Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ В РОССИИ'

ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
166
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА / ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ / ПРОБЛЕМЫ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сафонова А.А., Филатова Е.В.

В данной статье рассматриваются понятия «логистика», «транспортная логистика», рассмотрена структура рынка транспортно-экспедиционных услуг, представлена структура транспортно- логистических услуг и выделены проблемы транспортной логистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ В РОССИИ»

задолженностью, принадлежащей учредителю. Кроме того, деятельность таких компаний прозрачна, стоимость активов не зависит от бизнеса компании-кредитора, что определяет высокую котировку таких бумаг и позволяет сохранить генерируемые денежные потоки компании.

5.Выпуск краткосрочных бумаг позволяет компаниям произвести заимствования на короткие сроки с помощью инструментов денежного рынка.

6. Система мотивации персонала, участвующего в управлении дебиторской задолженностью.

7.Инкассационная политика.

Таким образом для эффективного и правильного управления дебиторской задолженностью нужно производить ее постоянный анализ и мониторинг, провести правильную классификацию дебиторов предприятия, не только по важности, но и отдельно по срокам возникновения и отдельно по видам, для ускорения перевода дебиторской задолженности в иные формы оборотных активов, предприятия, применяется рефинансирование дебиторской задолженности, в частности - факторинг и форфейтинг и другие рассмотренные выше мероприятия.

Использованные источники:

1. Карасева, И.М. Финансовый менеджмент: учеб. пособие по специализации «Менеджмент орг.» / И.М. Карасева, М.А. Ревякина; под ред. Ю.П. Анискина. - М.: ОМЕГА-Л, 2006. - 335 с.

2. Басовский, Л.Е. Финансовый менеджмент: учебник / Л.Е. Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2002 - 239 с.

3. Бережной В.И., Герасимова Л.Н. Анализ и оценка путей сокращения дебиторской задолженности// Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета-№3- 2005.-С.35

Сафонова А.А.

ассистент кафедра ЭиМ Филатова Е. В. студент 3го курса СТИ НИТУ «МИСиС» Россия, г. Старый Оскол ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ В РОССИИ

Аннотация: В данной статье рассматриваются понятия «логистика», «транспортная логистика», рассмотрена структура рынка транспортно-экспедиционных услуг, представлена структура транспортно-

логистических услуг и выделены проблемы транспортной логистики.

Ключевые слова: Логистика, транспортная логистика, транспортно-логистические услуги, проблемы транспортной логистики.

Направление «Логистика» появилось, когда Россия совершила переход к рыночной экономике. Логистика - интегрированная деятельность, которая начинается с первого этапа производства товара и доходит до потребления товара покупателем. Транспортной логистикой является система по организации доставки, по перемещению различных материальных предметов и веществ по оптимальному маршруту из одной точки в другую.

Выяснено, что использование логистической системы способно гарантировать: уменьшение уровня складских запасов сырья и готовой продукции на 30-50%; повышение транспортировки в 1.5-2 раза; а так же улучшать производственные мощности предприятий- производителей товара на 20-50% [1].

По результатам экспертного анализа Всемирного банка по индексу эффективности логистики (ЪР1), в 2012 г. РФ занимает 95-е место из 155 стран мире со значением 2.58 (первое - у Сингапура с индексом 4.13). Компонентами индекса LPI являются: эффективность таможенного и пограничного контроля, качество транспортной инфраструктуры, конкурентоспособность цены поставок, компетентность и качество логистических услуг, возможность отслеживания грузов, своевременность поставки. Снижение в рейтинге по ряду позиций (инфраструктура, компетентность, своевременность) произошло с 2007 г., а по таможенному контролю мы вообще на 138-м месте, хотя еще в 2010-м это было далеко не призовое, но 115-е место [2].

Таблица 1

Структура рынка транспортно-экспедиционных услуг в РФ [1]

Виды транспортно-экспедиционных услуг Млн руб. Удельный вес, %

Организация грузоперевозок (экспедиторские услуги) 216141 11.0

Транспортная обработка грузов (перегрузочные терминалы) 92920 4.7

Хранение и складирование грузов 109780 5.6

Прочая вспомогательная деятельность 199843 10.2

Автомобильные грузоперевозки 170278 8.7

Грузовые авиаперевозки 54577 2.8

Железнодорожные грузовые перевозки 1059698 53.9

Водные грузовые перевозки 61891 3.1

Всего 1965128 100

Данные табл.1 свидетельствуют о значительной доле железнодорожных грузоперевозок - 54%, основные логистические операции по обработке, хранению и складированию не столь велики.

Рассмотрим структуру транспортно- логистических услуг в международной практике и России.

Мир

■ транспортно-экспедиционные услуги

■ Комплексная логистика (складирование и дистрибьюция)

■ Управленческая логистика и услуги по оптимизации логистических бизнес-процессов

Рис.1- Структура транспортно-логистических услуг в мире,% [3]

Россия

2% 1%

■ транспортно-экспедиционные услуги

■ Комплексная логистика (складирование и дистрибьюция)

■ Управленческая логистика и услуги по оптимизации логистических бизнес-процессов

Рис. 2- Структура транспортно-логистических услуг в России, % [3]

К основным проблемам транспортной логистики относятся:

1) Большие расстояния, неравномерность транспортной сети и современных логистических объектов инфраструктуры, в частности отсутствие сети терминально-логистических комплексов, нехватка качественных складских площадей, погрузочно-разгрузочного оборудования, подвижного состава, низкая степень контейнеризации грузов;

2) Неоднородное развитие логистики по всей стране, ее излишняя географическая централизация;

3) Низкий спрос на услуги диктует свои правила: большое сосредоточение крупных клиентов в центральном регионе влечет более динамичное развитие сервиса, что касается отдаленных территорий, то здесь суммируются присутствие меньшего количества крупных клиентов, наличие чувствительности к стоимости услуг, а также неготовность к восприятию новых управленческих технологий;

4) Дисбаланс импортного и экспортного грузопотоков: они не пересекаются. Экспорт, как правило, идет из соответствующих регионов по коротким, проверенным путям в направлении портов, а импорт концентрируется в нескольких национальных центрах, откуда расходится по регионам;

5) Сложные, а часто и неэффективные таможенные процедуры снижают конкурентоспособность российских перевозок;

6) Инфраструктурное отставание регионов объясняется не только

отсутствием необходимой инфраструктуры, но и достаточным объемом необходимых грузопотоков, обеспечивающих рентабельность;

7) Неразвитость российского рынка аутсорсинга;

8) Отсутствие адекватной законодательной базы.

Наша страна располагает мощной транспортной системой, в которую входят железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный транспорт, каждый из этих видов транспорта обеспечивает нормальную и эффективную работу всех отраслей народного хозяйства.

Рассмотрим особенности различных видов транспорта и их сферы эффективного использования (табл. 2) [4].

Таблица 2

Особенности различных видов транспорта [4]

№ п/п Виды транс порта Преимущества Недостатки Сфера примен ения

1 Желез но- дорож ный Достаточно высокая способность в пропуске и прохождении товаров; низкая себестоимость перевозок; регулярность в перевозки Большие затраты на сооружение и содержание путей; большие затраты металла не ограни чена

2 Морск ой Способность в обеспечении межконтинентальных перевозок грузов; низкая себестоимость; практически не ограничена пропускная способность Зависимость от климатических и географических навигационных условий; не ограни чена

3 Речно й Высокая провозная способность; малая себестоимость перевозок; достаточно небольшие материальные вложения на организацию судоходства Зависимость от климатических условий; неравномерность речных глубин; малая скорость перевозки не ограни чена

4 Автом обиль ный Маневренность и подвижность; высокая скорость в доставке грузов; экономичные капиталовложения в освоение грузооборота на коротких расстояниях Низкая производительность труда; плохое состояние дорог На коротк ие расстоя ния

5 Возду шный Высокая скорость доставки; короткие пути маршрута Большая себестоимость, высокие затраты не ограни чена

Роль транспорта в экономике нашей страны огромна. Логистика оказывает разностороннее воздействие на экономическое развитие России.

Россия обладает огромным потенциалом развития, таким же как и транспортная логистика. Чтобы логистика развивалась, необходимо работать в этом направлении, поэтому только разумная государственная политика, системное видение проблем, осмысление происходящего и возможного будущего позволит понять важное значение транспортной инфраструктуры и необходимость ее логистического управления.

Использованные источники:

1. Официальный сайт экспертных групп по обновлению «Стратегии - 2020». Режим доступа: http:// strategy2020 .rian.ru/g19/

2. Собака в пути подрастет. Доставить грузы точно в срок в России проблематично. Режим доступа:http://www.rg.ru/2012/10/02/perevozki.html

3. Шпак А.В. Транспортная логистика: особенности и проблемы развития [Текст]/ А.В. Шпак // Север и рынок: формирование экономического порядка.- 2013.- №35.- С.44а-50

4. Федотенков Д.Г. Основные проблемы и пути развития транспортной логистики [Текст]/ Д.Г. Федотенков // Проблемы современной экономики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). -Челябинск: Два комсомольца.- 2013.- С. 168-171.

Саханский Ю.В., к.т.н.

доцент

Северо-Осетинский государственный педагогический институт Россия, г. Владикавказ МАЛЫЙ БИЗНЕС: ХАРАКТЕРНЫЙ ЧЕРТЫ, ПРЕИМУЩЕСТВА, ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ В

СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ

Рассмотрено современное состояние малого бизнеса в Северной Осетии. Проанализированы факторы, определяющие эффективность его работы, выведена динамика его развития с учётом возникающих проблем. Предложены пути решения проблем малого бизнеса в Северной Осетии.

Ключевые слова: малый бизнес, Северная Осетия.

Как показывает опыт развитых стран, малое предпринимательство играет весьма важную роль в экономике. Развитие малого предпринимательства влечет за собой насыщение рынка необходимыми товарами и услугами, способствует снижению безработицы и созданию новых рабочих мест, улучшает национальное благосостояние страны, ее конкурентоспособность и мировое значение.

По результатам исследования, проведенным ООН в 2014 году, в мире в сфере малого бизнеса заняты около 50 % населения, при этом общее количество малых предприятий в мире оценивается в пределах 53-55 млн., которые обеспечивают 75 % новых рабочих мест. При этом малый бизнес представляет собой основу, на которой осуществляется построение развитой государственной или частной крупной хозяйственной системы, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Малый бизнес, или малое предпринимательство, являет собой самую многочисленную прослойку общества в почти любом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.