УДК 378
Белоусова Наталья Викторовна
аспирантка кафедры истории и теории музыки и музыкального образования Московского городского педагогического университета тел.: (926) 601-60-78
ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ
ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА
Belousova Natalia Viktorovna
post-graduate student of the chair of history and theory of music and musical education, Moscow City Pedagogical University tel.: (926) 601-60-78
THE FEATURES OF INFORMATION COMPETENCY OF TEACHER-MUSICIAN
Аннотация:
В статье анализируются содержание и структура информационной компетентности педагога-музыканта, приводятся актуальные музыкальные интернет-ресурсы.
Ключевые слова:
компетентность, информационная компетентность, компоненты информационной компетентности педагога-музыканта, музыкальные интернет-ресурсы.
The summary:
This article analyzes the content and the structure of information competency of the teacher-musician, gives actual music Internet resources.
Keywords:
competence, information competence, components of information competency of the teacher-musician, music Internet resources.
Цель настоящей статьи - проанализировать содержание и структуру информационной компетентности будущего педагога-музыканта как объективно необходимое и востребованное условие его профессиональной деятельности. Рассмотрим подробнее понятие «компетентность» и дадим ему определение.
Компетентный (от лат. competens - соответствующий, способный) - осведомленный, являющийся признанным знатоком в каком-нибудь вопросе. Компетенция - (лат. competentia) - круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом. Толковый словарь Ушакова определяет компетентность как осведомленность, авторитетность [1].
В Глоссарии федерального государственного образовательного стандарта даны следующие определения компетенции:
1) круг полномочий и прав, предоставляемых законом, уставом или договором конкретному лицу или организации в решении соответствующих вопросов;
2) совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы [2].
В связи с этим компетентность - умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности. В зависимости от содержания образования (учебных предметов и образовательных областей) различают ключевые - метапредметные, общепредметные и предметные компетенции.
Информационная компетентность определяется в стандарте как способность и умение самостоятельно искать, отбирать, анализировать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий [3].
Условно компетенции можно разделить на универсальные (которые могут быть отнесены и актуальны для представителей разных профессий) и специальные (профессиональные), которые применимы в рамках конкретной профессии. Таким образом, компетентностный подход стал одним из наиболее актуальных и востребованных в современном педагогическом знании.
Наиболее существенными компонентами компетентностного подхода в профессиональном образовании будущего педагога следует считать ключевые, базовые и предметные компетенции и соответствующие им компетентности. Информационные и коммуникативные компетенции являются ключевыми как компетенции универсального, надпредметного характера.
В определении понятия «информационная компетентность учителя» можно выделить два основных подхода.
Первый используется в узком смысле, то есть информационная компетентность рассматривается как владение информационно-коммуникационными технологиями и предполагает умение использовать технические средства для организации, хранения, обработки и передачи
информации, то есть речь идет о способности педагога решать профессиональные задачи с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
Второй определяет информационную компетентность преподавателя в контексте информационного подхода. В этом случае исходным является термин «информация» и рассматривается процесс ее восприятия человеком, операции с информацией в профессиональной деятельности учителя [4].
И.В. Феттер определяет формирование музыкально-информационной компетентности учащихся (под руководством учителя-музыканта) как ориентацию в мире современного музыкального материала, его носителей, расширение «музыкально-ориентационного горизонта», способов работы с музыкальным звуком и прочие [5, с. 10]. Однако понятие информационной компетентности педагога-музыканта данный автор не определяет.
В центре нашего внимания - информационная компетентность (ИК) педагога-музыканта. Подчеркнем, что мы будем рассматривать ИК не только как владение техническими средствами обучения и информационными технологиями, но и как умение работать с информацией, относящейся к области искусства. Дадим рабочее определение двух ключевых понятий: ИК современного учителя и ИК педагога-музыканта.
ИК учителя - интегративное личностное качество, реализующееся в процессе квалифицированного поиска, систематизации, презентации и хранения информации с профессионально-педагогической целью.
ИК педагога-музыканта - интегративное личностное качество, в основе которого - квалифицированное пользование различными электронными, в том числе художественно-образными информационными ресурсами, а также их реализация в практической музыкальнообразовательной деятельности. При этом пользование предполагает поиск, отбор, анализ, систематизацию, презентацию, передачу и хранение информации.
Таким образом, специфика информационной компетентности педагога музыки заключается в том, что в отличие от других учителей-предметников он овладевает художественно-образной природой, языком, художественными средствами музыки. Для наглядности приведем таблицу, отражающую основные составляющие информационной компетентности педагога-музыканта.
Таблица 1 - Основные составляющие информационной компетентности
педагога-музыканта
Информационная компетентность педагога-музыканта
Общие компетенции (общепрофессиональный компонент) Профессиональные компетенции (информационнотехнологический компонент) Специальные компетенции (музыкально-педагогический компонент)
- знание правовых норм работы с информацией; - умение переводить визуальную информацию в вербальную и наоборот; - умение пользоваться таблицами для систематизации материала; - приобретение навыков выбора оптимального источника информации умение сравнивать и сопоставлять информацию из разных источников. - умение работать с различными носителями информации; - умение использовать интернет-библиотеки; - способность работать с информацией, представленной в мультимедийных энциклопедиях; - устойчивые навыки работы в программах Microsoft Office (Word, Excel, PowerPoint); - владение навыками поиска информации в сети Интернет. - знание и практическое использование педагогических интернет-ресурсов, связанных с искусством; - знание и практическое использование музыкальных интернет-ресурсов; - посильное овладение компьютерной записью нотного текста; - способность использовать информационные технологии для воспроизведения информации на уроке музыки; - овладение элементарными навыками музыкально-творческой деятельности с применением компьютера.
Остановимся подробнее на музыкально-педагогическом компоненте (специальные компетенции) информационной компетентности учителя музыки.
Начнем с того, что сейчас все большую популярность приобретает поиск нужного материала в сети Интернет. В Интернете есть множество самых разнообразных ресурсов, но полный официальный их перечень отсутствует, так как они практически неисчерпаемы, кроме того, эти ресурсы быстро обновляются и изменяются. Описать ресурсы Интернета в области педагогики и музыки также достаточно сложно. Это педагогические и учебные базы данных, виртуальные учебники, различного рода научная и методическая литература, электронные версии журналов и газет, описания научно-исследовательских проектов и многое другое.
Приведем некоторые полезные, на наш взгляд, ссылки на ресурсы WWW, необходимые учителям музыки и музыкантам. Музыкальные интернет-ресурсы будем понимать как сайты с
полезной аудио и видеоинформацией для учителей музыки, музыкантов и учащихся. К ним относится также информация теоретико-методического характера, адресованная учителям.
- Достаточно полный и разнообразный материал по различным направлениям деятельности собран, на наш взгляд, на сайте «Страничка учителя музыки» http://www.openclass.ru/wiki-pages/50647.
- Каталог интернет-ресурсов для музыкантов. Классическая музыка - каталог ссылок http://www.classicalmusiclinks.ru/. На данном сайте собрана информация, которая будет интересна как педагогам музыки, так и учащимся.
- Все для учителя музыки и музыкального руководителя http://muzruk.info/.
- Приведем также сайты, позволяющие прослушивать музыкальные отрывки и находить нотный материал.
- Погружение в классику http://intoclassics.net/. Основное назначение сайта - обмен аудио- и видеозаписями с возможностью их обсуждения, а также помощь начинающим слушателям классики.
- Классическая музыка тр3-архив http://classic.chubrik.ru/. На сайте приведены краткие биографии композиторов и тр3-архивы классической музыки. Автор и ведущий проекта Аркадий Чубрик.
- Сайт с классической музыкой http://www.belcanto.ru/ содержит такие крупные разделы, как новости, произведения, персоналии, словарь. В разделе записи представлена крупнейшая коллекция записей классической музыки в формате mp3. В свободном доступе находятся более 1 500 mp3-файлов.
- Нотный архив Бориса Тараканова (музыкальная онлайн библиотека) http://notes.tarakanov.net/ очень удобен в использовании и содержит как классификатор по композиторам, так и по различным рубрикам.
Для просмотра музыкальных видеофрагментов можно использовать мультимедийные энциклопедии, которые достаточно широко представлены в области искусства.
Примерный алгоритм подготовки к уроку музыки с помощью музыкальных интернет-ресурсов для будущих педагогов-музыкантов.
Тема урока «Не молкнет сердце чуткое Шопена» для 4 класса по программе «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной
Зайти на страничку учителя музыки http://www.openclass.ru/wiki-pages/50647.
Найти в таблице раздел ЦОР «Не молкнет сердце чуткое Шопена...» Для данного урока есть ссылки на биографию Ф.Шопена, его портрет, музыку.
Нажать на ссылку ‘ноты’, откроется сайт http://school-collection.edu.ru/catalog. Коллекции —— Культурно-историческое наследие —— Музыка —— Зарубе^кная классическая музыка —— Ф. Шопен. Найти необходимую для урока музыку: полонез Opus 40 (№ 1) ля мажор, Opus 17 (№ 4) ля минор и мазурку Opus 7 (№ 1) си бемоль мажор.
Нажать на значок mp3 рядом с каждым произведением и сохранить его на компьютере для дальнейшего прослушивания.
Подготовить презентацию по заданной теме, используя материалы сайта.
Отметим, что овладение информационной компетентностью позволит педагогу любой предметной области получить возможность: доступа к большому объему учебной и научной информации; осуществления компьютеризации процесса обучения; детализации и обобщения различного вида информации; использования новой информации в своей профессиональной деятельности.
Современным учителям музыки необходимо овладеть не только профессиональными компетенциями, но и уметь свободно пользоваться в своей практической деятельности информационными технологиями. А это предполагает в свою очередь знание информационных ресурсов с необходимой информацией в сети, знание и использование педагогических и музыкальных сайтов, энциклопедий, работу с электронными библиотеками, использование аудио и видеоматериалов на уроках. Педагоги-музыканты должны уметь использовать технические средства для получения нужной информации.
Ссылки:
1. Толковый словарь Ушакова онлайн. URL: 1. http://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=24550 (дата обращения: 30.08.11).
2. Федеральный государственный образовательный 2. стандарт (ФГОС). URL: http://standart.edu.ru/ catalog.aspx?CatalogId=230 (дата обращения:
30.08.11).
References (transliterated):
Tolkoviy slovar' Ushakova onlayn. URL: http://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=24550 (date of access: 30.08.11).
Federal'niy gosudarstvenniy obrazovatel'niy standart (FGOS). URL: http://standart.edu.ru/ catalog.aspx?CatalogId=230 (date of access: 30.08.11).
3. Там же.
4. Сидорова Е.В. Информационная компетентность учителя и ИКТ в его педагогической деятельности. Сборник статей Р0ИС-2006. URL: http://rois.loiro.ru/index.php?module=articles&action= view&cid=0&id=8 (дата обращения 31.08.11).
5. Феттер И.В. Ключевые, базовые и специальные компетенции в содержании профессиональной подготовки будущего учителя музыки // Компе-тентностный подход в системе непрерывного художественного образования: теория, практика и перспективы. Материалы областной научнопрактической конференции (8-9 ноября 2007 года). Часть 2. Омск, 2007.
3. Ibid.
4. Sidorova E.V. Informatsionnaya kompetentnost' uchitelya i IKT v ego pedagogicheskoy deyatel'nosti. Sbornik statey ROIS-2006. URL: http://rois.loiro.ru/index.php?module=articles&action= view&cid=0&id=8 (date of access 31.08.11).
5. Fetter I.V. Klyuchevye, bazovye i spetsial'nye kompe-tentsii v soderzhanii professional'noy podgotovki bu-dushchego uchitelya muzyki // Kompetentnostniy podkhod v sisteme nepreryvnogo khudozhestven-nogo obrazovaniya: teoriya, praktika i perspektivy. Materialy oblastnoy nauchno-prakticheskoy konfer-entsii (8-9 noyabrya 2007 goda). Part 2. Omsk, 2007.