Научная статья на тему 'Особенности иезуитской архитектуры в Латинской Америке на примере храма Ла Компания де Хесус в Кито'

Особенности иезуитской архитектуры в Латинской Америке на примере храма Ла Компания де Хесус в Кито Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
196
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКВАДОР / ECUADOR / КОЛОНИАЛЬНАЯ АРХИТЕКТУРА / COLONIAL ARCHITECTURE / ИЕЗУИТЫ / JESUITS / ОБЩЕСТВО ИИСУСА / SOCIETY OF JESUS / БАРОККО / BAROQUE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гарсия Солано Анна Милена Альваровна

Благодаря усилиям ордена Общества Иисуса на территории Америки были созданы великолепные памятники. Иезуитские церкви были не просто самыми пышно декорированными католическими храмами в регионе: они также наглядно демонстрировали идеалы, славу и могущество самого ордена Общества Иисуса и стали материальным следом иезуитского присутствия на американском континенте. Церковь Ла Компания де Хесус один из самых значимых памятников испанского барокко в Южной Америке. Ее убранству орден уделил не меньше внимания, чем фасадам европейских храмов. За каждой деталью стоит глубокий смысл, который был понятен любому католику XVI-XVII вв. Именно так Общество Иисуса продвигало свою духовную политику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The features of Jesuit architecture in Latin America as exemplified by the La Compañia de Jesus church in Quito

Thanks to the efforts of the order of the Society of Jesus remarkable architectural monuments were created on the territory of America. Jesuit churches were not only the most ornate catholic temples in the region, they also demonstrated the ideals, glory, and power of the order of the Society of the Jesus, as well as becoming the physical mark of the Jesuit presence in the Americas. La Compañia de Jesus is one of the most important buildings of Spanish baroque style in South America. The Order placed the same importance here to it’s decorations, as it did to the façades of their european churches. Every detail has a deep meaning, that was clear to any catholic of the 16th-17th centuries. Du this way the Order of Jesus promoted its spiritual politics.

Текст научной работы на тему «Особенности иезуитской архитектуры в Латинской Америке на примере храма Ла Компания де Хесус в Кито»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2018. № 1

А.М.А. Гарсия Солано

(аспирантка кафедры всеобщей истории искусства исторического факультета

МГУ имени М.В. Ломоносова)*

ОСОБЕННОСТИ ИЕЗУИТСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ НА ПРИМЕРЕ ХРАМА ЛА КОМПАНИЯ ДЕ ХЕСУС В КИТО

Благодаря усилиям ордена Общества Иисуса на территории Америки были созданы великолепные памятники. Иезуитские церкви были не просто самыми пышно декорированными католическими храмами в регионе: они также наглядно демонстрировали идеалы, славу и могущество самого ордена Общества Иисуса и стали материальным следом иезуитского присутствия на американском континенте. Церковь Ла Компания де Хесус — один из самых значимых памятников испанского барокко в Южной Америке. Ее убранству орден уделил не меньше внимания, чем фасадам европейских храмов. За каждой деталью стоит глубокий смысл, который был понятен любому католику XVI—XVII вв. Именно так Общество Иисуса продвигало свою духовную политику.

Ключевые слова: Эквадор, колониальная архитектура, иезуиты, Общество Иисуса, барокко.

Thanks to the efforts of the order of the Society of Jesus remarkable architectural monuments were created on the territory of America. Jesuit churches were not only the most ornate catholic temples in the region, they also demonstrated the ideals, glory, and power of the order of the Society of the Jesus, as well as becoming the physical mark of the Jesuit presence in the Americas. La Compania de Jesus is one of the most important buildings of Spanish baroque style in South America. The Order placed the same importance here to it's decorations, as it did to the façades of their european churches. Every detail has a deep meaning, that was clear to any catholic of the 16th— 17th centuries. Du this way the Order of Jesus promoted its spiritual politics.

Key words: Ecuador, colonial architecture, Jesuits, Society of Jesus, Baroque.

* * *

Теме влияния иезуитов на формирование барокко на территории Латинской Америки не посвящено отдельных трудов. При этом построенные ими храмы включены во все крупные монографии и сборники, посвященные ибероамериканской, латиноамериканской

* Гарсия Солано Анна Милена Альваровна, тел.: 8-903-190-31-46; e-mail: anna.mile. garcia@gmail.com

или же южноамериканской архитектуре1. Также иезуитские церкви часто упоминаются в путеводителях и монографиях, посвященных отдельным городам, как наиболее значимые сооружения колониального периода2. В отечественной историографии внимания колониальной архитектуре прежде почти не уделялось, в последние годы наиболее яркая работа, которая рассматривает проблему формирования стиля вообще в колониях, — монография отечественного искусствоведа Л.И. Тананаевой3. Влияние непосредственно иезуитов на формирование стиля, а также на социальный климат в колониях прежде не изучалось русскими искусствоведами. Данная статья делает маленький шаг в сторону выявления отчетливого архитектурного почерка Общества Иисуса, а также степени его влияния на художественный язык на территории бывших испанских колоний на примере церкви Ла Компания де Хесус в Кито.

Иезуитская архитектура в Латинской Америке разительно отличается от архитектуры других католических орденов. Главное отличие, которое бросается в глаза, — это ее повышенная декоративность и стремление следовать ведущим стилевым направлениям метрополии, т.е. Испании. Памятники, возводимые францисканцами, августинцами, бенедиктинцами и доминиканцами, чаще всего были намного скромнее, в первую очередь выполняя утилитарную функцию, — монастыря, школы, госпиталя и т.д. В то же время иезуитские памятники могли соревноваться в декоре и масштабах с кафедральными соборами, такими, как к примеру церковь Ла Компания де Хесус в Куско4 и Кафедральный собор Куско5 (которые даже воспринимаются как единый комплекс, украшающий главную площадь города — Плаза де Армас), строительству которых в колониях уделялось много внимания. Зачастую кафедральный собор оставались единственным храмом, максимально приближенным к испанским прототипам, в то время как приходские и монастырские церкви имели более аскетичный вид выбеленной колониальной архитектуры Южной Америки.

1 Kubler G, Soria M. Art and Architecture in Spain and Portugal and Their American Dominions, 1500 to 1800. Baltimore, Maryland, 1959; Bernales Ballesteros J. Historia Del Arte Hispanoamericano. Siglos XVI a XVIII. Vol. 2. España. 1987; Garrido M. Historia de America Andina. Vol. 3.Quito, 2001.

2 Davalos H.A. Quito. Significado y ubicación de sus calles (a comienzos del siglo XXI). Quito, 2000.

3 Тананаева Л.И. О понятии стиля в колониальном искусстве Латинской Америки XVI-XVIII веков. М., 2012.

4 Строительство Ла Компании началось в 1576 г., однако 31 марта 1650 г. храм сильно пострадал от землетрясения, и его пришлось почти полностью восстанавливать.

5 Кафедральный собор Куско был построен в 1560—1664 гг. по проекту архитектора Франсиско Бессера.

Итак, Христофор Колумб во время третьей экспедиции открывает северный берег Южной Америки. Вначале испанцы начали конкисту6 в современной Мексике в 1519 г. Затем наконец-то они обратили свой взор на Южноамериканский континент и под предводительством Франсиско Писарро в 1531 г. начали его завоевание. Здесь они сталкиваются с мощным сопротивлением со стороны местного индейского населения7. После покорения Южной Америки испанцы проводят политическое деление континента на несколько вице-королевств (к XVIII в.): вице-королевство Новая Гранада со столицей в Санта Фе де Богота, вице-королевство Перу со столицей в Лиме и вице-королевство Рио де ла Плата со столицей в Буэнос-Айресе8. В колонии из Испании прибывают монашеские ордена: вначале — францисканцы и августинцы, вскоре после них и доминиканцы. Иезуиты прибывают в колонии значительно позже, в Кито — лишь в 15869, а в Куско в 1571 г.10.

Обосновавшись в городе Кито, в то время на территории вице-королевства Перу, затем Новой Гранады, они постепенно начинают возводить свой храм и монастырь. Встает вопрос: почему ими был выбран именно этот город, который на тот момент не являлся столицей вице-королевства? Дело в том, что Санта Фе де Богота хотя и была столицей, оставалась скорее административным центром, а Кито был подлинной культурной столицей региона. Более того, он имел огромное значение, поскольку здесь и в Куско испанцами было встречено яростное сопротивление со стороны индейцев: в Кито военачальником империи инков был Руминьяви11.

6 Конкиста — испанская колонизация Америки в 1492—1898 гг. См. об этом: Гуляев В.И. По следам конкистадоров. М., 1976. С. 160.

7 Prescott W.H. History of the conquest of Peru. N.Y., 2005. P. 161-314.

8 На момент окончательного завоевания американский континент был разделен на несколько вице-королевств: вице-королевство Новая Испания, которое составляли современные Мексика, Гватемала, юго-западные штаты США, Никарагуа, Сальвадор и т.д.; вице-королевство Перу (1542-1824), которое поначалу включало территории современных Аргентины, Боливии, Бразилии, Чили, Колумбии, Коста-Рики, Эквадора, Панамы, Парагвая, Перу, Чили и т.д., так как было первым вице-королевством Южной Америки; вице-королевство Новая Гранада (1717-1819), в состав которого входили современные Колумбия, Эквадор, Панама, Венесуэла; вице-королевство Рио-де-ла-Плата (1776-1814), в которое входили современные Аргентина, Боливия, Парагвай, Уругвай. Политическая система, установленная испанцами на территориях, была намного сложнее, вице-королевства формировались из генеральных аудиенций и капитанств. См. об этом: Альперович М.С. Рождение Мексиканского государства. М., 1979; Mabry D.J. Colonial Latin America. Florida, 2002.

9 Gonzales Suarez, F. Historia general de la República del Ecuador. T. 1. Quito, 1890. P. 181.

10 Brading, D.A. The First America: Spanish Monarchs, Creole Patriots, and the Liberal State, 1492-1867. Cambridge, 1991. P. 185.

11 Alaya Mora E. Resumen de Historia del Ecuador. Quito, 2008. P. 13-14; Gonzales Suarez F. Op. cit. P. 175-269.

Видимо, именно Куско и Кито испанцы сделали религиозными центрами после подавления сопротивления индейцев: проводя политику насильственной христианизации, они уничтожили храмы старых богов и возвели на их месте христианские соборы. Храмы, построенные испанцами, были не просто местом молитв, они должны были воплощать в глазах покоренных народов силу и мощь испанской империи.

Стоит отметить, что Кито, будучи художественным центром вице-королевства Новая Гранада, всегда отличался качественной и красивой архитектурой; при этом церковь, построенная иезуитами, все равно выделяется из всех храмов не только этого города, но и всего региона как самая богато украшенная.

Церковь Ла Компания де Хесус в Кито была построена по заказу ордена между 1605 и 1765 гг. В плане она представляет собой купольную базилику, что для этого региона редкость: за пределами Кито и Куско в Южной Америке купольную базилику найти почти невозможно. В испанской Америке подобный тип храма повсеместно использовался только на территории вице-королевства Новая Испания, поэтому купольные базилики колониального периода дошли до нас преимущественно в Мексике.

Изначально над фасадом церкви Ла Компания де Хесус начал работать отец Леонардо Дублер12, он посвятил этому три года. Работы были приостановлены в 1725 г. и возобновлены лишь в 1760 г. В итоге церковь была завершена итальянцем из Мантуи братом Венансием Гандольфи13 в 1765 г. Несмотря на тридцатилетнюю паузу в строительстве благодаря композиционной слаженности и единству на данный момент нельзя точно установить авторство фасада14.

Можно смело говорить, что фасад церкви Ла Компания де Хе-сус является манифестом иезуитский доктрины. Несмотря на то что церковь была возведена на другом конце света, ее убранству орден уделял столько же внимания, сколько своим европейским храмам. Здесь нет ничего случайного, за каждой деталью стоит глубокий смысл, который считывался любым католиком ХУ1—ХУШ вв. Именно так Общество Иисуса продвигало свою духовную политику.

Фасад выполнен в сером камне из местной вулканической породы — андезите. Он невысокий, всего в два яруса, композиционно разделен на несколько частей: центральную и боковые, с латеральными порталами. Над порталами находится рельефное панно с

12 Garrido M. Historia de America Andina. Vol. 3. Quito, 2001. P. 253.

13 Ibid. P. 254.

14 Bernales Ballesteros J. Op. cit. P. 209.

изображением сердца, излучающего лучи света и окруженного облаками. На протяжении всего XVII в. орден Иезуитов занимался активным продвижением культа Святейшего Сердца Иисуса15. Этот культ зародился в глубоком Средневековье, первые упоминания о нем встречаются в XII в.16 Согласно распространенной гипотезе, Общество Иисуса выбрало культ Святейшего Сердца в противовес распространяемому францисканцами культу Святых Ран Иисуса17. Польский иезуит Каспер Дружбицкий (1590—1662) был одним из первых адептов культа и посвятил ему множество работ, которые повлияли на его распространение не только в Европе, но и по всему миру18. Именно в это время, в XVII в., иезуиты начали активно использовать изображения Сердца в декорациях своих храмов по всему миру. Эту тенденцию и иллюстрирует расположенное над латеральными порталами церкви Ла Компания де Хесус рельефное изображение Святейшего Сердца. Отдельного внимания заслуживает его скульптурное решение, выполненное с детальным изображением сосудов, а по кругу идет растительный орнамент. Сверху из сердца выходят языки пламени и цветы. Благодаря иезуитам культ получил большое распространение в Латинской Америке, и среди местного населения бытует мнение, что Сердце Иисуса изображается в языках пламени, потому что оно сгорает от любви к человечеству.

Фасад украшает множество ниш со скульптурой, включая фигуру св. Игнатия Лойолы, основателя ордена. По сторонам от центрального портала можно увидеть рельефную декорацию в виде папской тиары в лучах света и католические митры, которые напоминают нам о верности ордена Папе Римскому19.

По центру фасада на втором ярусе над окном, разрывая лучковый фронтон, выходит обрамленный растительными орнаментом картуш с надписью "Divo Parenti Ignatio Sacrum" (лат.: Божественный отец св. Игнатий).

В плане декорации фасад не имеет себе подобных на севере Анд. Пышное оформление храма — обилие рельефов, многочисленные скульптуры, витые колонны — могут говорить о заметном влиянии чурригереско. Однако здесь декор не преобладает над плоскостью и не разрушает ее, что не позволяет с уверенностью относить дан-

15 Bangert W.V. A History of the Society of Jesus. St. Louis, 1972. P. 293.

16 Bainvel J. Devotion to the Sacred Heart of Jesus // The Catholic Encyclopaedia. N.Y., 1910. - URL: http://www.newadvent.org/cathen/07163a.htm

17 Holweck F. The Five Sacred Wounds // The Catholic Encyclopedia. N.Y., 1912. URL: http://www.newadvent.org/cathen/15714a.htm

18 Bangert W.V. Op. cit.

19 Ibidem.

ный памятник к этому стилю. Многие исследователи указывают на заметное итальянское влияние. Хорхе Берналес утверждает, что витые соломоновы колонны на фасаде по своему исполнению ближе к итальянским прототипам, нежели к испанским, приводя в пример колонны балдахина собора Св. Петра в Риме работы Бернини и изображенные на картоне «Исцеление Паралитика» Рафаэля20.

В реалиях современного Кито иезуитская церковь впечатляет еще больше. Но даже если рассматривать храм в контексте колониального города, в любом случае он предстает как кусочек рая посреди пресной белой монохромной повседневности. Когда человек входит в двери храма, за его спиной остается мирское, а внутри церкви он оказывается окруженным ослепительным божественным светом. Зрителя ошеломляет разница между небесным райским миром и земным: интерьер Ла Компании как раз направлен на то, чтобы наглядно продемонстрировать эту разницу. Верующие оказываются в райских кущах, это впечатление создается благодаря богатому резному орнаменту, который покрывает все поверхности: стены, пилоны, своды. И все они позолочены — именно золотой орнамент стен церкви создает впечатление божественного света. Сам по себе орнамент не простой: он сочетает геометрические мотивы в стиле мудехар — традиционно испанском стиле — с растительными, более того, он не только обильно позолочен, он также наложен на темно-бордовый фон, который только оттеняет золото рельефа.

В боковых нефах расположены семь небольших ретабло — каждый представляет собой отдельную капеллу, посвященную своему святому. Ни один не повторяется в декоративном исполнении или по форме. Эти ретабло также золочены и покрыты ковровым растительным орнаментом, создается впечатление, что они вырастают из стены церкви, таким образом, они легко вписываются в общую композицию интерьера. В нишах помещены скульптуры или целые скульптурные композиции. Святых в праздничные дни могут одевать в настоящую одежду из красного бархата с золотой вышивкой. При этом стоит отметить, что в этом райском саду человек не одинок, он находится в окружении 16 пророков, чьи изображения находятся на пилонах, несущих арки, и ангелочков, которых можно увидеть тут и там на пилястрах, фризах, арках, сводах, куполах, ре-табло. Не говоря уже о иезуитской монограмме IHS21, которая в интерьере встречается в изобилии.

20 Bernales Ballesteros J. Op. cit. P. 208.

21 IHS — христианская монограмма, адаптированная Игнатием Лойолой в качестве эмблемы ордена в 1541 г. Расшифровывается как "Iesus Hominum Salvator" (лат. «Иисус спаситель человечества»). См. об этом: Maere R. IHS // The Catholic Encyclopedia. N.Y., 1910. — URL: http://www.newadvent.org/cathen/07649a.htm

Любопытно, что пол в Ла Компании не мраморный, а паркетный. Конечно, это было продиктовано скорее финансовыми возможностями, нежели каким-то первоначальным замыслом. В этот регион мрамор пришлось бы импортировать, что сделало бы его стоимость астрономической, чаще всего в здешних храмах использовали местный камень. Но Иезуиты выбрали паркет, который, на наш взгляд, усиливает впечатление райского сада. Местный камень имеет унылый, холодный серый цвет, в то время как паркет — насыщенный, теплый коричневый, подобно земле, он полируется до зеркального блеска и отражает золото стен и ретабло, излучая золотой свет и изнутри.

Поскольку это купольная базилика, средокрестие перекрыто полноценным куполом на барабане. От богатого сплошного золоченого декора стен храма к куполу, в котором позолота практически не используется, переходом служат паруса. В них используется резная рельефная декорация, но здесь она крупнее, чем на стенах храма. Растительный орнамент окружает овальные медальоны, в которые помещены изображения евангелистов. Со стороны алтаря расположены апостолы Иоанн и Матфей, а напротив них со стороны нефа — Марк и Лука. Их рельефные изображения расписаны.

Визуально декорация самого купола разительно отличается от интерьера. Но если отталкиваться от идеи, что Ла Компания — это своего рода воплощение райского сада, где паркет имитирует землю, растительный орнамент стен — кущи, то, согласно такой логике, купол будет небом. Свод купола окрашен в небесно-голубой цвет, на него наложена декорация из стука, из которого мастера формируют медальоны в два ряда. Изображения в них живописные. Первый, внешний ряд изображает архангелов. Ни один ангел не повторяется, всего их здесь двенадцать — подобно числу апостолов. Второй, внутренний ряд, также в двенадцати овальных медальонах, изображает мужские фигуры в церковных облачениях. При близком рассмотрении становится ясно, что перед нами представители ордена Иезуитов, восемь кардиналов и четыре архиепископа: кардинал Роберто Беллармин, кардинал Хуан де Луго, кардинал Пьетро Сфорца Паллавинчино, кардинал Петер Пазмань, кардинал Иоанн Эберхард Нидхард, кардинал Хуан Альваро Сиенфуегос Вильясон, король-кардинал Ян II Казимир Ваза22, патриарх Эфиопии Андрес де Овиедо, патриарх Эфиопии приемник предыдущего Мельхиор Карнеиро, архиепископ Франсис Рос.

22 Был назначен кардиналом в 1646 г. папой Иннокентием X, но отказался от сана в октябре 1647 г., чтобы получить возможность унаследовать польскую корону. В 1648 г. стал королем Польши.

Купол также имеет световой фонарь. По краю прорези фонаря выполнено стилизованное изображение солнечных лучей, таким образом, источник света купола здесь выступает в роли солнца, но, кроме того, подобное декоративное решение может являться индейским мотивом. И уже внутри самого фонаря, в центре расположена маленькая головка шестикрылого серафима, который смотрит вниз на зрителя с самых небес.

Таким образом, декорация купола преимущественно выполнена из стука. Материал сам по себе белый, но, чтобы не допустить монотонности и выделить некоторые элементы, они расписываются: к примеру — упомянутые ангелы, или нечто напоминающее небесные плоды — лимоны и виноград, или сами медальоны, чьи орнаменты расписаны красным и позолочены.

Отдельного внимания заслуживает искусно выполненный ре-табло майор (главный алтарь). Перед зрителем он предстает словно золотое отражение фасада. Так же, как фасад, ретабло разделен на несколько ярусов, в данном случае их три, а те в свою очередь поделены на вертикальные части: центральную и боковые. В отличие от соломоновых колон других ретабло храма, которые полностью покрыты резным орнаментом, витые колонны ретабло майор почти с точностью повторяют те, что использованы в декорации фасада. И хотя сам фасад по барочному пышный, ретабло майор украшен еще больше. Если на фасаде декоративные элементы были наложены на гладкую поверхность стены, которая проступала через нее, в ретабло майор поверхности как таковой не существует: подобно внутренним стенам Ла Компании, она полностью «съедается» обильным растительным орнаментом, который, словно ковер, покрывает ее.

Мастер избегает монотонности благодаря игре с поверхностью. В центральной части плоскость словно выступает на зрителя, создается контраст между боковыми частями и центральной. Это отражается даже в декорации. В центре в плоской нише помещено изображении святой Марианы де Хесус23, поверхность внутри и вокруг ниши полностью покрыта рельефом, более того, благодаря имитации занавеса, который открывают для нас два ангела, складывается впечатление, словно ее изображение демонстрируют зрителю, создавая эффект театрализованности. В итоге выпуклая центральная часть становится постаментом для главной скульп-

23 Мариана де Хесус — католическая святая, первая эквадорка, причисленная к лику святых; покровительница Эквадора. См. об этом: Fisher J. Bl. Mary Anne de Paredes // The Catholic Encyclopedia. Vol. 9. N.Y., 1910. — URL: http://www.newadvent. org/cathen/09753b.htm; Morgan R.J. Spanish American Saints and the Rhetoric of Identity. 1600-1810. Tucson, 2002. P. 102-103.

турной группы, которая занимает большую глубокую нишу второго яруса. Там изображены Дева Мария и Иосиф, которые тянутся к маленькому Иисусу, над Святым семейством парят Бог-Отец и Святой Дух. Ретабло венчает корона, которую поддерживают четыре ангела, корона здесь символизирует католическую церковь. А над венцом возвышается диск в виде солнца с инициалами Ш8 — иезуитский символ.

Ретабло наполнено многочленными дополнительными декоративными элементами — большими, такими как вазоны, маленькими в виде виноградных гроздей — опять же христианский символ; во фризах вставлены маленькие расписные головки херувимов, подобно тем, что украшали своды церкви и медальоны купола.

Все пространство, которое занимает ретабло майор, перекрыто меньшим по размеру вторым куполом. Его декорация не столь пышная, как декорация купола средокрестия. Однако он также символизирует небо, его украшают маленькие золотые звезды.

В заключении стоит отметить, что Церковь Ла Компания де Хесус является жемчужиной как самого Кито, так и всей Южной Америки. Подобной ей церкви колониального периода на этой территории не существует. Ла Компания ярко контрастирует с традиционной колониальной архитектурой. Ее фасад украшает рельеф и скульптура, в то время как фасады церквей францисканских и доминиканских монашеских орденов чаще всего были просто белыми, со скромным акцентом на портал, который чаще всего выделялся простыми колоннами. Кроме того, типологически фасад церкви ближе к итальянским прототипам: не только благодаря витым колоннам, но и по своей форме. В то время как другие храмы региона чаще следуют типологии испанских прототипов: их фасад фланкируют высокие башни-колокольни, даруя им классический испанский облик.

Что касается внутреннего убранства, если абстрагироваться от многочисленных отсылок к самому ордену Общества Иисуса, и несмотря на то, что это самый пышный церковный интерьер, обильно украшенный (рельефом, росписями, ретабло, скульптурой), то в целом оно отражает общую тенденцию, сложившуюся в Кито к XVII в. Китские церкви превосходят все другие южноамериканских соборы в декоративном богатстве своих интерьеров. Благодаря тому, что город был культурным центром, он является сосредоточением самых красочных барочных церковных интерьеров в Южной Америке.

Церковь Ла Компания де Хесус в Кито — это композиционно целостный ансамбль, что большая редкость для этого региона. Он также отражает не только вкусы и требования заказчика, но и вы-

ражает основные художественные тенденции метрополии, что делает его не просто один из самых значимых памятников испанского барокко в Южной Америке, но и одним из лучших испанских барочных храмов.

Список литературы

1. Гуляев В.И. По следам конкистадоров. М., 1976.

2. Тананаева Л.И. О понятии стиля в колониальном искусстве Латинской Америки XVI—XVIII веков. М., 2012.

3. Bangert W.V. A History of the Society of Jesus. St. Louis, 1972.

4. Bernales Ballesteros J. Historia Del Arte Hispanoamericano. Siglos XVI a XVIII. Vol. 2. España. 1987.

5. Garrido M. Historia de America Andina. Vol. 3.Quito, 2001.

6. Gonzales Suarez F. Historia general de la Republica del Ecuador. T. 1. Quito, 1890.

7. Kubler G., Soria M. Art and Architecture in Spain and Portugal and Their American Dominions, 1500 to 1800. Baltimore, Maryland, 1959.

8. Prescott W.H. History of the conquest of Peru. N.Y, 2005.

Поступила в редакцию 20 сентября 2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.