EDN: RSVYVR
С.Б. Жемулин - к.э.н., начальник, Пермский институт ФСИН России, Пермь, Россия, [email protected],
S.B. Zhemulin - candidate of economics, Head, The Perm Institute of the FPS of Russia, Perm, Russia.
ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВЕДОМСТВЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ОБРАЗОВАНИЯ PECULIARITIES AND PROBLEMS OF MANAGEMENT OF DEPARTMENTAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Аннотация. Современный этап развития Российской Федерации характеризуется глубокими трансформационными процессами социально-экономической системы страны под влиянием достижений научно-технического процесса и технологической революции, которые пронизывают все общество, государственные органы и ведомства в их числе. В этих условиях обостряется проблематика кадрового обеспечения, удовлетворяющего трансформирующейся социально-экономической среде. На повестку дня выходит задача выявления и учета особенностей и проблем управления ведомственными учреждениями образования, в целях их преобразования в эффективные источники квалифицированных кадров для обеспечения деятельности ведомственных учреждений, являющаяся целью настоящего исследования. В статье посредством теоретического и эмпирического методов познания на основе анализа современных научных публикаций, посвященных различным аспектам проблематики управления ведомственными учреждениями образования, выявлены и систематизированы основные отличительные особенности и ключевые проблемы управления ведомственными учреждения образования. Проведенное исследование позволило сформулировать ряд рекомендаций по совершенствованию управления ведомственными учреждениями образования, направленных на повышение эффективности деятельности - подготовку кадров требуемой квалификации и численности, способных в кратчайшие сроки приступить к выполнению профессиональных обязанностей.
Abstract. The modern stage of development of the Russian Federation is characterised by deep transformation processes of the socio-economic system of the country under the influence of the achievements of scientific and technological process and technological revolution, which permeate the whole society, state bodies and departments among them. In these conditions, the problem of staffing that meets the transforming socio-economic environment becomes more acute. The task of identifying and taking into account the peculiarities and problems of management of departmental educational institutions, in order to transform them into effective sources of qualified personnel to ensure the activities of departmental institutions, which is the purpose of this study, is on the agenda. In the article by means of theoretical and empirical methods of cognition on the basis of analysis of modern scientific publications devoted to various aspects of the problems of management of departmental educational institutions, the main distinctive features and key problems of management of departmental educational institutions are identified and systematised. The conducted research allowed to formulate a number of recommendations to improve the management of departmental educational institutions, aimed at improving the efficiency of activities - training of personnel of the required qualification and number, capable to start performing professional duties in the shortest possible time.
Ключевые слова: управление, ведомственное учреждение образования, особенности управления, проблемы управления.
Keywords: management, departmental educational institution, management peculiarities, management problems.
Введение
Современный этап развития и управления системой образования в Российской Федерации характеризуется повышенной сложностью протекающих социально-экономических процессов, оказывающих значительное влияние на повышение качества образования и эффективность всей образовательной системы страны. Поэтому изучение особенностей и проблем управления образовательными организациями, а в частности управления ведомственными учреждениями образования, является актуальной и значимой темой и представляет интерес для многих исследователей.
Так, Т. А. Пустовалова выделяет ряд существенных проблем присущих системе образования и отмечает, что «управление осуществляется на федеральном уровне, тогда как региональные и муниципальные органы власти наделены лишь некоторыми ограниченными функциями» [1]. Коллектив авторов [2] выделяет проблемы отечественного образования, связанные с переходом к информационному обществу. В свою очередь, Л. Н. Самбор-ская раскрывает особенности управления образовательной организацией [3], а В. А. Тимонина, Д. К. Тимохин и Н. М. Лисицкая анализируют проблемы и стратегические перспективы в управлении высшими учебными заведениями в условиях цифровой трансформации с применением современных подходов и инструментов, инновационных технологий и сервисов [4].
О реформировании системы высшего образования в Российской Федерации, а именно о трансформации ведомственных учреждений образования, в которых ведется подготовка специалистов, обеспечивающих безопасность страны, говорит в своем исследовании В. В. Булгаков [5]. По мнению Г. В. Маковича, существует необходимость значительного изменения характера управления ведомственными учреждениями образования как со стороны органов государственной власти, так и со стороны Минобразования России. Автор также отмечает, что для обеспечения образовательного и воспитательного процессов при подготовке высококвалифицированных кадров, способных выполнять свои профессиональные обязанности, ведомственным учреждениям образования необходимо предоставить возможность «применять внутренние регулятивные механизмы в своей образовательной деятельности» [6].
В исследовании С. Н. Емельянова на основе всестороннего изучения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» выделены особенности и проблемы управления ведомственными учреждениями образования, эффективность которых зависит от качества образования при грамотной социальной и экономической политике вуза. Автор отмечает, что в деятельности образовательных организаций ФСИН России необходим дополнительный регламент не только от Министерства образования и науки России, но и со стороны ФСИН России, а также существенное совершенствование системы и принципов управления [7].
С. А. Саутина, рассматривая проблемы деятельности образовательных организаций ФСИН России, одной из важнейших проблем называет подготовку высококвалифицированных сотрудников для уголовно-исполнительной системы [8]. Для решения которой необходимо повысить эффективность управления как образовательным процессом, так и образовательным учреждением в целом, как комплексной социально -экономической системой. В данном контексте мы разделяем мнение И. С. Панферкиной, что управление образовательным процессом следует рассматривать как один из элементов целостной системы управления ведомственным образовательным учреждением, состоящей из взаимосвязанных структурных и функциональных
компонентов, взаимодействие которых обеспечивает последовательное, скоординированное и всеобъемлющее воздействие субъектов управления на обучение, воспитание, личностное развитие курсантов и их психологическую подготовку для успешного обеспечения потребностей государства в специалистах с необходимым уровнем квалификации [9].
Таким образом научная общественность проявляет активный интерес к изучению различных аспектов обозначенной проблематики, в то же время можно отметить разобщенность проводимых исследований управления ведомственными учреждениями образования и их фрагментарность, что не позволяет сформировать полную картину состояния, существующих особенностей и актуальных проблем в данном секторе системы образования Российской Федерации. Исходя из чего, заявленная тематика статьи представляется актуальной, теоретически и практически значимой.
Цель исследования заключается в выявлении особенностей и проблем управления ведомственными учреждениями образования, как основных источников квалифицированных кадров для обеспечения деятельности ведомственных учреждений.
Материалы и методы исследования
Материалами исследования послужили научные публикации, посвященные различным аспектам проблематики управления ведомственными учреждениями образования в современных условиях трансформационной экономики Российской Федерации. В качестве основных методов исследования применялись общенаучные методы синтеза, анализа, обобщения и систематизации, а также приемы графической визуализации данных.
Результаты исследования и их обсуждение
Под управлением ведомственными учреждениями образования будем понимать целеориентированную согласованную деятельность субъектов управления, направленную на обеспечение функционирования и развития учреждений образования в целях достижения конечного результата - подготовки кадров требуемой квалификации и численности, способных в кратчайшие сроки приступить к выполнению профессиональных обязанностей.
Являясь элементами экономики образования, ведомственные учреждения образования, вместе с тем характеризуются рядом существенных отличий, которые накладывают определенные ограничения и сложности в управлении. Так, например Е. О. Бухаров, А. В. Калач и М. П. Табункова, исследуя учреждения образования МВД России обозначают ряд управленческих проблем [10], представленных на рисунке 1.
Рисунок 1 - Проблемы управления учреждениями образования подведомственными МВД России
(Источник: составлено автором по данным [10])
В то же время С. В. Перов, исследуя образовательные учреждения подведомственные ФСИН России, отмечает, что все основные проблемы обусловлены особенностями правового статуса и структурой этих образовательных учреждений [11], и заключаются в следующем:
1) образовательные учреждения ФСИН России имеют ограниченную самостоятельность, в определении организационной структуры и штатного расписания, поскольку формируются на основе кадровых потребностей учреждений ФСИН России, что в свою очередь сдерживает развитие и оптимизацию структуры образовательных учреждений;
2) процедуры изменения штатного расписания, процесса комплектации кадров и корректировки организационной структуры отличаются трудоемкостью и сложностью, что обусловлено необходимостью информационно-аналитического и организационного обоснования предлагаемых изменений для согласования с ФСИН России [11].
Управление ведомственными образовательными учреждениями и комплексами связано с масштабностью и вертикальной структурой принятия решений, где федеральные органы власти участвуют в определении стратегических задач, а тактические и оперативные задачи находятся в компетенции руководства ведомственных учреждений образования. Ведомственные образовательные учреждения являются научными, хозяйственными и образовательными комплексами, осуществляющими самостоятельную образовательную, научно-исследовательскую, хозяйственную и финансовую деятельность. Одним из примеров таких образовательных комплексов служат образовательные учреждения подведомственные ФСИН России [12].
Особенности такого рода образовательных учреждений представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 - Отличительные особенности управления ведомственными учреждениями образования
(Источник: составлено автором по данным [13])
Исходя из представленных особенностей управления ведомственными учреждениями образования, для совершенствования процесса управления требуют учета следующие принципы:
- гуманистический характер образования, где на первый план выдвигаются общечеловеческие ценности и свободы личности;
- единство федерального образования, обеспечивающего сохранение и учет своеобразия региональных и национальных культур;
- общедоступность образования и адаптация системы к потребностям общества и обучающихся;
- государственность образования, предполагающего светский подход, плюрализм и свободу в обучении, в сочетании с демократичностью управления и самостоятельностью образовательных учреждений.
Перечисленные принципы задают главные векторы развития образовательной системы, государственной и муниципальной образовательной политики, а также реорганизации учреждений образования на территории страны в целях соответствия запросам трансформирующейся социально-экономической системы общества.
Для решения обозначенных проблем и в рамках обозначенных принципов, целесообразным представляется реализация ряда задач, направленных на совершенствование управления учреждениями образования, успешность и эффективность которого определяется качеством совместной работы всех подразделений и сотрудников образовательного учреждения, которые работают над общей задачей - подготовкой высококвалифицированных специалистов, способных быстро начать выполнять свои профессиональные обязанности после выпуска. Ключевым показателем эффективности управления ведомственным учебным заведением является процент трудоустроенных выпускников после завершения обучения.
С. Н. Емельянов, ссылаясь на федеральный закон № 273-Ф3 [14] и требования Минобрнауки России и Рособрнадзора, приводит следующий перечень задач и направлений совершенствования управления учреждениями образования подведомственными ФСИН России (рисунок 3).
Задачи совершенствования (№273 ФЗ)
'Переработать уставы образовательных организаций в соответствии с требованиями данного закона;
'Создать и поддерживать в актуальном состоянии системы менеджмента качества и системы информирования;
'Внести во ФСИН России предложения по формированию перечня нормативных правовых актов, разрабатываемых учредителем в соответствии с требованиями рассматриваемого закона, а также по нх содержанию.
Направления совершенствования (требования Минобрнауки и Рособрнадзор)
'Разработка локальных актов образовательных организаций (правила приема по уровням подготовки; положения о приемной, апелляционной и других комиссиях; 'формы договоров о платных образовательных услугах и т.д.) в соответствии с требованиями приказов;
■Разработка основных образовательных программ и учебных планов, обусловленных утверждением федеральных государственных образовательных стандартов поколения 3+ (далее - ФГОС);
'Переоформление лицензий и свидетельств о государственной аккредитации; 'Обеспечение выполнения требований ФГОС и аккредитацнонных требований.
Направления совершенствования
(положения концепции и требования ФСПН России)
'Повышение качества образовательных программ в области юриспруденции, экономики, государственного управления,усиление антикоррупционной направленности в образовательных программах дополнительного профессионального образования работников УИС;
'Совершенствование специальной и психофизической подготовки работников, улучшение методического обеспечения и условий проведения занятий, оборудование полигонов и рабочих мест.
Рисунок 3 - Ключевые направления и задачи совершенствования управления ведомственными учреждениями образования
(Источник: составлено автором по данным [7])
По нашему мнению, для совершенствования управления ведомственными образовательными учреждениями ключевыми рекомендациями являются:
- разработка научно-обоснованных типовых структур и штатных расписаний для образовательных учреждений высшего профессионального образования с учетом уникальности, особенностей и потребностей ведомственных структур России;
- выстраивание эффективного взаимодействия между ведомственными учреждениями образования и соответствующими ведомствами в процессе формирования структуры и штатного расписания, с учетом потребностей обеих сторон, существующих проблем, тенденций и перспективных направлений развития.
Заключение
Ввиду подведомственности соответствующие учреждения образования представляют собой особую образовательную систему, управление которой характеризуется целым рядом особенностей, требующих обязательного внимания и учета. Также пристального внимания требуют выявленные проблемы в управлении ведомственными учреждениями образования. Исходя из чего, вся система управления ведомственными образовательными учреждениями России в настоящем трансформационном периоде нуждается не просто в регламентации со стороны ведомств и Минобрнауки, но и в совершенствовании для выработки адекватного ответа возникающим вызовам современности.
Источники:
1. Пустовалова Т.А. Особенности системы управления образованием в России / Т.А. Пустовалова // Международный научно-исследовательский журнал. 2023. № 8 (134). https://doi.org/10.23670/IRJ.2023.134.33.
2. Кудаков О.Р. Куда движется российское образование: о некоторых проблемах и тенденциях / О.Р. Кудаков, Г.У. Матушанский, Г.В. Завада // Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2016. № 4(32). С. 106-126.
3. Самборская Л.Н. Особенности управления образовательной организацией в условиях цифровой трансформации / Л.Н. Самбор-ская // Человеческий капитал. 2022. № 5-2(161). С. 151-157.
4. Тимонина В.А. Особенности стратегического управления образовательной организацией в контексте цифровой трансформации / В.А. Тимонина, Д.К. Тимохин, Н.М. Лисицкая // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2022. № 4(36). С. 117-124.
5. Булгаков В.В. Реформирование ведомственных вузов: критический анализ / В.В. Булгаков // Высшее образование в России. 2018. Т. 28. № 8-9. С. 100-109. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-100-109.
6. Макович Г.В. Необходимость разработки ведомственных стандартов высшего профессионального образования для образовательных организаций МВД России / Г.В. Макович // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 3. https://doi.org/10.17513/spno.29825.
7. Емельянов С.Н. Организационно-правовые особенности и проблемы управления ведомственными образовательными организациями в связи с принятием федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» / С.Н. Емельянов // Пенитенциарная наука. 2014. № 2 (26). С. 66-70.
8. Саутина С.А. Планирование подготовки кадров для УИС в образовательных организациях ФСИН России / С.А. Саутина // Актуальные вопросы информатизации Федеральной службы исполнения наказаний на современном этапе развития уголовно-исполнительной системы : сборник материалов круглого стола (Тверь, 19 октября 2018 г.). Тверь: Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт информационных технологий Федеральной службы исполнения наказаний», 2018. С. 209-216.
9. Панферкина И.С. Организационно-педагогические условия повышения эффективности управления образовательным процессом в ведомственных вузах. URL: https://tsutmb.ru/nayk/nauchnyie_meropriyatiya/int_konf/mezhdunarodnyie/29_05_2014_lichnoe_i_ profes-sionalnoe_razvitie_budushchego_spetsialista/sektsiya_2_filosofskie_i_pedagogicheskie_osnovaniya_professionalnogo_razvitiya_ budush-chego_spetsiali/organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya-povysheniya-effektivnosti-upravleniya-obrazovatelnym-protse/?ysclid=ly85 x6fezr889440409 (дата обращения: 16.06.2024).
10. Бухаров Е.О. Оптимизация управления научными подразделениями в ведомственных организациях / Е.О. Бухаров, А.В. Калач, М.П. Табункова // Вестник Воронежского института ФСИН России. 2020. № 4. С. 25-36.
11. Перов С.В. Развитие организационных структур ведомственных вузов ФСИН России: факторы, процедуры, актуальные проблемы / С.В. Перов // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2010. № 11. С. 35-37.
12. Абдеряхимова Г.Б. Управление проектами в образовательной среде вузов ФСИН России (на примере Самарского юридического института ФСИН России) / Г.Б. Абдеряхимова // Дни науки : сборник статей XXIII студенческой научной конференции (Самара, 17 марта 2022 г.). Самара: Московский городской педагогический университет, 2022. С. 7-10.
13. Новиков Д.А. Модели и механизмы управления научными проектами в ВУЗах / Д.А. Новиков, А.Л. Суханов. Москва.: Искусство управления образованием РАО, 2005. 80 с.
14. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698 (дата обращения: 16.06.2024).