Научная статья на тему 'Особенности и технологии регулирования социально-трудовых конфликтов в ГБУ ТЦСО "Бибирево"'

Особенности и технологии регулирования социально-трудовых конфликтов в ГБУ ТЦСО "Бибирево" Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
277
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА / СОТРУДНИЧЕСТВО / КОМПРОМИСС / СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / УПРАВЛЕНИЕ / ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сухова О.С.

В данной статье описываются способы разрешения социально-трудовых конфликтов в организации. Предлагается использование преимущественно компромиссной модели и модели сотрудничества. Также приводится обоснование представленного решения и описываются особенности социальной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Сухова О.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности и технологии регулирования социально-трудовых конфликтов в ГБУ ТЦСО "Бибирево"»

3. Замедлина Е.А., Жулина Е.Г. Шпаргалка по основам менеджмента. М.: Аллель, 2011 г.

©Сухов А. В., 2019

УДК37.04.02

Сухова О.С.

магистр 2 курса заочной формы обучения Российского государственного социального университета

ОСОБЕННОСТИ И ТЕХНОЛОГИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ КОНФЛИКТОВ В ГБУ ТЦСО «БИБИРЕВО»

Аннотация

В данной статье описываются способы разрешения социально-трудовых конфликтов в организации. Предлагается использование преимущественно компромиссной модели и модели сотрудничества. Также приводится обоснование представленного решения и описываются особенности социальной организации.

Ключевые слова: Решение конфликта, сотрудничество, компромисс, социальные услуги, управление, трудовая деятельность.

ВО 37.04.02

Sukhova Olga Stanislavovna

master 2nd year distance learning Russian state social University

FEATURES AND TECHNOLOGIES FOR THE REGULATION OF SOCIAL AND LABOR

CONFLICTS IN N OF THE TERRITORIAL CENTER OF SOCIAL SERVICE «BIBIREVO»

Annotation

This article describes how to resolve social and labor conflicts in the organization. It is proposed to use mainly a compromise model and a cooperation model. It also provides the rationale for the presented solution and describes the features of social organization.

Key words:

Conflict resolution, cooperation, compromise, social services, management, labor activity.

На сегодняшний день социальное обслуживание населения является для отдельных категорий граждан преимущественным видом государственного социального обеспечения. Социальная работа с разными категориями граждан в Российской Федерации осуществляется на основании Федеративного закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста инвалидов» [2], Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в РФ» [3], Федеративного закона «О ветеранах» [4], Указа Президента РФ «О дополнительных мерах по реализации Федерального Закона «О ветеранах» [1] и других законодательных актов. В частности, ГБУ ТЦСО «Бибирево» осуществляет социальное обслуживание в следующих формах: социальное обслуживание на дому; полустационарное социальное обслуживание и оказывает широкий спектр социальных услуг.

Структура ГБУ ТЦСО «Бибирево» выглядит следующим образом:

- административно-управленческий аппарат (заместитель директора по социальной работе, заместитель директора по социальной работе, заместитель директора по АХЧ, главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, экономист, начальник отдела кадров, секретарь (специалист АУП), специалист по охране труда);

- Отделения социального обслуживания (заведующие ОСО);

- Отдел Социальных Коммуникаций и Активного Долголетия (начальник ОСКАД);

- Отделение контроля качества оказания социальных услуг (начальник ОККОСУ);

- Отделение социальной реабилитации инвалидов (заведующий ОСРИ);

- Отделение приема граждан, обработки информации, анализа и прогнозирования (ОПГИОАиП);

- Пункт приема и выдачи технических средств реабилитации (Заведующий ППи ВТСР);

- Отделение срочного социального обслуживания (заведующий ОССО) [5].

В ситуации нестабильного экономического развития организаций все чаще устанавливаются новые экономические и правовые регуляторы. Соответственно также трансформируются и отношения между руководителями и всеми работниками организации. То есть, настоящие условия экономического характера ставят перед ТЦСО «Бибирево» ряд принципиальных значимых задач, преимущественные из которых оптимально выделить в следующем: максимально эффективное использование кадрового потенциала. Для этого важно реализовать управление персоналом организации такого характера, которое находилось бы в сильной взаимосвязи непосредственно со стратегическим управлением всей организационной структурой в общем [6].

В ТЦСО «Бибирево» существуют различные факторы, которые определяют социально-трудовой конфликт: объективные и субъективные. Объективные факторы - это недостатки социальной организации, иными словами, ненадлежащая система организации трудовой деятельности, организационные сложности, сложность управления, наличие слабой материально-технической базы, недостаточный уровень финансирования и оплаты труда сотрудников организации. Субъективные факторы - особенности сотрудников ТЦСО «Бибирево», или, иначе, личностные характеристики, особенности поведения, действия руководителя и подчиненных.

Последнее связано непосредственно с проблемами в распределении материальных благ и фонда оплаты труда. Именно этот фактор имеет принципиальное значение в формировании психологического климата в социальной организации, поскольку материальная мотивация важна с точки зрения обеспечения удовлетворения жизненных потребностей. Но не менее важным моментом является наличие противоречий между руководителем организации и сотрудниками [7].

Для разрешения конфликта был предварительно проведен анализ характерных компонентов конфликтной ситуации. Нами было выявлено, что:

- мотивы конфликтующих сторон идентичны по своему содержанию;

- у сторон достаточно общих интересов в аспекте трудовой деятельности;

- цели конфликтующих сторон идентичными непосредственно интересам;

- зона разногласий не является обширной;

- конфликт не находится на стадии идейной конфронтации;

- конфликтующие стороны готовы идти на компромиссы;

- психологически конфликт не является острым;

- цена сохранения сложившегося конфликта несколько больше, нежели цена выхода из него.

Таким образом, мы констатируем необходимость компромиссного разрешения конфликта, то есть

такого, который ориентируется на согласование всех интересов между конфликтующими сторонами внутри ТЦСО «Бибирево» и использование стратегии сотрудничества.

Стоит отметить, что основополагающее преимущество мирного способа разрешения конфликтной ситуации в организации с использованием метода компромисса - это, в сущности, трансформация текущего конфликта в русло конструктивного взаимодействия, а также в процесс определения междусторонней

коммуникации, поиска принципиально значимых компонентов возможного согласия. Следует обратить внимание на то, что компромисс, засматриваясь в качестве оптимальной модели разрешения конфликтной ситуации, представляется нам более предпочтительным, нежели технологии силовых воздействий.

В данном случае высокое значение компромиссной модели решения конфликта заключается непосредственно в следующем:

- в четком определении претензий,

- в устранении имеющегося противоречия,

По нашему мнению, технология сотрудничества является действительно целесообразным подходом к решению задачи определения и удовлетворения интересов обоих конфликтующих сторон в ТЦСО «Бибирево», однако требует от них достаточно количества времени и навыков для того, чтобы суметь объяснить свои желания и обозначить потребности, выслушать друг друга и уже после этого произвести анализ и выработать альтернативные варианты решения проблемы. Отсутствие одного их этих элементов делает такой подход неэффективным.

Сотрудничество оптимально применять в следующих условиях:

- решение проблемы важно для обеих сторон;

- есть время для всестороннего анализа проблемы;

- обе стороны готовы друг друга понять и выслушать;

- решение проблемы очень важно для обеих сторон, и никто не хочет полностью от него устраниться;

- взаимоотношения между сторонами тесные и длительные;

Сотрудничество в ряде всех имеющихся стратегий расценивается в настоящее время как достаточно сложный процесс, тем не менее, именно сотрудничество дает возможность выработать максимально удовлетворяющее конфликтные стороны решение в сложившемся социально-трудовом конфликте.

Таким образом, можно говорить о том, что управленческое действие во различных конфликтных вариациях является не просто приемлемым, но также и необходимым для восприятия в качестве конфликтного. Так, непосредственно конфликтные ситуации могут являться точками роста и развития организации, а также могут дать серьезный толчок для формирования в ней новых отношений. Однако для реализации этой важной функции конфликтов требуются два существенных условия: во-первых, изменение отношения к конфликтам, формирование позитивного отношения к ним и умения «видеть» в конфликтах конструктивное начало; во-вторых, формирование умения анализировать конфликтные ситуации, управлять ими, обогащение «репертуара» технологий разрешения конфликтов, а также соблюдение принципов, способствующих разрешению конфликта. Список использованной литературы:

1. Указ Президента РФ от 30.04.1996 N 614 «О дополнительных мерах по реализации Федерального закона «О ветеранах». КонсультантПлюс [Электронный источник]: Точка доступа: https://giod.consultant.ru/documents/1155594 (дата обращения 23.03.2019).

2. Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». КонсультантПлюс [Электронный источник]: Точка доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7370/ (дата обращения дата обращения 23.03.2019).

3. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». КонсультантПлюс [Электронный источник]: Точка доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/ (дата обращения 23.03.2019).

4. Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 16.10.2017) «О ветеранах». КонсультантПлюс [Электронный источник]: Точка доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5490/ (дата обращения дата обращения 23.03.2019).

5. Об учреждении [Электронный источник]: Точка доступа: http://tcso-bibirevo.ru/about (дата обращения 23.03.2019).

6. Гужина Г.Н., Гужин А. А. Выявление и регулирование социально-трудовых конфликтов // Молодой ученый. — 2015. — №14. — С. 246-248.

7. Кулагина П.Ю. Социальные технологии разрешения трудовых конфликтов // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. - 2017. - Т. 3. - № 11 (11). - С. 142-145.

© Сухова О.С., 2019

УДЯК 37.04.02

Сухова О.С.

магистр 2 курса заочной формы обучения Российского государственного социального университета

СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ КОНФЛИКТ В ГОСУДАРСТВЕННОМ БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ «БИБИРЕВО»: ОСОБЕННОСТИ И ТЕХНОЛОГИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ

Аннотация

В процессе взаимодействия работников и работодателей часто возникают социально-трудовые конфликты. Причиной являются разные интересы их участников. Социально-трудовые конфликты нуждаются в управлении, для чего могут быть задействованы такие методы, как информационно-профилактическое воздействие; разделение объекта спора или организационные воздействия.

Ключевые слова: конфликт, социально-трудовой конфликт, причины возникновения, проблемы управления, методы управления

ВО 37.04.02

Sukhova Olga Stanislavovna

master 2nd year distance learning Russian state social University

SOCIAL AND LABOR CONFLICT IN THE STATE BUDGETARY INSTITUTION OF THE TERRITORIAL CENTER OF SOCIAL SERVICE "BIBIREVO": FEATURES AND TECHNOLOGIES OF REGULATION

Annotation:

in the process of interaction between workers and employers, social and labor conflicts often arise. The reason is the different interests of their participants. Socio-labor conflicts need to be managed, for which methods such as information and preventive measures may be involved; separation of the object of dispute or organizational impact.

Key words:

conflict, social and labor conflict, causes, management problems, management methods

Противоречия в организационно-трудовых отношениях, которые принимают характер прямых социальных столкновений между работниками и работодателями принято называть социально-трудовыми конфликтами. Такие конфликты, как правило, возникают в следующих случаях:

1) позиции субъектов социально-трудового конфликта являются взаимоисключающими;

2) уровень противоречий достаточно высокий;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.