Научная статья на тему 'Особенности и условия применения государственно-частного партнерства как инструмента реализации крупных инновационных проектов'

Особенности и условия применения государственно-частного партнерства как инструмента реализации крупных инновационных проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
524
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS / КРУПНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ (КИП) / MAJOR INNOVATION PROJECTS / ИННОВАЦИИ / INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Манько Николай Николаевич

В статье представлены основные особенности и условия, в соответствии с которыми возможно применение государственно-частного партнерства как инструмента реализации крупных инновационных проектов; выявлены преимущества и недостатки применения государственно-частного партнерства как инструмента реализации крупного инновационного проекта; предложены меры, необходимые для эффективного и результативного оказания комплекса общественных услуг, проведения модернизации инфраструктуры (возможно, создания инфраструктуры), ускоренного развития сфер качественного функционирования общества, которые связаны с реализацией национальных интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Манько Николай Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES AND CONDITIONS OF USE OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP AS A TOOL FOR IMPLEMENTATION OF MAJOR INNOVATIVE PROJECTS

The article presents the main features and conditions in accordance with which is possible to use public-private partnerships as a tool for the implementation of major investment projects identified advantages and disadvantages of public-private partnerships as a tool for implementing a major innovative project proposed measures necessary for the effective and efficient provision of complex public services, modernization of infrastructure (possibly infrastructure), accelerate the development of high-quality functioning of society, which are associated with the implementation of national interests.

Текст научной работы на тему «Особенности и условия применения государственно-частного партнерства как инструмента реализации крупных инновационных проектов»

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА

УДК 338.28

Особенности и условия применения государственно-частного партнерства как инструмента реализации крупных инновационных проектов

В статье представлены основные особенности и условия, в соответствии с которыми возможно применение государственно-частного партнерства как инструмента реализации крупных инновационных проектов; выявлены преимущества и недостатки применения государственно-частного партнерства как инструмента реализации крупного инновационного проекта; предложены меры, необходимые для эффективного Н.Н. МанЬКО и результативного оказания комплекса общественных услуг,

проведения модернизации инфраструктуры (возможно, создания инфраструктуры), ускоренного развития сфер качественного функционирования общества, которые связаны с реализацией национальных интересов.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство;

крупные инновационные проекты (КИП); инновации.

На сегодняшний день является важной констатация того факта, что решение сложных социальных и экономических проблем происходит посредством использования ресурсов, привлекаемых государственным и частным секторами на основе организации государственно-частных партнерств. Как результат, конкурентоспособность страны значительно возрастает, а все общегосударственные инвестиционные и инновационные программы будут осуществляться более эффективно и результативно.

При этом использование государственно-частно -го партнерства важно при формировании масштабных проектов, какими могут считаться и крупные инновационные проекты (КИП). Все это применительно к современным условиям общества связано с использованием финансовых средств государства, мер налогового стимулирования, предоставлением различных организационных преференций, вложением государственных активов, внедрением необходимой нормативной и правовой базы, определением прав собственности на результаты деятельности государственно -частного партнерства.

Все это предполагает комплексное использование теоретических основ государственно-частного

© Манько Н.Н., 2014

132

Особенности и условия применения государственно-частного партнерства...

партнерства совместно с многими современными экономическими теоретическими и прикладными учениями.

Отсюда, взаимодействие частного сектора и государства посредством организации государственно-частных партнерств связано с разработкой соответствующей законодательной базы, реформированием институциональной и правовой структуры посредством создания комплекса договорных отношений между участниками партнерств, что в целом при структуризации теоретических основ направлено прежде всего на рациональное регулирование процессов функционирования партнерства.

Предлагаемые нами меры могут быть приняты для эффективного и результативного оказания комплекса общественных услуг, проведения модернизации инфраструктуры (возможно, создания инфраструктуры), ускоренного развития сфер качественного функционирования общества, которые связаны с реализацией национальных интересов.

Фактически теоретические основы организации государственно-частного партнерства связаны с определением предоставляемых общественных услуг и элементов требуемой инфраструктуры как со стороны государственных органов власти, что необходимо для повышения уровня экономической активности в народном хозяйстве, так и со стороны бизнеса с позиции формулирования деловых предложений, которые максимально отражают предпочтения государства по развитию и повышению конкурентоспособности национальной экономики.

Представим далее основные особенности и условия, в соответствии с которыми возможно применение государственно-частного партнерства как инструмента реализации КИП.

В частности, можно выделить следующие основные условия, в соответствии с которыми возможно применение государственно-частного партнерства как инструмента реализации КИП:

— институциональные структуры поддержки реализации КИП в полной мере соответствуют существующему финансовому и экономическому потенциалу государства и бизнеса и стратегическим задачам повышения конкурентоспособности национальной экономики;

— происходит активное создание специальных органов федерального уровня, региональной исполнительной власти, различных муниципальных образований, инвестиционных и инновационных агентств, а также других институтов, чья деятельность направлена на обеспечение эффективного функционирования государственно-частных партнерств при реализации КИП;

— реализуется комплекс взаимосвязанных мероприятий по формированию соответствующего нормативного и правового поля, позволяющего содействовать и легализировать процессы формирования и развития партнерств между государством и бизнесом применительно ко всем уровням власти и управления КИП в национальной экономике;

133

Особенности и условия применения государственно-частного партнерства...

— происходит активное формирование положительного имиджа процессов реализации КИП на основе создания государственно-частных партнерств, формируется благоприятная репутация таких партнерств в обществе и бизнес-сообществе в целом для России и зарубежных стран;

— следует указать на ориентированность всех участников государственно-частных партнерств на создание четких стратегий развития, комплексное обоснование целей, задач, осуществление которых на основе реализации КИП обеспечит устойчивый социально-экономический рост народного хозяйства;

— планомерно реализуются мероприятия по формированию соответствующих кадровых групп (команд КИП), уровень которых за счет осуществления образовательных действий государства и бизнеса соответствует всем современным требованиям применительно к ведущему мировому опыту при осуществлении сотрудничества частного сектора и государства, участников подобных проектов.

Обратимся теперь к особенностям, в соответствии с которыми возможно применение государственно-частного партнерства как инструмента реализации КИП:

— КИП для различных государственно-частных партнерств разрабатываются с учетом определенных объектов и в фиксированные сроки реализации отдельных проектных мероприятий;

— взаимоотношения всех участвующих партнеров носят четко документально закрепленный и формализованный характер, что необходимо для однозначного понимания целей и задач КИП;

— партнерства осуществляются в течение длительного срока, что позволяет регулировать все стадии жизненного цикла КИП;

— партнерами проекта выступают государство и субъекты хозяйствования, заинтересованные в получении результатов осуществления КИП;

— осуществление партнерства связано с использованием ресурсов большинства партнеров для целей получения ожидаемых конечных результатов КИП;

— соглашения, связанные с партнерством, создаются на основе результатов конкурсного отбора, следовательно, частные предприниматели участвуют в КИП посредством ведения конкурентной борьбы за право участия в партнерстве, что повышает конкурентоспособность КИП;

— осуществление государственно-частных партнерств связано с перераспределением ответственности, полномочий, рисков, выгод, задач между различными партнерами; при этом за каждым из партнеров закрепляются полномочия, необходимые для успешной реализации КИП, — формирование стратегических планов, их практическая реализация для большинства случаев соответствуют государственной стороне и принимаются частным бизнесом как неизменная сторона КИП.

134

Особенности и условия применения государственно-частного партнерства...

Таким образом, фиксация данных особенностей и условий, в соответствии с которыми возможно применение государственно-частного партнерства как инструмента реализации КИП, подтверждает тезис, что партнерства должны обладать важным свойством установления паритетных отношений между участниками КИП. В этом случае получение всех ожидаемых результатов, связанных с установлением взаимовыгодного партнерства, будет ожидаться только в случае существования паритета между участниками КИП.

Фактически, государственно-частное партнерство будет предполагать со стороны органов государственной власти определение спектра необходимых общественных услуг, а с позиций частных предпринимателей — определение всех возможных вариантов по решению поставленных задач с учетом конкурсной основы отбора участников КИП, что, еще раз следует отметить, повышает конкурентоспособность КИП.

Важно также понимать, что субъект предпринимательской деятельности, вступающий в партнерские отношения с государственными органами власти, должен вести свой бизнес до полного окончания данного партнерства, а также не должен позиционироваться как почетный и важный участник указанного сотрудничества. Государственно-частное партнерство при реализации КИП связано прежде всего с добровольным сотрудничеством и со стороны государственных органов власти, и со стороны бизнеса, что повышает степень реализуемости КИП.

Обратимся далее к преимуществам и недостаткам применения государственно-частного партнерства как инструмента реализации КИП.

Общими преимуществами применения государственно-частных партнерств как инструмента реализации КИП можно считать следующие:

— наличие эффективных средств по распределению рисков между государственными и частными участниками КИП;

— привлечение значительных финансовых ресурсов от участников коммерческого сектора с точки зрения достаточного и своевременного ресурсного обеспечения процессов функционирования различных объектов, имеющих национальное значение;

— снижение уровня государственных затрат и расходов, которые направлены на обеспечение рациональной эксплуатации объектов;

— улучшение инфраструктуры, а также применение инновационных технологий и подходов к эксплуатации объектов инфраструктуры;

— передача процессов управления объектами в пользу конкретных частных лиц для реализации целей по увеличению уровня эффективности управления объектами инфраструктуры;

— повышение уровня инвестиционной привлекательности различных секторов промышленного производства и сферы услуг.

Следует также говорить о преимуществах применения государственно -частного партнерства как инструмента реализации КИП для государства и бизнеса как участников данных проектов.

135

Особенности и условия применения государственно-частного партнерства...

Для бизнеса применение государственно-частных партнерств как инструмента реализации КИП имеет следующий ряд преимуществ: свобода выбора КИП; возможность реализации своих интересов в сфере государственного управления; возможность применять ведущий опыт зарубежных стран в области управления КИП; методическая и ресурсная поддержка государства; предоставление инвестиций для реализации КИП с определенными фиксированными гарантиями.

В свою очередь, для государства применение государственно-частных партнерств как инструмента реализации КИП дает следующий ряд преимуществ: предоставление качественных работ, услуг; повышение уровня инвестиционной и инновационной активности в отраслях промышленности и в сфере услуг; обеспечение высокого уровня конкуренции между хозяйствующими субъектами; обеспечение требуемой социальной стабильности; планомерное развитие всех проблемных сфер инвестиционной и инновационной деятельности в национальной экономике; увеличение объемов бюджетных поступлений, имеющих налоговый характер, а также поступлений от прочих возможных выплат предпринимательских структур — участников КИП.

Что касается общих недостатков применения государственно-частного партнерства как инструмента реализации КИП, то здесь необходимо указать на следующие:

— возможное формирование системы асимметричных информационных потоков из-за недостаточной компетентности работников государственных органов власти по оценке возникающих инвестиционных возможностей;

— нечестные и некорректные намерения отдельных участников КИП, чаще всего частных предпринимателей, желающих безвозмездно воспользоваться различными возможностями, даваемыми государственным сектором экономики;

— передача возникающих рисков КИП государственным участникам партнерства, а по сути простым налогоплательщикам.

Также здесь можно классифицировать недостатки применения государственно-частного партнерства как инструмента реализации КИП для государства и бизнеса как участников данных проектов.

Для бизнеса применение государственно-частного партнерства как инструмента реализации КИП может привести к возникновению следующих недостатков: возникновение значительных юридических и политических рисков, связанных с изменением целей и приоритетов государственной экономической политики; возникновение существенных технических рисков, связанных со строительством и эффективным применением объектов инфраструктуры, особенно в случае неопределенно сформулированных условий окружающей среды для реализации КИП; понижение уровня покупательской способности потенциальных пользователей социальных услуг, созданных в результате реализации КИП, что приведет к значительным коммерческим рискам для бизнеса, так как сократит поступление ожидаемых денежных средств, ранее вложенных в проект; растущая зависимость

136

Особенности и условия применения государственно-частного партнерства...

бизнеса от форс-мажорных рисков в силу недостаточного изучения внешней среды и неспособности спрогнозировать результаты реализации проектов по развитию инфраструктуры, а также прочей перспективной экономической деятельности хозяйствующих субъектов.

В свою очередь, для государства применение государственно-частных партнерств как инструмента реализации КИП может привести к возникновению следующих недостатков: недостаточность демократического участия и контроля государства над результатами КИП; отсутствие социальной справедливости по факту реализации КИП, в силу того что бедные и средние слои населения с трудом могут воспользоваться созданной в результате реализации КИП инфраструктурой, услугами; чрезмерное увеличение уровня финансового бремени на простых граждан по факту разработки и реализации КИП и последующей приватизации результатов решения выгодных общественных задач со стороны бизнеса; нарастание неблагоприятных экономических результатов от реализации КИП, связанных, например, с развитием олигополизации отраслей, которые поставляют инфраструктурные или общественные услуги.

Все сказанное покажем на рисунке 1.

Теоретические основы ■ государственно' частного партнерства _ Соответствие институциональных структур поддержки реализации КИП финансовому и эк. потенциалу государства и бизнеса

Создание специальных органов для обеспечения эффективного функционирования ГЧП при реализации КИП

Условия применедая - ГЧП как инструмента -реализации КИП Реализация комплекса взаимосвязанных мероприятий по формированию нормативного и правового поля

Формировадае благоприятной репутации ГЧП в обществе и бизнес сообществе в России и зарубежных странах

Ориентированность участников ГЧП та создание стратегий развития, комплексное обоснование целей, задач

- Формирование кадровых групп (команд КИП)

Государственно-частное партнерство • система экономических, организационных, правовых

и социальных отношений, возникающих между государством и частным сектором национальной экономики

Особенности применения ГЧП как инструмента реали- ” задай КИП Учет определешгых объектов и в фиксированные сроки реализации отдельных проектных мероприятий

Формалиэовашый характер взаимоотношений всех участвую' щих партнеров

- Длительный срок партнерства

_ Партнерами проекта выступают государство и субъекты хозяйствования

- Использование ресурсов большинства партнеров

Соглашения, связанные с партнерством, создаются на основе результатов конкурсного отбора

Закрепление за каждым из партнеров полномочий, необходимых для успешной реализации КИП

Преимущества применения ГЧП Наличие эффективных средств по рэспределедаю рисков между государственными и частными учэстттиками КИП

- Привлечете значительных финансовых ресурсов

- Сдажепие уровня государственных затрат и расходов

- Улучшение инфраструктуры

- Передача процессов управтедая объектами частттым лицам

Повышение уровня инвестиционной привлекательности различных секторов промышленного производства и сферы услуг

Недостатки при-менедая ГЧП Возможное формировадае системы ассиметричных тшформада-01ШЫХ пот ошв

Нечестные и некорректные намерения отдедытых участников ■ КИП

_ Передача возшкающкх рисков КИП государственным участникам партнерства

Рисунок 1. Государственно-частное партнерство как инструмент реализации КИП

137

Особенности и условия применения государственно-частного партнерства...

Таким образом, подобный подход к рассмотрению государственночастного партнерства при реализации КИП требует фиксации и характеристики основных моделей управления проектами.

Литература

1. Вертакова Ю.В. и др. Региональные модели взаимодействия бизнеса и вузов на основечастно-государственного партнерства : монография. СПб.: ЛЕМА, 2013. 123 с.

2. Государственно-частное партнерство в условиях кризиса : материалы конф. / Ин-т экономики. М.: [б. и.], 2009 (М.). 337 с.

3. Гребенников А.В. и др. Состояние и перспективы государственно-частного партнерства в машиностроении : монография. Кемерово: Сиб. издат. группа, 2012. 238 с.

4. Евстафьев Э.Н. Частно-государственное партнерство в инновационном развитии экономики : монография. Казань : Казанский гос. ун-т, 2010. 203 с.

5. Киреева А.В. и др. Государственно-частное партнерство как инструмент поддержки инноваций : монография. М.: Дело, 2012. 514 с.

6. Макаров И.Н. Механизм государственно-частного партнерства в условиях трансформации российской экономики : монография. М.: Современная экономика и право, 2010 (Воронеж). 175 с.

7. Рыкова И.Н., Котляров М.А. Потенциал инновационного развития крупнейших организаций России // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2012. № 4. С. 87—110.

8. Татаркин А.И., Романова O.A., Лаврикова Ю.Г. Теоретические основы государственно-частного партнерства // Научно-практический экономико-правовой журнал Бизнес, менеджмент и право №1 (19), 2009 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Vertakova V. [etc.] Regional models of interaction between business and universities on the basis of public-private partnership: monograph // St. Petersburg. : Lehmann Publ., 2013. p. 123. (In Russian)

2. Public-private partnership in crisis: Materials Conf. // Institute of Economics. M.: [b. and.], Moscow, 2009. p. 337. (In Russian)

3. Grebennikov A.V. Status and prospects of public-private partnership in mechanical engineerin : monograph [et al.] Kemerovo: Sib. izdat. group Publ., 2012. p. 238. (In Russian)

4. Evstafev N.E. Public-private partnership in the innovative development of the economy : monograph // Kazan: Kazansky state. University Publ., 2010. р. 203. (In Russian)

5. Kireyeva A.V. [etc.] Public-private partnerships as a tool to support innovation: monograph // Moscow: Delo Publ., 2012. p. 514. (In Russian)

138

Особенности и условия применения государственно-частного партнерства...

6. Makarov I. The mechanism of public-private partnership in the transformation of the Russian economy : monograph // M.: Modern Economics and Law Publ., 2010 (Voronezh). p. 175. (In Russian)

7. Rykova I.N., M.A. Kotliarov. Potential of innovative development of the largest organizations in Russia. ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice], 2012. no 4, pp. 87-110. (In Russian)

8. Tatarkin A.I., Romanova O.A., Lavrikova Y.G. Theoretical Foundations of public-private partnership. Scientific and practical economic and legal Journal of Business, Management and Law number [Nauchno-prakticheskiy ekonomiko-pravovoy zhurnal Biznes, menedzhment i pravo], 2009, no. 1 (19), pр.17-21. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.