Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ И СВОЙСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ БЛОГОВ (НА ПРИМЕРЕ США)'

ОСОБЕННОСТИ И СВОЙСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ БЛОГОВ (НА ПРИМЕРЕ США) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
293
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ БЛОГ / БЛОГОСФЕРА / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / АВТОР БЛОГА / ПОДПИСЧИК / EDUCATIONAL BLOG / BLOGOSPHERE / SELF-REALIZATION / COMMUNICATIVE INTERACTION / BLOG AUTHOR / BLOG SUBSCRIBER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Березина Е.М., Баскова Е.В.

В работе определяется понятие «образовательный блог». Предметом исследования выступает образовательная блогосфера США. Дается характеристика разных типов образовательных блогов в зависимости от их целеполагания, обозначаются функции и свойства блогов. Блогинг рассматривается в качестве одного из современных способов реализации потенциала молодых людей, являющихся авторами блогов или подписчиками. Наиболее востребованными в блогосфере оказываются актуализация личного опыта автора или коллектива автора, качественная самопрезентации, наличие навыков создания оригинальных письменных и устных текстов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITIES AND ATTRIBUTES OF EDUCATIONAL BLOGS (ON THE EXAMPLE OF THE USA)

This article defines a concept of an «educational blog». The subject of research is an educational blogosphere of the USA. Characteristic of different types of educational blogs is given in the order of the goal setting, as well as functions and attributes of the blogs. Blogging is being considered as one the modern ways of realizing full potential of the young people, who act as blog authors or the blog subscribers. The most needed in blogosphere are the actualization of the personal experience of the author or the team of the authors, high-quality self-presentation, the skills of original texts creation.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ И СВОЙСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ БЛОГОВ (НА ПРИМЕРЕ США)»

Раздел II. МОЛОДЕЖЬ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

УДК 316.34+370:004

ОСОБЕННОСТИ И СВОЙСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ БЛОГОВ (НА ПРИМЕРЕ США)

Е.М. Березина, Е.В. Баскова

Пермский государственный национальный исследовательский университет

В работе определяется понятие «образовательный блог». Предметом исследования выступает образовательная блогосфера США. Дается характеристика разных типов образовательных блогов в зависимости от их целеполагания, обозначаются функции и свойства блогов. Блогинг рассматривается в качестве одного из современных способов реализации потенциала молодых людей, являющихся авторами блогов или подписчиками. Наиболее востребованными в блогосфере оказываются актуализация личного опыта автора или коллектива автора, качественная самопрезентации, наличие навыков создания оригинальных письменных и устных текстов.

Ключевые слова: образовательный блог, блогосфера, самореализация, коммуникативное взаимодействие, автор блога, подписчик.

В эпоху развития цифровых технологий происходит модернизация вспомогательных средств, способствующих социализации и самореализации молодежи. Для высказывания своих переживаний, приобретения новых знаний и навыков молодые люди все чаще используют социальные сети. Одной из самых доступных площадок для самореализации («осуществления» способностей) становится блогосфера. Активное развитие бло-госферы во многом обуславливает актуальность изучения бло-герства как особого культурного феномена и профессионального вида деятельности.

© Березина Е.М., Баскова Е.В., 2019 195

Блог представляет собой личный или корпоративный акка-унт в соцсети, в котором размещаются публикации с целью донесения определенной информации до аудитории. Блог носит публичный характер, как правило, бывает открыт для просмотра любому человеку или становится открыт после одобрения конкретной заявки автором блога. Сообщество людей, являющихся авторами и читателями блогов, организует блогосферу.

В настоящее время стремительно растет доля обучающего контента и образовательных блогов, создаются глобальные проекты, финансируемые крупными корпорациями. В современной исследованиях представлены различные определения термина «образовательный блог». Так, российские исследователи Е.В. Мещерякова, И.С. Исаева определяют его как «веб-страницу, где педагог для достижения образовательной цели размещает авторские обучающие и контекстные материалы по определенному предмету в обратном хронологическом порядке, а также ссылки на обучающие материалы других авторов; а сам процесс обучения ведется в сотрудничестве» [1]. В работах А.А. Толстых, Е.Д. Кузнецовой, С.С. Поддубного образовательный блог трактуется как «блог, написанный человеком, имеющим отношение к образованию» [2, с. 23]. Однако, в связи с динамичным развитием блогосферы объем понятия «образовательный блог» сегодня можно существенно дополнить. Автором образовательного блога может быть не только педагог, но и любой человек, обладающий знаниями в определенной сфере и желающий ими поделиться. В связи с этим, образовательным будет называться не только блог на тему образования, школ и репетиторства, а любой, принадлежащий профессионалу, например, врачу, журналисту, повару, спортивному тренеру, косметологу, строителю и прочим. Часто авторами таких блогов становятся молодые люди, которые стремятся рассказать о собственном опыте приобретения знаний или профессионального опыта. Это стремление нередко преобразуется в блог в социальных сетях, что помогает автор реализовать себя в качестве лидера мнений, а читателям - получить новый источник информации.

Предметом нашего исследовательского интереса стали образовательные блоги США - страны с высоким уровнем доступности интернет-ресурсов. Достаточно востребованным является

формат блога на отдельных сайтах, созданных с помощью сервисов WordPress, Ghost, Medium, Weebly, Blogger и Wix. Самой привлекательной площадкой для блогеров США является -YouTube. В США фиксируется наибольший, по сравнению с другими странами, объем пользователей среди молодежи - 94 % американцев в возрасте 18-24 лет используют YouTube. Из них 70 % смотрели обучающие видео материалы. Помимо этого, 80 % подростков отмечают, что их преподаватели используют YouTube в образовательных целях в классе [3]. По данным статистики 53,3 % из числа американских блогеров - молодые люди возрасте от 21 до 35 лет и 20,2 % - в возрасте до 20 лет [4].

Образовательные блоги условно могут быть разделены на 3 типа. Первый тип - блоги, созданные для конкретных учебных целей. Авторами блогов становятся учителя школ, преподаватели колледжей и университетов (платформы Edublogs или CampusPress). Платформа Edublogs была создана в 2008 г. для создания возможности преподавателям публиковать советы и лайфхаки для своих студентов. В блоге можно освещать всевозможные предметные области, используя различные сторонние ресурсы. В традиционном классе единственной аудиторией для студенческой работы является преподаватель и одногруппники. В онлайн-пространстве за работой обучающихся может наблюдать гораздо большая аудитория, что дает студентам дополнительную мотивацию для качественного выполнения домашних и аудиторных работ. Доступ к блогу имеют все обучающиеся конкретной учебной группы. Каждый может написать о своих увлечениях, обучении, проблемах. Таким образом, блог можно использовать в качестве средства получить поддержку и совет. Посредством блога создаются более доверительные отношения между одногруппниками и преподавателем. Более того, родители получают возможность наблюдать за процессом обучения своих детей, общаться с другими родителями и представителями образовательного учреждения.

Второй тип блогов - образовательные блоги, к участию в которых привлекаются известные специалисты из разных областей. Один из самых известных образовательных блогов - система каналов TED (TED TALKS). Лекторы (в жестко установленных пределах времени - 18 мин.) рассказывают о 197

технологиях, развлечениях, дизайне, науке, бизнесе, глобальных проблемах, искусстве и многом другом. Лучшие лекции выкладываются на канал в свободном доступе, после чего волонтеры переводят их на различные языки. На канал подписано более 13 млн чел., количество просмотров составляет более 1,4 млрд, доступно более 3 тыс. роликов [5]. Для молодежи создан отдельный блог - TEDxYouth, который предоставляет возможность молодым ученым, бизнесменам, музыкантам и прочим активистам представить свои работы. На данный канал подписано более 360 тыс. чел., а видео просмотрены более 30,5 млн раз [6]. Продолжением указанного проекта является проект TED ED, включающий в себя короткие видео - анимированные рассказы об интересных научных фактах (информация о которых, как правило, не входит в обязательные учебные программы). База сайта включает более 253 тыс. видеоуроков. Глобальная сеть TED ED включает в себя 250 тыс. преподавателей и учителей из разных стран, среди которых большая часть - в возрасте до 40 лет. На канал TED ED на YouTube подписано более 9 млн чел., видео просмотрены более 1,3 млрд раз [5].

Интересной является инициатива TED ED Student Talks, помогающая студентам находить, изучать и представлять свои креативные идеи (подписано более 30 тыс. чел., количество просмотров видео - более 900 тыс.). Участники регулярно встречаются для обсуждения, разработки и составления презентаций в форме коротких выступлений в стиле TED, которые впоследствии выкладываются в открытый доступ. Студенты проходят учебную программу TED-Ed, чтобы развить навыки публичных выступлений. В клубах TED-Ed созданы условия для совместной работы, проведения workshop. Штаб-квартира TED находится в Нью-Йорке и Ванкувере. Однако количественный и качественный состав аудитории, многообразная повестка, комплекс идей и инициатив от сотрудников, консультантов, волонтеров свидетельствует о глобального характере сообщества.

Другой популярный образовательный канал - Crash Course (создатели - Джон и Хэнк Грин). Crash Course - это серия анимационных уроков по 10 мин. На канале представлены курсы по физике, социологии, инженерии, анатомии, кино и др. Crash Course стал одним из первых образовательных проектов, финан-

сируемым YouTube. На канале более 9 млн подписчиков и более 1 млрд просмотров видео [7].

Третий тип блогов - блоги, созданные молодыми профессионалами с целью информирования о различных аспектах конкретных профессий, видов деятельности. По-существу, блоги становятся площадкой для профессионального общения, обмена опытом, обсуждения идей и актуальных проблем.

По мнению авторов таких блогов, создание блога дает возможность адресно обучать тех, кто заинтересован в определенной области знаний. Учебный материал может быть представлен в любых, даже самых оригинальных формах, что, в свою очередь, дает редкую возможность раскрыть творческий потенциал автора и вдохновить, сформировать мотивацию к обучению подписчиков блога. В определенный момент у заинтересованного автора блог становится полноценной работой, приносящей доход.

Анализ блогосферы свидетельствует о том, что образовательный блог имеет важное значение для саморазвития и самореализации молодежи, являющейся как авторами блогов, так и подписчиками. В контексте решения учебных задач блоги способствуют формированию новой коммуникативной модели, предполагающую равность участников, включая преподавателя, в отношении обсуждаемых проблем. Блог может существовать в разных форматах: аудио, текстовом, видео-формате и фотоформате в сочетании с текстом-описанием. Использование комплекса форматов для представления учебных материалов способствует активизации познавательной деятельности. Для коммуникативного взаимодействия отсутствуют временные и пространственные ограничения. Иными словами, выполнение учебных задач возможно в индивидуальное свободное время. Технологические возможности мобильных систем позволяют оперативно реагировать на запросы обучающихся.

Авторы блогов используют возможность самопрезентации -рассказывают о себе (интересы, увлечения), представляют результаты деятельности. Автор вступает в коммуникацию с подписчиками, устанавливаются «диалогические» отношения. Получение «обратной связи» становится условием для возможной саморефлексии и последующей коррекции деятельности. Для привлечения и удержания аудитории блогеру необходимо полу-199

чать и совершенствовать свои навыки, осваивая контекстную рекламу, поисковую оптимизацию, копирайтинг, психологические способы влияния, а также умение грамотно распределять время, финансы и собственные внутренние ресурсы. Читатели блога могут свободно вступать в полемику с автором и проявлять иную активность в аккаунте: подписываться на обновления автора, оценивать публикацию, кликая на значки «нравится» и «не нравится», подавать жалобу на оскорбительный или непристойный контент, а также оценивать комментарии других пользователей под публикациями и отвечать на них. Подписчики блогов получают полезную информацию, зачастую узконаправленную и/или редкую, которой обладает ограниченное число человек, непосредственно работающих в конкретной сфере. Взаимодействие посредством блога облегчает поиск единомышленников, партнеров для создания и реализации проектов.

Анализ образовательных блогов показал, что востребованными являются блоги, в которых представлен уникальный контент. Особое значение для блога имеет актуализация личного опыта автора или коллектива автора, умение самопрезентации, навыки создания оригинальных письменных и устных текстов. В данном контексте блогинг может быть представлен в качестве одного из способов реализации потенциала молодых людей. Вполне резонно предположить, что в контексте дальнейшего технологического развития блогерство может войти в список популярных и престижных профессий.

Библиографический список

1. Мещерякова Е.В., Исаева И.С. Лингводидактический потенциал блога в обучении английскому языку // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. URL https://science-education.ru/ru/article/view?id=20589 (дата обращения: 20.07.2019).

2. Толстых А.А., Кузнецова Е.Д., Поддубный С.С. Виды и особенности использования образовательных блогов // Территория науки. 2017. № 6. С. 23-28.

3. Smith A., Anderson M. Social Media Use in 2018 / Pew Research Center. 2018. Mar. 1. URL:

https://www.pewinternet.org/2018/03/01/social-media-use-in/ (accessed: 20.07.2019).

4. The State of Blogging Industry 2018. URL: https://websitebuilder.org/blogging-statistics-infographic/ (accessed: 20.07.2019).

5. TED: information about the organization. URL: https://www.ted.com/about/our-organization (accessed: 15.05.2019).

6. Cooper P. YouTube Statistics That Matter to Marketers in 2019 / Hootsuite. 2019. Jan. 22. URL: https://blog.hootsuite.com/youtube-stats-marketers/ (accessed: 10.05.2019).

7. YouTube is not just a site for entertainment, but education // Washington Square News. 2013. Apr. 7. URL:

https://nyunews.com/2013/04/07/cicconet-13/ (accessed: 16.05.2019).

QUALITIES AND ATTRIBUTES OF EDUCATIONAL BLOGS (ON THE EXAMPLE OF THE USA)

E.M. Berezina, E.V. Baskova

Perm State University

This article defines a concept of an «educational blog». The subject of research is an educational blogosphere of the USA. Characteristic of different types of educational blogs is given in the order of the goal setting, as well as functions and attributes of the blogs. Blogging is being considered as one the modern ways of realizing full potential of the young people, who act as blog authors or the blog subscribers. The most needed in blogosphere are the actualization of the personal experience of the author or the team of the authors, high-quality self-presentation, the skills of original texts creation.

Keywords: educational blog, blogosphere, self-realization, communicative interaction, blog author, blog subscriber.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.