Научная статья на тему 'Особенности инерциального курсоуказания наземных объектов'

Особенности инерциального курсоуказания наземных объектов Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
91
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕХСТЕПЕННОЙ СВОБОДНЫЙ ГИРОСКОП / АЗИМУТАЛЬНОЕ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ / THREE-SEDATE FREE GYROSCOPE / AZIMUTHAL POSITIONING

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Мельник В. Н.

Изучается природа влияния упруго-напряженного состояния кожуха трехстепенного свободного гироскопа на точность азимутального позиционирования наземных подвижных объектов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF INERTIAL COURSE-SHOU SURFACE OBJECTS

Nature of influence of the resiliently-tense state of casing of three-sedate free gyroscope is studied on the azimuthal positioning of surface movable objects

Текст научной работы на тему «Особенности инерциального курсоуказания наземных объектов»

Проведенные исследования позволили создать аналитическое обеспечение для последующего изучения явления, а также для решения задач

оптимизации поверхности внутренней рамки по линии меридиана, в частности, для наиболее типичных режимов - осенесимметричное нагружение и циклическая деформация поверхности подвеса.

Литература

1. Ишлинский, А.Ю. Ориентация, гироскопы и инерциальная навигация [Текст]/ А.Ю. Ишлинский. - М.: Наука, 1967. - 671 с.

2. Булгаков, Б.В. Прикладная теория гироскопов [Текст]/ Б.В. Булгаков. - М.: Гостехиздат, 1955. - 174 с.

3. Кошляков, В.Н. Задачи динамики твердого тела и прикладной теории гироскопов: Аналитические методы [Текст]/ В.Н. Кош-ляков. - М.: Наука, 1985. - 288 с.

4. Автокомпенсация инструментальных погрешностей гиросистем [Текст]: монография / С.М. Зельдович, М.И. Малтинский, И.М. Окон, Я.Г. Остомухов. - Л.: Судостроение, 1976. - 255 с.

5. Карачун, В.В. Трехмерная задача динамики подвеса поплавкового гироскопа [Текст]/ В.В. Карачун, Я.Ф. Каюк, В.Н. Мельник // Пробл. прочности. - 2008. - № 3. - С. 53-59.

6. Мельник, В.Н. Дифракционные эффекты на оболочках [Текст]/ В.Н. Мельник // Авіаційно-космічна техніка і технологія.

- 2008. - № 1(48). - С. 24-30.

---------------------□ □------------------------

Вивчається природа впливу пружно-напру-женого стану кожуха тристепеневого вільного гіроскопа на точность азимутального позиціонування наземних рухомих об’єктів

Ключові слова: тристепеневий вільний гіроскоп, азимутальне позиціонування

□-------------------------------------□

Изучается природа влияния упруго-напряженного состояния кожуха трехстепенного свободного гироскопа на точность азимутального позиционирования наземных подвижных объектов

Ключевые слова: трехстепенной свободный гироскоп, азимутальное позиционирование

□-------------------------------------□

Nature of influence of the resiliently-tense state of casing of three-sedate free gyroscope is studied on the azimuthal positioning of surface movable objects

Keywords: three-sedate free gyroscope, azimuthal positioning ---------------------□ □------------------------

УДК 629.7.054

ОСОБЕННОСТИ

ИНЕРЦИАЛЬНОГО

КУРСОУКАЗАНИЯ

НАЗЕМНЫХ

ОБЪЕКТОВ

В.Н. Мельник

Доктор технических наук, профессор Кафедра биотехники и инженерии Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт» пр. Победы, 37, г. Киев, Украина, 03056 Контактный тел.: (044) 454-94-51 E-mail: karachun 1@gala.net

1. Введение

Исследования относятся к области прикладной механики и посвящены изучению упругого взаимодействия проникающей акустической волны с устройством автономного азимутального позиционирования наземных подвижных объектов на базе свободного гироскопа, приводящего к девиации оси фигуры. Изучение природы этого явления представляет известный научный и практический интерес, так как раскрывает механизм влияния упруго-напряженного состояния

кожуха гироскопа на погрешность позиционирования объекта, когда поверхность подвеса гироскопа переходит в разряд импедансной.

2. Анализ состояния проблемы и постановка задачи исследований

Сочетая в себе такие качества как автономность, помехозащищенность и непрерывность навигационной информации, инерциальные средства нашли широкое

Е

применение на большинстве подвижных объектов различного класса, назначения и средств базирования [1, 2, 3]. До настоящего времени вопросы влияния внутренних и внешних, методических и инструментальных причин на погрешности гироприборов достаточно полно проанализированы и изучены [4].

Вместе с тем, углубленное изучение эксплуатационного использования гироскопов в составе командно-измерительных комплексов тактической палубной авиации, стратегической бомбардировочной авиации, баллистических ракет, боевых машин и др. показало, что вне поля зрения исследователей остался такой существенный возмущающий фактор как проникающее акустическое воздействие высокого уровня 150-180 дБ. Такие значения наблюдаются, например, в зоне реактивной струи при старте аппаратов, при преодолении звукового барьера, при боевых действиях средств обороны, а также при других штатных и нештатных ситуациях [5, 6].

Повышенные уровни излучения, как оказалось, существенным образом могут повлиять на точность позиционирования, а в некоторых случаях привести к потере одной степени свободы трехстепенным свободным гироскопом.

Целью исследований является установление природы этого воздействия и понимания механизма его трансляции в погрешность инерциальных сенсоров.

3. Взаимодействие нестационарных волн с упругоподатливым кожухом свободного гироскопа

Взаимодействие нестационарных волн с упругими элементами подвеса. Проанализируем механизм возникновения акустической девиации гироскопа направления в составе наземных подвижных объектов.

Корпус подвижного аппарата в общем случае имеет три составляющих угловой скорости, которые могут быть выражены через углы Эйлера у(1) , 0(1) и у(1) следующим образом:

rax = - у sin 6 cos у - у cos 6; ray = у sin 6-у cos 6 cos у; ;

rnz = 0 - у sin у.

Проведем анализ этого явления и выясним степень его влияния на динамику гироскопа.

При акустическом воздействии, в элементах конструкции внутренней рамки гироскопа относительно оси Ox возникают угловые скорости возмущенного движения, имеющие следующую структуру -

где <вЦт - угловая скорость абсолютно твердого ци-

/->а

линдра; ЮцУ - угловая скорость упругого цилиндра.

В формулах (1), (2) в правых частях для удобства опущены индексы “х” и ‘У’ соответственно.

Раскроем содержание выражений (1) и (2):

3ira-A j 2R

=-----У cjuj +----------

4R j! j iramK

p0 x

(3)

x J expi [rat - k0r (- cos P cos 61 sin 6 + sin P sin 61 + єк)] sin pdp,

где j = 1,6; mK - массы крышек; R - радиус крыш-

ки; C = (

45

G = Ет п R6

)T = G-1F ;

4 0 0 5 5 0

0 9 0 0 0 0

0 0 9 0 0 0

5 0 0 19 7 0

5 0 0 7 19 0

0 0 0 0 0 6

- матрица Грама;

F=

64п P DR2 0

J (X)

X

6i cos є

-6isin є

J1 (X) 18J2 (X)

X

J1 (X)

J2 (X)

X

J2 (X)

X

- 6cos2є

J3 (X)

X

-18 J2 (X) + 6cos2є

X

J3 (X)

X

6sin2є

J3 (X)

X = k0YR; Y = [cos2 01sin2 0 + sin2 61 J2;

cos 6, sin 6 .

cos є =---------1-------• sin є =

sin 01

• Jk(X) - функции Бесселя;

1 -L.- !_

R2 R2

2

2

x

u, = — u1

2 R 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

u3 = — u1

3 R 1

U4 = RTu1

У xy 2222

U5=Rru1; u6=r2u1 ; x + у =r ^ R ;

x , y - координаты точки поверхности крышки кожуха.

4R

3irnmli

P0 J exp i [rat - k0r (- cos P cos 61sin 6 + sin P sin 61 + єк )]x

°KY + 2™KT

(1)

где ЮКУ - угловая скорость упругой крышки кожуха; ю^т - угловая скорость абсолютно твердой крышки кожуха (так как две крышки, то впереди сомножитель “2”).

Аналогично для оси Oz:

x(cos Р-sin p)dp+-P0 J dz J expi [rat - k0 (-zcos 61sin 6 + RP sin 6)lx (4)

iram J

f 6R2 Ї

1 - 1 [ L2 + 3R2 J l-] ZO. g t

, = 2юКт + Юдт + Иду

(2)

cos pdp,

где L - длина кожуха; тц - масса; z - линейная координата на боковой образующей, 0 < z < L .

ra

x

2

6

cc

c

7

7

X

2

x

u=

&

x

о

Приведенные векторные диаграммы позволяют выяснить причину появления дополнительных погрешностей углового позиционирования боевых машин в условиях, максимально приближенных к бое-

вым. Выбор методов и средств достижения частичной инвариантности по отношению к проникающему акустическому излучению высокого уровня определяется в контексте обеспечения Тактико-Технических Характеристик объектов в жестких условиях боевого использования.

Литература

1. Ишлинский, А.Ю. Ориентация, гироскопы и навигация [Текст]/ А.Ю. Ишлинский. - М.: Наука, 1976. - 671 с.

2. Кошляков, В.Н. Теория гироскопических компасов [Текст]/ В.Н. Кошляков. - М.: Наука, 1972. - 211 с.

3. Пельпор. Д.С. Гироскопические приборы систем ориентации и стабилизации [Текст]: монография/ Д.С. Пельпор, Ю.А. Осо-кин, Е.Р. Рахтеенко; под общ. ред. Д.С. Пельпора; МВТУ им. Н. Баумана. - М.: Наука, 1977. - 219 с.

4. Лунц, Я.Л. Ошибки гироскопических приборов [Текст]/ Я.Л. Лунц. - Л.: Судостроение, 1968. - 232 с.

5. Карачун, В.В. О влиянии акустического излучения на плоские элементы конструкции гироскопических приборов [Текст]/ В.В. Карачун // Механика гироскопических систем. - 1993. - Вып. 12. - С. 23-28.

6. Мельник, В.Н. Пассивные методы уменьшения погрешностей гироинтегратора, обусловленных дифракцией звуковых волн на подвесе гироскопа / В.Н. Мельник, В.В. Карачун// Космічна наука і технологія. - 2003. - Т. 9. - № 1. - С. 22-28.

---------------------□ □-------------------------

В роботі розглядаються методи розрахунку надійності щодо трубопровідних систем. Визначені переваги та недоліки методів розрахунку надійності трубопровідних систем Ключові слова: трубопровідна система, розрахунок надійності

□ □

В работе рассматриваются методы расчета надежности применительно к трубопроводным системам. Определены преимущества и недостатки методов расчета надежности трубопроводных систем

Ключевые слова: трубопроводная система, расчет надежности

□ □

This article covers reliability calculation methods regarding pipeline systems. Advantages and defects of reliability calculation methods of pipeline systems are determined

Keywords: pipeline system, reliability calculation

---------------------□ □-------------------------

УДК 656.02:338.47

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ РАСЧЕТА НАДЕЖНОСТИ ТРУБОПРОВОДНЫХ

СИСТЕМ

И.А. Гавриленко

Ассистент

Кафедра прикладной математики и информационных технологий Харьковская национальная академия городского

хозяйства

ул. Революции, 12, г. Харьков, Украина, 61002 Контактный тел.: (057) 707-31-31, 067-573-39-50 Е-mail: i.gavrilenko@ukr.net

1. Введение

Трубопроводная система с точки зрения теории надежности представляет собой сложную техническую систему, характеризующуюся следующими специфическими особенностями:

- структурной избыточностью (резервированием), приводящей к тому, что при отказе единичных элементов оборудования система в большинстве случаев может сохранять работоспособность;

- наличием большого спектра отказов, отличающихся вероятностью появления и последствиями

- ущербом и длительностью устранения;

- наличием регулярных планово-предупредительных ремонтов в процессе эксплуатации, устраняющих неисправности и неполадки - потенциальные источники отказов;

- восстанавливаемостью (ремонтопригодностью), т.е. возможностью устранять отказы оборудования путем проведения аварийных ремонтов в течение срока функционирования системы.

Расчет надежности таких систем обычно проводится в несколько этапов.

Цель исследования: провести анализ методов расчета надежности трубопроводных систем и разработать их классификацию.

Е

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.