Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА КЫРГЫЗСТАНА'

ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА КЫРГЫЗСТАНА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
266
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / МИРОПОРЯДОК / ИНФОРМАЦИЯ / ПРОСТРАНСТВО / МАСС-МЕДИА / КОНТЕНТ / ПОЛИТИКА / STATE / WORLD ORDER / INFORMATION / SPACE / MASS MEDIA / CONTENT / POLITICS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Алымбаева Зарылкан Арстанбековна, Алимахунов Анарбек Кумахунович

В данной статье рассматривается современное информационное пространство кыргызстанского общества. Выделены особенности и определены направления развития. В Кыргызстане радио-телевещание идет на казахском, турецком, узбекском и других языках. На киргизском языке вещание составляет 70%. В заключении отмечается, что должна осуществляться экспертиза готовящихся законодательных актов, научно-технических и социально-экономических программ на предмет их соответствия задачам обеспечения информационной безопасности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Алымбаева Зарылкан Арстанбековна, Алимахунов Анарбек Кумахунович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES AND TRENDS OF THE MODERN INFORMATION SPACE OF KYRGYZSTAN

This article examines the modern information space of the Kyrgyz society. Features are highlighted and directions of development are determined. In Kyrgyzstan, radio television broadcasts are broadcast in Kazakh, Turkish, Uzbek and other languages. Broadcasting in Kyrgyz is 70%. In the conclusion, it is noted that an examination of the prepared legislative acts, scientific, technical and socio-economic programs should be carried out for their compliance with the tasks of ensuring the country’s information security.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА КЫРГЫЗСТАНА»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №2. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/63

УДК 342.1 https://doi.org/10.33619/2414-2948/63/29

ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВО КЫРГЫЗСТАНА

©Алымбаева З. А., канд. филол. наук, Киргизский национальный университет

им. Ж. Баласагына, г. Бишкек, Кыргызстан, zarul1982@mail.ru ©Алимахунов А., Киргизский национальный университет им. Ж. Баласагына, г. Бишкек, Кыргызстан, anarbeku@gmail.com

FEATURES AND TRENDS OF THE MODERN INFORMATION SPACE OF KYRGYZSTAN

©Alymbaeva Z., Ph.D., Kyrgyz National University J. Balasagyn, Bishkek, Kyrgyzstan, zarul1982@mail.ru ©Alimakhunov A., Kyrgyz National University J. Balasagyn, Bishkek, Kyrgyzstan, anarbeku@gmail.com

Аннотация. В данной статье рассматривается современное информационное пространство кыргызстанского общества. Выделены особенности и определены направления развития. В Кыргызстане радио-телевещание идет на казахском, турецком, узбекском и других языках. На киргизском языке вещание составляет 70%. В заключении отмечается, что должна осуществляться экспертиза готовящихся законодательных актов, научно-технических и социально-экономических программ на предмет их соответствия задачам обеспечения информационной безопасности страны.

Abstract. This article examines the modern information space of the Kyrgyz society. Features are highlighted and directions of development are determined. In Kyrgyzstan, radio television broadcasts are broadcast in Kazakh, Turkish, Uzbek and other languages. Broadcasting in Kyrgyz is 70%. In the conclusion, it is noted that an examination of the prepared legislative acts, scientific, technical and socio-economic programs should be carried out for their compliance with the tasks of ensuring the country's information security.

Ключевые слова: государство, миропорядок, информация, пространство, масс-медиа, контент, политика.

Keywords: state, world order, information, space, mass media, content, politics.

С 2000 г. в Кыргызстане начался процесс формирования и создание подконтрольного медиа-холдинга. Постепенно под эгидой семейно-кланового правления А. Акаева оказались ведущие СМИ, как КООРТ (Киргизское общественное образовательное радио и телевидение), НБТ (Независимое бишкекское телевидение), «Love радио», газета «Вечерний Бишкек».

На волне эйфории независимости в суверенном Кыргызстане в 1991 г. был запущен частный телеканал «Пирамида», которая захватила «пальму первенства» среди других телеканалов. При правлении президента К. Бакиева на «Пирамиду» началось давление, что в конечном итоге привело к смене владельце телеканала и после апрельской революции 2010 г.

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №2. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/63

— национализировали.

Планировалось, что медиахолдинг «Пирамида» будет освещать деятельности всех ветвей власти и государственных органов и в первую очередь вести дважды в неделю прямую трансляцию заседаний Жогорку Кенеша. В одно время у «Пирамиды» было и популярное радио, издавалась своя газета. Алмазбек Атамбаев подписал Указ о создании на базе медиахолдинга «Пирамида» телеканала «Культура. История. Язык».

Массовые негосударственные средства массовой информации способствовали появлению на страницах контентов — латентные угрозы, которые все еще не осознавались обществом. Финансовую поддержку этим СМИ оказывали местные филиалы неправительственных организаций [1].

Но, несмотря на ряд принятых постановлений — шел процесс стихийный процесс национализации. 51% — государственные СМИ, а 49% — частные.

Местные русскоязычные СМИ которые вещают на киргизском языке. Наиболее предпочтительными становятся российские каналы как «ОРТ» и «РТР».

Усилился государственный контроль за государственными телеканалами как «КТРК», КТРК «Баластан». КТРК «Музыка», КТРК «Маданият», КТРК «Спорт», КТРК «Ала-Тоо 24», ЭлТР, Пятый канал, Пирамида и др.

Интернет-ресурсы, как коммуникационная платформа, размыла границы информации официальной и фейками. Например, «7 Канал» — принадлежит бывшему экс-президенту А. Атамбаеву, осужденному на 13 лет.

Почти нет официальных программ, но есть передачи, такие как «В мире чудес», сериалы, «В мире животных» и т. д. Вещание наполнено прямыми трансляциями со спортивных событий, параллельно и существует канал «Спорт». Культура потребления контентами информации, медиаграмотность, слабые профессиональные качества журналистов, отсутствие журналисткой этики создают определенные трудности в информационном поле Кыргызстана.

С 2017 г. Кыргызстан перешел на цифровое вещание [2, с. 11]. Благодаря которому, у общества появилась возможность получить широкий спектр информации. Новый информационный порядок стал реальностью, так как трансграничная передача информации (спутниковая связь, прямое телевизионное вещание, компьютерные сети и т. д.) практически свели к нулю юрисдикцию государства даже в пределах собственного информационного пространства. В то же время необходимо учитывать, что информационная безопасность представляет собой многогранное явление.

В Кыргызстане были приняты ряд концептуальных документов, направленные на реализацию стоящих задач — это:

1. Закон, принятый в 2007 г. «О Национальной телерадиовещательной корпорации НТРК», в котором получало одобрение формирования единого информационного пространства;

2. Закон «О телевидении и радиовещании» 2008 г, который утвердил Государственную программу формирования и развития национальной информационной инфраструктуры.

3. «Закон Об общественной телерадиокорпорации КР», принятый 2010 г., который был обусловлен процессами, связанными с переходом мирового сообщества на качественно новый этап развития глобальной информационной инфраструктуры.

Закон «О телевидении и радиовещании КР» 2017 г. внес изменения и дополнения о переходе страны на цифровое вещание. Особенности и тенденции развития масс-медиа в политических системах Кыргызстана в период становления и развития суверенитета, а также

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №2. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/63

на основе анализа концепции по данной проблеме, опираясь на анализе достижений киргизской политико-правовой мысли, обобщает теорию и практику роли СМИ в политической системе страны, и можно отметить следующие тенденции:

1. Кыргызстан все еще не обладает общенациональным радио и телевещанием международного класса, подобно ВВС, хотя одним из первых в Центральной Азии с 2010 г. развивает службу общественного вещания, где присутствует развитие, просвещение и постепенно формируется общественное самосознание высокого уровня.

2. В целях усиления информационной безопасности во всем мире наблюдается ограничение иностранного вещания. В Кыргызстане зарубежное радио- и телевещание занимает более 70% киргизского эфирного времени. Это означает, что киргизский рынок идей — скуден и беден, телеканалы, в лучшем случае, — копируют телепрограммы соседних государств, таких как Казахстан, Китай, Россия и Узбекистан.

Телекомпании, несмотря на богатый исторический, фольклорный, культурологический материал, не занимаются патриотическим воспитанием киргизского телезрителя, — не производят собственные познавательные программы, телефильмы, мультфильмы.

Если отметить существуют каналы, где с первых часов своего вещания до последнего например МУЗТВ, МаралТВ только и ставят песни отечественных певцов, при этом — нет никакой просветительской программы, на таких каналах нет ничего об истории создания песни, ни о биографии певцов, ни о музыкальных конкурсах.

3. Наблюдается нарушение законов о СМИ, частные киргизские телеканалы выполняют основное вещание в ночное временя. Пиратствующие теле- и радиоканалы —занимаются ретрансляцией зарубежных каналов, попросту копируя чужие программы, например «Угадай мелодию».

4. Замечено стремление политических и финансовых кланов путем обладания СМИ — влиять на общественное мнение и тем самым владеть ситуацией в стране в свою пользу. В результате «наблюдается все более откровенная зависимость ряда СМИ от крупных политических сил, финансового капитала. Ряд изданий и телеканалов, интернет-сайтов целенаправленно работают на ослабление государства, внутриполитической стабильности» [3, с. 47]. Например, был полностью запрещен теле-радио вещание канала «Сентябрь», который в своих контентах предоставлял альтернативную информацию, идущие в разрез с государственными каналами.

5. В Кыргызстане оказывается политическое влияние руководства страны на СМИ путем предоставления государственных субсидий официальным и провластным изданиям. Наблюдается определенный перекос в приватизации государственных масс-медиа в пользу «денежных мешков», в среде которых сегодня происходит процесс «перераспределения» внутри класса собственников СМИ.

6. Систематически наблюдается прекращение деятельности редакции газет, журналов, радио- и телевещания. Помимо закона о СМИ, контроль за СМИ осуществляется законами «О лицензировании», «О связи», уполномоченными органами в лице различных министерств, ведомств и их комитетов и комиссий, которые тоже наделены полномочиями лишения прав на издание и выпуск программ радио- и телевещания в эфир. Было запрещено издание газеты «Республика», канала «Сентябрь» и т. д.

7. Пресс-службы силовых структур зачастую являются препятствием в работе СМИ, их роль сводится лишь к созданию положительного имиджа своего ведомства, по этой причине от журналистов ведомственные органы скрывают негативную информацию, вся деятельность которая сводится пресс-релизам.

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №2. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/63

Важное значение СМИ — быть эпицентром государственного общественного и гражданского согласия. Благодаря существованию неразрушимой платформе диалога, — именно СМИ — выступает одним из факторов консолидации общества и имеет особую значимость в многонациональном государстве, являясь механизмом формирования обратной связи, которая становится подконтрольным органам власти и общества.

Эти обстоятельства мотивируют органам власти «строить свои отношения со всеми как государственными, так и частными СМИ на основе конструктивного диалога. А это во многом сопряжено с различного уровня преградами со стороны учредителями СМИ, которые требуют диалога [4, с. 22].

Контенты частных СМИ наполняются информацией, отражающей политические нормы и культуру, морально-нравственные принципы основанные на традициях общества. Создание независимых газет и телерадиовещательных каналов было сопряжено с различными преградами и факторами со стороны государственных органов. Поскольку политические события которые произошли в стране в определенной степени актуализировали проблему взаимоотношений СМИ и властью. Для кыргызстанского общества — государство и средства массовой информации имеют специфический характер.

Должно быть налажено сотрудничество со СМИ не путем административного, экономического и иного давления, а при помощи внесения конкретных изменений в законодательство, которые позволят более четко регламентировать взаимоотношения между властью и СМИ в Кыргызстане. Кроме того должно быть неукоснительное выполнение государством как гаранта конституции своей обязанности следить за соблюдением законодательства и обеспечивать немедленное наказание за его нарушение.

Для СМИ приоритетным должен стать общественный интерес над финансовой выгодой, неуклонное соблюдение существующего законодательства и активное участие в его совершенствовании, пристальное внимание к политической социализации общества, как условию участия граждан в политике и выражения ими своих интересов и потребностей. Таким образом, необходимо отметить о том, что при таком раскладе масс-медиа, обеспечение информационной безопасности Киргизской Республики представляется трудным.

Поскольку, каждый контент информации, идущий в разрез с концепцией информационной безопасности должны рассматриваться как действия, направленные на подрыв национальной безопасности Киргизской Республики. Также должна осуществляться экспертиза готовящихся законодательных актов, научно-технических и социально-экономических программ на предмет их соответствия задачам обеспечения информационной безопасности страны.

Список литературы:

1. Сидюхин О. Становление свободного масс-медиа в странах Центральной Азии. Бишкек, 2012. 145 с.

2. Карагулов М. Альтернатива СМИ. Бишкек, 2017. 176 с.

3. Мурзагулов Н. Медийные магнаты. Бишкек, 2017. 121 с.

4. Адильбеков С. Масс-медиа в политических системах Казахстана и Кыргызстана. Бишкек, 2016. 280 с.

References:

1. Sidyukhin, O. (2012). Stanovlenie svobodnogo mass-media v stranakh Tsentral'noi Azii. Bishkek. (in Russian).

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.com

Т. 7. №2. 2021 https://doi.org/10.33619/2414-2948/63

2. Karagulov, M. (2017). Al'ternativa SMI. Bishkek. (in Russian).

3. Murzagulov, N. (2017). Mediinye magnaty. Bishkek. (in Russian).

4. Adilbekov, S. (2016). Mass-media v politicheskikh sistemakh Kazakhstana i Kyrgyzstana. Bishkek. (in Russian).

Работа поступила в редакцию 07.11.2020 г.

Принята к публикации 12.11.2020 г.

Ссылка для цитирования:

Алымбаева З. А., Алимахунов А. Особенности и тенденции современного информационного пространства Кыргызстана // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. №2. С. 271-275. https://doi.org/10.33619/2414-2948/63/29

Cite as (APA):

Alymbaeva, Z., & Alimakhunov, A. (2021). Features and Trends of the Modern Information Space of Kyrgyzstan. Bulletin of Science and Practice, 7(2), 271-275. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/63/29

£1 ® |

caHS^B Тип лицензии CC: Attribution 4.0 International (CC Bh 4.0)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.