Научная статья на тему 'Особенности информационной аксиологии в условиях формирования информационной цивилизации'

Особенности информационной аксиологии в условиях формирования информационной цивилизации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
177
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Lex Russica
ВАК
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ / ИНФОРМАЦИЯ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ АКСИОЛОГИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИНФОРМАЦИОННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО / ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / AXIOLOGICAL DIMENSION OF INFORMATION / LEGAL REGULATION OF INFORMATION / INFORMATION AXIOLOGY / STATE INFORMATION POLICY / INFORMATION CIVILIZATION / INFORMATION SOCIETY / INFORMATION POLICY / INFORMATION LAW / EPISTEMOLOGICAL PROBLEMS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сопилко Ирина Николаевна

Предметом исследования является такой феномен, как информация, есть все основания рассматривать его как определенный государственный ресурс. Информация оказывает влияние на все процессы современного общественного развития. Большое значение приобретают научные исследования процессов трансформации методологического познания информации, что призвано способствовать формированию взвешенной государственной информационной политики. Ее основой следует считать научно и методологически обоснованные принципы, которые позволят направить ее на решение тактических и оперативных задач в информационной сфере. Формирование методологической научной школы в отрасли информационного права связаны, во-первых, с дальнейшим исследованием эпистемологических проблем, а во-вторых, с освобождением информационного права от методологической гегемонии административного права. Делается вывод о том, что государственную информационную политику следует рассматривать в трех измерениях: нормативная политика идеи, принципы, методы реализации; реальная политика государственная информационная политика как информационные процессы, происходящие в реальном времени и реальной жизни; идеальная политика эталонная модель государственной информационной политики, основанная на информационной аксиологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC FEATURES OF INFORMATION AXIOLOGY IN THE CONDITIONS OF THE INFORMATION CIVILIZATION FORMATION

The object of studies is the phenomenon of information, and there are grounds to view it as a certain state resource. Information casts influence upon all of the processes in the current social development. Scientific studies of the processes of transformation of methodological cognition of information gain importance, and they are aimed at the formation of a balanced state information policy. Its basis should be found in scientifically and methodologically substantiated principles, allowing to direct it at solving tactical and operative assignments in the information sphere. Formation of the methodological scientific school in the sphere of information law is connected to several matters. Firstly, it deals with the future studies of epistemological problems, secondly, it deals with the freeing of the information law from the methodological hegemony of administrative law. The conclusion is made that the state information policy should be regarded in three dimensions: normative policy, which includes ideas and methods of implementation; real policy, which is state information policy as ongoing information processes in real time and space; ideal policy an ideal model of state information policy based upon information axiology.

Текст научной работы на тему «Особенности информационной аксиологии в условиях формирования информационной цивилизации»

ЗАРУБЕЖНОЕ ПРАВО

И.Н. Сопилко*

ОСОБЕННОСТИ

ИНФОРМАЦИОННОЙ АКСИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Аннотация. Предметом исследования является такой феномен, как информация, есть все основания рассматривать его как определенный государственный ресурс. Информация оказывает влияние на все процессы современного общественного развития. Большое значение приобретают научные исследования процессов трансформации методологического познания информации, что призвано способствовать формированию взвешенной государственной информационной политики. Ее основой следует считать научно и методологически обоснованные принципы, которые позволят направить ее на решение тактических и оперативных задач в информационной сфере. Формирование методологической научной школы в отрасли информационного права связаны, во-первых, с дальнейшим исследованием эпистемологических проблем, а во-вторых, с освобождением информационного права от методологической гегемонии административного права. Делается вывод о том, что государственную информационную политику следует рассматривать в трех измерениях: нормативная политика — идеи, принципы, методы реализации; реальная политика — государственная информационная политика как информационные процессы, происходящие в реальном времени и реальной жизни; идеальная политика — эталонная модель государственной информационной политики, основанная на информационной аксиологии.

Ключевые слова: аксиологическое измерение информации, информация, правовое регулирование информации, информационная аксиология, государственная информационная политика, информационная цивилизация, информационное общество, информационная политика, информационное право, эпистемологические проблемы.

По мере развития информационного общества становится все более востребованным понятие информации как определенного государственного ресурса, именно информация оказывает наиболее значительное влияние на все процессы преобразования в обществе и его развитие. Поэтому современное информационное право остро ощущает потребность в методологических работах, которые бы стали следствием наработок научных школ, а не отражали определенную субъективную позицию авторов.

Поэтому в соответствии с трансформацией методологии познания информации возрастает необходимость формирования взвешенной госу-

дарственной информационной политики, которая бы основывалась на научных и методологических принципах по решению тактических или оперативных задач в информационной сфере.

Так, выбор информационной аксиологии в качестве объекта исследования связан с расширением методов познания предмета исследования, которым выступает государственная информационная политика. Поэтому среди методологических проблем информационно-правовой науки видное место занимают вопросы определения аксиологии, гносеологии и онтологии, которые совершенно очевидно коррелируют с правильным и точным определением

© Сопилко И.Н., 2015

* Сопилко Ирина Николаевна — кандидат юридических наук, директор Юридического института Национального авиационного университета. [sopilko_i@ukr.net]

03680, Украина, г. Киев, пр-т Космонавта, д. 1/1.

И.Н. СОПИЛКО

да яиэзщ

предмета исследования, определяют структурно-генетические связи исследуемой предметной области.

Актуальность темы обусловлена также и общепризнанным положением философии науки о том, что аксиологическое познание информационной политики дает представление об эволюции информационно-правовых феноменов, выступает важным условием понимания их сущности. Достижение поставленной в нашем исследовании цели обусловлено тем, насколько серьезно научное сообщество относится к решению значимых эпистемологических проблем.

Следует признать, что в настоящее время нет ни одной монографической работы, в которой бы достаточно полно и глубоко рассматривались проблемы информационной аксиологии в комплексе, на основе единого, целостного теоретико-методологического освещения проблемы. Эта статья является попыткой в определенной степени восполнить этот пробел.

Информационная глобализация — наиболее неоднозначное проявление современной действительности. С одной стороны, многие исследователи описывают положительные моменты формирования информационного общества, дерегуляции информационных отношений и формирования свободного информационного рынка1, с другой — исследователи сосредоточены на собственных поисках для формирования взвешенной государственной информационной политики, разработки надежных механизмов информационной безопасно-сти2. Кроме того, авторы несколько по-своему трактуют информационное общество, исходя из постулированных в информациологиче-ской парадигме положений3. Прежде всего это

1 См.: Беляков К.1. 1нформацшне право: аналiз термшо-лоично-понятшного апарату // Науковий вксник Ки!в. нац. ун-ту внутршн1х справ. 2007. Вип. 3. С. 67-79; Он же. 1н-формацшна аксюматика у правк проблеми формування // Науковий вкник Юрид. академи МВС Укра!ни. 2004. № 3. С. 263-268; Гурковський В.1. Державне управлшня розбудо-вою шформацшного суспшьства в Укра!т (iсторiя, теорiя, практика). К.: Науковий сви, 2010.

2 См.: Арктова 1.В. Державна шформацшна полггика: орга-нiзацiйно-правовi аспекти / за ред. О.М. Бандурки. Х.: Вид-во Ун-ту внутр. справ, 2000; Баскаков В.Ю. Захист шформацй з обмеженим доступом в умовах боротьби з оргашзованою зло-чиншстю // Боротьба з оргашзованою злочиннстю i корупщ-ею (теор1я i практика). 2011. № 24. С. 263-269.

3 См.: Кр'ян В. Парадигмальна трансформацiя концепцш iнформацiйного суспiльства // Пiдприемництво, господар-ство i право. 2013. № 5. С. 102-104; Он же. Правовi аспекти концепци iнформацiйного суспшьства // бвропейсью пер-спективи. 2013. № 6. С. 160-164; Он же. 1нформацюлоич-ний змкт вдеологи безпеки // Правова iнформатика. 2012. № 1. С. 39-43; Он же. Правовi аспекти концепци шформацшного суспшьства // бвропейсью перспективи. 2013. № 7. С. 181-185; Он же. Категорiя «штерес» — основа рефлекси шформацшного суспшьства // Шдприемництво, господар-ство i право. 2013. № 7. С. 11-14; Он же. бвропа i всесвине iнформацiйне суспiльство // 1мперативи розвитку цивтза-ци. 2013. № 1. С. 75-77.

касается понимания информации и ее значения в общественной жизни4.

Современный мир претерпевает коренные изменения, касающиеся не только трансформации парадигмальных научных постулатов, но и онтологической структурации по новым аксиологическим критериям. Онтологичность информатизации уже не требует своего аксиоматического доказательства и воспринимается как данность, но вопросы гносеологии и аксиологии в своем органическом единстве довольно редко становятся объектом научного анализа. В связи с этим концепции информационного общества и соответственно электронного управления, становления сетевых пространств, оформление государственно-властного воздействия через механизм правового регулирования не исследуются системно, что лишает возможности целостно понять этот феномен, поскольку основным и определяющим в данном случае является исследование связей и генезиса развития. Немалую роль в этом методологическом хаосе играют работы, в которых в противоположность аксиологическому измерению продвигаются схоластические идеи, которые иногда носят характер вульгарного дефрагмен-тализма5. На этом фоне заслуживают внимания работы В. Цимбалюка, который стремится отойти от устаревших клише и сформировать собственный взгляд на системное решение данных научных проблем6.

Следует отметить, что процессы информационной глобализации, транспарентности и дальнейшего развития гражданского и информационного общества несут разноуровневые нагрузки на систему государственного управления. Гомогенная направленность работ, в которых в основном рассматриваются позитивы от становления и развития информационного общества, а также работы, в которых анализируются различные аспекты информационной безопасности, к сожалению, направлены на

4 См.: Сопшко 1.М. Передумови формування шформацш-но-правово! концепци мережевого суспшьства // Шдприемництво, господарство i право. 2012. № 12. С. 140-142.

5 См.: Беляков К.1. 1нформацшне право: аналiз термшо-лоично-понятшного апарату. С. 67-79; Он же. шформацшна аксюматика у правк проблеми формування. С. 263-268; Брижко В.М. Органiзацiйно-правовi питання захисту пер-сональних даних: дис. ... канд. юрид. наук. К., 2004; Брижко В.М., Швець М.Я., Цимбалюк В.С. Е-боротьба в шфор-мацшних вшнах та шформацшне право. К.: НДЦП1 АПрН Украши, 2007.

6 См.: Цимбалюк В.С. Методолопя шформацшного права як комплексно! галузi юридично! науки (засаднич^ принци-повi положення) // Правова шформатика. 2007. № 3. С. 40-51; Он же. 1нформацшне право (основи теори i практики). К.: Освгга Укра!ни, 2010; Он же. Методолопчш аспекти щодо державно! полиики кодифжаци шформацшного законодав-ства // Становлення шформацшного суспшьства в Укра'!ш: економжо-правовий аспект: матерiали наук.-практ. круглого столу. 1рпшь: Нацюнальний ушверситет державно! податко-во! службиУкра!ни, 2011. С. 226-230.

решение узкого круга задач. Ведь в них не исследуется диалектика положительного и отрицательного, взаимосвязь формы проявлений негативных факторов на государственную политику и содержание угроз, которые детерминированы современным развитием информационных технологий, уровнем информатизации государства, информационной грамотности и информационной культуры, культуры кибер-безопасности в целом и т.д. Потеря номосом информационной пассионарности выступает своеобразным окольным путем для имплемен-тации деструктивных информационных алгоритмов, действие которых направлено на предупреждение самостоятельного избрания путей дальнейшего развития системы.

Сейчас многие исследователи обращают внимание на девальвацию традиционных представлений о государственном суверенитете, ведь фактически государство не всегда абсолютно самостоятельно в принятии тех или иных важных для него решений. Существование наднациональных органов обуславливает формирование наднациональной юрисдикции. Так, при вступлении в ЕС государства, передавая некоторые полномочия в ЕС, фактически частично теряют свой суверенитет.

О. Тюрина отмечает, что ЕС выступает межгосударственным интеграционным образованием, которое охватывает в своей юрисдикции экономическую, политическую и правовую интеграцию. В частности, принцип прямого действия (непосредственность применения) означает, что правовые акты ЕС не нуждаются в ратификации или имплементации государствами-членами, то есть правовые нормы ЕС непосредственным (прямым) образом накладывают на субъектов права ЕС права и обязанности, что устанавливает непосредственную связь субъектов права ЕС (прежде всего граждан ЕС) с ЕС. Этот принцип частично был сформулирован в учредительных договорах и проработан в судебной практике Европейского Суда. Определенные принципы по своей природе являются функциональными, поскольку, определяя основные принципы функционирования правовой системы ЕС, устанавливают ее соотношение с национальными правовыми системами государств — членов ЕС7.

В общем можно утверждать, что в обществе недостаточно используется опыт мировой политической науки, которая обобщает опыт развития информационной политики в различных странах, предупреждает о возможных последствиях и просчетах в этой области, определяет наиболее перспективные направления оптимизации государственной политики в сфере информационных отношений.

7 См.: Тюрша О.В. Основи права бвропейського Союзу. К.: Лiра-К, 2012.

Учитывая современные реалии, добавим, что указанная юрисдикция сейчас значительно расширилась и охватывает уже социальную, экологическую и информационную интеграцию. При таких условиях частичной потери суверенитета, используя методологии прошлого, можно говорить о том, что на самом деле ЕС превратился в сверхгосударственное образование, целью которого является консолидация властных полномочий и формирование политики в странах (фактически минуя национальные правительства). Понимая дуализм таких категорий, как форма и содержание, а также априорную истину о том, что форма является организационным оформлением явления, категории статической, а содержание — вариативным и динамичным, поскольку коррелирует с временно-пространственным форматом существования формы, приходим к другим выводам.

Государство выступает незыблемой и наиболее эффективной формой организации информационного общества. Для успешного его развития как системы возникает необходимость в реализации государственной политики, в том числе государственной информационной политики, выступает содержанием государственно- и правотворческих процессов внутри и снаружи государства. Государство, не меняясь по форме, изменяется содержательно: концепции либерализма и человеко-центризма меняют вектор государственной политики, направленность деятельности ее институтов, в том числе гражданских. Именно поэтому в европейских странах политика государств ЕС направлена на реализацию информационных прав и свобод конкретного человека. Это влияет и на информационную политику, которая обычно призвана создавать условия для свободного и безопасного информационного развития человека, приобщения-его к новейшим достижениям глобальной информационной цивилизации.

Сама бытийность государства и имманентность его признаков как целостного образования не меняются в зависимости от наполнения его содержания. Мы можем исповедовать различные политические взгляды от анархических и охлократических до шовинистических или демократических, но эти взгляды только будут характеризовать различные содержательные элементы, то есть наполнение целостного образования, которым выступает государство.

Аналогичные рассуждения можем строить и до потери самоидентификации народами и этносами, искусственного насаждения пренебрежения к национализму и патриотизму, продвижения идеи несостоятельности государства по регулированию нынешних общественных

И.Н. СОПИЛКО

да RUSSICA

отношений в эпоху глобализации, потери национальной идентичности через агрессивную транскультурацию, введение информационных моделей системных и структурно-функциональных трансформаций, направленных на формирование управляемой извне информационной политики и т.д.

В данном аспекте игнорирование информационной аксиологии как одного из направлений современной информациологии служит конструктивным источником для выработки эффективной государственной информационной политики. Таким образом, не будет нарушен баланс между формой и содержанием, ведь законодательство само собой является лишь формой выражения воли правящей элиты и не всегда может соответствовать национальным интересам. На важность применения аксиологического подхода обращает внимание и один из теоретиков вопросов правовой безопасности личности А. Лобода8.

Аксиология — учение о ценностях, философская теория общезначимых принципов, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию человеческих поступков. Формирование информационной аксиологии не является спонтанным желанием философи-зации или информационной политики, или ин-формациологии, а выступает логическим шагом к формированию новой информациологической парадигмы. Обращение к аксиологии является целесообразным, и учитывая то обстоятельство, что формирование ценностных критериев информационной политики будет способствовать более четкому осознанию, пониманию истоков и тенденций развития данного процесса, когда информация начинает определять судьбу государств и наций, а защита персональных данных превращается в миф. Поэтому провозглашенные и реальные ценности отличаются по своему содержанию, но сохраняют форму и соответственно должны продолжать определять основы политики государства.

Сейчас одной из важнейших задач украинской информационно-правовой науки является разработка ее методологических проблем. В наиболее общем плане на эти вопросы обращают внимание и в теории права9. Поэтому вполне

8 См.: Лобода А.М. Правова безпека особи: аксюлоичний вимiр // Шдприемництво, господарство i право. 2012. № 12. С. 16-21.

9 См.: Козюбра М.1. Проблеми методологи теори держави i права в умовах полiтичного та щеолопчного плюралiзму // Проблеми правознавства. 1992. Вип. 53. С. 3-7; Рекомендаци м1жнародно! науково-теоретично! конференци «Проблеми методологи сучасного правознавства» // Вкник Академи право-вих наук Укра!ни. 1997. № 1. С. 151-152; Селиванов В. Проблема методолопчно! обгрунтованосп вичизняного правознавства та юридично! практики // Право Украши. 1998. № 12. С. 34-43; Козловський А.А. Право як тзнання: Вступ до гносеологи права. Черншщ: Рута,, 1999; Шемшученко Ю.С. Юридична наука на

очевидно, можем предположить, что это касается и информационной политики, которая не исследовалась с позиций информационно-правовой науки.

Вполне вероятно, что значительный массив анализируемой информации невозможен для постижения в рамках одной работы (исследования одного автора), поэтому мы ставим вопрос о необходимости институционализации в рамках информационно-правовой науки научных школ по информационному праву, в том числе предлагаем основания: гносеологические, эпистемологические, методологические, аксиологические, праксеологические, идеологические, правовые и другие важные для развития информационного права аспекты данной проблемы.

Актуальность формирования методологической научной школы связана с ощутимой потребностью усиления методологической составляющей процессов рефлексии информационного права, необходимостью осуществления дальнейших исследований эпистемологических проблем, нерешенность которых приводит к распространению в информационно-правовых исследованиях мировоззренческой неопределенности, описательности, вульгарного эмпиризма, а отчасти и научной схоластики.

Ценность труда научных школ, формирования информационной аксиологии особенно остро ощущается в связи с мимолетными изменениями информационной цивилизации, растущей ролью необходимости защиты персональных данных, а также сохранения права личности на неприкосновенность его личной жизни.

Информационное право требует скорейшего освобождения от методологической гегемонии административного права, поскольку односторонность и ограниченность методологии административного права уже показали свою несостоятельность при объяснении и описании процессов, происходящих в сфере информационных отношений, а новая методология еще не может стать парадигмальной и быть воспринятой учеными-информационщиками.

С позиций информационной аксиологии государственная информационная политика выступает таковой по своей сути, если она направлена на установление справедливости, согласованного сосуществования информационных интересов личности, общества и государства. В этом утверждении заключается смысл ценности информационной политики, с помощью кото-

межi столлъ // Правова держава. 2000. Вип. 11. С. 3-7; Рабшо-вич П.М. Трансформация методологи вггчизняного праводер-жавознавства: досягнення i проблеми // Юридична Украша. 2003. № 1. С. 20-25; Тацш В.Я. Методолопчш проблеми правово! науки на етат формування правово!, демократично!, сощаль-но! держави // Методолопчш проблеми правово! науки: матерь али м1жнарод. наук. конф. Х.: Право, 2003. С. 3-12.

рой утверждается единство и взаимозависимость справедливости и самой государственной информационной политики как особых социальных ценностей.

В данном случае государственная информационная политика выполняет инструментальную функцию, поскольку в ее рамках разноплановые информационные интересы приобретают новое универсальное содержание. В этих условиях информационная аксиология является своеобразным ориентиром и указателем по формированию системы сдержек и противовесов, а в более абстрактном плане — баланса информационных интересов. Формирование системы ценностей помогает сформировать данный баланс (основываясь на объективных научных критериях, а не пользуясь субъективным отношением и иногда ошибочными оценочными критериями). Осуществление этих ценностей и является основным содержанием и задачей, идеей государственной информационной политики.

М. Вебер трактует ценность как установку конкретной эпохи, как присущее эпохе направление интереса. Ценности, по Веберу, — выражение общих социально-политических установок своего времени, следовательно, они являются относительными. Таким образом рассуждают представители эволюционной гносеологии, которые считают что ценности формируются как составная часть самоорганизации определенной структуры или модели. Принимая тезис о разделении ценностей на абсолютные и относительные, считаем целесообразным поддержать мнение А. Мережко, который считает, что к абсолютным ценностям можно отнести гуманизм, справедливость, верховенство права над политикой, достоинство и свободу личности, а все остальные относительные ценности должны рассматриваться в свете абсолютных ценностей10.

В этом аспекте информационную политику нельзя рассматривать вне контекста информационной аксиологии, поскольку иерархия ценностей личности, общества и государства наполняет собственным содержанием государственную информационную политику.

Основываясь на информационной аксиологии, предлагаем рассматривать государственную политику в трех измерениях: нормативная политика — идеи, принципы, методы реализации государственной информационной политики четко определены в действующем информационном законодательстве Украины; реальная политика — государственная информационная политика, которая воплощается в реальной жизни; идеальная политика — эталонная

10 См.: Мережко А.А. Введение в философию международного права: Гносеология международного права. К.: Юстиниан, 2002.

модель государственной информационной политики, основанная на информационной аксиологии.

Согласно информационной аксиологии, государственная информационная политика должна выступить в роли средства интеграции ценностей, что может существенно снизить уровень информационного расслоения украинского общества. Процесс создания такой системы является сверхсложным, но информационная аксиология позволяет увидеть возможные направления, альтернативы построения этой системы ценностей. Базовым постулатом информационной аксиологии является то, что сближение интересов личности, общества и государства может способствовать снижению напряжения не только в информационной сфере, но и других сферах жизнедеятельности общества, заложить параметры для успешной реализации государственной политики устойчивого развития страны.

Основными направлениями государственной информационной политики являются: обеспечение свободного доступа граждан к открытой информации, создание эффективных и конкурентоспособных национальных систем и сетей информации, укрепление научных, материально-технических, финансовых, организационно-правовых основ информационной деятельности, обеспечение эффективного использования информации, создание общей системы безопасности информации, содействие международному сотрудничеству в области информации с целью обеспечения информационного суверенитета Украины.

Аксиологическое измерение государственной информационной политики предоставляет возможности для ее анализа и изучения как специфического, но адекватного современным тенденциям развития информационного общества явления.

Подводя итоги, следует отметить, что современный методологический кризис в формировании концептуальных основ государственной информационной политики имеет свои аксиологические корни. Несформированность системы национальных ценностей, в том числе информационных, дефрагментация холистической методологии и нивелирование деонтологических основ подготовки современных специалистов стали последствием глобальной информатизации и пропагандирования господства потребительского стиля и образа жизни. Ментальный и мировоззренческий кризис как в средствах реализации государственной информационной политики, так и в методологии ее исследования стали общим эхом методологического кризиса исследований в информационной сфере. Недостаточная разработанность данных вопросов может

И.Н. СОПИЛКО

да яиэзщ

привести к неправильному и спонтанному, неконтролируемому развитию информационного общества, формированию новых угроз для интересов личности, общества и государства, неспособности государственной информационной политики сформировать надежные механизмы обеспечения законных прав и информационных интересов.

Одним из важных условий выхода из этого кризиса, по нашему мнению, является обращение научного внимания на теоретические вопросы формирования методологии информационной политики, внутри которой целесообразно рассматривать такие компоненты, как аксиология, праксеология, гносеология, онтология и эпистемология.

Анализ комплекса методологических проблем свидетельствует о необходимости реорганизации с последующей реструктуризацией и модернизацией всех составляющих государственной информационной политики на основе системного сочетания информационной аксиологии, информационной гносеологии и информационной методологии.

В теоретическом плане концептуальные подходы по выработке основ информационной политики в большинстве своем лишены аксиологической составляющей, а если она и присутствует, то никоим образом не коррелирует с полученными научными результатами. Философия либерализма в сочетании с неокантиан-

Библиография:

скими традициями не дает полного представления о феномене информационной политики, поскольку оторванность кантианской этики и уровень опасностей от эпохальности либерализма и развития идей формирования глобального информационного общества, что отчасти грозит институциональной составляющей, в целом не дают адекватного представления о содержании современных процессов, происходящих в информационной сфере. Считаем, что информационная аксиология может составить, по крайней мере, понятный алгоритм осознания связи между теми или иными явлениями окружающей действительности.

В частности, следует различать политику информационной безопасности (кибербезо-пасности), которая в основном направлена на предотвращение информационных угроз, и государственную политику, направленную на формирование гарантированных и обеспеченных государством благоприятных условий для стабильного прогресса объектов информационных отношений, реализации их информационных прав и свобод, законных информационных интересов. Формирование и развитие информационной аксиологии выступает объективной потребностью, ведь кроме концептуального значения, она будет способствовать обновлению основ информационной политики и соответствующему их оформлению в адекватном по форме и содержанию нормативном акте.

1. Арiстова 1.В. Державна шформацшна пол^ика: органiзацiйно-правовi аспекти / за ред. О.М. Бандурки. — Х.: Вид-во Ун-ту внутр. справ, 2000. — 368 с.

2. Беляков К.1. 1нформацшне право: аналiз термшолопчно-понятшного апарату // Науковий вкник КиТв. нац. ун-ту внутршшх справ. — 2007. — Вип. 3. — С. 67-79.

3. Гурковський В.1. Державне управлшня розбудовою шформацшного сусптьства в УкраТш (iсторiя, теорiя, практика). — К.: Науковий свп", 2010. — 396 с.

4. Мр'ян В. Парадигмальна трансформащя концепцш шформацшного сусптьства // Пщприемництво, гос-подарство i право. — 2013. — № 5. — С. 102-104.

5. Лобода А.М. Правова безпека особи: аксюлопчний вимiр // Пщприемництво, господарство i право. — 2012. — № 12. — С. 16-21.

6. Мережко А.А. Введение в философию международного права: Гносеология международного права. — К.: Юстиниан, 2002. — 192 с.

7. Рабшович П.М. Трансформащя методологи вп"чизняного праводержавознавства: досягнення i проблеми // Юридична УкраТна. — 2003. — № 1. — С. 20-25

8. Соптко 1.М. Передумови формування шформацшно-правовоТ концепци мережевого сусптьства // Пщ-приемництво, господарство i право. — 2012. — № 12. — С. 140-142.

9. Тацш В.Я. Методолопчш проблеми правовоТ науки на етап формування правовоТ, демократично'!, соци альноТ держави // Методолопчш проблеми правовоТ науки: матерiали мiжнарод. наук. конф. — Х.: Право, 2003. — С. 3-12.

10. Тюрша О.В. Основи права бвропейського Союзу. — К. : Лiра-К, 2012. — 284 с.

11. Цимбалюк В.С. Методолопчш аспекти щодо державноТ полп"ики кодифтацп шформацшного законодав-ства // Становлення шформацшного сусптьства в УкраТш: економто-правовий аспект: матерiали наук.-практ. круглого столу. — 1рпшь : Нацюнальний ушверситет державноТ податковоТ службиУкраТни, 2011. — С. 226-230.

12. Шемшученко Ю.С. Юридична наука на межi стол^ь // Правова держава. — 2000. — Вип. 11. — С. 3-7.

Материал поступил в редакцию 5 февраля 2014 г.

LEX RUSSlKQ_Зарубежное право

SPECIFIC FEATURES OF INFORMATION AXIOLOGY IN THE CONDITIONS OF THE INFORMATION CIVILIZATION FORMATION

Sopilko, Irina Nikolaevna — PhD in Law, Director of the Law Institute of the National Aviation University. [sopilko_i@ukr.net]

03680, Ukraine, Kyiv, prt, Kosmonavta,1/1.

Review. The object of studies is the phenomenon of information, and there are grounds to view it as a certain state resource. Information casts influence upon all of the processes in the current social development. Scientific studies of the processes of transformation of methodological cognition of information gain importance, and they are aimed at the formation of a balanced state information policy. Its basis should be found in scientifically and methodologically substantiated principles, allowing to direct it at solving tactical and operative assignments in the information sphere. Formation of the methodological scientific school in the sphere of information law is connected to several matters. Firstly, it deals with the future studies of epistemological problems, secondly, it deals with the freeing of the information law from the methodological hegemony of administrative law. The conclusion is made that the state information policy should be regarded in three dimensions: normative policy, which includes ideas and methods of implementation; real policy, which is state information policy as ongoing information processes in real time and space; ideal policy — an ideal model of state information policy based upon information axiology. Keywords: axiological dimension of information, legal regulation of information, information axiology, state information policy, information civilization, information society, information policy, information law, epistemological problems.

Bibliography:

1. Aristova, I.V. State information policy: organizational legal aspects / Ed. by O.M. Bandurka. — Kh.: Vid-vo Un-tu vnutr. sprav, 2000. — 368 p.

2. Belyakov, K.I. Information law: analysis of the terminological and definition apparatus // Naukoviy visnik Kiïv. nats. un-tu vnutrishnikh sprav. — 2007. — Ed. 3. — P. 67-79.

3. Gurkovskiy, V.I. State management of information community in Ukraine (history, theory, practice). — K.: Naukoviy s vit, 2010. — 396 p.

4. Kiryan, V. Paradigm transformation of the information community concept // Pidpriemnitstvo, gospodarstvo i pravo. — 2013. — № 5. — P. 102-104.

5. Loboda, A.M. Legal security of a person: axiological dimension // Pidpriemnitstvo, gospodarstvo i pravo. — 2012. — № 12. — P. 16-21.

6. Merezhko, A.A. Introduction into the philosophy of the internationallaw. Gnoseology of international law. — K.: Yustinian, 2002. — 192 s.

7. Rabinovich, P.M. Transformation of the methodology of the native statehood: achievements and problems // Yuridichna Ukraïna. — 2003. — № 1. — P. 20-25

8. Sopilko, I.M. Thoughts on the formation of the informational legal concept of the network community // Pidpriemnitstvo, gospodarstvo i pravo. — 2012. — № 12. — S. 140-142.

9. Tatsiy, V.Y. Methodological problems of legal science at the stage of formation of legal, democratic and social state. // Methodological problems of legal science: materials of the international scientific conference. — Kh.: Pravo, 2003. — P. 3-12.

10. Tyurina, O.V. Fundamentals of the EU Law. — K.: Lira-K, 2012. — 284 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Tsimbalyuk, V.S. Methodological aspect of the state policy in the sphere of codification of the information legislation // Formation of the information community in Ukraine: economic legal aspect. Materials of the Scientific and Practical Roundtable. — Irpin: Natsionalniy universitet derzhavnoï podatkovoï sluzhbi Ukraïni, 2011. — P. 226-230.

12. Shemshuchenko, Y.S. Legal science at the verge of the centuries // Pravova derzhava. — 2000. — Issue 11. — P. 3-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.