УДК: 35.085.6:352 DOI: 10.12737/article_5901db43e417f4.57159356
Фомина Мария Геннадиевна, доцент кафедры
конституционного и муниципального права, кандидат
политических наук, Среднерусский институт управления -
филиал РАНХиГС при Президенте РФ, (Российская
Федерация, г. Орел), е-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ И СПЕЦИФИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
В статье исследуются сущность, содержание и виды муниципального контроля; рассматриваются приоритетные направления совершенствования его организации. Важная часть статьи посвящена анализу теоретических и практических аспектов муниципального контроля. В работе делается вывод о том, что муниципальный контроль обладает отличительными особенностями и наделён определённой спецификой.
Ключевые слова: контроль, муниципальный контроль, взаимодействие контрольных органов.
Fomina M. G., Candidate of Political Sciences, Associate Professor at the Department of Constitutional and Municipal Law, Central Russian Institute of Management - a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), email: [email protected]
CONCEPT AND TYPES OF MUNICIPAL CONTROL
The article considers the essence, contents and types of municipal control; the priority directions of improvement of its organization are examined. An important part of the article is devoted to the analysis of theoretical and practical aspects of municipal control. In the article the conclusion is drawn about municipal control having distinctive features and some specifics, in comparison with other types of control.
Keywords: control, municipal control, interaction of regulatory authorities.
Контроль на местном уровне - это гарантия соблюдения законности в деятельности органов местного самоуправления, это форма соблюдения равновесия интересов населения и властных структур, представляющих государство как средство обеспечения социальной справедливости в современном российском обществе.
В статье 17.1 Федерального закона от 06.10.2001 №1З1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что «органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муници-
пальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации».
Впервые понятие муниципального контроля приведено в п. 4 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которое предусматривает «деятель-
ность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами».
Следует обратить внимание, что муниципальный контроль проводится в границах конкретного муниципального образования.
Основными составляющими контрольного процесса являются: проверки, их организация и проведение; выработка мер по пресечению выявленных нарушений и по устранению их последствий, наблюдение за исполнением обязательных требований при осуществлении деятельности хозяйствующими субъектами; прогнозирование состояния исполнения этих обязательных требований и др.
Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» закрепил за органами прокуратуры новые полномочия в части формирования ежегодного плана проверок в рамках государственного и муниципального контроля. Начиная с 2010 г. все контролирующие органы в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения проверок обязаны представить в прокуратуру на согласование проекты ежегодных планов проверок. После согласования формируется ежегодный сводный план проведения плановых проверок, с которым можно ознакомиться на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации. В различных источниках приводится
довольно широкий перечень контроля, который осуществляется органами местного самоуправления.
Единый, унифицированный перечень муниципального контроля, который был бы утвержден законодательно, на сегодняшний день отсутствует. В научно-правовой литературе, посвященной вопросам муниципального контроля, приводятся различные мнения по поводу признаков классификации муниципального контроля.
По мнению автора, наиболее полный анализ приведен в докладе Министерства экономического развития Российской Федерации за 2011 год «Муниципальный контроль в Российской Федерации». Во всех последующих ежегодных докладах этого ведомства точка зрения относительно структурирования видов муниципального контроля осталась неизменной.
На рис. 3 приведена блок-схема группировки муниципальных контрольных полномочий в зависимости от сферы действия Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В свою очередь, собственные контрольные полномочия можно разбить на четыре группы в зависимости от вариантов закрепления муниципального контроля в федеральном законодательстве.
Первая группа - это виды муниципального контроля, такие как земельный, финансовый, лесной контроль, контроль в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения, за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, за проведением муниципальных лотерей, контроль на территории особой экономической зоны, контроль за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов о размещении заказов, закреплены 131 -ФЗ в качестве вопросов местного значения. Кроме того, каждый из этих видов контроля закреплен отраслевым законом.
36 JOURNAL OF PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION •VOLUM 6•ISSUE №1 • 2017
Все муниципальные контрольные полномочия
Контрольные полномочия, которые полностью подпадают под действие Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ - ГРУППА 1
Муниципальный земельный контроль
Муниципальный контроль в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий
местного значения_
Муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения_
Муниципальный лесной контроль_
Контроль за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства
Контроль за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции Муниципальный контроль в области торговой деятельности
Контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых
Контроль за организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках
-р Виды контроля, которые подпадают под действие Закона № 294-ФЗ, но в отношении которых федеральными законами могут быть установлены особенности - ГРУППА 2
Муниципальный контроль за проведением муниципальных лотерей
Муниципальный контроль на территории особой экономической зоны
Контроль за представлением обязательного экземпляра
Виды контроля, которые исключены из сферы действия Закона № 294-ФЗ в силу специальной оговорки в
законе - ГРУППА 3
Контроль за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов о размещении заказов
Контроль за исполнением муниципального бюджета
Рисунок 3 - Подсистема муниципальных контрольных полномочий
Вторая группа - это виды контроля, которые представляют собой составную частью вопроса местного значения и имеют прямое закрепленние в отраслевых законах: контроль за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, контроль за представлением обязательного экземпляра.
Третья группа - виды контроля, установленные в отраслевом законодательстве и не
имеющие нормативных оснований среди вопросов местного значения: контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, контроль за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции, муниципальный контроль в области
торговой деятельности, контроль за организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках.
Четвертая группа собственных контрольных полномочий муниципалитетов - это виды контроля, не имеющие оснований в отраслевых законах и являющиеся частью конкретных вопросов местного значения.
В настоящее время изучение специфики и особенностей контроля на муниципальном уровне имеет огромное значение, так как внедрение системы проектного упрвления на муниципальном уровне требует проработки нормативно-правовой базы. Однако, можно согласиться с авторами1, что технологии проектного управления позволяют эффективно достигать плановых показателей и поставленных целей, что обеспечивает прозрачность управления, оперативность и обоснованность принимаемых решений. Но наш взгляд, требует проработки контрольных функций в нормативных актах, обеспечивающих транспарентность проектной деятельности.
Итак, перечень видов муниципального контроля довольно широк и имеет свои особенности. Определенная работа в муниципальных образованиях по реализации контрольных мероприятий осуществляется2. Главная задача, которая стоит перед органами местного самоуправления - это оценка своих возможностей по организации эффективного муниципального контроля собственными силами и передача части полномочий по осуществлению отдельных видов контроля на уровень муниципальных районов и округов через подписание двухсторонних соглашений.
1 Балашов А.Н., Мироненко Н.В., Холодов В.А., Борисов А.С. Нормативно-правовое регулирование внедрения проектного управления в сфере государственного управления: регио-нальный аспект// Среднерусский вестник общественных наук. 2016. -Т.11. -№ 4.-С. 117-126.
2 Маковкина С.А., Ручкин А.В. Стратегическое планирование развития муниципальных образований: опыт зарубежных стран и регионов России //Управленческое консультирование. -2014. - № 8 (68). - С. 88- 99.
Библиография:
1.Маковкина С.А., Ручкин А.В. Стратегическое планирование развития муниципальных образований: опыт зарубежных стран и регионов России // Управленческое консультирование. -2014. - № 8 (68). - С. 88- 99.
2.Мигин С. О новом законодательстве РФ о государственном и муниципальном контроле // Общество и экономика.- 2009.- № 6.- С.86- 96.
3.Слепых М.В Развитие законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле // Правовая наука и реформа юридического образования. - 2011. -№1(24). - С.119-124.
4. Холодов В.А., Балашов А.Н., Мироненко Н.В., Борисов А.С. Нормативно-правовое регулирование внедрения проектного управления в сфере государственного управления: региональный аспект // Среднерусский вестник общественных наук. 2016. -Т. 11. - № 4. -С. 117-126.
References:
1. Makovkina S.A., Ruchkin A.V. Strate-gicheskoe planirovanie razvitiia munitsipal'nykh obrazovanii: opyt zarubezhnykh stran i regionov Rossii //Upravlencheskoe konsul'tirovanie. - 2014. - № 8 (68). - S. 88- 99.
2.Migin S. O novom zakonodatel'stve RF o gosudarstvennom i munitsipal'nom kontrole // Ob-shchestvo i ekonomika.- 2009.- № 6.- S.86- 96.
3.Slepykh M.V Razvitie zakonodatel'stva o gosudarstvennom kontrole (nadzore) i munitsipal'nom kontrole // Pravovaia nauka i reforma iu-ridicheskogo obrazovaniia. - 2011. - №1(24). -S.119-124.
4. Kholodov V.A., Balashov A.N., Mironenko N.V., Borisov A.S. Normativno-pravovoe reguliro-vanie vnedreniia proektnogo upravleniia v sfere gosudarstvennogo upravleniia: regional'nyi aspect // Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk. 2016. -T. 11. - № 4. -S. 117-126.
38 JOURNAL OF PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION »VOLUM 6»ISSUE №1 • 2017