Научная статья на тему 'Особенности инновационно-инвестиционного развития региона (на примере Московской области)'

Особенности инновационно-инвестиционного развития региона (на примере Московской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
309
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ / ПОЛИТИКА / НАУЧНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / БИЗНЕС / КЛАСТЕРНАЯ МОДЕЛЬ / РАЗВИТИЕ / ТЕХНОПАРК / БИЗНЕС-ИНКУБАТОР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козлов И.В.

В статье рассмотрены текущие показатели и проблемы научно-промышленного сектора экономики Московской области. Опираясь на ряд программ и постановлений федерального уровня, автор обращает внимание на необходимость инновационного прорыва и внедрения кластерной модели экономического развития. Определенное внимание уделено инфраструктурным элементам и возможности участия в данном процессе бизнес-сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности инновационно-инвестиционного развития региона (на примере Московской области)»

ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА* (на примере Московской области)

И. В. КОЗЛОВ,

преподаватель кафедры гуманитарных и социальных дисциплин

E-mail: evans@london. com Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов Российской Федерации

В статье рассмотрены текущие показатели и проблемы научно-промышленного сектора экономики Московской области. Опираясь на ряд программ и постановлений федерального уровня, автор обращает внимание на необходимость инновационного прорыва и внедрения кластерной модели экономического развития. Определенное внимание уделено инфраструктурным элементам и возможности участия в данном процессе бизнес-сообщества.

Ключевые слова: Московская область, региональный, экономический, политика, научно-промышленный комплекс, бизнес, кластерная модель, развитие, технопарк, бизнес-инкубатор.

Московская область, несмотря на текущую финансовую нестабильность и повсеместное снижение кредитных рейтингов, остается в числе наиболее экономически перспективных регионов страны. По основным показателям: валовому региональному продукту, объему промышленной и сельскохозяйственной продукции, вложениям инвестиций в основной капитал, строительству жилых домов, поступлениям налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации — область устойчиво входит в лидирующую пятерку субъектов Российской Федерации.

Правительству Московской области в 1999— 2005 гг. удалось перевести экономику региона из затяжной рецессии в динамичное развитие. При

* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «Финансы и кредит» при Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации.

структурной перестройке хозяйственного комплекса область за последние годы приблизилась к уровню стран с развитой рыночной экономикой. К примеру, если в 1999 г. в структуре валового регионального продукта доминировали производящие отрасли и доля услуг составляла 39,1 %, то в 2005 г. этот показатель вырос до более чем 50 %. Несмотря на финансово-экономический кризис, индекс промышленного производства по итогам 2009 г. удалось удержать на уровне 103,8 %, валовой региональный продукт увеличился в 2008 г. по сравнению с 1999 г. в 11,5 раза и составил 1,5 трлн руб.

Весомый вклад в развитие области внес научно-промышленный комплекс Подмосковья, который определяет не только динамику развития реального сектора экономики, но всего социально-экономического положения региона. Даже в период финансовой нестабильности продолжается модернизация производств. Коренное обновление даст возможность сделать рывок вперед в выпуске конкурентоспособной продукции. 95 крупных и средних предприятий провели в 2009 г. модернизацию, при этом общая сумма инвестиций на эти цели составила 21,95 млрд руб.

Долговременная стратегия работы правительства Московской области основана на развитии приоритетных инновационно активных отраслей промышленности. В результате собраний расширенных коллегий из представителей кабинета министров области еще в 2005—2006 гг. был принят ряд государственных программ, направленных на развитие и поддержку лидирующих и основополагающих отраслей экономики региона. К ним мож-

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения

Инвестиционная политика

9 (33) - 2010

но отнести такие документы: Концепция развития машиностроительного комплекса Московской области на период до 2010 года и постановление «О мерах по развитию металлургического комплекса Московской области и его научно-техническом обеспечении на период до 2010 года», Программа правительства Московской области по созданию промышленных округов на территории Московской области на период до 2010 года. Последняя содержит перечень и механизм реализации мероприятий, необходимых для устойчивого социально-экономического развития, перевода экономики на современный технологический уклад путем эффективного удовлетворения спроса инвесторов на площадки, подготовленные к размещению объектов инновационной сферы, промышленности, логистики и сервиса.

Комплекс мер, изложенный в перечисленных постановлениях, базируется как на ранее разработанных, взаимоувязанных между собой программах, концепциях и стратегиях развития подотраслей машиностроительного и металлургического комплексов, так и на ряде новых предложений, включенных в планы первоочередных мероприятий по развитию промышленности в области.

Необходимо заметить, что подавляющее большинство организаций, и не только местной промышленности, но и энергетики, строительства, транспорта, относится к III и IV технологическим укладам, соответствующим технологиям, созданным в начале и середине XX в. И лишь незначительная часть организаций этих отраслей региона может быть отнесена к V технологическому укладу, опирающемуся на роботостроение, телекоммуникации, микро- и оптоволоконные производства и биотехнологии 1980-х гг.

Несмотря на снижение рейтинга кредитоспособности региона, в среднесрочной перспективе инвестиционная активность в лидирующих отраслях экономики Московской области будет сохраняться преимущественно за счет иностранных и российских инвесторов, ранее не имевших своего промышленного производства и сопутствующего сервиса на территории исследуемого региона. Об этом свидетельствует статистика обращений российских и иностранных инвесторов в правительство области за последнее время.

Однако такой сценарий развития (возможный умеренный рост инвестиций в основной капитал в среднесрочной перспективе) не приведет к росту технологических инноваций и промышленного производства, необходимых для такого увеличе-

ния валового регионального продукта, которое обеспечило бы устойчивое социально-экономическое развитие области в условиях обременения ее бюджета дополнительными социальными обязательствами.

Следовательно, только инновационный прорыв, опирающийся на рост инвестиций в основной и человеческий капиталы, способен обеспечить структурную перестройку экономики области, требующуюся для достижения конкурентоспособности производимых товаров и услуг и поддержания темпов роста валового регионального продукта на уровне, обеспечивающем передовую роль области в социально-экономическом развитии России. В связи с этим наращивание инвестиций в основной и человеческий капиталы — приоритетное направление перевода отраслей экономики региона на V и VI технологические уклады путем реализации современных управленческих и технологических решений.

Еще одна проблема Подмосковья, сдерживающая его экономическое развитие, заключается в том, что постоянно увеличивающееся число заявок инвесторов не может быть удовлетворено, поскольку в области нарастает дефицит предложения земельных участков для промышленного строительства, отвечающих требованиям инвесторов по инженерной, транспортной, деловой и социальной инфраструктуре. На территории региона практически исчерпан ресурс свободных строительных площадок, имеющих возможности для подготовки к размещению крупных и средних объектов инвестиций, соответствующих современным технологическим стандартам и требованиям.

Для решения указанных проблем необходима реализация специальной программы Правительства Московской области, предусматривающей масштабное и комплексное осуществление системы мероприятий по формированию и подготовке таких строительных площадок.

В то же время не надо забывать и о поддержке малого и среднего бизнеса, продекларированной президентом и правительством страны. Региональные власти все более отчетливо осознают, что будущее экономики за малыми ее представителями. В 2009 г. в Московской области стартовала долгосрочная целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области на 2009 — 2012 годы». И как бы скептически к ней в первое время ни относились, именно она оказалась в числе немногих программ, доживших до конца года без финансовых сокращений, причем с реальными результатами. Доля

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения

областного бюджета в программе составляет 1 млрд 144 млн руб. Только в 2009 г. в совокупности из бюджетов всех уровней она уже профинансирована на сумму порядка 690 млн руб.

Огромное внимание в программе уделяется развитию инновационного предпринимательства малых и средних форм. Карт-бланш дается тем предприятиям, которые предлагают к массовой реализации инновационный продукт. Возможности, которые они получат, заключаются в создании комфортной инфраструктуры. Начинается она с бизнес-инкубаторов. На сегодня их в Подмосковье 11, а в идеале должно быть несколько сотен — по числу муниципальных образований региона.

В Подмосковье создается сеть взаимодействия между звеньями всей цепи: региональным правительством, которое разрабатывало программу по развитию предпринимательства, федеральным и областным бюджетами, которые ее финансируют, и представителями бизнес-структур. Стратегическое влияние приобретает работа двух областных некоммерческих фондов: фонда развития микрофинансирования и гарантийного фонда содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства.

Первый будет заниматься выдачей займов и микрокредитов в размере от 300 тыс. до 1 млн руб. со сроком возврата до 12 мес. При этом процентная ставка по займам ниже, чем в банке, и сроки получения кредитов короче. Преимущество этого фонда в том, что его наполняют бюджеты — федеральный и областной; прибыли от него никто не требует, а основная задача учреждения — дать возможность предпринимателям пользоваться как можно более доступным финансированием.

Второй фонд — гарантийный, рассчитан на более крупные проекты, нуждающиеся в крупном банковском кредитовании. Роль его в следующем. Если залога у предпринимателя недостаточно и банк ему отказывает в кредитовании, фонд готов дать банку гарантию на половину предпринимательского кредита. Гарантом в данном случае выступит бюджет фонда, который на 2009 г. составил 280 млн руб.

При реализации данной программы областное министерство экономики будет проводить среди предпринимателей конкурсы, а их победители смогут претендовать на несколько видов финансовой господдержки. Во-первых, тому, чей стаж работы не превышает одного года, положены субсидии в размере до 700 тыс. руб. Во-вторых, можно получить компенсацию процентных ставок по уже

имеющимся кредитам. В-третьих, предусмотрена компенсация на выставочно-ярмарочную деятельность. Происходит это в случае, если предприниматель имеет часть нереализованного товара, которого в регионе уже переизбыток. Ему ничто не мешает посредством ярмарки выйти на рынок соседнего субъекта Федерации, причем 50 % затрат на участие в этих ярмарках компенсирует государство. С января 2010 г. компенсации поступят еще и по лизинговым платежам, и на патентно-лицензионную деятельность, а также на сертификацию продукции по международным стандартам качества.

Огромные усилия для полноценной реализации этой программы должны приложить органы местного самоуправления. Областному фонду в работе по созданию сети микрофинансирования крайне необходима помощь на местах, так как его задача — не только раздать государственные деньги, но и вернуть их в будущем — для следующих заемщиков.

На практике ни одна, даже самая полноценная, федеральная или областная программа помощи малому бизнесу не реализуется без инициативы снизу. В 2010 г. появится возможность финансовой поддержки муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства, т. е. областной бюджет сможет их софинансировать.

Реализацию и воплощение в жизнь всех перечисленных программ можно рассматривать через призму становления и развития принципиально новой экономической модели, к сожалению, новой только для постсоветского пространства. Речь идет о сетевой (кластерной) модели пространственного экономического развития.

Еще в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006—2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.01.2006 № 38-р, указано на необходимость определить направления развития территориально-производственных кластеров, а также провести эксперименты по реализации мер кластерной политики на региональном и муниципальном уровнях.

В настоящее время в практике развития региональных и экономических систем сформировались две основные модели экономико-территориальной организации хозяйства: вертикально интегрированная (централизованная) и сетевая (кластерная).

Вертикальная интеграция бизнеса характеризуется присутствием крупномасштабных промышленных производств. Доминирующие предприятия, как правило, являются основными работода-

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения

Инвестиционная политика

9 (33) - 2010

телями, главным средством пополнения местных бюджетов, инициаторами инвестиций в развитие инфраструктуры и крупнейшими операторами финансовых потоков в регионе. Крупные вертикально интегрированные структуры развивают свою экономическую мощь благодаря большим масштабам, высокой концентрации производственных фондов, конъюнктуры.

Практика развития подобных компаний в нашей стране свидетельствует о том, что многие вертикально интегрированные структуры имеют значительную территориальную удаленность предприятий друг от друга: начальные звенья и цепочки создания стоимости размещаются в одних регионах, а конечные звенья располагаются вне данных регионов или вообще за пределами государства. В результате можно наблюдать колоссальные транспортные издержки, зависимость финансовых результатов от политики транспортных монополий. Кроме того, система инфраструктуры и транспортных коммуникаций ставится в зависимость от основных потоков продукции, от источников сырья.

Таким образом, в централизованных вертикально интегрированных структурах географический фактор играет весьма несущественную роль. Для региона такая система не может быть оптимальной, поскольку в местные бюджеты поступает лишь ограниченная часть налоговых отчислений от производства продукции на определенной стадии передела и обработки, а не от всей совокупности технологических продуктовых операций. Здесь ярко прослеживается зависимость экспорта сырьевых ресурсов от мировых цен на них, т. е. компании могут успешно существовать только благодаря краткосрочным выгодам, получаемым вследствие благоприятного состояния мировой рыночной конъюнктуры.

В настоящее время наиболее актуальной и прогрессивной формой организации производственных сил является объединение компаний в такие кооперационные формы, как стратегические альянсы, консорциумы, кластеры. Существуют различные типы кластеров и, соответственно, множество определений этого термина. Они различаются по масштабам, целевой направленности и часто зависят от методологического подхода.

Можно выделить территориально-производственные кластеры, включающие объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских

и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг. При этом они могут размещаться на территории как одного, так и нескольких субъектов Российской Федерации [1].

Второй тип — производственный кластер, т. е. сеть поставщиков и потребителей, связанная цепочкой формирования добавленной стоимости и локализованная на определенной территории [2].

Ученые-экономисты давно обратили внимание на то, что наиболее конкурентоспособные фирмы одной отрасли обычно не бессистемно разбросаны по разным государствам, а имеют свойство концентрироваться. Часто сразу несколько крупнейших компаний (или даже все сразу) базируются в одной и той же стране, а порой и в одном единственном регионе. Подобное значение имеет и понятие «экономический кластер» — это группы успешно конкурирующих фирм, которые в результате своего объединения обеспечивают конкурентные позиции на рынках — отраслевом, региональном, национальном и мировом.

Практика доказывает, что наибольшую инвестиционную привлекательность, приток квалифицированных кадров, инновационную активность и результативность в плане внедрения новых технологий имеют научно-технологические локальные центры. По этой причине сейчас все более перспективной становится сетевая (кластерная) модель пространственного экономического развития. В развитых странах инвестиционные потоки и инновации концентрируются в основном там, где производства имеют развитую экономику, основанную на выпуске инновационно емкой высокотехнологичной продукции.

В рамках концепции развития кластерной политики при обеспечении формирования благоприятных условий развития кластеров среди таких мер, как: 1) повышение эффективности системы профессионального и непрерывного образования; 2) осуществление целевых инвестиций в развитие инженерной и транспортной инфраструктуры, жилищное строительство, реализуемое с учетом задач развития кластеров; 3) реализация мер налогового регулирования для участников кластеров — акцентируется внимание и на такой проблеме, как создание промышленных и технопарков, бизнес-инкубаторв как инфраструктуры кластеров.

К примеру, преимущество промышленных парков состоит в том, что они позволяют ускорить внедрение инвестиционного проекта и начало ком-

ФИНАНсовАя АНАлИтИкА

проблемы и решения

мерческой деятельности предприятий. Поскольку пользование услугами промышленных парков носит совместный характер, общие эксплуатационные расходы часто оказываются ниже рыночных, что обусловливает положительный эффект для развития тех же самых малых и средних предприятий.

В настоящее время темпы создания промышленных парков на территории страны нельзя признать удовлетворительными. Недостаточная степень их распространенности является одной из причин дефицита производственной инфраструктуры, необходимой для развития предприятий малого и среднего бизнеса, действующих в сфере материального производства. В этой связи необходимо обеспечить формирование условий, повышающих привлекательность частных инвестиций в создание промышленных парков.

Что касается технопарков, созданных ранее на базе вузов и государственных научно-исследовательских институтов, то здесь факторами, сдерживающими их развитие, являются недостаток обустроенных под нужды технопарка площадей, низкий уровень информационно-консультационной и маркетинговой поддержки резидентов.

Эффективность наиболее распространенной в стране организационной модели технопарков ограничена. В мировой практике технопарк — самостоятельное юридическое лицо, заинтересованное в максимизации собственной прибыли в рамках заданных ограничений. В состав учредителей парка входят в первую очередь коммерческие организации наряду с представителями образовательных и научных организаций, а также местных органов власти. В России технопарки в большинстве случаев находятся в полной зависимости от базового вуза или НИИ, являясь частью его организационной структуры.

Президент России Д. Медведев подписал документ о создании в России центра исследований и разработок — аналога Кремниевой долины (США),

который скорее всего расположится в Подмосковье. Инфраструктура комплекса будет рассчитана на 30—40тыс. чел., в нем будет все для работы и жизни.

Направления, над которыми будут работать в комплексе, таковы: энергоэффективность и энергосбережение, ядерные, космические, медицинские, стратегические информационные технологии. В российскую Кремниевую долину будут направлены инновации, которые сначала «вырастят» в кластерах отечественные корпорации.

Если говорить о финансировании, то в бюджете 2010 г. 10 млрд руб. выделено дополнительно на модернизацию и инновационное развитие. Половина этих средств пойдет на уже согласованные проекты, а около 4 млрд руб. будет направлено для дальнейшего распределения.

При этом можно выделить проблему, которую не решить за счет одного только нового строительства и денег на «раскрутку» создаваемых центров. Она заключается в недостатке интереса бизнеса к инновациям. Поэтому акцент надо сделать на этой проблеме, пока незаметной. Нужны люди, проникшиеся духом Кремниевой долины и подобных европейских центров. Ведь за рубежом работают многие наши ученые, но им приходилось перестраиваться под влиянием западных коллег, с немалым трудом осваивать то, что отличает аналогичные центры как от университетов, так и от бизнеса в чистом виде. Думается, что многое будет зависеть от того, удастся ли привлечь к созданию новых российских центров тех наших соотечественников, кто «поварился» в инновационном бизнесе в западных странах и смог там преуспеть.

Список литературы

1. Концепция кластерной политики в Российской Федерации. Минэкономразвития России, 2008.

2. Требования к стратегии социально-экономического развития субъекта РФ. Минрегион России, 2007.

г

V

58

издательским дом

ФИНАНСЫ

\

ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ !

Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»

приглашает к сотрудничеству организации, занимающиеся подпиской, распространением и реализацией печатной продукции на взаимовыгодных условиях.

Тел./факс: (495) 721-85-75 www.fin-izdat.rupost@fin-izdat.ru

ФИНАНсовАя АНАлИтИкА

проблемы и решения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.