Научная статья на тему 'Особенности и проблемы методики преподавания экономических дисциплин'

Особенности и проблемы методики преподавания экономических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
807
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕПОДАВАНИЕ / ЭКОНОМИКА / ДИСЦИПЛИНА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ACTIVITY / TEACHING / ECONOMY / DISCIPLINE / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никифорова Елена Владимировна, Шнайдер Ольга Владимировна

В статье раскрывается методика преподавания экономических дисциплин с учётом требований реального времени. Компетентностный подход предполагает развитие у обучаемого специализированных качеств, обеспечивающих его способность плодотворно участвовать в профессиональной деятельности, адекватно реагировать на вызовы времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES AND PROBLEMS OF THE METHODS OF TEACHING ECONOMIC DISCIPLINES

The article describes the methods of teaching economic disciplines, taking into account real-time requirements. Competence-based approach involves the development of a student specialized qualities that ensure its ability to effectively participate in professional activities, to respond adequately to the challenges of the time.

Текст научной работы на тему «Особенности и проблемы методики преподавания экономических дисциплин»

УДК 378

ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

© 2014

Е.В. Никифорова, доктор экономических наук, профессор Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва (Россия) О.В. Шнайдер, кандидат экономических наук, профессор кафедры

«Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация: в статье раскрывается методика преподавания экономических дисциплин с учётом требований реального времени. Компетентностный подход предполагает развитие у обучаемого специализированных качеств, обеспечивающих его способность плодотворно участвовать в профессиональной деятельности, адекватно реагировать на вызовы времени.

Ключевые слова: деятельность, преподавание, экономика, дисциплина, компетентность.

Ориентируясь на современные требования в Государственных образовательных стандартах специальностей «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Менеджмент организации» блок экономических дисциплин занимает особое место. Задачи, стоящие при подготовке студентов-экономистов, определяют необходимость ознакомления с теорией и получения навыков использования локальных и удаленных данных, содержащих коммерческую, финансовую и экономико-статистическую информацию, быть компетентными во всех вопросах экономики. Вопрос о компетентности специалистов встает еще более остро, так как речь идет об их профессиональном становлении, ориентированного на сложность функционирования и высокую конкуренцию. Несмотря на то, что термин «компетентность», отображающий современные требования к итогу образования, пришел из западной педагогической мысли и неразрывно связан с философией успеха, он характеризует успешную профессиональную деятельность, являясь ожидаемым результатом и критерием качества образования.

В литературе существует многовариантность понятия компетенция и компетентный. Так, например, в словаре Ожегова [5, с.288] эти термины трактуются следующим образом: компетенция - это круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; круг чьих-нибудь полномочий, прав. Компетентный - это знающий, осведомленный, авторитетный в какой-либо области; обладающий компетенцией. В словаре «Профессиональное образование» дается следующее определение [1, с. 130-131]: компетентность: - мера соответствий знаний, умений и опыта лиц определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем; область полномочий управляющего органа, должностного лица; круг вопросов, по которым они обладают правом. Компетенция -это круг полномочий, прав и обязанностей конкретного государственного органа; круг вопросов, в которых данное должностное лицо обладает познаниями, опытом.

Другие авторы считают, что под «компетенцией» понимается приобретаемое в результате образовательного процесса качество, которое определяется через другие, привычные для носителя русского языка, понятия [1, с.7].

Современные условия способствуют расширению компетентного выбора каждой личностью своего жизненного пути, и эту возможность подтверждает происходящие в России изменения в системы образования.

В соответствии со статьей 2 Закона РФ «Об образовании» одним из принципов государственной политики в области образования является своеобразное развитие личности, где общая цель конкретизируется в виде адекватных ей задач: формирование в сознании студентов научной картины мира; философско-мировозренческая ориентация студентов в понимании смысла жизни, своей уникальности и ценности; приобщение к системе культурных ценностей, выражающих богатство обще-

человеческой и национальной культуры, формирование личного отношения к ним; усвоение общечеловеческих норм гуманизма (истинны, справедливости, добра, взаимопонимания, сочувствия, милосердия), следования им в жизни и культивирование интеллигентности как значимого личного качества; культивирование отношения к труду как социально и личностного значимой потребности [3, с.166].

Акцентируя внимание на компетентностном подходе, предполагающем развитие у обучаемого специализированных качеств, обеспечивающих его способность плодотворно участвовать в профессиональной деятельности и адекватно реагировать на вызовы времени, необходимо отметить, что данный вопрос злободневен и своевременен.

Исходя из того, что процесс формирования компетенций не может осуществляться пассивными методами, необходимо пересмотреть подходы ко всем составляющим образовательного процесса, а также формам проведения занятий. Следует учесть, что изменение образовательного процесса влечет за собой изменения в характере взаимодействия преподавателя и студента. Можно определить, что преподаватель - это лишь координатор данного процесса, а студент - активный участник процесса обучения. Однозначно, процесс обучения должен быть нацелен на способность студентов оперативно проанализировать полученную информацию, проявив при этом способность самостоятельно ориентироваться в много аспектном потоке информации, формулировать и обобщать цели, задачи деятельности и принимать адекватные решения.

Методика изучения экономического анализа как основного инструмента системы управления, постоянно меняется с учётом изменений, как страны, так и всего мира в целом. Это обусловлено тем, что на основе аналитической информации проводится планирование, бюджетирование, инжиниринг и реинжиниринг бизнеса, слияние и поглощение бизнеса антикризисное управление, реструктуризация предприятий и организаций.

Исходя из того что руководителю будь то крупной или мелкой организация приходится задумываться о ее финансовом состоянии, финансовых результатах, финансовой устойчивости, стабильности, конкурентоспособности, при этом необходимо оценивать и принимать управленческие решения, искать пути улучшения работы организации, он непосредственно занимается анализом финансово - хозяйственной деятельности. Результат его работы будет зависеть от того насколько ему знакомы традиционно используемые на практике или новые методы экономического анализа, насколько он владеет ими и специализирован для их практического применения. Знания методов и приемов экономического анализа необходимы не только руководителям, но и другим категориям сотрудников для того чтобы управлять финансово - хозяйственной деятельностью организации квалифицированно, профессионально, экономически оправдано, рационально и эффективно.

Достижение финансовой устойчивости, наращение прибыли, повышение эффективности деятельности является основополагающей целью управления бизнесом. Для поиска всевозможных средств, возможностей и резервов улучшения работы организации, повышения конкурентоспособности, улучшения финансового состояния и результатов, оптимизации планирования необходимо иметь навыки в экономическом анализе, что подтверждается практической значимостью данной науки.

Анализ это расчленение чего то целого на составные части с последующим их анализом, а для полного представления об объекте необходимо соединение элементов объекта в целое, что означает синтез (от греческого synthesis) - соединение. Таким образом, анализ завершается синтезом и основные приемы мышления (анализ и синтез) используются во взаимосвязи с последующим обобщением результатов изучения частей с целью качественного улучшения объекта [6, 10 с.].

Система специальных знаний входящих в экономический анализ, неразрывно связанна: с использованием экономических процессов, в их взаимосвязи друг с другом, которые возникают:

- вследствие объективных экономических законов и факторов объективного и субъективного характера;

- с научным обоснованием бизнес - планов, инвестиционной политики, с беспристрастной оценкой их выполнения;

- с определением отрицательных и положительных воздействий различного рода и направления факторов;

- с поиском неиспользованных финансово - хозяйственных возможностей;

- с минимизацией рисков и управление ими;

- с обобщением полученных результатов и принятием оптимальных управленческих решений.

Первоочередным в изучении экономического анализа и его основных элементов являются уже имеющиеся навыки - это умение логически мыслить, обосновывать свои решения и убедительно подтверждать их значение [7, 8, 9]. Не следует опускать навыки успешной совместной работы с другими людьми (в команде), которые позволяют создать эффективную взаимозависимость при взаимодействии друг с другом. Одним из важных навыков является умение общаться, т.е. «эмпатическое общение» [10, 11, 13]. Надлежит обратить внимание и на навыки постоянного совершенствования, создающие восходящую спираль роста, поднимающие человека на новые вершины.

Так Стивен Кови выделил несколько навыков эффективного человека: навыки проактивности; целеполага-ния; эффективного самоуправления; межличностного лидерства; эмпатического общения; достижения синергии; постоянного совершенствования [4]. Следует заметить, что их можно использовать как фундамент в изучении экономического анализа и его основных элементов.

В заключении статьи необходимо заметить, что мотивация изучения экономического анализа для будущего или уже действующего специалиста высока. Так как в процессе изучения данной дисциплины он может в реальной возможности применить полученные навыки на практике [14-23]. Но, если какое-либо теоретическое положение, концепция будут усвоены неверно, обнаружить ошибку и оперативно ее исправить в ходе дальнейшего обучения, а тем более, во время работы, будет не трудно, хотя экономические потери при этом неизбежны. Изучение экономического анализа способствует получению определенных навыков, выделению значимых концепций и грамотной ориентации в экономических явлениях, что обуславливается новыми социально-экономическими условиями и требованиями к специалисту, владеющему системой профессиональных знаний и способного к индивидуальной творческой деятельности, самообразованию, повышению своего интеллектуального и культурного уровня.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М.: НМЦ СПО, 1999.

2. Карпенко О.М., Луквяненко О.И., Денисович Л.И., Беригодская М.Д. К вопросу о компетентностном подходе в Российском образовании // Инновации в образовании. - 2004. - 6.

3. Козлова Н.В., Берестнева О.Г. Профессиональные компетенции: экспертно-статистический анализ. Вестник Томск. гос. ун-та. - 2007. - 295.

4. Кови С. Семь навыков высокоэффективных людей / Кови С. - Альпина Бизнес Букс, 2009. -384 с.

5. Ожегов С.И., Шведова.Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азбуковник, 1997.

6. Чернов В.А. Экономический анализ: торговля, общественное питание, туристический бизнес: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. М.И. Баканова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 - 686 с.

7. Безвидная О.С. Методические вопросы экономического анализа на различных этапах реорганизации юридических лиц // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 3 (27). С. 47-51.

8. Коростелев А.А. Определение уровней и качества аналитической деятельности управления на основе технологии анализа результатов работы образовательной системы (ТАРРОС) // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 4. С. 153-155.

9. Насакина Л.А. Методы сбора и анализа экономической информации в обосновании стратегических управленческих решений // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2012. № 24. С. 130-136.

10. Доброва В.В. Семантические и психологические особенности функционирования сокращенных форм общения в речи // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2013. № 1 (19). С. 26-32.

11. Коновалова Е.Ю. Использование лингвистических переменных в осуществлении аналитической деятельности управления образовательными системами // Вестник Бурятского государственного университета. 2012. № 1.1. С. 96-102.

12. Мамедова Р.М. О лингвопсихологических основах развития диалогической речи // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 4 (11). С. 187-189.

13. Нестеренко В.М., Ионесов В.И. Некоторых гуманистических основаниях разнообразия и идентичности в системе межкультурной коммуникации // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки.

2012. № 2 (18). С. 148-153.

14. Ярыгина Н.А., Никифорова Е.В. К внедрению новых подходов в изучении экономических дисциплин // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1 (12). С. 298-300.

15. Богунов Л.А. Инновационное в индивидуальном экономическом мышлении: аспекты содержания, формирования и развития // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 3. С. 5-10.

16. Лацко Н.А. Формирование экономической компетентности будущих специалистов как фактора их профессионального саморазвития // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 3. С. 134-136.

17. Корчагин П.В. Исследование проблемы экономического и социального развития территорий в истории экономической науки // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика.

2013. № 2 (28). С. 33-40.

18. Ярыгина Н.А. Современные требования к пре-

подаванию экономических дисциплин // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 2. С. 352-355.

19. Мыхнюк М.И. Цели развития профессиональной культуры преподавателей специальных дисциплин ПТУЗ // Самарский научный вестник. 2013. № 3 (4). С. 63-66.

20. Ярыгин А.Н. Профессиональная мобильность специалиста в контексте межпредметных связей экономических дисциплин // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 3. С. 59-64.

21. Богунов Л.А. Роль экономического мышления сегодня. аспекты реализации // Вестник Поволжского госу-

дарственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2012. № 23. С. 177-180.

22. Лацко Н.А. Определение уровней сформированное™ экономической компетентности специалистов на этапе констатирующего эксперимента // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. № 4 (22). С. 403-407.

23. Ярыгина Н.А. Формирование профессиональных компетенций студентов экономических специальностей посредством инновационных методов преподавания // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 4 (11). С. 342-344.

FEATURES AND PROBLEMS OF THE METHODS OF TEACHING ECONOMIC DISCIPLINES

© 2014

E.V. Nikiforova, doctor of economic Sciences, Professor

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow (Russia) O.V. Schneider, candidate of economic Sciences, Professor of Department "Accounting, analysis and audit",

Togliatti state University, Togliatti (Russia)

Annotation: The article describes the methods of teaching economic disciplines, taking into account real-time requirements. Competence-based approach involves the development of a student specialized qualities that ensure its ability to effectively participate in professional activities, to respond adequately to the challenges of the time. Keywords: activity, teaching, economy, discipline, competence.

УДК 336.77:63

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СЕЛЬСКОЙ КРЕДИТНОЙ КООПЕРАЦИИ В УКРАИНЕ

© 2014

Е.А. Олейник, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Маркетинг и управление бизнесом» Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины, Умань (Украина)

Аннотация: В статье рассмотрены предпосылки и особенности формирования системы сельской кредитной кооперации в Украине. Проведенное исследование позволяет утверждать, что для улучшения финансово-кредитной поддержки сельскохозяйственных предприятий Украины необходимо обеспечить создание сельских кредитных кооперативов для формирования жизнеспособного конкурентоспособного сельского хозяйства.

Ключевые слова: сельскохозяйственные предприятия, сельский кредитный кооператив, система кредитной кооперации, финансово-кредитная поддержка сельскохозяйственных предприятий.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Особенность сельского хозяйства как отрасли требует особого отношения к финансированию хозяйственных операций сельскохозяйственных предприятий. Поскольку данные предприятия обеспечены собственными оборотными средствами в недостаточном объеме, необходимом для финансирования расходов текущего года под будущий урожай, создание минимальных страховых запасов кормов, материалов и других ценностей, то постоянно возникающая в процессе их деятельности дополнительная потребность в оборотных средствах, обусловленная сезонным характером производства, покрывается краткосрочным банковским кредитом.

Чрезвычайно важной проблемой для сельскохозяйственных предприятий является вопрос достаточного финансово-кредитного обеспечения, которое бы обеспечивало создание благоприятных условий хозяйствования и развития в будущем. При нынешних условиях, перед сельскохозяйственными предприятиями стоит важная задача - как привлечь необходимые финансово-кредитные ресурсы и эффективно их использовать.

В масштабах экономики страны сезонные потребности в дополнительных средствах одних отраслей народного хозяйства сопровождаются возникновением свободных средств в других отраслях, что создает экономическую основу для перераспределения денежных средств между различными отраслями народного хозяйства с помощью кредита.

Сегодня в Украине предприятия и предприниматели в сельской местности по объективным причинам (отсутствие ликвидного обеспечения, кредитной истории) не могут рассчитывать на получение достаточной банков-

ской поддержки, то есть удовлетворение их потребностей должно быть возложено на небанковские финансовые институты, а именно - кредитные кооперативы.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Теоретическим, методическим и практическим вопросам формирования системы сельской кредитной кооперации посвящено значительное количество трудов в экономической науке. Среди исследований отечественных ученых эти проблемы освещают в своих работах Алексейчук В. М., Гудзь Е. Е., Гришова И.Ю., Демьяненко М. Я., Малик М. И., Месель-Веселяк М. Г., Пантелеймоненко А. О., Саблук П. Т., Стецюк П. А., Чирва О. Г. Разнообразие взглядов свидетельствует о сложности проблемы и отсутствии систематизированных концепций ее решения.

Формирование целей статьи (постановка задания). Исследование особенностей формирования системы сельской кредитной кооперации в Украине.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Необходимо заметить, что кредитная кооперация как разновидность кооперации основывается на принципах самоуправления, взаимной ответственности по обязательствам и взаимной помощи, то есть масштабных материальных, финансовых и других затрат от государства она не требует. В то же время, со стороны государственной власти необходимые меры по институциональному укреплению и функциональному развитию сельской кредитной кооперации, что позволит сельскохозяйственным предприятиям быстрее стать на ноги и найти необходимый для них социально-экономический

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.