Научная статья на тему 'Особенности и проблемы развития рынка аквапарков в России'

Особенности и проблемы развития рынка аквапарков в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1147
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКВАПАРК / РЫНОК АКВАПАРКОВ / ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА / СПРОС / ДОХОДНОСТЬ / WATER PARK / WATER PARK MARKET / PRICING POLICY / DEMAND / PROFITABILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Решетников Александр Максимович,

В данной работе рассматривается российский рынок аквапарков. Предмет исследования: особенности и проблемы развития отрасли. Цель работы заключается в выявлении и анализе особенностей и проблем функционирования аквапарков в России. Приоритетными задачами определены описание текущей ситуации на рынке, ценовой политики субъектов рынка, особенностей спроса и уровня доходности отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Решетников Александр Максимович,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities and problems of development of market of water parks in Russia

This paper discusses the Russian market of water parks. Subject of research: features and problems of industry development. The aim of the work is to identify and analyze the features and problems of functioning of water parks in Russia. The priority tasks are the description of the current situation in the market, the pricing policy of market participants, the features of demand and the level of profitability of the industry.

Текст научной работы на тему «Особенности и проблемы развития рынка аквапарков в России»

Особенности и проблемы развития рынка аквапарков в России Peculiarities and problems of development of market of water parks in Russia

Решетников Александр Максимович

Студент 3 курса

Факультет Международный туризм, спорт и гостиничный бизнес ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ»

Россия, г. Москва e-mail: alexreshka@mail.ru

Reshetnikov Aleksandr Maksimovich

Student 3 term

Faculty of International tourism, sports business and hotel industry

FGIBU VO "Financial University under the Government of the RF"

Russia, Moscow e-mail: alexreshka@mail.ru

Научный руководитель Иванова Ю. О.

старший преподаватель ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ»

Россия, г. Москва e-mail: yuoivanova@fa.ru

Scientific adviser Y.O. Ivanova

senior lecturer

FGIBU VO "Financial University under the Government of the RF"

Russia, Moscow e-mail: yuoivanova@fa.ru

Аннотация.

в данной работе рассматривается российский рынок аквапарков. Предмет исследования: особенности и проблемы развития отрасли. Цель работы заключается в выявлении и анализе особенностей и проблем функционирования аквапарков в России. Приоритетными задачами определены описание текущей ситуации на рынке, ценовой политики субъектов рынка, особенностей спроса и уровня доходности отрасли.

Annotation.

this paper discusses the Russian market of water parks. Subject of research: features and problems of industry development. The aim of the work is to identify and analyze the features and problems of functioning of water parks in Russia. The priority tasks are the description of the current situation in the market, the pricing policy of market participants, the features of demand and the level of profitability of the industry.

Ключевые слова: аквапарк, рынок аквапарков, ценовая политика, спрос, доходность.

Key words: water park, water park market, pricing policy, demand, profitability.

Одним из видов активного отдыха людей на сегодняшний день является поход в аквапарк. Это крайне необычный вид отдыха, не похожий на какой-либо другой, сочетающий в себе плавание, горки, экстрим и т.д. Аквапарки пользуются большой популярностью среди населения, даже несмотря на дороговизну услуги. При этом в нашей стране аквапарков не так много, как в некоторых других странах, и предложение явно уступает спросу на рынке аквапарков.

Как известно, проектирование и строительство аквапарка — процесс не быстрый и не простой. Кроме того, существует целый ряд достаточно жестких требований к безопасности, которые установлены на государственном уровне и которые необходимо учитывать при строительстве аквапарка. При этом важно

отметить, что на сегодняшний день в России каких-либо лицензий для открытия аквапарка не требуется, необходимо лишь получить разрешение Комитета по градостроительству и архитектуре, а также разрешения СЭС и Госпожнадзора, которые необходимы для обеспечения и соблюдения гигиены и пожарной безопасности на аттракционах, горках и бассейнах.

По состоянию на 2018 год, в нашей стране ведут свою деятельность около 70 аквапарков. Подавляющее большинство аквапарков находится в городах с численностью населения более 500 тысяч человек. Исключением являются города-курорты, численность населения в которых обычно не превышает 100 тысяч человек, но при этом в них ежегодно приезжает большой поток туристов.

Немаловажным факторов являются климатические условия в нашей стране, которые повлияли на конструктивный тип возводимых аквапарков. На территории южных регионов России преобладают открытые аквапарки, а во всех остальных — аквапарки крытого типа [2]. Как правило, большинство из последних имеет занимаемую площадь от 2 500 до 6 000 квадратных метров. Помимо этого, многие крытые аквапарки предоставляют своим клиентам различные дополнительные развлекательные услуги: бильярд, боулинг, тренажерный зал и т.д. В то же время важно отметить, что крытые аквапарки имеют возможность работать круглый год.

Если говорить об аквапарках открытого типа, то они чаще всего располагаются на периферии или за городом, вблизи естественных водоемов. Также открытые аквапарки стараются размещать недалеко от оживленной магистрали, чтобы они имели высокую визуальную доступность. Их средняя площадь обычно составляет от двух до четырех гектар. Особенность аквапарков открытого типа заключается в большом количестве бассейнов и водных горок. Отличие таких аквапарков заключается в серьезной зависимости от фактора сезонности, они обычно работают только с мая по сентябрь.

Историческое развитие строительства аквапарков в нашей стране произошло в начале и середине 2000-х годов [1]. В то время, в России ежегодно вводили в эксплуатацию около 3 аквапарков. Темпы роста отрасли были одними из самых высоких на континенте — 7,1%, что может быть следствием роста благосостояния россиян и повышенным интересом к водно -развлекательным комплексам. Но при этом, обеспеченность населения аквапарками в России сегодня значительно уступает более развитым странам. Если в Европе и США на 1 крытый аквапарк в среднем приходится около 300 тысяч человек, то в нашей стране — почти 3 млн. человек, что свидетельствует о низком показателе предложения на рынке.

Важно отметить и то, что на сегодняшний день в России более половины (63%) функционирующих аквапарков находятся лишь в четырех регионах: Москва, Республика Крым, Краснодарский край и Санкт-Петербург. Причина такой концентрации аквапарков заключается в близости потенциального потребителя (климатические условия и финансовые возможности).

Прочие регионы 37%

Республика Крым...

Краснодарский край 33%

Москва 12%

Санкт-петербург 6%

Краснодарский край ■ Москва Санкт-петербург -Республика Крым —Прочие регионы

Рисунок 1. Распределение аквапарков России по регионам

При проведении анализа стоимости билетов в крупных закрытых аквапарках России был сделан вывод об отсутствии какой-либо единой системы ценообразования: каждый аквапарк разрабатывает собственную ценовую политику и условия посещения для взрослых и детей. Однако, при формировании цены входного билета все-таки есть несколько особенностей.

Во-первых, стоимость билета в крупных аквапарках значительно выше стоимости их конкурентов. Это может объясняться тем, что в них присутствует больше всяких горок, детских площадок, бассейнов и мест отдыха, нежели в маленьких аквапарках. Также, в цену билета зачастую включают питание и анимационную программу.

Во-вторых, все аквапарки применяют деление дней недели на будние и выходные. Как правило, в выходные дни количество желающих отдохнуть в аквапарках увеличивается, что находит отражение в стоимости входного билета в сторону его увеличения. В среднем стоимость в выходные дни увеличивается в 1,2—1,5 раза.

Кроме того, практически во всех аквапарках происходит разделение посетителей на возрастные категории, что непосредственно оказывает влияние на цену входного билета (разница может составлять 1,5-2 раза). Например, в одном из самых известных и дорогих аквапарков города Москвы, аквапарке «Карибия», стоимость посещения на весь день в будни составляет 2500 рублей для взрослого, в то время как для ребенка -1200 рублей [3].

В ряде аквапарков стоимость варьируется от времени суток посещения. В некоторых случаях рабочий день разбивается на несколько периодов, при этом первая половина дня дешевле второй. Другим примером является установка стоимости на ограниченное количество часов пребывания в аквапарке, после истечения которых оплата идет поминутно или же взимается за полный день.

Если рассматривать открытые аквапарки, то крупнейшие из них находятся в курортных городах и поселках черноморского побережья России. Основными посетителями данных аквапарков являются туристы, которые обуславливающие специфику их деятельности. Определяющим фактором является размер туристского потока: наибольшая стоимость билета отмечается в период пика сезона (июль-август), когда количество туристов достигает максимальных значений. В период начала сезона (май-июнь) и конца сезона (сентябрь-октябрь) стоимость входного билета на порядок ниже.

Кроме того, при формировании цены билета учитывается популярность курорта. Например, несмотря на внушительный размер аквапарка «Банановая республика» в г. Евпатория (44 тыс. кв. м), стоимость билета за весь день как для взрослого, так и для ребенка составляет 650 руб. [4]. В то же время, цена билета в аквапарк «Золотой пляж» в г-к. Анапа (14 тыс. кв. м) составляет для взрослого — 1 200 руб., для ребенка — 900 руб. [5].

Во всех аквапарках стоимость варьируется от времени суток и длительности посещения. При этом первая половина дня, как и в закрытых аквапарках, дешевле второй.

В большинстве аквапарков также имеется деление посетителей на возрастные группы, однако, разница в стоимости не превышает 1,5 раз. С другой стороны, ввиду ограниченного времени работы в открытых аквапарках отсутствует деление на будние и праздничные дни.

В нашей стране аквапарки стали пользоваться популярностью среди населения лишь в последние 13-15 лет. Как говорилось ранее, этому способствовал рост благосостояния населения, а также широкое распространение активного отдыха в России. За это время отрасль развлечений в целом демонстрировала большие темпы роста, что стимулировало многих бизнесменов открывать собственные аквапарки.

При этом наряду с повышением заинтересованности населения был отмечен и рост предпочтений потребителя к качеству аквапарков в сторону новых современных форматов. Но в то же время слабый уровень конкуренции и достаточно высокая постоянная загрузка отрицательно сказались на ожиданиях посетителей.

Важнейшей особенностью спроса на рынке аквапарков является серьезная зависимость от фактора сезонности, проявляющийся в постоянных и колоссальных изменениях количества посетителей в разные месяцы (годовая сезонность) и дни недели (недельная сезонность).

Для открытых аквапарков в течение года можно выделить высокий и средний сезоны спроса, которые определяются климатическими особенностями России. Сезоном высокого уровня спроса считаются июль и август, являющиеся самыми жаркими месяцами в году. Это традиционный период отпусков и каникул, когда большая часть населения стремится к водоемам. Уровень заполняемости аквапарков в период высокого сезона приближается к 100%.

Так называемый «средний» сезон, когда спрос демонстрирует средние значения, у открытых аквапарков длится с середины мая по начало июня и с сентября по начало октября. В данный период посещаемость аквапарков несколько уступает периоду высокого спроса и они заполняются в среднем на 40-70%. В оставшееся время открытые аквапарки не функционируют по причине неблагоприятных погодных условий (низкая температура воздуха, осадки, ветер и т.д.).

Аквапарки крытого типа подвержены серьезному влиянию недельной сезонности. В будни дни недели они практически не заполняются ил заполняются слабо, если речь идет о летнем периоде. Более активно посетители начинают приходит в пятницу вечером, выходные и праздничные дни. Пиковое время посещения приходится на полдень и вечер.

Любой бизнес, связанный с оказанием развлекательных услуг обществу, испытывает достаточно сильное влияние экономических потрясений, поскольку если уровень дохода населения падает, то оно вынуждено отказываться от дорогостоящих развлечений [17]. Не исключением является и аквапарк, который также является очень чувствительным к внешним факторам. Поэтому при создании такого бизнеса как аквапарк необходимо учитывать данный факт и закладывать соответствующие риски на этапе планирования.

На сегодняшний день аквапарки являются одним из самых доходных сегментов развлекательной недвижимости. Это связано с наличием потенциального рынка и неудовлетворенностью спроса. По итогам 2017 г. емкость рынка российских аквапарков составила около 40 млрд. руб.

Однако, несмотря на привлекательность данного сегмента, активность ввода аквапарков в последние годы сократилась. Причиной этому является высокие инвестиционные затраты, а также особенности управления объектом. В среднем стоимость строительства крытого аквапарка находится в диапазоне 60-80 тыс. руб. за 1 кв. м, а оптимальная площадь должна быть не менее 5 000 кв. м. Кроме того, аквапарк занимает достаточно большой земельный участок, приобрести который в центральной части города практически невозможно по причине высокой стоимости или отсутствия такового. Это приводит к тому, что большая часть аквапарков располагается за пределами городов или в периферийных районах, где отсутствует необходимая инженерная инфраструктура, как следствие, увеличение инвестиций за счет создания инфраструктуры. В среднем срок окупаемости аквапарка составляет 4-6 лет.

По итогам проведенного исследования можно сделать сразу несколько выводов. Во-первых, отмечено то, что рынок аквапарков в России активно развивается лишь последние 15 лет. На сегодняшний день зарегистрировано около 70 аквапарков, но при этом уровень предложения в России по-прежнему значительно уступает соответствующему показателю во многих странах мира. Кроме того, выявлено несколько важных

особенностей формирования спроса, среди которых серьезная зависимость от фактора сезонности. При анализе доходности оказалось, что аквапарки на сегодняшний день являются одним из самых доходных сегментов развлекательной недвижимости, что, безусловно, делает его привлекательным для создания нового бизнеса.

Список используемой литературы:

1. Бабкин А.В. Специальные виды туризма. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. — 252 с

2. Хасиева, С.А.Архитектура городской среды / С.А. Хасиева/ М.,Стройиздат, 2015.

3. Официальный сайт аквапарка «Карибия» [Электронный ресурс]. URL: https://karibiYa.ru (Дата обращения: 15.07.2019 г.)

4. Официальный сайт аквапарка «Банановая республика» [Электронный ресурс]. URL: https://akvarespublika.com (Дата обращения: 16.07.2019 г.)

5. Официальный сайт аквапарка «Золотой пляж» [Электронный ресурс]. URL: https ://anapa-akvapark. ru (Дата обращения: 16.07.2019 г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.