Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ'

ОСОБЕННОСТИ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
161
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНА / ПРОИЗВОДСТВО ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ / ГОСУДАРСТВО / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / ФАКТОРЫ / РЫНОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тунгушбаева А.В.

Рассматривается состояние предприятии занимающихся производством пищевых продуктов РФ, указан состав отрасли. Приведены факторы, влияющие на ценообразования. Описаны проблемы возникающие при ценообразовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES AND PRICING IN FOOD PRODUCTION

The state of the enterprise engaged in the production of food products of the Russian Federation is considered, the composition of the industry is indicated. The factors that influence pricing. The problems arising at pricing are described.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ»

УДК 338.516

Тунгушбаева А. В. студент магистратуры 2 курса факультет «Инновационный бизнес и менеджмент» научный руководитель: Кабаненко М. Н.

ДГТУ

Россия, г. Ростов-на-Дону ОСОБЕННОСТИ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ

ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ

Аннотация: Рассматривается состояние предприятии занимающихся производством пищевых продуктов РФ, указан состав отрасли. Приведены факторы, влияющие на ценообразования. Описаны проблемы возникающие при ценообразовании.

Ключевые слова: цена, производство пищевых продуктов, государство, ценообразование, факторы, рынок.

Tungushbaeva A. V.

Graduate student 2 year, Faculty of "Innovative Business and

Management" Scientific adviser: M. Kabanenko DSTU, Russia, Rostov-on-Don FEATURES AND PRICING IN FOOD PRODUCTION

Abstract: The state of the enterprise engaged in the production of food products of the Russian Federation is considered, the composition of the industry is indicated. The factors that influence pricing. The problems arising at pricing are described.

Keywords: price, food production, state, pricing, factors, market.

Рынок предприятии занимающихся производством пищевых продуктов в России на сегодняшний день является одним из самых интенсивно развивающихся. Он включает в себя совокупность отраслей промышленности и отдельных производств, специализированных на выпуске продуктов питания. Предприятия занимающиеся производством пищевых продуктов РФ в настоящее время насчитывается более 30 подотраслей, объединяющих около 15 тыс. предприятий.

Предприятия, занимающиеся производством пищевых продуктов, обеспечивают более 30% от общего выпуска продукции в стране, индекс промышленного производства составил 102 %, что можно считать неплохим результатом, учитывая динамичное развитие этого рынка на протяжении ряда последних лет. Число предприятий по видам экономической деятельности выросло на 2,7%. Общее число созданных предприятии растет каждый год на 1-2%, набольший удельный вес имеют предприятия, созданные впервые. Среднегодовая численность работников предприятий в течении последних лет снижается на 1% каждый год, что связано с

модернизацией многих предприятии. [2]

С 2017 года производство пищевых продуктов было внесено в категорию обрабатывающих производств, что включает в себя обработку продуктов сельского хозяйства, лесного хозяйства и рыболовства для приготовления продуктов питания для людей и корма для животных, а также производство различных промежуточных продуктов, которые не являются пищевыми продуктами. Производство пищевых продуктов включает в себя 9 подклассов: производство молочной продукции, производство хлебобулочных и мучных кондитерских изделии, производство прочих пищевых продуктов и так далее.

На ценообразование предприятия занимающихся производством пищевых продуктов оказывают влияние ряд факторов, которые связаны с этапами производства:

1. Первым этапом производства пищевых продуктов является сельскохозяйственное производство, где на цену влияют следующие факторы:

- объемы сельскохозяйственного производства, степень волатильности (изменчивости) в годовом/сезонном выражении, сезонность производства;

- срок хранения продукции в сыром/необработанном виде;

- развитие инфраструктуры (транспорта, образования и подготовки кадров для АПК, др.);

- уровень развития и внедрения в АПК новых технологий;

- энергосберегающие технологии.

2.Следующий этап - производственно - сбытовая цепочка, заключается в добавлении издержек сбытовой цепочки к сельскохозяйственному производству. Факторы, влияющие н этот этап:

- степень вертикальной интеграции: чем она выше, тем меньше операционные издержки и тем больше маржа;

- масштаб производства: чем больше масштаб, тем меньше стоимость производства единицы продукции, тем меньше постоянные издержки на единицу продукции и тем больше компания может потратить на инновации и автоматизацию;

- концентрация «под одной крышей» мощностей по переработке и производству, а также брендов: в таком случае улучшаются рыночные позиции компании;

- изменение условий конкуренции на любом из этапов производственно-сбытовой цепочки. Такие изменения происходят постоянно вследствие внедрения инновационных технологий, глобализации торговли, изменения предпочтений потребителей и т. д.

3. Важный этап ценообразование — это законодательство и действия регулирующих органов.

- налоговая нагрузка на разных этапах производства/сбыта;

- дополнительные затраты и ограничения: отчисления на экологию,

соблюдение требований продовольственной безопасности и др.;

- ограничения, препятствующие консолидации рынка;

- ценовое регулирование

- государственная поддержка.

Отрасль, занимающаяся производством пищевых продуктов, достаточно разветвленная, а ее продукция преимущественно является социально значимой, поэтому государство поддерживает социально незащищенные категории населения через регуляторную ценовую политику. Поэтому предприятиям занимающиеся производством пищевых продуктов, где присутствует государственное регулирование, при прогнозировании цены необходимо учитывать государственное регулирование. Государством устанавливаются предельные уровни рентабельности и торговые наценки на детское питание, хлеб, мука; предполагается регулирование цен на макаронные изделия, крупы, сахар, мясную и молочную продукцию, яйца, подсолнечное масло, с целью поддержки отечественного производителя устанавливаются минимальные цены на сахар и алкогольные напитки. На другие виды продукции устанавливаются свободные рыночные цены самим предприятием-производителем.

4. Заключение договоров поставки - это определение цены оптовых поставок. Цена оптовых поставок чаще всего зависит от условия, указанного в договоре, но существуют факторы, влияющие на всё ценообразование этого этапа, а именно:

- размер посреднических надбавок;

- косвенный налоги, являющиеся важнейшими статьями дохода бюджета;

- объем экспорта/импорта продуктов питания: чем больше импортной продукции, тем меньше аналогичная продукция будет стоить на внутреннем рынке; чем больше экспортных рынков, тем больше возможностей для повышения цен; цена соответствующей продукции на мировом рынке.

5. Реализация на рынке — это ритейл или розничная продажа. Существенным фактором является наличие собственных торговых марок розничных сетей: как правило, они дешевле, чем аналогичная продукция под внешними брендами; доля крупных розничных сетей: чем более концентрированный рынок, тем лучше позиции ритейлеров в отношениях с поставщиками. [1] Цепочку ценообразования можно увидеть на риунке 1.

Рисунок 1. Этапы ценообразования на предприятиях, занимающихся производством пищевых продуктов.

Ценообразование на предприятиях, занимающихся производством пищевых продуктов, имеют особенности, предопределенные местом предприятия в экономике. Предприятия производящие потребительские товары, являются сырьевыми и материалоёмкими, стоимость сырья и материалов при формировании цены составляет 80 - 90%.

При определении цен на продукцию производственные предприятия используют разные подходы. Большое количество предприятий используют затратный метод ценообразования, цена формируется без учета цен конкурентов, исходя из полной себестоимости и нормы прибыли. Формула данного ценообразования^):

Цена = Себестоимость ед. продукции + норма прибыли + Налоги, которые включаются в цену. (1)

Плюсом такого подхода к ценообразованию это то, что для предприятия достаточно знать только величину издержек и не нужно оценивать спрос. Минусом является установление не оптимальной цены. Предприятие может установить завышенную цену и это приведет к потере клиентов и ухудшение финансовых результатов, или заниженную, то часть товаров окажется недооцененной, и компания недополучит прибыль.

Следующий подход, который используется на предприятиях пищевой промышленности это - ценообразование на основе текущих цен на рынке (рыночное ценообразование). Предприятия устанавливают свою цену на товары, основываясь на ценах конкурентов, уделяя меньшее внимание себестоимости товара. Формула данного ценообразования^)

Прибыль = Рыночная цена - себестоимость. (2)

Преимущество этого метода состоит в том, что компании не требуется нести дополнительные расходы на изучение спроса, так как его уровень оказывает не столь значительное влияние на цену товара или услуги. При использовании рыночного метода ценообразования компании рассматривают свои затраты на производство продукции лишь в качестве ограничительного фактора, ниже которого продажа становится экономически нецелесообразна.

В любом случае производственные предприятия могут установить три вида цен: минимальные (в соответствии с величиной переменных расходов), затратные (которые обеспечивают безубыточность продажи), плановые (которые учитывают рыночную конъюнктуру).[3]

При формировании цены на предприятиях, занимающихся производством пищевых продуктов могут возникнуть следующие проблемы:

- недостаток информации;

- сложность подсчета издержек производства;

- нестабильность обмена валюты;

- сезонность товара;

- ограниченный срок хранения, приводит к введению частых скидок на товар;

Таким образом, предприятия, занимающиеся производством пищевых

продуктов, является интенсивно развивающимся рынком, на котором при формировании цены воздействуют отличительные факторы именно этой отрасли. А именно: срок хранения продукции ограничен, большая зависимость от климатических условии, государственное регулирование цены на определенные виды товаров и так далее.

В зависимости от вида товара, региона и так далее предприятие учитывая все перечисленные факторы, выбирает для себя наиболее выгодный метод ценообразования. В пищевой отрасли набольшей популярностью пользуются два перечисленных метода ценообразования (затратный, на основе текущих цен рынка).

Использованные источники:

1. Шадрин, В.Г. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности : конспект лекций / В.Г. Шадрин, О.В. Коновалова; Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. - Кемерово, 2009. - 64 с.

2. Кевеш. А.Л. Промышленное производство в России. 2016: Стат.сб./Росстат. - П81 М., 2016. - 347 с.

3. Шляхтина Е.В. Анализ методов ценообразования./Е.В. Шляхтина, Лаборатория книги.- 2010.-40с.

4. Тунгушбаева А.В., Кабаненко М.Н. Методика разработки ценовой стратегии предприятия // Вопросы экономики и правления материалы III Международной научно-практической конференции. Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, С. 71-75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.