Научная статья на тему 'Особенности идентичности мусульман республики Алтай: к постановке проблемы'

Особенности идентичности мусульман республики Алтай: к постановке проблемы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
639
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА АЛТАЙ / ИСЛАМ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРИВЕРЖЕНЦЫ / ТЕОРИЯ / ПОДХОД

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Малчинова Сынару Константиновна

На основе собранного материала в статье рассматриваются уровни и особенности коллективной идентичности мусульман Республики Алтай.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности идентичности мусульман республики Алтай: к постановке проблемы»

СООБЩЕНИЯ

УДК 297 ББК 86

Сынару Малчинова

ОСОБЕННОСТИ ИДЕНТИЧНОСТИ МУСУЛЬМАН РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

Аннотация: На основе собранного материала в статье рассматриваются уровни и особенности коллективной идентичности мусульман Республики Алтай.

Ключевые слова: Республика Алтай, ислам, идентичность, приверженцы, теория, подход

Республика Алтай как регион России граничит с тремя государствами - Китай, Казахстан, Монголия, в которых народы исповедуют разные религии. Титульный этнос республики алтайцы не являются мусульманами и составляют третью часть (76 тыс. чел.) от общего числа населения региона (217 тыс. чел.), большинство которого русские. Местными мусульманами считаются казахи, переселившие из Прииртышья и Северной Монголии во второй половине XIX в1. Они проживают в пограничном Кош-Агачском районе и селе Турата Усть-Канского района, а также в столице региона г. Горно-Алтайске.

Следует отметить, что алтайские казахи не всегда были активными приверженцами ислама. В начале 1990-х годов после развала СССР и обретения Казахстаном суверенитета произошло массовое переселение алтайских казахов на историческую родину. Через несколько лет большинство вернулось. Среди возвратившихся был Амангельды Кобдабаев, ставший первым имамом Республики Алтай . В

1 Лысенко Ю.А. Православие и ислам на Алтае во второй половине XIX - начале XX вв. // «Дневник Ашпи». - 2006. - №22. - С. 159-162.

2 Малчинова С.К. Возрождение ислама на Алтае // Алтай - Россия: через века в будущее: Мат. Всероссийской научно-практ. конф., посвященной 260-летию добровольно вхождения алтайского народа в состав Российского государства и 25-летию образования РА. Т. I. -Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2016. - С. 244-247.

становлении религиозной идентичности алтайских казахов сыграло переселение их на историческую родину. Другим фактором стал возврат алтайских казахов в Горный Алтай, потому что они оказались «другими» в материнском этносе. На исконной родине их приняли как чужих, испытавших влияние этнической культуры алтайцев, что отразилось на языке, ставшим «тверже», традиционном мировоззрении, представляющим «синкретический

синтез ислама и древних верований и 3 о

культов» . В становлении ислама у алтайских казахов наблюдаются особенности, обусловленные локальными культурными отличиями скотоводческого образа жизни.

На сегодняшний день в Республике Алтай действуют 9 мечетей и одно медресе, открытые местными казахами. В их этнической памяти сохраняются сведения о том, что они пришли в Горный Алтай мусульманами. В подтверждение можно привести следующий факт: миссионеры Алтайской духовной миссии отмечали, что дети богатых казахов имели возможность получать образование в исламских религиозных учреждениях Бухары и Казани4.

3 Тадина Н.А. Ислам в Республике Алтай // История Горного Алтая: учебное пособие / А. П. Адлыкова, Т. В. Анкудинова, А. Г. Гонохов [и др.] - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2014. - 480 с.

4 Алтайская и киргизская миссии томской епархии в 1892 г. - Бийск, 1893. - 114 с.

На распространение ислама в Республике Алтай сегодня также оказывают влияние мигранты из мусульманских стран Средней Азии: Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана. При сборе этнографических сведений о мигрантах обнаруживается отличительное положение киргизов, утвердившихся на торговых рынках региона. По результатам интервьюирования они легче адаптируются в районах преимущественного проживания алтайцев. Этому способствует коллективная память о том, что их древней родиной являются горы Алтая. К примеру, эпический богатырь Манас вышел из Алтая покорять Тянь-Шань5. Это представление подкрепляется родством алтайского языка, общей мен-тальностью и схожей внешностью алтайцев и киргизов. На фоне других мусульманских диаспор киргизы выделяются быстрой адаптацией и поэтому встречаются почти во всех районах. Для них ислам, как бы, отходит на второй план на родине предков.

За последние два года количество мигрантов в Республике Алтай уменьшилось на 13%6. Одной из причин явилось действие поправки миграционного законодательства в 2015 году, согласно которой въезд в Россию возможен по загранпаспортам и после успешного прохождения тестирования по русскому языку, истории России и основам законодательства Российской Федерации.

По результатам проведенного автором опроса приезжие узбеки и таджики объединены исламом и представлением о себе как о «настоящих» мусульманах, что не было актуально для них на родине. Эта выработанная коллективная идентичность позволяет критично относиться к местным казахам, называя их «неправильными» мусульманами. Те, в свою очередь, находят несоблюдение канонов ислама узбеками и

5 Эпос «Манас»: Мифы и легенды Кыргызстана. Устное народное творчество // URL: https://kyrgyzstan.orexca.com/rus/legends_manas.shtm l (Режим доступа свободный).

6 Республика Алтай. Официальный интернет-портал // URL: http://altai-republic.ru (Режим доступа свободный).

таджиками - не участвуют в пятничном намазе, объясняя повседневной занятостью, вынужденным переселением в дальние районы, заключают гражданские браки с немусульманками, оставив семью и детей на родине.

На основе собранного материала определена локальная идентичность алтайских казахов и коллективная идентичность узбеков и таджиков, объединенных общими праздниками и мероприятиями, организуемыми в мечети имени Аскара Зиянуро-ва в г. Горно-Алтайске. Уровни коллективной идентичности подкрепляются коллективной памятью: у алтайских казахов память о том, что их переселившие предки были мусульманами, у киргизов, что Алтай — это древняя родина, а у узбеков и таджиков о том, что они выходцы из мусульманской среды Средней Азии. Приезжие конструируют коллективную идентичность и свой образ «правильных» мусульман. Так, при интервьюировании на вопрос: «К какому народу вы относитесь?» мужчина ответил, что он - таджик, но учитывая происхождение из Узбекистана, можно дополнить, что он и узбек. Далее добавил, что не видит различий между узбеками и таджиками в вопросе вероисповедания. Здесь уместно привести утверждение В.А. Тишкова о том, что нации существуют не в результате внешнего определения и научных классификаций, а как некоторые совокупные «Мы», сознающие себя в отличие от «Них» - других сообществ .

Формирование локальной идентичности алтайских казахов и киргизов рассматривается с примордиалистских позиций, учитывая историю переселения при-иртышских казахов и эпические сведения об исходе киргизов из Алтая как древней родины. Суждение о «своих» и «чужих» среди мусульман Республики Алтай подтверждает примордиалистское утверждение о значении коллективной идентично-

7 Конструктивистская концепция этноса и этногенеза В. А. Тишкова // «Studopedia.Ru». URL: http ://studopedia. ru/7_171454_konstruktivistskaya-kontseptsiya-etnosa-i-etnogeneza-va-tishkova.html (Режим доступа свободный).

сти в жизни мусульманских диаспор, образовавшихся в результате переселения части народа за пределы родины. «Подоснову данного явления, судя по всему, составляет тот реальный факт, что многие свойства той или иной группы людей, не играющие в условиях ее обычного этнического окружения роли отличительных признаков, после перемещения этой группы в новую этническую среду сразу же начинают выполнять этнодифференцирующую функ-8

цию» .

8 Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. - М., 2012. -С. 189.

Источники и литература:

1. Алтайская и киргизская миссии Томской епархии в 1892 г. - Бийск, 1893. - 114 с.

2. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. -М., 2012. - 189 с.

3. Конструктивистская концепция этноса и этногенеза В. А. Тишкова // «Studopedia.Ru». URL: http://studopedia.ru/7_171454_konstruktivi sts kaya-kontseptsiya-etnosa-i-etnogeneza-va-tishkova.html (Режим доступа свободный).

4. Лысенко Ю.А. Православие и ислам на Алтае во второй половине XIX - начале XX вв. // «Дневник Ашпи». - 2006. - №22. - С. 159-162.

5. Малчинова С.К. Возрождение ислама на Алтае // Алтай - Россия: через века в будущее: Мат. Всероссийской научно-практ. конф., посвященной 260-летию добро-

вольно вхождения алтайского народа в состав Российского государства и 25-летию образования РА. Т. I. -Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2016. - С. 244-247.

6. Республика Алтай. Официальный интернет-портал // URL: http://altai-republic.ru, свободный. (Режим доступа свободный).

7. Тадина Н.А. Ислам в Республике Алтай // История Горного Алтая: учебное пособие / А. П. Адлыкова, Т. В. Анкудинова, А. Г. Гонохов [и др.] - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2014. - 480 с.

8. Эпос «Манас»: Мифы и легенды Кыргызстана. Устное народное творчество // URL:

https://kyrgyzstan.orexca.com/rus/legends_m anas.shtml (Режим доступа свободный).

Synaru Malchinova

THE IDENTITY FEATURES OF THE MUSLIMS OF ALTAI REPUBLIC:

FORMULATION OF THE PROBLEM

Summary: Based on the collected material, the article deals with the levels and features of the collective identity of the Muslims of the Altai Republic.

Keywords: The Republic of Altai, Islam, identity, adherents, theory, approach

Sources and Literature:

1. Altai and Kirghiz missions of the Tomsk diocese in 1892. - Biysk, 1893. - 114 p. (in Russian)

2. Bromley Yu. V. Essays on the theory of ethnos. - M., 2012. - 189 p. (in Russian)

3. Constructivist conception of ethnos and ethno genesis of V.A. Tishkov // «Studopedia.Ru». URL: http://studopedia.ru/7_171454_konstruktivi sts kaya-kontseptsiya-etnosa-i-etnogeneza-va-tishkova.html (Free Access). (in Russian)

4. Lysenko Yu.A. Orthodoxy and Islam in the Altai in the second half of the XIX - early XX centuries. // «Dnevnik Ashpi». - 2006. -No. 22. - P. 159-162. (in Russian)

5. Malchinova S.K. The revival of Islam in Altai // Altai - Russia: through the centuries into the future: Mat. All-Russian scientific-practical. Dedicated to the 260th anniversary of the voluntary entry of Altaians into the Russian state and the 25th anniversary of the formation of the Republic of Altai. T. I. -

Gorno-Altaisk: RIO GASU, 2016. - P. 244247 (in Russian).

6. The Republic of Altai. Official Internet portal // URL: http://altai-republic.ru (Free Access) (in Russian).

7. Tadina N.A. Islam in the Altai Republic. // History of the Altai Mountains: textbook / AP

Adlykova, TV Ankudinova, AG Gonokhov [and others] - Gorno-Altaisk: RIO GASU, 2014. - 480 p. (in Russian)

8. Epos "Manas": Myths and legends of Kyr-gyzstan. Oral folk art // URL: https://kyrgyzstan.orexca .com/rus/l egends_m anas.shtml (Free Access) (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.