УДК 378.046.4
ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ
Розенберг И.Н, д.т.н., проф., НИИАС, Москва, Россия. E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье описаны методы обучения специалистов с применением информационных технологий. Описаны принципы организации информационной системы.. Описаны две группы действий обучаемых: тестовые и функциональные. Ключевые слова. Образование, обучение специалистов, информационные обучающие модели, тестирование.
PECULIARITIES OF THE INFORMATION TRAINING OF SPECIALISTS
I.NRosenberg, D.Sciens, Prof., NIIAS, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
Abstract. This article describes the methods of training of specialists using the automated system of distance learning for professionals. The principles of the system are described. The principles of the organization of an information system .. We describe two groups of trainees' actions: test and functional..
Keywords. Education, training, information learning model, testing.
Наряду с обучением студентов в настоящее время широко практикуется обучение и переподготовка специалистов, уже получивших образования. Это приводит в проблеме андрагогики [1, 2]. Следует отметить, что уровень информатизации при обучении специалистов намного выше [3]. Кроме того, в процессе обучения специалистов намного эффетивнее игровые методы обучения [4]. Совокупность указанных проблем и приводит к целесообразности создания специализированной автоматизированной системы дистанционного обучения (АС ДО) [5].
АС ДО предназначена для автоматизированного обучения и проверки знаний нормативных актов работниками станции. Отличительной особенностью данной системы является ее функционирование на основе адаптивных алгоритмов с использованием геоинформационных ресурсов ГИС «ObjectLand».
Основой системы является образовательный портал. Точкой входа в систему АС ДО является Web-сайт. Применение Web-технологий позволяет обеспечить распределенную архитектуру программного комплекса, централизацию данных и доступ к информации с любых рабочих мест, подключенных к сети.
Такой подход к построению системы позволяет упростить процесс установки, настройки, сопровождения и организовать эффективное использование системы в сети Интранет-Интернет
Построение системы АС ДО основано на ряде принципов. В первую очередь это маркетинг образовательных услуг [6], направленный на формирование адекватности
направления обучения. Еще одним принципом явилось создание обоснованной терминологической базы, как основы информационного образовательного поля [7]. К числу базовых принципов относится обучения с использованием динамических визуальных моделей, использование геоинформационной системы [8].
Функционирование системы АС ДО поддерживается следующими этапами: создание контента, коммуникация, самотестирование и тестирование, формирование итоговых материалов.
Этап создание контента. На этом этапе создается набор электронных учебных материалов: учебные материалы, материалы контроля знаний. основой создания контента являются информационные обучающие модели. Информационные модели, применяемые при обучении можно охарактеризовать как человеко анализируемые или человеко не анализируемые. Эти модели должны отвечать ряду требований: обозримость, воспринимаемость, временная согласованность, ресурсность, ситуационность.
Обозримость - свойство информационных обучающих моделей, состоящее в том, что человек в состоянии обозреть совокупность параметров и связей, входящих в модель коллекцию и понять ее как целое.
Воспринимаемость - свойство информационных обучающих моделей, состоящее в том, что человек в состоянии воспринять и понять данную информационную модель как отражение объективной реальности или ее практическое назначение.
Временная согласованность - свойство информационных обучающих моделей, состоящее в том, что человек в состоянии ее понять и работать с ней за допустимый в процессе цикла обучения временной интервал.
Ресурсность контента (в аспекте его освоения) - свойство информационных обучающих моделей, состоящее в том, что человек располагает интеллектуальными ресурсами [9] для работы с ним.
Ситуационность - свойство информационных обучающих моделей, состоящее в том, что образовательные сценарии моделируют реальную ситуацию и представляют собой некую информационную ситуацию [10, 11] в образовательном пространстве.
Этап коммуникация. На этом этапе осуществляется распространение электронного учебного курса. Распространение осуществляется через СПД ОАО «РЖД» (сеть передачи данных) по технологии Intranet.
Этап самотестирование и тестирование. На этом этапе обеспечивается возможность навигации по электронным учебным материалам и возможность проверки собственных знаний (самотестирование) обучающимся. Обратная связь, организуется за счет взаимодействия с моделью обучаемого. На данном этапе выполняется автоматическое
тестирование
Большое значение придается построению тестов с применением инструментов извлечения знаний. Это создается на основе коррелят [12] и оппозиционных переменных [13].
Этап формирование итоговых материалов. На данном этапе производится заключительная оценка знаний обучаемого, формирование файла, содержащего материалы об успеваемости обучаемого, в течение всего курса.
Основной информационной единицей [14] электронно-обучающих материалов является набор тестов - совокупность графических заданий с вариантами ответа и пояснениями ошибочных действий обучаемого.
В заданиях дается определенная информационная ситуация [10, 11], которая может возникнуть в процессе производственной деятельности работника. Обучающийся должен принять решение, адекватное заданной ситуации в аспекте соответствия нормативным актам и обеспечения безопасности движения.
Моделируются ситуации с отправлением, прохождением поездов на станции, взаимодействие с подчиненными структурами и исполнителями, ведение документации, подача ручных аварийных сигналов.
В случае принятия неправильного решения система выдает обучаемому поясняющий кадр, в котором дается полное разъяснение допущенной ошибки, правильные действия со ссылкой на пункты нормативов и правил и аварийные ситуации, произошедшие при ошибке такого типа. Этим осуществляется наряду с тестированием, автоматизированное обучение работника.
Определены основные цели для вовлечения работников станции в различные виды деятельности в обучающей системе. Первая цель - оценивание прогресса обучаемого Вторая цель - самообучение как средство повышения профессионализма и движения по карьерной лестнице.
В инструментарии заложена возможность создания объекта интеллектуальной собственностью каждым обучаемым, в частности возможность нового подхода решения задач.
В практике обучения есть две группы действий: тестовые и функциональные.
Тестовые действия (тесты) (да/нет [13] вопросы, вопросы с множественным выбором, вопросы с короткими ответами) созданы для проверки понимания обучаемого и предполагают минимальное творчество.
Функциональные действия вовлекают обучаемых в решение сложных задач, разработку или исследование. Курс обучения подразделяется на уроки, содержащие до 10-
ти кадров-заданий и необходимое количество обучающих кадров. Тестирование в большей степени направленно на оценку обучаемого, а уроки больше ориентированы на его обучение.
АС ДО обеспечивает работу пользователей всех уровней управления: линейном, отделенческом, дорожном, сетевом. Система обеспечивает доступ к данным для пользователей руководства департаментов ОАО «РЖД», руководства служб управления дорог, руководства отделов отделений дорог; ревизорского аппарата, руководителей и работников станций, предприятий хозяйств пути, электроснабжения, сигнализации и связи.
Задача проверки знаний (тестирования) выполняется следующим порядком: в каждом кадре тестируемому ставится конкретный вопрос по нормативному акту (ПТЭ, ИДИ, ИСИ) и приводится 3-4 альтернативных ответа; тестируемый выбирает один из них и, в зависимости от правильности ответа, программа ставит зачет-незачет. По общим результатам тестирования зачет или незачет определяется также автоматически.
Циклы обучения делятся на две качественные группы: уроки (обучение) и деловые игры (бизнес-игры).
Уроки. Задача автоматизированного обучения выполняется, в принципе, аналогично, но имеет свои особенности и включает дополнительные аспекты:
В кадрах-заданиях ставятся, как правило, не вопросы, требующие простых ответов, а задается с применением графики определенная ситуация, которая может возникнуть в процессе производственной деятельности работника, и последний должен принять решение, адекватное заданной ситуации в плане соответствия нормативным актам и обеспечения безопасности движения;
Приводится до 6-ти альтернативных решений. В случае принятия обучаемым правильного решения происходит переход к следующему кадру-заданию, а в случае принятия неправильного решения происходит переход в разъясняющий (обучающий) кадр, в котором разъясняются допущенные ошибки и приводится правильное решение (т. е. происходит процесс автоматизированного обучения без участия преподавателя);
Курс обучения подразделяется на УРОКИ , содержащие до 10-ти кадров-заданий и необходимое количество обучающих кадров;
Оценки в пятибалльной системе выводятся программой по каждому кадру-заданию (скрытно от обучающегося) и общая за урок, выводимая на монитор.
Деловые игры. В отличие от предыдущих уроков, в бизнес-игре отрабатываются не отдельные фрагменты деятельности дежурного по станции, а проигрывается целая рабочая ситуация. В данной игре отрабатывается цепь производственных действий ДСП, начиная с возникновения неисправности автоблокировки, для обнаружения которой по графическим
кадрам-заданиям уже требует от обучаемого достаточных практических навыков в работе за пультом управления - до отправления первого поезда по телефонным средствам связи (ТСС).
Ситуация проигрывается во всех деталях, чем достигается как задача тестирования обучаемых, так и их обучение в плане отработки практических навыков в работе. При анализе ситуации применяется визуальная модель, построенная с помощью ГИС [8].
Накопленный опыт применения дает основание рекомендовать примененные принципы для организации обучения специалистов с помощью информационных технологий.
Список литературы:
1. Ожерельева Т.А. Когнитивные особенности получения второго высшего образования // Перспективы науки и образования- 2013. -№3. - с106 -111.
2. Цветков В.Я. Особенности подготовки специалистов второго высшего образования // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2013. - №3. -с.50-55.
3. Розенберг И.Н. Построение автоматизированной системы дистанционного обучения для специалистов // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2013. - №2. -с.4-8
4. Майоров А.А, Соловьёв И.В., Купцов А.Б., Шкуров Ф.В.. Разработка модели требований к комплексу программно-технических средств обучения специалистов картографо-геодезического профиля методом компьютерной деловой игры// "Известия вузов. Геодезия и аэрофотосъемка", 2008. - № 5. - С. 79 -83.
5. Розенберг И.Н., Цветков В.Я., Матвеев С.И., Дулин С.К. Интегрированная система управления железной дорогой/ Под ред. В. И. Якунина. - М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2008 - 146 с.
6. Савиных В.П., Цветков В.Я. Маркетинг образовательных услуг // Геодезия и аэрофотосъемка. - 2007. - №4. - с. 169 - 176
7. Тихонов А.Н., Иванников А.Д., Цветков В. Я. Терминологические отношения // Фундаментальные исследования -2009. - № 5. - с.146- 148
8. Розенберг И.Н., Святов Д.С., Гитис С.А. Геоинформационная система Objectland // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2000. Т. 16. № 2. С. 361362.
9.Дулин С.К., Репьев А.В., Розенберг И.Н. Организация информационных ресурсов адаптивной обучающей системы // Системы и средства информатики. 2006. -Т. 16. -№ 1. -С. 321-338.
10. Розенберг И.Н., Цветков В.Я. Информационная ситуация. // Международный
журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2010. - 12. - с.126-127/
11. Viktor Ya. Tsvetkov. Information Situation and Information Position as a Management Tool // European Researcher, 2012, Vol.(36), № 12-1, p.2166- 2170
12. Viktor Ya. Tsvetkov. Framework of Correlative Analysis // European Researcher, 2012, Vol.(23), № 6-1, p.839- 844
13. Цветков В.Я. Использование оппозиционных переменных для анализа качества образовательных услуг // Современные наукоёмкие технологии. - 2008. - №.1 - с. 62-64
14. Цветков В. Я.Информационные единицы сообщений // Фундаментальные исследования. - 2007, - №12. - с.123 - 124