ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ АВТОДИЛЕРОВ
А.А. Остроумов,
соискатель кафедры коммерции и логистики Санкт-Петербургского государственного экономического университета
В статье рассмотрены особенности осуществления автодилерской деятельности, влияющие на организацию логистических потоков и функционирование логистических систем автодилеров, проведён анализ автомобильного рынка с точки зрения тенденций развития российских автодилеров. Выделены ключевые логистические потоки, дана их характеристика, произведено разделение интегрированных логистических систем автодилеров на внутреннюю и внешнюю (во взаимосвязи с принципиальными для автодилеров контрагентами). На основе построения схемы интегрированной логистической системы автодилера выявлены основные требования к информатизации логистических процессов автодилеров.
Ключевые слова: автодилер, логистическая система, информационно-логистическая система, логистические процессы, информатизация
ББК У542.152.36-36,0
Производственно-коммерческие системы, являющиеся разновидностью экономических, по своей природе также могут быть названы логистическими, поскольку их функционирование связано с циркулированием различных видов экономических потоков: материальных, сервисных, финансовых, информационных. При этом материальные, сервисные и финансовые потоки можно рассматривать как первичные, которые порождают информационные потоки — вторичные по своей природе. Информационные потоки несут в себе всё многообразие сведений об управляемой системе, которой является производственно-коммерческая деятельность. Следовательно, основное назначение информационных потоков — это управление производственно-коммерческой деятельностью, а одним из путей повышения его эффективности является совершенствование информационной системы, которое заключается в повышении степени информатизации логистических процессов. Информатизация логистических процессов автодилеров является актуальной, поскольку автодилерская деятельность деятельности характеризуется следующими логистическими проблемами:
1) глобальный охват пунктов производства автомобилей;
2) недостаточный уровень интеграции отдельных звеньев в цепи поставок;
3) необходимость постоянных взаимоотношений и наличия актуальной достоверной информации у звеньев цепей поставок о деятельности друг друга;
4) соблюдение точности и взаимной выгодности финансовых расчётов между звеньями логистической цепи.
Сформулированные требования требуют разработки новых подходов к информатизации логистических процессов автодилеров, а масштаб значимости этой проблемы подтверждается той ролью, которую автодилеры играют в современной экономической системе страны.
Роль автодилеров как субъектов национальной экономики тесно взаимосвязана с состоянием и перспективами развития российского автомобильного рынка. Автомобильный рынок России на сегодняшний день активно развивается и является одним из наиболее динамично растущих в мире: в 2012 году показатели продаж автомобилей в России превысили уровень докризисного 2008 года.
При этом рост продаж автомобилей в 2012 году по сравнению с уровнем 2011 года составил 10% в натуральном и 21% в денежном выражении [3], и выше он был только в США
Рис. 1. Российский автомобильный рынок в сравнении с крупнейшими мировыми в 2012 году
и Японии. В то же время по ёмкости рынка Россия уступает таким странам, как США, Япония, Китай и Германия, что предопределяет перспективы роста в будущем.
В 2012 году основной объём продаж приходился на иномарки, при этом как импортные, так и произведённые на территории России. Факт роста объёмов продаж импортных автомобилей налицо: он составил 33,6% от всего объёма реализованных в России автомобилей в 2011 году и 35,0% — в 2012 году. В количественном выражении рост составил 10,4% [3]. Значительная доля импортных автомобилей, продающихся на территории России, предопределяет специфику логистической деятельности большинства российских автодилеров.
На конец 2012 года автодилерская деятельность на территории России была представлена более 4200 автодилер-скими центрами, при этом рост их числа по сравнению с 2011 годом составил порядка 5% [2], что свидетельствует о расширении масштабов и значения этой группы субъектов автомобильного рынка России. Следует отметить, хотя «Автоваз» является лидером по числу имеющихся автодилеров (доля в общем числе автосалонов — 10,3%), в совокупности число автодилерских центров зарубежных производителей оказывается значительно большим, и для большинства из них актуально участие в продажах импортных автомобилей. Кроме того, именно зарубежные бренды отличались в 2012 году лучшей динамикой развития автодилерских сетей: 2-3 автосалона в крупных городах в год [2]. Отмеченные тенденции означают, что организация участия в движении и продажах импортных автомобилей является актуальной логистической проблемой значительного числа автодилеров.
Кроме того, сегодня тенденцией стало развитие мульти-брэндовых автодилеров, которые предлагают покупателю сразу несколько автомобильных марок: это существенно усложняет взаимоотношения с контрагентами во внешней среде и, соответственно, структуру интегрированных цепей поставок. Ещё одной тенденцией автомобильного рынка России в последнее время стало то, что на автодилеров возложено выполнение обязанностей по гарантийному и постгарантийному ремонту автомобилей и их техническому обслуживанию. Это в свою очередь предполагает необходимость тесного взаимодействия с поставщиками запчастей, причём по нескольким различным производителям, коль скоро большинство автодилеров являются мультибрэндовыми.
Понятие дилера предполагает осуществление юридическим лицом посреднической деятельности, заключающейся в проведении сделок купли-продажи с целью перепродажи определённого товара, от своего имени, за счёт своих средств и на свой риск. Это означает, что дилер выступает звеном интегрированной цепи поставок на пути товара от производителя к покупателю, и логистические операции и процессы по организации движения товара от производителя к потребителю в связи с этим составляют основу его деятельности. Эффективность основной деятельности автодилера, в свою очередь, определяется эффективностью функционирования логистической системы как внутри автодилера, так и в его взаимосвязи с контрагентами.
Автодилерская деятельность, как разновидность дилерства, характеризуется следующими специфическими чертами, обусловленными особенностями развития автомобильного рынка и организационных систем автодилерских структур:
1) операции по продаже автомобилей конечным покупателям осуществляются как на условиях предзаказа (к этой модели постепенно переходит всё большее число производителей), так и на условиях продажи автомобилей со склада автодилеров;
2) при покупке автомобилей со склада автодилеров покупатель выбирает одну из имеющихся стандартных комплектаций;
3) при размещении предзаказа покупатель совместно с сотрудником автодилера определяет спецификацию заказываемого автомобиля, и при этом степень кастомизации заказываемых автомобилей постоянно повышается;
4) в случае, когда речь идет об автодилерах, представляющих на рынке зарубежные автомобильные бренды, непосредственного прямого взаимодействия с производителем автомобилей не происходит, а операции по передаче размещённых заказов на производство, по доставке на территорию России и по таможенной расчистке поставляемых автомобилей осуществляет представительство владельца зарубежного автомобильного бренда на территории России: это усложняет структуру логистических процессов в цепях поставок автомобилей на стадии их движения от производителя до автодилера;
5) на автодилера возложены функции по послепродажному обслуживанию проданных автомобилей, в том числе по техническому обслуживанию и ремонту (как гарантийному, так и негарантийному);
6) в связи с расширением обязанностей по послепродажному обслуживанию у автодилеров образуется новая довольно сложная с точки зрения логистических процессов сфера: заказ, поставка и складирование запчастей, необходимых для послепродажного обслуживания;
7) одной из тенденций последних лет стало превращение автодилеров из монобрендовых в мультибрендовые, когда один автодилер представляет на рынке автомобили нескольких независимых производителей, что в свою очередь предполагает необходимость построения системы взаимоотношений со множеством контрагентов (представительствами, производителями, поставщиками запчастей и т.д.);
8) последние годы ознаменовались увеличением ёмкости региональных автомобильных рынков, в связи с чем многие российские автодилеры выстраивают сетевые структуры с несколькими автосалонами не только в крупных городах, которые характеризуются развитой региональной логистической инфраструктурой (например, Москва и Санкт-Петербург), но и в регионах с низким уровнем развития последней, что также приводит к усложнению логистических процессов и операций;
9) несмотря на то, что нередко понятие дилерства связано с заключением договоров, обеспечивающих эксклюзивное представительство дилера на определённой закреплённой территории, сегодня в практике соглашений автодилеров с производителями такие случаи практически не встречаются, и отсутствие эксклюзивности дилерства приводит к ужесточению конкуренции между дилерами, представляющими одни и те же автомобильные бренды, а следовательно, предъявляет повышенные требования к эффективной организации логистических систем автодилеров.
Отмеченные особенности автодилерской деятельности позволяют утверждать, что специфичность логистики российских автодилеров в части взаимодействия с внешними контрагентами в интегрированных цепях поставок проявляется в следующих моментах:
1) значительная доля импортных автомобилей предполагает включённость автодилеров в интегрированные цепи поставок, в рамках которых имеют место в том числе импортные операции, операции, связанные с таможенной расчисткой;
2) мультибрендовый формат большинства автодилеров требует взаимодействия одновременно с несколькими производителями или их представительствами;
3) необходимость оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту проданных автомобилей вынуждает автодилеров налаживать сотрудничество с поставщиками запчастей и включать их в свои логистические процессы.
Специфичность логистики автодилеров во внутренней среде также определяется рядом особенностей автодилер-ской деятельности:
1) наряду с включённостью в интегрированные цепи поставок от производителя, находящегося за рубежом, к конечному потребителю в России, логистическая деятельность автодилеров связана с развитием их сетевого формата и более глубоким проникновением на региональные рынки, что усложняет внутреннюю логистическую систему;
2) приобретение автомобилей конечными покупателями у автодилеров происходит на условиях предзаказа; кроме того, на стадии оформления предзаказа определяется ряд параметров приобретаемого автомобиля, которые делают заказ высоко индивидуализированным и предполагают высокую степень кастомизации;
3) по некоторым автомобильным маркам продажи осуществляются до сих пор не на условиях предзаказа, а со склада, в связи с чем для автодилера актуален, с одной стороны, поиск моделей расчёта оптимального размера заказа, а с другой стороны, совмещение такой модели закупок с осуществлением закупок, увязанных с поступившими предзаказами;
4) по каждому проданному автомобилю автодилеры оказывают широкий комплекс постпродажных услуг, включая техническое обслуживание, гарантийный и постгарантийный ремонт;
5) средний срок владения автомобилем в России — 3-4 года [1], что существенно ниже, чем за рубежом, и требует установления долгосрочных взаимоотношений с покупателями для того, чтобы следующий автомобиль приобретался у того же автодилера.
Сложность и многоаспектность логистических систем автодилеров предопределяют необходимость построения интегрированных логистических систем. Реализация интегрированности логистической системы при этом необходима в двух плоскостях:
1) обеспечение интеграции отдельных сфер и бизнес-процессов внутри организации: здесь ключевым является объединение в единую систему движения и управления четырёх типов потоков, с которыми оперирует логистика автодилера;
2) обеспечение интеграции отдельных, формально независимых звеньев логистической системы в цепях поставок.
Основными потоками, которые имеют место при осуществлении взаимодействия автодилеров с внешними контрагентами, являются:
1) материальные: движение автомобилей и запчастей;
2) сервисные: оказание услуг покупателям;
3) финансовые: движение денежных средств, связанных с расчётами за автомобили и запчасти;
4) информационные: движение документов, связанных с материальными, нематериальными и финансовыми потоками.
Структурирование логистических потоков во внутренней среде автодилера приведено в табл.1.
Таблица 1
Структура внутренних логистических потоков автодилера
Для более детального структурирования внутренних логистических потоков автодилера необходимо детальное изучение его организационной структуры. В наиболее общем виде структура современных автодилеров представляет собой трёхуровневую систему:
1) на верхнем уровне работает головная компания, которая аккумулирует в себе подразделения бэк-офиса, организованные, как правило, по функциональному принципу (в рамках некоторых функциональных подразделений также существует деление по дивизионному принципу);
2) на среднем (региональном) уровне представлены подразделения мидл-офиса, которые включают в себя функциональные подразделения, дублирующие функции бэк-офиса на региональном уровне;
3) на нижнем уровне работают автосалоны, осуществляющие непосредственное взаимодействие с потребителями и представляющие собой группу подразделений фронт-офисов.
В некоторых случаях мидл-офис и фронт-офис оказываются объединёнными (в случае, если на региональном рынке существует только один автосалон. Он, как правило, также включает в себя функциональные подразделения управления бизнесом автодилера на региональном уровне), однако достижение большей полноты и универсальности результатов требует рассмотрения случая наличия у автодилера трёх уровней организационной структуры.
Основными группами контрагентов, с которыми взаимодействуют в процессе осуществления своей деятельности автодилеры, являются:
1) производители (в случае, когда взаимодействие не опосредовано представительством производителя);
2) представительства (чаще всего такая схема взаимодействия имеет место, когда речь идёт о дилерстве по зарубежным автомобильным брендам);
3) поставщики запчастей;
4) транспортные компании, которые осуществляют доставку автомобилей до склада автодилера;
5) покупатели.
В целях унификации возможна замена понятий представительства и производителя одним субъектом, в качестве которого в дальнейшем используется производитель как конечное звено логистической цепи в этой ветви логистических взаимодействий автодилера.
Обобщение логистических потоков автодилера в его взаимосвязи с основными контрагентами позволяет построить следующую схему интегрированной логистической системы автодилера (рис.2).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что логистическая система автодилера базируется на потоковой концепции, как того требует логистический подход к управлению, и представляет собой организацию и управление логистическими процессами, конечной целью которых является обеспечение потребителей автомобилями и услугами по их обслуживанию, и которые состоят из следующих основных логистических элементов:
1) закупка автомобилей и запчастей;
2) транспортировка автомобилей и запчастей;
3) таможенная расчистка автомобилей и запчастей (в случае необходимости;
4) складирование автомобилей и запчастей;
5) продажа автомобилей и запчастей;
6) техническое обслуживание и ремонт автомобилей.
Схема интегрированной логистической системы автодилера позволяет выявить в ней следующие особенности организации движения логистических потоков:
1) внутренняя логистическая система имеет довольно простые схемы движения материального, нематериального и финансового потоков; во взаимодействии с контрагента-
Логистические потоки Логистические операции
Материальный Перемещение автомобилей и запчастей в структурных подразделениях автодилера.
Сервисный Выполнение отдельных операций и работ в рамках основной деятельности в структурных подразделениях автодилера.
Финансовый Движение денежных потоков между подразделениями организации.
Информационный Движение документов и другой информации между структурными подразделениями.
Рис. 2. Интегрированная логистическая система автодилеров
■VI
со
ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА
ми в случае движения материального, нематериального и финансового потоков участвует ограниченное число подразделений: склад, отдел сервиса, бухгалтерия;
2) наиболее сложной является организация информационных потоков как во внутренней логистической системе, так и в случае взаимодействия внутренней логистической системы с контрагентами: в организации информационных потоков участвует сравнительно большее число подразделений;
3) информационные потоки с контрагентами организованы таким образом, что с одним контрагентом взаимодействует несколько структурных подразделений автодилера, что требует согласованности информационных потоков между собой.
Анализ особенностей организации логистических потоков внутри автодилера и в его взаимодействии с внешними контрагентами позволяет предположить, что простота движения материальных, сервисных и финансовых логистических потоков обусловлена сложностью информационных потоков: так, вместо движения в несколько этапов других видов потоков, происходит многоступенчатое движение информационных потоков. В частности, отсутствие необходимости содержания складов на уровне бэк-офиса и мидл-офисов обусловлено тем, что циркулирование информации от фронт-офисов к мидл- и бэк-офису и в дальнейшем — к поставщикам и производителям позволяет таким образом скоординировать движение материальных потоков, чтобы от производителей и поставщиков материальный поток сразу приходил на склад фронт-офиса. Данное предположение позволяет выдвинуть гипотезу о том, что чем эффективнее организованы информационные потоки, тем более простой и менее затратной является организация движения других видов логистических потоков (материальных, сервисных, финансовых). Другими словами, информатизация логистических процессов автодилеров является актуальным направлением совершенствования логистического менеджмента автодилерских структур с точки зрения эффективности управления логистической системой.
Эффективность логистической системы можно определить как степень соответствия целевому состоянию логистической системы по исчерпывающему списку критериев, которые должны включать в себя две группы показателей:
1) показатели выполнения логистических задач логистической системы;
2) показатели экономической эффективности логистической системы.
Информатизация логистических процессов автодилеров, нацеленная на повышение эффективности логистической системы, предполагает необходимость формирования
интегрированной информационно-логистической системы, которая должна отражать целостную логистическую систему как внутри автодилера, так и в его взаимосвязи с внешними контрагентами по всем четырём видам логистических потоков на любой момент времени. Переход к феномену информационно-логистической системы предполагает уход от традиционного понимания информационных систем в логистике, которые предназначены для информатизации решения отдельных логистических задач и выполнения отдельных логистических функций, как правило, не связанных в единую систему внутри организации и не коррелирующие с информационными системами внешних контрагентов.
Таким образом, информационно-логистическая система автодилера представляет собой исчерпывающую совокупность компонентов и процессов, необходимых для сбора, обработки, хранения и распространения информации с целью поддержки принятия решений, управления и анализа всех логистических потоков, включая материальные, сервисные, финансовые и информационные.
Особенностями информационно-логистической системы как единой совокупности являются следующие:
1) на эффективность системы влияют показатели, характеризующие эффективность собственно логистической системы;
2) на эффективность системы влияют показатели, характеризующие эффективность информационной системы;
3) эффективность информационно-логистической системы как единого комплекса находит отражение в комплексе интегральных показателей качественного и количественного характера: по ней можно судить как об эффективности логистической системы компании, так и о потенциале эффективного управления логистической системой, поскольку управление происходит в первую очередь посредством применения информационных систем.
Тот факт, что информационно-логистическая система представляет собой систему управления логистической системой компании на основе применения информационных систем, предопределяет необходимость реализации в ней не частного выбранного уровня управления, а интеграции всех уровней управления.
Учитывая, что цель информационно-логистической системы — управление логистическими процессами, необходимым требованием к её функционированию является отсутствие разрыва между протеканием логистического процесса и его отражением в информационной системе. Другими словами, информационно-логистическая система должна работать в режиме реального времени, поскольку только в этом случае обеспечивается максимизация эффективности процесса управления.
Литература
1. Грамматчиков А. Показное потребление // Эксперт Авто. — 2012. — №3 (128).
2. Дилерские сети автопроизводителей в РФ — декабрь 2012 года // Интернет-ресурс: http://www.asroad.org/stat/avtostat/. Дата обращения: 20.02.2013.
3. Рут С., Литвиненко С. Автомобильный рынок России в 2012 году: результаты и перспективы // Интернет-ресурс: http://www. pwc.ru/en_RU/ru/automotive/assets/2013-automotive-press-briefing.pdf. Дата обращения: 04.03.2013.