Научная статья на тему 'Особенности идейно-правовых принципов взаимосвязи демократии и дисциплины'

Особенности идейно-правовых принципов взаимосвязи демократии и дисциплины Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
174
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
DEMOCRACY / DISCIPLINE / IDEOLOGICAL AND LEGAL PRINCIPLES / PRINCIPLES / IDEAS / THE PRINCIPLE OF CONSTITUTIONALISM / THE PRINCIPLE OF IDEOLOGY / THE PRINCIPLE OF COLLECTIVITY / PRINCIPLE OF TOLERANCE / THE PRINCIPLE OF OGRANICHENNOSTI / THE PRINCIPLE OF PURPOSEFULNESS / PRINCIPLE OF REASONABLENESS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Красиков Е.А.

Исследуется принципиальная основа взаимосвязи демократии и дисциплины. Особое место в данной основе занимают идейно-правовые принципы, выступающие инструментом духовного обоснования применения правовых норм для гармонизации общественной жизни. Делается вывод о том, эти принципы (в частности, принципы конституционализма и толерантности) направлены, прежде всего, на обеспечение демократизации дисциплины. Кроме того, определяющее условие поддержания демократии и дисциплины как органично связанных общественно-правовых состояний выражено принципом гражданственности, в котором в наибольшей степени представлено дисциплинирующее начало.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the ideological and legal principles relationship between democracy and discipline

This article examines the fundamental basis of the relationship between democracy and discipline. A special place in the Foundation is the ideological and legal principles, acts as a spiritual tool justify the application of legal rules to harmonize social life. The author comes to the conclusion about these principles (in particular, the principles of constitutionalism and tolerance) is aimed primarily at the democratization of the discipline. In addition, the determining factor for the sustenance of democracy and discipline as organically related to the public and legal state is expressed by the principle of citizenship, which is mostly the beginning of disciplinary.

Текст научной работы на тему «Особенности идейно-правовых принципов взаимосвязи демократии и дисциплины»

УДК 340.12 ББК 67.0

ОСОБЕННОСТИ ИДЕЙНО-ПРАВОВЫХ ПРИНЦИПОВ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕМОКРАТИИ И ДИСЦИПЛИНЫ

ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ КРАСИКОВ,

соискатель кафедры теории государства и права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научный руководитель: заместитель начальника кафедры теории государства и права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя кандидат юридических наук, доцент Ю.Ю. Кулакова E-mail: kulakova_crede@mail.ru. Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства;

история учений о праве и государстве

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Исследуется принципиальная основа взаимосвязи демократии и дисциплины. Особое место в данной основе занимают идейно-правовые принципы, выступающие инструментом духовного обоснования применения правовых норм для гармонизации общественной жизни. Делается вывод о том, эти принципы (в частности, принципы конституционализма и толерантности) направлены, прежде всего, на обеспечение демократизации дисциплины. Кроме того, определяющее условие поддержания демократии и дисциплины как органично связанных общественно-правовых состояний выражено принципом гражданственности, в котором в наибольшей степени представлено дисциплинирующее начало.

Ключевые слова: демократия, дисциплина, идейно-правовые принципы, принципы-связи, принципы-идеи, принцип конституционализма, принцип идейности, принцип коллективности, принцип толерантности, принцип охранительности, принцип целенаправленности, принцип разумности.

Annotation. This article examines the fundamental basis of the relationship between democracy and discipline. A special place in the Foundation is the ideological and legal principles, acts as a spiritual tool justify the application of legal rules to harmonize social life. The author comes to the conclusion about these principles (in particular, the principles of constitutionalism and tolerance) is aimed primarily at the democratization of the discipline. In addition, the determining factor for the sustenance of democracy and discipline as organically related to the public and legal state is expressed by the principle of citizenship, which is mostly the beginning of disciplinary.

Keywords: democracy, discipline, ideological and legal principles, principles, principles, ideas, the principle of constitutionalism, the principle of ideology, the principle of collectivity, the principle of tolerance, the principle of ogranichennosti, the principle of purposefulness, principle of reasonableness.

Понятия дисциплины и демократии традиционно позиционируются в праве как взаимообусловленные. Получить представление о данной сложной и не всегда однозначной связи возможно, в том числе, с помощью установления ее принципиальных основ. Анализ принципов связи демократии и дисциплины позволяет определить закономерности доминирования того или иного элемента структуры связи, факторы, обусловливающие это доминирование, диалектику и алгоритм развития связи, последствия, к которым такая связь приводит или может привести.

Среди всего видового многообразия принципов в

юридической науке особое место принадлежит идейно-правовым принципам. Именно они отражают детерминированный ценностным элементом связи рассматриваемых явлений регулятивно-нормирующий способ организации жизни социума. Данные принципы призваны выступать инструментом духовного, идейного обоснования применения правовых норм для гармонизации общественной жизни.

В рамках проводимого исследования следует отличать принципы-идеи и принципы-связи. Если первые формируются вокруг значимых для права идейных оснований (основополагающих начал права в целом), в

силу своей значимости для реализации правовых норм приобретающих статус принципов (принцип законности, гарантированности, свободы и др.), то вторые — отражают важнейшие структурные связи, являются основой взаимодействия всех элементов права как системного феномена и связи права с внешней социальной средой.

При этом принципы-связи находятся в основании принципов-идей, и именно благодаря им осуществляется реализация идейных принципов, в свою очередь, они получают информационное отражение в содержании права в виде принципов-идей. В связи с этим представляется необходимым рассматривать их в единстве.

Целесообразно дифференцировать идейно-правовые принципы становления, обеспечения и развития демократии и принципы достижения необходимого уровня дисциплины в социуме и поддержки такой дисциплины. Каждая из двух групп принципов детерминирована природой и сущностью предметов ее обоснования.

К первой группе (принципам демократии) относятся принципы единства содержания и формы, социальной свободы, соответствия между объективным и субъективным правом, принципы гарантированности и справедливости.

Принцип единства содержания и формы. Под формой понимается внешняя конфигурация, границы предмета исследования. Форма теряет свою значимость если не находится в диалектической связи с наполняющим ее содержанием. Основная задача формы — организовать и выразить содержание. Основная задача содержания — наполнение и придание смысла существованию формы. Связь между содержанием и формой противоречива и неустранима. Так, содержание может иметь несколько форм, а одна форма включать несколько содержательных компонентов. Однако оптимальной представляется связь, в которой содержание адекватно форме, а форма — содержанию.

Демократия, в основном, характеризуется фор-мализованностью в контексте придания ей статуса элемента формы государства (формы политического режима), а также формы политизации гражданской жизни. Но, вместе тем, демократия не лишена содержательного компонента. Именно демократические принципы придают связи демократии и дисциплины содержательность и целенаправленность. Единство ее содержания и формы — залог успешного становления и устойчивого развития демократии.

Принцип социальной свободы. Демократический принцип социальной свободы заключается с возможности человека в неограниченном объеме выбирать по своей воле и желанию вид деятельности, место жительства, участвовать в осуществлении государствен-

ных и общественных вопросов, реализации социальных благ и т.д. Этот принцип закреплен во многих Конституциях развитых демократических государства, а также содержится в положениях таких международных актов, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах»1 и проч. Конституция Российской Федерации в главе 2 также закрепляет основные гарантированные государством права и свободы человека и гражданина2. Любое государство, провозглашая себя правовым и демократическим, на самом высоком уровне закрепляет данный принцип-идею, являющуюся основой существования гражданского общества и организующую волю большинства для решения общесоциальных задач. Данный принцип положен в основу либерально-демократической идеологии.

Принцип соответствия между объективным и субъективным правом. Объективное право представляет собой систему общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных и охраняемых государством и направленных на регулирование общественных отношений. Объективность такого права обеспечена тем, что оно не зависит от воли и сознания отдельного индивида, его субъективной оценки закрепляемого нормой объективного права властного предписания. Субъективное право — мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять индивидуальные интересы и потребности лица (конкретные права и свободы личности: право на жизнь, на образование и т.п.). Субъективные права зависят от воли и сознания лица. Но, в то же время, между объективным и субъективным правом существует диалектическая связь: субъективное право возникает в рамках и на основе объективного, тогда как объективное право реализуется посредством субъективного. Соответствие между субъективным и объективным правом — предпосылка успешного развития правовой системы в целом и основа обеспечения конституционализма и равноправия и масштабах демократического режима.

Принцип гарантированности. Данный принцип обусловливает защищенность прав и свобод человека и гражданина силами государственного принуждения. Согласно Конституции Российской Федерации, основным гарантом прав и свобод провозглашается глава государства. Кроме того, данными вопросами на профессиональной основе занимается Уполномоченный по правам человека, а также иные омбудсмены государства (например, Уполномоченный по защите прав предпринимателей, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка). Применительно к демократии принцип гарантированности является важным идеологическим основанием легити-

мации государственной власти.

Принцип справедливости. Изначально тесно связанный с нравственной жизнью, принцип-идея справедливости применительно к демократии способен играть роль фактора сплочения народа, национальной идеи, легитимации политической власти. Нарушение принципа справедливости ведет к разочарованию в действующем правительстве и смене власти, в ряде случаев сопряженной со сменой демократического режима. Вместе с тем, в рамках демократии невозможным является и возведение данного принципа в абсолют, что вызвано усредненностью направленности реализации данного принципа. Принцип справедливости вызывает необходимость возникновения и реализации различных государственных и социальных программ для лиц, неспособных в силу ограниченности различных ресурсов (интеллектуальных, физических и материальных) удовлетворить свои субъективные потребности. Такое усреднение детерминирует государственно обеспеченное распределение минимума необходимых благ для всех социальных групп. Между тем, существуют социальные группы, у которых данные блага легитимным образом «изымаются» для восстановления принципа социальной справедливости (налоги, акцизы, иные отчисления в государственный бюджет).

Ко второй рассматриваемой нами группе принципов-идей относятся идейно-правовые принципы достижения и поддержания необходимого уровня дисциплины. Следует выделить следующие основные принципы данной группы: принципы законности, ответственности и гражданственности. Раскроем их содержание применительно к дисциплине.

Принцип законности. Принцип законности — принцип о четкой определенности и недвусмысленности норм государственного права, общеобязательности для всех без исключения исполнения предписаний закона как источника права обладающего наибольшей юридической силой. В ч. 2 ст. 15 Конституции РФ закреплены основные положения данного принципа: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы». В то же время, относительно дисциплины, принцип законности распространяет свое действие также на нормы негосударственных форм права3. Реализация принципа законности с неизбежностью влечет осуществление на практике режима законности — состояния осознанного добровольного выполнения всеми членами общества правовых норм.

Принцип ответственности. Принцип ответственности применительно к дисциплине имеет, в отличие от его применения в праве, более широкое содержа-

ние. Так, для права формулировка принципа ответственности заключается в том, что лицо будет нести неблагоприятные обеспеченные мерами государственного принуждения последствия своего поведения, только если в его деянии усматривается принцип вины — желаемое и осознанное им причинение вреда. Если же признак вины, как обязательный элемент субъективной стороны состава правонарушения, не будет установлен, к лицу не применяются меры юридической ответственности. Если же говорить о дисциплине и применении данного принципа в ее рамках, следует отметить его распространение не только на юридическую государственную ответственность, но и на правовую ответственность, имеющую место в рамках негосударственных форм права (индивидуального права, права гражданского общества и др.), а также неправовую, морально-нравственную и религиозную ответственность. При этом в отличие от демократии, для дисциплины такие виды ответственности играют не меньшую роль, чем государственная (в некоторых случаях, значение негосударственной ответственности даже выше). В более широком контексте принцип ответственности означает применение неблагоприятных последствий к лицу, нарушившему правила поведения, складывающиеся в масштабах способов регуляции общественных отношений. Порог ответственности в данном случае выше и предполагает ответственность не только за умышленные, но в некоторых случаях за неумышленные деяния лица.

Принцип гражданственности. Данный принцип характеризуется ярко выраженным дисциплинирующим началом: человек чувствует свою сопричастность, ответственность, в том числе, перед самим собой, за ситуацию, складывающуюся в государстве и внутри общества, и активно выступает за упорядочивание реализуемых в социуме отношений. Этот принцип, основывающийся на гражданском правосознании, тесно связан с нравственностью: «Гражданское сознание проявляется не только в уважении своих и чужих прав, закона и законности, но и в небезразличном отношении к массовым несчастьям и страданиям. Гражданское сознание отстаивает интересы всего общества, так как всегда направлено в сторону общечеловеческих ценностей, интегральной цели выживания и развития человечества. Функции гражданского сознания связаны преимущественно с деятельность всего общества, а не отдельных индивидов, поэтому общественное мнение — основное средство существования и выражения гражданского сознания... Регуляторами устремлений личности, выбора жизненных целей и линии поведения, гражданской позиции выступают совесть, долг, достоинство, от степени развитости которых зависит уровень нравственного сознания, цивилизован-

ность индивида.»4. По мнению Н.А. Колясиной и А.Ю. Малыгиной: «Гражданственность как принцип предполагает свободу, автономность, независимость личности от политики и партий, свободу от произвольного вмешательства и мелкой регламентации государством трудовой, экономической, социальной, нравственной, творческой, национальной и других сфер деятельности»5. Человек здесь рассматривается как существо, и политическое, и правовое, и нравственное.

В связи с этим, принцип гражданственности — определяющее условие взаимосвязи демократии и дисциплины.

Далее определим принципы-связи непосредственно выражающие корреляции демократии и дисциплины. Среди них, по нашему мнению, следует назвать следующие принципы: конституционализм, идейность, коллективность, толерантность, охранитель-ность, целенаправленность, разумность.

Принцип конституционализма. Принцип конституционализма играет значительную роль в вопросе осуществления целей воздействия идейно-правовых принципов на обеспечение демократизации дисциплины. Данный принцип, сущность которого заключается в реализации и неуклонном распространении фундаментальных основ демократии, служит политически-содержательным импульсом, указывающим направление развитие властного ресурса дисциплины, тем самым, подчиняя ее динамику лимитам демократического политического строя, в правовых государствах находящим отражение в основных законах-конституциях.

Принцип идейности. Связь демократии и дисциплины должна основываться на системе идей, духовных оснований и ценностей, без которых не возможно полноценное существование в данной связке дисциплины, по природе своей феномена формального и в большей степени нравственно индифферентного.

Принцип коллективности. Связь дисциплины и демократии не может основываться на позиции отдельных представителей общества, для оптимальности существования она должна получить поддержку его большей части, демократического большинства, которое осознанно готово подчинять личные интересы общественным интересам.

Принцип толерантности. Принцип толерантности «оживляет» и служит гуманизации (индивидуализации) строгой и одинаковой для всех по своей природе дисциплины, выступает, наряду с принципом конституционализма, важнейшим инструментом обеспечение демократизации дисциплины в рамках ее связи с демократией.

Принцип охранительности. Целевая связь демократии и дисциплины как правовых феноменов непо-

средственно выражена в принципе охранительности. Данный принцип представляет собой требование к консервации общественных отношений, их застывании в ситуации урегулированности и соблюдения баланса интересов всех социальных групп. Охрана правопорядка, охрана гармонии в жизни социума — одно из целевых направлений дуализма демократии и дисциплины.

Принцип целенаправленности. В рамках связи демократия-дисциплина, цели, к достижению которых стремится данная пара, необходимо выставлять с учетом их оптимальности и реальности, социальной значимости и перспективности. Такой выбор возможен в праве благодаря рассмотренным выше принципам социальной свободы и гражданственности.

Принцип разумности. Разумность следует понимать как свойство человеческого сознания, основанное на интеллектуально-волевой деятельности и направленное на реализацию поставленной человеком цели наиболее оптимальным способом. Решение серьезных социальных конфликтов в большинстве случаев — сфера применения правовых норм; право способно наиболее простым и логичным способом восстанавливать справедливость в обществе. Принцип разумности делает отсылку к рациональному выбору, при котором цель оправдывает средства.

Таким образом, анализ идейно-правовых принципов взаимосвязи демократии и дисциплины позволяет утверждать следующее.

Во-первых, данные принципы отражают детерминированный ценностным элементом связи демократии и дисциплины регулятивно-нормирующий способ организации жизни социума.

Во-вторых, эти принципы направлены, прежде всего, на обеспечение демократизации дисциплины. При этом центральными принципами ее обеспечения будут принципы конституционализма и толерантности.

В-третьих, определяющее условие поддержания демократии и дисциплины, как органично связанных общественно-правовых состояний, выражено принципом гражданственности, в котором в наибольшей степени представлено дисциплинирующее начало.

Литература

1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, 10.12.1998.

2. Международный пакт «Об экономических, социальных и культурных правах» от 16.12.1966 // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 12, 1994.

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N

6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

4. Гарашко А.Ю. Некоторые аспекты противодействия экстремизму как одной из угроз криминальной безопасности России // В сборнике: Современные тенденции развития государства и права России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (30-31 марта 2010 г.). Московский университет МВД России, Тамбовский филиал. Тамбов. 2010. С. 18-21.

5. Гарашко А.Ю. Особенности системных свойств источников права. Монография. LAP Lambert Academic Publishing. Saarbrücken, 2013. С. 15-19.

6. Гарашко А.Ю. Системно-структурный анализ источников права // В сборнике: Социально-гуманитарные и юридические науки: современные тренды в изменяющемся мире. Сборник материалов II Международной заочной научно-практической конференции (06 июня 2011 г.). Краснодар, Пресс-имидж. 2011. С. 301-304.

7. Клименко А.И. Идея демократии как элемент содержания правовой идеологии государства в российской и западной культурах // В сборнике: Правовые культуры: история, эволюция, тенденции развития Москва, 2003. С. 159-168.

8. Клименко А.И. Взаимосвязь правового и политического сознания в осуществлении идеологической функции государства: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. 12.00.01. М.: Московский университет МВД России, 2005.

9. Клименко А.И. Идеологическая функция государства. Исторические и культурные особенности ее осуществления. // Закон и право. 2004. № 5. С. 11-13.

10. Клименко А.И. Либерализация политически организованного общества как функция правовой идеологии. // История государства и права. 2010. № 6 С. 38-42.

11. Колясина Н.А., Малыгина А.Ю. Принцип граж-

данственности в морально-этическом аспекте // Научный поиск. № 4.2. 2012. С. 23-26.

12. Кулакова Ю.Ю. Способность государства к демократии // История государства и права. 2012. № 11. С. 42-44.

13. Мамонтов А.Г. Принципы российского федерализма. Москва, 2002. — 19 с.

14. Мамонтов А.Г., Гаджинова Ф.М. Принципы системного подхода в исследованиях источников права // Вестник Московского университета МВД России. 2005. № 1. С. 9-14.

15. Малахов В.П. Основы философии права. Москва, 2005. Сер. Учебное пособие для вузов. — 238 с.

16. Малахов В.П., Ляхов Е.Г. Правовые системы государств и международное право: взаимодействие и эффективность. Монография / Министерство внутренних дел Российской Федерации, Московский университет. Москва, 2004. — 127 с.

17. Пархоменко А.Г., Мамонтов А.Г. Основные этапы развития российского конституционализма. Лекция / Москва, 1999. — 41 с.

1 Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, 10.12.1998; Международный пакт «Об экономических, социальных и культурных правах» от 16.12.1966 // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 12, 1994.

2 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

3 О государственных и негосударственных формах права см.: Малахов В.П. Основы философии права. Москва, 2005. Сер. Учебное пособие для вузов. - 238 с.

4 Колясина Н.А., Малыгина А.Ю. Принцип гражданственности в морально-этическом аспекте // Научный поиск. № 4.2. 2012. - С. 23.

5 Там же. - С. 26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.