Научная статья на тему 'Особенности и вектор развития потребительской кооперации Великобритании'

Особенности и вектор развития потребительской кооперации Великобритании Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1746
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООПЕРАЦИЯ / РАБОЧАЯ КООПЕРАЦИЯ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / ОПТОВЫЙ ТОВАРООБОРОТ / КООПЕРАТИВНАЯ ПРИБЫЛЬ / РОЧДЕЛЬСКИЕ ПРИНЦИПЫ / ЧЛЕНЫ-ПАЙЩИКИ КООПЕРАТИВА / COOPERATION / WORKING COOPERATION / CONSUMER SOCIETY / RETAIL TRADE / WHOLESALE TRADE / COOPERATIVE PROFIT / THE ROCHDALE PRINCIPLES / SHAREHOLDERS OF THE COOPERATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Максимов Сергей Владимирович

В статье излагаются особенности зарождения и развития потребительской кооперации Великобритании, анализируются причины устойчивости рабочих потребительских кооперативов, рассматриваются экономические особенности кооперативов «лондонской» системы, дается оценка возникновению оптовых кооперативных обществ и дальнейшему ходу объединения английских кооперативов в единую систему, рассматривается кризис кооперативной системы Великобритании начала 1990-2000 гг. и способы его преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Максимов Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES AND THE DEVELOPMENT VECTOR OF THE CONSUMER COOPERATION OF THE UK

The article deals with the features of the formation and development of the consumer cooperation in the UK, the causes of the stability of of working consumer cooperatives, economic features of the cooperatives of "the London" system. We assess the emergence of the wholesale cooperative companies and the further consolidation of the British cooperations into the single system. We also examine crisis of the cooperative system of the UK at the beginning of 1990-2000 and ways to overcome it.

Текст научной работы на тему «Особенности и вектор развития потребительской кооперации Великобритании»

УДК 339.9 УДК 338 ББК 65.428

Максимов С.В.

ОСОБЕННОСТИ И ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Maksimov S.V.

FEATURES AND THE DEVELOPMENT VECTOR OF THE CONSUMER COOPERATION OF THE UK

Ключевые слова: кооперация, рабочая кооперация, потребительское общество, розничная торговля, оптовый товарооборот, кооперативная прибыль, рочдельские принципы, члены-пайщики кооператива.

Key words: cooperation, working cooperation, consumer society, retail trade, wholesale trade, cooperative profit, the Rochdale principles, shareholders of the cooperation.

Аннотация

В статье излагаются особенности зарождения и развития потребительской кооперации Великобритании, анализируются причины устойчивости рабочих потребительских кооперативов, рассматриваются экономические особенности кооперативов «лондонской» системы, дается оценка возникновению оптовых кооперативных обществ и дальнейшему ходу объединения английских кооперативов в единую систему, рассматривается кризис кооперативной системы Великобритании начала 1990-2000 гг. и способы его преодоления.

Annotation

The article deals with the features of the formation and development of the consumer cooperation in the UK, the causes of the stability of of working consumer cooperatives, economic features of the cooperatives of “the London ” system. We assess the emergence of the wholesale cooperative companies and the further consolidation of the British cooperations into the single system. We also examine crisis of the cooperative system of the UK at the beginning of 1990-2000 and ways to overcome it.

Появившись еще в конце XVIII в., потребительская кооперация Запада некоторое время терпела неудачи в своем развитии. Показательно, что по мере того, как в Великобритании стали возникать первые устойчивые потребительские кооперативы, Р Оуэн, их духовный отец и вдохновитель, по меткому выражению М.И. Туган-Барановского, «становился к ним все более и более равнодушным» [8. С. 121]. Идеолога «нравственного мира» отвращал от кооперации, развивающейся по новому, непредвиденному им сценарию, меркантилизм целей и задач, уводивших ее в сторону от «утопических идеалов коммунистической общины». Кооперативы научились справляться с «трудностями жизни», приобрели экономическую стабильность, но все меньше занимались социально-нравственными вопросами. Особенно Р. Оуэна смущало, что потребительские общества с успехом ведут «совместную продажу в розницу» ради получения прибыли [8].

Потребительские ассоциации середины - второй половины XIX века, так разочаровавшие великого социального мыслителя, были созданы фабричными рабочими. И «новая история кооперации» началась именно с образования потребительских обществ «чисто пролетарского классового состава» [8]. До того, как рабочие стали использовать эту форму для достижения своих политических целей, потребительские общества не обладали организационной устойчивостью, были «внутренне нестройны», выполняли разнородные функции и не имели адекватной цели. Их членами в основном являлись ремесленники и

представители других общественных групп, социально-экономическая «родословная» которых уходила корнями в далекое (феодальное) прошлое, где сословные различия играли важную роль в жизни людей. Иными словами, смешанный состав первых кооперативных ассоциаций, когда членская база формировалась из людей с разнонаправленными интересами, делал практически невозможным их дальнейшее развитие.

Зачаточные формы кооперативных организаций в рабочей среде стали появляться в первой половине XIX столетия, когда противостояние между формирующимися рабочим и промышленным классами было особенно острым. Вынужденные использовать для достижения своих целей методы стачечной борьбы, рабочие на случай всевозможных эксцессов хотели обеспечить себя средствами к существованию. Для этого на фабриках и заводах формировались стачечные фонды, создавались общества взаимопомощи и вспомоществования и т.д., ставшие прообразом постоянно действующих рабочих кооперативов или ассоциаций. В дальнейшем функции управления в этой сфере отчасти перешли к профсоюзам, отчасти продолжали выполняться рабочими кооперативами [1. С.57].

Таким образом, рабочие потребительские общества изначально являлись одной из форм пролетарского движения, несмотря на то, что сферой их деятельности является не производство, а обращение. Создание стачечных фондов было не единственной причиной возникновения рабочих потребительских кооперативов в Великобритании. Как писали К. Маркс и Ф. Энгельс, поскольку «эксплуатация рабочего фабрикантом» после получения работником заработной платы, переходит к «домовладельцам, лавочникам, ростовщикам и т.п.» [4. С. 431], у пролетариата возникает необходимость вести экономическую борьбу в сфере обращения - против обвешивания и фальсификации товаров со стороны торговцев и зависимости от фабричных лавок. В этом и состояла другая, не менее важная, особенность формирования кооперативного движения в английской рабочей среде. Из касс взаимопомощи и рабочих потребительских кооперативов впоследствии выросла разветвленная система рабочих хозяйственных организаций, связанных с кооперативами и выполняющих широкий спектр разнообразных функций [1. С. 57].

Поучительно выглядят итоги социально-экономической деятельности рочдельского потребительского кооператива за первые десятилетия его существования (рисунки 1 и 2).

8000

7000

6000

5000

4000

3000

2000

1000

0

•Члены рочдельского общества

Рисунок 1 - Рост членской базы потребительского общества рочдельских

«честных пионеров»

Источник: Михайлов А.К. Ассоциации. - Спб., 1871. С. 168-169.

Его пример демонстрирует прямую связь между ростом основных экономических показателей, - таких как стоимость основных производственных фондов, товарооборот и прибыль потребительского общества, - и увеличением членского состава кооператива. По

имеющимся сведениям, за первые 24 года существования с 1844 по 1868 гг. рочдельское потребительское общество распределило между своими членами 270,2 тыс. фунтов [5. С. 168-169], или всю заработанную в течение этого периода прибыль. Именно в этой политике кроется секрет огромной привлекательности потребительской кооперативов для английских рабочих. Как писал М.И. Туган-Барановский, «историческое значение дела рочдельцев заключалось в том, что рочдельцы положили в основу своего потребительского общества именно те принципы, которые, как показал последующий опыт, наиболее обеспечивают успех и развитие организации этого рода» [8. С. 123].

С другой стороны, в Великобритании наряду с рабочей кооперацией зародилась еще одна кооперативная система, по месту своего возникновения получившая название «лондонской» или «Civil system». Ее членами были представители городской интеллигенции и других нерабочих слоев города. Для «Civil system» характерна незаинтересованность в прибыли и продажа товаров по возможно низкой цене [8. С. 126].

Рисунок 2 - Показатели оборота, прибыли и стоимости имущества потребительского общества рочдельских «честных пионеров»

Источник: Михайлов А.К. Ассоциации. - Спб., 1871. С. 168-169.

При лондонской системе покупательский интерес сосредоточивался на качестве товара и низкой цене, т.к. это позволяло членам «лондонских» кооперативов при относительно высоком уровне доходов, который они имели, поддерживать высокий уровень потребления.

Наоборот, при рочдельской системе торговля велась и ведется ныне по среднерыночным ценам. При этом члены общества получают обратно часть денежных средств, потраченных на покупки в кооперативных магазинах. Располагая, благодаря такой ценовой политике, достаточно высоким доходом, потребительские общества рочдельского типа могут «удерживать в свою пользу некоторую часть» накопившихся средств и создавать для различных целей «запасный капитал» [8. С. 127]. Особенно большое значение «запасные» и «неделимые» фонды имеют для усиления экономической устойчивости кооперативных обществ и их дальнейшего развития. Общества лондонской системы, не делающие ставку на концентрацию прибыли, сознательно ограничивают сферу своего развития, предпочитая обеспечивать потребительский комфорт узкому кругу своих членов.

Не меньшее значение для рабочей английской потребительской кооперации имело создание на базе 300 самостоятельных потребительских обществ «Кооперативного общества оптовой продажи Северной Англии» («The Co-operative Wholesale Society North of England»), произошедшее в Манчестере в 1863 г. Эта хозяйственная структура, основанная на рочдельских принципах, являлась кооперативом кооперативов. Капитал

Общества оптовой продажи был составлен из взносов обществ-участников, каждое из которых делало такой взнос пропорционально числу состоящих в них членов. Оптовое общество отпускало входящим в него кооперативам продукты только за наличный расчет по оптовым рыночным ценам и в конце года возвращало им остаток прибыли пропорционально совершенным закупкам. На общем собрании Оптового общества каждый кооператив располагал числом голосов пропорционально числу своих паев в общем капитале [8. С. 133].

В 1872 г. после переименования в Кооперативное общество оптовой продажи (The Co-operative Wholesale Society (CWS)), его деятельность распространилась на всю Англию, аналогичное кооперативное общество оптовой продажи возникло в Шотландии в 1869 г.

Дальнейший принципиально важный шаг в деле развития пролетарской кооперации Великобритании был сделан после того, как Общество оптовой продажи перешло к собственному производству. Его производственный капитал неуклонно возрастал и к 1915 г. составлял 3,5 млн. фунтов стерлингов. На предприятиях Общества в то время было занято 20,4 тыс. рабочих. Помимо фабрик и заводов Общество оптовой продажи имело пароходы, чайные плантации и фермы. В Шотландии оптовое общество располагало производственным капиталом в 1,1 млн. фунтов с 7,2 тыс. занятых на его предприятиях рабочих [8. С. 134].

Показательно, что почти все крупные потребительские общества Великобритании конца XIX - начала ХХ вв. имели свои фабрики и заводы. Причем, общая сумма их производства значительно превышает по своим размерам производство Английского и Шотландского обществ оптовой продажи вместе взятых. При этом большую часть товаров британские потребительские общества продолжали закупать у частных предпринимателей. Так, в 1915 г. при товарообороте в 102,5 млн. фунтов на стоимость собственного производства потребительских обществ Великобритании приходилось только 16,5 млн. фунтов. Через общества оптовой продажи потребительские кооперативы приобрели продуктов на 44 млн. фунтов [8. С. 135], дававших 43 % кооперативного оборота.

Общества оптовых продаж с их особой системой членства явились отличительной особенностью потребительской кооперации Великобритании. В их состав на правах полноправных совладельцев входили сотни потребительских обществ, число которых с годами только увеличивалось.

К 1916 г. потребительская кооперация Великобритании представляла собой внушительную силу. В кооперативных обществах к этому времени состояло 3,3 млн. членов. Из них 3,2 млн. человек через свои кооперативы входили в Кооперативный союз Великобритании, являвшийся политическим органом кооперативного движения. Сумма чистого дохода английской потребительской кооперации достигала 15 млн. фунтов стерлингов. Кроме того, общества оптовых продаж получили в 1916 г. 1,6 млн. фунтов чистого дохода. Таким образом, совокупный доход розничных и оптовых потребительских обществ Великобритании достигал 16,6 млн. фунтов стерлингов, а в пересчете на каждого члена чистый доход приближался к 5 фунтам [8. С. 138].

Деятельность Английского общества оптовой закупки (CWS) оказалась настолько успешной, что в ХХ в. к нему присоединилось большое число потребительских обществ. В 1973 г. произошло слияние Английского и Шотландского обществ оптовых закупок. В 1984 г. к объединенному CWS присоединилось расположенное в Лондоне крупное Южное пригородное кооперативное общество [10, 11].

Все это свидетельствовало о жизнеспособности английской модели интеграции кооперативной экономики, построенной на соединении хозяйственных возможностей отдельных обществ в единый механизм, деятельность которого основывалась на концентрации капиталов, с одной стороны, и распределении прав и полномочий, с другой. Однако чрезмерная концентрация экономической власти и управленческих функций в

руководстве CWS увеличивала риски, что и вылилось, в итоге, в кризис начала 1990 гг. Доля CWS на продуктовом рынке Великобритании в это время значительно снизилась, а долговая нагрузка возросла. Чтобы рассчитаться с долгами, в 1994 г. Общество вынуждено было продать часть своих производственных мощностей. Это касалось, в частности, заводов по изготовлению пищевых продуктов и напитков, которые были проданы частной компании «Хобсон», руководимой тогда Э. Риганом. В результате этих операций эффективность кооперативной экономической модели у многих стала вызывать сомнения [10].

Ослабление CWS, являвшейся одной из крупных торговых компаний страны, вызвало много толков и содействовало дальнейшему ухудшению ситуации. В 1997 г. Э. Риган, представлявший интересы крупного торгового капитала, предпринял попытку недружественного поглощения Английского оптового общества, приведшую к долгому судебному разбирательству и завершившуюся, в итоге, крупным скандалом. В судебных заседаниях 2002, 2003 и 2005 гг. ряд высших руководителей Общества были обвинены в мошенничестве и разглашении коммерческой тайны. Эпопея с поглощением закончилась для CWS отклонением иска, увольнением и заключением под стражу двух его высших руководителей.

Эпизод с «делом Э. Ригана» привел к реформированию и демократизации системы управления CWS. Примечательно, что в этих процессах активную роль сыграло правительство Объединенного Королевства. Созданная под его эгидой специальная комиссия разработала ряд важных рекомендаций для кооперативного движения, в том числе касавшихся организации и продвижения потребительских обществ [10].

В 2000 г. произошло важнейшее явление в жизни потребительской кооперации Великобритании - объединились в одну организацию CWS и второе по величине потребительское общество «Co-operative Retail Services Limited», созданное в 1933 г., имеющее более 500 магазинов по всей стране и занимающееся розничной торговлей продуктами питания. В результате появилась гигантская «Кооперативная группа» (The Cooperative Group Limited), являющаяся ныне крупнейшим объединением потребительских кооперативов страны.

Соединение двух гигантов, и, в первую очередь, экономические выгоды, полученные от этого, послужили сигналом для других кооперативных организаций. В 2000-е гг. череда слияний с последующим вхождением в «Кооперативную группу» продолжилась. В частности, после 2007 г. в ее состав вошло потребительское общество «United Cooperatives Limited», в свою очередь возникшее в 2002 г. в результате объединения «Кооперативного союз Норуэста» (United NorWest) и «Кооперативного общества Йоркшира» (Yorkshire Co-operative Society).

К настоящему времени в Великобритании насчитывается около 50 потребительских кооперативов разного уровня [6. С. 19]. Среди тех потребительских обществ Великобритании, кто сохранил свою организационную самостоятельность, наиболее крупными являются «Кооперативное общество Восточной Англии» («East of England Cooperative Society») и «Кооператив Мидкаунтиз» (Midcounties Co-operative). «Кооперативная группа», изначально бывшая кооперативом кооперативов, приобрела дополнительные черты кооператива первого уровня, так как в ее состав наряду с потребительскими обществами имеют право входить индивидуальные члены.

Потребительская кооперация Великобритании демонстрирует на сегодняшний день заметные успехи в своем развитии. Ее важнейшим приоритетом и принципиальным отличием от других моделей хозяйствования являлось распределение прибыли между членами согласно произведенным закупкам в кооперативных магазинах. Эксперименты конца

ХХ в., когда общества - члены «Кооперативной группы» пытались отменить выплаты дивидендов пайщикам, ссылаясь на сокращение операционных ресурсов, закончились возвратом к прежней модели ведения бизнеса. Также провалились попытки введения в

кооперативной торговле клубных карт в стиле «Tesco Clubcard», предпринятые в конце 1990-х гг. В итоге, в 2006 г. «Кооперативная группа» возобновила традиционную практику выплаты своим членам кооперативных выплат [6]. Впрочем, некоторые потребительские общества, не входившие в «Кооперативную группу», такие, например, как «Региональная Англия» (Anglia Regional), никогда не прерывали практику кооперативных выплат.

В общем и целом, задачи, которые ставит перед собой английская потребительская кооперация, решаются с помощью хорошо налаженной работы внутреннего кооперативного рынка. К этим задачам, в первую очередь, относится сохранение и развитие кооперативных предприятий, являющихся материально-технической основой кооперативного уклада. Примеры свидетельствует о высокой заинтересованности в этом вопросе кооперативного сообщества. Сфера торговли, в рамках которой потребительская кооперация действуют наиболее успешно, десятилетиями функционирует без заметных сбоев. Возникающие проблемы, как правило, решаются так, что выигрыш получают все участники кооперативного процесса.

Другой задачей потребительской кооперации Великобритании является социальное развитие членского сообщества. Кооперативы в этой стране традиционно остаются самодеятельными организациями членов-пайщиков. В ХХ в. большинство из них пережило процесс концентрации и укрупнения, одним из последствий которого стало усиление кооперативной бюрократии. И все же принципы организационной независимости и внутреннего самоуправления доминируют в английских потребительских обществах; сумевших поддержать свои традиции и не отказавшихся от заветов рочдельских ткачей.

Для английской кооперации является нормой предоставление пайщикам - жителям местных общин - возможности активно участвовать в деятельности кооперативов. Стратегическое значение придается сферам культуры, спорта, образования, социальным проектам и тому подобное, так что развитие потребительской кооперации на местном уровне, как и раньше, кооператоры Великобритании продолжают связывать с социальными процессами.

Если суммировать экономическую и социальную составляющие в единый комплекс, в итоге, придется признать, что основной задачей английской потребительской кооперации является развитие собственного кооперативного рынка, внутри которого сосредотачиваются процессы кооперативного бытия.

Современная кооперация в отличие от начала ХХ в. отказалась от утопических иллюзий о возможности замены общественного строя. Однако при этом потребительская кооперация создает в своем лице реальную альтернативу частнокапиталистическому сектору торговли. Состояние кооперативного движения современной Великобритании полностью подтверждает идею итальянца Валенти о корректирующей роли потребительских обществ, которую они с успехом исполняют в рыночной экономике [7. С. 63]. Цель потребительской кооперации, как ее ныне понимают в Великобритании, состоит не в борьбе с торговой конкуренцией, а в сохранении конкурентных условий благодаря нивелировке слишком откровенных дефектов рынка [3. С. 46].

Социально-экономические задачи потребительской кооперации западных стран, и Великобритании, в частности, по сути, подчинены одной глобальной цели - объединению в рамках собственного внутреннего рынка максимально большего числа потребителей-пайщиков. Подтверждая это, английские потребительские общества вышли за пределы своих микросоциумов и ведут деятельность во все более возрастающих масштабах, охватывая целые регионы едиными кооперативными сетями. Параллельно, благодаря кооперативам происходит самоидентификация местных сообществ.

Экономические системы развитых стран мира научились сочетать в себе элементы различных хозяйственных укладов, среди которых помимо частного и государственного важное место отводится кооперативному укладу. Указывая на это в докладе «Кооперативы в 2000 г.» XXVII Конгрессу Международного кооперативного альянса (1980 г.) видный

деятель международного кооперативного движения А. Лейдлоу говорил, что кооперация давно уже существует в условиях т.н. «смешенной экономики», в которой совокупность кооперативов составляет отдельный «кооперативный сектор» [2]. Пример Великобритании лишний раз подтверждает жизнеспособность потребительской кооперации и ее необходимость в качестве одного из базовых элементов национальной экономики тех стран, которые ставят перед собой задачи строительства социально ориентированного государства.

Библиографический список

1. Вебер, Л.Б. Из истории хозяйственных организаций рабочего движения в капиталистических странах [Текст] / Л.Б. Вебер // Вопросы истории. - 1984. - № 4.

2. Лейдлоу, А. Кооперативы в 2000 г. В кн. «XXVII Конгресс Международного кооперативного альянса. Москва, 13-16 октября, 1980 г. Повестка дня и доклады» [Текст] / А. Лейдлоу. - М., 1980.

3. Максимов, С.В. Теория потребительской кооперации: Управленческий аспект. Монография. 2-е изд. перераб. и доп. [Текст] / С.В, Максимов. - Арзамас: АНО ВПО ЦС РФ «Российский университет кооперации», 2009.

4. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 4.

5. Михайлов, А.К. Ассоциации [Текст] / А.К., Михайлов. - Спб., 1871.

6. Савинова, Е.Ю. Принципы деятельности кооперативов Великобритании в начале

XXI века. Автореферат дисс. на соис. учен. степ. канд. ист. наук. [Текст] / Е.Ю. Савинова. -М., 2008.

7. Тотомианц, В.Ф. Основы кооперации [Текст] / В.Ф. Тотомианц. - Берлин, 1923.

8. Туган-Барановский, М.И. Социальные основы кооперации / Предисл. Т.П. Субботина. [Текст] / М.И. Туган-Барановский. - М.: Экономика, 1989. - 496 с. - (Экон. наследие).

9. Cull C. National rollout for CWS reward card. 25 Oct. 1997. The Grocer. Сетевой ресурс: http://www.thegrocer.co.uk/articles.

10. Press release: Co-operative Membership. Сетевой ресурс: http://www.altogetherdifferent.com.

11. Walton John K. Co-operative movement. The Oxford Companion to British History. Ed. John Cannon. - Oxford University Press, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.