DOI: 10.24412/2076-1503-2023-8-284-292 NIION: 2018-0076-8/23-624 MOSURED: 77/27-023-2023-8-624
КРИВЕЛЬСКАЯ Ольга Валентиновна,
заместитель заведующего кафедрой административного и финансового права по научной работе МГИМО МИД России, кандидат юридических наук, Москва,
e-mail: o.krivelskaya@inno.mgimo.ru
ДЕДЯЕВ Александр Александрович,
Студент 1 курс магистратуры международно-правового факультета МГИМО МИД России, г. Москва, e-mail:: alexander.01881@gmail.com
ОСОБЕННОСТИ И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОИЗВОДСТВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Аннотация. В статье анализируется современное состояние административных производств в России и Франции, описывается виды производств. Авторы подробно рассматривают особенности производств, сложившиеся под влиянием различных факторов в России и Франции.
Ключевые слова: административное производство, публичная администрация, публичная власть, Россия, Франция.
KRIVELSKAYA Olga Valentinovna,
Deputy Head of the Department of Administrative and Financial Law for Research at MGIMO MFA of Russia,
PhD in Law, Moscow,
DEDYAEV Alexander Alexandrovich,
1st year master's student at the International Law Faculty of MGIMO MFA of Russia, Moscow
FEATURES AND TYPES OF ADMINISTRATIVE PROCEEDINGS IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE FRENCH REPUBLIC
Annotation. The article analyzes the current state of administrative proceedings in Russia and France, describes the types of proceedings. The authors consider in detail the features of production that have developed under the influence of various factors in Russia and France.
Key words; administrative proceedings, public administration, public authority, Russia, France.
Административное производство представляет собой порядок обеспечения законных прав и интересов граждан и организаций в их взаимоотношениях с государственными органами, а также должностными лицам, установленный законами и подзаконными актами. Иными словам, это комплекс форм и методов процесса рассмотрения административных дел. При этом такое производство выступает в качестве органической части общего административного процесса.
В этой связи А.Б. Зеленцов и О.А. Ястребов поясняют, что в отечественном законодательстве и современной юридической науке понятие «производство» интерпретируется, во-первых, как
самостоятельная стадия процесса, состоящая из комплекса действий, направленных на достижение определенной цели; во-вторых, как вид процесса по разрешению дел той или иной категории посредством применения общих и специальных процессуальных норм [1].
Таким образом, уточняют авторы, общие нормы используются наряду со специальными в зависимости от категорий административных дел. В свою очередь, применение специальных норм для регулирования производств свидетельствует о том, что каждое конкретное из них образует нормативно-процессуальный институт.
Итак, вид производства - это особый процессуальный порядок административных дел кон-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023
кретных категорий, который определяется характером материально-правовых отношений и особенностью материально-правового спора. К таковым можно отнести, например, производство по оспариванию нормативных правовых актов (см. гл. 21 КАС РФ), решений, действий (бездействия) органов публичной власти и государственных служащих (гл. 22 КАС РФ) [2].
В отечественной науке административного права юристы-теоретики пока еще не пришли к единому мнению о видах административных производств. Так, С.С. Бородин и С.С. Громыко приводят различные позиции правоведов (В.Д. Сорокина, А.П. Алехина, А.П. Коренева и др.) относительно данного вопроса как советских, так и современных российских правоведов [3].
По своим целям административное производство расширенно можно классифицировать следующим образом:
• принятие нормативных актов государственного управления;
• по заявлениям, обращениям граждан и организаций;
• по делам об административных правонарушениях;
• по административно-правовым спорам;
• по делам о поощрениях;
• дисциплинарное;
• регистрационное;
• исполнительное;
• лицензионное [4].
А.П. Коренев дополнительно выделяет производства по делам об изобретениях, открытиях и патентах, а также о возмещении материального ущерба [5].
Критерием такой классификации служит характер тех или иных административных дел. Отсюда по своей направленности виды производств можно свести к трем основным категориям: правотворческое; правоохранительное; правона-делительное. Данные виды административных производств являются системными частями общего административного процесса [6].
Исходя из реального содержания действующего законодательства и применяемых в России административно-процессуальных норм, Ю.М. Козлов виды административных производств разделил следующим образом:
• об административных правонарушениях;
• дисциплинарное;
• по жалобам;
• согласительное.
Критерием такой классификации, по мнению автора, служит характер тех или иных административных дел. Отсюда по своей направленности определяются три основных вида производств: правотворческое; правоохранительное;
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023
правонаделительное. Данные виды административных производств являются системными частями общего административного процесса [7].
В соответствии с классификацией административно-процессуальной деятельности ученые подразделяют административное производство подразделяется на юрисдикционное (по делам об административных правонарушениях, по жалобам, дисциплинарное) и процедурное (по принятию правовых актов, регистрационное, лицензионное) [8].
Приведем краткую характеристику каждого из видов административно-юрисдикционных производств (согласно классификации Ю.М. Козлова).
1. По делам об административных правонарушениях: комплекс процессуальных мероприятий в процессе рассмотрения дела о нарушении закона. В зависимости от объема и сложности оно бывает обычное, упрощенное и особое. При особом порядке проводится административное расследование (общие положения см. в Разделе 4 КоАП РФ). Подробнее данный вид производства мы рассматривали в предыдущей главе;
2. Дисциплинарное производство. Представляет собой действия уполномоченных субъектов по привлечение виновных в совершении служебного проступка лиц к дисциплинарной ответственности посредством применении к ним различного вида дисциплинарных взысканий (см., например, Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);
3. Производство по жалобам. Это порядок рассмотрения и разрешения индивидуальных административных дел спорного характера по жалобам граждан с целью защиты их прав и интересов в области государственного управления. Данный вид производства осуществляется, во-первых, судами на основании Федерального закона «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» органами государственного управления (или их должностными лицами) в отношении обжалуемых решений нижестоящих органов и лиц (урегулирован ст. 33 Конституции РФ и Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан»). Последний указанный закон, уточняют В.В. Волкова, Е.В. Хахалева и другие специалисты, регулирует порядок рассмотрения не только жалоб, но и других видов обращений, таких как заявление и предложение [9]. За нарушение порядка рассмотрения поданных обращений установлена административная ответственность (ст. 5.59. КоАП РФ);
4. Согласительное производство. Данный вид производства в форме разрешения админи-
стративно - правовых споров предусматривает участие вышестоящего должностного лица или органа исполнительной власти в урегулировании разногласий между органами исполнительной власти. Это может быть Президент РФ, Правительство РФ, вышестоящий федеральный орган исполнительной власти (должностное лицо). В случае непринятия согласованного решения по предмету спора правомочия передаются в суд соответствующего уровня (см. ст. 85 Конституции РФ).
Относительно процедурного производства С.Н. Керамова и И.А. Хасанова отмечают, что данный вид включает в себя индивидуальные административные дела бесспорного характера, где правовая оценка поведения субъекта необязательна [10].
Основные из видов процедурного производства:
• нормотворческое;
• лицензионно-разрешительное;
• регистрационное.
Поскольку рассматриваемые производства могут иметь как внесудебный, так и судебный характер (помимо дел об административных правонарушениях), то в современной юридической литературе можно встретить мнение, что административное судопроизводство является особым видом административных производств. В подтверждение данной позиции авторами указывается, что в судебном порядке могут рассматриваться, например, административно-правовые дела. Обусловлена данная позиция, в частности, тем, что суд является, среди прочего, гарантом контроля за административно-процессуальными решениями должностных лиц [11].
В данном отношении во Франции, как указывают зарубежные авторы, административная процедура характеризуется своей инквизиционной направленностью: рядовому гражданину - участнику процесса в суде противостоит мощное учреждение в лице администрации, поэтому с целью уравновесить их шансы, суд, помогая гражданину, может, например, обязать администрацию представить дополнительно необходимые документы, более того - провести специальное расследование [12].
Во французском административном праве урегулирование административных споров осуществляется, в частности, на основании Кодекса о регулировании отношений населения и администрации 2015 г. Данный кодифицированный акт определяет основы взаимодействия частных лиц и административных органов, включая досудебное обжалование их действий (бездействия) или решений.
Любое решение администрации может быть предметом спора. При этом используются следующие административные средства правовой защиты:
• жалоба, направленная в администрацию с целью разрешения спора по поводу административного решения;
• бесплатное средство, направленное в администрацию, которая приняла оспариваемое решение;
• иерархическое (направляемое в орган, которому подчиняется тот, кто принял оспариваемое решение);
• обязательное предварительное средство, которому подчинено обжалование административного решения в судебном порядке (ст . L410-1).
До начала или завершения судебного разбирательства с целью мирного урегулирования административного спора, согласно ст. L421-1 указанного Кодекса, может быть применена процедура примирения или посредничества. Обусловлено это тем, что Государственным советом определяются условия, при которых административные споры подлежат процедуре примирения (ст. L421-2). При этом, как указано в статье L. 211-4 Кодекса административной юстиции, согласительная процедура может быть организована руководителями судебных инстанций в административных трибуналах и апелляционных судах. С учетом полномочий, переданных другим судам, спорные жалобы подаются в административные суды общего права на условиях, предусмотренных Кодексом административной юстиции (ст. L431-1).
В соответствии со ст. 2044 Гражданского кодекса Франции и при условии, что согласительная сделка относится к объекту права и содержит взаимные и сбалансированные уступки, данная процедура способствует прекращению (предотвращению) возникшего спора с администрацией.
В связи с вышесказанным, П.А. Курындин обращает внимание на сближение досудебного и судебного способа защиты прав и свобод частных лиц в процессе административного спора во Франции. Здесь необходимо учитывать, что, как мы уже отмечали, французская административная юстиция является по своей природе инквизиционным производством. Это позволяет законодателю расширить в отношении административных судов пределы полномочий относительно судов общей юрисдикции, что, в свою очередь, характерно для деятельности административных органов.
В то же время, уточняет автор, процесс влияния досудебного и судебного способа защиты граждан в спорах с администрацией ограничен:
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023
несмотря на схожие признаки данных способов, законодательно не признана до настоящего времени необходимость устанавливать в данном отношении преюдицию в рамках досудебной процедуры. Таким образом, рассмотренные способы не входят в единую систему разрешения административного спора, а доводы, которые стали основанием для вынесения решения на досудебном этапе, могут быть оценены только в суде [13].
Таким образом, административное нормотворчество как в России, так и во Франции основано на конституционных началах и представляет собой в процесс создания регулирующих организационно-правовых норм органами исполнительной власти, различными ведомственными структурами и организациями. При этом соблюдается строгая иерархия подзаконных актов в зависимости от институционального положения административных органов. В административных вопросах нормативное решение регулирующего органа является источником обязательств и подлежит обязательному исполнению. Кроме того, существует презумпция законности административных актов. Подзаконные акты являются эффективным инструментом административно-правового регулирования, направленного на исполнение законов, обладая при этом меньшей, чем основные законы, юридической силой.
Административная процедура в России представляет собой властно-публичную деятельность органов исполнительной власти и различных организаций, а также их должностных лиц, по разрешению индивидуальных административных дел бесспорного характера. Основной проблемой здесь является отсутствие правовой регламентации - профильного федерального закона. При этом лицензионно-разрешительная процедура является разновидностью процедурного производства; регулируется Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и отраслевыми законами. Во французской административно-правовой системе процедура лицензирования как договорного соглашения имеет децентрализованный характер и основывается на специализированных правилах, прописанных в профильных законах Франции, а также регламентах Европейского Союза. Таким образом, процедура лицензирования во Франции носит отраслевой характер.
Административное производство в российском административном праве представляет собой установленный законами и подзаконными актами порядок обеспечения законных прав и интересов физических и юридических лиц в их взаимоотношениях с государственными органами и их должностными лицам посредством юрисдик-ционных и процедурных норм, установленных на
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023
уровне законов и подзаконных актов. Во французском же административном праве урегулирование административных споров осуществляется, в частности, на основании Кодекса о регулировании отношений населения и администрации, Кодекса административной юстиции и пр. Основы взаимодействия в данном отношении частных лиц и администраций включают в себя как досудебное обжалование их действий (бездействия) или решений, так и судебное разбирательство в административном суде. Любое решение французского административного органа может быть предметом спора. При этом используется ряд административных средств правовой защиты.
Исследуя ввиду административных производств необходимо также коснуться вопросов досудебного обжалования как одного из видов административных производств.
Как показывает практика, досудебное обжалование действий и решений органов публичного управления встречается во многих странах, но как правило, оно не носит эффективного характера, так как орган обычно связан общей позицией с органом публичной власти, который первично принял решение по административному делу.
Обжалование необходимо отличать от института привлечения к ответственности самими органами публичной власти, где решение также может быть обжаловано в вышестоящую инстанцию. Здесь речь идет об обжаловании акта о привлечении лица к ответственности, например, в налоговой сфере.
В законодательстве и Российской Федерации, и Французской республики предусмотрен порядок обжалования действий и решений уполномоченных органов, нарушающих права частных лиц. Административно-правовой спор - это вид правового конфликта, разрешение которого направлено на защиту субъективных прав физических и юридических лиц. Во французской правовой системе используются несколько терминов, которые отличаются друг от друга, и несут разное правовое значение.
Нормативное регулирование предусматривает несколько терминов, использующем административном производстве по жалобам:
- «le recours administrative» - административная жалоба, когда речь идет о досудебном рассмотрении административно-правового конфликта. Если жалоба подается в сам орган, вынесший решений, то жалоба составляется в виде «милостивого прошения» (un recours gracieux), при подаче в вышестоящий орган составляется «иерархическая жалоба» (un recours hierarchique);
- «le recours contentieux» - судебная административная жалоба.
Французское административное законодательство устанавливает возможность добровольного обжалования, которое не имеет особых требований ни к сроку, ни к форме документа, при этом и не установлен срок на ответ, такой вид обжалования носит характер работы с обычными обращениями граждан, и может касаться любой сферы административной деятельности.
Также французское административное законодательство предусматривает обязательное досудебное обжалования для определенной категории дел, например, в вопросах военной службы, визовой работы и других делах, касающихся прав и свобод личности.
Таким образом, административное законодательство Российской Федерации и Французской республики содержит множество видом и подвидов административных производств, которые имеют свои особенности, обусловленные как историческими аспектами развития, так и самим предметом административного конфликта.
Особенностями административного производства в Российской Федерации являются ряд признаков, которые свойственны только такому виду административно-процессуальной деятельности.
Во-первых, административное производство имеет свой особый предмет - административно-правовой конфликт (спор), где одной стороной конфликта всегда выступает государство, в лице его уполномоченных органов.
Во-вторых, административное производство характеризуется, свойственным только ему юридическим содержанием.
В этом контексте административное производство следует рассматривать как нормативно-урегулированный порядок совершения процессуальных действий, обеспечивающий объективное, основанное на нормах закона, возбуждение, рассмотрение и вынесение решения по индивидуальному административному делу.
В-третьих, публично-правовые споры, рассматриваемые в административном производстве, объединены общностью задач по установлению юридического факта.
И наконец, результативность, которая обеспечивается принятием мер по предотвращению или устранению нарушения закона, привлечению к юридической ответственности лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины.
Поскольку теория административного права Франции знает только один вид административных производств, дела рассматриваемыми органами административной юстиции, особенностью административного производства в рамках института административной юстиции можно считать
именно сам специальный порядок рассмотрения публично-правовых споров неконституционного характера, который носит форму следствия -судебного расследования.
Порядок рассмотрения публично-правовых конфликтов в органах административной юстиции во Франции определяется Кодексом административной юстиции.
В зависимости от характера спора истец выбирает соответствующий вид обжалования. Судебная практика выделяет пять видов административных споров: спор в связи с превышением полномочий, полный административный спор, спор по поводу толкования, спор по поводу законности и спор по поводу карательных мер.
Наиболее популярными из которых являются обжалование в связи с превышением полномочий и полное обжалование [14]. Данные виды обжалования отличаются тем, что в первом случае административный суд может лишь отменить принятый акт органа публичной администрации.
Во втором же случае истец, помимо требования об отмене акта, также заявляет требования о возмещении причиненного ему ущерба. В данном случае суд обладает более широкими полномочиями: так, он вправе обязать орган публичной администрации возместить ущерб или снять с истца наложенное взыскание.
В иске должны быть указаны персональные данные истца, обжалуемые действия органа публичной администрации и негативные последствия, которые повлекло принятие обжалуемого акта. Законом установлен срок подачи иска, который равен двум месяцам с момента совершения обжалуемых действий или принятия обжалуемого акта [15].
Важно отметить, что принятие жалобы на рассмотрение судом не приостанавливает действие обжалуемого акта. Однако по запросу истца, суд может приостановить действие данного акта в случае, если, во-первых, это не затрагивает интересы общественного порядка, и во-вторых, если его исполнение может повлечь причинение серьезного ущерба [16].
Судебный процесс в административных судах Франции можно условно разделить на две стадии.
Первой стадией рассмотрения административного дела является стадия судебного расследования. После принятия дела на рассмотрение суд назначает докладчика по делу, а также приступает к сбору необходимых для разрешения спора материалов: так, например, он вправе запрашивать у органов публичной администрации любые документы, вызывать свидетелей, назначать проведение экспертизы.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023
Суд также устанавливает срок, в течение которого стороны должны предоставить необходимые для слушания дела материалы: нарушение данного срока истцом воспринимается как отказ от иска, в случае непредоставления материалов ответчиком, дело все равно может быть назначено к рассмотрению [17].
После окончания сбора необходимых материалов председательствующий по делу передает их докладчику для подготовки заключения по делу, после чего назначается судебное заседание.
Судебный процесс в административных судах и административных апелляционных судах Франции можно охарактеризовать как состязательный, гласный (за исключением случаев проведения закрытого судебного заседания) и письменный с элементами устного процесса.
Аргументы сторон, свидетельские показания и заключения экспертов предоставляются именно в письменном виде во время подготовки к судебному заседанию [18]. Устные выступления и замечания же во время судебного заседания сведены к минимуму и выражаются в кратком изложении аргументов стороны [19].
Во время судебного заседания с заключением выступает докладчик. Вместе с тем устанавливается ряд случаев, когда выступление общественного докладчика является необязательным: так, по предложению докладчика, председательствующий по делу может освободить его от выступления по спорам, касающихся отказа в выдаче водительских прав, предоставлении гражданства, пребывании иностранцев, предоставлении социальных пособий [20].
После выступления докладчика председательствующий по делу предоставляет слово сторонам, которые могут приводить аргументы в дополнение к тем, которые были предоставлены в письменной форме. В Государственном совете же, в отличие от нижестоящих судов, производство является только письменным [21].
Следующим этапом рассмотрения административного спора во Франции является принятие решения по делу, в котором суд может отклонить жалобу либо признать обжалуемый акт недействительным полностью или частично, а также, в случае рассмотрения полного административного спора, обязать орган публичной власти возместить причиненный ущерб. Решения в административных судах принимаются коллегиально от имени французского народа. В принятом решении излагаются позиции сторон, анализируются предоставленные доказательства и дается решение спора по существу. Принятое решение подписы-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023
вается единоличным судьей или председательствующим по делу.
В течение двух месяцев с момента вынесения решения судом первой инстанции возможна подача апелляционной жалобы в административный апелляционный суд. После рассмотрения апелляционной жалобы возможно также обжалование решения в кассационном порядке, в таком случае жалоба также в течение двух месяцев подается в Государственный совет. Несмотря на возможность обжалования, решение суда подлежит незамедлительному исполнению [22].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что порядку рассмотрения административных споров в органах административной юстиции Франции присущ ряд особенностей. Предметом административных исков и во Франции является обжалование нормативных правовых актов органов публичной администрации и рассмотрение иных публично-правовых споров неконституционного характера. Помимо этого, можно сказать об активной роли судов данных стран в судебном процессе, в частности, наличия у них права собирать необходимые доказательства, вследствие чего судебный процесс приобретает характер инквизиционного. Порядок рассмотрения данных споров в органах административной юстиции во Франции является преимущественно письменным, так как большинство доказательств стороны предоставляют в письменной форме.
Административные производства в Российской Федерации отличаются многообразием видов, регулирование которых осуществляется разными нормативными актами, и каждый вид административного производства обладает своими особенностями, выраженными в порядке рассмотрения дел, а все виды административных производств отвечают общим признакам, описанным в данном параграфе.
Специфические особенности применения юрисдикционных производств как в России, так и во Франции обусловило в целом определение административного производства как деятельности уполномоченных органов по возбуждению, рассмотрению и разрешению публично-правовых дел, неконституционного характера, регулируемая нормами административно-процессуального права.
Современные тенденции нормативно-правового регулирования административного производства в России и Франции свидетельствуют о стремлении законодателя усилить обеспечение гарантий конституционных прав граждан, повысить эффективность деятельности государственных органов и их должностных лиц, уполномочен-
ных на осуществление административно-юрис-дикционной деятельности.
Административное производство в Российской Федерации следует рассматривать это установленный законами и подзаконными актами порядок обеспечения законных прав и интересов физических и юридических лиц в их взаимоотношениях с государственными органами посредством юрисдикционных и процедурных норм. Во Франции регулирование административных споров осуществляется на основании специальных норм Кодекса о регулировании отношений населения и администрации, Кодекса административной юстиции и пр. Взаимодействие частных и публичных субъектов в данной сфере общественных отношений включают в себя как досудебное обжалование их действий (бездействия) либо решений, так и судебно-административную форму. При этом может быть задействован ряд административных средств правовой защиты.
Следует отметить, что российское административно-процессуальное законодательство в части регулирования административных производств характеризуется высокой степенью разработанности, приняты кодифицированные акты, которые отражают все основные элементы административного производства. Кодексы отвечают современным требованиям нормативного регулирования административных производств, судебная практика подтверждает их эффективность.
Несмотря на их проработанность, работа по совершенствованию административных производств продолжается, в нормативные акты вносятся изменения и дополнения, позволяющие решать новые возникающие задачи. Все вышеуказанное справедливо для двух основных видов производств: административного производства по привлечению к административной ответственности и производства по жалобам.
Особую обеспокоенность на сегодняшний день вызывает нормативно-правовое регулирование административного производства по привлечению к дисциплинарной ответственности должностных лиц за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей. Множество нормативных актов закрепляют возможность привлечения к дисциплинарной ответственности должностных лиц за действия, которые можно было бы квалифицировать как ненадлежащие, а также за неисполнение своих обязанностей, в различных сферах деятельности, но сами виды ответственности закреплены в других актах, в том числе в Трудовом кодексе Российской Федерации. Такое положение вещей нельзя назвать достаточным, и здесь, мы подходим к главной проблеме нормативного регулирования административно-процессуальной деятельности, отсутствие нор-
мативного акта об административной процедуре. Многие авторы считают, что данный нормативный акт должен решить только вопросы единообразного применения административной процедуры, однако, это не так, данный нормативный акт должен включить в себя не только порядок рассмотрения административных дел неюрисдикцион-ного характера, то есть не связанных с административно-правовым конфликтом, но и должен установить ответственность органов публичной власти и должностных лиц за нарушения данного порядка, вопрос же включения в данный нормативный акт порядка привлечения к ответственности может остаться на усмотрение законодателя.
Список литературы:
[1] Зеленцов А.Б., Ястребов О.А. Административный процесс: Учебник для бакалавриата и магистратуры / под ред М.А. Штатиной. - М.: Юрайт, 2016. С. 364.
[2] Зеленцов А.Б, Ястребов О.А. Указ. соч. С. 385-386.
[3] Бородин С.С. Административное право: курс лекций / С.С. Бородин, С.С. Громыко; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования, Санкт-Петербургский гос. ун-т аэрокосмического приборостроения. - СПб: ГУАП, 2007. С. 223-225.
[4] Демин А.А. Понятие административного процесса и Административно-процессуальный кодекс Российской Федерации // Государство и право. 1998. № 8. С. 30-31.
[5] Коренев А.П. Указ. соч. Ч. 1. С.222.
[6] Административный процесс и административные производства / JURCOM [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://jurkoms.ru/ ucheba/admimstrativmy-protsess-i-administrativme-proizvodstva.
[7] Административный процесс и административные производства / JURCOM [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://jurkoms.ru/ ucheba/administrativniy-protsess-i-administrativnie-proizvodstva.
[8] Козлов Ю.М. Административное право: Учеб. для студентов вузов / Ю.М. Козлов, Д.М. Овсянко, Л.Л. Попов; Под ред. Л.Л. Попова; М-во образования Рос. Федерации. Моск. гос. юрид. акад. - М.: Юрист, 2002. С. 386.
[9] Волкова В.В. Административный процесс: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.В. Волкова, Е.В. Хахалева, В.Н. Галузо. - М.: ЮНИТИ: Закон и право, 2013. С. 39-40.
[10] Керамова С.Н., Хасанов И.А. Административное производство: понятие и виды // Государственная служба и кадры. 2021. № 4. С. 50.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023
[11] Зеленцов А.Б., Ястребов О.А. Административный процесс: Учебник для бакалавриата и магистратуры / под ред М.А. Штатиной. - М.: Юрайт, 2016. С. 364; Спиридонова П.Е. Админи-стативное судопроизводство и его соотношение с иными видами судебных производств // Журнал административного судопроизводства. 2019. № 2. С. 18.
[12] Brown L.N., Bell J.S. French Administrative Law 5th ed. - New York: Oxford University Press, 1998. Р. 89; Брэбан Г. Французское административное право / Г. Брэбан; Пер. с фр. Д.И. Васильева, В.Д. Карповича; Под ред. и со вступ. ст. С. В. Боботова. - М.: Прогресс, 1988.С. 43.
[13] Курындин П.А. Досудебное обжалование действия (бездействия) или решений административных органов: опыт России и Франции: дисс. на соиск. уч. ст. доктора юр наук. - СПб: СПГУ2020. С. 131-132.
[14] Пилипенко А.Н. Публичный контроль во Франции : монография / А.Н. Пилипенко. — М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации : ИНФРА-М, 2019, с. 133.
[15] R.611-7-2, Code des justice administrative // URL: https://www.legifrance.gouv.fr/codes/id/ LEGITEXT000006070933.
[16] Пилипенко А.Н. Публичный контроль во Франции : монография / А.Н. Пилипенко. — М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации : ИНФРА-М, 2019, с. 134.
[17] R.611-3, Code des justice administrative // URL: https://www.legifrance.gouv.fr/codes/id/LEGIT-EXT000006070933 (дата обращения: 16.03.2023).
[18] Административное право зарубежных стран / Под ред. А.Н.Козырина. М.: Изд-во «СПАРК», 2003, с. 280.
[19] R.611-8-1, Code des justice administrative // URL: https://www.legifrance.gouv.fr/codes/id/ LEGITEXT000006070933 (дата обращения: 16.03.2023).
[20] R.732-1-1, Code des justice administrative // URL: https://www.legifrance.gouv.fr/codes/id/ LEGITEXT000006070933 (дата обращения: 16.03.2023).
[21] Пилипенко А.Н. Публичный контроль во Франции : монография / А.Н. Пилипенко. — М. : Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации : ИНФРА-М, 2019, с. 136.
[22] Пилипенко А.Н. Публичный контроль во Франции : монография / А.Н. Пилипенко. — М. : Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации : ИНФРА-М, 2019, с. 137.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023
Spisok literatury:
[1] Zelencov A.B., YAstrebov O.A. Administra-tivnyj process: Uchebnik dlya bakalavriata i magis-tratury / pod red M.A. SHtatinoj. - M.: YUrajt, 2016. S. 364.
[2] Zelencov A.B, YAstrebov O.A. Ukaz. soch. S. 385-386.
[3] Borodin S.S. Administrativnoe pravo: kurs lekcij / S.S. Borodin, S.S. Gromyko; Federal'noe agentstvo po obrazovaniyu, Gos. obrazovatel'noe uchrezhdenie vyssh. prof. obrazovaniya, Sankt-Pe-terburgskij gos. un-t aerokosmicheskogo priborostro-eniya. - SPb: GUAP, 2007. S. 223-225.
[4] Demin A.A. Ponyatie administrativnogo processa i Administrativno-processual'nyj kodeks Rossi-jskoj Federacii // Gosudarstvo i pravo. 1998. № 8. S. 30-31.
[5] Korenev A.P. Ukaz. soch. CH. 1. S.222.
[6] Administrativnyj process i administrativnye proizvodstva / JURCOM [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://jurkoms.ru/ucheba/administra-tivniy-protsess-i-administrativnie-proizvodstva.
[7] Administrativnyj process i administrativnye proizvodstva / JURCOM [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://jurkoms.ru/ucheba/administra-tivniy-protsess-i-administrativnie-proizvodstva.
[8] Kozlov YU.M. Administrativnoe pravo: Ucheb. dlya studentov vuzov / YU.M. Kozlov, D.M. Ovsyanko, L.L. Popov; Pod red. L.L. Popova; M-vo obrazovaniya Ros. Federacii. Mosk. gos. yurid. akad.
- M.: YUrist, 2002. S. 386.
[9] Volkova V.V. Administrativnyj process: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij / V.V. Volkova, E.V. Hahaleva, V.N. Galuzo.
- M.: YUNITI: Zakon i pravo, 2013. S. 39-40.
[10] Keramova S.N., Hasanov I.A. Administra-tivnoe proizvodstvo: ponyatie i vidy // Gosudarstven-naya sluzhba i kadry. 2021. № 4. S. 50.
[11] Zelencov A.B., YAstrebov O.A. Administrativnyj process: Uchebnik dlya bakalavriata i magis-tratury / pod red M.A. SHtatinoj. - M.: YUrajt, 2016. S. 364; Spiridonova P.E. Administativnoe sudoproizvod-stvo i ego sootnoshenie s inymi vidami sudebnyh proizvodstv // ZHurnal administrativnogo sudoproiz-vodstva. 2019. № 2. S. 18.
[12] Brown L.N., Bell J.S. French Administrative Law 5th ed. - New York: Oxford University Press, 1998. R. 89; Breban G. Francuzskoe administrativnoe pravo / G. Breban; Per. s fr. D.I. Vasil'eva, V.D. Karpovicha; Pod red. i so vstup. st. S. V. Bobotova.
- M.: Progress, 1988.S. 43.
[13] Kuryndin P.A. Dosudebnoe obzhalovanie dejstviya (bezdejstviya) ili reshenij administrativnyh organov: opyt Rossii i Francii: diss. na soisk. uch. st. doktora yur nauk. - SPb: SPGU2020. S. 131-132.
[14] Pilipenko A.N. Publichnyj kontrol' vo Francii : monografiya / A.N. Pilipenko. — M.: Institut zakono-
datel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya pri Pravi-tel'stve Rossijskoj Federacii : INFRA-M, 2019, s. 133.
[15] R.611-7-2, Code des justice administrative // URL: https://www.legifrance.gouv.fr/codes/id/LEGI-TEXT000006070933.
[16] Pilipenko A.N. Publichnyj kontrol' vo Francii : monografiya / A.N. Pilipenko. — M.: Institut zakono-datel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya pri Pravi-tel'stve Rossijskoj Federacii : INFRA-M, 2019, s. 134.
[17] R.611-3, Code des justice administrative // URL: https://www.legifrance.gouv.fr/codes/id/LEGI-TEXT000006070933 (data obrashcheniya: 16.03.2023).
[18] Administrativnoe pravo zarubezhnyh stran / Pod red. A.N.Kozyrina. M.: Izd-vo «SPARK», 2003, s. 280.
[19] R.611-8-1, Code des justice administrative // URL: https://www.legifrance.gouv.fr/codes/id/LEGI-TEXT000006070933 (data obrashcheniya: 16.03.2023).
[20] R.732-1-1, Code des justice administrative // URL: https://www.legifrance.gouv.fr/codes/id/LEGI-TEXT000006070933 (data obrashcheniya: 16.03.2023).
[21] Pilipenko A.N. Publichnyj kontrol' vo Francii : monografiya / A.N. Pilipenko. — M. : Institut zakono-datel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya pri Pravi-tel'stve Rossijskoj Federacii : INFRA-M, 2019, s. 136.
[22] Pilipenko A.N. Publichnyj kontrol' vo Francii : monografiya / A.N. Pilipenko. — M. : Institut zakono-datel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya pri Pravi-tel'stve Rossijskoj Federacii : INFRA-M, 2019, s. 137.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023