Московское шоссе, д. 34.

2

Аннотация

В статье фокусируется внимание на феномене размывания границ между отраслями экономики, происходит слияние различных стадий и функций в рамках ироиз-водственнохх) процесса, что представляет собой отличительную черту современнохх) экономических) развития. Авторы обращают внимание на дисбаланс в распределении капитала: в условиях избытка финансовых ресурсов в масштабах национальной экономики, отмечается дефицит средств, выделенных на инновационные проекты. Ключевым аспектом данной проблемы является отсутствие у экономических субъектов до.;п'осрочной перспективы и стратегии развития. Обосновывается, что недостаточное внимание к разработке и реализации стратегий управления рисками приводит к недооценке ценности инноваций с до.;п'осрочной перспективой, и для эффективно!^ преодоления инновационной недальновидности необходимо разработать комплексный подход, включающий улучшение корпоративной культуры, развитие инфраструктуры инноваций и улучшение нравово!'о и рмуляторжнх) окружения. Рассмотрено понятие инновационной недальновидности, которая отражает недооценку будущих выгод и сужение горизонта планирования экономических агентов. Акцентируется внимание на том, что государственная политика и регулирование также мснут оказывать значительное влияние на инновационную активность, несовершенная правовая база в области интеллектуальной собственности или непредсказуемость на.ло!'овой политики создают неопределенность для предпринимателей и инвесторов, что может отпугнуть инвестиции в инновационные проекты. Аргументируется, что в контексте формирования промышленной политики наиболее значимыми аспектами являются установление и поддержка экономических субъектов. Подчеркивается, что промышленная

Региональная и отраслевая экономика (научная статья)

© Коллектив авторов. 2024

(С) Самарский университет, 2024 (составление, дизайн, макет)

Э ©© Контент публикуется на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru)

Образец для цитирования:

Миронова Е.А., Добрусин A.B. Особенности инновационного подхода в формировании региональной промышленной политики // Вестник Самарского университета. Экономика и управление, 2024. Т. 15, № 2. С. 150 159. doi:http://doi.org/10.18287/2542-0461-2024-15-2-150-159.

Сведения об авторах:

Миронова Елена Александровна http://orcid.org/0000-0002-9645-5717 Доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики инноваций: e-mail: elena. obrazovanieöyandex. ru

Алексей Витальевич Добрусин http: //orcid. org/0009-0002-3560-769X Директор по цифровому маркетингу: e-mail: AlexeydobrusinQgmail.com

политика должна быть сосредоточена на стимулировании первичных звеньев производства, она может быть направлена на обеспечение развития высокотехнологичных секторов экономики, которые могут стать движущей силой инновационного роста и повышения конкурентоспособности национальных производителей на мировых рынках. В контексте инвестиционного процесса особое внимание уделяется выработке требований к использованию методов, способствующих внедрению объектов интеллектуальной собственности в экономическое обращение, учитывая прогнозируемый жизненный цикл продукции.

Ключевые слова: промышленная политика; региональная политика; инновационная деятельность; нематериальные активы; объекты интеллектуальной собственности; конкурентоспособность; реализация управленческих решений.

Получение: 6 марта 2024 г. / Исправление: 22 апреля 2024 г. / Принятие: 20 мая 2024 г. / Публикация онлайн: 28 июня 2024 г.

Введение

При формировании промышленной политики необходимо придерживаться стратегического подхода к ее формированию и реализации, что подразумевает не только изучение и адаптацию лучших практик из мирового опыта, но и активное исследование внутренних факторов, определяющих экономическую динамику региона.

Кроме того, современная промышленная политика должна активно поддерживать инновации и развитие научно-технического потенциала посредством стимулирования инвестиций в исследования и разработки и создания благоприятной среды для коммерциализации новых технологий.

В современной экономике происходит переход от традиционных вертикальных связей к более горизонтальным формам взаимодействия, что способствует усилению интеграции различных сегментов экономики.

Исходя из этого, возрастает актуальность разработки промышленной политики, учитывающей не только аспекты инновационного развития, но и все комплексные факторы, влияющие на производственные процессы.

Однако важно отметить, что эффективная промышленная политика должна также учитывать особенности конкретного региона и его промышленной базы, чтобы обеспечить максимальное соответствие стратегическим целям и потенциалу экономического развития.

1. Ход исследования

В современной экономической среде России заметно сокращение инвестиций не только в физическую инфраструктуру, но и в развитие нематериальных активов (НМЛ) предприятий. Это явление не только негативно сказывается на финансовом состоянии компаний, но и приводит к замедлению технологического прогресса.

Одновременно с этим на фоне избытка капитала на макроуровне возникает дефицит средств для инноваций, что свидетельствует о несбалансированности экономической системы. Такое неравновесие, согласно некоторым аналитикам, исходит из неправильного поведения инвесторов.

Для того чтобы разобраться в причинах такого неэффективного инвестирования и снижения вложений в НМЛ предприятий, а также для выявления факторов, способству-

ющих устойчивому развитию, необходимо провести глубокий анализ явления инновационной недальновидности, вызванной ограниченным временным горизонтом.

На практике это проявляется в приоритете инвестиций в обновление физической инфраструктуры за счет НМЛ. Иными словами, наблюдается увеличение спроса на материальные ресурсы, что приводит к снижению интереса к интеллектуальному капиталу предприятий.

Несмотря на то, что данный вид капитала является нематериальным, он характеризуется долгосрочной перспективой окупаемости, высокими рисками и сложно предсказуемым доходом. Для изменения ситуации необходимо принять комплекс мер, направленных на стимулирование инвестиций в НМЛ [1].

В современной экономике инновационная недальновидность становится неотъемлемым элементом институциональной среды, требуя основательных трансформаций на уровне институтов. Решение этой проблемы выходит за рамки простой финансовой поддержки частных инвестиций через монетарную или налоговую политику. Необходимы структурные изменения, направленные на создание благоприятной среды для инновационной деятельности и преодоления недальновидного мышления.

Одним из подходов к решению проблемы инновационной недальновидности может стать повышение эффективности управления НМЛ. поскольку это позволит предприятиям создавать дополнительные внутренние ресурсы для инвестиций, используя амортизацию нематериальных активов как источник финансирования инновационных проектов.

Более того, следует уделить внимание образованию и развитию культуры интеллектуальной собственности среди персонала предприятий, формированию новых общественных ценностей, признающих важность интеллектуальной собственности и осуждающих незаконные способы обогащения за счет контрафактной продукции [2].

Для более эффективного преодоления инновационной недальновидности может быть предложено внедрение мер по стимулированию долгосрочных инвестиций, например, через налоговые льготы или государственные программы финансирования исследований и разработок, что содействует переориентации внимания инвесторов на инновации с долгосрочной перспективой и увеличивает поток финансирования в эту сферу.

Дополнительные меры могут включать в себя пересмотр судебной системы с целью ужесточения механизмов преследования лиц, нарушающих интеллектуальные права, а также широкомасштабные изменения в правовой сфере, направленные на создание более благоприятного окружения для инноваций [3].

В современной экономической литературе обсуждается проблема недостаточного инвестирования в инновации, что приводит к нарушению устойчивости развития и деградации технического прогресса. Отсутствие стратегического планирования со стороны большинства участников экономики, приводит к ограниченным возможностям вложений в интеллектуальную собственность и инновации и сокращает долгосрочные перспективы развития и замедляет темпы технологического роста, В результате возникает дисбаланс между потенциальными возможностями экономического роста и фактическими инвестициями в инновационные процессы [4].

Ключевым аспектом данной проблемы является отсутствие у экономических субъектов долгосрочной перспективы и стратегии развития. Недальновидность в инвестировании связана с предпочтением физических активов перед интеллектуальными. Это свндетель-ствует о недостаточном понимании значимости интеллектуального капитала и его вклада в экономический рост.

Решение данной проблемы требует изменений в институциональной сфере, а также в

поведенческих и культурных аспектах экономических агентов. Необходимо создание стимулов для инвестирования в инновации, в том числе путем создания правовых механизмов защиты интеллектуальной собственности и развития инновационной инфраструктуры,

В дополнение к предыдущему обсуждению, следует отметить, что инновационная недальновидность также может быть обусловлена неполным пониманием и оценкой рисков, связанных с инвестированием в инновации. Недостаточное же внимание к разработке и реализации стратегий управления рисками приводит к недооценке ценности инноваций с долгосрочной перспективой [5].

Более того, государственная политика и регулирование также могут оказывать значительное влияние на инновационную активность. Несовершенная правовая база в области интеллектуальной собственности или непредсказуемость налоговой политики создают неопределенность для предпринимателей и инвесторов, что может отпугнуть инвестиции в инновационные проекты [6].

Следовательно, для эффективного преодоления инновационной недальновидности необходимо разработать комплексный подход, позволяющий не только улучшить корпоративную культуру и развить инфраструктуру инноваций, но и улучшить правовое и регуля-торное окружение. Такой концепция обеспечит стабильность и прозрачность в экономических отношениях, снизит риски для инвесторов и предпринимателей, а также усилит долгосрочные инвестиции в инновационные проекты [7].

В современной экономической парадигме промышленная политика представляет собой сущностный аспект государственного управления, а ее ключевыми аспектами являются не только диверсификация экономической структуры и стимулирование инноваций, но и формирование институциональной среды, способствующей созданию благоприятных условий для развития и эффективного функционирования промышленных отраслей.

Помимо этого, промышленная политика может быть направлена на обеспечение развития высокотехнологичных секторов экономики, которые могут стать движущей силой инновационного роста и повышения конкурентоспособности национальных производителей на мировых рынках. Одновременно с этим, необходимо развитие системы интеллектуальной собственности и поддержке передовых технологических разработок, что способствует созданию условий для интенсивного научно-технического прогресса и развития инновационной инфраструктуры.

Для достижения этих целей необходимо активное взаимодействие государства, региональных органов власти и предпринимательского сообщества всех уровней [8].

Многочисленные исследования указывают на то, что одним из основных факторов, сдерживающих конкурентоспособность промышленных предприятий, является сохранение устаревших информационных систем. Это свидетельствует о неэффективности инновационной деятельности, вызванной отсутствием стратегического планирования в области управления интеллектуальной собственностью. Отдача предпочтения инвестициям в обновление оборудования, модернизацию или материальные активы вместо развития нематериальных активов может привести к дальнейшему отставанию промышленности [9, 10].

В рамках современной концепции промышленной политики выделяются несколько ключевых функций, включая формирование общего стратегического курса развития, стимулирование инноваций и обеспечение юридической защиты контрактов. Кроме того, эффективное регулирование интеллектуальной собственности и управление инновационными процессами играют критическую роль в создании благоприятной среды для развития промышленных отраслей.

Однако, для того чтобы добиться наибольшего успеха в этой области, необходимо также учитывать роль образования и научных исследований в стимулировании инноваций и технологического развития. Инновационная составляющая в стратегии промышленной политики выступает важным фактором координации, помогая сформировать общие ожидания относительно качества продукции и методов достижения этого качества, таких как использование патентов, полезных моделей и промышленных образцов, а также установление ценовой политики [11].

Одним из подходов к разработке стратегии промышленной политики является получение эксклюзивных прав на интеллектуальную собственность путем заключения лицензионных соглашений в целях снижения рисков и трансакционных издержек, способствуя стимулированию инноваций и повышению прибыльности предприятий. Другой подход предполагает активизацию инновационную деятельность и разработку передовых технологий [12].

Инновации при этом могут принимать различные формы, такие как процессные инновации, связанные с усовершенствованием технологических процессов производства, или продуктовые инновации, направленные на создание новых или улучшенных продуктов [13]/

Одной из основных проблем, с которой сталкиваются управляющие инновационным развитием, является несовершенство промышленной политики и недостаточная реакция региональных органов власти. Обеспечение адекватной защиты прав на 011 (' имеет ключевое значение для стимулирования инновационной активности и повышения доверия субъектов к государственным институтам и способствует созданию устойчивой и продолжительной инновационной среды, способной поддерживать долгосрочное экономическое развитие [14].

Таким образом, в контексте промышленной политики важно уделять особое внимание развитию первичных секторов производства. Этот аспект стратегии предполагает не только расширение производственных мощностей, но и повышение качества производимой продукции, а также оптимизацию производственных процессов с использованием передовых технологий и методов управления.

Данную проблему можно решить, поддерживая важные инвестиционные проекты, которые имеют стратегическое значение для государства. При принятии решения о финансировании проектов необходимо учитывать их конкурентоспособность.

Оценка конкурентоспособности инвестиционного проекта представляет собой многоэтапный процесс, начиная с тщательного анализа его технических параметров.

Среди критериев приоритетности инвестиционных проектов особое значение имеет патентная защита и а интеллектуальная чистота проекта. Патентная защита гарантирует заинтересованным сторонам правовую защиту исключительных прав на интеллектуальную собственность, что является важным фактором при привлечении инвестиций, а интеллектуальная чистота проекта подразумевает отсутствие нарушений патентных прав третьих лиц и обеспечивает стабильность и надежность инвестиционной среды [15-18].

Однако, помимо патентных аспектов, существуют и другие критерии, которые следует учитывать. Инновационная промышленная политика нацелена на коммерциализацию знаний, проходящую через разные этапы, включая формирование НМЛ.

Организации, ориентированные на инновационное развитие, характеризуются высокой динамикой и разнообразием НМЛ. связанных с различными этапами жизненного цикла продукции, начиная от процесса создания и разработки продукта до его внедрения на рынок, маркетинг, обслуживание клиентов и т. д.

Однако недостаточное управление этими активами может привести к потере конкурентоспособности и снижению результативности предприятия. Поэтому необходимо разработать эффективные стратегии управления НМЛ на региональном уровне, которые основаны на их правильном планировании и оценки, а также предусматривают развернутые механизмы контроля и мониторинга.

Заключение

1, Таким образом, в развитии промышленной политики, направленной на оптимизацию инвестиционного процесса, оказывается критической роль стратегическое управление ОИС в рамках жизненного цикла продукции,

2, Это предполагает не только выработку методов интеграции таких объектов в экономическую сферу, но и адаптацию к меняющимся рыночным условиям и технологическим инновациям,

3, Одним из ключевых аспектов данного подхода является создание информационной инфраструктуры, способной отслеживать динамику экономического роста как в прошлом, так и в будущем,

4, Дополнительно, эффективное управление НМЛ включает в себя разработку системы планирования, направленной на оптимизацию их использования в различных этапах жизненного цикла продукции,

5, Важным аспектом также является система учета и анализа, которая позволяет оценивать эффективность использования нематериальных активов и вносить коррективы в стратегии управления в соответствии с изменяющимися условиями,

6, Для обеспечения успешного управления инновациями необходимо регулярно оценивать эффективность инвестиций и адаптировать стратегии в соответствии с изменениями на рынке и в технологической среде,

7, Это требует постоянного мониторинга конкурентной среды и внутренних процессов компании, а также гибкости в принятии решений. Также важно поддерживать баланс между стабильностью и изменениями, учитывая как потребности рынка, так и внутренние возможности предприятия,

8, Все эти аспекты требуют внимательного анализа и стратегического планирования, чтобы обеспечить долгосрочную устойчивость и рост компании.

Конкурирующие интересы: Конкурирующих интересов нет.

Библиографический список

1. Агафонов В.А. Стратегическое планирование регионального развития, системный подход = Strategic planning of regional development. The system approach: монография. - Москва: Финансовый ун-т, 2014. - 228 с. URL: http://elib.fa.ru/fbook/Agafonov_STRATEGIC PLANNING.pdf

2. Бухарова Е.Б., Самусенко С.А., Вчерашний U.M. Технологическая многоукладность экономики региона: перспективы и риски инновационного развития / ЭКО. - 2012. - № 5 (455). -С. 60-82. EDN: https://www.elibrary.ru/oxzatx

3. Вертакова Ю.В., Быковская Е.В. Возможности инновационно-технологического развития промышленных предприятий РФ в условиях цифровой трансформации экономики // Развитие цифровой экономики в условиях деглобализации и рецессии: монография / A.A. Алетдинова, Д.А. Алехина, О.В. Андрухова [и др.]. - Санкт-Петербург: С.-Петерб. политехи. ун-т Петра Великого, 2019. - С. 379-405. D01: 10.18720/IEP/2019.2/14. EDN: https://www.elibrary.ru/j oemfv

4. Власова Н.Ю. Эволюция теории факторов размещения в контексте процессов новой индустриализации // Региональная экономика: вызовы, приоритеты, стратегические ориентиры: монография / под ред. Я.П. Силина. - Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2017. - С. 140-151. EDN: https://www.elibrary.ru/rtftqx

5. Глезман Л.В., Исаев С.Ю., Урасова A.A. Инновационная инфраструктура региона в новой экономической реальности // Креативная экономика. - 2022. - Том 16. - № 12. - С. 4605-4620. D0I: 10.18334/се.16.12.117165. EDN: https://www.elibrary.ru/rtzqbe

6. Горький A.C. Теоретические основы управления финансами интегрированных бизнес-структур // Вестник Самарского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2015. - № 2(124). - С 30-35. EDN: https://www.elibrary.ru/tphtyf

7. Карлик А.Е., Комаров А.Г. Промышленная политика и развитие регионов // Проблемы теории и практики управления. - 2005. - Л*8 3. - С. 66-71. EDN: https://www.elibrary.ru/kvspdh

8. Киргуев А.Т. Социально-экономическая политика субъекта Российской Федерации в условиях дезинтеграции хозяйственного пространства. Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 2016. - 174 с.

9. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия-2050: стратегия инновационного прорыва: монография. 2-е изд., доп. М.: Экономика, 2005. - 337 с. EDN: https://www.elibrary.ru/supzdx

10. Лексин В.И, Швецов А.Н. Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования территориального развития. - Москва: Издательство Либроком, 2016. - 460 с.

11. Мирошников С.Н. Государственное управление социально-экономическим развитием субъектов Российской Федерации на основе системы стратегического планирования: дисс. ... док. экон. наук: 08.00.05. - 2021. - 399 с. EDN: https://www.elibrary.ru/ccfrwe

12. Пидоймо Л.П. Модернизация промышленных предприятий: концептуально-методологические основы, ключевые факторы, система планирования: монография, под ред. В.И. Эйтингона. - Воронеж, 2004. - 206 с. ISBN: 5-9273-0344-7. EDN: https://www.elibrary.ru/qqdzfj

13. Пестунов M.A. Инновационная близорукость как институциональный ограничитель экономического роста // Экономический анализ: теория и практика. - 2006. - № 13 (70). - С. 37-46. EDN: https://www.elibrary.ru/hsqchj

14. Полтерович B.M. Институциональные ловушки и экономические реформы // Экономика и математические методы. - 1999. - Т. 35. - № 2. - С. 3-20. EDN: https://www.elibrary.ru/qolebj

15. Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: учебное пособие. - Москва, Издательство: ООО «Научно-издательский центр ИНФРА-М». -2016. - 384 с. ISBN: 978-5-16-006792-6. EDN: https://www.elibrary.ru/uxyooj

16. Рисин С.И. Региональная промышленная политика: сущность, целевая функция, принципы // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2009. - № 6 (74). - С. 88-90. EDN: https://www.elibrary.ru/kzsrsl

17. Самойлов A.B. Интегративный подход к исследованию инновационного потенциала национальной экономики // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2012. - № 4 (90). - С. 67-71. EDN: https://www.elibrary.ru/pcgudx

18. Сухарев О.С., Ворончихина E.H. Структурная политика роста в России: ресурсы, технологичность, риск и индустриализация // Journal of New Economy. - 2020. - Т. 21. - JVS 1. -С. 29-52. D0I: 10.29141/2658-5081-2020-21-1-2. EDN: https://www.elibrary.ru/ulwwyr

Vestnik of Samara University. Economics and Management. 2024, vol. 15, no. 2, pp. 150-159

doi: 10.18287/2542-0461-2024-15-2-150-159

ISSN: 2782-3008(online), ISSN 2542-0461(print)

Features of the innovative approach in the formation of regional

industrial policy

E.A. Mironova1, A.V. Dobrusin2

1 Samara National Research University, 34, Moskovskoe shosse, Samara, 443086, Russian Federation.

2 Dalimo Corporation, 20, Zavodskoe shosse, Samara, 443080, Russian Federation.

Abstract

the article is considering the phenomenon of blurring boundaries between economic sectors, the merging of various stages and functions within the production process occurs, which is a distinctive feature of modern economic development. The authors emphasize imbalance in the distribution of capital: in conditions of excess financial resources throughout the national economy, there is a shortage of funds allocated for innovative projects. A key aspect of this problem is the lack of a long-term perspective and development strategy among economic entities. It is substantiated that insufficient attention to the development and implementation of risk management strategies leads to underestimation of the value of innovations with a long-term perspective, and in order to effectively overcome innovation shortsightedness, necessary an integrated approach that includes not only improving corporate culture and developing innovation infrastructure, but also improving legal and regulatory environment. The concept of innovative short-sightedness is considered, which reflects the underestimation of future benefits and the narrowing of the planning horizon of economic agents. Attention is focused on the fact that government policy and regulation can also have a significant impact on innovation activity; an imperfect legal framework in the field of intellectual property or unpredictability of tax policy creates uncertainty for entrepreneurs and investors, which can discourage investment in innovative projects. It is argued that in the context of industrial policy formation, the most significant aspects are the establishment and support of economic entities. It is emphasized that industrial policy should be focused on stimulating the primary links of production; it can be aimed at ensuring the development of high-tech sectors of the economy, which can become the driving force of innovative growth and increasing the competitiveness of national pro-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Regional and sectoral economics (Research Article) © Authors, 2024

© Samara University, 2024 (Compilation, Design, and Layout)

3 ©© The content is published under the terms of the Creative Commons Attribution 4.0 International License

(http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/)

Please cite this article in press as:

Mironova E.A., Dobrusin A.V. Features of the innovative approach in the formation of regional industrial policy, Vestnik Samarskogo Universiteta. Ekonomika i Upravlenie = Vestnik of Samara University. Economics and Management, 2024, vol. 15, no. 2, pp. 150-159. doi:http://doi.org/10.18287/2542-0461-2024-15-2-150-159 (In Russian).

Authors' Details:

Elena A. Mironova ©http://orcid.org/0000-0002-9645-5717

Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Economics of Innovation; e-mail: elena.obrazovanie@yandex.ru

Alexey V. Dobrusin http://orcid.org/0009-0002-3560-769X

Director of Digital Marketing at Dalimo Corporation; e-mail: Alexeydobrusin@gmail.com

ducers in world markets. In the realm of investment strategies, significant attention is directed towards crafting standards for utilizing approaches that simplify the integration of intellectual assets into economic systems, all while considering the expected duration of product viability.

Keywords: industrial policy; regional policy; innovation; innovative activity; intangible assets; intellectual property; competitiveness; implementation of management decisions.

Received: Wednesday 6th March, 2024 / Revised: Monday 22nd April, 2024 / Accepted: Monday 20th May, 2024 / First online: Friday 28th June, 2024

Competing interests: No competing interests.

References

1. Agafonov V.A. Strategic planning of regional development, systematic approach = Strategic planning of regional development. The system approach: monograph. - Moscow: Financial University, 2014. - 228 p. Available at: http://elib.fa.ru/fbook/Agafonov_STRATEGIC PLANNING.pdf. (In Russ.)

2. Bukharova E.B., Samusenko S.A., Yesterday P.M. Technological diversity of the regional economy: prospects and risks of innovative development / ECO. - 2012. - No. 5 (455). - pp. 60-82. EDN: https://www.elibrary.ru/oxzatx (In Russ.)

3. Vertakova Yu.V., Bykovskaya E.V. Possibilities of innovative and technological development of industrial enterprises of the Russian Federation in the conditions of digital transformation of the economy // Development of the digital economy in the conditions of deglobalization and recession: monograph / A.A. Aletdinova, D.A. Alekhina, O.V. Andrukhova [and others]. - St. Petersburg: St. Petersburg. Polytechnic Peter the Great University, 2019. - pp. 379-405. DOI: 10.18720/IEP/2019.2/14. EDN: https://www.elibrary.ru/joemfv (In Russ.)

4. Vlasova N.Yu. Evolution of the theory of location factors in the context of the processes of new industrialization // Regional economics: challenges, priorities, strategic guidelines: monograph / ed. Ya.P. Silina. - Ekaterinburg: Ural State Economic University, 2017. - pp. 140-151. EDN: https://www.elibrary.ru/rtftqx (In Russ.)

5. Glezman L.V., Isaev S.Yu., Urasova A.A. Innovative infrastructure of the region in the new economic reality // Creative Economy. - 2022. - Vol. 16. - No. 12. - pp. 4605-4620. DOI: 10.18334/ce.16.12.117165. EDN: https://www.elibrary.ru/rtzqbe (In Russ.)

6. Gorky A.S. Theoretical foundations of financial management of integrated business structures // Bulletin of Samara State University. Series: Economics and management. - 2015. - No. 2 (124). -pp. 30-35. EDN: https://www.elibrary.ru/tphtyf (In Russ.)

7. Karlik A.E., Komarov A.G. Industrial policy and regional development // Problems of management theory and practice. - 2005. - No. 3. - pp. 66-71. EDN: https://www.elibrary.ru/kvspdh (In Russ.)

8. Kirguev A.T. Socio-economic policy of a constituent entity of the Russian Federation in conditions of disintegration of the economic space. Rostov-on-Don: SKNTs VSh, 2016. - 174 p. (In Russ.)

9. Kuzyk B.N., Yakovets Yu.V. Russia-2050: strategy for an innovative breakthrough: monograph. 2nd ed., add. M.: Economics, 2005. - 337 p. EDN: https://www.elibrary.ru/supzdx (In Russ.)

10. Leksin V.N., Shvetsov A.N. State and regions: theory and practice of state regulation of territorial development. - Moscow: Librocom Publishing House, 2016. - 460 p. (In Russ.)

11. Miroshnikov S.N. State management of socio-economic development of the constituent entities of the Russian Federation based on the strategic planning system: diss. ...doc. econ. Sciences: 08.00.05. - 2021. - 399 p. EDN: https://www.elibrary.ru/ccfrwe (In Russ.)

12. Pidoimo L.P. Modernization of industrial enterprises: conceptual and methodological foundations, key factors, planning system: monograph. edited by V.N. Eitingona. - Voronezh, 2004. - 206 p. ISBN: 5-9273-0344-7. EDN: https://www.elibrary.ru/qqdzfj (In Russ.)

13. Pestunov M.A. Innovative myopia as an institutional limiter of economic growth // Economic analysis: theory and practice. - 2006. - No. 13 (70). - pp. 37-46. EDN: https://www.elibrary.ru/hsqchj (In Russ.)

14. Polterovich V.M. Institutional traps and economic reforms // Economics and mathematical methods. - 1999. - T. 35. - No. 2. - pp. 3-20. EDN: https://www.elibrary.ru/qolebj (In Russ.)

15. Raizberg B.A. State management of economic and social processes: textbook. - Moscow, Publishing house: LLC "Scientific Publishing Center INFRA-M". - 2016. - 384 p. ISBN: 978-5-16-006792-6. EDN: https://www.elibrary.ru/uxyooj (In Russ.)

Risin S.I. Regional industrial policy: essence, target function, principles // Bulletin of Tambov University. Series: Humanities. - 2009. - No. 6 (74). - pp. 88-90. EDN: https://www.elibrary.ru/kzsrsl (In Russ.)

Samoilov A.V. An integrative approach to the study of the innovative potential of the national economy // Bulletin of the Samara State Economic University. - 2012. - No. 4 (90). - pp. 67-71. EDN: https://www.elibrary.ru/pcgudx (In Russ.)

18. Sukharev O.S., Voronchikhina E.N. Structural growth policy in Russia: resources, technology, risk and industrialization // Journal of New Economy. - 2020. - T. 21. - No. 1. - pp. 29-52. DOI: 10.29141/2658-5081-2020-21-1-2. EDN: https://www.elibrary.ru/ulwwyr (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.