Научная статья на тему 'Особенности и задачи налогового администрирования на современном этапе экономического развития России'

Особенности и задачи налогового администрирования на современном этапе экономического развития России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
196
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / НАЛОГ / НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ / НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК / НАЛОГОВЫЕ ПЛАТЕЖИ / НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова В. В.

В статье говорится об особенностях и задачах налогового администрирования на современном этапе экономического развития России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности и задачи налогового администрирования на современном этапе экономического развития России»

5. Распоряжение Правительства РФ об утверждении «Стратегии развития ипотечного жилищного кредитования в РФ до 2020 г.» N 2242-р от 8 ноября 2014 г. [Электронный ресурс] // Система Гарант. - Режим доступа: http://www.garant.ru/ (дата обращения: 03.12.2016).

ОСОБЕННОСТИ И ЗАДАЧИ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

© Кузнецова В.В.1

АНО ВО Российский новый университет, г. Москва

В статье говорится об особенностях и задачах налогового администрирования на современном этапе экономического развития России.

Ключевые слова: налоговая система, централизация финансовых ресурсов, государственный бюджет, налоговая политика, государственные услуги, стратегическое направление, налоговый потенциал, налог, налоговые органы, налоговая служба, налогоплательщик, налоговые платежи, налоговые поступления, противодействие коррупции.

Важнейшей задачей экономической политики является стабилизация налоговой системы страны за счёт централизации резервных финансовых ресурсов и усиления контроля за их расходованием, своевременного пополнения государственного бюджета, его сбалансированности по доходам и расходам, снижение дефицита и внешнего долга, обеспечения финансирования федеральных и региональных потребностей.

Одним из важнейших направлений налоговой политики в долгосрочной перспективе является поддержание такого уровня налоговой нагрузки, который, с одной стороны, не создаёт препятствий для устойчивого экономического роста и, с другой стороны, - отвечает потребностям в бюджетных расходах для предоставления важнейших государственных услуг.

Такой приоритет определён в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, которая была разработана Минэкономразвития и одобрена Распоряжением Правительства РФ 17.11.2008 № 1662-р [1].

В ней определено, что основным стратегическим направлением в сфере налоговой политики является усиление стимулирующего влияния налого-

1 Доцент кафедры Экономики и управления государственными доходами, кандидат экономических наук.

вой системы на развитие экономики при одновременном выполнении фискальной функции.

Перспективы развития налоговой системы направлены на изменение структуры налогового потенциала и системы управления налогообложением, сопровождаемое выявлением наиболее негативных тенденций развития экономики и разработкой программы их устранения.

В качестве основных стратегических направлений развития налоговой системы можно отметить:

1) развитие партнерских отношений с гражданами и бизнесом;

2) предоставление высококачественных сервисов гражданам и бизнесу путем внедрения новых электронных сервисов и совершенствование уже существующих услуг;

3) внедрение эффективных методов противодействия коррупции.

Налоговые органы, осуществляя администрирование имущественных

налогов, являются «конечным звеном» в достаточно длинной цепи органов власти и организаций, осуществляющих учет объектов недвижимого имущества и транспортных средств, регистрацию прав на объекты недвижимости, регистрацию граждан по месту жительства, регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, установление налоговых ставок и определение категорий льготников.

Согласно действующему законодательству транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц в отношении налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, исчисляются налоговыми органами на основании сведений об объектах налогообложения указанными налогами, представляемых соответствующим регистрирующим органом в порядке, установленном статьей 85 Налогового Кодекса РФ [2].

В ряде случаев необходимые для налогообложения сведения отсутствуют в базе данных соответствующего регистрирующего органа или недостаточны для исчисления налогов. Кроме того, не исключены случаи представления в налоговые органы ошибочных данных об объектах налогообложения, что приводит к увеличению количества перерасчетов и направлению повторных налоговых уведомлений.

Предоставление сведений в электронном виде в установленном формате позволяет автоматизировать процесс приема и обработки сведений для исчисления имущественных налогов физическим лицам и проведения контрольных мероприятий в отношении юридических лиц.

Соответственно, можно утверждать, что совершенствование методов налогового администрирования стало не только неизбежно, но и необходимо. Глобальные процессы компьютеризации, бурное развитие электронной индустрии и сети Интернет - все это дало широкие возможности для взаимодействия и сотрудничества среди пользователей и позволило ускорить

процессы обмена информацией. А от качества налоговой системы зависит развитие государства во многих направлениях.

Следует отметить, что налоговая система России динамична и происходящие в ней изменения отвечают духу времени. Основной идеей качественных преобразований в экономике является её модернизация, переход на новый уровень взаимоотношений государства и бизнеса.

Симулирование бизнеса благодаря совершенствованию налогового администрирования и повышению качества обслуживания налогоплательщиков должно способствовать росту налогооблагаемой базы, а значит и увеличению налоговых поступлений в бюджет. При этом упрощение процедур налогового администрирования оказывает прямое влияние как на улучшение инвестиционной привлекательности страны, так и на увеличение количества налогоплательщиков, лояльных к проводимой государством налоговой политике.

На протяжении последних лет Федеральная налоговая служба совершила качественный рывок в своём развитии, прежде всего, в направлении технологического и структурно-функционального совершенствования налогового администрирования. В настоящее время уровень собираемости налогов и другие основные результаты деятельности ведомства показывают устойчивую положительную динамику. Заложен структурный и технологический фундамент для формирования конкурентной на мировом уровне системы налогового администрирования. Эффективность работы с налогоплательщиками обеспечивается расширением спектра предоставляемых сервисных услуг и сокращением времени на контакты с налогоплательщиками, что достигается переходом к сервисной модели работы налоговых органов. Трудно не согласиться с мнением о том, что именно информационные технологии стали источником появления новой, электронной экономики, отличающейся быстрым ростом и созданием новых возможностей для производственной и деловой активности.

На протяжении многих лет Россия находится в процессе реформирования налоговой системы, что обусловлено различными этапами в экономическом и политическом развитии общества. Следует констатировать, что в настоящее время налоговая система РФ характеризуется достаточной подвижностью и мобильностью.

При этом государство должно обладать современной, надежной, гибкой системой налогообложения, которая соответствует международным стандартам, идет в ногу со временем, в связи с чем Министерством финансов Российской Федерации ежегодно разрабатываются Основные направления налоговой политики Российской Федерации (далее - Основные направления), являющиеся основным документом, определяющим направления налогового развития государства, которым руководствуются заинтересованные структуры, в т.ч. и ФНС России.

Реализация положений налоговой политики, которые готовятся Минфином России, позволяют налоговым органам не только ежегодно улучшать качество работы по налоговому администрированию, но и обеспечивать рост налоговых поступлений.

Основные направления на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов, опубликованные в июле 2015 г. [3] не являются нормативно-правовым актом, но этим документом задан вектор развития налоговой системы страны на современном этапе, а экономическим субъектам определены бизнес-ориентиры с учетом предполагаемых изменений в налоговой системе на трехлетний период. Это повышает определенность условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации.

В течение очередного трехлетнего периода приоритетом Правительства Российской Федерации останется недопущение какого-либо увеличения налоговой нагрузки на экономику. При этом налоговая политика Российской Федерации должна отвечать современным глобальным вызовам, среди которых, прежде всего, санкции, введенные против России, и низкие цены на нефть.

Данные, приведенные Минфином России по анализу налоговых тенденций, демонстрируют, что налоговые доходы бюджетной системы рассчитываемые как сумма поступлений всех налогов и сборов, таможенных поступлений и страховых взносов на обязательное государственное социальное страхование, прочих налоговых платежей на протяжении последних 4 лет остаются примерно на одном уровне (изменяясь в диапазоне 34,4 % - 35 % ВВП).

Анализируя 2014 г. с точки зрения выполнения поставленных перед Россией задач, следует отметить, что реализованы следующие:

1) полностью готова система налогового администрирования налога на недвижимое имущество физических лиц, исчисляемого исходя из кадастровой стоимости имущества;

2) налоговые органы готовы к администрированию контролируемых иностранных организаций;

3) реализованы задачи, отраженные в Дорожных картах «Совершенствование налогового администрирования» и «Оптимизация процедур регистрации [4];

4) в Налоговый кодекс РФ введено понятие «Личный кабинет налогоплательщика».

В целом в Российской Федерации на ближайшие три года не предполагается революционных налоговых новаций: будут совершенствоваться имеющиеся налоговые решения, а также качество налогового администрирования является важнейшей задачей, стоящей перед Российской Федерацией в области налоговой политики; в средне и долгосрочной перспективе является дальнейшее повышение эффективности налоговой системы. Налоговая политика Российской Федерации должна отвечать глобальным экономическим вызовам, связанным с возможностями международного структурирования, а также вывода прибыли.

Однако нововведения, хотя и направленные на предотвращение уклонения от уплаты налогов, не должны приводить к нарушению конституционных прав граждан, ухудшать сложившийся к настоящему времени баланс прав налогоплательщиков и налоговых органов, негативно влиять на конкурентоспособность российской налоговой системы.

При оценке перспектив развития налоговой системы и анализа современных тенденции в области налогообложения следует отметить, что основное внимание должно будет уделяться проведению антикризисных мер, а также реализации тех основных изменений, планы по проведению которых уже утверждены в нескольких стратегических документах.

Итак, назовем ряд важных направлений по совершенствованию налоговой политики, напрямую влияющих на налоговое администрирование и являющихся на современном этапе приоритетами основных направлений налоговой политики РФ.

1. Расширение перечня информации, не относящейся к налоговой тайне.

Это направление важно в целях создания общественной системы контроля и повышения прозрачности бизнеса, поскольку необходимо дать возможность налогоплательщикам получить информацию, качественно характеризующую потенциального контрагента по сумме уплаченных им налогов; представленной налоговой отчетности; общей численности персонала и т.п.

При этом речь идет исключительно об информации о налогоплательщиках-организациях. Для этих целей необходимо расширить перечень информации, не относящейся к налоговой тайне.

2. Введение института налогового консультирования.

Достижение ФНС России поставленных перед ней целей невозможно без повышения уровня налоговой грамотности налогоплательщиков.

Низкий уровень налоговой грамотности значительного количества налогоплательщиков, в особенности физических лиц, приводит к многочисленным ошибкам при заполнении налоговых документов, материальным потерям в связи с неспособностью оценить налоговые последствия своих действий. Поэтому необходимо расширение института налоговых консультантов, как это принято во всех развитых странах мира.

3. Введение института предварительного налогового контроля, суть которого состоит в том, что налогоплательщик до заключения контракта должен иметь возможность получить от налогового органа информацию о налоговых последствиях планируемой сделки.

Проведение такого контроля следует осуществлять только по сложным сделкам и при обращении самого налогоплательщика в налоговый орган. При таком подходе значительно экономятся ресурсы налоговых органов на проведение проверки, а у налогоплательщика появляется определенность и прозрачность налоговых последствий по конкретным сделкам.

Важнейшей задачей экономической политики государства является стабилизация налоговой системы страны за счёт централизации резервных фи-

нансовых ресурсов и усиления контроля за их расходованием, своевременного пополнения государственного бюджета, его сбалансированности по доходам и расходам, снижение дефицита и внешнего долга, обеспечения финансирования федеральных и региональных потребностей.

Одним из важнейших направлений налоговой политики в долгосрочной перспективе является поддержание такого уровня налоговой нагрузки, который, с одной стороны, не создаёт препятствий для устойчивого экономического роста и, с другой стороны, - отвечает потребностям в бюджетных расходах для предоставления важнейших государственных услуг.

Такой приоритет определён в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, разработанной и одобренной Правительством РФ в 2008 году.

В Концепции определено, что основным стратегическим направлением в сфере налоговой политики является усиление стимулирующего влияния налоговой системы на развитие экономики при одновременном выполнении фискальной функции.

Перспективы развития налоговой системы направлены на изменение структуры налогового потенциала и системы управления налогообложением, сопровождаемое выявлением наиболее негативных тенденций развития экономики и разработкой программы их устранения.

Список литературы:

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, разработанная Минэкономразвития и одобренная Распоряжением Правительства РФ 17.11.2008 № 1662-р.

2. Налоговый Кодекс РФ.

3. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 гг.

4. Приказ ФНС России от 22.07.2015 № ММВ-7-12/303@ «Об утверждении Стратегической карты ФНС России на 2015-2019 гг.».

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В КАЗАХСТАНЕ

© Сайназаров Ш.1, Бейсенова М.У., Аскаров Е.

Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова, Республика Казахстан, г. Шымкент

В данной статье проведен анализ налоговой системы в малом среднем бизнесе в Казахстане. Выявлены проблемы налогообложения и об-

1 Магистрант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.