ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА
УДК 338.28
Особенности и условия применения государственно-частного партнерства как инструмента реализации крупных инновационных проектов
В статье представлены основные особенности и условия, в соответствии с которыми возможно применение государственно-частного партнерства как инструмента реализации крупных инновационных проектов; выявлены преимущества и недостатки применения государственно-частного партнерства как инструмента реализации крупного инновационного проекта; предложены меры, необходимые для эффективного Н.Н. МанЬКО и результативного оказания комплекса общественных услуг,
проведения модернизации инфраструктуры (возможно, создания инфраструктуры), ускоренного развития сфер качественного функционирования общества, которые связаны с реализацией национальных интересов.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство;
крупные инновационные проекты (КИП); инновации.
На сегодняшний день является важной констатация того факта, что решение сложных социальных и экономических проблем происходит посредством использования ресурсов, привлекаемых государственным и частным секторами на основе организации государственно-частных партнерств. Как результат, конкурентоспособность страны значительно возрастает, а все общегосударственные инвестиционные и инновационные программы будут осуществляться более эффективно и результативно.
При этом использование государственно-частно -го партнерства важно при формировании масштабных проектов, какими могут считаться и крупные инновационные проекты (КИП). Все это применительно к современным условиям общества связано с использованием финансовых средств государства, мер налогового стимулирования, предоставлением различных организационных преференций, вложением государственных активов, внедрением необходимой нормативной и правовой базы, определением прав собственности на результаты деятельности государственно -частного партнерства.
Все это предполагает комплексное использование теоретических основ государственно-частного
© Манько Н.Н., 2014
132
Особенности и условия применения государственно-частного партнерства...
партнерства совместно с многими современными экономическими теоретическими и прикладными учениями.
Отсюда, взаимодействие частного сектора и государства посредством организации государственно-частных партнерств связано с разработкой соответствующей законодательной базы, реформированием институциональной и правовой структуры посредством создания комплекса договорных отношений между участниками партнерств, что в целом при структуризации теоретических основ направлено прежде всего на рациональное регулирование процессов функционирования партнерства.
Предлагаемые нами меры могут быть приняты для эффективного и результативного оказания комплекса общественных услуг, проведения модернизации инфраструктуры (возможно, создания инфраструктуры), ускоренного развития сфер качественного функционирования общества, которые связаны с реализацией национальных интересов.
Фактически теоретические основы организации государственно-частного партнерства связаны с определением предоставляемых общественных услуг и элементов требуемой инфраструктуры как со стороны государственных органов власти, что необходимо для повышения уровня экономической активности в народном хозяйстве, так и со стороны бизнеса с позиции формулирования деловых предложений, которые максимально отражают предпочтения государства по развитию и повышению конкурентоспособности национальной экономики.
Представим далее основные особенности и условия, в соответствии с которыми возможно применение государственно-частного партнерства как инструмента реализации КИП.
В частности, можно выделить следующие основные условия, в соответствии с которыми возможно применение государственно-частного партнерства как инструмента реализации КИП:
— институциональные структуры поддержки реализации КИП в полной мере соответствуют существующему финансовому и экономическому потенциалу государства и бизнеса и стратегическим задачам повышения конкурентоспособности национальной экономики;
— происходит активное создание специальных органов федерального уровня, региональной исполнительной власти, различных муниципальных образований, инвестиционных и инновационных агентств, а также других институтов, чья деятельность направлена на обеспечение эффективного функционирования государственно-частных партнерств при реализации КИП;
— реализуется комплекс взаимосвязанных мероприятий по формированию соответствующего нормативного и правового поля, позволяющего содействовать и легализировать процессы формирования и развития партнерств между государством и бизнесом применительно ко всем уровням власти и управления КИП в национальной экономике;
133
Особенности и условия применения государственно-частного партнерства...
— происходит активное формирование положительного имиджа процессов реализации КИП на основе создания государственно-частных партнерств, формируется благоприятная репутация таких партнерств в обществе и бизнес-сообществе в целом для России и зарубежных стран;
— следует указать на ориентированность всех участников государственно-частных партнерств на создание четких стратегий развития, комплексное обоснование целей, задач, осуществление которых на основе реализации КИП обеспечит устойчивый социально-экономический рост народного хозяйства;
— планомерно реализуются мероприятия по формированию соответствующих кадровых групп (команд КИП), уровень которых за счет осуществления образовательных действий государства и бизнеса соответствует всем современным требованиям применительно к ведущему мировому опыту при осуществлении сотрудничества частного сектора и государства, участников подобных проектов.
Обратимся теперь к особенностям, в соответствии с которыми возможно применение государственно-частного партнерства как инструмента реализации КИП:
— КИП для различных государственно-частных партнерств разрабатываются с учетом определенных объектов и в фиксированные сроки реализации отдельных проектных мероприятий;
— взаимоотношения всех участвующих партнеров носят четко документально закрепленный и формализованный характер, что необходимо для однозначного понимания целей и задач КИП;
— партнерства осуществляются в течение длительного срока, что позволяет регулировать все стадии жизненного цикла КИП;
— партнерами проекта выступают государство и субъекты хозяйствования, заинтересованные в получении результатов осуществления КИП;
— осуществление партнерства связано с использованием ресурсов большинства партнеров для целей получения ожидаемых конечных результатов КИП;
— соглашения, связанные с партнерством, создаются на основе результатов конкурсного отбора, следовательно, частные предприниматели участвуют в КИП посредством ведения конкурентной борьбы за право участия в партнерстве, что повышает конкурентоспособность КИП;
— осуществление государственно-частных партнерств связано с перераспределением ответственности, полномочий, рисков, выгод, задач между различными партнерами; при этом за каждым из партнеров закрепляются полномочия, необходимые для успешной реализации КИП, — формирование стратегических планов, их практическая реализация для большинства случаев соответствуют государственной стороне и принимаются частным бизнесом как неизменная сторона КИП.
134
Особенности и условия применения государственно-частного партнерства...
Таким образом, фиксация данных особенностей и условий, в соответствии с которыми возможно применение государственно-частного партнерства как инструмента реализации КИП, подтверждает тезис, что партнерства должны обладать важным свойством установления паритетных отношений между участниками КИП. В этом случае получение всех ожидаемых результатов, связанных с установлением взаимовыгодного партнерства, будет ожидаться только в случае существования паритета между участниками КИП.
Фактически, государственно-частное партнерство будет предполагать со стороны органов государственной власти определение спектра необходимых общественных услуг, а с позиций частных предпринимателей — определение всех возможных вариантов по решению поставленных задач с учетом конкурсной основы отбора участников КИП, что, еще раз следует отметить, повышает конкурентоспособность КИП.
Важно также понимать, что субъект предпринимательской деятельности, вступающий в партнерские отношения с государственными органами власти, должен вести свой бизнес до полного окончания данного партнерства, а также не должен позиционироваться как почетный и важный участник указанного сотрудничества. Государственно-частное партнерство при реализации КИП связано прежде всего с добровольным сотрудничеством и со стороны государственных органов власти, и со стороны бизнеса, что повышает степень реализуемости КИП.
Обратимся далее к преимуществам и недостаткам применения государственно-частного партнерства как инструмента реализации КИП.
Общими преимуществами применения государственно-частных партнерств как инструмента реализации КИП можно считать следующие:
— наличие эффективных средств по распределению рисков между государственными и частными участниками КИП;
— привлечение значительных финансовых ресурсов от участников коммерческого сектора с точки зрения достаточного и своевременного ресурсного обеспечения процессов функционирования различных объектов, имеющих национальное значение;
— снижение уровня государственных затрат и расходов, которые направлены на обеспечение рациональной эксплуатации объектов;
— улучшение инфраструктуры, а также применение инновационных технологий и подходов к эксплуатации объектов инфраструктуры;
— передача процессов управления объектами в пользу конкретных частных лиц для реализации целей по увеличению уровня эффективности управления объектами инфраструктуры;
— повышение уровня инвестиционной привлекательности различных секторов промышленного производства и сферы услуг.
Следует также говорить о преимуществах применения государственно -частного партнерства как инструмента реализации КИП для государства и бизнеса как участников данных проектов.
135
Особенности и условия применения государственно-частного партнерства...
Для бизнеса применение государственно-частных партнерств как инструмента реализации КИП имеет следующий ряд преимуществ: свобода выбора КИП; возможность реализации своих интересов в сфере государственного управления; возможность применять ведущий опыт зарубежных стран в области управления КИП; методическая и ресурсная поддержка государства; предоставление инвестиций для реализации КИП с определенными фиксированными гарантиями.
В свою очередь, для государства применение государственно-частных партнерств как инструмента реализации КИП дает следующий ряд преимуществ: предоставление качественных работ, услуг; повышение уровня инвестиционной и инновационной активности в отраслях промышленности и в сфере услуг; обеспечение высокого уровня конкуренции между хозяйствующими субъектами; обеспечение требуемой социальной стабильности; планомерное развитие всех проблемных сфер инвестиционной и инновационной деятельности в национальной экономике; увеличение объемов бюджетных поступлений, имеющих налоговый характер, а также поступлений от прочих возможных выплат предпринимательских структур — участников КИП.
Что касается общих недостатков применения государственно-частного партнерства как инструмента реализации КИП, то здесь необходимо указать на следующие:
— возможное формирование системы асимметричных информационных потоков из-за недостаточной компетентности работников государственных органов власти по оценке возникающих инвестиционных возможностей;
— нечестные и некорректные намерения отдельных участников КИП, чаще всего частных предпринимателей, желающих безвозмездно воспользоваться различными возможностями, даваемыми государственным сектором экономики;
— передача возникающих рисков КИП государственным участникам партнерства, а по сути простым налогоплательщикам.
Также здесь можно классифицировать недостатки применения государственно-частного партнерства как инструмента реализации КИП для государства и бизнеса как участников данных проектов.
Для бизнеса применение государственно-частного партнерства как инструмента реализации КИП может привести к возникновению следующих недостатков: возникновение значительных юридических и политических рисков, связанных с изменением целей и приоритетов государственной экономической политики; возникновение существенных технических рисков, связанных со строительством и эффективным применением объектов инфраструктуры, особенно в случае неопределенно сформулированных условий окружающей среды для реализации КИП; понижение уровня покупательской способности потенциальных пользователей социальных услуг, созданных в результате реализации КИП, что приведет к значительным коммерческим рискам для бизнеса, так как сократит поступление ожидаемых денежных средств, ранее вложенных в проект; растущая зависимость
136
Особенности и условия применения государственно-частного партнерства...
бизнеса от форс-мажорных рисков в силу недостаточного изучения внешней среды и неспособности спрогнозировать результаты реализации проектов по развитию инфраструктуры, а также прочей перспективной экономической деятельности хозяйствующих субъектов.
В свою очередь, для государства применение государственно-частных партнерств как инструмента реализации КИП может привести к возникновению следующих недостатков: недостаточность демократического участия и контроля государства над результатами КИП; отсутствие социальной справедливости по факту реализации КИП, в силу того что бедные и средние слои населения с трудом могут воспользоваться созданной в результате реализации КИП инфраструктурой, услугами; чрезмерное увеличение уровня финансового бремени на простых граждан по факту разработки и реализации КИП и последующей приватизации результатов решения выгодных общественных задач со стороны бизнеса; нарастание неблагоприятных экономических результатов от реализации КИП, связанных, например, с развитием олигополизации отраслей, которые поставляют инфраструктурные или общественные услуги.
Все сказанное покажем на рисунке 1.
Теоретические основы ■ государственно' частного партнерства _ Соответствие институциональных структур поддержки реализации КИП финансовому и эк. потенциалу государства и бизнеса
Создание специальных органов для обеспечения эффективного функционирования ГЧП при реализации КИП
Условия применедая - ГЧП как инструмента -реализации КИП Реализация комплекса взаимосвязанных мероприятий по формированию нормативного и правового поля
Формировадае благоприятной репутации ГЧП в обществе и бизнес сообществе в России и зарубежных странах
Ориентированность участников ГЧП та создание стратегий развития, комплексное обоснование целей, задач
- Формирование кадровых групп (команд КИП)
Государственно-частное партнерство • система экономических, организационных, правовых
и социальных отношений, возникающих между государством и частным сектором национальной экономики
Особенности применения ГЧП как инструмента реали- ” задай КИП Учет определешгых объектов и в фиксированные сроки реализации отдельных проектных мероприятий
Формалиэовашый характер взаимоотношений всех участвую' щих партнеров
- Длительный срок партнерства
_ Партнерами проекта выступают государство и субъекты хозяйствования
- Использование ресурсов большинства партнеров
Соглашения, связанные с партнерством, создаются на основе результатов конкурсного отбора
Закрепление за каждым из партнеров полномочий, необходимых для успешной реализации КИП
Преимущества применения ГЧП Наличие эффективных средств по рэспределедаю рисков между государственными и частными учэстттиками КИП
- Привлечете значительных финансовых ресурсов
- Сдажепие уровня государственных затрат и расходов
- Улучшение инфраструктуры
- Передача процессов управтедая объектами частттым лицам
Повышение уровня инвестиционной привлекательности различных секторов промышленного производства и сферы услуг
Недостатки при-менедая ГЧП Возможное формировадае системы ассиметричных тшформада-01ШЫХ пот ошв
Нечестные и некорректные намерения отдедытых участников ■ КИП
_ Передача возшкающкх рисков КИП государственным участникам партнерства
Рисунок 1. Государственно-частное партнерство как инструмент реализации КИП
137
Особенности и условия применения государственно-частного партнерства...
Таким образом, подобный подход к рассмотрению государственночастного партнерства при реализации КИП требует фиксации и характеристики основных моделей управления проектами.
Литература
1. Вертакова Ю.В. и др. Региональные модели взаимодействия бизнеса и вузов на основечастно-государственного партнерства : монография. СПб.: ЛЕМА, 2013. 123 с.
2. Государственно-частное партнерство в условиях кризиса : материалы конф. / Ин-т экономики. М.: [б. и.], 2009 (М.). 337 с.
3. Гребенников А.В. и др. Состояние и перспективы государственно-частного партнерства в машиностроении : монография. Кемерово: Сиб. издат. группа, 2012. 238 с.
4. Евстафьев Э.Н. Частно-государственное партнерство в инновационном развитии экономики : монография. Казань : Казанский гос. ун-т, 2010. 203 с.
5. Киреева А.В. и др. Государственно-частное партнерство как инструмент поддержки инноваций : монография. М.: Дело, 2012. 514 с.
6. Макаров И.Н. Механизм государственно-частного партнерства в условиях трансформации российской экономики : монография. М.: Современная экономика и право, 2010 (Воронеж). 175 с.
7. Рыкова И.Н., Котляров М.А. Потенциал инновационного развития крупнейших организаций России // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2012. № 4. С. 87—110.
8. Татаркин А.И., Романова O.A., Лаврикова Ю.Г. Теоретические основы государственно-частного партнерства // Научно-практический экономико-правовой журнал Бизнес, менеджмент и право №1 (19), 2009 г.
References
1. Vertakova V. [etc.] Regional models of interaction between business and universities on the basis of public-private partnership: monograph // St. Petersburg. : Lehmann Publ., 2013. p. 123. (In Russian)
2. Public-private partnership in crisis: Materials Conf. // Institute of Economics. M.: [b. and.], Moscow, 2009. p. 337. (In Russian)
3. Grebennikov A.V. Status and prospects of public-private partnership in mechanical engineerin : monograph [et al.] Kemerovo: Sib. izdat. group Publ., 2012. p. 238. (In Russian)
4. Evstafev N.E. Public-private partnership in the innovative development of the economy : monograph // Kazan: Kazansky state. University Publ., 2010. р. 203. (In Russian)
5. Kireyeva A.V. [etc.] Public-private partnerships as a tool to support innovation: monograph // Moscow: Delo Publ., 2012. p. 514. (In Russian)
138
Особенности и условия применения государственно-частного партнерства...
6. Makarov I. The mechanism of public-private partnership in the transformation of the Russian economy : monograph // M.: Modern Economics and Law Publ., 2010 (Voronezh). p. 175. (In Russian)
7. Rykova I.N., M.A. Kotliarov. Potential of innovative development of the largest organizations in Russia. ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice], 2012. no 4, pp. 87-110. (In Russian)
8. Tatarkin A.I., Romanova O.A., Lavrikova Y.G. Theoretical Foundations of public-private partnership. Scientific and practical economic and legal Journal of Business, Management and Law number [Nauchno-prakticheskiy ekonomiko-pravovoy zhurnal Biznes, menedzhment i pravo], 2009, no. 1 (19), pр.17-21. (In Russian)