Научная статья на тему 'Особенности и ценностно-смысловые ориентации аддиктивной личности как субъекта затрудненного взаимодействия'

Особенности и ценностно-смысловые ориентации аддиктивной личности как субъекта затрудненного взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
903
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / АДДИКТИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ / СУБЪЕКТ ЗАТРУДНЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Грязнов И. М., Васина В. В.

Последствия неудачной социализации и затрудненного взаимодействия в семье отражают те концепции, которые связывают формирование алкоголизма с психологическими особенностями личности. Алкоголизм рассматривается как симптом различных форм невроза, при котором невротические личности принимают алкоголь для снятия неуверенности, внутреннего напряжения, тревоги в социальном взаимодействии и таким образом компенсируют свою социальную неприспособленность и затрудненность в общении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности и ценностно-смысловые ориентации аддиктивной личности как субъекта затрудненного взаимодействия»

УДК 316.6

ОСОБЕННОСТИ И ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ АДДИКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ КАК СУБЪЕКТА ЗАТРУДНЕННОГО

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

И.М.Грязнов, В.В.Васина

Последствия неудачной социализации и затрудненного взаимодействия в семье отражают те концепции, которые связывают формирование алкоголизма с психологическими особенностями личности. Алкоголизм рассматривается как симптом различных форм невроза, при котором невротические личности принимают алкоголь для снятия неуверенности, внутреннего напряжения, тревоги в социальном взаимодействии и таким образом компенсируют свою социальную неприспособленность и затрудненность в общении.

Ключевые слова: личностные особенности, ценностно-смысловые ориентации, аддиктивная личность, субъект затрудненного взаимодействия.

Актуальность исследования определяется тем, что в последние годы в России отмечен резкий рост потребления алкоголя. Алкоголизм в нашем обществе приобрел размеры национального бедствия, акцентируется внимание на том, что должны быть использованы не запретительные меры, а профилактика этого социального явления.

Существенно возрастает удельный вес поведенческих девиаций. К ним можно причислить ненормальные поведенческие стереотипы алкогольного, наркоманического, сексуального, религиозного или фанатичного поведения, выходящую за рамки психологически и социально объяснимой склонности к азартным играм, патологическую страсть к воровству, интернет-зависимость, гаджет, расстройства приема пищи и многие другие, которые влияют на затрудненность в социальных взаимодействиях. Оценивать в цифрах реальную распространенность перечисленных поведенческих расстройств и девиаций не представляется возможным, т.к. у специалистов отсутствуют традиции, знания и навыки их диагностики вообще и дифференциальной в частности, а также теоретические обоснования терапии и коррекции. Кроме того, нередко

аддиктивные личности с подобными проблемами оказываются вне поля зрения психологии. Мы в исследовании остановились только на таких причинах аддиктивного поведения лиц, страдающих алкогольной зависимостью, как ценностно-смысловые ориентации и личностные особенности аддиктивной личности как субъекта затрудненного взаимодействия.

Недостаточность изученности взаимосвязи ценностных ориентаций с поведенческими особенностями у лиц, страдающих алкогольной зависимостью, психологических и личностных особенностей аддиктивной личности влияет на эффективность и неэффективность социализации и социального взаимодействия данных категорий больных. Исследователи В.А.Жмуров, Н.А.Журавлева, Н.И.Лапин, Л.Н.Собчик, В.А.Хащенко, М.С.Яницкий в исследованиях показали, что отношение общества к аддиктивной личности напрямую связано с различными ценностями, присущими окружающим им людям.

Проблема определяется недостаточной изученностью взаимосвязи ценностных приоритетов, смысложизненных ориентаций с личностными особенностями у лиц, страдающих алкогольной зависимостью, и заключается в том, что в наркологии существует множество различных медико-биологических концепций по реабилитации аддиктивной личности, но они не дают должной эффективности. Исследование ценностных ориентаций и их взаимосвязи с личностными особенностями аддиктивной личности и использование полученных результатов значительно повысит эффективность реабилитации и реинтеграции данного контингента в общество.

Получены новые исследовательские данные о ценностно-смысловых ориентациях и личностных особенностях лиц с алкогольной зависимостью как представителей специфической социальной группы субъектов затрудненного взаимодействия, установлено сходство взаимосвязей ценностно-смысловых ориентаций с личностными особенностями лиц, зависимых от алкоголя, и лиц в ремиссии, составляющих единую группу. Выявлены ценностно-смысловые ориентации, тесно связанные с личностными особенностями у лиц, страдающих

алкогольной зависимостью, которые негативно влияют на их жизнедеятельность и взаимоотношения. Определена характеристика ключевых социально-психологических детерминант, аддиктивных особенностей лиц с алкогольной зависимостью, а также психологически обоснованных условий и средств обеспечения эффективности реабилитации данной категории для восстановления социальных взаимодействий.

При алкоголизме происходит фактическое разрушение адекватной системы социальных взаимодействий, при этом нарушается личностное ценностно-ориентационное единство человека, иерархия системы ценностных ориентаций изменяется таким образом, что на первый план выходят ценности, которые в той или иной мере обусловлены влечением к алкоголю и связанные с этим влечением целями, задачами, интересами и средствами удовлетворения потребности в опьянении, а не во взаимодействии.

Непосредственное и опосредованное внешнее воздействие на личность происходит, по мнению А.А.Бодалева, А.Н.Сухова по трем каналам: влияние большого социума на человека, влияние стандартов и нормативных ожиданий, характерных для возрастной, половой, национально-этнической, профессиональной или других общностей, влияние малой группы, в которую входит личность и с членами которой она находится в постоянном непосредственном контакте и взаимодействии.

Последствия неудачной социализации и затрудненного взаимодействия в семье отражают, на наш взгляд, и те концепции, которые связывают формирование алкоголизма с психологическими особенностями личности. В частности, алкоголизм рассматривается как симптом различных форм невроза, при котором невротические личности принимают алкоголь для снятия неуверенности, внутреннего напряжения, тревоги в социальном взаимодействии и таким образом компенсируют свою социальную неприспособленность. В формировании невротической личности играют факторы специфических семейных отношений, в этом случае социализация в

семье оказывается важным этиологическим моментом в формировании пристрастия к алкоголю.

Исследователи, изучавшие женский алкоголизм, указывают, что среди причин злоупотребления алкоголем, а затем и развития болезни первое место занимает психическая травма, связанная с неблагополучием в личной и семейной жизни, т.е. в затрудненном межполовом, межличностном взаимодействии. В качестве причин увеличения числа потребляющих алкоголь подростков, снижения возраста алкоголизации выделяется кризис в общении со сверстниками и взрослыми. Алкоголики как общность имеют свою специфику и отличаются от других больших социальных групп затруднениями во взаимодействии.

Проанализирован образ жизни личности алкоголика как представителя специфической социальной группы, который заключается в том, что зависимые от алкоголя объединены общей проблемой, накладывающей отпечаток на их образ мыслей, деятельность и отношения. Лица, страдающие алкоголизмом или наркоманией, не создают собственной культуры, но им присуща своя субкультура со своими традициями, нормами, ритуалами, со своими интересами, системой ценностей, потребностями, специфическим языком (сленгом, жаргоном), понятным только наркоманам или только алкоголикам как субъектам затрудненного взаимодействия. Рассмотренные в единстве особенности жизненной позиции таких групп вместе со специфическими регуляторами поведения дают такую характеристику, как образ жизни группы субъектов затрудненного взаимодействия.

Социальное взаимодействие больных алкоголизмом страдает утратой пластичности, гибкости, адаптивности, нередко неадекватно завышается или занижается самооценка, при этом нормативные критерии высокой самооценки утрированно игнорируются и взамен их выступают те самооценочные критерии, которые господствуют в асоциальных, ориентированных на злоупотребление алкоголем группах. Поэтому затрудненное взаимодействие у

больных, страдающих алкоголизмом, очень трудно поддается психологической коррекции.

По мнению исследователя А.Н.Грязнова [2] и других, у больных, страдающих алкоголизмом, часто неадекватно повышается уровень притязаний, развивается манипулятивное поведение, имеет место уменьшение способности перестроить свои отношения в связи с реально изменившимися обстоятельствами и согласовать личные притязания с изменившимися, нередко значительно сниженными возможностями.

К настоящему времени выделены черты личности, свойственные всем зависимым (будь то зависимость от ПАВ или азартные игры, компьютерная зависимость и т.д.): инфантилизм, незрелость личности, простодушие, наивность, а также максимализм - стремление к крайностям, «черно-белое мышление», эгоцентризм, склонность к ярким впечатлениям, фантазиям, характерная для аддиктов, а также нетерпеливость, неспособность отсрочить получение удовольствия, затрудненность социальных контактов. Личности аддиктов свойственна также ригидность - психическая негибкость, неспособность к быстрому переключению, а также упрямство, что проявляется в затруднениях взаимодействия. Для таких личностей характерны любопытство и поисковая активность (аддикты пытаются «все попробовать»), нередко склонность к риску. У аддиктивной личности снижена переносимость трудностей, понижена устойчивость к стрессу. К аддиктивному поведению предрасполагают пониженная самооценка, различные комплексы, легкая ранимость, стремление избежать критики, тревога, неуверенность в себе, неспособность отстаивать свои интересы, страх принять помощь от других. Аддиктам свойственно стремление перекладывать решение на других, страх реальной самоотдачи, стремление уходить от ответственности, определенная лживость, стремление вводить в заблуждение. Такие люди не имеют собственного мнения, зависят от других людей (внешний локус контроля). Вместе с тем следует помнить, что зависимым от алкоголя может стать любой человек с любым конституционально-психологическим типом.

У больных алкоголизмом, особенно в стадии ремиссии, когда человек после перенесенных обострений попадает в обычную социальную среду (в трудовой коллектив, в семью), отмечаются такие расстройства, как псевдоаутичность, замкнутость, трудности возобновления тесных контактов с теми социальными группами, к которым принадлежали ранее. При алкоголизме искажается весь жизненный путь и социальное окружение человека. Особенно часто это наблюдается в тех случаях, когда пагубная привычка глубоко укоренилась, и лечебно-профилактические мероприятия не приводят к длительному перерыву между рецидивами заболевания.

При этом группа респондентов, находящихся в ремиссии, отличается большим числом изолированных ценностей, отражающих переходность, маргинальность, промежуточность этапа формирования личной позиции. Группа «в ремиссии» по характеру связей и по профилю ценностей больше похожа на группу «зависимых», чем на группу «здоровых» людей. Это говорит о том, что при всей промежуточности позиции находящихся в этой группе лиц, у них может наступить рецидив, т.е. это «группа риска». Анализируя количественные показатели, мы выявили различия по ценности общения: для страдающих алкогольной зависимостью субъективная оценка значимости общения статистически выше, чем в контрольной группе здоровых людей (1=2,11 при p<0,05). Общечеловеческие ценности достоверно более выражены у контрольной группы, по сравнению с группой лиц на стадии ремиссии (1=2,0 8 при р<0,05).

Для группы лиц, страдающих алкогольной зависимостью, ценность достижения замещена ценностью доброты среди значимых нормативных ценностей, которая, вероятно, является доминирующей потребностью по отношению к себе со стороны окружения.

На основании анализа при сопоставлении ценностей нормативного уровня трех выборок можно сделать вывод, что для группы страдающих алкогольной зависимостью характерно смешение и некритичное переплетение всех ценностей; для группы в ремиссии характерна более пассивная позиция и

осторожность, точнее, настороженное отношение в обеспечении психологической безопасности, амбивалентность ценностных предпочтений, которые могут детерминировать затрудненность во взаимодействии, конфликтное поведение и рецидив.

Это свидетельствует об отсутствии самостоятельности и опасений за свою жизнь у лиц, принимающих алкоголь. Интерпретация позволяет указать на низкую критичность лиц, употребляющих алкоголь.

По результатам теста смысложизненных ориентаций (Д.А.Леонтьев) группа лиц с алкогольной зависимостью достоверно отличаются по всем показателям от контрольной группы. Сопоставляя данные, полученные по группе лиц с алкогольной зависимостью с группой в ремиссии, получаем данные о схожести групп. Выраженность цели, процесс, результат жизни, локус контроля - Я, локус контроля - Жизнь, равно как и интегральный показатель у лиц, страдающих алкогольной зависимостью, достоверно ниже, чем у формально здоровых. Результаты по личностному опроснику СМОЛ показали, что зависимым от алкоголя характерно глубинное чувство вины, подчиненности и недостаток уверенности и самоуверенности, что приводит к нарушениям и затруднениям во взаимодействии с окружающими, личностный код подтверждает также наличие хронического соматического расстройства, что также не способствует эффективному общению.

Аналогично профилю группы с алкогольной зависимостью для лиц, находящихся на стадии ремиссии, характерна тревожность во взаимоотношениях. А для группы «здоровых» характерны некоторая эгоцентричность, потребность во внимании, привязанности, симпатии, они открыты и социально экстравертированны, т.е. открыты к общению, в отличие от аддиктивных личностей, субъектов затрудненного взаимодействия.

Обнаружено, что у лиц с алкогольной зависимостью очень высокие значения ипохондрии, депрессии и истерии. Группы лиц, страдающие алкогольной зависимостью и ранее страдавшие (ныне в ремиссии), имеют

схожие высокие значения по психопатии, паранойяльности, психоастении, шизоидности, гипомании.

Сопоставляя средние значения по шкалам опросника СМОЛ, отмечаем, что в группе лиц, страдающих алкогольной зависимостью, все они достоверно (р<0,001) отличаются от средних значений в группе здоровых (за исключением оценочной шкалы по лжи и базисной шкалы по истерии). На основании полученных статистических данных можно утверждать, что результаты по оценочным шкалам (шкале достоверности и коррекции) показывают, что для зависимой от алкоголя группы более характерно проявление бунтарских, асоциальных тенденций, а также угрюмости и больших трудностей в межличностном взаимодействии. По базисным шкалам лица с алкогольной зависимостью по сравнению с контрольной группой более пассивны, легче теряют равновесие в социальных конфликтах, чаще при малейших неудачах впадают в отчаяние, более конфликтны, агрессивны, склонны пренебрегать социальными нормами и ценностями. Для данной группы более характерно неустойчивое настроение, обидчивость, возбудимость, тревожность, эмоциональная холодность и отчужденность в межличностных отношениях. Интересы данной группы более поверхностны и неустойчивы, они менее выдержанны и настойчивы.

Затрудненность взаимодействия зависит от параноидальных тенденций аддиктивной личности. На основании подтвержденных корреляционных связей шкала паранойи связана с наибольшим числом личностных ценностей -конформностью, традициями, добротой, универсализмом, самостоятельностью, стимуляцией. Чем выше значимость перечисленных ценностей, тем больше проявлений паранойи.

Рис. 1. Взаимосвязь личностных шкал по опроснку СМОЛ со смысложизненными ориентациями опросника СЖО групп лиц, зависимых от алкоголя, в ремиссии, здоровых

Примечание: квадрат - Шкалы СМОЛ: Оценочные шкалы: L-шкала лжи, F-шкала достоверности, К-шкала коррекции. Базисные шкалы: 1-ипохондричность, 2-депрессия, 3-истерия, 4-психопатия, 6-паранойяльность, 7-психоастения, 8-шизоидность, 9-гипомания; круг - смысложизненные ориентации: 1 - Цели, 2 - Процесс, 3 - Результат, 4 - Локус контроля - Я, 5 - Локус контроля - жизнь, 6 - Интегральный показатель. Пунктирная линия - обратная связь.

Сочетание повышенных значений шкал в профиле алкоголиков объясняет трансформацию асоциальных проявлений, при которой, как и в группе ремиссии, враждебность и протест против существующей нормы осуществляются косвенным путем, и асоциальные проявления, враждебность и агрессивность касаются в основном только ближайшего окружения.

На основании полученных статистических данных можно утверждать, что результаты по оценочным шкалам (шкале достоверности и коррекции) показывают, что для аддиктивной группы более характерно проявление бунтарских, асоциальных тенденций, а также угрюмости и больших трудностей в межличностном взаимодействии. По базисным шкалам группа лиц с алкогольной зависимостью по сравнению с контрольной группой более пассивна, легче теряет равновесие в социальных конфликтах, чаще при малейших неудачах впадает в отчаяние, более конфликтна, агрессивна, склонна пренебрегать социальными нормами и ценностями. Для данной группы более характерно неустойчивое настроение, обидчивость, возбудимость, тревожность, эмоциональная холодность и отчужденность в межличностных отношениях. Интересы данной группы более поверхностны и неустойчивы, они менее

выдержанны и настойчивы. У группы зависимых взаимодействие характеризуется более бедной по сравнению с группой в ремиссии моралью, отсутствием веры в будущее и общей неудовлетворенностью своим собственным статусом, более низкой социабельностью.

Так как психотерапевтические и корригирующие мероприятия обычно не имеют высокой эффективности в связи с неспособностью лиц, зависимых от алкоголя, извлекать пользу из собственного негативного опыта и затруднением образования терапевтического альянса, рекомендации могут иметь два направления: не допустить переход склонных в зависимых на уровне профилактики; помочь найти новую нормативную ценностно-смысловую ориентацию при реабилитации, во время ремиссии.

Источники:

1. Васина В.В. Готовность студентов к организационному общению и ее развитие // Психологическая готовность студентов к требованиям современного рынка труда: Учебно-методическое пособие Казань: И111111О РАО, 2012. С.57-78.

2. Гилемханова Э.Н., Грязнов А.Н. Об особенностях социально-психологической адаптации студентов со склонностью к зависимостям от психоактивных веществ // Роль высшего образования в формировании компетентного специалиста. Казань: ЧОУ ВПО АСО, 2013. С.55-59.

References:

1. Vasina V.V. Gotovnost' studentov k organizacionnomu obsch'eniyu i ee razvitie // Psihologicheskaya gotovnost' studentov k trebovaniyam sovremennogo ry'nka truda: Uchebno-metodicheskoe posobie Kazan': IPPPO RAO, 2012. S.57-78.

2. Gilemhanova E\N., Gryaznov A.N. Ob osobennostyah social'no-psihologicheskoy adaptacii studentov so sklonnost'yu k zavisimostyam ot psihoaktivny'h vesch'estv // Rol' vy'sshego obrazovaniya v formirovanii kompetentnogo specialista. Kazan': CHOU VPO ASO, 2013. S.55-59.

Зарегистрирована: 14.05.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.