Научная статья на тему 'Особенности информационного пространства республики Татарстан'

Особенности информационного пространства республики Татарстан Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
889
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мирзанурова А. Ф.

Для продвижения имиджа региона первостепенное значение имеет наличие достаточных каналов коммуникации. Структура информационного пространства региона состоит из множества конкурирующих разнонаправленных потоков. Так, в информационном поле Татарстана действуют федеральные каналы коммуникации, республиканские СМИ, районные и городские СМИ. Федеральные СМИ, телевидение и радио, охватывающие всю территорию республики, оказываются наиболее конкурентоспособными по сравнению с республиканскими и городскими СМИ, поскольку в России сложились прочные традиции моноканальности. Применительно к печатным изданиям, можно констатировать факт, что во всем мире в настоящий момент наблюдается тяготение аудитории к местным новостям. Однако общероссийские печатные издания продолжают удерживать прочное место в рейтингах, благодаря региональным приложениям к ним.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности информационного пространства республики Татарстан»

ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

ПРОБЛЕМЫ

УДК 681.3:353.2(470.41)

А. Ф. Мирзанурова

ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Для продвижения имиджа региона первостепенное значение имеет наличие достаточных каналов коммуникации. Структура информационного пространства региона состоит из множества конкурирующих разнонаправленных потоков. Так, в информационном поле Татарстана действуют федеральные каналы коммуникации, республиканские СМИ, районные и городские СМИ. Федеральные СМИ, телевидение и радио, охватывающие всю территорию республики, оказываются наиболее конкурентоспособными по сравнению с республиканскими и городскими СМИ, поскольку в России сложились прочные традиции моноканальности.

Применительно к печатным изданиям, можно констатировать факт, что во всем мире в настоящий момент наблюдается тяготение аудитории к местным новостям. Однако общероссийские печатные издания продолжают удерживать прочное место в рейтингах, благодаря региональным приложениям к ним.

В информационном пространстве Республики Татарстан, в средствах его формирования, не наблюдается какой-либо особенной специфики. В проведенном автором экспертном опросе был задан вопрос: Кому на Ваш взгляд доверяет большинство населения Республики Татарстан? Так, 18 респондентов считают, что население доверяют федеральным СМИ, 20 человек ответили, что республиканским СМИ, 14 - муниципальным СМИ, 8 экспертов - зарубежным СМИ, вариант «другим СМИ» никто не ответил. Исходя из полученных ответов, можно предположить о высоком уровне доверия и престижа республиканских, федеральных и муниципальных СМИ, что является показателем профессионализма их деятельности, умения в сжатые сроки предоставлять необходимую и точную информацию. В свете становления единого информационного пространства в Республике Татарстан, данные характеристики СМИ являются важным условием его развития. Хочется отметить тот факт, что республиканским СМИ доверяют больше, чем федеральным. В целом по Республике Татарстан (рис. 1) сложилась более благоприятная ситуация в сфере взаимодействия органов власти и СМИ, что находит свое выражение в доверии республиканским СМИ.

Кому на Ваш взгляд доверяет большинство населения РТ?

РеспУбликанским Федеральным

Рис. 1 - Распределение ответов на вопрос: Кому на Ваш взгляд доверяет большинство населения РТ?

Множественность направления и плюрализм воззрений местных изданий позволяют предложить читательской аудитории широкий выбор непохожих друг на друга газет и журналов. А расположенность читателя к местной информации создает благоприятный фон для успешного развития региональной прессы.

В целом из анализа собранных автором материалов следует, что информационное пространство республики отличается высоким уровнем неравномерности, а часто и разорванности: районы с высокой концентрацией массовой информации на душу населения (столица и крупные города) соседствуют с районами, где доступны один - два общероссийских канала. Существенны различия в качестве предоставляемой информации. Решающую роль играют неоднозначные отношения между СМИ и органами власти различного уровня.

Модель взаимоотношений региональной власти в Татарстане с федеральными СМИ можно охарактеризовать как двустороннюю и ассиметричную, поскольку информационный поток движется в двух направлениях: в Татарстане распространяется продукт федеральных СМИ, из Татарстана федеральные СМИ получают информацию через сеть своих собственных корреспондентов. Однако российские СМИ передают информацию, исходя из собственных критериев отбора, и расставляют акценты по своему усмотрению. Региональная власть не имеет возможности контролировать этот канал и поэтому формирование имиджа через этот канал происходит стихийно. Зачастую эти потоки распространяют установки, противоречащие имиджу, который формируют региональные власти, выступая в роли информационных контрагентов.

Соответственно региональная власть как активный субъект коммуникации стремится к формированию собственных каналов коммуникации, в которых она могла бы выступать активным субъектом и, которые позволили бы продвигать имидж республики за пределы региона.

В 2000 году в Татарстане было упразднено Министерство печати. После чего функции по контролю и решению проблем СМИ республики были возложены на Министерство связи республики, которое не занималось деятельностью и не вникало в проблемы средств массовой информации. В результате чего в течение трех лет государственные СМИ республики были предоставлены сами себе.

В апреле 2003 года Указом Президента РТ было образовано Агентство Республики Татарстан по массовой коммуникации «Татмедиа». Основной целью агентства является вывести СМИ с государственной структурой собственности на новый уровень экономической и политической рентабельности. Для достижения этой цели, прежде всего, необходимо стимулировать конкурентоспособность государственных СМИ на рынке массовой информации.

Среди задач, которые стоят перед агентством - это содействие созданию соответствующих условий развития средств массовой информации, помощь всем участникам медиарынка в получении государственных заказов по социальной, образовательной, культурной и другим программам. Это невозможно без совершенствования инфраструктуры медиарынка, взаимодействия со всеми его субъектами и, наконец, выстраивания отношений между средствами массовой информации и властью.

Агентство «Татмедиа» является государственным заказчиком по разработке, формированию и реализации республиканских целевых программ в сфере массовой коммуникации. Агентству были переданы функции в области регулирования рынка СМИ, закрепленные за Министерством связи РТ, включая распределение финансовых потоков.

С момента появления агентства бюджетные средства стали распределятся среди государственных СМИ достаточно строго. Каждое средство массовой информации должно отчитываться по доходам и расходам и обосновать получение дотаций. Финансирование государственных заказов осуществляется по принципу предоставления грантов. Исполнители государственного заказа определяются на конкурсной основе. Все СМИ, независимо от форм их собственности, претендуют на равных условиях на получение госзаказов. Для этого при агентстве создан специальный фонд. Победителя конкурса по государственному заказу определяет коллегия, созданная при «Татмедиа».

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 410 от 04.08.2003г. «Об Агентстве Республики Татарстан по массовой коммуникации «Татмедиа» в ведение агентства были переданы государственные и муниципальные организации СМИ, на «Татмедиа» возложены функции по осуществлению общего руководства и координации деятельности подведомственных редакций СМИ. Приоритетным направлением работы агентства «Татмедиа» является не только финансирование изданий, но и оптимизация их расходов.

Мы видим, что функции агентства в основном сосредоточены на финансирование государственных СМИ, их рентабельности и взаимодействие их с государственными органами. Но, несомненно, важной функцией агентства является продвижение имиджа Татарстана. В «Татмедиа» создан аналитический отдел, который подготавливает и размещает позитивную информацию, отслеживает материалы о Татарстане в российских СМИ и подготавливает ответную реакцию на негатив, одним словом занимается целенаправленно конструированием имиджа Татарстана.

На агентство «Татмедиа» возложено взаимодействие с пресс-центрами исполнительных структур власти - министерств и ведомств. Задача агентства - добиться единой информационной политики и обеспечить максимальный доступ к новостям, показать открытость власти.

Однако это невозможно, так как «Татмедиа» проводит эту работу преимущественно с республиканскими министерствами и ведомствами, а территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (ТОФОИВ) в эту работу не вовлечены.

Таким образом, вокруг ТОФОИВ образовался некий информационный вакуум, общество плохо информировано о том, чем занимается то или иное федеральное ведомство

на территории республики, что недопустимо, если мы ходим добиться единого информационного пространства.

Важной задачей нового этапа является проведение единой информационной политики федеральных органов, направленной на информирование граждан о порядке функционирования федеральных органов, демонстрацию результатов работы федеральной власти, ее популяризацию.

Тенденция ближайшего будущего - повышение активности государства. Правительственным структурам необходимы информационные кампании по пропаганде принимаемых решений. Строительство государственности в России обязательно актуализирует потребность создания диалога государства и формирующего гражданского общества. Этому будут содействовать три основные причины.

Во-первых, государство, как политический институт демократического общества, стремится найти такой способ управления, при котором объект и субъект управления не были бы антагонистически разделены, а выступали бы как взаимозависимые субъекты общественных отношений.

Во-вторых, формирующееся гражданское общество, со своей стороны, также будет стараться увеличить свои прерогативы за счет различных институтов регулирования и испытывает потребность в эффективных технологиях взаимодействия с государством и с различными группами общественности - отечественной, международной и т.д.

В-третьих, в политическом поведении российских граждан очевидны черты агрессивности и радикализма, подчас принимающие антиобщественные формы. Следовательно, высока степень конфликтности и велика потребность как у государства, так и у общества в коррелирующих механизмах взаимодействия - таких как компромисс, переговоры, солидарное разрешение конфликта.

В современной российской действительности формируются отношения государства и общества как управляющих и управляемых. Связи с общественностью приобретают в этих условиях иное качество, прежде всего под воздействием того, что государство выступает как структура, имеющая своей главной целью не власть, а управление -регулирование, упорядочение социальных, экономических и прочих взаимоотношений людей. Поэтому стратегия коммуникаций общества и государства основывается на принципиально новом понятии - взаимодействие.

Автором было проведено исследование (рис. 2), в рамках которого респондентам было предложено ответить на вопрос: Насколько полно, по вашему мнению, в СМИ освещена деятельность органов государственной власти в Республике Татарстан? Ответы распределились следующим образом: вариант «достаточно полно» выбрали 10 респондентов, «скорее полно, чем нет» - 11, «недостаточно полно» - 23 человека, «крайне скудно»- 14, затруднились ответить 2 человека. Итак, большинство респондентов считают, что деятельность органов государственной власти освещена не полно. Неполное освещение деятельности органов власти СМИ приводит к отсутствию понимания между ними, что отрицательно сказывается на формировании ЕИП: процесс усложняется, не доводится до сведения граждан информация о дополнительных направлениях деятельности ведомств и министерств.

Участие связей с общественностью в государственном управлении можно охарактеризовать как содействие государству в разрешении объективных противоречий между плюрализмом политической сферы общества и целостностью государственной власти. Государственные службы должны совершенствоваться и способствовать формированию гражданского общества, для чего приоритетным направлением является налаживание прямых и обратных связей с гражданами.

Насколько полно, по Вашему мнению, в СМИ освещена деятельность органов государственной власти в РТ?

Скорее полно, чем нет 21%

Достаточно

полно

16%

Затрудняюсь

ответить

3%

Недостаточно

полно

43%

Крайне скудно 17%

Рис. 2 - Распределение ответов на вопрос: Насколько полно, по вашему мнению, в СМИ освещена деятельность органов государственной власти в Республике Татарстан?

Возможности деятельности по связям с общественностью могут быть использованы в целях повышения открытости государственного управления и приближения к интересам граждан. Закрытость органов управления, недостаточное или неэффективное взаимодействие с общественностью приводят к отчуждению людей от власти, ее бюрократизации, что может стать предпосылкой социальных потрясений.

Существует целая группа причин, которые порождают недоверие граждан к органам власти. Прежде всего, это так называемые "технические" причины, когда государственные органы вследствие отсутствия структур и специалистов в сфере связей с общественностью не умеют разъяснять гражданам цели и мотивы своей деятельности, не дают адекватного представления о ее характере и тех условиях, в которых они вынуждены работать и решать проблемы. Следующие причины "культурно-исторического" типа, суть которых заключается в традиционно высокой степени политической и социальной активности российских граждан, предрасположенности нашего общества к противостоянию населения и власти.

Налаживание коммуникационных связей крайне важно в системе федерального управления. Отсутствие информации о состоянии дел в курируемых отраслях или территориях и несовершенство их взаимодействия является одним их существенных недостатков управления. Кроме того, если важной задачей «Татмедиа» является продвижение имиджа Татарстана, то продвижением имиджа Российской Федерации на территории республики должен заниматься федеральный информационный центр.

Нам достаточно часто приходится слышать фразу: «Наши действия были ответом на вызов времени». Создание в декабре 2003 года объединенного пресс-центра территориальных органов федеральной власти при Г лавном федеральном инспекторе по Республике Татарстан под названием «Федеральный информационный центр по Республике Татарстан» также было ответом на требования, которые диктовала политическая ситуация, складывавшаяся в стране.

Тогда только что закончилась кампания по выборам депутатов Государственной Думы России, приближались выборы Президента Российской Федерации. Выполнение задач, сто-

явших тогда перед органами федеральной власти, в максимально полном объеме и в те сроки, которые диктовались ходом политических процессов в период избирательной кампании, настоятельно требовало внесения корректив в систему их публичной информационной политики. Поскольку ей был присущ ряд существенных недостатков. В частности: разрозненность информационных потоков различных федеральных структур региона и округа (особенно в случае возникновения кризисных ситуаций); слабое использование ресурсов сети Интернет как наиболее открытых и доступных для социально активных институтов гражданского общества (СМИ, общественные организации); отсутствие системы управления, планирования информационной политики различных ведомств и последующего мониторинга результатов проделанной работы.

Между тем именно эти недостатки создавали реальную угрозу того, что в условиях возросшей значимости информации о работе федеральных структур как непосредственных подчиненных президента, разрозненные информационные «ручейки» могли быть использованы различными политическими силами в угоду своих интересов для дестабилизации обстановки как в отдельном регионе, так и в стране в целом.

Основное, что удалось сделать в рамках работы Федерального информационного центра (ФИЦ) за прошедшее с его образования время — регламентировать информационное взаимодействие нескольких десятков федеральных министерств и ведомств, создать систему гибкого информационного планирования.

Таким образом, можно сделать вывод, что если важной задачей «Татмедиа» является продвижение имиджа Татарстана, то продвижением имиджа Российской Федерации на территории республики занимается Федеральный информационный центр при Главном федеральном инспекторе по РТ. А продукты ФИЦ являются информационными технологиями формирования единого информационного пространства Российской Федерации на территории Республики Татарстан.

Формирование и развитие единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов - проблема межотраслевая и межрегиональная. Она требует решения сложных организационных и техникотехнологических вопросов, значительных затрат и не может быть решена одномоментно. При этом необходим комплексный учет социально-экономических, правовых и политических аспектов информатизации общества, всестороннее использование организационного, технологического, технического и нормотворческого опыта, полученного при развитии информационных пространств ведущих стран.1

© А. Ф. Минзанурова - асп. каф. государственного муниципального управления и социологии КГТУ.

1 Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующихгосударственных информационных ресурсов от 1.07.1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.