Научная статья на тему 'Особенности информационного обеспечения деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел по налоговым преступлениям'

Особенности информационного обеспечения деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел по налоговым преступлениям Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
483
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЭЛЕМЕНТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / ИНФОРМАЦИЯ ОТКРЫТОГО ДОСТУПА / ИНФОРМАЦИЯ ОГРАНИЧЕННОГО ДОСТУПА / ТАЙНА ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ ЛИЦА / КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТАЙНА / СЛУЖЕБНАЯ ТАЙНА / НАЛОГОВАЯ ТАЙНА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА / INFORMATION SUPPORT / MAINTENANCE INFORMATION / INFORMATION SUPPORT ELEMENTS / THE INFORMATION OF OPEN ACCESS / THE INFORMATION OF THE LIMITED ACCESS / SECRET OF PRIVATE LIFE OF THE PERSON / A TRADE SECRET / PROFESSIONAL SECRET / OFFICE SECRET / TAX SECRET / THE STATE SECRET

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тямкин Александр Васильевич, Щеглов Евгений Николаевич

В статье рассматриваются особенности информационного обеспечения деятельности специализированных органов внутренних дел по борьбе с налоговыми преступлениями. На основе анализа российского законодательства, а также полученных материалов сделаны выводы о наличии двух основных направлений, по которым осуществляется информационное обеспечение подразделений по налоговым преступлениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the present article features of information support of activity of specialized law-enforcement bodies on struggle against tax crimes are considered. On the basis of the resulted analysis of the Russian legislation and as the received materials conclusions are drawn on presence two basic directions on which information support of divisions on tax crimes is carried out.

Текст научной работы на тему «Особенности информационного обеспечения деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел по налоговым преступлениям»

А.В. Тямкин, Е.Н. Щеглов

доктор юридических наук, профессор

ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО НАЛОГОВЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ

FEATURES OF INFORMATION SUPPORT OF ACTIVITY OF OPERATIVE DIVISIONS OF LAW-ENFORCEMENT BODIES

ON TAX CRIMES

В статье рассматриваются особенности информационного обеспечения деятельности специализированных органов внутренних дел по борьбе с налоговыми преступлениями. На основе анализа российского законодательства, а также полученных материалов сделаны выводы о наличии двух основных направлений, по которым осуществляется информационное обеспечение подразделений по налоговым преступлениям.

In the present article features of information support of activity of specialized law-enforcement bodies on struggle against tax crimes are considered. On the basis of the resulted analysis of the Russian legislation and as the received materials conclusions are drawn on presence two basic directions on which information support of divisions on tax crimes is carried out.

Указом Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 г. №306 «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации» [1] Министерству внутренних дел Российской Федерации были переданы функции по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений упраздняемой Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации. Данные обязанности были возложены на Федеральную службу по экономическим и налоговым преступлениям МВД России, а точнее на Главное управление по налоговым преступлениям в составе данной службы. Таким образом, специализированные органы внутренних дел по борьбе с налоговыми преступлениями, несмотря на свою молодость, обладают навыками и опытом, унаследованными от упраздненной Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации.

В деятельности органов внутренних дел нередко выделяют два основных блока: основные и обеспечивающие функции. Кадровое, материально-техническое и информационное обеспечение относят к последнему. Следует отметить, что для оперативных подразделений ОВД полноцен -ный информационный оборот в форме сбора, получения, анализа и использования полученной информации является первостепенной задачей и обуславливает само наличие основной деятель -

ности по борьбе с преступностью. Для подразде -лений по борьбе с налоговыми преступлениями данный тезис особенно актуален.

В чем же заключается информационное обеспечение рассматриваемого органа? Анализ российского законодательства позволяет сделать вывод об отсутствии истинного определения информационного обеспечения. Рассмотрим научнопрактические источники по данному вопросу.

Информационное обеспечение — предоставление информации, необходимой для осуществ -ления какой-либо деятельности, оценки состоя -ния чего-либо, совершенствования чего-либо, предупреждения нежелательных (опасных) си -туаций и др. Основными требованиями, предъ -являемыми к информационному обеспечению, являются: полнота, достоверность, адресность, оперативность предоставления информации. В процессе обмена информацией можно выделить четыре основных компонента: отправитель — лицо, генерирующее идеи или осуществляющее поиск информации и передающее ее; сообщение; канал — средство передачи информации; получатель

— лицо, которому адресована информация [2].

Обеспечение информационное — создание информационных условий функционирования системы, обеспечение необходимой информацией, включение в систему средств поиска, полу -чения, хранения, накопления, передачи, обработ-

ки информации, организация банков данных. Создание информационного обеспечения — непременное условие построения и функционирования автоматизированных систем управления [3].

На основе проведенного анализа под информационным обеспечением деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел по налоговым преступлениям нами понимаются осуществляемые субъектами информационного оборота посредством определенных информационных технологий информационные процессы, направленные на создание условий для полно -ценного выполнения возложенных на орган функций по выявлению, пресечению и профилактике налоговых преступлений.

Элементами информационного обеспечения являются:

1. Информация:

а) открытого доступа;

б) ограниченного доступа:

- тайна частной жизни лица (персональные данные, семейная тайна, личная тайна, тайна межличностных коммуникаций);

- коммерческая тайна;

- профессиональная тайна (в том числе банковская);

- служебная тайна (в том числе специальная

— налоговая);

- государственная тайна.

2. Информационные процессы сбора, поиска, получения, обработки, предоставления и исполь -зования информации.

3. Субъекты информационного оборота (юридические лица, некоммерческие организации, должностные лица государственных и муниципальных органов, физические лица).

4. Информационные технологии — процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов.

5. Деятельность по реализации государственно-властных полномочий по борьбе с налоговыми преступлениями.

Специфика последнего элемента обеспечивает особенности оставшихся — усечен перечень информационных процессов, наибольший инте-рес представляет оперативно значимая конфиденциальная информация.

В научной литературе ведется дискуссия о месте налоговой тайны в системе информации ограниченного доступа. Напомним, в современном российском законодательс тве так или иначе указаны более пятидесяти видов тайн. Из них имеют достаточную правовую регламентацию лишь тайна частной жизни лица [4], ком -мерческая тайна [5], государственная тайна [6], а

также отдельные подвиды тайны профессиональной [7, 8].

Несмотря на пробельность и коллизионость правового регулирования, служебная тайна выделяется ведущими теоретиками информационного права в качестве самостоятельного института информации ограниченного доступа. Служебная тайна — конфиденциальная информация, защищаемая по закону и не являющаяся государственной тайной, ставшая известной в органах государственной власти и органах местного самоуправления на законных основаниях и в силу исполнения их представителями служебных обязанностей, а также служебная информация о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен федеральным законом [9].

Информация, составляющая налоговую тай -ну, обладает всеми указанными в данной дефиниции признаками, в связи с чем может быть определена как разновидность служебной тайны. В соответствии со статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации [10], налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

2) об идентификационном номере налогоплательщика;

3) о нарушениях законодательства о нало -гах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам).

Следует отметить следующий недостаток данного определения. Налогоплательщиками в Российской Федерации являются физические и юридические лица, обязанные в соответствии с законодательством платить налоги. Отнесение любых сведений, предоставленных в органы внутренних дел этими субъектами, к налоговой тайне чрезмерно расширяет перечень конфиденциальной информации. Дискуссионным также представляется тот факт, что лишь информация о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответс твенности за эти нарушения не может являться налоговой тайной. Полагаем, что в целом нарушение законодательства Российской Федерации, по которому вступило в силу законное решение, не может быть тайной.

Следует обратить внимание на то, что указанная выше дефиниция определяет и состав субъектов, создающих в рамках служебной дея-тельности налоговую тайну — налоговые органы, органы внутренних дел, органы государственного внебюджетного фонда и таможенные органы. Конкретизируя круг субъектов в рамках органов внутренних дел, следует рассмотреть положения Приказа МВД РФ от 26 декабря 2003 г. №1033 « Об утверждении Перечня должностных лиц системы МВД России, пользую -щихся правом доступа к сведениям, составляю -щим налоговую тайну» [11]. В полном объеме с данными сведениями могут быть ознакомлены:

- Министр внутренних дел, его заместители;

- руководители Департамента экономической безопасности и правового департамента МВД России;

- руководители ГУ МВД по федеральным округам;

- руководители МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации;

- руководители подразделений по налоговым преступлениям и правовому обеспечению МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации;

- руководители Следственного комитета при МВД России, следственных управлений на уровне федерального округа, субъекта Российской Федерации.

В объеме, необходимом для выполнения должностных обязанностей, определенных по -ложениями о соответствующих подразделениях, к налоговой тайне имеют доступ руководители и сотрудники следственных подразделений, подразделений по борьбе с налоговыми преступлениями и подразделений правового обеспечения нижестоящего уровня.

В объеме представленных на экспертизу документов с налоговой тайной знакомятся руководители и сотрудники экспертно-криминалистических подразделений МВД России.

Полагаем необходимым отметить тот факт, что указание на доступ представителей следственных подразделений при МВД России произведено в отдельном списке, что, однако, никак не мотивировано. Следует думать, что данные должностные лица имеют право на ознакомление с налоговой тайной в полном объеме в период производства доследственной проверки материа -ла на наличие признаков состава преступления и в рамках осуществляемого предварительного расследования. Говоря о должностных лицах подразделений правового обеспечения, следует учитывать вектор их служебной деятельности — контрольную и обеспечивающую функцию.

Таким образом, наиболее полный первичный доступ к информации, составляющей налоговую

тайну, имеют сотрудники подразделений по на -логовым преступлениям.

Особого внимания заслуживает сфера ин-формационных технологий. Первым шагом по внедрению в рассматриваемую сферу иннова-ционных информационно -технических реше -ний явилось создание Единого государствен -ного реестра налогоплательщиков [12]. В раз -витие данной сферы принято также Постанов -ление Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. №110 «О совершенствовании процедур госу-дарственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [13], которым утверждаются Пра-вила ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков и Правила взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц в случае их реорганизации.

Помимо того, существует ряд иных информационных систем, банков и баз данных местно -го, регионального и федерального уровня, содержащих сведения о налогоплательщиках Ис-следование данных систем в рамках настоящей статьи проводиться не будет, так как заслужива -ет отдельного исследования.

На основе анализа приведенного выше материала следует сделать вывод о том, что информационное обеспечение подразделений по налоговым преступлениям осуществляется по двум основным направлениям:

1. Обеспечение доступа к полной и достоверной информации, достаточной для осуществления деятельности по борьбе с налоговыми преступлениями, а также обеспечение сохранности данной информации.

2. Защита от разглашения сведений, состав -ляющих в соответствии с федеральным законодательством Российской Федерации информацию ограниченного доступа.

Резюмируя вышесказанное, представляется возможным сделать вывод о незавершенности правового урегулирования сферы осуществления органами внутренних дел полномочий по борьбе с налоговыми преступлениями. Определенный положительный эффект может быть получен при нормативном закреплении разработанного поня -тия «информационное обеспечение подразделений по налоговым преступлениям», а также при устранении коллизионности понятия «нало -говая тайна», приведенного в Налоговом кодексе Российской Федерации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 г. №306 // СПС « Консультант Плюс», 2010 (дата обращения: 14.04.2010).

2. Российская энциклопедия по охране труда: в 3 т. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2007.

3. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Старо -дубцева. — 5-е изд., перераб. и доп.. — М.: ИНФРА -М ,2007. — 495 с.

4. О персональных данных: Федеральный за -кон Российской Федерации от 27 июля 2006 года №152-ФЗ // СПС « Консультант Плюс», 2010 (да -та обращения: 14.04.2010).

5. О коммерческой тайне: Федеральный закон Российской Федерации от 29 июля 2004 г. №98-ФЗ // СПС «Консультант Плюс», 2010 (дата обращения: 14.04.2010).

6. О государственной тайне: Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года №5485-1 // СПС «Консультант Плюс», 2010 (дата обращения: 14.04.2010).

7. О средствах массовой информации: Федеральный закон Российской Федерации от 27 де -кабря 1991 года №2124-1 // СПС «Консультант Плюс», 2010 (дата обращения: 11.04.2010).

8. Об адвокатской деятельности и адвока-

туре: Федеральный закон Российской Федера-ции от 31 мая 2002 года №63-ФЗ // СПС «Кон -сультант Плюс», 2010 (дата обращения:

11.04.2010).

9. Лопатин В.Н. Информационное право:

Учебник / И.Л. Бачило, В.Н. Лопатин,

М.А.Федотов. - СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2005. — С. 431 — 434.

10. Налоговый кодекс Российской Федера-

ции от 31 июля 1998 года №146-ФЗ // СПС «Кон -сультант Плюс», 2010 (дата обращения:

11.04.2010).

11. Об утверждении Перечня должностных лиц системы МВД России, пользующихся пра -вом доступа к сведениям, составляющим нало -говую тайну: Приказ МВД Российской Феде -рации от 26 декабря 2003 г. №1033 // СПС «Консультант Плюс», 2010 (дата обращения:

01.04.2010).

12. О порядке ведения единого государственного реестра налогоплательщиков: Постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 г. №266 (утратило силу) // СПС «Консультант Плюс», 2010 (дата обращения:

01.04.2010).

13. О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпри-нимателей: Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. №110 // СПС « Консультант Плюс», 2010 (дата обращения: 01.04.2010).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.