Особенности и тенденции политики занятости населения Китая
Фэн Шидэ,
аспирант, Институт Дальнего Востока, Российская академия наук, Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД Российской Федерации (МГИМО)
E-mail: [email protected]
Китай имеет наибольшее население и трудовые ресурсы в мире, а полная занятость является основой социальной стабильности и развития в Китае. В данной статье содержатся особенности и тенденции анализа будущих политик занятости населения в Китае. В работе используются количественный и качественный методы. В начале политики занятости населения были более независимыми, затем они постепенно интегрировались в систему макроэкономического управления для поддержки социального развития. Политика занятости населения эволюционировала от рекомендаций на национальном уровне до исполнительных указов и законов в действии. В то же время политика занятости теперь поддерживает сферу услуг и предпринимательство. Кроме того, она будет уделять больше внимания применению человеческого капитала с высшим образованием.
Ключевые слова: политики занятости населения, Китай, особенности.
Введение
Китай имеет наибольший трудовой ресурс в мире, и то, как распределить этот масштаб труда, критично для китайского общества. Труд ранее был ключом к успеху китайской экономики, но ситуация изменилась за последние 20 лет. Политика контроля рождаемости привела к изменению демографической тенденции. После 40 лет экономических реформ демографическая структура сильно изменилась, проблема старения вызывает нехватку рабочей силы. Поэтому политика занятости населения в ближайшие десятилетия очень важна.
Политика занятости населения в Китае направлена на повышение уровня занятости населения и поддержание стабильности общества. В 14-м пятилетнем плане политика занятости населения будет более гибкой, так как будет оптимизироваться промышленная структура.
В ВВП Китая в 2021 году доля первичного сектора составляет 7,3%, вторичного сектора - 39,4%, и третичного сектора - 53,3%. Вторичный сектор Китая предоставляет большое количество рабочих мест, а доля третичного сектора постепенно увеличивается, что позволяет продолжать поддерживать уровень занятости. Новая политика в отношении населения также начала стимулировать рост населения, увеличивать коэффициент зависимости, снижать фискальное давление и поддерживать экономическое развитие. Таким образом, текущая политика занятости населения является важным углом зрения для анализа китайского общества и развития.
Текущие исследования, в основном, посвящены самой политике занятости населения. Данная статья намерена обратить внимание не только на политики, но и на модель развития политик занятости населения, чтобы выявить особенности политик занятости населения в Китае. Статья будет начинаться с анализа текущего состояния политик занятости населения, представлять особенности политик занятости
Современная политика занятости населения в Китае
Глобальная экономика начала рецессию после катастрофического глобального финансового кризиса в 2008 году. Экспортно-ориентированная экономика Китая также сильно пострадала, и в 2009 году в Китае была довольно высокая безработица, поскольку большинство экспортируемых товаров являются продукцией трудоемких отраслей промышленности. Рецессия привела к снижению глобального спроса, и китайское правительство оперативно расширило внутренний спрос и приняло экспансионистскую фискальную политику, что позволило экономике быстро подняться.
Экономическое восстановление создало большое количество рабочих мест. Спрос на рабочую силу в стране расширился, и из-за резкого снижения рождаемости оставшийся избыточный труд в сельских районах Китая сократился, что приведет к нехватке рабочей силы в бу-£2 дущем. Предложение и спрос на рабочую силу в 70 круп-
ных городах Китая в основном сравнялись в 2010 году и больше не превышают спроса, как это было до 2010 года. Демографический бонус Китая исчерпан, и в 2011 году доля лиц старше 65 лет в общей численности населе-
CJ
см л
ния увеличилась до 9%, началось старение населения. Эти проблемы привлекли внимание не только ученых и правительства, но также и общественности, которая также обеспокоена этой плохой тенденцией, и Китай ищет определенные изменения в политике.
Что касается политики занятости населения, с одной стороны, укрепляется легализация рынка труда, и система трудового договора постепенно внедряется. С другой стороны, столкнувшись с растущим давлением на занятость населения, правительство может непрерывно расширять каналы занятости населения различными политиками, увеличивая спрос на рабочую силу в обществе.
рых небольших городах с соответствующими условиями, на городском и районном уровнях созданы комплексные службы общественных служб занятости, а также рабочие площадки в районах и сообществах, и улучшена сеть базовых организаций служб занят
Анализ тенденций и потенциальное решение
Как показывает рис. 1, согласно текущему тренду, уровень безработицы в Китае будет постепенно снижаться в будущем после пандемии, и, согласно результатам модели ARIMA, он вернется к 5%.
Цели политики в области занятости
Политика демографии в Китае существует с самого возникновения китайской цивилизации. Во время Китайской империи политика занятости населения была важной для налогообложения и формирования резерва рабочей силы. В некоторые периоды контрольная политика была очень строгой, был установлен обязательный возраст для брака.
Основная цель - полная занятость, которая эффективно распределяет изобилие трудовых ресурсов в Китае. Политика занятости нацелена на поддержание социальной стабильности и гарантирование того, что большинство граждан сможет получать заработок для обеспечения своего проживания. Политика занятости является важной частью политики макроэкономического управления, она перераспределяет трудовой капитал с различных точек зрения и стабилизирует промышленную структуру. Политика занятости является ключевой частью развития Китая.
Функции
Центральное правительство начало связывать отношения между экономическим развитием и структурой занятости, стимулируя занятость через развитие отраслей и предпринимательство.
Китай принимает активную политику занятости и установил политику занятости, основанную на «самостоятельном поиске работы работниками, регулировании рынка труда и поддержке правительства в создании рабочих мест».
Правительство расширяет занятость с развитием экономики. Правительство всегда будет считать стимулирование занятости стратегической задачей национального экономического и социального развития. Достижение контроля уровня безработицы и увеличение занятости являются основной целью макроэкономического управления. Политика занятости интегрирована в план национального экономического и социального развития, придерживается политики расширения внутреннего спроса, осуществляет активную фискальную политику и стабильную валютную политику, поддерживает устойчивое и быстрое развитие национальной экономики, а также активно корректирует экономическую структуру, повышая способность экономики к росту занятости.
Центральное правительство начало связывать отношение между экономической структурой и занятостью.
Правительство развивает и улучшает систему общественных услуг для реализации политики занятости населения.
С конца 1990-х годов китайское правительство приложило большие усилия для научного, стандартизированного и современного развития рынка труда и создало систему общественных служб занятости. В настоящее время в больших и средних городах, а также в некото-
6,0000
4,0000
1,0000
fOWO
towo
слслслслслслслслслслсло
00000000000
"Unemployment Rate (%)
■Upper limit
Рис. 1. Прогноз уровня безработицы (%) (1978-2025 гг.)
Правительственная политика занятости направлена на активное создание рабочих мест и поощрение предпринимательства. Согласно модели, по мере роста экономики рабочие места будут продолжать увеличиваться. Во время пятнадцатого пятилетнего плана спрос на рабочую силу будет продолжать расти, и Ли Кэцян сказал, что трудоспособное население Китая составит 900 миллионов человек. Согласно прогнозу Института демографии и трудовой экономики Китайской академии наук, рабочий возраст населения составляет около 960 миллионов человек. На стороне спроса текущая рабочая сила составляет около 700-800 миллионов человек, и к 2025 году Китаю понадобится 783 миллиона рабочих, и за вычетом нормального безработного населения ситуация с занятостью остается серьезной. Нестабильная международная ситуация с инфекционными заболеваниями в мире повлияет на спрос на занятость в Китае и сократит большое количество рабочих мест, поэтому ситуация с занятостью в Китае является серьезной. В 2021 году к городской рабочей силе будет добавлено около 15 миллионов новых работников, при этом большая часть населения вступит в городскую занятость.
Существует множество агентств, способствующих занятости, таких как Китайский центр по стимулированию занятости, Государственный рынок труда и Центр по обеспечению занятости. Помимо правительственных органов, компании, такие как интернет-компании, применяют цифровые платформы для более эффективной занятости в Китае.
Социалистическая правовая система Китая включает в себя создание законодательной системы в сфере системы
Правительство должно увеличить поддержку НИОКР со стороны негосударственных организаций, а также государство должно инвестировать в исследовательские проекты перспективных малых и средних предприятий через создание специальных фондов. Предприятия могут быстро привлекать средства, новые продукты могут
сз о
сг
=Е
0
1
-1 У
-о
=Е СГ
Lower limit
со
I_
u
CM
л
быть немедленно запущены в производство и поступить на рынок благодаря эффективной системе кредитования, что способствует потреблению и создает большое количество рабочих мест. Некоторые развитые страны начали эту практику очень рано, например, в Соединенных Штатах был принят Закон о развитии инноваций в сфере малого и среднего бизнеса в 1982 году для стимулирования НИОКР в сфере МСП. Французское правительство создало национальное агентство по стимулированию исследований в 1983 году.
Другим делением структуры занятости являются трудоемкие, технологические и капиталоемкие отрасли. В каждый период развития эти три отрасли находят баланс, соответствующий условиям графика. После экономических реформ Китай в основном сосредоточился на развитии трудоемких отраслей и одновременно разработал экспортно-ориентированную экономику, поглощая большое количество избыточной рабочей силы, освобожденной из первичной отрасли. После того, как Китай завершил накопление капитала, он начал постепенно развивать технологические отрасли. В то же время, после финансового кризиса, Китай также начал инвестировать в капиталоемкое развитие.
Правительство должно сосредоточиться на развитии технологических отраслей. Технологическое развитие является ключевым фактором в продвижении развития страны. Исторический прорыв в производительности происходит благодаря технологическим изменениям, например, промышленной революции.
Заключение
Политика занятости населения Китая разрабатывалась относительно самостоятельно и постепенно превратилась в часть системы макроэкономического управления для поддержки социального развития и имеет важное место в долгосрочной стратегии страны. Она развивалась от рекомендаций на национальном уровне до распоряжений исполнительной власти и затем до законов, ставших обязательствами граждан. При улучшении финансового состояния страны правительство создало множество государственных административных органов и НПО для реализации политики.
Политика занятости населения в Китае постепенно сместилась от плановой экономики с государственным распределением к смешанной системе, которая включает как ориентированные на рынок, так и государственно распределяемые системы, причем текущая политика склонна использовать ориентированные на рынок политики. В то же время политика занятости теперь поддерживает сферу услуг и предпринимательство. Кроме того, она будет уделять больше внимания применению человеческого капитала с высшим образованием.
Литература
1. Яо, Ф. (2021). «Анализ ситуации с занятостью и реформа политики в контексте новой экономической эпохи», Сельская экономика и технологии, том 32, № 04, стр. 182-183.
2. Янг, Й., Ванг Й., и Хоу С. (2021).»Исследование по укреплению системы приоритетной политики занятости в период 14-го пятилетнего плана». Макроэкономическое управление, том 2, стр. 8-15.
3. Ин, М., Вэй Й. (2016). «Анализ эффекта активной политики занятости с китайскими особенностями: схема оценки», Журнал Северо-восточного университета (издание по общественным наукам), том 18, № 3, стр. 288-295.
4. Чжу, L.»Анализ проблем и стратегий предотвращения риска безработицы», Talent Resource Development, Vol. 1, pp. 50-53 (2021).
5. Сюй, М. «Исследование правительства Китая по содействию трудоустройству студентов колледжей», Университет Яньань, (2017). https://kns.cnki.net/ kcms/detail/detail.aspx?dbcode=CMFD&dbname=C-MFD201801&filename=1017721481.nh&v=ecB0Cbt-TuXxfe05CRwB40AF4rdolKtNdw63AdF7QneVjpV-vP2EsE10o0GbyyASa0
6. Ван, Дж. «О влиянии экономического роста Китая на занятость», Институт фискальной науки, Министерство финансов, (2014).
7. Сун, Й. (2013). «Эмпирическое исследование эволюции и взаимосвязи между структурой промышленности и структурой занятости в Китае», Университет Цзилинь.
8. Ли, М. (2014). «Исследование старения населения и политики занятости для пожилых людей в Японии и Корее». Цзилиньский университет.
9. Хэ, С. (2014). «Исследование экономики занятости студентов колледжей в современном Китае». Фу-цзяньский нормальный университет.
10. Танг, З. (2004). «Обзор исследований в области демографической политики в Китае в новую эпоху». Журнал колледжа Хуайхуа (социальные науки), том 1, стр. 20-23.
FEATURES AND TRENDS OF CHINA'S EMPLOYMENT POLICY
Feng Shide
Institute of the Far East, Russian Academy of Sciences, Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation (MGIMO)
China has the largest population and labor force in the world, and full employment is the basis of social stability and development in China. This article contains features and trends in the analysis of future employment policies in China. The work uses quantitative and qualitative methods. At the beginning, the employment policies of the population were more independent, then they gradually integrated into the macroeconomic management system to support social development. Employment policy has evolved from recommendations at the national level to executive orders and laws in action. At the same time, employment policy now supports the service sector and entrepreneurship. In addition, it will pay more attention to the application of human capital with higher education.
Keywords: employment policy, China, features.
References
1. Yao, F. (2021). "Employment Analysis and Policy Reform in the Context of the New Economic Era," Rural Economics and Technology, Vol. 32, No. 04, pp. 182-183.
2. Yang, Y., Wang Y., and Hou S. (2021). "Study on Strengthening the Employment Priority Policy System in the Period of the 14th Five-Year Plan." Macroeconomic Management, Volume 2, pp. 8-15.
3. Ying, M., Wei Y. (2016). "Effect Analysis of Active Employment Policies with Chinese Characteristics: An Evaluation Scheme," Journal of Northeastern University (Social Science Edition), Vol. 18, No. 3, pp. 288-295.
4. Zhu, L. "Problem Analysis and Unemployment Risk Prevention Strategies", Talent Resource Development, Vol. 1, pp. 50-53 (2021).
5. Xu, M. "Chinese Government Study on College Student Employment Promotion", Yan'an University, (2017). https://kns.cn-ki.net/kcms/detail/detail.aspx?dbcode=CMFD&dbname=CMF-D201801&filename=1017721481.nh&v=ecB0CbtTuXxfe05CR-wB40AF4rdolKtNdw63AdF7QneVjpVvP2EsE10o0GbyyASa0
6. Wang, J. "On the Impact of China's Economic Growth on Employment", Institute of Fiscal Science, Ministry of Finance, (2014).
7. Sun, Y. (2013). "Empirical Study of the Evolution and Relationship between Industrial Structure and Employment Structure in China", Jilin University.
8. Lee, M. (2014). "A Study of Population Aging and Employment Policies for the Elderly in Japan and Korea". Jilin University.
9. He, S. (2014). "A Study of the Economics of Employment of College Students in Modern China". Fujian Normal University.
10. Tang, Z. (2004). "Review of Population Policy Research in China in the New Era". Huaihua College Journal (Social Sciences), Volume 1, pp. 20-23.