ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Канд. экон. наук Е. В. Бурденко Д. Неречова
ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ РОССИИ И СОВРЕМЕННАЯ АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
ГОСУДАРСТВА
В статье анализируется развитие инфляционных процессов и проводимой антиинфляционной политики в России в период с 1992 по 2013 г. На основании проведенного исследования сделан вывод о влиянии антиинфляционной политики на банковскую систему, на отечественные предприятия, доходы населения.
Ключевые слова и словосочетания: инфляционные процессы, антиинфляционная политика, уровень инфляции, банковская система, инфляционное таргетирование.
Инфляционные процессы являются одной из наиболее острых и актуальных проблем макроэкономической нестабильности во всех странах мира. Они стали проявляться еще в XX в., когда произошел переход к массовому использованию бумажных денег. Что касается современной экономики, то инфляция выступает ее постоянным компонентом, проникающим во все сферы экономической жизни и разрушающим ее структуру и сбалансированное развитие.
На сегодняшний день существует множество способов борьбы с инфляционными процессами, но, как показывает практика, они не справляются с полной ликвидацией этого экономического феномена. Главная задача государства по отношению к инфляционным процессам и стабилизации экономики в ее полном масштабе состоит в разработке наиболее эффективной программы антиинфляционной политики в зависимости от экономической ситуации в стране.
Дореформенная планово-распределительная система хозяйствования в России, породившая диспропорции в структуре народного хозяйства, способствовала возникновению инфляционных процессов. При трансформации экономической системы не были учтены эти особенности. Поскольку серьезные отечественные разработки в данной области отсутствовали, то теоретической базой конкретных антиинфляционных действий правительства стала монетарная теория инфляции. Последствия этой политики до сих пор вынуждают принимать временные меры, для исправления ситуации, не имея при этом реальной долговременной концепции.
Можно выделить следующие этапы в развитии инфляционных процессов и проводимой антиинфляционной политики государства:
1. «Шоковая терапия» в период с 1992 по 1997 г. В начале 1990-х гг. во время перехода национальной экономики на рыночные принципы функционирования Россия столкнулась с серьезными инфляционными проблемами. Для их решения была использована программа финансовой стабилизации, предложенная Международным валютным фондом.
Основными элементами программы были либерализация цен на товары и услуги, беспрецедентная по своим масштабам и скорости приватизация, охватившая примерно 80% государственной собственности, либерализация внешнеэкономической деятельности, включая переход к плавающему курсу рубля, борьба с высокой инфляцией, возникшей в результате подобной политики путем урезания доходов широких слоев населения. Эти меры представляли наиболее радикальный вариант перехода к рыночной экономике. В результате в стране разразился глубокий стагфляционный кризис (производство упало более чем вдвое, инвестиции сократились до минимального объема, инфляция в 1993 г. составила 248%).
Антиинфляционная политика проводилась путем сжатия денежной массы (коэффициент монетизации сократился с 73% в 1990 г. до 15% в 1995 г.), что привело к росту неплатежей, переходу к бартерной экономике, долларизации, возрастанию социальной напряженности в стране.
2. Сдерживание инфляции в период с 1998 по 2000 г. До первой половины 1998 г. снижение инфляции происходило в основном за счет сокращения производства. Это резкое падение заметно сократило поступление налогов в государственный бюджет и обусловило хроническую дефицитность производства. В 1998 г. была проведена деноминация национальной валюты с целью укрепления рубля, но 17 августа 1998 г. произошел дефолт, который дал толчок к новому витку инфляции (уровень инфляции 1998 г. составил 68,1%).
3. Ползучая инфляция в период с 2001 по 2005 г. (уровень инфляции в 2001 г. составлял 20,5%, в 2005 г. - 10,1%). Антиинфляционная политика проводилась монетарными методами: сдерживание реальных доходов населения, преимущественное развитие сырьевых отраслей при стагнации или деградации обрабатывающей промышленности, ограничение новых капиталовложений в экономику страны.
4. Стабильная инфляция с 2006 по 2008 г. (уровень инфляции в 2006 г. составлял 9,0%, в 2008 г. - 13,3%). Этот период характеризуется высокой степенью использования факторов производства (капитала и труда), ростом номинальной заработной платы, ухудшением баланса электроэнергии, транспортными проблемами.
В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утвержденной Правительством РФ в январе 2006 г., была поставлена задача добиться снижения уровня инфляции в 2006 г. до 7,0-8,5%, в 2007 г. - до 6,0-7,5% и в 2008 г. - до 5,0-6,0%. Однако достичь указанных показателей не удалось. В 2006 г. уровень инфляции составил 9,0%, а в 2007 г. возрос до 11,9%. В 2008 г. продолжился рост цен, уровень инфляции почти в 2 раза превысил прогноз значения правительства и составил 13,3%.
По мнению экспертов Всемирного банка, российская экономика вступила в стадию «перегрева». Для снижения избыточной ликвидности, охлаждения внутреннего спроса и снижения темпов заимствований было рекомендовано провести политику «дорогих денег». Основными параметрами данной политики выступали высокие процентные ставки по предоставляемым финансовым ресурсам. В результате объем задолженности банковской системы перед Банком России снизился на 1,4 трлн рублей с начала года.
Денежная политика была столь жесткой (в условиях кризиса), что руководство экономического блока правительства РФ и большинство экспертов ожидали вторую волну кризиса, содержанием которой должны были выступить «плохие деньги».
5. Кризис 2009 г. Центральный банк повысил ставку рефинансирования, что привело к росту процентных ставок по предоставляемым финансовым ресурсам; провел девальвацию рубля. Осенью 2009 г. инфляция снизилась (при укреплении рубля) за счет падения доходов населения, снижения внутреннего спроса, падения объемов производства. Максимальный вклад в ликвидацию угрозы второй волны кризиса был осуществлен за счет масштабной экспансии. Резкий рост бюджетных расходов не только снял с повестки дня угрозу корпоративных дефолтов, но и обеспечил снижение процентных ставок на денежном рынке, а также настоящее ценовое ралли на рынке акций и облигаций.
6. Умеренная инфляция в период с 2010 по 2013 г. (уровень инфляции 2010 г. - 8,5%, 2012 г. - 6,4%) при росте доходов населения и оживлении национального производства.
Таким образом, в период с 1992 по 2008 г. прослеживается тенденция использования антиинфляционной политики, основывающейся на монетарных методах. После непосредственного начала финансового кризиса в России в сентябре - октябре 2008 г. наиболее остро встал вопрос о нормальном функционировании национальной банковской системы. Среди прямых угроз были нарушение системы финансовых расчетов между субъектами хозяйственной деятельности, паника банковских вкладчиков, способная спровоцировать масштабный отток средств физических лиц из банковской системы, массовые дефолты корпораций и банков по внешнему и внутреннему долгу, снижение стоимости акций и облигаций до уровня, находящегося вне системы рыночных отношений.
Правительство РФ и Банк России, осознав реальность перечисленных угроз, реализовали масштабную финансовую поддержку банков и предприятий, причем в кратчайшие сроки. Так, Внешэкономбанком было инвестировано 175 млрд рублей в российские «голубые фишки», банковская система получила финансирование в объеме почти 4 трлн рублей, а корпорации для расчетов по внешнему долгу - 11 млрд долларов1. Инфляция при масштабной государственной денежной помощи не столько возросла, сколько оставалась высокой. Ее сохранению на высоком уровне (13-14% к соответствующему месяцу) в начале 2008 г. способствовала также девальвация рубля, обусловленная падением цен на нефть и паническим спросом на иностранную валюту со стороны банков, предприятий и населения. Кризис 2008 г. остро поставил проблему нормального функционирования национальной банковской системы, взаимодействия банков и отечественных предприятий, падения доходов населения.
Банк России в 2013 г. и на период до 2015 г. сохранит преемственность реализуемых принципов денежно-кредитной политики и планирует к 2015 г. перейти к режиму таргетирования инфляции. Данный режим денежно-кре-
1 Ведев А. Л., Косарев А. Е. Инфляция в период кризиса // Вопросы статистики. - 2009. - № 12. - С. 30-31.
дитной политики считается наиболее эффективным в борьбе с инфляцией. Он подразумевает публичное объявление целевых значений инфляции на определенную перспективу, а стабильность цен становится долгосрочной целью. Другие цели, такие как полная занятость или относительная стабильность обменного курса, также могут учитываться, но являются второстепенными. При этом государство четко придерживается поставленных целей и добивается их. Режим таргетирования инфляции ведет к снижению инфляционных ожиданий.
Инфляционное таргетирование позволяет избежать конфликта интересов, поскольку главной целью денежно-кредитной политики становится не стимулирование высокого уровня занятости или роста производства, а плановое «создание» инфляции. Кроме того, на его основе можно принять антиинфляционные меры еще до наступления инфляции. Страны, применяющие процедуру инфляционного таргетирования, считают, что она помогает повысить эффективность денежно-кредитной политики по сравнению со стандартными приемами, к которым прибегают центральные банки.
Опыт стран, применяющих инфляционное таргетирование, говорит о том, что для достижения высоких макроэкономических результатов при переходе к такому режиму необходимо соблюдение следующих условий:
- центральный банк должен обладать легальной автономией и не испытывать давления со стороны властей, которые будут заинтересованы в принятии мер против инфляции;
- ценообразование должно быть свободным;
- экономика не должна испытывать сильной зависимости от мировых цен на экспортируемое сырье;
- устанавливается прогнозируемый уровень колебаний обменного курса;
- в финансовой сфере поддерживается минимальный уровень долларизации;
- банковская система устойчива, финансовые рынки развиты;
- статистическая база надежна, аналитики имеют высокую квалификацию;
- центральный банк должен иметь надежную методику определения базовой и других видов инфляции, оперативно анализировать текущую динамику изменения потребительских цен и быть способен достоверно ее прогнозировать во временном периоде.
Также следует обратить внимание на то, что особенностью российской экономики является ее экспортно-сырьевая направленность. В условиях роста цен на сырье укрепление рубля негативно влияет на несырьевой экспорт, для которого оно означает увеличение издержек. Однако в такой ситуации возможности ЦБ РФ по сдерживанию укрепления рубля все равно ограничены, так как перед ним стоит задача обеспечения стабильности цен, а поддержание неизменного обменного курса приводит к росту денежного предложения и инфляции. Кроме того, для производителей, ориентирующихся на внутренний рынок, укрепление рубля может быть выгодно, так как вызывает удешевление импортного оборудования и технологий. Также огромную роль в стерилизации избыточной ликвидности может играть Стабилизационный фонд.
Таким образом, видно, что указанная особенность российской экономики не создает непреодолимых барьеров для перехода к режиму таргетирования инфляции. Для восстановления экономической стабильности в нашей стране в сложившихся условиях нужно применять новые и более эффективные меры антиинфляционной политики. В рамках данного режима приоритетной целью денежно-кредитной политики является обеспечение ценовой стабильности.
Реализация денежно-кредитной политики предполагает установление целевого значения изменения индекса потребительских цен. В качестве главной цели денежно-кредитной политики Банка России ставится задача снижения темпов прироста потребительских цен в 2013 г. до 5-6%, в 2014 и 2015 гг. - до 4-5%.
Оценка рисков для достижения цели по инфляции включает анализ факторов как со стороны совокупного спроса и предложения, имеющих кратко- и среднесрочный характер воздействия на инфляционные процессы, так и со стороны денежного предложения, динамика которого определяет среднесрочную и долгосрочную траекторию инфляции. Благодаря реализации в последние годы комплекса мер, направленных на совершенствование системы инструментов, а также на повышение гибкости валютного курса рубля, была достигнута большая управляемость процентными ставками денежного рынка.
Режим таргетирования - достаточно новый метод денежно-кредитной политики, который тем не менее уже широко распространен в мире. Сначала он использовался исключительно в развитых странах, а развивающиеся страны практически повсеместно использовали режим фиксированного обменного курса. Однако уже в конце 1990-х гг. его начали использовать развивающиеся страны и страны с переходной экономикой.
Переход в нашей стране к инфляционному таргетированию в дальнейшей перспективе будет способствовать стабильному экономическому росту и развитию экономики в ее полном масштабе. Центральный банк Российской Федерации, как и Европейский центральный банк, должен действовать по принципу установления целевого уровня инфляции. Следует ввести жесткий контроль за соответствием денежных агрегатов и достижением целевых ориентиров по базовой инфляции. При этом денежно-кредитная политика Банка России не должна характеризоваться механическим подходом к контролю за предложением денег в экономике и за динамикой валютного курса.
Список литературы
1. Андрианов В. Инфляция в мировой экономике и в России // Общество и экономика. - 2013. - № 7-8.
2. Мещерский Д. Б. Факторы инфляционного и дефляционного процессов // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2012. - № 8 (50).
3. Никитин С., Степанова М. Инфляция и антиинфляционная политика: зарубежный и отечественный опыт // Мировая экономика и международные отношения. - 2008. - № 4.
4. Улюкаев А. Перспективы перехода к режиму таргетирования инфляции в РФ // Вопросы экономики. - 2008. - № 1.