Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ГРУППЕ ХОРЕОГРАФИИ ПРОДВИНУТОГО УРОВНЯ С БОЛЬШОЙ СТЕПЕНЬЮ ВОЗРАСТНОЙ ГРАДАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ГРУППЕ ХОРЕОГРАФИИ ПРОДВИНУТОГО УРОВНЯ С БОЛЬШОЙ СТЕПЕНЬЮ ВОЗРАСТНОЙ ГРАДАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
253
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ПЕДАГОГ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО / ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / PEDAGOGICAL PROCESS / TEACHER / EACH PERSON / CHOREOGRAPHIC ART / CHOREOGRAPHIC COLLECTIVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончар Марина Борисовна, Вишневский Владимир Анатольевич

В статье рассматриваются особенности педагогического процесса в группе хореографии с большой возрастной градацией; дана характеристика основных требованиий к педагогу; проанализированы главные задачи в разновозрастной группе: развитие детей и подростков в соответствии с их возможностями; заинтересованность и мотивация для каждого воспитанника; благоприятная и дружелюбная обстановка в коллективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES AND OBJECTIVES OF THE PEDAGOGICAL PROCESS IN THE GROUP OF ADVANCED LEVEL CHOREOGRAPHY WITH A HIGH DEGREE OF AGE GRADATION

The article presents the features of the pedagogical process in the group of choreography with a large age gradation; the characteristic of the basic requirements for the teacher is given; The main tasks in the group of different ages are analyzed: the development of children and adolescents in accordance with their capabilities; interest and motivation for each pupil; Favorable and friendly atmosphere in the team.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ГРУППЕ ХОРЕОГРАФИИ ПРОДВИНУТОГО УРОВНЯ С БОЛЬШОЙ СТЕПЕНЬЮ ВОЗРАСТНОЙ ГРАДАЦИИ»

Педагогика

УДК 374.1

магистрант Гончар Марина Борисовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта);

доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и

управления учебными заведениями Вишневский Владимир Анатольевич

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ОСОБЕННОСТИ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ГРУППЕ ХОРЕОГРАФИИ ПРОДВИНУТОГО УРОВНЯ С БОЛЬШОЙ СТЕПЕНЬЮ ВОЗРАСТНОЙ ГРАДАЦИИ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности педагогического процесса в группе хореографии с большой возрастной градацией; дана характеристика основных требованиий к педагогу; проанализированы главные задачи в разновозрастной группе: развитие детей и подростков в соответствии с их возможностями; заинтересованность и мотивация для каждого воспитанника; благоприятная и дружелюбная обстановка в коллективе.

Ключевые слова: педагогический процесс, педагог, развитие личности, хореографическое искусство, хореографический коллектив.

Annotation. The article presents the features of the pedagogical process in the group of choreography with a large age gradation; the characteristic of the basic requirements for the teacher is given; The main tasks in the group of different ages are analyzed: the development of children and adolescents in accordance with their capabilities; interest and motivation for each pupil; Favorable and friendly atmosphere in the team.

Keywords: pedagogical process, teacher, each person, choreographic art, choreographic collective.

Введение. Хореографическое искусство наглядно проявило свои возможности в эстетическом воспитании детей и подростков. Это одно из самых перспективных направлений, оно обеспечивает более полное формирование индивидуальных качеств ребенка.

Хореографический коллектив обладает огромной силой в воспитании творческой всесторонне развитой личности и предоставляющий самые широкие возможности для ее развития. Занятия на уроках хореографии способствуют укреплению физического здоровья детей, вырабатывают силу, выносливость, помогают физиологическому развитию, обогащают духовно, а также воспитывают и развивают не только танцевальные навыки исполнения хореографии в различных жанрах, но и содействуют формированию привычки и нормы поведения у воспитанников, в соответствии с изучаемыми законами искусства [1]. Тем не менее, гармоничное развитие личности возможно только при внутреннем единстве художественно-педагогического процесса, когда каждый художественный метод педагогически инструментирован, а каждая педагогическая задача решается средствами, свойственными художественной специфике занятий.

Такие свойства характера, как трудолюбие, дисциплинированность, терпение, так необходимые не только в классе, но и в жизни, долгими годами воспитываются педагогами и помогают достигать успеха во многих делах, а чувство ответственности двигает детей, занимающихся хореографией, вперед.

Изложение основного материала статьи. Творческая личность - важнейшая цель как всего процесса обучения, так и эстетического воспитания. Без него, без формирования способностей к эстетическому творчеству, невозможно решить важнейшую задачу всестороннего и гармоничного развития личности. Педагогу-хореографу следует сформировать, развить и укрепить у детей потребность в общении с искусством, понимание его языка, любовь и хороший вкус к нему. О важности этого говорит в своей книге «Учить Прекрасному» и великий советский педагог, хореограф и балетмейстер, основоположник и пропагандист детской хореографии в России, заслуженный деятель искусств - В. Константиновский «...работать с детьми - значит ежечасно, ежедневно, из года в год отдавать ребенку свой жизненный и душевный опыт, формируя из него человека нашего общества - личность, развитую всесторонне и гармонично. Так я понимаю долг каждого, кто посвятил себя работе с детьми. Работа эта включает в себя и образование, и воспитание в семье, и, конечно, художественное воспитание ребенка. Приобщать маленького человека к миру прекрасного. Учить ребенка отличать подлинное искусство от подделки. Прививать с самых ранних лет хороший вкус, закладывая те добрые основы, которые помогут ему, вырасти человеком с тонким чувством изящного, человеком, чья душа открыта навстречу всем проявлениям творческого таланта - задача чрезвычайно важная. И столь же сложная.» [1, 5].

Способы, формы и методы построения процесса обучения и воспитания на уроках хореографии могут быть совершенно разными, но они должны соответствовать особенностям и направленности хореографического коллектива и возраста. Обучение на базовом уровне хореографической подготовки рекомендовано с ориентацией на определенную возрастную группу, согласно их возможностям и особенностям [5].

Могут выдвигаться конкретные воспитательные задачи и выбираться определенные средства и методы воспитательного воздействия. Тем не менее, для продвинутого уровня хореографической подготовки возможны объединение в разновозрастные группы, что может положительно повлиять на развитие личности.

Разновозрастные группы в хореографии, явление достаточно редкое и эта тема имеет неоднозначный характер. Существуют как сторонники, так и противники объединения в группу детей различного возраста. Попробуем разобраться. Как мы уже выяснили, главная цель на уроках хореографии - развитие творческой личности. Что же лучше всего способствует достижению нашей цели? Квалификация педагога в первую очередь, ведь мы доверяем ему здоровье и жизни наших детей. Так же важно оборудование зала - мы должны быть уверены в безопасности; техническое оснащение, новейшие тенденции в образовании и воспитании, ведь у наших детей должно быть все самое лучшее. Да, конечно эти критерии очень ценны и должны быть

соблюдены, однако, по результатам исследования американского социолога Коумена Джеймса, больше всего на формирование творческой личности влияет... группа, коллектив, в котором занимается ребенок [2].

Развитие одногруппников, их достижения, планы, желания по большому счету важнее, чем затраты средств на одного обучающегося, число детей в коллективе. Идеальный коллектив - в котором участников объединяет общая цель, единое устремление, единый мотив. Именно поэтому, в разновозрастной группе, мы предлагаем опираться на продвинутый уровень танцоров, т.к. эти дети уже знакомы со всеми трудностями в хореографии, имеют соревновательные амбиции и огромное желание развиваться. Это дает обучающимся чувство свободы собственного выбора, занятия не тем, что нужно кому-то, а тем, что нужно именно тебе. Включение в общее дело, успех которого зависит от вклада каждого из участников. Таким образом, занимаясь любимым делом, достигая своих целей в хореографии, ребенок не только развивается физически и творчески, но также приобретает коммуникативные навыки, получает новые знания и умения. В умело организованном коллективе каждый работает на каждого, поэтому проведение урока в хореографическом коллективе с большой возрастной градацией имеет свои особенности и предъявляет определенные требования педагогу. Он должен:

- знать возрастные особенности детей и подростков, специфику их физического развития;

- объединить программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями участников группы;

- правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого участника и всю группу в целом.

К главным задачам в разновозрастной группе хореографии продвинутого уровня, можно отнести:

- развитие детей и подростков в соответствии с их возможностями;

- заинтересованность и мотивация для каждого воспитанника;

- благоприятная и дружелюбная обстановка в коллективе.

Для реализации этих задач, педагогу необходимо, в первую очередь проявить особое отношение к дисциплине. Воспитание дисциплины прививает навыки организованности в процессе труда, воспитывают активное отношение к нему. Сознательная дисциплина - это дисциплина внутренней организованности и целеустремленности. Внешняя дисциплина создает предпосылки к внутренней самодисциплине. Обучающие становятся собранными, внимание на занятиях обостряется, они быстрее и четче выполняют поставленные задачи. Для этого сам педагог должен быть человеком дисциплинированным и воспитанным. Культура поведения хореографа на работе и в жизни имеет огромное воздействие на коллектив. Педагог всегда должен быть готов к встрече со своими воспитанниками не только в профессиональном отношении, но и в высоком, духовном смысле. Лидер коллектива всегда обязан помнить о том, что любое действие, любое слово, интонация и даже взгляд имеет огромное влияние на ребенка. Главное - это увидеть, понять, почувствовать, найти подход к каждому человеку в группе, ведь так легко ранить и утратить доверие. Однако слишком мягкое руководство приводит к расслабленности в коллективе, халатному отношению к танцу, что не допустимо. Крайне важно чувствовать ту самую «золотую середину». Манера говорить, одеваться, двигаться - все это составляют основу имиджа преподавателя. А доверительное общение, эмпатия, уважительные отношения в коллективе друг к другу, помогают сформировать авторитет преподавателя, что очень желательно для руководства в хореографической группе с большой возрастной градацией. Ведь хореография влияет не только на физическое, а так же и на психологическое состояние ребенка: уверенный, сильный педагог с четкими позициями и требованиями помогает и ребенку чувствовать себя уверенней, помогает избавиться от зажатости, скованности [4]. Необходимо так же быть объективным, тактичным, коммуникабельным и внимательным ко всем своим воспитанникам, ведь дети очень восприимчивы к положительному примеру. На них иногда бывает сложно воздействовать строгим словом, однако, незамедлительную, живую реакцию вызывает искреннее стремление педагога поделиться впечатлениями или интересным опытом. Кроме этого, педагогу необходимы нравственно-волевые качества - беспристрастность, заботливость, чуткость, добросовестность, стойкость, выдержка, самокритичность, подлинное уважение и любовь к детям, вера их потенциал. Именно поэтому планка требований к педагогу, руководителю группы хореографии продвинутого уровня с большой возрастной градацией должна быть очень высока [1].

Неотъемлемой, важной частью педагогического процесса в разновозрастной хореографической группе является подбор репертуара. Руководитель должен внимательно учитывать соответствие постановки возрасту участников группы. Во-первых, постановки должны быть понятны и интересны самим обучающимся, во-вторых необходимо задействовать всех членов группы. С одной стороны, это очень непростая задача - найти тему, подходящую для разновозрастной группы, с другой - открывает огромные возможности для хореографа-постановщика, развивает творческие способности и дает возможность создать сложную по строению, многоплановую хореографию, которая будет интересна зрителю. Одним из вариантов решения этой задачи, является сюжетный танец.

Сюжет - это система событий в произведении, раскрывающая его основной конфликт. Выбирая тот или иной сюжет для постановки, хореограф уже на первом этапе должен «примерять» эти роли на своих учеников. Сюжетная хореография хороша тем, что, во-первых, используется метод игрового взаимодействия. Участники группы должны научиться взаимодействовать друг с другом с помощью жестов и мимики. А во-вторых, они должны научиться перевоплощаться в образ того или иного персонажа. Задача достаточно сложная, однако, необходимая для развития творческих данных детей. Развитие сюжета помогает детям видеть в танце особую форму «истории» и воспринимать выразительные движения как специфические средства, передающие их содержание. Сюжетный танец способствует благоприятному формированию у детей музыкально-двигательного творчества, ведь знакомство с образом начинается с восприятия музыки. Вслушиваясь в музыку, ее выразительные особенности, дети пытаются определить, про кого она рассказывает, каков характер этого персонажа, что он может делать, как двигаться и т.п. На этом этапе важно услышать всех участников группы, дать высказаться и проявить себя каждому. Конечно, в разном возрасте у детей различно и восприятие музыки, тем интереснее им будет узнать мнение друг друга, поделиться своими эмоциями и идеями. Дети охотно учатся с помощью языка движений общаться друг с другом и передавать в пластике различные эмоциональные состояния, близкие им. Такие отношения в танце, общение между собой в соответствии с сюжетом, образное перевоплощение побуждает детей к творчеству и, следовательно, способствует его развитию.

Младшие участники группы в сюжетном танце выбирают те роли, которые им подходят по возрасту. Внимание детей этого возраста крайне неустойчиво, они легко отвлекаются, им трудно долго

концентрироваться на одной задаче. Им легче воспринимать конкретный материал, живой образ для них гораздо ближе, чем абстрактное понятие. Игра представляет собой естественную деятельность детей этого возраста. Их эмоции яркие и явные, открыто и прямо, поэтому учителю-хореографу нужно придумать образ, который был бы интересен для выступления маленьких танцоров. Они очень любят перевоплощаться в зверей, птиц, изображать флору или быть на сцене самими собой, т.е. маленькими детьми.

В подростковом возрасте присутствует необходимость в самореализации в условиях интенсивного формирования индивидуальности и индивидуальных творческих способностей. Для них важно самовыражение - «проживание себя» в творчестве. Поэтому им интересны более серьезные роли, они стремятся выразить свои чувства и переживания на сцене [3].

От руководителя коллектива при подборе репертуара, требуется четкое понимание и перспективное видение педагогического процесса как цельной последовательной системы. Умело сочетая возрастные особенности участников группы, хореограф обеспечивает возможность решения художественных, творческих и педагогических задач одновременно.

Воспитательные задачи решаются за счет совместной работы участников группы, взаимопомощи, взаимовыручки, взаимопонимания.

Обучающиеся старшего школьного возраста любят проявлять заботу о младших, помогать им, поддерживать. Они демонстрируют увлеченность начатым делом, инициируют работу еще не включившихся младших, с большой охотой объясняют, как справится с эмоциями, делятся своим опытом. Старшие, по просьбе педагога, могут пробовать себя в качестве преподавателя, показывая младшим уже разобранный материал, при этом оттачивая свою технику исполнения. Такой практикум как нельзя лучше воспитывает в детях чувство ответственности, самоорганизованности, требовательности к себе и уважение к работе педагога. В свою очередь, младшие участники группы эмоционально инициируют работу старших. Они всегда с восхищением смотрят на старших товарищей, и, наблюдая за ними, подражают, берут пример, приобретая те же качества Младшие, получая поддержку и помощь, чувствуют себя защищенными. Стараясь не отставать и в хореографической подготовке, дети проявляют усердие и старание в исполнении комбинаций или упражнений, тем самым повышая свой уровень танцевальный.

Научить настолько разных участников группы поддерживать и вдохновлять друг для друга - тонкая задача. Педагог должен всегда наблюдать за атмосферой в коллективе и пресекать конфликтные ситуации еще на стадии их зарождения. Воспитать взаимоуважение в коллективе помогут тренинги. В качестве такого практикума можно использовать импровизацию. Импровизация (от лат - неожиданный, внезапный) - особый вид хореографического творчества, при котором сочинение происходит непосредственно в процессе исполнения. Импровизация заложена в природу танцевального искусства, собственно танец изначально рождался из импровизации. Использование импровизации построено на увеличении сигналов тела, его ощущений, памяти, на способности мгновенно реагировать на импульсы тела из окружающего пространства. Импровизация основана на памяти и степени подготовки учащегося. Импровизация предполагает сотворчество с телом, признание одинаковой значимости мыслей, опыта и сиюминутных импульсов. Именно поэтому импровизация помогает, проявить индивидуальность исполнителя, его эмоциональность и уникальность [6].

Действительно, с помощью импровизации можно как выявить скрытые проблемы танцора, так и решить множество задач в его обучении и воспитании. В зависимости от того, какой результат или опыт нужен, педагог выстраивает условия и правила импровизации.

Для любого ребенка проявление чувств на сцене - это всегда волнительно, и в качестве поддержки для участника, лучше всего служат аплодисменты зрителей. Понимая эту истину, как никто другой, сами танцоры охотно поддерживают друг друга во время импровизаций на уроках хореографии. Практика импровизации может быть различной: возможно разделение на подгруппы, согласно уровню и возрасту участников, вероятны так же сольные исполнения, дуэтные или так называемые «батлы». Танцоры выходят на паркет, а остальной состав коллектива выступает в качестве зрителей, чья задача и состоит в активной поддержке исполнителей. Группа поддержки должна громко хлопать, подбадривать, поднимать дух и настроение, придавать уверенности своим одногруппникам. Кроме этого, импровизируя, сам исполнитель получает еще и огромный сценический опыт работы со зрителем, особенно ценно это для младших участников. Фактически, в разновозрастном коллективе этот практикум приобретает особое значение. Старшие воспитанники с радостью хлопают и поддерживают меньших товарищей, стараются придать им уверенности и решительности. В свою очередь, младшие кружковцы с огромным обожанием следят за танцем старших, не стесняясь выражать бурные эмоции восторга, и в то же время, заимствуя у них идеи и движения, перерабатывают их под себя, приобретая свой собственный стиль исполнения. Важно, чтобы все участники ансамбля смогли проявить себя в этих амплуа. Такая тактика поможет понять каждому члену коллектива, что он важен, что его всегда поддержат и помогут в трудную минуту и он, в свою очередь, так же готов подать руку помощи своему товарищу. Этот опыт дети легко переносят в жизнь, и с огромным удовольствием поддерживают друг друга на хореографических фестивалях и конкурсах. Такого рода взаимовыручка и взаимопомощь формирует в коллективе взаимоуважение, сплоченность и единство.

Выводы. На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что способы и формы построения процесса обучения в группе хореографии продвинутого уровня с большой возрастной градацией могут быть различными, однако имеют свои особенности и задачи, а кроме этого имеют особые требования к педагогу-хореографу.

Создание условий в разновозрастной группе для успешного формирования творческой всесторонне развитой личности возможно решением таких задач: заинтересованность и мотивация для каждого воспитанника, сплочение единой целью и устремлением, а так же налаживание благоприятной и дружелюбной обстановки в группе.

Поддержка и взаимопомощь очень важны в коллективе, т.к. помогают работать слажено. Усталость и желание бросить бывает у всех, но общее дело с возложением максимальной ответственности за результат не дает участникам отступать.

Литература:

1. Константиновский, В.С. Учить прекрасному - Москва: Молодая гвардия, 1973. - 175 с.

2. Швери, Р. Теоретическая социология Джеймса Коулмена: аналитический обзор // Социологический журнал, 1996. Том. 0. № 1-2. С. С. 62-81.

3. Возрастная и педагогическая психология: Детство, отрочество, юность - М.: Академия, -2000 г. - 624 с.

4. Кулка, Иржи. Психология искусства / Иржи Кулка; [пер с чешск. И.В. Олива]. - Харьков: Гуманитарный Центр, 2014. - 558 с.

5. Пуляева, Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. - 80 с.

6. Никитин, В.Ю. Модерн-джаз танец. История. Методика. Практика / В.Ю. Никитин. - М.: ГИТИС, 2000 - 2000 с.

Педагогика

УДК 355.232.3:371.134

доктор педагогических наук, профессор Гордиенко Татьяна Петровна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); кандидат технических наук, доцент Паткаускас Александр Витаутасович Федеральное государственное бюджетное военное образовательное учреждение высшего образования «Черноморское высшее военно-морское ордена Красной

Звезды училище имени П.С. Нахимова» Министерства обороны Российской Федерации (г. Севастополь); старший преподаватель кафедры кораблевождения Головко Александр Викторович

Федеральное государственное бюджетное военное образовательное учреждение высшего образования «Черноморское высшее военно-морское ордена Красной

Звезды училище имени П.С. Нахимова» Министерства обороны Российской Федерации (г. Севастополь)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ШТУРМАНОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ИСПОЛНЕНИЮ ОБЯЗАННОСТЕЙ НА ПЕРВИЧНОЙ ДОЛЖНОСТИ

Аннотация. В статье проанализированы особенности профессиональной деятельности будущих штурманов. Определены факторы, раскрывающие специфику профессиональной подготовки в морском вузе. Рассмотрены содержательные особенности педагогических технологий и основные источники проектирования педагогических технологий подготовки будущих штурманов. Выявлено, что педагогическая технология подготовки будущих штурманов к самостоятельному исполнению обязанностей на первичной должности представляет собой научно-теоретическое структурирование процесса профессиональной подготовки будущих штурманов к самостоятельному исполнению обязанностей на первичной должности.

Ключевые слова: подготовка будущих штурманов, педагогическая технология, профессиональная деятельность.

Annotation. The article analyzes the future navigators professional activity. The factors that reveal the specifics of professional training at a maritime university have been determined. The substantive features of pedagogical technologies and the main sources of designing pedagogical technologies for training future navigators are considered. It was revealed that the preparing future navigator's pedagogical technology for independent duties performance in a primary position is a scientific and theoretical structuring of the future navigators professional training process for duties independent performance in a primary position.

Keywords: future navigators preparation, educational technology, professional activities.

Введение. На современном этапе развития общества актуальной проблемой становится подготовка будущих штурманов с конкурентоспособным уровнем профессиональной квалификации, что определяет потребность в совершенствовании их профессиональной подготовки, в том числе и подготовки современных специалистов морского флота как одной из составляющих системы профессионального образования России. В настоящее время профессиональная деятельность будущего штурмана предъявляет повышенные требования к профессиональной подготовленности курсантов морских вузов. То естьвозрастает необходимость подготовки высококвалифицированных, компетентных кадров, которым присущи высокая степень мотивации к профессиональной деятельности, способности эффективного применения в практической деятельности системы профессиональных знаний, компетенций, а также личностных качеств, позволяющих осуществлять межличностное взаимодействие в служебных ситуациях, способствуя эффективной реализации профессиональных функций.

Изложение основного материала статьи. Проанализировав особенности профессиональной деятельности будущих штурманов, можно говорить об определенных факторах, раскрывающих специфику профессиональной подготовки в морском вузе:

- морская среда, предполагающая овладение определенными знаниями и навыками, позволяющими осуществлять профессиональную работу и прогнозировать последствия своих решений;

- условия профессиональной деятельности на корабле, связанные с организацией повседневной службы в соответствии с Корабельным уставом;

- специфика осуществления деятельности, связанная с тем, что профессиональная подготовка личного состава не всегда соответствует содержанию конкретной работы;

- выпускники морских вузов не всегда могут применить имеющиеся знания и сформированные компетенции для управления вверенными силами и средствами;

- характер профессиональной деятельности определяет в конечном итоге требования к уровню знаний, навыков и умений будущего штурмана, а также способности применять их на практике.

Организация образовательного процесса вморском вузе, периодичность, интенсивность и целенаправленность учебно-воспитательной работы, технологии обучения должны быть направлены на решение данной задачи. Необходимо отметить, что Национальная доктрина образования в РФ ориентирует стратегические цели образования на взаимосвязь с проблемами развития российского общества, и «отражает решимость и волю государства принять на себя вместе с общественностьюответственность за настоящее и будущее отечественного образования, являющегося основой социально-экономического и духовного развития России» [1]. В данном документе определены фундаментальные целевые ориентиры российской

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.