Научная статья на тему 'Особенности и стимулы миграционного поведения молодежи села и малых городов Беларуси'

Особенности и стимулы миграционного поведения молодежи села и малых городов Беларуси Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
724
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ГОРОДСКАЯ И СЕЛЬСКАЯ МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Балакирева Т. С.

Рассматривается проблема миграционного поведения молодежи из малых городов и сельской местности. На основе социологических данных выявлены и проанализированы факторы, влияющие на их миграционную активность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE MIGRATION BEHAVIOUR OF YOUTH OF VILLAGES AND SMALL TOWNS OF BELARUS

This article discusses the issues of migration behavior of young people from small towns and rural areas. Based on sociological data is detected and analyze the factors that affect their migratory activity.

Текст научной работы на тему «Особенности и стимулы миграционного поведения молодежи села и малых городов Беларуси»

Т. С. БАЛАКИРЕВА,

Институт социологии НАН Беларуси, г. Минск

ОСОБЕННОСТИ И СТИМУЛЫ МИГРАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ СЕЛА И МАЛЫХ ГОРОДОВ БЕЛАРУСИ

Рассматривается проблема миграционного поведения молодежи из малых городов и сельской местности. На основе социологических данных выявлены и проанализированы факторы, влияющие на их миграционную активность.

Ключевые слова: миграционное поведение, миграционные процессы, городская и сельская молодежь.

Миграция населения играет важную роль в формировании численности населения, трудоресурсного потенциала и территориальной структуры расселения страны. Миграционные процессы последних десятилетий привели к негативным изменениям в социально-демографической структуре как сельского, так и населения малых городов. В то время как в областных центрах и столице численность населения с каждым годом стабильно увеличивается (табл. 1), значительная часть малых городов и сельских населенных пунктов постоянно его теряет [1, с. 52-69].

Таблица 1. Динамика изменения численности населения в крупных городах Республики Беларусь за период 2000-2011 гг.

Города Человек (2000 год) Человек (2011 год) Прирост (убыль)

Брест 287 384 315 824 +28 440

Витебск 340 307 354 566 +14 259

Гомель 475 350 491 790 +16 440

Гродно 302 384 338 287 +35 903

Минск 168 3135 1864 090 +180 955

Могилев 356 369 360 918 +4549

Как видим, миграционные процессы в нашей стране имеют одностороннюю направленность - из села и малых городских населенных пунктов в крупные и средние города. Основной массой, составляющей «миграционную волну», является молодежь. Миграционные процессы в молодежной среде развиваются по тем же направлениям, что и миграция остальных групп населения,

однако молодежь прежде всего принимает активное участие в образовательной миграции. Потребность в получении образования - одна из причин, побуждающих молодежь мигрировать. Так, почти каждого третьего респондента (28,6 % и 36,6 % соответственно) волнует эта проблема. Молодежь, уезжающая в большой город, является в целом высокоресурсной группой, которая способна обеспечить развитие региона. Большой город, принимая молодежь. тем самым накапливает преимущества по сравнению с малыми городами и селами, отдающими свой ресурс данному населенному пункту.

Если сравнивать села и малые города, то, несмотря на общность тенденций и направлений, жители сельской местности проявляют наибольшую привязанность к своей малой родине, нежели городские. Об этом свидетельствуют результаты исследования 2011 г.1 Так, если из числа сельских жителей 31,1 % опрошенных позитивно относятся к своему месту проживания, то у респондентов малого города оценка несколько ниже - 26,4 %. Нужно отметить, что в числе тех, кто выразил позитивные чувства, преобладают респонденты старше 60 лет, проживающие в малом городе (42,3 %) и 46-60 лет жители сельской местности (48,9 %). Негативные чувства присущи молодежи (16-30 лет) и более выражены у респондентов малых городов - 9,9 %.

В основе позитивного отношения к родным местам лежит удовлетворенность жизненными условиями. Данные социологического исследования подтверждают позитивные изменения, произошедшие в производственной и социальной инфраструктуре как сельской местности, так и малого города. Однако существует ряд проблем, с которыми приходится сталкиваться и сельчанам, и горожанам. Проблемы, волнующие жителей различных регионов, имеют общую основу (качество дорог, качество и ассортимент товаров в торговых точках, качество медицинского обслуживания и т. д.), различие состоит лишь в масштабности этих проблем. Показательны в этом плане ответы респондентов на вопрос: «Как Вы считаете, улучшилась ли за последние 5 лет жизнь в Вашем населенном пункте?» (табл. 2) [2, с. 26].

Таблица 2. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как Вы считаете, улучшилась ли за последние 5 лет жизнь в Вашем населенном пункте?», %

Варианты ответа Брестская область Витебская область Гомельская область Гродненская область Минская область Могилевская область

село малый город село малый город село малый город село малый город село малый город село малый город

Улучшилась 43,2 60,0 26,2 46,7 38,3 44,4 45,3 38,3 45,9 48,3 47,1 56,7

Осталась прежней 31,1 18,3 36,7 21,7 34,2 23,8 30,6 30,0 30,0 28,3 30,3 15,0

Ухудшилась 15,8 6,7 31,7 18,3 16,7 11,1 15,5 16,7 13,6 10,0 14,7 20,0

Затрудняюсь ответить 9,9 13,8 5,5 11,7 10,8 19,0 8,5 13,3 10,4 10,0 8,0 8,3

1 Всего опрошено 1768 респондентов: 1405 жителей сельских населенных пунктов и 363 жителя малых городов.

Данные таблицы показывают, что значительная часть респондентов, отметивших улучшение, - жители малых городов. Их количество варьируется от 38,3 % до 60 %. У жителей села эти показатели несколько ниже - от 26,2 % до 47,1 %. Значительные улучшения жизни за последние 5 лет отмечают респонденты в возрасте 60 лет и старше. В других возрастных группах (16-30 лет и 31-45 лет) негативные оценки даются чаще, чем у старших, это свидетельствует о том, что, несмотря на положительные изменения, и села, и малые города представляются малоперспективными для молодежи.

Значительное воздействие на формирование социальных установок и мотивацию отъезда молодых людей в большой город оказывает социальное окружение, в частности родители. Они считают переезд в большой город хорошей возможностью для профессионального и интеллектуального развития детей, расценивая это как шанс выбиться в люди. На вопрос: «Хотите ли Вы, чтобы Ваши дети жили и работали в селе?» 67,5 % респондентов ответили - «нет». Это на 24,3 % больше, чем в 2007 г. Очень незначительное количество опрошенных сельчан (13,8 %) связывают будущее своих детей с сельской местностью. При этом каждый пятый респондент (18,7 %) затруднился ответить на данный вопрос. Ситуация в малых городах также вызывает обеспокоенность, только третья часть участников опроса (30,0 %) пожелала бы своим детям остаться в родном городе. То есть изначально родители ориентируют своих детей на смену места жительства, что ведет, в свою очередь, к потере интереса молодежи к сельскохозяйственному труду. Ей свойственно желание отделиться от родителей и жить независимой жизнью; переезд же в другой город или страну увеличивает самостоятельность и независимость, а также дает возможность повысить свой уровень жизни. Мотивы семейного плана занимают значимое место в жизни молодежи и оказывают решающее влияние на формирование их миграционных намерений. На них сослался каждый четвертый опрошенный житель села и каждый восьмой житель малого города (22,3 % и 12,7 %), собирающийся мигрировать. В большей степени эта проблема волнует молодежь сельской местности.

Что же касается желательной профессии для своих детей, то респонденты-сельчане преимущество отдают несельскохозяйственным профессиям (14,4 %) и только 4,7 % связывают будущую профессию детей с агросферой. В основном 73,7 % респондентов хотят, чтобы их дети получили высшее образование. Аналогичная ситуация и в малых городах. Перспектива трудозанятости своих детей в сельском хозяйстве явно не радует горожан, только 0,3 % опрошенных хотели бы этого. Абсолютное большинство (84,6 %) горожан, так же как и сельчан, желает, чтобы дети получили высшее образование, занялись бизнесом (6,3 %) и только 3,0 % из них хотят, чтобы дети приобрели рабочую городскую профессию.

Анализ возрастной структуры респондентов, намеревающихся уехать из своего населенного пункта, показывает, что чем старше возраст потенциальных мигрантов, тем слабее выражена у них установка на миграцию. Так, основ-

ную долю респондентов, планирующих переезд, составляют молодые люди в возрасте до 30 лет (34,5 % сельчан и 45,1 % горожан). В то же время доли других возрастных групп составили: от 31 до 45 лет - 20,2 % и 23,1 %; от 46 до 60 лет - 9,6 % и 15,5 %; старше 60 лет - 2,8 % и 9,6 % соответственно. Причем молодежная составляющая потенциального миграционного потока более всего представлена в малом городе (45,1 %). Являясь наиболее мобильным слоем населения, данная возрастная группа обладает качествами, которые увеличивают ее долю в общей численности мигрантов и делают миграцию большей частью молодежным явлением [3, с. 404]. В целом молодежь более гибка, обладает высокой степенью адаптации, что облегчает освоение и налаживание жизни на новом месте.

Молодежная миграция совпадает по направленности с общими миграционными потоками, но, как правило, эта направленность более ярко выражена. Миграционные ориентации молодежи направлены строго в сторону регионов с лучшими условиями жизни, в частности в крупные города. Причем лучшие условия жизни для них, в отличие от старших поколений, не исчерпываются возможностями для трудоустройства и заработка. Молодое поколение предъявляет еще и культурные запросы к местности, куда перемещается. При этом культурные потребности молодых людей в зависимости от уровня образования и общей культуры варьируют от наличия баров и дискотек до театров и музеев [3, с. 425]. Это подтверждают результаты исследования. На протяжении многих лет миграционные предпочтения молодежи остаются неизменными -Минск и областные центры. Однако готовность респондентов из малых городов переехать в них несколько выше (24,0 %), чем у сельчан (10,5 %). Сельская молодежь больше ориентирована на средние и малые города (13,9 %). Из тех, кто намерен мигрировать, только 3,4 % опрошенной молодежи предпочли бы сельскую местность. Из них 1,4 % - жители малого города и 2,0 % - сельчане. Доля сельских жителей, рассматривающих как потенциальную возможность внешнюю миграцию, составила 1,0 %, в то время как у респондентов из малых городов - 12,7 %.

В ходе социологического исследования были выявлены основные причины, мотивы и стимулы, побуждающие молодежь к прожективному миграционному поведению. Анализ ответов респондентов показал, что лидерами в ряду причин являются низкий размер оплаты труда (71,8 % и 74,6 %), малый выбор профессий и необходимость поиска подходящей работы. Результаты исследования показали, что наиболее остро эта проблема стоит у жителей малого города. Так, 70,4 % респондентов малого города сетуют на малый выбор профессии и 73,2 % на необходимость поиска подходящей работы, в сельской местности эта проблема волнует 58,2 % и 53,0 % опрошенных. Действительно, и в селах, и в малых городах существует проблема ограниченности направлений профессиональной деятельности, предлагаемой на рынке труда, тем более что многие сельскохозяйственные и городские рабочие профессии, в которых нуждается современное белорусское село и малый город, не обладают доста-

точным социальным престижем, чтобы привлечь юношей и девушек, заканчивающих школу. Как правило, молодежь стремится на экономический, юридический и другие более престижные факультеты, а после окончания вуза сталкивается с проблемой трудоустройства по специальности, а именно с отсутствием рабочих мест в их населенном пункте, соответствующих профессиональному уровню подготовки. Не найдя применения полученным навыкам, молодые специалисты уезжают в город. Так как рынок труда большого города более разносторонний, а широта выбора сфер деятельности является его отличительной чертой, то приезжая молодежь в нем находит сферу приложения своего труда и способностей.

Особую проблему представляет слабо развитая индустрия развлечений в малом городе и селе. Молодежь оценивает данный факт крайне отрицательно и выражает надежду, что когда-нибудь эта ситуация изменится. Ее интересует отдых в кинотеатрах, театрах, клубах, на благоустроенных улицах города, чему удовлетворяет большой город. Важно отметить, что данный показатель у респондентов из малых городов значительно выше, нежели у сельчан (64,8 % и 42,5 % соответственно).

Таким образом, несмотря на позитивные изменения, проблема привлекательности проживания в малых городах и сельской местности для молодежи все еще остается нерешенной. Причинами миграции молодежи являются: желание получить профессию и повысить профессиональную квалификацию, поиск высокооплачиваемой работы, отсутствия должного количества культурных учреждений и недостаточное внимание к организации досуга молодежи со стороны местных властей.

Литература

1. Регионы Республики Беларусь, 2011: стат. сб. / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь. - Минск, 2011. - С. 52-69.

2. Смирнова, Р. А. Социально-культурный портрет сельских регионов Беларуси: Минская область / Р. А. Смирнова, Т. В. Кузьменко, Т. С. Балакирева; Ин-т социологии НАН Беларуси. -Минск: Право и экономика, 2012. - С. 26.

3. Социология молодежи: учеб. пособие / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков, Ф. Д. Кадария, И. П. Савченко, В. А. Шаповалов; под ред. проф. Ю. Г. Волкова. - Ростов-н/Д, 2001. - С. 404, 425-426.

Т. s. BALAKIREVA

FEATURES OF THE MIGRATION BEHAVIOUR OF YOUTH VILLAGES AND SMALL TOWNS OF BELARUS

Summary

This article discusses the issues of migration behavior of young people from small towns and rural areas. Based on sociological data is detected and analyze the factors that affect their migratory activity.

Key words: the migratory behavior of, migration processes, urban and rural youth.

Поступила 29.10.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.