Научная статья на тему 'Особенности идеологической маркированности в качественной прессе на примере изданий ИД «Коммерсантъ», журнала Forbes и «Российской газеты»'

Особенности идеологической маркированности в качественной прессе на примере изданий ИД «Коммерсантъ», журнала Forbes и «Российской газеты» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
349
43
Поделиться
Ключевые слова
СТЕРЕОТИП / ПОЗИТИВНАЯ ИДЕОЛОГИЯ / ПОЗИЦИОННО-СТРУКТУРНЫЕ МАРКЕРЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Коноплев Д. Э.

Специфика качественной прессы предполагает наличие большого количества политических текстов, содержащих элементы идеологической маркированности. В отличие от массовой и глянцевой печати, политические тексты в качественной прессе занимают доминирующее положение. В статье рассматриваются характерные особенности идеологической маркированности в такого рода изданиях, и дается объяснение основным тенденциям, прослеживаемым в качественных СМИ.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Коноплев Д. Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Особенности идеологической маркированности в качественной прессе на примере изданий ИД «Коммерсантъ», журнала Forbes и «Российской газеты»»

мент с местными жителями и совсем немного затрагивает тему переговоров, телеканал BBC большую часть сюжета рассказывает о как раз-таки о переговорном процессе: «Дипломаты в Египте продолжают переговоры в поисках прочного и стабильного перемирия. С израильской стороны в переговорах принимает участие Амос Гилад. Ожидается, что Гилад будет настаивать на жестких мерах против палестинских боевиков, которые нелегально ввозят оружие в Газу с территории Египта. Израильская военная операция против движения ХАМАС, контролирующего Газу, продолжалась три недели. В течение этого времени израильская армия подвергала сектор интенсивным обстрелам с воздуха и с моря, войска также проводили наземную операцию. Тем временем ХАМАС не прекращала обстрелы территории Израиля. Как утверждают палестинские медики, в ходе военных действий погибло 1300 палестинцев, почти треть из которых - дети, а ранения получили 5500 человек. Израильские военные сообщили, что в результате конфликта было убито 13 израильтян, в том числе трое гражданских лиц. В минувшее воскресенье Израиль отметил, что цели его операции полностью выполнены, и в одностороннем порядке прекратил огонь. движение ХАМАС в свою очередь также заявило о победе над израильтянами и объявило недельное перемирие, срок которого истекает 25 января. В течение трех недель конфликта в Газе Египет вел переговоры как с Израилем, так и с ХАМАС. Ожидается, что представи-

тели группировки снова прибудут в Каир для переговоров в ближайшее воскресенье» (http:// news.bbc.co.uk/hi/russian/international/newsid_ 7844000/7844356.stm).

Этот материал позволяет увидеть событие совсем иными глазами. Здесь уже нет и речи о мирном строительстве и нет установки на формирование сочувствия к палестинцам. ХАМАС и Израиль представлены как две непримиримо воюющие стороны, каждая из которых со стороны выглядит не совсем разумной. Материал о том, что и Израиль, и ХАМАС сочли каждый себя победителем в этом столкновении мог бы рассматриваться как ироничное признание абсурдности этого конфликта.

Общий обзор разных телерепортажей, освещающих одно и то же событие, позволяет обнаружить разницу интенций авторов-тележурналистов в освещении одного и того же события.

Список литературы

1. Рэндалл Д. Универсальный журналист. М. : Международный центр журналистики, 1996.

2. Стенли П. Телевизионный репортаж : практ. пособие для профессионалов. 4. Freedom of the Press 2006. A global survey of media independence. N.-Y., 2006.

3. Формановская H. И. Эмоции, чувства, интенции, экспрессия в языковом и речевом выражении // Эмоции в языке и речи : сб. науч. ст. / под ред. И. А. Шаронова. М. : РГГУ, 2005. С. 106-116.

д. Э. коноплев

особенности идеологической маркированности в качественной прессе на примере изданий ид «коммерсантъ», журнала FORBES и «российской газеты.»

Специфика качественной прессы предполагает наличие большого количества политических текстов, содержащих элементы идеологической маркированности. В отличие от массовой и глянцевой печати, политические тексты в качественной прессе занимают доминирующее положение. В статье рассматриваются характерные особенности идеологической маркированности в такого рода изданиях, и дается объяснение основным тенденциям, прослеживаемым в качественных СМИ.

Ключевые слова: стереотип, позитивная идеология, позиционно-структурные маркеры.

Необходимость практического осмысления идеологической маркированности в современном политическом тексте предполагает статистический анализ маркеров, присутствующих в

журналистских материалах. В данной статье мы обращаемся к рассмотрению качественных изданий, в которые входят: газета «Коммерсантъ», журналы «Коммерсантъ-Власть» и

«Коммерсантъ-Деньги», «Российская газета», а также журнал «Forbes». В этих изданиях с марта 2006 по октябрь 2009 было опубликовано 15368 статей, которые можно рассматривать в качестве политического журналистского текста. В девятнадцати категориях маркированности из сорока шести возможных именно качественная пресса занимает лидирующие позиции со средним показателем 17,916 маркеров на один журналистский материал. Необходимо отметить, что в целом для всех изданий качественной прессы характерно увеличение числа стереотипов и позиционно-структурных маркеров на протяжении всего времени выборки. При этом в журнале «Forbes» и «Российской газете» подобная динамика имеет векторную направленность: с 12 и 498 стереотипов в 2006 году до 60 и 2136 в 2009 году соответственно. В других изданиях периоды роста числа используемых стереотипов сменяются периодами стабильности: в газете «Коммерсантъ» явно просматривается рост числа стереотипов в 2007, 2008 годах (с 483 до 1190), в журнале «Коммерсантъ-Власть» в 2006, 2007 (84 и 235 соответственно). Периоды стабильности фиксируют показатели близкие к средним по данному параметру за весь период выборки: 476 для газеты «Коммерсантъ» (среднестатистический показатель - 537,25), 294 для журнала «Коммерсантъ-Власть» (среднестатистический показатель - 226,75). Однако важно помнить, что в качественной прессе в абсолютных цифрах стереотипов меньше всего: 0,451 на статью против 1,012 в глянцевой и 1,023 в массовой печати. По всем изданиям, представляющим качественную прессу, отмечается ежегодный прирост позиционно-структурных маркеров (композиционное построение текста и его разделение на блоки) за исключением журнала «Forbes», где число таких маркеров остается относительно стабильным на протяжении всего периода выборки. В целом, увеличение числа композиционных маркеров, в число которых входят и позиционно-структурные, фиксируется во всех изданиях, кроме журнала «Коммерсантъ-деньги». В «Российской газете» и газете «Коммерсантъ» прослеживается рост публикаций, относящихся к позитивной идеологии, хотя в качественных журналах такой рост был выявлен только в материалах за 2007 и 2008 годы в журнале «Коммерсантъ-Власть». В остальном между изданиями, которые мы относим к качественным, нет общих закономерностей, которые распространяются

на все заявленные средства массовой информации. Более того, среди изданий одного издательского дома «Коммерсантъ» нет общих черт и закономерностей, относящихся к сфере идеологической маркированности. данный факт может служить опровержением того, что корпоративная политика неизбежно затрагивает идеологию прессы. Среди других важных тенденций, относящихся к отдельным изданиям из числа качественной прессы, необходимо выделить: общее падение числа цитируемых источников в журнале «Forbes» и общий рост числа подобных цитат в «Российской газете» и газете «Коммерсантъ», общий рост числа перформа-тивных высказываний во всех изданиях, кроме журнала «Forbes», рост числа аргументов к здравому смыслу в «Российской газете» и газете «Коммерсантъ», а также в журнале «Коммерсантъ-Власть». наиболее важны для качественных изданий следующие маркеры: перформативные высказывания, в которых результат подменяется условным действием (1,942 на одну статью), риторические приемы и пейоратив, с помощью которых автор искажает логику текста (1,504), предвосхищение основания с использованием немотивированных предположений (0,967), использование внутритекстовых ассоциативных рядов (0,766), а также флюгеризмы, представляющие собой пустые словоформы без конкретного смыслового содержания (0,548). Также в качественной прессе фиксируется присутствие интержаргона и уголовной лексики. обсценная лексика в ходе контент-анализа обнаружена не была. Примечательно, что обсценная лексика не встречается также и в массовой прессе, но фиксируется в глянцевых изданиях. для качественной и массовой прессы характерно и отсутствие скрытой идеологии, случаев использования которой в массовых изданиях при контент-анализе не выявлено, а в качественных изданиях данный тип идеологии находится в рамках статистической погрешности с показателем 0,001 на одну публикацию. Близко по абсолютным показателям и число тропов в качественной и массовой прессе - 0,217 и 0,215 соответственно. Обозначенные закономерности легко поддаются анализу, если сопоставить политические и общественные события с динамикой маркированности в прессе. джон Томпсон в своей книге «Идеология и современная культура» напрямую связывает степень выраженности идеологии в журналистских текстах с текущей ситуацией в обществе и предлагает рассматривать

первую неотъемлемой частью последней. Таким образом, заметная стереотипизация качественной прессы представляет собой явную тенденцию к упрощению политических журналистских материалов с расчетом на менее подготовленную к серьезной аналитике аудиторию. Так в статье Федора Лукьянова «Поиски мягкой силы» в журнале «Forbes» за октябрь 2009 года читаем: «России умение применять мягкую силу несвойственно. Отечественное мышление базируется на классическом понимании международных отношений как баланса военно-политических потенциалов, а не идейного соревнования. Так было всегда, разве что в эпоху Коминтерна популярность советской идеологии за рубежом была не менее мощным инструментом внешней политики, чем привычные компоненты влияния». Приведенная цитата отталкивается от стереотипного представления о России как стране не умеющей решать конфликтные ситуации дипломатическим путем. При этом, по крайней мере два последних десятилетия показывают обратное: современной России более свойственен политико-дипломатический подход к решению конфликтов, нежели применение военной силы. В данном случае мы можем предположить, что автор, высказывая подобное суждение, подразумевает прямую связь между формой решения международных вопросов и державной мощью. Иначе говоря, то, что «России применять мягкую силу несвойственно» есть показатель ее международного влияния. Налицо типичный неоимпериализм и связанные с ним представления (в определенной степени характерные для всех бывших империй) о высоком международном статусе страны как военной державы, временно утраченном в недавнем прошлом. Между тем большую часть стереотипов в качественной прессе составляют высказывания об отношении государства к человеку, политической стабильности и образе жизни элиты. Подобные утверждения в значительной мере являются обобщениями, не требующими дополнительных пояснений. В отдельных случаях стереоти-пизация служит экономии изобразительных средств. Вместо описания закрытых английских клубов и мишленовских ресторанов, которые посещает политическая и бизнес элита и о которых среднестатистический читатель не знает практически ничего, журналисты все чаще используют название курорта Куршевель как синоним красивой жизни. Замеры с помощью программы «Wordstat» показывают, что в

материалах, рассказывающих об отдыхе известных политиков и бизнесменов, только за восемь месяцев 2009 года слово Куршевель встречается в каждой второй статье. Среди других заметных тенденций в качественной печати следует отметить общее увеличение числа маркеров, относящихся к композиции текста, а именно позиционно-структурных. Главным образом это относится к сегментации текста. Сегментация текста предполагает его разделение на блоки с помощью отдельных подзаголовков и особого графического оформления. Увеличение числа подобных подзаголовков и является наиболее характерной тенденцией в качественной печати. Исключением служит только журнал «Коммерсантъ-Деньги», отличающийся от других СМИ особенностями своего формата политико-экономического еженедельника. В качественной прессе отмечается общее упрощение подачи журналистских политических материалов и их восприятия потенциальным читателем. Мы уже упоминали в качестве наиболее распространенного способа осуществления подобной редукции стереотипизацию текста. Сегментация упрощает восприятие уже не на лексическом, а на композиционном уровне: большой текст делится на несколько небольших текстов с отдельными подзаголовками, которые могут нести смысловую нагрузку, сопоставимую со всем озаглавленным фрагментом. Фиксируемый рост такого рода озаглавливаемых фрагментов и является показателем редуцирования текста в целом. Подзаголовки сообщают соответствующим фрагментам дополнительный идеологический смысл. Примечательно, что за период выборки число нейтральных подзаголовков, не производящих впечатления идеологически окрашенных, неуклонно уменьшается при общем росте идеологически заданных заглавий. Так в статье Валерия Калныша «Информационные консервы» (Коммерсантъ-Власть. 2009. № 30) о политической ситуации на Украине все подзаголовки блоков обладают идеологической заданностью, а также контекстуальной иронией и контекстуальным сравнением, использование которых можно расценивать как неоправданное с этической точки зрения. Автор использует следующие заглавия: «Генерал с журналистским прошлым», «Президент с журналистским настоящим», «Президент с уголовным будущим» и «Предвыборные подснежники». В относящимся к ним фрагментах текста речь идет о генерале Алексее Пука-че, считающимся главным подозреваемым в

убийстве журналиста «Украинской правды» Георгия Гонгадзе (Генерал с журналистским прошлым), президенте Ющенко, дающем все новые обещания раскрыть совершенное в 2000 году преступление (Президент с журналистским настоящим), экс-президенте Кучме, которого называют заказчиком убийства (Президент с уголовным будущим) и обнаруженных фрагментах черепа и устраненных свидетелях (Предвыборные подснежники). Только по имеющимся подзаголовкам, не читая самого текста статьи, можно понять точку зрения журналиста и авторскую манеру подачи материала. Подобная сегментация устраняет необходимость доказывать правомерность авторской точки зрения и позволяет подменить доказательства объяснением подзаголовка. На уровне психологии это означает, что читатель связывает правдивость информации с пониманием смысла заглавия. Иначе говоря, когда происходит осознание, что «предвыборные подснежники» это фрагменты черепа убитого журналиста, потенциальный читатель ставит между авторским образом и соответствующей этому образу позиции с одной стороны и действительным положением дел с другой стороны знак равенства. использование подобных подзаголовков более характерно для материалов с преимущественно политической тематикой. Журналистские тексты, затрагивающие наравне с политикой также экономические вопросы, менее сегментированы в силу специфики излагаемого материала и ограниченности в возможностях его редукции. Последняя не является для подобных текстов приоритетом, поскольку a priori такие тексты рассчитаны на подготовленного читателя. Данный факт и служит объяснением того, что в журнале «коммерсантъ-деньги», ориентированного главным образом на материалы, совмещающие политический и экономический компонент, не фиксируется увеличение числа позиционно-структурных маркеров. Стоит отметить и относительную стабильность подобных маркеров в журнале «Forbes», обладающем схожими текстовыми характеристиками. Здесь, однако, незначительные колебания в сторону увеличения все же фиксируются. Главным отличием журнала «Forbes» от других изданий данной группы является отсутствие роста числа перформативных высказываний и цитируемых источников, положительная динамика по которым прослеживается в остальных изданиях, относящихся к качественной прессе. Такие отличительные черты следует рассматривать в рам-

ках специфики формата издания. Основное число публикаций в журнале «Forbes» - истории построения бизнеса в современных политических и экономических условиях. Любое дело оценивается по результату и объективным статистическим данным (например, знаменитому ежегодному рейтингу богатейших бизнесменов). оценка результата вместо действия сводит использование перформатива к минимуму, цитируемые источники заменяются более показательной статистикой.

Вместе с тем необходимо обратить внимание на смещение акцентов в самом типе доминирующей в качественной прессе идеологии. несмотря на лидирующие позиции негативной идеологии, увеличение числа материалов с идеологией позитивной явно просматривается в Коммерсанте и Российской газете, а также в журнале «Коммерсантъ-Власть» за 2007 и 2008 годы. Оценивать данное явление стоит, прежде всего, с позиции общего состояния стабилизации политической и экономической ситуации в стране за последние годы. Именно этим объясняется снижение числа статей, реализующих позитивную идеологию в журнале «Коммерсантъ-Власть» в «кризисном» 2009 году до четырех. В 2008 году таких статей было 89. При этом в «Коммерсанте» и «Российской газете» позитивная идеология вопреки сложившейся непростой финансовой обстановке продолжает отвоевывать все новые территории. Мы предполагаем, что это связано с периодичностью выхода названных газет: в ежедневных изданиях публикуется значительное число материалов, имеющих ограниченный интерес для широкой аудитории и потому не входящих в еженедельные и ежемесячные выпуски. Обилие маловажных событий, которые подаются в позитивном ключе, и фиксируется статистически как рост позитивной идеологии. Межгосударственное сотрудничество в военной сфере, подписание международных соглашений и контрактов, многочисленные форумы и заседания описываются с помощью перформа-тивных высказываний и оцениваются положительно ipso facto, как состоявшиеся. За рассматриваемый период выборки мы не обнаружили ни одного примера, когда журналист отмечает неэффективность прошедших переговоров, формальность международных обсуждений и фиктивность подписанных соглашений. К тому же краткость подобных информационных сообщений сводит к минимуму всю детализацию описываемых событий. В таких случаях автор

текста нередко подменяет реальную ситуацию абстрактной проекцией, приводя аргумент к здравому смыслу в качестве отсутствующего доказательства правомерности тех или иных утверждений. Так во время апрельского саммита стран «Большой восьмерки» значительная часть журналистских материалов в качественной прессе была посвящена важности переговоров в разрешении кризисной ситуации. При этом главный аргумент в пользу того, что определенные результаты будут достигнуты, сводился к тому, что у стран участниц саммита нет другого выхода. То есть должен восторжествовать здравый смысл. На деле подобные заявления оказались не более чем условными словоформами, а итоги саммита с большей охотой обсуждала глянцевая пресса и обозреватели светской хроники, нежели финансовые аналитики деловых изданий. В данном случае не вызывают вопросов и лидирующие позиции Коммерсанта и Российской газеты по числу аргументов к здравому смыслу и общей динамике данного типа маркированности. Значительная масса протокольных мероприятий, не предполагающих быстрых и эффективных решений, вынуждает качественную прессу строить прогнозы и предоставлять читателю неаргументированные проекции текущей ситуации. В

схожих условиях глянцевая и массовая печать предпочитают не давать никаких комментариев и прогнозов.

В целом на качественную прессу возложена непростая миссия по донесению до читателя основной массы политической и экономической информации. Как мы уже говорили, за рассмотренный период это более пятнадцати тысяч статей. Учитывая то, что политических журналистских текстов в массовой и глянцевой прессе 6084 и 241 соответственно, масштаб и значение идеологии в качественной печати нельзя недооценивать. Это наиболее обширный пласт политической журналистики, влияние которого на наше восприятие экономической и политической реальности следует признать доминирующим.

Список литературы

1. Grimes, T. Media violence and aggression : science and ideology / T. Grimes, L. Bergen, J. Anderson. . NY. : Sage Publications, 2007.

2. McChesney, R. Rich media, poor democracy : communication politics in dubious times. NY : The New Press, 2000.

3. Thompson, J. Ideology and modern culture. Critical social theory in the era of mass communication. NY., 1990.

Е. и. морозова

взаимодействие с читательской аудиторией как инструмент творческой работы журналиста

Подготовка текста - статьи, репортажа, интервью или рецензии - является творческим процессом. Как правило, в этом процессе рассматривается субъект, сам автор, и объект, произведение. Но тот, кто является основным адресатом сообщения, то есть читатель, зачастую остается за кадром, его интересы и запросы остаются вне поля зрения автора. Тогда как читатель является неотъемлемой частью системы массовых коммуникаций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: творческая деятельность журналиста, читательская аудитория, журналистское произведение.

Оказывая воздействие на аудиторию посредством текста, журналист задает параметры оценки эффективности своего труда - отклик от читателей. Текст хотя и не является единственным способом взаимодействия с читателями, представляет собой один из ключевых каналов этого взаимодействия. Вслед за Т. д. орловой обозначим два направления влияния на поток информации, идущей от аудитории. Во-первых, прямая организация (целенаправ-

ленный заказ материалов, зондирование общественного мнения, журналистские акции и др.) - назовем такую работу организационным методом - и, во-вторых, использование текстов (побуждение к откликам с помощью определенного содержания и формы журналистских материалов) - текстовой метод1.

Что касается аудитории средств массовой информации - то это отдельный полюс для ученых и их исследований. Так, проблему взаимо-